Автор исследовательской работы "Мои ровесники в русской литературе ХХ века" - победитель V школьной научно-практической конференции "Завтра рождается сегодня" (2017г.) выразил свой взгляд на ровесника, каким он показан в рассказе В.Г. Распутина "Уроки французского" и в повести В.Железникова "Чучело".
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Исинская средняя общеобразовательная школа»
Реферативно-исследовательская работа
« Мои ровесники в русской литературе»
Выполнил: Прокопович Сергей
ученик 6 класса МБОУ «Исинская СОШ»
Руководитель: Шутова Лидия Михайловна
учитель русского языка и литературы
2016-2017 учебный год
Оглавление
Введение …. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Основная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Приложение ……. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
1
Введение.
Почему я выбрал тему «Мои ровесники в русской литературе»? Всё очень просто. Во-первых, литература – это самый верный источник знаний, в художественных произведениях, как в зеркале, писатели отражают реальную действительность, создают правдивые образы героев, их характеры, хорошие и плохие поступки, так и в жизни бывает, поэтому, если хочешь заглянуть в прошлое, поразмыслить о настоящем, возможно, предугадать будущее, обратиться нужно к литературе.
Во-вторых, очень часто приходиться слышать от взрослых детям: мы в твои годы… А что собственно в мои годы было у взрослых? Что такого особенного было у них в детстве? Есть ли различия их детства от моего и моих ровесников? А если есть, то какие? Выяснить этот вопрос я решил через произведения художественной литературы. Выбор произведений тоже не случайный. Предметом изучения стал рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского» - моя бабушка и дедушка – дети послевоенной поры, они ровесники героям рассказа, и повесть В. Железникова «Чучело» - мама и папа – ровесники героям этого произведения.
Цель исследования
Задачи:
1. Перечитать произведения, герои которых являются ровесниками старших поколений, и на их основе составить портрет моего ровесника 20 века.
2
Основные методы: исследовательский, поисковый.
Основные источники:
- Повесть В. Железникова «Чучело».
- Повесть В. Распутина «Уроки французского».
- Интернет – ресурсы,
- Результаты анкетирования.
3
2. Основная часть
Большинство людей считают, что всё происходит в детстве, формирует взгляды на жизнь, закаляет характер, «делает из человека настоящего человека». Валентин Распутин утверждал, что детство его сделало писателем, так как в раннем возрасте появляется способность «увидеть и почувствовать всё то, что дает затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».
Осмысление же детства, по его словам писателя, приходит позже, писателю ничего не нужно выдумывать, он сам – прототип героя рассказа, лучшего рассказа «Уроки французского». Вот он, мой ровесник послевоенной поры, трудного и в то же время счастливого времени. Герой рассказа чувствует вину перед родителями и учителями в равной степени, задавая себе этот вопрос: почему?
« И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами после». Для него уроки, особенно французского, самого трудного в изучении, общение с учителем Лидией Михайловной и стали уроками жизни, нравственным воспитанием. Рассказчик хочет учиться и ради получения знаний идёт на многое: терпит голод, разлуку с семьёй, унижение от мальчишек, играет на деньги, чтобы купить стакан молока. А мы? Даже начинаешь сомневаться, смогли бы пережить такое? Но характер! Нет, и сейчас мальчишки не потерпят обиду и полезут в драку, как рассказчик, когда его стали бить на пустыре, и не сказали бы правды, откуда синяки.
И вовсе не жизни учимся у героев рассказа, а чувствам, по словам автора произведения, доброты, чистоты, благородства. Ведь рядом с целеустремлённым одиннадцатилетним подростком живут хулиганистые мальчишки, и это тоже мои сверстники, способные на жестокость: «Они били меня по очереди», они плохо учатся в школе.
К сожалению, такие «герои» и сейчас есть среди нас, бывает и гораздо хуже
4
Птахи или Вадика. Как и в жизни, в литературных произведениях добро живёт рядом со злом, хорошее с плохим. И авторы произведений на примере судеб героев показывают нам, читателям, каким надо быть человеком, как можно преодолеть страх, чтобы сохранить в себе настоящее, человеческое. Пусть мальчишка недоедал, тосковал по дому, но он приложил все усилия, чтобы оправдать надежды односельчан, ведь его считали «»учёным человеком», не мог подвести мать, он, самый старший, помог бы матери по дому, а она отправила его в райцентр учиться. Герой преодолел трудности, проявил силу воли, гордость, чувство меры, решительность, оттого закалился его характер. Он на всю жизнь запомнил урок нравственности Лидии Михайловны, которая на себя взяла всю вину, говоря на прощанье: « Учись хорошо и ни в чем не вини себя!», урок доброты.
