Вложение | Размер |
---|---|
sabina_issl.docx | 258.01 КБ |
План:
1. Какашура в далеком прошлом.
2. Культурная жизнь села.
3. Образование
4. Быт сельчан в старину и сегодня
III. Заключительная часть
Цель исследования: изучить историю моего села от самых истоков по сегодняшний день во взаимосвязи с историей страны, выявить основные этапы его развития.
Задачи исследования:
произошедшие в стране, на развитии моей малой Родины;
Актуальность данной работы обусловлена тем, что каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живет. Именно из таких маленьких родных уголков и состоит Россия. Всем людям необходимо знать историю своей «малой родины», своего народа и страны. Она наравне с религией, культурой и языком является ценностью любого народа. Ведь не случайно, если нацию хотят поставить на колени, первым делом искажают ее историю.
Новизна работы заключается в том, что в ней нашла отражение история моей малой родины во взаимосвязи с историей России и раскрыты ранее неизвестные факты в истории села.
Объект исследования: село Какашура и ее население
Предмет исследования: история села, общественная и трудовая деятельность ее жителей.
Методы исследования:
I. Вступление
Где бы ни жил человек на этой огромной планете, у него есть место, которое ему особенно дорого. Это место называется «малой Родиной». Для всех она начинается на пороге своего дома. Родина прекрасна, и у каждого она одна. Для кого-то малая родина – большой город, крупный центр, а для кого-то – маленькое село... Здесь его корни, здесь живут его родители, друзья, родственники.
Моя малая Родина - село Какашура, одно из больших сел Дагестана со своей богатой историей. Этот прекрасный уголок многоликой России расположен в предгорной местности Карабудахкентского района. Оно удивляет и притягивает не только красотой природы, но и своей историей. Меня очень интересуют его зарождение и развитие. На мой взгляд, каждый житель должен знать историю своей малой родины, потому что она является самой большой ценностью. Мы должны изучать ее, приумножать и передавать из поколения в поколение.
Академик Д.С.Лихачев писал: «Без «духовной оседлости», без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования»1. Конечно же, речь идет не просто о старине, речь идет и о национальных традициях, которые сегодня являются основой для развития и преумножения отечественной культуры, о бережном отношении к наследию наших предков. Если мы проявим пренебрежительное отношение к своим истокам, то утратим самое ценное – собственное национальное лицо.
Перед началом работы над данным исследованием мы с научным руководителем решили узнать, знают ли жители моего села его историю. Опрос показал, что 90% знают происхождение названия села и всего лишь 13% - время зарождения села. Отсюда следует вывод, что не все мои односельчане знают историю своей малой родины.
Для того, чтобы найти ответы на волнующие меня вопросы, я изучила дополнительную литературу, научилась находить полезную информацию и делать выводы.
В процессе поиска я обращалась за помощью к архивным материалам краеведческого музея, беседовала со старожилами села и ветераном войны, встречалась со знатоками истории нашего села, членами общественного совета, фотографировала, брала интервью у известных людей моей малой родины, проводила исследовательскую работу, восстанавливала прошедшие события, вследствие чего узнала много нового и интересного.
II. Основная часть
В Какашуре люди жили с древнейших времен. Об этом говорят остатки древнего поселения вблизи села. Археологи датируют возникновение этого поселения I – VIII вв. н.э. Название же села происходит из двух слов: кака - ущелье и шура – болотистое озеро. Наверное, когда-то здесь так и было: кругом небольшие скалы да холмы, а внизу – ущелье, на дне которого покоилась болотная муть.
По данным различных источников, первично село находилось в местности Каншур около с. Урма. Из-за постоянных нападений извне оно было переселено в местность Гертмелер, находящееся в девяти километрах от нынешнего его расположения. Но и здесь оказалось небезопасно. Жители переселились в местечко Юртланибаш в четырех километрах от села. Отсюда тоже им пришлось уйти. Какашура - четвертое, дошедшее до нас название.
