Исследования о Петербурге Достоевского представляют несомненный интерес. Наиболее яркое «городское» произведение Ф. М. Достоевского, роман «Преступление и наказание», может служить отличным примером многостороннего изображения Петербурга. Места, связанные с именами героев романа, можно отыскать и в сегодняшнем Санкт-Петербурге. Более чем за сто с небольшим лет многое изменилось в городе: изменился облик улиц, домов, жилищ, изменились люди, изменилось их мироощущение. Но «прыжок» назад на сто лет для многих наших современных учеников даже когда под рукой модные средства получения информации — трудная психологическая задача. Задача, для решения которой надо знать обстановку Петербурга тех лет, окружение писателя той поры, духовную жизнь города того времени. Попробуем вместе с героем романа Родионом Раскольниковым пройтись по одному из его маршрутов, подробно описанных в романе, и мысленно реконструировать облик старого города, пользуясь ориентирами города современного для того, чтобы в полной мере понять замысел великого русского писателя Ф.М.Достоевского.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_bibleyskie_istoki_toponimiki_po_dostoevskomu.docx | 258.97 КБ |
Управление образования Администрации городского округа Электросталь
Московской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17»
г.о. Электросталь
Проектная работа
Библейские истоки топонимики Ф.М.Достоевского
(на примере романа «Преступление и наказание»)
Работу выполнила
Макеева Наталья,
ученица 11б класса
Руководитель:
Ермакова Н.В.,
учитель
русского языка и
литературы
2015 -16 учебный год
Название темы: Библейские истоки топонимики Ф.М.Достоевского (на примере романа «Преступление и наказание»)
Краткое обоснование актуальности темы: на мой взгляд, исследования о Петербурге Достоевского представляют несомненный интерес. Наиболее яркое «городское» произведение Ф. М. Достоевского, роман «Преступление и наказание», может служить отличным примером многостороннего изображения Петербурга. Места, связанные с именами героев романа, можно отыскать и в сегодняшнем Санкт-Петербурге. Более чем за сто с небольшим лет многое изменилось в городе: изменился облик улиц, домов, жилищ, изменились люди, изменилось их мироощущение. Но «прыжок» назад на сто лет для многих наших современных учеников даже когда под рукой модные средства получения информации — трудная психологическая задача. Задача, для решения которой надо знать обстановку Петербурга тех лет, окружение писателя той поры, духовную жизнь города того времени. Попробуем вместе с героем романа Родионом Раскольниковым пройтись по одному из его маршрутов, подробно описанных в романе, и мысленно реконструировать облик старого города, пользуясь ориентирами города современного для того, чтобы в полной мере понять замысел великого русского писателя Ф.М.Достоевского.
Предмет исследования: маршрут Родиона Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Цель исследования: определить связь между Библейскими источниками и топонимикой романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
Гипотеза: топонимика романа Ф.М.Достоевского является основой того мира, который создается автором в художественном тексте. В отборе, расположении и смысловом наполнении топонимических единиц проявляется индивидуальность системы имяупотребления Ф.М.Достоевского. Топонимы выражают авторские идеи, характеризуются стилистической весомостью, актуализируют обширный пласт сведений экстралингвистического характера.
Задачи:
Методы и конкретные методики исследования: наблюдение, анализ, интерпретация, сравнение.
Сроки исследования: 1 -25 октября 2015-16 учебного года
Прогноз: по своему предназначению имена собственные являются важным связующим, конструктивным элементом содержательно-смыслового пространства и формальной организации текста, иными словами – участвуют в процессах текстообразования и смыслопорождения.
Форма представления результатов: проектная работа, презентация, Web-сайт.
Библейские истоки топонимики Ф.М.Достоевского
(на примере романа «Преступление и наказание»)
Введение
Топонимика – наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое значение, развитие, написание и произношение. Кроме того, топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке наук и широко используется в различных областях знаний: лингвистике, географии, архитектуре, истории.
Литературные имена собственные являются неотъемлемой частью текстовой ткани, обеспечивают в тексте передачу смысловых целеустановок и авторских замыслов, взаимодействуют с другими компонентами текста. Моя задача – выявить неслучайность употребления топонимических единиц в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Читая произведения Ф.М.Достоевского, мы замечаем, что писатель использовал реальные названия улиц, каналов, проспектов и площадей, поэтому перед нами вырисовывается Петербург именно таким, каким его видел и представлял сам Достоевский. В своем творчестве писатель постоянно обращается к образу города, описывая его как мрачное, угрюмое место, враждебное человеку. Созданный воображением писателя мистический город-призрак становится не только местом действия романов и повестей, но и полноправным героем произведений. В мельчайших подробностях описывая взаимодействие города и человека, автор искусно переплетает вымысел и реальность. Достоевским создана особая, хорошо узнаваемая, мифология Петербурга, повлиявшая на восприятие города последующими писателями. Следя за судьбами героев, мы с легкостью можем проследить все их маршруты, что позволяет читателю идти следом за идеей самого автора.