Да, не случайно Валентин Распутин рассказал историю из детства. Поведение моих ровесников мало чем отличаются от поведения детей послевоенной поры, только вот материальные ценности поменялись. Как радовалась семья ведру картошки! - такое вознаграждение весной получил герой за труд. А нас не могут удивить ни компьютеры, ни телефоны, ни сладости, а уж картошка и подавно. К сожалению, В. Распутин не показал, какими взрослыми стали Птаха и Вадик, сумели ли они стать достойными людьми? Об этом может поразмышлять читатель.
А какими были мои сверстники (как мама и папа) в 70-80 годы? Конечно, нельзя события одного произведения рассматривать как типичное распространённое явление по всей территории страны, но наиболее характерные черты, приметы времени всё же в произведении есть.
Владимир Железников в повести «Чучело» поведал суровую правду из жизни подростков. Опять же: один герой противостоит целой группе, он не такой как все – это шестиклассница Лена Бессольцева, которая жила со своим дедом, «заплаточником». Лена не поняла, почему смеялись над ней одноклассники и прозвали её чучелом. Как можно быть такими жестокими и
5
безжалостными к человеку, который похож сам на себя?! Железников показывает отрицательных героев: Железную Кнопку, самую злую и бессердечную среди одноклассников, Рыжего, который открыто смеялся над Леной, Вальку, который сдавал собак на живодёрну, Шмакову, которая могла остановить одноклассников, сказав правду, но не сделала этого и наслаждалась издёвками над Леной. Казалось бы, вот он, положительный герой, способный защитить Лену - Димка Сомов. Для Лены он совершал добрые поступки - сапоги свои отдал ей и носки, заступался в классе, в обнимку шел с ней по улице. Но именно он - Дима Сомов – трус и предатель, его волнует лишь то, что происходит с ним, а жизнь других людей его не касается.
Димка Сомов рассказал, что класс сбежал с урока литературы, а все подумали на Лену, она стала для них ещё и «предателем». Ещё ужаснее ребята развлеклись, когда сжигают чучело.
Ребята считают это лишь шуткой, лишь игрой, развлечением. А для Лены это мучение, испытание. В горящем чучеле Лена увидела себя. «… Я совсем перестала бояться… Я подумала: если Димка подожжет, то, может быть, я просто умру… Я замерла – ждала в последний раз… Я не выдержала и закричала… Я почувствовала, как огонь охватил меня… Я закричала… Я бросилась к костру… Мне не хотелось, чтобы чучело сгорело. Я сильная стала». В жизни «чучелом» действительно была Лена, а пламенем – злость, ненависть и злоба одноклассников. Ужасная сцена!
« Я пришла на костер одним человеком, а навстречу Димке поднялась совсем другим».
Трусость рождает подлость.
«-У меня спичек нет»,- тихо сказал Димка… - Стоял около чучела, низко опустив голову… ссутулился и казался каким-то маленьким.. он был маленький и некрепкий… упал на колени и низко опустил голову… он чиркнул спичкой… вскочил и торопливо отбежал в сторону».
6
Димка перестал быть её героем, но и одноклассников она не поддержала, когда они уже Димке объявили байкот за его трусость и двоедушие. Одноклассники встали на сторону Лены, её доброта, милосердие изменили одноклассников, а они изменили её.
Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич оставили город, картины, которые он покупал на пенсию, и дом, такой дорогой для сердца дедушки, передали в дар городу. Это произвело на ребят ошеломляющее впечатление. Подаренная классу старинную картину, на которой была изображена прапрабабушка Лены, будто что-то перевернула в душах одноклассников, и тогда ребята по-другому посмотрели на мир. «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил».
