Цели работы: исследовать функции мотива света в одах М. В. Ломоносова; определить семантику, формальную организацию и стратегию читательского восприятия в одах М.В. Ломоносова
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
o выявить особенности жанра оды,
o определить своеобразие од М.В. Ломоносова,
o рассмотреть своеобразие трактовки темы света в русской культуре и литературе XVIII века,
o изучить мотивы света в одах М.В. Ломоносова,
o провести сравнение отношений читателей к мотиву света с XVIII века по настоящее время.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_.docx | 36.58 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 17»
г.о. Электросталь
Исследовательская работа
«Мотив света в одах М.В. Ломоносова: семантика, формальная организация, стратегия читательского восприятия»
Работу выполнила
Кудрявцева Анастасия,
ученица 10б класса
Руководитель
Ермакова Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2015 год
Содержание
Цели и задачи исследовательской работы………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1
Глава 2
фольклорной традиций………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов………………
Цели и задачи исследовательской работы
Цели работы: исследовать функции мотива света в одах М. В. Ломоносова; определить семантику, формальную организацию и стратегию читательского восприятия в одах М.В. Ломоносова
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Объектом данного исследования являются торжественные оды М.В.Ломоносова…..названия од
Предмет настоящего исследования – тематический комплекс «свет» в его функциональном проявлении.
Актуальность выбранной темы обусловлена её мало изученностью и перспективностью. Мотив света в литературе несет в себе особую смысловую нагрузку, поэтому изучение этого вопроса представляет большой интерес. Кроме того, на 71-м пленарном заседании 68-й Генеральной ассамблеи ООН 2015 год был провозглашен Международным годом света и световых технологий.
Введение
В первой половине XVIII веке основным направлением в литературе был классицизм. Этот стиль появился в результате освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения.Русский классицизм придавал особое значение “высоким” жанрам, таким как эпическая поэма, трагедия, торжественная ода. Создателем оды в России стал В. К. Тредиаковский, но именно М.В.Ломоносов, внеся свои изменения в этот жанр, переделал его под русскую манеру.
Традиционная ода - это хвалебная песня, воспевающая человека и его подвиги. М.В. Ломоносов в своих стихах не только восхвалял правителей, как выдающихся личностей, но и обращался к ним с наставлениями и разного рода предложениями, пытался донести до них важность изменений в различных сферах жизни страны, используя для этого разнообразные художественные средства, например:
сравнения: «Как Солнце с высоты, Богиня, к нам сияешь» (надпись на иллюминацию 31 июля 1750 года);
метафоры: «Он блеск и радость изливает» (ода на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны 1746 года);
риторические восклицания: «О ангел мирных наших лет!» - это обращение (ода на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года);
эпитеты: «Любезное светило» (ода на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны 1746 года);
аллегории: «Монархиня, ты всем един источник света» (надпись на иллюминацию 31 июля 1750 года);
гиперболы: «Когда премудростью своею/Всевышний солнце сотворил» (ода на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны 25 ноября 1752 года).
Надо добавить еще примеры, тк они заявлены во мн числе.
Следует также отметить, что излюбленным размером стихосложения М.В.Ломоносова является четырехстопный ямб:
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл;
(Ода на взятие Хотина)
Здесь поэт выступил реформатором, создавшим новый размер для всего жанра, опираясь на работы своего современника В.К. Тредиаковского. В начале XVIII века рифма была громоздкой, тяжеловесной и воспринималась очень трудно. М.В. Ломоносов обобщил все знания о стихосложении, признав равноправие всех размеров, выделенных Тредиаковским, но сам отдал предпочтение ямбу. Он надолго утвердил этот размер для жанра оды в целом. В дальнейшем свои оды писали в четырёхстопном ямбе А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, А.А. Блок, С.А. Есенин и другие поэты.
Глубокое содержание, воодушевляющий патриотизм, величественный и торжественный стиль Ломоносовской оды нового типа, ее правильный размер, новая рифма – все это было необычным не только для русской литературы, но и для истории этого жанра в целом. Раздвигая привычные рамки стихосложения, Ломоносов превратил оду в произведение, служившее самым высоким идеалам эпохи Просвещения и отражающее его переживания за судьбу Родины.
Глава 1
Ориентация культуры XVIII века на идею будущего преображения
Люди XVIII столетия называли своё время Веком Разума и Просвещения. Слово «просвещение» имело в XVIII веке особый философский и общественно-политический смысл. Исторически оно обозначает целую эпоху в духовной жизни Европы. Французы назвали её «Веком света», немцы, англичане, итальянцы – «Просвещением» В корне всех этих слов – «свет»- свет Разума и свет Знаний.
