Цель этого проекта - познакомиться с изображением трудностей послевоенного времени в русской литературе на примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_poslevoennogo_vremeni.docx | 31.94 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» филиал в с. Крутец
Трудности послевоенного времени (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
Автор: Медведев Данила
обучающийся 6 класса
Руководитель: Ненахова Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы
2017 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..3
Цель, задачи, предмет изучения, гипотеза, способы и методы изучения….…………………………………………………………………..3
Глава 1. Последствия войны……………………………………………….4
Глава 2. Изображение трудностей послевоенного времени в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»…………………………………….4
Заключение ……..………………………………………………………..… 5
Вывод………………………………………………………………………... 6
Литература …..….…………………………………………………….……. .7
Введение
Великая Отечественная война была тяжелейшей из всех войн мировой истории. Она унесла около 27 млн. жизней советских людей. За 1941-1945 гг. было полностью или частично уничтожено и разграблено множество городов и деревень, промышленных предприятий, колхозов, совхозов и других объектов. Победа в войне досталась СССР очень тяжелой ценой. (слайд 1)
Главная послевоенная задача заключалась в восстановлении народного хозяйства.(слайд 2)
Цель проекта: познакомиться с изображением трудностей послевоенного времени в русской литературе на примере рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».
Задачи:
1. Познакомиться с рассказом В.Г.Распутина «Уроки французского».
2. Проанализировать и выбрать нужную информацию и представить её в виде презентации.
Предмет изучения: рассказ В.Г.Распутина «Уроки французского»
Гипотеза: я предполагаю, что война приносит множество страданий и оказывает огромное влияние на положение населения страны
Способы и методы изучения: изучение и анализ разных источников литературы.
Горе и беду приносит война всем людям, но особенно страдают от нее дети. Война забирает у них отцов и старших братьев, лишает их главного богатства — детства. Тяжелы и суровы также годы после войны, запомнившиеся многим борьбой с разрухой и голодом. ( слайд 3)
Из рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского», написанном в 1973 г., (слайд 4) мы узнаём, насколько трудной и суровой была жизнь после окончания Великой Отечественной войны. Не хватало самого необходимого, везде царили голод и разруха, люди прилагали все усилия, чтобы выжить.
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 г. Ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. ( слайд 5,6,7) Именно поэтому в произведениях В. Г. Распутина большое место занимает проблема детей в это тяжелое для страны время.
В рассказе Распутина «Уроки французского» описываются события, которые происходили в сорок восьмом году. Только что закончилась война, страна была наполовину разрушена. Заводы, фабрики едва начали подниматься, и до высокого уровня жизни было еще невероятно далеко. Особенно тяжело переживала это время русская деревня, потерявшая на войне своих мужиков-кормильцев. Основные работы в деревне выполняли женщины, привыкшие за годы войны выносить на своих плечах не только заботу о собственных детях, но и заботу об огромной стране.
В рассказе не ставятся сложные политические вопросы, в нём рассказывается о жизни маленького мальчика, который жил в семье, лишившейся отца во время войны. Семья испытывает серьезные трудности. Мать работает в колхозе за трудодни и ей нечем прокормить своих детей.
Сложно жилось людям в деревне в сорок восьмом году. «Голод в тот год еще не отпустил», а в колхозе работникам платили не деньгами, а продуктами, которых было мало. Главный герой рассказа говорит: «Жили мы без отца, жили совсем плохо, и... хуже уже не будет — некуда». Весной, «когда пришлось особенно туго», мальчик придумал свой способ борьбы с голодом. Они с сестренкой глотали глазки проросшей картошки и зерна ржи и овса, «чтобы развести посадки в животе». Ведро картошки казалось настоящим богатством.
Для того чтобы продолжить обучение, мальчику пришлось уехать из деревни в город, в районный центр. Здесь тоже была актуальной проблема обеспечения продуктами, однако голод в городе «совсем не походил на голод в деревне». На сельских полях, огородах, перелесках «можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица». В незнакомом городе для маленького героя «все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля». Мальчику приходилось в прямом смысле бороться за жизнь, чтобы не умереть с голоду. Тяжело ему пришлось вдали от родных. Он постоянно недоедал, так как посылок, передаваемых матерью, хватало на два-три дня, да и «ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набирала в «баночку творогу...». Частенько едой мальчику служил «гольный кипяточек». Денег на одежду тоже не было, поэтому главный герой ходил в школу «в старом, застиранном пиджачишке... который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах».
Чтобы выжить, ему приходилось играть на деньги. Тот скудный паек, который мать присылала ему на неделю из деревни, подворовывал кто-то из большой семьи тетки, у которой он жил, а самому покупать хлеб было не на что. Чтобы заработать себе на кусок хлеба и стакан молока, одиннадцатилетнему герою рассказа приходится играть в запретную игру на деньги, рискуя быть изгнанным из школы самым позорным образом.
Случайно узнавшая ситуацию учительница французского Лидия Михайловна сделала попытку подкормить ученика, но гордость и стеснение не позволяли мальчику согласиться на это. Тогда Лидия Михайловна, понимая, что мальчику нужно учиться, а для этого просто-напросто не голодать, прислала ему посылку, но он сразу понял, что это не от матери: у них в деревне никогда не бывало макарон и гематогена, да у матери и денег нет на такое богатство.
Поскольку мальчик от посылки отказался, учительница стала играть с ним на деньги и специально проигрывать. Опять у героя стала появляться возможность покупать молоко и, закрывая глаза от удовольствия, он выпивал его: «Ничего, жить можно было, а в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время».
Но однажды на шум вошел директор и увидел игру учительницы и ученика на деньги и посчитал это преступлением, растлением и совращением. Конечно, он не захотел разобраться в причинах поведения учительницы. А мальчик на всю жизнь запомнил трубочки макарон и три красных яблока, которые он видел «только на картинках, но догадался, что это они».(слайд 8)
Заключение: Но, несмотря на все трудности, мальчик не потерял гордости, целеустремленности, чувства собственного достоинства. Я уверен, что эти качества помогут ему достичь поставленной цели — получить образование и стать хорошим человеком.
Сегодня магазины пестрят изобилием всевозможных продуктов. Конечно, не все имеют возможность покупать деликатесы, но и с голоду сейчас не умрешь. Однако прочитав рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского», я теперь по-другому отношусь даже к обыкновенному хлебу, который, как оказалось, действительно «всему голова».
Вывод: Я думаю, нам нужно чаще вспоминать о нелегкой жизни ребят в военное и послевоенное время, чтобы больше ценить то, что имеем.
Источники
1. В.Г.Распутин «Уроки французского». Литература, учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, часть 1, п/р В.Я.Коровиной (Москва, «Просвещение», 2009)
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
Позвольте, я вам помогу
Смекалка против Змея-Горыныча
Рисуем кактусы акварелью
Император Акбар и Бирбал
Денис-изобретатель (отрывок)