Этот познавательный проект раскроет вам удивительный мир сказок и повестей, которые смогут научить вас чему-то новому и даже дать ответ на какой-то вопрос. Сказки предназначены, как для взрослых, так и для маленьких. Стоит лишь углубиться в этот мир таинственных повестей. Сказки, стихи и рассказы помещённые в проекте, помогут вам ближе познакомиться с богатыми народными сокровищами и лучшими достижениями детской литературы. Здесь вы узнаете о собирателях и исследователей фольклора, о писателях-сказочниках. В конце проекта можно ответить на вопросы сказочной викторины.
Вложение | Размер |
---|---|
Творческий проект Как создавались сказки | 57.75 КБ |
Утверждаю: Директор школы
________/В.И.Тимофеев/
Муниципальное образовательное учреждение
МКОУ Макаракская основная общеобразовательная школа
Исследовательский проект
Номинация
«Познавательные проекты»
Исполнители:
Ученики 3 класса
Гринчук Андрей,
ГолубчиковКирилл,
Чередов Руслан,
Кукарцев Вячеслав
Руководитель:
учитель начальных классов
Александрова Елена Владимировна
Макаракский 2017
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!
А.С.Пушкин
Вспомним свою книжную полку. Самые растрёпанные, самые заслуженные, самые любимые первые наши книги─ сказки. Мы их чуть ли не с рождения наизусть знаем. Читать не умели, а уж водили пальцем по строчкам, по картинкам и всем желающим и нежелающим рассказывали:
─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба…
Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок.
«Скоро сказка сказывается…»─ отсюда и возникло название «сказка», что значит устный рассказ.
Главная мысль сказки ─ победа добра над злом.
Положительные герои сказки всегда побеждают, отрицательные ─ наказываются.
В стародавние времена сказку называли «басень». От глагола «баять» ─ говорить. Сказочников называли «бахари», иногда «баутчики», «баяны». Сохранилось также словцо «баюн».
Ходили по Руси бахари, ходили скоморохи, носили по земле сказки.
«Ай потешить вас сказычкой? А сказычка чудесная: есть в ней дивы дивные, чуды чудные…»
Люди теснятся вокруг бахаря, слушают жадно, ─ каждому охота узнать про дивы дивные. А он стрельнёт горячим, хитрым глазом в толпу и не спеша заводит:
─ В некотором царстве, в некотором государстве…
Били бахарей царские стражники; государь Алексей Михайлович запрещал православному люду «баять басни бесовские». Сам же держал при дворе сказочников, награждал сукном на кафтаны и сапогами.
Да что «тишайший» Алексей Михайлович! Иван Грозный и тот не обходился без сказки: три слепых старика бахаря неотлучно были у царской постели.
Не всякая сказка для белокаменных палат. Были и такие, что прятались в убогой хижине при коптящей лучине, скрывались в шумной толпе на торговой площади.
Били бахарей, гнали и притесняли сказку, но не бывало такого, чтобы могли без неё обойтись. В богатых хоромах, в заросшей мохом, покосившейся избе─ всюду сказка была и любимой утехой, и помощником.
За лесами, за горами, в студёных северных землях, в краю рыбаков и лесорубов, артельный староста спрашивает по деревням ─ ищет сказочника. Сказочнику ─ лишний пай, от тяжёлой работы свобода; лишь бы говорил занятно да красиво: с хорошей сказкой дело легче спорится.
Позднее бродячие бахари да скоморохи почти исчезли. В городском доме помнила сказку нянька, взятая из деревни, помнили кухарка, кормилица. Но главными и самыми искусными сказочниками остались крестьяне. Древняя сказка жила в крестьянской избе; отец дарил её сыну, бабушка─ внучке.
Шагали по дорогам солдаты, на резвых тройках мчались по трактам ямщики, вдоль речных берегов бурлаки тянули бечеву, из села в село переходили бродячие торговцы. С ними вместе по стране двигалась сказка.
Сказок много. И почти у всякой есть сёстры ─ родные и двоюродные. Сказка меняется по тому, кто и где её рассказывает Каждый сказочник по своему вкусу приноравливает, притесывает сказку к месту и людям.
И в настоящее время фольклористы во многих станах мира собирают и записывают современное устное народное творчество. В результате собраны, изданы и переведены на многие языки мира сборники русских, английских, немецких, французских, итальянских, американских и других сказок народов земного шара.
Сказки бывают литературные (авторские) и народные.
В народной сказке выражены мечты народа о будущем, его веру в победу добра.
Сказки имеют самобытный национальный характер:
В литературной сказке есть фантазия, чудеса, всякого рода загадочные превращения и реальные события.
Так у К.Паустовского события сказки «Теплый хлеб» происходят в совершенно реальных условиях зимней заснеженной деревеньки, в которой живёт мальчик «Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Здесь, читая описание теплой зимы, охватывает нас предчувствие волшебных превращений.
Самые известные русские литературные сказки ─ «Сказка про Бову-королевича» и «Сказка о Еруслане Лазаревиче».
По своему характеру и видам сказки тоже отличаются.
Известный собиратель и исследователь сказки В.Я.Пропп в основу классификации положил сюжет и разделил сказки на:
• волшебные,
• авантюрные,
• бытовые,
• сказки о животных,
• кумулятивные
Все они объединены общим признаком ─ в них всегда есть вымысел.
Этот самый существенный признак народной сказки, её душу прекрасно выразил А.С.Пушкин : «Сказка ─ ложь, да в ней намёк…» Вот этот-то «намёк» и есть правда сказки, ─ правда мыслей и чувств человека. Порою этот «намёк», это скрытое содержание сказки не сразу осознаётся. Но постепенно всё становится ясным.
Сказки о животных, самые древние по происхождению. Зародились они у народов, которые жили охотой. Первоначально это были фантастические рассказы о животных, обладающих якобы магическими свойствами. Животные делились на покровителей рода и его врагов. Это давало повод рассказчикам приписывать животным особый умысел в их поведении и наделять их человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью. Хитрость и глупость, воплощённые в образах лисы и волка высмеивают свойства характера отдельных людей.
Волшебные сказки столь же древнего происхождения, что и сказки о животных. В них сохранились представления древних о мире, о силах природы, которые виделись им добрыми и злыми духами, о человеке и его месте во Вселенной. Именно для волшебной сказки характерен герой, ищущий правду, справедливость, способный полюбить безобразную лягушку или чудовище за красоту душевную, за доброту. Причём добро должно быть бескорыстным. Как часто злой человек, видя, что добрый поступок приносит удачу его противнику, повторяет его действия в корыстных целях, но результат чаще всего получается обратный: злой человек терпит неудачу.
Только в волшебных сказках Баба-Яга говорит:
«Фу-фу, русским духом пахнет!»
А так-то в общем Руси, России, русской земли нет. Употребляются какие-то условные страны: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Но все-таки возникает ощущение, что народ в сказке один, язык один.
Есть в волшебных сказках и нерусские государства. Они всегда находятся за морем и называются заморскими. «Заморское» в сказке─ синоним иностранного: заморская царевна, заморские вина.
В сказках этого типа нет представления о родине, о России, нет чувства родины. Нет по одной простой причине: сказка возникла так давно, что ещё и государства-то не было!
Авантюрные сказки близки по характеру волшебным сказкам. Здесь тоже происходят невероятные приключения героев, рассказывается о чудесных путешествиях, ставятся перед героем трудные задачи, которые решаются уже не с помощью волшебных сил, а благодаря его уму и находчивости
В бытовых сказках больше, чем в каких-либо других, отражена современная сказочнику эпоха. Высмеиваются глупость, лень, жадность. Эти сказки более кратки однолинейным сюжетом, несложными переживаниями героя. Здесь нет описания путешествий или приключений; действие происходит обычно в одной деревне или в одном городе, герои ─ обычные жители этого города или деревни.
Кумулятивная сказка. Особенность сюжета в том, что герои появляются постепенно. Это сказки такие, как «Теремок», «Звери в яме», «Зимовье зверей».
Есть ещё и докучные сказки.
Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Что в них такого привлекательного? Игра. Игра звуками, игра смыслом, полезная забава.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
Разве «докучная сказка» означает «скучать»? Нет ─ бесконечная! Потому что нет сказке конца. И «докучать» ─ значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже несётся со всех сторон: «Ещё, ещё!...»
Сказка состоит из небольших эпизодов ─ частей, связанных между собой.
Исследователь русской сказки В.Я. Пропп разработал схему построения сюжета:
Присказка ─ это шутливое вступление или концовка сказки.
Начиная рассказывать длинную сказку, сказитель приговаривал:
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
«Это ещё не сказка, а только присказка. Сказка будет впереди, после обеда, поевши мягкого хлеба»
«На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево ─ золотые маковки. По этому по дереву ходит кот-баюн: вверх идёт песню заводит, вниз идёт сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди»
Признаки сказки:
❧ троичность действия,
❧ повторы заклинаний, вопросов,
❧ постоянные эпитеты,
❧ сам строй речи, которая приобретает разговорную интонацию, отступая от привычных грамматических оборотов, особенно в начале сказки,
❧ упоминание о числе три (трёхголовый змей, три сестры, более позднее упоминание чисел семь, двенадцать,
❧ запрет и нарушение запрета,
❧ сказочные клеше:жили-были; долго ли, коротко ли; низко ли, высоко ли; в тридевятом царстве, тридесятом государстве,
❧ в сказке есть реальные и нереальные события,
❧ сказки читаются плавно, напевно.
Образцы концовки:
«…Стали они жить –поживать, добра наживать да медок попивать»
«…И я там был, мёд-пиво пил: мёд, говорят был горек, а пиво мутно. Отчего бы такая притча?»
«…Стал он с царевною жить да поживать, и теперь живут─ хлеб жуют»
Медведь
Идёт медведь на липовой ноге, хочет отомстить старику со старухой за отрубленную лапу. Поёт «Скрипи, нога, скрипи, липовая! И вода-то спит, и земля-то спит, и по селам спят, по деревням спят; одна баба не спит, на моей коже сидит, мою шёрстку прядёт, моё мясо варит…»
Медвежью лапу вешали во дворе─ она обладала таинственной силой.
Славяне почитали медведя, думали, что он с человеком в родстве. В некоторых местах России медведя называют «старик», «дедушка».
В сказках встречаем его то среди животных, то рядом с людьми. Медведь крадёт девушек, играет с ними в жмурки. Есть сказочный герой Ивашко-Медведко ─ он наполовину человек, наполовину медведь.
Ступа, жернов, камни, которые хранятся в избе медведя и которые он швыряет во все стороны, гневаясь или играя в жмурки напоминают предметы, которыми орудует во время грозы бог грома и молнии Перун.
Царевна-лягушка
Лягушка для наших предков была причастна к загадочным и опасным болотным топям, к мрачным сырым зарослям.
Но Афанасьев объясняет: прекрасная девушка, превращённая на время в безобразное животное, ─ это природа, изменившая зимой свой облик. Чтобы показать своё рукоделие, Царевна-лягушка обращается к буйным ветрам, и те приносят ей чудотканный ковёр и сорочку (облака)
Иван-царевич
Иван-царевич ─ главный сказочный герой и свершитель славных подвигов. Но Иван-царевич ─ это и «бог-громовник» Перун.
Вот мчится Иван-царевич на своём быстром и могучем коне: «Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят».
В этих словах сказки представлена картина грозы, в самом коне изображение стихий: грома, молний, ветра.
Баба-Яга
…Стоит в дремучем лесу избушка на курьих ножках, когда надо ─ повёртывается.
«Избушка, избушка, повернись к нам передом, а к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести».
Избушка повернулась. В избушке на печи лежит Баба-Яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок…
Во многих сказках живёт таинственная лесная старуха. То и дело, глядишь, заводит добра молодца тропинка к ней в избушку.
Но бывает, не по доброй воле оказывается человек в избушке на курьих ножках.
…Схватила Баба-Яга мальчика Лутонюшку и утащила в свою избу. Приказала дочери истопить избу жарко-жарко, Лутоньку ожарить…
Баба-Яга то добрая помощница героя ─ одаривает его и чудесным конём богатырским, и путеводным клубочком, и волшебным полотенцем.
То злая людоедка, похитительница детей ─ норовит изжарить их в своей печи.
Кто же она ─ Баба-Яга?
Давайте обратимся к древнейшим обрядам.
…Опытные мужчины уводили юношу в глухой лес, в тайное место, известное лишь немногим. Там, в чаще, обычно стояла хижина, обозначавшая ужасное чудовище. Дверь была « пастью»: юноша входил в хижину ─ так чудовище «проглатывало» его.
В лесной чащобе мудрые старики открывали юноше предания и верования рода, объясняли правила жизни, обучали его приёмам охоты, мужским песням и пляскам.
Это называлось обрядом посвящения.
Уводили в лес юношу, мальчика, а возвращался оттуда полноправный член рода, воин, охотник, муж.
Иван-царевич, вступающий в дремучий лес, чтобы совершить подвиги и достигнуть благополучия в конце сказки сродни юноше, который проходил обряд посвящения и становился настоящим мужчиной.
Отголоски древнейших обрядов слышатся в сказке.
Но и обряды возникли не сами по себе, а выросли из старобытных верований. Яга живёт в лесу, лес был преграда на пути, граница неведомого. Лес был иное царство. Избушка стоит лицом к неведомому, тридесятому царству, там-то и предстоит герою совершить свои подвиги, пройти испытания.
Сопоставляя предания, поверья и обряды разных народов, некоторые учёные пришли к выводу, что тридесятое царство, вход в которое охраняет избушка Бабы-Яги, ─ это царство смерти.
Да и сама Яга сохранила в сказке обличие мертвеца: лежит она в своей избе, как в гробу, из угла в угол, и нос у неё в потолок врос, и нога костяная.
Баба-Яга владеет чудесными предметами и повелевает зверьми. Она пропускает героя вглубь дремучего леса, в неведомое тридесятое царство, и он выходит оттуда, ставши отважнее и умнее.
Нынешние учёные видят в Бабе-Яге образ предка-помощника по материнской линии, в которого верили древние.
Афанасьев взглянул на Бабу-Ягу по-своему. Баба-Яга распоряжается естественными силами природы, и сама сливается с ними: вихрем проносится она по воздуху в своей ступе и размахивает помелом, вызывая бури и метели. Афанасьев считал ступу Бабы-Яги воплощением грозовой тучи, клюку ─ палицей языческого бога Перуна, образом молнии.
Кикимора
Кикимора ─ злой дух дома, мрачное привидение, которое днём невидимкой сидит за печью, а по ночам куролесит и безобразничает. Кикимора особенно не любит мужчин: никогда не упустит случая им напакостить. Женщинам же, и в первую очередь тем, кто усердно прядёт, она порой даже помогает печь хлебы, качать детей.
Кощей бессмертный
Обратимся к толковому словарю В.И.Даля.
Кощей ─ сказочное лицо, от слова «кости», означает измождённого непомерно худобою человека, особенно старика, скрягу, корпящего над своей казною.
Кощей на железных цепях, размышляет собиратель русских сказок А.Н.Афанасьев, ─ это туча, окованная зимним холодом. Она снова набирает силу, когда вдоволь напьётся воды, то есть весною.
Волшебные животные помогают героям сказок или же борятся с ними.
Конь Сивка-бурка, вещий каурка помогает добру молодцу достичь счастья.
Серый волк делает то же для Ивана-царевича.
Огромная птица выносит героя из подземного царства на белый свет.
Волшебная корова помогает красной девице: девица влезает в одно ухо коровы, а в другое вылезает, ─ и все хозяйственные дела сделаны.
Единорог похож на коня, имеет на лбу прямой рог. Единорог нападает на людей. Но его победить просто. Надо всего лишь стать перед дубом. А когда зверь разбежится, чтобы забодать, ─ отскочить. Рог увязнет в дубе, тут и бери единорога голыми руками.
Змей-горыныч (то есть живущий в горах) обычно враждебен человеку. Он огнедышащий, многоголовый. Но богатырь всегда одолевает чудище.
Мудрый ворон ─ только он приносит живую и мёртвую воду.
Горлинка─ в неё превращается главная героиня.
Все животные в сказках разговаривают, ─ и уже это есть волшебство.
Волшебные предметы в сказках встречаются на каждом шагу.
Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, волшебный сундук быстро переносят героя в нужное место.
Печка ─ по щучьему веленью исполняет все приказы Емели.
Скатерть-самобранка кормит и поит героя в тяжёлом походе.
Меч-кладенец, дубинка-обломай бока позволяют легко расправиться со злодеями.
Шапка-невидимка укрывает героя.
Клубочек помогает найти дорогу в царство Кощея Бессмертного.
Молодильные яблоки ─ в них та же сила, что в живой воде. Вкусишь от яблока ─ и станешь тотчас молодым и здоровым. Слабому они дают богатырскую мощь, мёртвому возвращают жизнь, безобразного делают прекрасным.
А ещё гусли-самогуды, ступа и помело, серебряное блюдечко с наливным яблочком, печка самоходная.
Многое из того, что было порождено человеческим воображением, со временем стало реальностью. Пусть нет ковров-самолётов, сапог-скороходов или волшебного зеркальца, с помощью которого можно увидеть весь мир. Зато есть скоростные авиалайнеры и поезда, дельтопланы и снегокаты, вездесущее око телевидения.
Разве это не доказательство того, что самые дерзкие мечты человека рано или поздно сбываются?
В Курской области наибольшее распространение получили сказки, в которых на первом месте стоят социальные мотивы.
Эти сказки отличает то, что они записаны в ХХ веке, в советское время, в них почти отсутствуют фантастика. Сказка принимает более реальный характер, она становится авантюрной.
Пример курской сказки:
Ёж богатырь
Однажды телёнок на лугу увидел ежа и говорит ему:
─Я тебя съем.
Ёж не знал телёнка, испугался, свернулся клубком и фыркнул:
─Попробуй.
Глупый телёнок, задрав хвост, запрыгал, норовил боднуть, а потом, растопырив ноги, лизнул ежа.
─Ой, ой, заревел телёнок и побежал к корове жаловаться. А ёж покатился в свою нору под рябиной и сказал ежихе:
─Я огромного зверя победил, должно быть, льва.
И пошла слава про храбрость Ежову за сине море, за тёмный лес.
Многие сказки народов мира схожи. Хотя человек, сочинявший сказку, и знать не знал, что такую же волшебную историю уже рассказывают где-то за тридевять земель, на неведомом языке. В сказках разных народов очень похожи и действующие в них персонажи.
Так сказка «Белоснежка» Б.Гримм очень схожа с пушкинской «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Афанасьевская сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре» близка к другой сказке Пушкина ─ о царе Салтане. Здесь─ и эпизод с тремя девицами, которых подслушал царь, и мотив зависти старших сестёр, и те же их злые дела. В записи Пушкина, сделанной по памяти либо со слов Арины Родионовны, все эти эпизоды, тоже сохранены.
В афанасьевской сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» можно узнать «Конька-Горбунка» Петра Ершова: здесь─ и находка пера жар-птицы, и мотив чудесной помощи Конька, и поездка за царевной на край света, и купанье в кипятке.
Сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» вышла из народных сказок, близких к сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола».
Сюжет сказки братьев Гримм «Снегурочка» схож с одноимённой русской народной сказкой.
А.Н.Островский за основу своей пьесы «Снегурочка» взял сюжет русской сказки с языческими героями. Образ Снегурочки ─ дочери Мороза и Весны сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Снегурочка ─ дитя природы и тесно связана с ней. Кроме того, в её образе олицетворено великое чувство любви, под воздействием которого тает холодное сердечко дочери Мороза. Печальный финал не воспринимается как трагедия. Снегурочка покидает мир счастливой, благодарной за пережитое ею несравнимое чувство любви.
Н.А.Римский-Корсаков написал по сказке А.Н.Островского оперу «Снегурочка». Сколько волнений вызывает эта музыка весёлая и грустная одновременно.
Александр Николаевич Афанасьев
(1826-1871)
Детство Афанасьева прошло в уездном городке Боброве Воронежской губернии. Из семилетнего обучения в Воронежской гимназии, по словам самого Афанасьева, он «мало вынес отрадных впечатлений»
Издатель русских народных сказок (1855-1863гг). Без него сокровища сказочного фольклора могли затеряться, погибнуть. Такого собрания нигде в мире нет, и люди благодарно называют его «Сказки Афанасьева», которые сохранили всю глубину смысла, богатство вымысла.
А.Н. Афанасьев один из первых начал спрашивать сказку о смысле, в ней сокрытом, ─ и спрашивал по-своему. Он сравнивал сказки разных народов, искал их корни в восточных сказаниях, изучал древние обряды и верования, но рождение сказки и тайный смысл её всегда видел в отношении первобытного человека к «миру стихий и небесных светил».
В учёных статьях А.Н.Афанасьев отвергает пословицу «Сказка─
Складка, а песня─ быль». Сказка ─ не пустая складка, пишет А.Н.Афанасьев, в ней, как и во всех созданиях целого народа, не могло быть и нет ни нарочно сочинённой лжи, ни уклонения от действительного мира. Чудеса сказки─ это чудеса могучих сил природы, увиденные глазами древности. А сама сказка ─ это родившийся рассказ человека о природе. Чтобы понять первоначальное значение сказки, мы должны снова найти живое понимание древних преданий, тогда всё сказочное объяснится само собою.
А.Н.Афанасьев извлёк из архива Русского Географического общества хранившиеся там сказки и присоединил к ним сказки В.И.Даля. В сборнике заговорила огромная страна, протянувшаяся на тысячи вёрст с севера до юга и с запада до востока.
Даль Владимир Иванович
(1801-1872)
Даль родился в семье врача. Получил отличное домашнее образование. Даль был молод, когда издал книгу своих сказок. Он собрал тысячу народных сказок и не стал их на «приноравливать», ни «разукрашивать». Он почувствовал и понял их самобытную силу и красоту. Почувствовал и понял, что соперничать с народом в поэзии бессмысленно и не нужно. Сказки ─ это мысль и слово, которые народ обтачивал веками. Нужно принять из рук народа созданное им сокровище, сберечь его.
Пропп Владимир Яковлевич
(1895-1970)
В.Я.Пропп ─ советский фольклорист. Основные труды посвящены структуре и происхождению волшебной сказки, истории героического эпоса: «Морфология сказки»(1928), «Исторические корни волшебной сказки (1946), «Русский героический эпос»(1955).
Братья Гримм
Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859)
Братья Гримм с юности собирали немецкие народные сказки и в 1812 году опубликовали их. В 1812 году, когда вышли сказки, люди чьи плечи согнулись от тяжести и стыда военного поражения, радостно услышали бодрый голос народа. Простые слова сказок прозвучали громче грохота пушек. Братья знали, что детские сказки ─ это очень важно: они ─ поэзия народа. Немецкие сказки полны волшебных тайн.
Ершов Пётр Павлович
(1815-1869)
П.П.Ершов родился в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника и в 12 лет поступил в Тобольскую гимназию. В Тобольске он собирает сибирские сказки, песни, легенды. Под впечатлением сказок А.С.Пушкина П.П.Ершов написал только одну сказку «Конёк-горбунок», которая вошла в сокровищницу русской сказочной литературы. П.П.Ершов был совсем юным (моложе 20 лет!) когда сочинил эту озорную сказку. Да ещё написал её прекрасными стихами. Пушкин высоко оценил эту работу: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»
Пушкин Александр Сергеевич
(1799-1837)
А.С.Пушкин родился в Москве в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина. Отец принадлежал к старинному дворянскому роду; мать Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала ─ «арапа Петра Великого». Пушкин, как и все дворянские дети того времени, получил домашнее образование у гувернёров и учителей-французов. Но русские сказки, былины, предания, звучавшие из уст его няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка.
А.С.Пушкин не мог не написать свои сказки ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе») потому что то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться.
Аксаков Сергей Тимофеевич
(1791-1859)
С.Т.Аксаков родился в Уфе родовитой дворянской семье. В годы детства писателя русская крестьянка, ключница Пелагея поведала сказку про аленький цветочек. Сергей Аксаков уедет в Казань, поступит в гимназию, развернёт вечером книгу «Детское училище», прочитает там сказку «Красавица и зверь», и сразу вспомнится «Аленький цветочек».
С.Т.Аксаков написал, как считается, одну-единственную сказку «Аленький цветочек», но сколько ещё сказок благородства подсмотрел он в природе и рассеял по своим сочинениям.
Толстой Лев Николаевич
(1828-1910)
Л.Н.Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. С восторгом дети читают сказки Л.Н.Толстого. Сказка «Как мужик гусей делил». В ней прославляется хитроумная смекалка, с помощью которой крестьянин-бедняк оставил в дураках сначала глупого барина, а затем и богатого, жадного мужика.
Этот мотив развивается и в замечательной сказке «Липунюшка», взятой Л.Н.Толстым из сборника «Великорусские сказки», изданного в 1861 году. Писатель сделал её короче, обработал язык её персонажей, и сказка заблестела как отшлифованная мастером жемчужина народного творчества.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
(1852-1912)
Д.Н.Мамин-Сибиряк родился на Урале, недалеко от Нижнего Тагила. Семья писателя жила бедно. По вечерам к ним домой заходили старые фабричные мастеровые. Мальчик ждал их с нетерпением. От них он услышал сказ об удалых разбойниках, скрывавшихся в густом уральском лесу. С большой любовью Д.Н.Мамин-Сибиряк пишет сказки для детей. В 1892 году выходит его сборник, посвящённый любимой дочери, Алёне, ─ «Алёнушкины сказки». «Алёнушкины сказки» навеяны Мамину-Сибиряку образами народного творчества и родной природы. В них действуют медведь, волк, ёж, воробей ─ всё те же герои, что во многих народных сказках.
Шарль Перро
1628-1703)
Шарль Перро, французский писатель, был уже стар, когда увлёкся народными сказками. И сам придумал сказки, любимые во всём мире. Каждая его сказка учит: надо быть добрым, отважным стойким.
Поэтому находит счастье Золушка ─ добрая и работящая. Поэтому отважный, дерзкий, находчивый Кот в сапогах одолевает тупую злую силу ─ людоеда-великана. Поэтому охотники спасают Красную Шапочку, попавшую в беду из-за своей доверчивости, и наказывают хитрого злодея волка.
Счастливо кончается и сказка «Красавица и Чудовище». В ответ на доброту и заботу в сердце девушки рождается любовь к безобразному существу… Любовь побеждает. Злые чары рушатся. Заколдованный принц, некогда обращённый в чудовище, снова становится прекрасным юношей.
Андерсен Ханс Кристиан
(1805-1875)
Андерсен, датский писатель, в 1835 году издаёт три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». С 1830 по 1840 год выходят самые чудесные сказки писателя: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утёнок», «Снежная королева». Писатель рассказывал иногда сказки с печальным концом. Но эта печаль ─ светла. Вот «Стойкий оловянный солдатик». Хотя в огненной печи погибает и он и Танцовщица, которую он преданно и беззаветно любил, ─ но любовь ничто не может погубить…
Немало у Андерсена и весёлых историй. Сказка «Новое платье короля» смеётся, ─ нет, весело издевается! ─ над глупостью и трусостью.
Виктор Михайлович Васнецов
(1848-1926гг.)
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника.
В.М.Васнецовы влекла русская старина, притягивал волшебный мир народной сказки.
Вслед за народными сказками он напоминает: утро вечера мудренее, а невозможное возможно. Надо только не падать духом, не унывать и не терять надежды: всегда найдутся добрые люди, которые помогут одолеть напасти и выручат из беды.
Глядя на его сказочные полотна─ «Иван-Царевич на сером коне», «Ковёр-самолёт», «Алёнушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка» ─ мы признаём: сказочный мир и его герои как раз такие, какими мы их и сами воображали. Разве это само по себе не волшебство, не загадка, оставленная нам художником?
Юрий Алексеевич Васнецов
Ю.А.Васнецов ─ иллюстратор книг с русскими сказками. Медведь, лиса, заяц ─ любимые сказочные персонажи.
Ю.А.Васнецов писал: «…Когда рисую, иллюстрирую книги ─ где я только не перебываю…».
В своих рисунках художник старался показать уголок родной русской сказки, которая воспитывает в детях глубокую любовь к народу, к Родине, к природе.
.
Иван Яковлевич Билибин
И.Я.Билибин родился в аосёлке Тарховка близ С.-Петербурга.
Изучал древне-русскую архитектуру и крестьянское народное творчество, использовал свои впечатления в известных иллюстрированных изданиях русских народных сказок («Василиса Прекрасная», «Финист Ясный сокол», «Царевна-лягушка») и сказок А.С.Пушкина. Лучшие из театральных работ ─ оформление сказочных опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Золотой петушок» С.И.Зимина.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
русская народная сказка
Жили-были муж да жена, у них были дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Вот мать с отцом померли, и остались Алёнушка да сынок Иванушка одни-одинёшеньки, без родных, без знакомых.
Пошли они по белому свету странствовать.
Идут они по дальнему пути, по широкому полю, а солнышко-то их припекает, а жар-то их донимает.
Захотелось Иванушке пить:
─Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
─Погоди, братец, дойдём до колодца.
А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит коровье копытце, полно водицы.
─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
─Не пей, братец, телёночком станешь!
Иванушка послушался сестрицу, и пошли они дальше.
Идут они да идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит лошадиное копытце, полно водицы.
─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
─Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, и пошли они дальше.
Идут они чистым полем, широким раздольем, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит козье копытце, полно водицы.
Иванушка говорит:
─Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
─Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.
Напился и стал козлёночком…
Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села под стожок ─ плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
─О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду.
Купец ей говорит:
─Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и и козлёночек с ними живёт. Ест-пьёт с Алёнушкой из одной чашки.
Сказочные клеше: жили-были, высоко, далеко
Главные герои: сироты, что характерно для сказки.
Используются уменьшительно-ласкательные суффиксы –еньки- (одни-одинёшеньки), -ушк- (Алёнушка, Иванушка), устаревшие слова ( а жар-то их донимает).
Существование запрета: Алёнушка не разрешала Иванушке пить из копытца
Нарушение запрета: Иванушка не послушался и испил из копытца
Наказание: Иванушка стал козлёночком
Троекратность: братец Иванушка трижды обращается к сестрице Алёнушке
Чудесные помощники: купец
Достижение цели: расправа с ведьмой
Повтор слов:
А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает;
─ Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца
Образ Алёнушки ─ образ мудрой девы, восходит к эпохе матриархата. Так в некоторых русских сказках встречается образ богатырши (в скандинавских сказках ─ образ Брюнхильды).
Задание 1: Назвать сказки, которые «перепутались» и ошибочно попали не на своё место.
1. «Эко диво! ─ все кричали. ─
Мы и слыхом не слыхали,
Чтобы льзя похорошеть!»
Царь велел себя раздеть,
И даёт такой указ:
«Запрещается от нас
В нашем царстве сеять лён,
Прясть, сучить, чтоб веретён
Духу не было в домах»
( П.П. Ершов «Конёк-горбунок, В.А.Жуковский «Спящая царевна».)
2. Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…», П.П. Ершов «Конёк-горбунок».)
3.Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Как искры-глазёнки,
Как пух волосёнки.
Он жил меж цветочков,
В тени их листочков.
( А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», В.А. Жуковский «Мальчик-с-пальчик».)
Задание 2: Кроссворд «Что лежит в ларце?» Отгадайте ключевое слово и узнаете тайну ларца.
1.Железные зубы, костяная нога,
Все люди знают ─ это Баба…(Яга)
2. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына,
Шалунишку…(Буратино)
3.Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой ─ мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чипполино.)
4.Появилась девочка
В чашечке цветка,
И была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот такая девочка,
Как она мила. (Дюймовочка)
5. Скачет лошадь не простая,
Чудо-грива золотая.
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок ─
Удивительный конёк
По прозванью… (Горбунок).
6. Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я , как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка) .
Задание 3: по описанию предмета отгадайте, что спрятано в избушке на курьих ножках.
1. С помощью этого предмета можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея─ персонажа русских сказок. (Игла.)
2.Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
3. С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл своё счастье─
мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна-лягушка».)
4. Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка. Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».)
5. В ступе спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с её дочкой. (Цветы. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».)
6. Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Что это за вещь?(Мочалка. К.И.Чуковский «Мойдодыр».)
БЫЛА ИСПОЛЬЗОВАНА ЛИТЕРАТУРА
1. В.Бахтин «От былины до считалки»
Москва «Детская литература»,1982 г.
2. В.И.Даль «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка»
Издательство «Астрель»,2005 г.
3. « Живая вода» Сборник русских народных сказок, пословиц, загадок.
Москва «Детская литература»,1987 г.
4. Л.Кудрявцева «Художники Виктор и Апполинарий Васнецовы»
Москва «Детская литература»,1991 г.
5. Краткий биографический словарь «Русские писатели и поэты»
Москва, 2004 г.
6. Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказки и рассказы
Москва «Астрель»,2006 г.
7 .Отечественная литературная сказка
Изд-во «Центр духовного возрождения черноземного края»,1995 г.
8. «Обо всём на свете» Большая детская энциклопедия
«Астрель»
9. В. Порудомский «А рассказать тебе сказку?..»
Москва «Детская литература»,1970 г.
11. «Русский фольклор»
Москва,2002 г.
12. О.Семёнов «Иван Билибин»
Москва «Детская литература»,1986 г.
13. Советский энциклопедический словарь.
Москва «Советская энциклопедия»,1989г., стр.1080
14. Л.Н.Толстой «Басни, сказки, рассказы
Москва «Детская литература»,1987 г.
15. «Цветок папоротника» Сказки русских писателей XVII-XX веков
Издат-во: «Московский рабочий»,1990 г.
16. «Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки»
Москва «Детская литература»,1988 г.
17. А.Шаров «Волшебники приходят к людям»
Москва «Детская литература»,1974 г.
Прекрасная химия
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Нарисуем попугая цветными карандашами
Есть ли лёд на других планетах?
Рисуем весеннюю вербу гуашью