Во второй половине XVIII века в России широкое распространение получили идеи французских просветителей. Они верили в Разум, который мог объяснить подлинную связь вещей и событий. Идеи Просвещения были формой выражения исторического оптимизма, открывали путь к наукам.
Почитание света было обычным для славян. Мир, воспринимаемый как свет, отождествлялся с Россией. Синонимия «света» и «мира» оказалась символичной для названия самой эпохи. Закономерна и связь таких слов, как «свет» и «просвещение».
Таким образом, просвещение было связано с духовным началом. Эпоха преодолевала «тьму» и «хаос» прошлого, стремилась к установлению новой реальности. Это стремление изменить мир охватило собой все сферы культуры.
В 30-е годы XVIII века начинает складываться система дворянского образования. Создаётся Кадетский корпус (1731), Артиллерийская и Инженерная школы. При Петербургской Академии наук (1725) существовали Гимназия и Университет. В 1755 году был создан Московский университет с двумя гимназиями. В 1764 г. был основан Институт Благородных Девиц (Смольный).
В XVIII веке в России появляется новый вид искусства – театр. В стране гастролировали то французские, то итальянские труппы. Играли в основном пьесы французских авторов. Первый русский театр организовал Ф.Г. Волков, директором театра был драматург А. П. Сумароков.
Активно развивается архитектура, яркими представителями которой становятся В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Джакомо Кваренги, М.Г. Земцов.
Развивается скульптура. По бюстам Ф. И. Шубина можно представить себе деятелей той эпохи. Э. М. Фальконе создаёт знаменитый памятник Петру Великому — «Медный всадник». И. П. Мартос прославился как автор памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве.
Свой расцвет переживает и живопись. Знаменитыми русскими художниками становятся А. П. Антропов, И.Я.Вишняков, Ф. С. Рокотов, Д.Г.Левицкий, В. Л. Боровиковский, М.В.Данилов.
Безусловно, страна перенимала традиции европейской культуры, но воплощала в жизнь новые идеи по-своему, совмещая новые тенденции Просвещения и национальную самобытность. В России переплетение Запада и Востока проявляется в науке, в образовании, в искусстве.
Также благодаря просвещённым монархам и талантливым русским деятелям Россия XVIII века совершила большой шаг в развитии и стала в ряд сильнейших держав мира. Российское государство теперь оказывало огромное влияние на другие страны.
Идея света в русской традиции XVIII века
С такими масштабными преобразованиями во внутренней и внешней политике, как в XVIII веке, Россия до этого не сталкивалась. В то время произошло много событий, повлиявших на судьбу всего государства, поэтому все это не могло не найти отражение в искусстве, в том числе в литературе.
В поэзии такие государственные реформы способствовали распространению жанра торжественной оды, утверждающей новые государственные ценности. Именно в пределах это жанра мотив света проявился сильнее всего.
Почти все поэты XVIII века стали проводниками просветительских идей, но основная идея света изменялась на протяжении всего столетия. В творчестве С. Полоцкого, Ф.Прокоповича, В. К. Тредиаковского свет теснейшим образом связан с церковными традициями. Поэты соотносили свет, прежде всего с Богом, как воплощением всего самого чистого и доброго. Например, начало псалма 143(в оригинале звучащее следующим образом: «Благословен Господь Бог мой, научаяйруце мои на ополчение, персты моя на брань» [21, с. 106]) В.К.Тредиаковский сформулировал так:
Крепкий, чудный, бесконечный,
Полн хвалы, преславный весь,
Боже! Ты един превечный,
Сый Господь вчера и днесь;
Непостижный, всеблаженный,
Совершенств пресовершенный,
Неприступна сокровен
Сам величества лучами,
И огньпальных слуг чинами,
О! будь ввек благословен. Кто ин толь бы храбро руки
Без Тебя мне ополчил?
Активно внедряясь в одические тексты классицистов (В.К.Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, В. И. Майков, В.В.Капнист и др.), «формула света» уже соотносится не с религиозными ценностями, а с ценностями государства. Свет, ассоциируемый с личностью монарха, символизирует благополучное будущее, аллегорически противопоставляется «темному» прошлому. Отождествление России, а также ее монарха с ослепительным светом, сиянием, блеском является отличительной чертой одического жанра в русской литературе.
Но стоит сказать, что «световые формулы» со временем стали утрачивать свою «идеологичность». Об этом свидетельствует поэтическая система Г.Р.Державина, в творчестве которого световой мотив меняет свое значение. В раннем творчестве поэта еще встречается свет, соотносимый с восхваляемой поэтом политикой Екатерины II:
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! Свет из тьмы творить.