Существует несколько легенд о возникновении села Какашура и его древнейших жителях. Согласно сведениям, имеющимся в хронике «Тарихи Какашура»(«История Какашуры»)2, село основали 12 человек, которых звали: Исхак, Баба-Ахмед, Амач Ахмед, Хамай, Али, Гарабдак, Вали, двое, которых звали Баммат, и еще трое, которых звали Абубакар. По преданию, все они были братьями - сыновьями одной матери по имени Шура. Большинство какашуринцев считается их потомками. Основание ими аула на
______________________________________________________________
1Лихачев Д.С. Раздумья. - М.: Дет. лит., 1991.с.215
2Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения.- М.,1993,стр.28
нынешнем месте можно отнести к первой половине XV в. Если опираться на данные археологии, селение не было основано на пустом месте, а восстановлено названными 12 родоначальниками на месте разрушенного врагами старого поселения.
Возможно, что в конце XIV в. Какашура подверглась разгрому армией Тамерлана, прошедшей по этой территории. В прошлом местным жителям постоянно приходилось воевать с внешними врагами. Сюда приходили не только войска Тамерлана, но и шаха Аббаса, Надир - шаха и других завоевателей.
В 1598 г. Какашуру окружил Ахмедхан. Тому, кто убьет правителя села и разрушит его дом, завоеватель обещал в подарок красивую девушку. Некий Муталим взялся выполнить поручение Ахмедхана, и село было им захвачено. Но вскоре в Какашуру пришли войска кизилбашей ( персов), и завоеватель был убит. Ахмед - Хан и Али - Султан остались в памяти народа как самые жестокие правители.
Согласно данным летописи «Тарихи Какашура» («История Какашуры»)1, в 1725 году какашуринцы участвовали в походе шамхала Адиль-Герея на царскую крепость на Сулаке Святой крест, но потерпели тяжелое поражение. В ходе карательной экспедиции генерала Кропотова было сожжено 35 селений, в том числе и Какашура. Многие жители села спрятались в Канабурских горах, а некоторая часть поселилась в долине реки Шура-озень, где они основали небольшой аул, который сейчас растворился в поселке Зареченском Буйнакского района. После победы над Надир – шахом какашуринцы стали возвращаться к своим очагам.
В начале XVIII в. один из отпрысков шамхала по имени Мехти, прозванный Черным, отделился от отца и образовал отдельное ханство под собственным именем – Мехтулинское. В числе тринадцати сел туда входило и Какашура.
В тысяча восемьсот двадцатом году наместник Кавказа генерал Ермолов упразднил Мехтулинское ханство, лишив его владетеля Гасан-Хана, и село Какашура в числе нескольких других было отдано шамхалу Тарковскому.
Но в это время случилось нечто непредвиденное. Проезжая через Какашуру, генерал Ермолов увидел очень красивую девушку - крестьянку по имени Тотай – и изъявил желание на ней жениться. Какашуринский джамаат не смог устоять перед этим намерением, и сорокатрехлетний генерал женился на семнадцатилетней кумычке. В этом Ермолову очень помог услужливый шамхал и не менее услужливый свергнутый Гасан-Хан. Генерал подобрел. Этим воспользовался Гасан-хан. Он женил (не без содействия генерала) своего сына Ахмед - Хана на дочери шамхала и получил Какашуру в качестве приданого. Но вскоре вернулся на родину Али - Султан – брат Ахмед - Хана, который учился в России, и тогда Какашура была отдана ему в виде удела.
Вот так несколько раз из рук в руки переходило село Какашура.
Во времена правления Али-Султана какашуринцам жилось очень трудно. Каждый старше десяти лет должен был работать на князя Какашуры двенадцать дней в году: пахали, сеяли, убирали хлеб, косили и возили сено, пасли скот - словом, делали все. Кроме того, от каждого очага платили по рублю, по арбе дров, да еще так называемый «солдатский долг»2 для содержания личной охраны – дружины князя.
И это еще не все. Вокруг села был глубокий ров, а на нем плетень с подпорами. Только в двух местах были большие деревянные ворота, которые по утрам открывались и по вечерам закрывались по велению самого князя.