Июльским вечером 186... года Раскольников вышел из дому и побрел наугад. «Он не знал, да и не думал о том, куда идти...» Но наугад ли он шел? Чуть ниже в романе написано, что «по старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он прямо направился на Сенную». «Раскольников преимущественно любил эти места, — сообщает писатель, — равно как и все близлежащие переулки...»
Известно, что Достоевский тоже любил бродить по этим же самым местам. В пору работы над романом писатель жил в доме Алонкина, находившемся на углу Столярного переулка и Малой Мещанской улицы (ныне дом № 14/7 на углу улицы Пржевальского и Казначейской улицы). Совсем рядом, почти напротив дома Алонкина, Достоевский поселил своего героя — бывшего студента столичного университета Родиона Романовича Раскольникова. Мы знаем, что «дом Раскольникова» — дом, вобравший в себя реалии нескольких домов. Условно будем считать, что исходным пунктом маршрута Раскольникова является дом Шиля, черты которого просматриваются в «доме Раскольникова». Дом Шиля сохранился в несколько измененном виде, и его сегодняшний адрес — дом № 9 по улице Пржевальского.
Итак, путь Раскольникова начинается со Столярного переулка. Возникают первые ассоциации: в библейские времена профессия столяра была неотделима от профессии плотника. В христианской традиции принято считать, что Иисус Христос обучился у своего земного отца Иосифа мастерству плотника. В Евангелии от Матфея Иисус назван сыном плотника: ""Не плотников ли он сын? Не его ли мать называется Мария, и братья его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда?" (Мф. 13. 55). В Евангелии от Марка Христос прямо назван плотником: "Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?" (Мк. 6.3). В западном искусстве получил распространение мотив, где юный Иисус работает в мастерской Иосифа.
Таким образом, появляется мотив неверия, т.к. с образ Иосифа, плотника, земного отца Иисуса, в Библии означает сомнение, неверие, таковы сомневающимся, неверящим и неверующим мы впервые видим главного героя.
Мы можем заметить, что Раскольников как бы обходит Сенную площадь, если обозначить его маршрут на карте, то нельзя не заметить, как появляется на рисунке контур топора, наверное, не случайно: на пути главного героя - Обуховский проспект.
Далее Родион Раскольников проходит мимо Церкви Успения, и возникает еще один мотив - мотив смерти, но в христианстве Успению Божьей Матери мы радуемся. Церковь премудро не стала создавать канон и учение о смерти. Молчание Бога о смерти связано с любовью. Ибо любовь, как написано у апостола Павла, прежде всего, верит, а не знает: «Всему верит, всего надеется, все переносит, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». И христиане, радуясь успению Божией Матери этой радостью, свидетельствуют о том, что смерть побеждена не только Богом но и теми, кто любит Его, что блага мира – тлен, и единое нужно на потребу – любовь к Богу и людям, что любовь – это чудо, вытаскивающее людей из собственных сетей страха, уныния и смерти. И поэтому стоит просить у Бога и Пречистой Девы Марии мягкого и любящего сердца. К пониманию этой истины Раскольников еще должен пройти длинный, тяжелый путь.
Затем главный герой романа «Преступление и наказание» следует по Большой Садовой улице мимо Юсупова сада. Имя Юсупа (Юсуфа, или в христианстве Иосифа), вновь относит нас, с одной стороны, к мотиву неверия, сомнения, а с другой, появляется еще один библейский символ – Гефсиманского сада, который почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа. Стоит отметить, что сад в литературе и искусстве – многозначный символ: это может быть символ творческой свободы духа,символ согласия природы и человека, а также образом
Мироздания. Особую же символику несет в себе Гефсиманский сад, сад оливковых деревьев — место тайной драмы тринадцатого апостола Иуды. Моление о чаше происходит именно в этом саду. Символично, что римляне несколько развыкорчевывали этот сад, но он вновь и вновь давал побеги.
Гефсиманский сад, расположенный у подножия Елеонской горы. Здесь Господь молился перед Своими Страданиями и был взят под стражу приведенными Иудой стражниками.
Ученики спали, а Господь, страшась по человечеству страданий и мучительной смерти, трижды молил Отца Небесного, да минует Его чаша страданий. Но сила духа и преданность воле Божией заставляет Христа прибавлять: "Обаче не Моя, но Твоя воля да будет!" В Гефсиманском саду Господь испытал всю тяжесть внутреннего страдания, страдания духа. Чаша предстоявшего страдания и смерти была преисполнена грехами человеческими, грехами всего мира, которые Христос взял на Себя, чтобы искупить человечество от проклятия греха, исцелить поврежденную падением человеческую природу. Именно это и сделало внутреннее страдание Господа столь тяжелым и мучительным - его душу мучили, давили грехи всего мира, которые Он брал на Себя.
Главный герой романа, отказавшийся от веры в Бога, также переживает тяжелейшие сомнения и мучения.
