История – это не просто наука о прошлом, это наука о человеке во времени, которая дает нам возможность понять себя, расширять мировоззрение. Все предметы математика, физика, география, литература тесно связаны с историей. Изучение истории, знание истории поможет нам стать истинными патриотами родного народа.
Вложение | Размер |
---|---|
tezis_k_dokladu_istoriya_dvuh_mifov_lukin_ruslan_sosh7_5_kl.docx | 19.87 КБ |
Тезис к докладу
Тема моей работы «История двух мифов – греческой и народа саха”.
Актуальность темы: тема мифологии разных народов нам интересна тем, что здесь заключается взгляд народа на мир и на исторические события, исторические легендарные личности. В 5 классе мы стали изучать новый предмет «История древних веков». Меня и моих сверстников интересовала тема Греции, древнегреческие мифы.
Проблема: Мы не уделяем должного внимания мифам своего родного народа. Оказывается, изучать мифологию народа саха очень интересно. И мы нашли схожести в мифах двух народов. Многие ли знают об этом?
Идея: если составить сравнительный анализ мифов, то наглядно будет видно, что у народа саха есть миф, похожий на греческий.
Цель работы: изучить «Илиаду» Гомера, сравнить с произведениями якутских народных писателей Далан «Тыгын Дархан» и Кындыл «Утро над Леной».
Задачи:
Ход исследования:
Греки Трою назвали Илион. Отсюда именно происходит название «Илиада», т. е. «поэма об Илионе». Древние греки не сомневались в исторической реальности Троянской войны. Историки были убеждены в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои – это исторический факт, лишь приукрашенный поэтом Гомером. Древнегреческий историк Фукидид считал, что если из сцены вычленить участие богов, то рассказ мог бы выглядеть вполне достоверным.
Начинается «Илиада» с описания ссоры могучего героя ахейцев Ахиллеса с предводителем ахейского воинства Агамемноном, где Ахиллес отказывается участвовать в дальнейшей осаде Трои. Раздорами в ахейском лагере воспользовались троянцы. Вождем у троянцев был великий Гектор.
Гектор напал на лагерь ахейцев. Огромным камнем вышиб лагерные ворота, его воины потеснили ахейцев и готовились поджечь их корабли. В этот трудный для ахейцев момент к Ахиллесу явился его близкий друг Патрокл и попросил:
Дай позволение мне облачиться в доспех твой прекрасный.
Может быть, в битве, меня за тебя принимая, троянцы бой прекратят.
Со щитом Ахиллеса, в его шлеме и панцире Патрокл бросился на троянцев и выбил их из лагеря. Но Гектор разглядел, что это вовсе не Ахиллес. Бросился он вперед сквозь ряды своих воинов и пронзил Патрокла копьем. Горько сожалел Ахиллес о гибели Патрокла. Ахиллес решил отомстить за смерть Патрокла. И вот под стенами Трои сошлись в поединке герои.
Второй схожий интересный якутский миф мы нашли в историческом романе Василия Яковлева –Далан «Тыгын Дархан». В романе описывается история народа в 16-17 веках до прихода русских. Меня заинтересовал миф о старшем сыне Тыгын, где рассказывается, что юношу Кэрэмэс Бэргэн, по прозвищу Таас Уллунах убили, жестоко расправились тайком враги из чужой племени.
Другой вариант якутского мифа описан в драме Кындыл «Утро над Леной». Имя Тыгын Дархан прославился по всему округу, не было поблизости человека, который смог бы сразиться с ним ни силой, ни умом. Он желал стать единственным властелином уранхайцев. Он был богат скотом рогатым и гривастым, частью нажитым, частью добытым в походах. В драме описывается раздор отца и сына. Тыгын Дархан боится, что сын когда подрастет, превзойдет и его самого. Поэтому решает убрать сына с дороги, пока не подрос.
Звали его Киис Бэргэн. Тыгын однажды спросил у жены: «Неужели по всему телу кожа твоего сына, как кость, твердая?». И мать нечаянно сказала, что у сына есть слабое, уязвимое место на теле, это ямки под мышками.
И в одно прекрасное утро юноша Таас Уллунах поднялся на Чочур-Мыран и уснул. Тут «черный тень с копьем» подкрался к нему и брызнула кровь по траве.
В заключении составили сравнительную таблицу о персонажах:
По поэме «Илиада» Гомера | По роману Далан «Тыгын Дархан» По драме Кындыл «Утро над Леной» |
Ахиллес – сын царя Пелея и богини Фетиды | Кэрэмэс Бэргэн -Таас Уллунах – сын Тыгын и Аан Далбар Киис Бэргэн – Таас Уллунах – сын Тыгын и Аабый Дархан |
Ахиллесу рок сулил Бессмертную славу. Велики будут его подвиги, если вернется он живым из-под стен Трои. | Киис Бэргэн с детства все лето до первого снега ходил босиком, поэтому ступни его были покрыты крепкими мозолями, а кожа по всему телу была как кость твердой. |
Это был замечательный юноша недюжинной силой, ловкостью, смелостью, он был стрелой. – сильный как конь, и быстрый как летящий и еще необыкновенно красив и статен. | Таас Уллунах славился среди сверстников не только крепкими мозолями. У него были твердые, как камень, ступни. Это был замечательный юноша – бегал так быстро словно летал, боролся так ловко и легко. |
Мать любила сильно. Всеми силами старалась она предотвратить грозную судьбу: искупала мальчика в водах подземной реки Стикс. В результате вся кожа Ахилла стала прочнее брони— кроме пятки, за которую мать держала его, окуная в воду, держала его в огне, чтобы сделать сына неуязвимым и бессмертным. | Его сильно любили мать и сестра Тесани. Всячески хотели беречь с чужих глаз, советовали вести себя тихо. После гибели Таас Уллунах Тесани стала удаганкой. Мать оплакивала каждый день. |
Отец любил сына. Отдал на воспитание другу кентавру, Дал своему сыну доспехи. | Отец запретил в роду вспоминать его имя, проклинал, тогда он горько вспоминал про сына родного. В другой версии - отец приказал убить собственного сына. |
Ахиллес стал великим воином | Обещал стать выдающимся боотуром, из Киис Бэргэн обязательно вышел бы отличный боотур-воин |
В поэме рассказывается, что Бог Аполлон знал единственное уязвимое место на теле Ахиллеса, и туда направил стрелу Париса. Человечество обязано выражением «ахиллесова пята». | И в одно прекрасное утро юноша Таас Уллунах поднялся на Чочур-Мыран и уснул. Враги совершили свое подлое дело – исподтишка, по-воровски, насмерть пронзили его копьем. |
Выводы:
Ожидаемый результат:
История – это не просто наука о прошлом, это наука о человеке во времени, которая дает нам возможность понять себя, расширять мировоззрение. Все предметы математика, физика, география, литература тесно связаны с историей. Изучение истории, знание истории поможет нам стать истинными патриотами родного народа.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Снежный всадник
Цветок или сорняк?
Сказка "Узнай-зеркала"
Военная хитрость