И вот, когда князь хотел получить от джамаата дополнительную мзду, давал приказание не открывать эти ворота. Жители не могли тогда гнать скот на пастбища, село наполнялось шумом, криком, блеянием, ржанием… Что было делать? Складывали последние копейки, покупали подарки и с ними посылали к князю старейшин села от имени джамаата. Тогда князь всемилостиво разрешал открывать ворота.
______________________________________________
1Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках.- М.,2003,стр.71
2 Керимов М.К. История села Какашура.-М.,1976, стр.18
Какашуринцы не хотели мириться с насилием и наладили отношения с мюридами Шамиля, чтобы освободиться от феодального притеснения.
3 июля 1844 года в окрестностях Какашуры произошла битва между полком царской армии, возглавляемом знаменитым генерал-майором, георгиевским кавалером Диомидом Пассеком, и большим соединением шамилевских мюридов. Из русских источников известно, что общая численность мюридов доходила до 27 тысяч 500 человек.
В своем отчете Д. Пассек писал: «В ночь на 3 июня неприятель занял Кака-Шуру, большое и крепкое селение, расположенное у лесистого хребта, жители которого были в постоянной связи с мюридами»1. По свидетельству анонимного автора биографии Д.Пассека, «все окрестностные высоты были покрыты жителями, готовыми при первом же нашем шаге назад присоединиться и помогать горцам. Все понимали, что надобно умереть, и желали умереть с честью»2. Пассек не решился штурмовать селение, обороняемое артиллерией мюридов и «доведенное до отчаяния сильным неприятелем».
С каждым годом становилось все хуже и хуже. У крестьян было мало земли, и поэтому они уходили на заработки, в основном на рыбные промыслы. Народ оставался бедным и темным. В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году какашуринцы пишут жалобу губернатору Дагестана: «Князь Али - Султан давал приказы, которые мы не могли выполнять. Под его гнетом наш народ многое претерпел, стал нищим… Князья силой овладели нами ... в нашем селе много стариков, калек, немощных. Ради милости бога и Вашей высокой чести просим Вас уменьшить гнет над нами, взять нас под свою опеку. Джамаат Какашуры. Тысяча двести восемьдесят третий год хиджры»3.
Губернатор же, наоборот, решил проучить какашуринцев и потребовал взыскать сверх налогов единовременную сумму в тысячу рублей.
Али - Султан Мехтелинский был последним какашуринским князем.
Впоследствии, после упразднения ханств в Дагестане, Какашура входила в Темир-Хан-Шуринский округ.
Согласно переписи Мехтулинского ханства, произведенной незадолго до упразднения этого феодального владения (1867 г.), в Какашуре было 569 дворов с общим населением 2293 человека. В переписи также зафиксированы 1 кадий, 15 чаушей, 1 бегаул (старшина). Вдов, сирот и иных, не платящих почтовых денег – 135 человек. Число дворов, способных выплачивать подать, оценивалось в 407 . В селе были 3 мечети, 18 муталимов, 37 человек - учащихся арабской грамоте.
На протяжении многих лет основным занятием в Какашуре являлось земледелие. Значительным было и количество скота. По перепеси того же года, у сельчан имелось 2406 коров и буйволиц, 215 лошадей, 5556 овец и коз и 43 голов прочего скота. Аул славился паласами с характерным местным узором («паннуз оюв») и кузнецами. К концу 19 века Какашура постепенно превращается в один из культурных центров равнины.
В годы Гражданской войны село разделило судьбу других сел. Большинство сельчан было сторонниками социалистической группы, но были и те, кто поддерживал Гоцинского.
Из уст в уста передавали жители села свои воспоминания о том, как отряды деникинцев у окраины Какашуры разбились на группы, брели по улицам села и грабили людей. В 1919 году какашуринцы оказывали ожесточенное сопротивление деникинцам, за что первыми в истории Дагестана подверглись авиационной бомбардировке с белогвардейских аэропланов.
____________________________________
1Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения.- М.,1993,стр.33
2 Оразаев Г.М.-Р. Дагестанские исторические сочинения.- М.,1993,стр.35
3 Керимов М.К. История села Какашура.-М.,1976, стр.24
4 Полевой материал автора 2016
Таштемир Болатбеков, Кахсуру Сулейманов, Ширав Дорушев, Даитбек Болатбеков,
Абдулла Гаджирагимов, Джаппар Джаппаров пошли в Темир-Хан-Шуру и вступили в рабоче-крестьянский отряд. После того, как отряды деникинцев были разбиты, они вернулись к мирному труду и возглавили Советскую власть в селе.
Первая артель в Какашуре появилась в 1931 году. Первым председатель колхоза был Мажидов Гамид, которого убили во время разрушения межземельных границ. Вскоре в каждом ауле села был организован свой колхоз, их оказалось семь. Но это создавало много неудобств. Вскоре они были объединены в пять, а затем в три. Ну а потом вместо них появился один – колхоз им. XXII партсъезда, затем он был переименован в колхоз им. И.Насрутдинова, который до своей реорганизации оставался одним из самых больших и передовых колхозов республики. В нем были созданы пять полеводческих бригад, десять молочно-товарных ферм, посевные земли составляли 5063 га, имелось 3500 голов крупного рогатого скота , 50500 мелкого рогатого скота, птицефабрика, дававшая 1000 тонн птичьего мяса, 118 га виноградных плантаций. Колхоз перевыполнял планы пятилеток почти вдвое, собирал рекордные урожаи зерновых. Из разных районов республики и Советского Союза приезжали сюда специалисты, чтобы перенять опыт колхозников. За особые успехи в 1970 году колхоз им. XXII партсъезда был награжден Орденом Ленина, в 1972 году – юбилейным почетным знаком ЦК ПСС, Президиума Верховного Совета, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Насрутдинов И.Н., председатель колхоза, и Мужавова К.А., доярка, удостоены звания Героя Социалистического Труда. Семеро колхозников – кавалеры ордена Ленина. Около 200 колхозников удостоены других высоких наград1.
Легендарному председателю колхоза Насрутдинову И.Н. памятник установлен и в г. Махачкала.
В 1933 году в селе был организован сельский совет. Первым председателем сельсовета был Абсаматов Абсамат, который в 1941 году, оставив свой пост Халидову Имамутдину, отправляется добровольцем на фронт.
В годы Великой Отечественной войны Какашура проводила на фронт более 600 своих сыновей, более трехсот человек ушли добровольно, 381 из них сложили свои головы на полях сражений. Все взрослое население ушло на войну, в колхозах работали женщины, старики и дети. Они не только выращивали хлеб, рыли окопы, но и вязали глухими ночами теплые рубашки, носки, перчатки для фронта. Какашуринцы горды тем, что героически сражались их земляки на войне. Об этом свидетельствуют боевые награды Ибрагима Зайнукова, Нажмутдина Вагабова, Исламутдина Ибрагимова, Магомеда Таштемирова, Багавутдина Юнусова, Басира Идрисова, Магомед-Запира Мутаева, Ильмутдина Насрутдинова, Гаджи Мугутдинова и многих других. Зайнуков Ибрагим стал кавалером ордена Славы II и III степени2. В память о них на окраине села возвышается обелиск – высокий монумент на холме, на котором высечены имена погибших.
Из ветеранов, к большому сожалению, в живых на данный момент остался Мугутдинов Гаджи.
Село помнит своих героев. Их именами названы многие улицы в селе.
Какашура – село, богатое культурой и традициями. Какашуринцы – народ, обладающий незаурядными творческими способностями. Его фольклор представляет собой ценный источник – своеобразную устную летопись, в которой он вопроизводит свою историю, культурные традиции, отражает свои думы, чаяния и надежды. В нем
воспеваются мужество, трудолюбие, жизнерадостность простого человека, его любовь
___________________________________________
1Коммунизм ярыгъы/Путь коммунизма, №8(195), январь 1976
2Архивные материалы краеведческого музея с. Какашура
коллективные работы с участием соседей, родственников и друзей по чистке початок кукурузы и фасоли, по обработке шерсти и другие. Они назывались булкъа – посиделки. На таких посиделках парни выбирали себе невесту или встречались со своими избранницами. Во время работы исполнялись шуточные послания друг другу.
Какашуринцы всегда торжественно отмечали свадьбы. В 1840 году Какашуру посетил друг М.Ю.Лермонтова, знаменитый русский художник Григорий Григорьевич Гагарин
( 1810-1893 гг.). Его впечатлили традиции и обычаи моего народа, особенно заинтересовала кумыкская свадьба. Наверно, поэтому им была написана картина «Той в Кака-шуре»1.
Один из основных обрядов, соблюдаемых какашуринцами исстари и до сих пор – это приветствие невесты в доме жениха и открытие ее лица. Для совершения этого обряда сторона жениха посылает к невесте уважаемую женщину в возрасте с младенцем на руках. За ней в комнату невесты заходит вся родня жениха. Женщина должна сказать напутственные слова, пожелать счастья молодым и исполнить что-то шуточное. После этого обнимает невесту, дает ей в руки младенца, поднимает фату и открывает ее лицо. Близкий родственник невесты вручает ей и ребенку подарки. Только после этого обряда невеста переодевается и становится хозяйкой в новом доме2.
Также соблюдаются обряды при рождении ребенка, вызывания дождя во время засухи и другие.
Основным центром в селе, где проходят мероприятия, является большой Дворец культуры. В нем расположены сельская библиотека, кареведческий музей села. Ежегодно во Дворце культуры проходят республиканские, зональные, местные конкурсы, концерты, мероприятия. Уже стало традицией в День народного единства РД и РФ проводить в музее литературные чтения, старинные обряды. Вот и в сентябре, октябре и ноябре этого года учащиеся нашей школы совместно с учителями школы и директором музея Акавовой Гулбарият провели День памяти жертв Беслана, мероприятия «Традиции и обычаи моего народа», в котором и я приняла активное участие. В связи с огромным влиянием в последние годы западной культуры особо возрастает роль возрождения и соблюдения обычаев и традиций народа. Только так мы сможем сохранить и передать обряды будущим поколениям.
Музей села Какашура – один из крупных в республике. Он был открыт в 1996 году, а до этого размещался в Какашуринской СОШ № 1. Здесь собрана многовековая история моего села, очень много экспонатов, сельскохозяйственных инструментов, предметов обихода и быта сельчан, архивных документов. В процессе работы над данным проектом мы с научным руководителем нашли у одного из жителей ценный документ – похозяйственную книгу 30-х – 40-х годов XX века и летопись с фрагментами об истории села и передали ее в музей. Сначала она велась на турецком языке, так как кумыкской письменности еще не было, а русской не знали, а затем на русском.
Во дворе Дворца культуры стоят памятники Ленину, Героям Социалистического Труда Насрутдинову И.Н. и Мужавовой К.А., народному поэту РД Хиясову З.Д.
Среди других достопримечательностей есть и мечеть, построенная в 1826 году, а также искусственный пруд в центре села, сооруженный в 70-х годах. В Какашуре функционируют участковая больница, открытая в 1949 году, сельская администрации, детский сад, ДДТ, ПТУ, две школы, большое количество магазинов, множество мельниц. Главной гордостью села является монумент на холме, на котором высечены имена какашуринцев, погибших на ВОВ.
Есть в селе и святые места - зиярат Али-Гаджи Бутринского, зиярат Палас - Байракъ. Одной из традиций жителей села является посещение зиярата Али-Гаджи Бутринского
________________________________________
1Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках.- М.,2003,стр.83
2Полевой материал автора,2016
сельчане, приезжают люди из других сел и городов Дагестана. Известными религиозными деятелями села были Хаджи-Магомед Какашуринский, Хасан-Кади Какашуринский, шейх Абдурахман-Кади Какашуринский, Пайзулла –Хаджи Какашуринский, Гусен-Кади Умаров, Мама Какамахинский, Шарапутдин Яхьяев, шейх Шамсутдин. Первым имамом села был Гаджиев Салим Гаджи. С тех давних пор до современности сменилось двенадцать имамов. Мечеть никогда не закрывалась и функционировала даже в советские годы. Сейчас имамом села работает Вагабов Камильсолтан Гаджи Салавутдинович.
Хорошо сохранилась старинная мечеть, которая стоит почти 200 лет. Но она не вмещает уже всех желающих, поэтому на окраине села началось строительство новой мечети.
Жители села исстари славились своей тягой к знаниям. Уже в середине XIX века в Какашуре был самый крупный по численности учащихся мектеп в Мехтулинском ханстве, а в 1908 году здесь открылась самая большая в Дагестане новометодная школа, в которой одновременно училось свыше ста человек, хотя учеба тогда стоила немалых денег.
Первая светская школа в селе была построена в 1934 году. После восстания какашуринцев (в знак протеста образования колхоза) в 1932 году Обком партии, Первым секретарем которого был Самурский, решил построить здесь самую большую школу в районе. Для этого отобрали садовые участки у семерых владельцев, зарыли фундамент глубиной более полутора метров. На арбах, запряженных волами, везли камни из Махачкалы (нынешний пост ГАИ). На одну арбу можно было положить только два или три камня. Чтобы ускорить процесс строительства, было принято откопать надгробные камни на кладбище и использовать их как стройматериал. Таким образом была решена главная проблема.
1 сентября 1934 года состоялось открытие школы. Но так как классного инвентаря не было, первые ученики сидели на соломе. На первом этаже была размещена школа-интернат для слепых, в которой учились дети со всех окружных сел, а на втором этаже – неполная средняя школа. Но через несколько лет стало тесно, и школу - интернат перевели в г. Избербаш.
Первым директором школы был Изиев Магомедбек из с. Доргели, а завучем – Курбанов Якуб из Маджалиса. Местных учителей не было, и в школе работали приезжие учителя из Украины и России. Среди них была и Лидия Евстафьевна Гаргуль, которая осталась в селе навсегда. Первыми учителями – какашуринцами были Вагабов Абдулкадыр и Абакаров Абдулла, среди первых выпускников школы был известный поэт Магомед-Солтан Яхьяев, также Вагабова Ш., Юнусова А., Мамаева Ж., Ибрагимов Б., Гаджиев К. 1 С того далекого времени до наших дней в школе сменилось 16 директоров. Более пятидесяти лет эту должность занимал Заслуженный учитель школ Дагестана Келяев С.Д. В данный момент директором школы работает Нурутдинова Р.Д.
Из стен этой школы вышло много людей, прославивших своими знаниями не только село, но и Дагестан.
В связи с ростом численности населения села, в 1987 году было принято решение о строительстве второй школы в селе, а в 1989 году оно было закончено, и 1 сентября начала функционировать еще одна школа в селе.2
Какашура гордится своими поэтами, учеными, академиками и другими знаменитыми
_____________________________________________
1Керимов М.К. История села Какашура.-М.,1976, стр.37
2Елдаш/Времена,№ 34, сентябрь 1989
людьми. Оно подарило нам таких поэтов, как Абдурахамана, Абдулкадира Вагабова, Магомед- Солтана Яхьяева, Исрапила Исаева, Магомедбека Османова, Мустапу Мустапаевича, Хайбуллу Даудова, Зубаила Хиясова, Абдуллабека Абдуллабекова, Узлипат Ибрагимову, Атава Атаева, Бадрутдина Магомедова, Шарапутдина Магомедова и многих других. Целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров художественного слова, внесших в становление и развитие литературы огромный вклад.
Особое место в культурном наследии села занимают учёные. Многие из них, не говоря уже о тех, кто трудится в Дагестане, нашли свое место в разных регионах России и Зарубежья.
Выпускник нашей школы Ирази Измутдинович Вагабов работает ректором Дальневосточного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбной промышленности и хозяйства, профессор, кандидат технических наук. Действительный член Международной академии холода и Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, представитель Российского фонда дополнительного профессионального образования в Приморском крае. Почетный работник рыбного хозяйства России1.
Мой земляк И. И. Вагабов является известным специалистом в области холодильной техники, экологии, безопасности и жизнедеятельности. Автор более 120 актуальных научных работ и статей. Награжден медалями «Ветеран труда», «300 лет Российскому флоту», медалью М. В. Ломоносова «За успехи в области экологии и безопасности жизнедеятельности», ведомственными и региональными почетными знаками и грамотами1.