На классной доске появились покаянные слова «Чучело, прости нас!». И на всю жизнь потрясет ребят открытие – есть на свете люди, которые «никогда никого не будут гонять.… И никогда никого не будут травить». Действительно ли так? Ребята смогли победить в себе зло и пробудить добро? Автор повести показал, что такое возможно. Вот каким может быть портрет моего сверстника, злым, завистливым и даже подлым. Вы думаете, что в наше время нет таких? Ошибаетесь! И сейчас есть место жестокостям. Почему на мобильник подростки записывают «пакости» и выкладывают в интернет на обзор всем? Разве это не жестокость?
Так где же учиться добру? Убедительнее для подростков всё же будут герои произведений, а не просто слова взрослых и их укор: «Мы в твои годы…» Можно стать добрее, если читать книги, переживать вместе с героями хорошее и плохое, и в их душах читающих появится доброе начало. Лучший учебник - книга, а не игры в интернете и в гаджетах.
7
Заключение.
Каков же портрет моего ровесника в художественной литературе? Он очень разный, как две стороны одной медали. Он может быть наивным, но искренним, честным, благородным, с горячим, любящим сердцем и ранимой душой. Но он может обладать дурными чертами: неискренний, жестокий, лживый, бессердечный, равнодушный, способный на предательство. Герои произведений извлекают жизненные уроки: надо контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, чтобы не пострадали другие. Нужно научиться сострадать, понимать и прощать. Мои ровесники, герои произведений «Уроки французского» и «Чучело», - помогают взглянуть по-новому на наши отношения в классе, на поведение всех и отдельно каждого, учат милосердию, уважению себя самого и других людей.
И теперь я смогу правильно возразить тем взрослым, которые утверждают, что они в наши годы были лучше, добрее. Дети во все времена одинаковые, одни совершают добрые поступки, а другие способны совершить зло. Только вот условия жизни изменились, отсюда и разные потребности у подростков. В одном правы старшие: книги могут очищать души человеческие, а как это произойдёт, если книг мои сверстники читать не любят? Яркое свидетельство – анкетирование. Анализируя результаты анкеты для взрослых и детей, убеждаешься, что интересы ровесников в 20 веке совершенно противоположны интересам таких же ребят в 21 веке? Редко кто сейчас мечтает о хорошей книге, почему-то деньги, машины, смартфоны в приоритете.
Мне хотелось бы сказать всем мальчишкам и девчонкам: Важно научиться преодолевать жизненные трудности, подавлять в себе всякое проявление зла, ненависти, подлости и жестокости – и этому можно научиться у героев книг, они для нас дают уроки человечности и доброты. Читайте книги!
8
Список литературы
5.http://lit-helper.com
9
Приложение 1
Результаты анкетирования
Вопрос | Ответ моих сверстников в послевоенное время | Ответ моих сверстников 70-80 годов 20 века | Взгляд моих сверстников |
Любите ли читать книги? | |||
Да | |||
нет | |||
иногда | |||
предпочитаю в печатном издании | |||
предпочитаю в электронном варианте | |||
Любили ли вы читать в подростковом возрасте | - | ||
Да | |||
Нет | |||
Назовите хотя бы 1 произведения, где главные герои –подростки. | |||
Ваше любимое занятие (например: чтение, спортивные игры, компьютерные игры, вязание и т.д.) | |||
4.Какой подарок вам бы хотелось очень получить на день рождения? |
10
Список литературы
5.http://lit-helper.com
11
Слайд 1
Реферативно-исследовательская работа Мои ровесники в литературе 20 века Автор: Прокопович Сергей, ученик 6 класса МБОУ «Исинская СОШ» Руководитель: Шутова Л.М., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Цель исследования: * Похож ли он, мой ровесник 20 века, на нынешних подростков? Задачи : * Перечитать произведения, герои которых являются ровесниками старших поколений, и на их основе составить портрет моего ровесника 20 века. * Сделать вывод: что есть общего и различного между подростками 20 и 21 веков. * Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет нравственных ценностей. Основные методы: исследовательский, поисковый .
Слайд 5
Мне хотелось бы сказать всем сверстникам : Важно научиться преодолевать жизненные трудности, подавлять в себе всякое проявление зла, ненависти, подлости и жестокости – и этому можно научиться у героев книг, они для нас дают уроки человечности и доброты. Читайте книги!
Хрюк на ёлке
3 загадки Солнечной системы
Два морехода
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Одеяльце