Повернув на Вознесенский проспект, Родион Раскольников проходит мимо церкви Вознесения Господня и проходит через Вознесенский мост. Мы понимаем, что трижды повторенное слово Вознесение обладает особым смыслом. Вознесение предполагает очищение мыслей и эмоций, а также изменение привычного поведения на более доброжелательное и милосердное во имя высшего блага и перехода на новый уровень сознания. Пережив Вознесение, мы сможем жить, наслаждаясь свободой и счастьем. Цикл воскрешения – это вознесение, при котором вся жизнь начинается заново, на новом уровне сознания, в мире более высокого измерения. Таким образом, автор дает понять читателю, что только таковым должен быть путь человека
Следует отметить, что пройдя путь от Столярного переулка через Сенную площадь по Большой Садовой улице, маршрут Родиона Раскольникова напоминает на карте образ топора в петле.
Мы видим, что Родион два раза пересекает Екатерининский канал. Вспомнив историю Святой Екатерины, которая считала, что нет достойного ее молодого человека, мы проводим параллель с позицией Раскольникова, который ставил свое существование выше других.
Раскольников мечется по переулкам Петербурга, которые на карте образуют крест, символическое значение которого трудно не оценить и не понять.
Размышляя над маршрутом Родиона Раскольникова в романе, я невольно сравнивала его путь и Крестный путь Господа на Голгофу. Рассказ о нем у Евангелистов предельно краток. На Божественного Страдальца возложили Крест и повели по улицам Иерусалима, одна из которых называется Via Dolorosa (дорога скорби)за городскую стену на место, где распинали преступников. Заканчивается Крестный путь на Голгофе, где Божественного Страдальца ожидали еще самые мучительные часы. При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли - молчание, любовь, молитва. Нам открывается непостижимая человеческому сознанию мера любви и долготерпения Господа, Который ради любви к нам претерпевал жесточайшие телесные и душевные муки и посреди самых страданий вмещал в Себе полноту любви даже к тем, кто глумился над Ним и истязал Его. "Отче, прости им! Не ведят бо, что творят", - так молился Христос за Своих врагов и распинателей.
Крест Христов состоял не только из телесных мучений. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте "... вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. ...Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. ...Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк.15,34). ...Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе" (архимандрит Рафаил (Карелин)[9]).
Существует обычай, согласно которому, паломники проходят по Крестному пути с Иисусовой молитвой...", неся в руках небольшой крест, который затем прикладывают к Голгофе и ко Гробу Господню.
В Великую Пятницу по Крестному пути от Претории до Голгофы следует процессия, возглавляемая Иерусалимским Патриархом. Иерусалимское духовенство несет впереди большой Крест. И, как во времена Спасителя, так и сейчас - кому-то из окружающих дела нет до происходящего, они заняты своими повседневными заботами; кто-то смеется и насмехается; кто-то любопытствует; а кто-то идет за Христом по Крестному пути до конца, с любовью и молитвой, неся свой небольшой крест...
Выводы (соотношение между гипотезой и полученным результатом).
Принципы онимоупотребления в произведениях ФМ Достоевского, в частночти в романе «Преступление и наказание» прийти к важным выводам:
1. Всестороннее изучение роли топонимов в процессе создания художественного текста необходимо для проникновения в творческую лабораторию писателя, его эпоху, время, мысли, для более глубокой интерпретации, раскрытия художественных образов.
2. Топонимика в литературном произведении за счёт своего семантико-стилистического потенциала выполняют тектообразующую и смыслопорождающую функции, способствуют пониманию художественного текста. Следовательно, при создании образов главных героев, раскрытии ведущих тем в произведении они выступают в качестве смысловых вех информационного пространства текста.
3. Тщательный лингволитературоведческий, лингвокультурологический анализ художественного произведения позволит проникнуть в его суть, что может быть актуальным при изучении русской литературы современными школьниками.
4. Топонимика романа ФМ Достоевского «Преступление и наказание», безусловно, имеет библейские истоки, хорошо известно, что он был человеком глубоко верующим, хорошо знаюшим Библию, постоянно к ней обращающимся. Указывая читателю на топонимы, связанные с Библией, он хотел провести определенные параллели, подтверждая тем самым, во-первых, свою позицию о бесчеловечности любой теории, связанной с делением людей по какому-либо признаку, во-вторых, сегодня произведения Достоевского – это не только источник для постижения его мировоззрения, это еще и стимул для обращения к Библии.
Таким образом, рассмотрев Библейские истоки топонимики в маршруте Родиона Раскольникова, мы можем прийти к следующему выводу: Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает читателю, что если уйти от веры, то можно совершить ужаснейшие поступки, после чего обязательно настигнет наказание. При этом автор показывает нам, что милосердие Бога помогает человеку найти свой жизненный путь. В этом и заключается великий гуманизм Достоевского.
Мост из бумаги для Киры и Вики
Сказка "Колосок"
Волшебные звуки ноктюрна
Несчастный Андрей
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны