Актуальность темы данной исследовательской работы определяется научной, социальной и практической значимостью того круга проблем, которые в ней рассмотрены; системным подходом к изучению отечественного литературного наследия.
Объектам исследования являются причины морального упадка устоев семьи, который привел к психологическому надлому героев,
возникновению внутреннего конфликта у героев романа Улицкой «Казус Кукоцкого».
Целью настоящего исследования является исследовать психологические и философские аспекты, приведшие к трагизму и распаду семьи Кукоцких, провести параллель с современной жизнью, обобщить полученные результаты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить причины психологической ломки героев романа и рассмотреть круг различных проблем, сопутствующих этому ;
2.Провести параллель с современной жизнью;
3. Обобщить полученные результаты;
Новизна исследования заключается в том, что понятие жизни - условное; проведен «мост» между поколениями, который связал героев романа Л.Улицкой «Казус Кукоцкого» с их сверстниками в современном отображении.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 54.74 КБ |
Заявка
на участие в городской филологической научно-исследовательской конференции им. Д.С. Лихачева
Фамилия, имя автора (полностью) | Габдулиманова Асия Маратовна |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ №171 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Класс | 11 |
Район | Советский |
Телефон образовательного учреждения | Тел: 276 -36-67 |
Название работы | «Причины морального упадка устоев семьи, который привел к пси- хологическому надлому героев, возникновению внутреннего конфликта у героев романа Улицкой «Казус Кукоцкого»» |
Секция, для участия в которой направлена работа ученика | Проблемы русской филологии: литература XIX в, литература XX в., взаимодействие русской и зарубежной литератур (литературоведение) |
Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью), должность, квалификация, ученая степень | Гафиятуллина Гульназ Альбертовна, учитель высшей квалификационной категории |
Контактный телефон руководителя | 89272481115 |
Необходимые технические средства для демонстрации по ходу выступления и презентации дополнительного материала (компьютер, диапроектор, кодоскоп, экран) | Интерактивная доска |
Подпись руководителя учреждения,
направляющего участника _______ /___________________________/
«___»___________________2015 г.
М.П.
VIII городская филологическая научно-исследовательская
конференция школьников имени Д.С.Лихачева,
посвящённая 75-летию Диаса Назиховича Валеева, русско-татарского писателя, драматурга, философа
Секция: Проблемы русской филологии: литература XIX в., литература ХХ в., взаимодействие русской и зарубежной литератур (литературоведение)
Исследовательская работа
Причины морального упадка устоев семьи, который привел к пси
хологическому надлому героев,
возникновению внутреннего конфликта у героев романа Улицкой «Казус Кукоцкого»
Краснова Эльвина Наилевна
МБОУ «Школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов », Советский район
10 класс
Научный руководитель:
Гафиятуллина Гульназ Альбертовна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа №171»
Советского района г.Казани
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Появление в семье Томы Полосухиной.
2 .Психологический надлом Татьяны.
3. Психологический надлом Елены.
4. Обобщение результатов
Тезисы
Причины морального упадка устоев семьи, который привел к психологическому надлому героев,
возникновению внутреннего конфликта у героев романа Улицкой «Казус Кукоцкого.»
Краснова Эльвина Наилевна
МБОУ «СОШ №171 с углубленным изучением отдельных предметов»
Научный руководитель: Гафиятуллина Гульназ Альбертовна , учитель высшей квалификационной категории
Жизненный путь героев – путь духовных исканий , это путь трагических утрат: одна за другой испытываются на состоятельность и отвергаются владеющие ими идеи; один за другим уходят из их жизни взаимопонимания с самыми дорогими и необходимыми им людьми.
Тома всегда искала объяснения и справедливости. «Понятие справедливости, при которой все отмерялось по весу, по размеру, количеству, отчасти колебалась догадкой , что не все так просто.»
Теперь мои поступки не будут зависеть от того, нравятся они отцу, маме, Василисе, кому бы то ни было. Только мне. Я – единственный себе судья. Свобода от чужого мнения.
Елена является неподвижным героем романа, не способным совершить поступок, поэтому она не строит свой сюжет, а становится участником сюжетов, которые строят другие герои романа.
Скольких женщин он спас, а вот собственную жену и дочь спасти не смог. Гибелью Тани от несвоевременно поставленного диагноза и лечения судьба словно наказывает его за неправильную жизнь, потерю нравственных ценностей, которые неизбежно привели к распаду и казусу семьи.