Другой мой земляк, Пайзулла Исаевич Исаев, окончил Минский радиотехнический институт и получил образование по специальности «Робототехника», стал кандидатом технических наук. Изданы более 100 его научных работ. Он встречался с Леонидом Ильичём Брежневым, Дмитрием Фёдоровичем Устиновым и многими другими политическими деятелями. Также встречался с руководителями таких государств, как Польша, ГДР, Чехословакия, Куба, Алжир. Были отмечены его заслуги в области оборонной промышленности.
Асманов Осман Абдуллаевич, кандидат физико - математических наук, работает заведующим геофизической службой Дагестанского филиала РАН. Нурутдин Мамаев, доктор ветеринарных наук, профессор, заслуженный деятель науки ДАССР, доцент сельскохозяйственных наук, директор Прикаспийского зонального научно- исследовательского ветеринарного института. Абдурахман Абдурахманов - кандидат сельскохозяйственных наук.
Особое чувство гордости переполняет нас за выпускницу нашей школы, мою землячку Джамукову Наиду, которая названа самым умным человеком мира, получив в 2002 г. титул «Самый молодой профессор»2. Кандидат филологических наук, доктор исторических наук, профессор, Наида Багавутдиновна Джамукова является Советником президента в Турции по вопросам образования, где и проживает в настоящее время. Она-составитель письма-обращения Президента Турции к Российской Федерации с извинениями по поводу инцидента, произошедшего между странами из-за убийства русского летчика, участвовавшего в военных действиях в Сирии.
Имаков Таймаз Зайнутдинович в 1979 году окончил нашу школу с отличием, поступил учиться в Высшую школу милиции в г. Горький. С 90-х годов живет и трудится в Москве в звании полковника полиции. В данное время занимает должность начальника третьего отдела Департамента по борьбе с организованной преступностью.
Какашура гордится и своими врачами, известными на весь Дагестан, это: З.Б.Имаков, И.И.Исаев, К.К.Касумов, К.Д. Джамавов, Х.З.Зиявов, К. Мамаев, З.Залибеков,
_____________________________________________
1Ученые России-М.,2003,стр.115
2Интернет-ресурсы
Р.М.Нурутдинов.1
В разные годы на руководящих постах республики работали Н. И. Насрутдинов, У.И. Насрутдинов, А.С.Абдурашидов, В.Б.Вагабов, В.И.Вагабов и другие. Известные художники – Набиюлла и Абдулла Бамматовы, спортсмены: М.-Ш.Абдурагимов, У.Билалов, Д.Айгумов, З. Вагабов и др., певцы – композиторы М.Яхьяев, П. Гусейнова и др.
Да, многим людям дала путевку в жизнь Какашура, всех и не перечесть!
Быт сельчан в старину и сегодня. Исстари основным занятием жителей села было земледелие и скотоводство. Сельчанам приходилось нелегко во времена царя, в эпоху колхозов. Земля требует большого труда. Рабочий день их начинался рано, а заканчивался поздно. Женщины вручную жали пшеницу под зноем долгим летним днем, вернувшись домой, ставили тесто, ухаживали за домашним скотом, пекли хлеб, готовили ужин, да еще за детьми нужен был уход. Долгими зимними ночами ткали ковры, вязали, мололи вручную кукурузу. Те, кто работал на ферме, затемно уходили к утренней дойке, сдавали молоко, выгоняли скот, чистили коровники. К труду приспосабливались и дети. Они наравне со взрослыми работали в поле, косили траву, пасли скот. Село Какашура с давних времен делится на следующие аулы: егараул, тебеаул, ортааул, тебенаул, аригиаул. Конечно же, село разрослось, и много домов на новых планах. Село зародилось в горном местечке егараул и развивалось дальше вниз на более равнинной местности. В этих аулах села до сих пор есть много старых двухэтажных домов с маленькими окнами, построенных из местного бутового камня, и узких улочек. Первые этажи домов были без окон с небольшими дырочками вместо них, они предназначались для содержания домашнего скота. Внутри комнат были камины - очаги с открытыми дымоходами. Затем их сменили печи. Крыши домов были плоские с небольшим уклоном в одну или две стороны с толями для стекания воды. Водоупорный слой крыши изготовляли из сланцевых глин при помощи «калкича» и каточка. Калкич мастерили из дерева. С ним трамбовали кровлю вручную, теряя много времени и энергии. В середине 20 века появились катки. Сегодня эти инструменты хранятся в музее. После ВОВ в селе были построены черепичный завод и пилорама. Появилась черепица, а затем стали изготовлять шифер. Появились веранды. В 1975 году в село был проведен водопровод «Чах-чах»2, а в 1981 году в село поступил природный газ.3 Обстановка в домах была скромная. Не у всех были кровати, спали на соломенных матрацах прямо на полу. Бывало, что на всех детей была одна верхняя одежда, которую носили поочередно. В колхозах тоже работали целыми днями, первоначально зарплату не давали, засчитывались трудодни, за которые потом расплачивались натуроплатой. Обновляться село стало в 60-70- годы. В колхозе стали давать зарплату, подспорьем было личное хозяйство. Как бы трудно не было, сельчане находили силы и время на отдых. Зимой устраивали «былкъа» - посиделки, где совмещали и работу, и веселье. Исполнялись шуточные песни, танцы. Также зимой во Дворец культуры приезжали артисты, ставили театры, устраивали концерты, привозили кино. Постепенно налаживалась культурная жизнь.4 Село развивалось в спокойном ритме. Сейчас оно идет в ногу со временем. В новой ______________________________________________ 1Елдаш/Времена, №15,апрель 2008 2Ленин елу/Путь Ленина, № 48, май 1975 3 Дагестанская правда, №35, ноябрь 1981 4 Полевой материал автора, 2016 части села дома уже строятся по современным технологиям, большинство - из привозного кирпича, а крышу покрывают металлопрофилем или металлочерепицей. 90- годы XX в. стали переломными для всей страны, в том числе и для нашего села. В результате проведенных реформ, связанных с денационализацией и приватизацией государственной собственности, сельское хозяйство пришло в упадок, колхоз был расформирован. Вместо него в селе появились акционерные общества и фермерские хозяйства, которые в основном занимаются животноводством и птицеводством. Большая часть пахотных полей не обрабатывается и используется под пастбища. Женщины в основном заняты подсобных хозяйством. В данное время в селе проживает более 6000 человек, 99% - кумыки.
Изучение истории своего села – работа интересная и познавательная. Мы многое сегодня оставляем в прошлом и забываем, что исторические судьбы являются основой воспитания подрастающего поколения. Ведь историческая память – это память нынешнего поколения о тех, кто оставил след в истории своей малой родины. Очень важно сохранить эту память и передать ее потомкам. Уважительное и бережное отношение к своей истории, старине делает человека душевно богаче и мудрее. В современной жизни школьники плохо знают историю и культуру своего села, края, у них совсем другие интересы, а это чревато забвением. Нам надо помнить изречение: «Поколение без прошлого - это ничто». Именно поэтому должны уделять большое внимание истории родного края. Исследовательская работа по изучению истории моего села предоставила мне возможность получить необходимые сведения о своей малой родине . Эта деятельность способствовала развитию моих творческих способностей, моего интеллекта. Теперь и я являюсь знатоком и хранительницей истории родного села, потому что услышанные рассказы старожилов запомню на всю жизнь. Изучив архивные материалы, проанализировав информацию, полученную у жителей села, я пришла к выводам: 1.Село Какашура основалось приблизительно в XV в. н.э., и это его последнее, четвертое название. 2.В истории моей малой родины отразились все исторические события, произошедшие в России на протяжении многих веков. 3. Жители села Какашура всегда были большими тружениками, трудились и трудятся на благо своей малой родины. 4. Из моего села вышло много известных поэтов, ученых и творчески одаренных личностей, прославивших нашу родину. 5. Уважительно относиться к истории родного села, края, научиться хранить память о земляках - долг каждого человека.
Использованная литература
Информаторы
|
Усатый нянь
Глупый мальчишка
Подарок
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Чайковский П.И. "Детский альбом"