Прочитав былины разных авторов и поэму «Слово о полку Игореве», я вдохновился сам написать былину, взяв за основу историческое событие , происходящее в 1184 году, о котором я узнал, прочитав книгу «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой. Своё произведение я посвящаю всем школьникам, молодым людям России и Татарстана, которые стремятся познать могущество русского языка. В моём опыте есть уже два произведения, сочинённые в этом литературном жанре: «Былина о славном Татарстане», «Слово о великой войне и о граде Ленинграде». Мне нравится этот жанр и нравится сочинять в этом стиле. Сегодня представляю на ваш суд свое новое авторское произведение.
Вложение | Размер |
---|---|
pesn_o_knyaze_igore_i_knyaze_vsevolode_i_o_velikoy_bitve.docx | 21.24 КБ |
Творческая работа
«Песнь о князе Игоре и князе Всеволоде и о великой битве».
Работу выполнил:
Знаменский Сергей Дмитриевич,
Ученик 7 класса МБОУ «СОШ № 179
с углубленным изучением
отдельных предметов»
Ново-Савиновского района г. Казани.
Научный руководитель:
Александрович Юлия Игоревна,
учитель высшей квалификационной категории.
Казань, 2017
Введение.
2017 году исполняется 830 лет поэме «Слово о полку Игореве». Поэтому я решил посвятить свою работу этой замечательной поэме. Эта поэма была первым произведением, дошедшим до нас с далеких исторических времен, с XII в. (1185 г.), свидетелем которых был великий князь Всеволод Георгиевич.
В основу «Слова о полку Игореве» легло историческое событие - поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича .
Цель работы: познакомиться ближе с былинами, балладами и поэмами разных времён, в частности, с поэмой «Слово о полку Игореве»; выявить роль и востребованность былин, баллад и поэм в современной литературе; сочинить авторское произведение в одном из исследуемых жанров.
Актуальность работы заключается в следующем:
- привлечь внимание учащихся, моих ровесников, к таким литературным жанрам, как былины, баллады, поэмы и слово;
- выяснить, практическую и художественную ценность дошедших до нас былин и попытаться показать, что этот жанр еще не ушел в прошлое и может развиваться и в современном мире, обогащая речь современных школьников;
- показать красоту и ценность русского языка, передаваемую в этих литературных жанрах.
Объект исследования: тексты былин, исторические сведения о событиях, отраженных в былинах.
Глава 1. Происхождение былин, поэм, баллад и песен.
Происхождение былин, поэм, баллад и песен связывают с творчеством «калик перехожих», старцев, убогих песенников, а позже – скоморохов.
Когда я читал былины и баллады Алексея Константиновича Толстого, меня впечатлила баллада «Слепой». В ней рассказывается о старце – песеннике, который жил на Руси и тешил своими песнями народ, играя на гуслях. Старец был слеп. В ситуации, описанной в былине, он оказался один и не сразу понял, что его песни никто не слушает, но он уже не мог остановиться и продолжал петь. Природа внимала его песням и как бы откликалась на них. Старец был благодарен всем, кто слушал его. Но и на тех, кто не слушал, он не держал обиды.
В старце этом воплотился собирательный образ безымянного сочинителя песен, былин и баллад, народного поэта – слепого гусляра, чьи песни и былины любили слушать и пересказывать как простолюдины, так и князья и знатные люди.
Глава 2. Русские писатели, которые в своём творчестве представили былины.
В ходе исследования я выяснил, что великий русский писатель Лев Николаевич Толстой много лет учил крестьянских ребятишек в школе, которую открыл для них в своей усадьбе Ясная Поляна. У Толстого –учителя возникли трудности: не хватало учебных книг для детей крестьян, ему надо было учить детей на понятном для них языке. Дети крестьян хорошо знали крестьянскую жизнь, работу в поле. Былины раскрывали то, что детям легко было понять и воспринять в виде сказки – были, народной мудрости, передаваемой из поколения в поколение. Былина была понятна и интересна детям. Ведь она почти сказка, сказка правдивая. Дети узнавали о крестьянском пахаре Микуле, о царе победителе Салтане Бекетовиче, о герое Сухмане. Русские богатыри были для детей могучим русским народом, который защищал родину, работал в поле, побеждал и спасал людей.
Эти песни были сложены много веков назад, ещё в ту пору, когда столицей нашей родины был Киев, а некоторые из них народ создал и в ещё более далёкое от нас время. Былина - старая песня, и не всё в ней бывает понятно. Чтобы былины легко было читать и понимать, Лев Николаевич Толстой по-своему пересказывал их. Пересказывая былины, писатель сохранял народный "склад" былин - их мерный стих, тон неторопливого, торжественного рассказа о далёких-далёких временах.
Одна из былин в пересказе Толстого говорит о могучем богатыре Святогоре. Всё может Святогор, но не может он поднять суму, оброненную на дороге мужиком Микулой. Принатужился Святогор, от натуги по лицу кровь пошла, в землю по колено ушёл, а суму так и не поднял: "Тяга в сумочке от матери сырой земли". Только мужику Микуле, который пашет и обрабатывает землю, оказалась под силу эта сума. Труд делает человека сильнее всякого богатыря, говорит нам былина.
Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей. героическая былина, пересказанная Львом Николаевичем Толстым, говорит о народном герое Сухмане. Сухман, обиженный и оскорблённый тем, что князь усомнился в правдивости его слов, вырвал из кровавых ран листье маково, и потекла его горячая кровь Сухман-рекой в широкий Днепр. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья-маловеры.
Глава 3. Поэма «Слово о полку Игореве» в моём понимании.
В поэме «Слово о полку Игореве» меня вдохновили события тех времён. Я прочёл переводы двух авторов: Н. Заболоцкого и Жуковского. Оба втора были близки к оригинальному тексту. Исторические события открывались, передо мной как будто я присутствовал, в то время рядом с героями поэмы. Я чётко представлял себе Баяна, рассказывающего под мелодичный звон гуслей свою песнь; князя Игоря верхом на коне, со своей дружиной. Видел обмундирование, золочёные шлемы дружины, сабли и копья. Природные явления, которые предвещали князю неудачу, чётко всплывали перед моими глазами. Видел древний Новгород, стены и постройки, храмы и башни. Поле, где пала дружина Игоря. Половцев их одежду и оружие. Захват Игоря в плен.
Яркие красочные картины вставали перед моими глазами при прочтении этой поэмы.
Я считаю, что этот жанр еще не ушел в прошлое и может развиваться и в современном мире, обогащая речь современных школьников. Понятна передача исторических событий, красота Русского языка этих литературных жанров, многообразие событий, описываемых в них.
Прочитав былины разных авторов и поэму «Слово о полку Игореве», я вдохновился сам написать былину, взяв за основу историческое событие , происходящее в 1184 году, о котором я узнал, прочитав книгу «История России в рассказах для детей» А. О. Ишимовой. Своё произведение я посвящаю всем школьникам, молодым людям России и Татарстана, которые стремятся познать могущество русского языка. В моём опыте есть уже два произведения, сочинённые в этом литературном жанре: «Былина о славном Татарстане», «Слово о великой войне и о граде Ленинграде». Мне нравится этот жанр и сочинять в этом стиле. Сегодня представляю на ваш суд свое новое авторское произведение:
Песнь о князе Игоре и князе Всеволоде и о великой битве.
Красно солнышко опускалось,
Тёмна ноченька поднималась.
Как в колыбели дитя малое лежало,
Мать колыбельку с песенкой качала.
Русь матушка князей своих воспитала.
Ой да солнышко поднималось:
Русь – матушка пробуждалась.
Жил народ Русский, да не тужил.
Только князьям на Руси спокойно не было,
Спокойно не было, спокойно не жилось.
Вот пошли князья Русские на половцев войною
Да вернулись с великой победою.
Ой да на земле Северской, был город Новгород
Город Новгород, Новгород – Северский.
Был в том городе князь Игорь, князь земли Северской.
Любил Игорь войну да славу безудержную.
Без него братья двинулись на половцев да вернулись с победой!
Зависть, гордыня великая зародилась в сердце Игоря.
Зависть чёрствая, обида чёрная.
Ой да задумался он прославиться,
прославиться на всю землю Русскую.
Вот пошёл он на половцев,
да пошёл с братом своим меньшим Всеволодом Курским.
Пошли к Дону реке, к шатрам Половецким.
Выезжала дружина Игоря путём дороженькой.
Шла дружина на битву великую, на битву великую да жестокую.
Да подъезжала дружина к берегу Дона могучего, Дона великого.
Ой да завязалась битва кровавая, битва страшная.
Бросились орды Кончаковы на дружину Игоря Святославича:
Ой да как разбили полки Игоревы половецкие племена.
Ой да бежали половцы, да оставляли богатство своё нажитое,
Весь стан и семейства свои.
Да стал Игорь князь пировать с братом своим Всеволодом
Да с дружинушкой славною.
Рано тешиться стал князь Игорь да гордиться .
Славушка глаза затмевать стала.
Ой как на утро после подвигов ратных
Просыпалися князья с дружинушкой своей,
Умывалися росой утренней.
Выходил князь Игорь к реке Каяле.
Да увидал полчища войск Кончаковских.
Окружили половцы князя и войско его малое,
Но не испугался князь, собрал свою дружину хоробрую. И начался бой!
Ой да не было доселе на Руси такой битвы жестокой:
Сколько же людей русских полегло на ней.
Покрылось кровавым ковром поле ратное,
А тех, кто живой остался, половцы в плен увели.
Ой да померкло солнышко, князь Игорь Святославич,
Ой да в плену половецком оказалась его головушка.
А плененный князь белкой горностаем обернулся,
Да селезнем по воде поплыл на родину матушку,
Ой да бежал на родимую сторонушку.
Ой да забыл он сына своего малого, Владимира,
Сына своего малого, Владимира.
А Кончак говорил таковы слова:
«Отпустил я ястреба, но соколенка не отпущу, опутаю».
Захотел он сам воспитать сына Игоря.
Да отдал за него замуж дочь свою половецкую.
Два года жил Владимир, сын Игорев, с женою половецкой в хоромах Кончаковских.
Жил да не тужил,
Но затосковал Владимир по дому родному
Да стал просить - умолять отпустить его.
Согласился Кончак да отпустил его.
Приехал домой Игорь во Владимир, да возрадовалась Русь.
Стали песни петь да на гусельках, играть да пиры пировать.
Красно солнышко поднималося ,
Темна ноченька опускалася,
Ой как малое дите просыпалося.
Солдатская шинель
Осенняя паутина
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
И тут появился изобретатель