В дальнейшем происходит переосмысление светового сюжета. Бытие в державинской поэзии преисполнено света, мир сияет, блестит, озаряется солнцем. Отныне свет напрямую не связан с темой императорского величия, как это было в творчестве предшествующих поэтов, он становится свойством мира вообще, а не атрибутом конкретного монарха. Но это произойдет только в XIX веке.
Глава 2
Мотив света в одах М.В. Ломоносова
М.В.Ломоносов был первым русским поэтом, произведения которого явились выражением национального самосознания. Он первым открыл те стороны поэзии, которые в дальнейшем получили развитие в творчестве других писателей: патриотизм, гражданственность, интерес к прошлому страны, вера в ее светлое будущее.
Ломоносов рассматривал поэтическую деятельность, как средство гражданского воспитания и воздействия на общество. Поэтическая задача Ломоносова была в прославлении России, ее выдающихся деятелей, а также разработке дальнейшего пути развития науки и культуры.
Первым обращает внимание на значимость «огненных» образов в поэзии М.В. Ломоносова Е.Н. Лебедев: «Образы, построенные на ассоциациях с огнем - начиная с «Оды на взятие Хотина» (1739) и кончая последней миниатюрой «На Сарское Село» (1764), - присутствуют в подавляющем большинстве поэтических произведений Ломоносова». Лебедев подробно рассматривает тематику произведений Ломоносова и находит множество «световых» метафор, построенных на ассоциациях с Россией и императрицей.
В одах Ломоносова свет «излучается» из разных источников. Главными компонентами всей тематики являются:
Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
(ода на день восшествия на престол Императрицы Елизаветы Петровны 1748 года)
Как ясной солнца луч в немрачной утра час,
Как Твой приятной взор отрадой светит в нас.
В Тебе с величеством сияет к нам приятство.
(ода «Венчанная надежда Российския Империя») – проверить написание в кавычках или без названия всех од
О солнце, не стыдись: краснейшая луны
Богиня к нам грядет Российския страны.
(надпись на прибытие Императрицы Елизаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1479 года)
Щастливая* звезда на Горизонт блистала,
Когда Елизавет России воссияла.
(надпись на иллюминацию в день рождения Её Величества 18 декабря 1750 года)
______________________
Прим. Орфография автора сохранена
Яснее возсиял Елисаветин блеск.
(надпись на день восшествия на престол Её Величества 1753 года)
Мы ныне, празднуя той час благословенный,
Огнями кажем огнь, во всех сердцах воженный.
И естьлиб с внутренним огнь внешний равен был,
Он выше бы восшел в ночь блещущих светил.
(ода «О древность славная пречудными делами...»)
Ты восхищаешь ум, как солнце вознесена;
Корона, с Твоея главы лиюща свет.
(ода в день коронования Императрицы Елизаветы Петровны от Иоганна Георга Бока перевод с немецкого)
Так ныне милость и любовь,
И светлый Дщери взор Петровой
Нас жизнью оживляет новой.
(ода на прибытие Императрицы Елизаветы Петровны из Москвы в Санкт-Петербург 1742 года)
Эта двойная направленность света – отличительная черта оды. Если «свет» - это благо, то метафора огня используется Ломоносовым двояко: с одной стороны, огонь ассоциируется со светом, а с другой – с опасностью и разрушением. При этом можно увидеть такую закономерность: «свет» исходит из божественного мира, в то время как «огонь» – признак земного мира. Именно поэтому в одах Ломоносова огонь становится характеристикой земных дел.
Отдельный следует рассмотреть мотив космических тел. Важно отметить, что ночные светила у Ломоносова в большинстве случаев не соотнесены с тематикой ночи. Звезды – источник света; они у поэта ночью заменяют дневное светило. По своему смыслу «звезды» – равносильны «солнцу». В лирике Ломоносова «звезда» часто оказывается символом божественного мира.
Сходной с функцией звездного света оказывается функция лунного света. Свет, излучаемый императрицей, способен осветить ночное пространство. Но сравнения монарха с луной встречаются у Ломоносова значительно реже, потому что луна и солнце противопоставлены друг другу. В дальнейшем лунные мотивы будут характерны для романтического направления. Ломоносов же, как представитель классицизма, изображает идеальную «дневную» реальность.
Итак, метафора света становится ключевой в одах М. В. Ломоносова. В этом жанре «свет» оказывается первичным понятием, потому что основная тема оды – преображенная духом просвещения Россия. При этом «световые формулы» в творчестве М. В. Ломоносова не претерпевают изменений на протяжении всего его творчества, они выполняют идеологическую функцию.
Юрий Визбор. Милая моя
Нора Аргунова. Щенята
Что есть на свете красота?
Как нарисовать черёмуху
Как Дед Мороз сделал себе помощников