Всем героям присуще эгоцентрически ориентированная система ценностей , где не последнее место занимают склонность к циничному одиночеству, социальному пессимизму, отрицательной концепции окружающего мира. Вся история семьи Кукоцких - это своеобразная "надстройка" над Пустыней.. Ведь, если подводить итоги, то каждый персонаж может нас чему- то научить.
Если провести параллель с современным обществом, то можно убедиться, что ничего со временем не меняется, что такие идеологические различия сейчас еще больше стали проявляться и приводить к определенным последствиям. Тем самым можно объяснить, что идеологические и политические различия во взглядах людей опираются не столько на воспитание, образование и иные средовые факторы, сколько на врожденные темпераментные различия.
Каждый человек должен задать себе извечный вопрос «ради чего я живу?» и попытаться прорваться через завесу мотивировок к истинным мотивам своего поведения
Вступление
Л. Улицкая - один из ярких представителей современной русской литературы. Она создала особый, во многом уникальный художественный мир.
За короткий срок Л.Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются устойчивым интересом среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими».
Свою работу я хочу начать со слов самой Людмилы Евгеньевны.
- Казус - это случай. Я рассказала о случае Кукоцкого - о человеке и его судьбе. Этот казус кажется мне казусом каждого из нас. Любой человек - это конкретный случай в руке Господа Бога, в мировом компоте, в котором мы все плаваем... В данном случае это Кукоцкий. Но он может быть казусом каждого, кто внимательно наблюдает жизнь, бесстрашно и честно смотрит на мир...
В данной работе рассматриваются результаты пилотажного исследования возникновения причин, приведших к «казусу» семьи Кукоцких. Выделяются сходства и различия по психологическим и философским аспектам в рассматриваемых героях, а также взаимосвязь выделенных особенностей с этапом развития, который проходят люди .
Ключевые слова: молодое поколение, герои романа, возрастные особенности, нравственные ориентиры, сходства и различия в представлениях о счастливой жизни и семье.
Актуальность темы данной исследовательской работы определяется научной, социальной и практической значимостью того круга проблем, которые в ней рассмотрены; системным подходом к изучению отечественного литературного наследия.
Объектам исследования являются причины морального упадка устоев семьи, который привел к психологическому надлому героев,
возникновению внутреннего конфликта у героев романа Улицкой «Казус Кукоцкого».
Целью настоящего исследования является исследовать психологические и философские аспекты, приведшие к трагизму и распаду семьи Кукоцких, провести параллель с современной жизнью, обобщить полученные результаты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Определить причины психологической ломки героев романа и рассмотреть круг различных проблем, сопутствующих этому ;
2.Провести параллель с современной жизнью;
3. Обобщить полученные результаты;
Новизна исследования заключается в том, что понятие жизни - условное; проведен «мост» между поколениями, который связал героев романа Л.Улицкой «Казус Кукоцкого» с их сверстниками в современном отображении.
Основная часть
В настоящей работе представлена часть масштабного исследования взглядов и причин трагизма разных эпох, главная цель которого – рассмотреть и выделить особенности представлений о счастливой жизни различных социальных групп.
Для меня представляло интерес посмотреть причины трагического конца героев романа «Казус Кукоцкого». Для анализа были подобраны герои, представляющие молодое и старшее поколение в романе. Путем качественного анализа монологов, диалогов, отдельных сцен, раскрывающих нравственные стороны героев, я выделила различные причины внутреннего конфликта героев романа и отразила их в данной работе.
Жизненный путь героев - путь духовных исканий , это путь трагических утрат: одна за другой испытываются на состоятельность и отвергаются владеющие ими идеи; один за другим уходят из их жизни взаимопонимания с самыми дорогими и необходимыми им людьми. Все то же самое , к сожалению, происходит и со многими современными молодыми людьми.
Возникает вопрос: почему?
Анализ показал, что это происходит по ряду причин, которые приводят к психологическому надлому героев.
Первой причиной , без сомнения, является появление в семье Томы Полосухиной. Тома была принята на воспитание семьей Кукоцких после того, как умерла ее мать от самопроизвольного аборта. Не зря « сердце Елены никак не лежало к этой девочке». Внутренне Елена сопротивляется взять девочку в семью, как будто предчувствуя беду. Она воспитывается в таких же комфортных условиях, как родная дочь Таня, получает образование. Ее ни в чем не обделяют. Она действительно вытянула счастливый билет в отличие от своих братьев, которых отдали на воспитание тетке в деревню. Но в конце романа мы узнаем, что Тома лишена благодарности. Ее абсолютно не беспокоит, любят ли ее в новом доме. Свою главную благодетельницу - Елену, к тому времени уже совсем старую и лишенную памяти, живущую в своем мире, она заточает в чулан, обирая ее даже в мелочах. К Тане она также относится неуважительно, считая, что лишь она имеет власть в доме. А все потому, что всю жизнь Тома считала, что Кукоцкие - интеллигенты, а она простая, рабочая девушка, и идеологическая пропасть между ними непреодолима. Такое отношение - своего рода месть. Все детство и юность она тайно завидовала Тане, вовсе не гнушаясь ее дружеским и теплым отношением. Тома всегда искала объяснения и справедливости. «Понятие справедливости, при которой все отмерялось по весу, по размеру, количеству, отчасти поколебалась догадкой , что не все так просто.»
С появлением Томы отношения в семье ухудшаются. И действительно, семья Кукоцких фактически разрушается. Сначала ухудшаются отношения Павла Алексеевича и Елены, а после уже повзрослевшая Татьяна уходит из дома.
Если провести параллель с современным обществом, то можно убедиться, что ничего со временем не меняется, что такие идеологические различия сейчас еще больше стали проявляться и приводить к определенным последствиям. Тем самым можно объяснить, что идеологические и политические различия во взглядах людей опираются не столько на воспитание, образование и иные средовые факторы, сколько на врожденные темпераментные различия.
Второй причиной стал психологический надлом Татьяны.
Очень интересен образ Татьяны, которая становится приверженкой свободных отношений и как будто пытается не только найти себя, но еще и отстоять свое место в этой жизни. У Тани своя собственная судьба, абсолютно неправильная, но счастливая.
Таня, которая проявляет интерес к наукам, стремится получить образование. Из-за того, что ей не хватило одного балла на вступительных экзаменах, поступает на вечернее отделение биологического факультета. Благодаря связям отца, устраивается лаборанткой. И работа ей поначалу нравится, она очень хорошо с ней справляется. Но однажды к ней приходит понимание того, что, проводя опыты на крысах, «совсем размылся барьер». Размылась грань между профессионализмом и преступлением. Таня навсегда покидает институт и увольняется с работы. Она не может смириться с тем, что во благо науки иногда приходится приносить в жертву моральные ценности.
Вся жизнь героини приобретает новый оборот. Она больше не стремится к наукам, не хочет никакой деятельности. Все свое время она проводит в свое удовольствие и стремится лишь к одному - к свободе. «Вот-вот, что-то важное наконец пришло в голову - про свободу. С чего, например, она решила, что хочет заниматься биологией? В детстве рисовала - хвалили, потом музыкой занималась - хвалили. Книжки отцовские стала читать - опять хвалили. А ей только того и надо было - чтоб хвалили. И старалась, училась, сидела над тетрадями, чтоб отец похвалил. Купилась на похвалу -хорошая девочка. И хватит. И достаточно. Теперь мои поступки не будут зависеть от того, нравятся они отцу, маме, Василисе, кому бы то ни было. Только мне. Я- единственный себе судья. Свобода от чужого мнения. Интересно спросить у отца, значит ли для него что-нибудь мнение Гансовского? (который откровенно приставал к ней). Конечно, значит. Они все хотят друг другу нравиться. То есть не все – всем. Круги. Касты. Закрытые общества… Крысоубийцы. Послушные. Мы, интеллигентные люди… Пошлость какая… Не хочу…».
Эти взгляды, казалось бы, абсолютно правильные , но почему все заканчивается тем, что Таня рожает ребенка сразу от двух братьев Гольдбергов, не может разобраться, с кем же из них она хочет жить? К счастью, она встречает Сергея и по-настоящему влюбится в него. С легкостью она идет на измену, будучи беременной. Все ее действия и поступки словно говорят о том, что она единственный себе судья, свободная от чужого мнения . Несомненно, с ее уходом из дома все в доме Кукоцких поменяется. Павел Алексеевич никак не может понять ее поведение, еще больше станет выпивать, все чаще задумываясь над тем, что же случилось и почему это случилось. Он не способен понять, что происходит с душой любимой дочери. Это и понятно, ведь единственный выход для него - спасать жизни, а не решать проблемы морали.
Павел Алексеевич очень талантливый хирург, как говорится "от Бога". У Павла Алексеевича неожиданно открывается дар «внутривидения», позволяющий ему внутренним зрением видеть у пациентов страшные болезни. Образ Павла Алексеевича достаточно сложен. В начале книги мы его видим светлым, спасающим всех, счастливым, то во второй половине – это образ трагический. Все, что он любил, приносит ему только горе. Вся интеллектуальная деятельность Павла Алексеевича направлена на реализацию проекта, разрешавшего аборты. Официально медицинские аборты были запрещены еще в тридцать шестом году, почти одновременно с принятием Сталинской Конституции. Это запрещение было болезненной точкой в работе Павла Алексеевича: почти половина экстренных операций была связана с последствием подпольных абортов. Противозачаточных средств практически не существовало. Врач обязан был освидетельствовать каждую привезенную по «Скорой помощи» женщину «на предмет установления факта подпольного аборта» - это влекло за собой судебные преследования. Павел Алексеевич избегал таких завуалированных доносов и писал в анамнез разоблачительные слова «криминальный аборт» в единственном случае - когда пациентка умирала. Если жизнь женщины была спасена, такое медицинское заключение привело бы на скамью подсудимых и пострадавшую, и лицо, исполнившее эту древнейшую процедуру. Несколько сотен тысяч женщин сидели в лагерях именно по этой статье.
Он считал необходимым введение разнообразных льгот для матерей-одиночек, но при этом полагал, что первым шагом должна быть отмена постановления от июля 1936 года о запрещении абортов»
В конце книги врач начинает выпивать. Чем меньше в его жизни становится насущных проблем, тем больше он начинает думать и, как следствие, пить. Единственный выход для него - спасать жизни, а не решать проблемы морали и семьи. Скольких женщин он спас, а вот собственную жену и дочь спасти не смог. Гибелью Тани от несвоевременно поставленного диагноза и лечения судьба словно наказывает его за неправильную жизнь, потерю нравственных ценностей, которые неизбежно привели к распаду и казусу семьи. По большому счету, его мало интересовало в жизни все, что не имело отношения к науке. За всю свою жизнь он даже не предпринял никаких серьезных попыток примирения со своей женой. Следовательно, он получил то, что заслужил.
Третьей причиной казуса всей семьи, конечно же, является
серьезный психологический надлом, который мы можем проследить в судьбе Елены. Этот надлом произошел не только после слов Павла Алексеевича, которые стали роковыми, но еще и в раннем детстве. Она всегда была кем-то ведома в жизни. Детство ее было странным, искореженным прихотью взрослых, которые играли в идеи. Она росла в обстановке принуждения, непонятных ей жизненных мотиваций и фактически повторила судьбу мамы и бабушки. Модель этой судьбы строилась на полной зависимости от мужчины. Так дедушка был очень жестоким и жизненно нетерпимым человеком, который не любил ни детей, ни внуков. Он и после смерти в ее снах сохранил жизненную храмоту. Мама Елены обожала своего мужа и во всем слушалась его, и в результате из обеспеченной московской девушки превратилась в крестьянку, доившую коров. Она потеряла двоих сыновей и с трудом уговорила мужа оставить Елену в Москве, спасая ей жизнь, ибо впоследствии переехавшая на Алтай толстовская коммуна была уничтожена. Не зря Елена дает отцу такую оценку: «он был сторонник ненасилия в общественной жизни, а в домашней - страшным деспотом». Судьба Елены не может выйти из обретенной семейной парадигмы. Общие контуры ее жизненной ориентации и история ее двух замужеств стала воплощением судьбы русской женщины. С первым мужем ее связала не пылкая любовь, а чувство вины за своих родителей, поскольку и те, и другие не угодили большевисткой власти своим происхождением. Важный факт: прежде чем жениться на Елене, Антон год к ней присматривался, потом год встречался по воскресениям и лишь на третий год женился. Ее реакцию на столь длительное ухаживание можно понять: ведь не она выбирает, а выбирают ее. Кстати автор удачно выбирает для своей героини профессию чертежницы, которую она обожает и ради которой отказывается получить высшее образование. Ее удел воспроизведение , как всякой женщины в патриархальном варианте. Второе замужество проходит опять по единому сценарию: ее выбрал спасший ее от смерти доктор. Разница лишь в том , что она влюбляется в него: «будто я любила его до своего рождения и только вспомнила заново старую любовь». Их идеальная совместимость будет всегда подчеркиваться в романе. Порой даже удивляет , как настолько разные по своей совместимости, воспитанию, интеллектуальным возможностям люди составили такую красивую гармоничную пару. До определенного момента семья Кукоцких представляет красивую идеальную пару, где супруги любят друг друга, доверяют друг другу, но их семейные роли строго определены: муж главенствует во всем. Отличается он от мужей ее мамы и бабушки тем, что он не деспот и не самодур. Скорее он был человеком твердых усвоенных принципов патриархального мира о главенствующей роли мужчин в семье. Не зря характерной чертой в роду Кукоцких было добывание жен в необычных обстоятельствах. Павел Алексеевич тоже добыл Елену, но при этом распорядился не только ее судьбой: он отнял у другого жену и дочь. Его поведение - поведение Вожака, и если бы дошло до спора с другим за право собственности обладания Еленой, он бы выиграл. Просто другой покинул поле боя. Нельзя сказать, что она не испытывала чувство вины, она как и всякий думающий человек, дает оценку своему поступку. Но это всего лишь умозрительные выводы. Предательство для нее стало только фактом. «Ни раскаяния, ни стыда давно не ощущаю», - напишет она в дневнике. И тут нет ее вины, так как нет поступка. Поражает еще один факт: героиню романа как и всем известную виновницу троянской войны тоже зовут Еленой. Жизненная коллизия Елены, смена мужей , происходившие не без ее участия, но не требующая от нее принятия решения, повторение другой мифологической Елены. Воссоздание в романе традиционной мифологемы о мужчине и женщине, предмете спора, подтверждает, что судьба Елены Агросской - архетип, по которой моделируются судьбы женщин патриархального общества. Их можно любить, баловать, ценить, а также добывать, завоевывать, воровать, но строить свой сюжет им не положено.
Однако в семье Кукоцких произошло событие, после которого она начинает медленно разлагаться и, в конце концов, Таню и Павла Алексеевича настигает смерть физическая, а Елена погружается в аутизм. Семья, в частности стараниями Тани, будет вовлечена в смерть дворничихи. Ее смерть лишь подтверждает право женщины решать рожать или не рожать. С ним не соглашается Елена, считая это убийством. В ответ Павел Алексеевич произносит роковые слова, что у нее нет право голоса, так как у нее нет этого органа. «Ты не женщина», - выносит он ей приговор, потом как окажется и самому себе тоже. Елене открывается другая черта мужа: жестокость, жесткость, авторитаризм. Внешне это выразится в том, что Павел Анатольевич навсегда покинет спальню жены, а внутренне каждый из них продолжит жизнь в одиночестве. Хотя семья Кукоцких сформирована по модели авторитарной семьи, это сглаживалось искренней любовью супругов и той ситуацией советской эпохи, когда провозглашалось гендерное равенство. Поэтому Елена восприняла эти слова как приговор себе. Отсутствие полового признака стало в этот момент единственной чертой, формирующей личность. Фактически он закрыл Елене возможность последующей жизни, отказав ей в праве быть женщиной, он отказал ей в праве существовать вообще. В отношениях героев сыграла решающую роль их приверженность патриархальным стереотипам, которая погубила Елену, оказавшуюся не готовой по - новому реализовать свою субъектность. Ее собственная самоидентификация останавливается на отметке: женщина - это та, которая рожает детей. И когда Павел Алексеевич исключил ее ряда женщин, жизнь в социуме для нее закончилась. Таким образом, Елена является неподвижным героем романа, не способным совершить поступок, поэтому она не строит свой сюжет, а становится участником сюжетов, которые строят другие герои романа.
Немаловажную роль в ее «ломке» играет сама атмосфера дома Кукоцких: « вместо того чтобы“ловить минуты счастья, заставлять себя любить, влюбляться самому, только это одно может быть настоящим на свете – остальное все вздор. Только не этим мы здесь заняты”, – говорила эта атмосфера». А ведь она оберегала мужа, окутывала его своим теплом и нежностью. Ее безумие - это своеобразный уход от проблем: ей проще жить в мире своего безумия, ведь там все по-прежнему - и маленькая Татьяна, и любящий муж. С приходом ее безумия в дом врывается хаос, беспорядок, запущенность, неразбериха.
Даже Василиса сыграла свою роль в распаде этой семьи.
Анализ образа Василисы показал, что она - глубоко верующий человек. Ее вера не номинальная, а действительная. Все свое детство Василиса провела в бедности и болезнях. Вскоре после смерти матери соседка взяла Василису на праздник в Оптину Пустынь. Именно тогда и начался ее путь к вере. «Василиса сбила ноги, пока дошла, еле выстояла долгую монастырскую службу, не получив ни радости, ни облегчения. Зато на обратном пути с ней произошло чудо, хотя и описать его почти невозможно, настолько оно было скромным и незначительным, как раз в размер Василисы. Спутники ее решили отдохнуть, она прилегла в десятке метров от дороги, в густом орешнике, и заснула. Недолго проспала, проснулась от голосов - ее звали идти дальше. Пока она спала, сумрачный хмурый день просветлел, а когда открыла глаза, как раз разошлись тучи и широкий, толстый, как бревно и почти такой же весомый солнечный луч пробил в туче дыру и упал на полянку прямо перед ней, высветив на земле круг… Собственно, это и было все чудо. Она знала, что круг этот и есть Иисус Христос, что он живой и ее любит». Годы ее жизни в монастыре в роли послушницы были самыми счастливыми. И уже после начавшихся гонений на Церковь и смерти ее любимой игуменьи Атанолии Василиса всю свою жизнь продолжает ездить, «когда душа ее просилась, в деревянный город Каргополь, на могилу к Анне Татариновой, инокине Анатолии, все там прибрать, покрасить и поговорить с ней, единственным родным человеком».
Несмотря на государственный запрет исповедовать какую-либо религию, Василиса не отказывается от веры, от единственного смысла ее существования. Все свою жизнь она проводит в молитве и посте, но тайно. Она вовсе не боится противостоять атеистически настроенным речам Павла Алексеевича, но и исповедовать религию в полной мере не может. Василиса живет в небольшом чуланчике, «ее келейке», где никто не мешает ее общению с Богом. К сожалению, свободно придерживаться религии она не может, что очень омрачает ее жизнь и сказывается на членах этой семьи.
Заключение
Подводя итог путем качественного анализа монологов, диалогов, отдельных сцен, раскрывающих нравственные стороны героев, я выделила значимые критерии в жизни героев романа и отразила их в данной таблице. Плюсами отражены значимые критерии в жизни героев , минусами – не значимые.
Друзья | Семья | Любовь | совестливость | Взаимопонимание | Материальное благополучие | Поддержка | Уважение интересов | Цели в жизни | Душевное равновесие | интриганство | Жизнь | Любимое дело | Самореализация | Умение быть благодарным | Карьера | |
Тома Полосухина | - | - | + | - | - | + | + | - | + | + | + | + | + | + | - | + |
Таня | + | + | + | - | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - |
Елена | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Павел Алексеевич | + | + | - | - | - | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | + |
Василиса | - | - | - | - | + | - | + | - | - | + | - | - | - | - | - | - |
Братья Гольдберг | - | - | + | - | + | - | - | + | - | + | + | + | + | + | + | + |
Сергей | + | + | + | - | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | - | + |
Исходя из таблицы можно сделать вывод , что совестливость по отношению к другим людям, уважение чужих интересов, умение быть благодарным, отсутствие интриганства, склонности к эксплуатации, к постановке других людей в кабальные условия нельзя выделить ни у одного члена семьи Кукоцких , а ведь все вышеперечисленные критерии - это и есть основополагающие составляющие любой счастливой семьи.
Всем рассмотренным героям присуще эгоцентрически ориентированная система ценностей, где не последнее место занимают склонность к циничному одиночеству, социальному пессимизму, отрицательной концепции окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением.
Моральный облик героев за гранью разумного. Муж и жена спустя 10 лет брака перестают друг с другом толком общаться и спать из-за двух совершенно правдивых фраз, сказанных в пылу ссоры.
Их умная красивая дочь превращается в совершенно аморального человека.
В финале книги для нас уготовано жалкое зрелище того, что осталось от некогда благополучной семьи Кукоцких и их богатой квартиры.
Всем героям глубоко «плевать» друг на друга. Отцу безразлично, что его дочь совсем опустилась и спит со всеми подряд. Дочери все равно, когда она выкидывает из дома все цветы своей приемной сестры, на выпадение матки их служанки. Приемная сестра безразлична к приемной матери.
Каждый человек должен задать себе извечный вопрос «ради чего я живу?» и попытаться прорваться через завесу мотивировок к истинным мотивам своего поведения. Отвечая на подобные вопросы, человек каждый раз решает особую задачу, «задачу на смысл», результатом которой является осознание личностного смысла, подлинного «значения для меня», тех или иных целей и обстоятельств жизненного пути. К сожалению, в современной жизни наблюдается ослабление чувства цели и осмысленности жизни, это происходит уже давно (подтверждением являются герои романа) отсюда и казус этой семьи, несостоятельность отдельной личности.
А теперь обратимся к современной жизни и проведем мост между поколениями. Об упадке морально-эстетических устоев общества можно однозначно сказать, что современная ситуация еще труднее, чем в Советское время. Очевидно, что моральные ценности в наш век вызывают всего лишь улыбку у собеседника, когда речь заходит об этом аспекте нашей жизни. Само собой, я никогда не соглашусь с определением, что человечество не падает в своей морали, а всего лишь изменяется. Нет, оно изменяется бесспорно, но к худшему. Возьмите каких- нибудь сто лет назад : разведённая женщина не могла чувствовать себя в обществе комфортно, перед ней закрывались двери всех порядочных домов или безработный человек , которого тут же называли тунеядцем. А сейчас ?! Сейчас дамы сомнительного поведения вещают с телеэкранов такую «чушь», что у взрослого человека уши краснеют, а что говорить за детей ? Кто у нас формирует стереотипы, которыми и руководствуется молодёжь. А вообще, достаточно почитать Библию или Коран, чтобы понять о той глубине падения, в которую ввергло себя человечество.
В современном обществе люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них - тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально - этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления: рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма , потеря семьи как главного значимого социального института и нравственного критерия.
Для меня "Казус Кукоцкого" - книга абсолютно буддистская. В хорошем смысле этого слова. Просто она настолько емко и красочно связывает наше предназначение с нашей судьбой, что задаешься невольным вопросом - откуда такие мысли в голове российской писательницы, а не, скажем, тибетского далай-ламы?
А вся история семьи Кукоцких - это своеобразная "надстройка" над Пустыней. Это то, как, собственно, проходил "урок". Ведь, если подводить итоги, то каждый персонаж может нас чему- то научить.
Использованная литература:
1.Улицкая Людмила Евгеньевна Казус Кукоцкого. ООО «Издательство «Эксмо»2006.
2. Ишкина Е.Л. Поэтика рассказов Л.Улицкой // Актуальные проблемы современной филологии. Литературоведение. – Киров. 2003.
3. Казарина Т. Бедные родственники: Людмила Улицкая. Серия «Первая книга». – М., «Слово». 2004.
4. Колядич Т.М. Можно ли считать «женскую прозу» явлением // Проблема эволюции русской литературы XX пека. Вып. IX. М., 2003.
5.. Тимипа С. Медея XX века: полемика, традиция, миф // Санкт-Петербургский университет. – 1998. – №16-17. http: // www. spbuinag.nw.ru/olilinclex.html.
6. Щеглова Е.О спокойном достоинстве - и не только о нём: Людмила Улицкая и ее мир // 24. Улицкая Л. «Считайте меня ретроградом» // Санкт-Петербургский университет. 25 лек. 1998. №28-29. С. 4. http: // www.spbumag. nw.ru/oldindex. Html.
7.Улицкая Л. «Мне интересна жизнь "серых людей"»: [Беседа с писательницей Л.Улицкой / Записала Маргарита Рюрикова] //Литературная газета. – 1995. – №38. – С. 3.
8.Улицкая Л. «Принимаю всё, что даётся»: [Весела с писательницей Л.Улицкой / Записала Анастасия Гостева ] // Вопросы литературы. – 2000. – №1. – С. 224.
Нева. – 2003. – №7. – С. 185.
Мороз Иванович
В Китае испытали "автобус будущего"
Как нарисовать лимон акварелью
Городецкая роспись
Пчёлы и муха