Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 75.34 КБ |
Городской конкурс
исследовательских работ и творческих проектов младших школьников “Дебют”
Исследовательская работа
Секция: Искусство и литература
Тема: «Особенности понимания третьеклассниками внутренних смыслов известных сказок»
Автор работы:
Сгибнева Варвара,
обучающаяся 3 «В» класса
МОБУ «СОШ №1 с углубленным изучением
математики, литературы и русского языка»
Учитель: Мартынова Т. В.,
высшая квалификационная категория.
Оренбург, 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
2.1. Наблюдение за изменением моего понимания сказок………………………7
2.2. Анкетирование одноклассников……………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………………...11
Приложения…………………………………………………………………………12
Приложение 1. Таблица. Внутренние смыслы известных сказок, обозначенные литературоведами…………………………………………………………………12
Приложение 2. Анкета «Сказочные смыслы»………………………………….13
Приложение 3. Глубина понимания смыслов сказок в целом по анкете…….15
Приложение 4. Глубина понимания смысла каждой из сказок………………16
Введение
Я очень люблю читать. Я читаю сказки, детские рассказы, повести, стихи, но сказки мне нравятся особенно. Поэтому я очень обрадовалась, когда в третьем классе по литературному чтению мы стали изучать сказки народов мира. На уроках литературного чтения, обсуждая и сравнивая сказки, мы сделали несколько открытий.
Так все мы, ученики 3 «В» класса узнали, что, сказки — это не просто интересные выдумки, созданные взрослыми людьми для забавы детей, каждая сказка имеет свой смысл или идею.
Смысл — это то зачем создавалась сказка, какую цель она преследует. Например, Самые древние сказки «Откуда пошли болезни и лекарства», «Нарядный бурундук», «Как появился огонь», «Откуда взялась ночь», «Почему у попугая клюв кривой» объясняли происхождение, внешний вид, свойства всего окружающего. Просто древние сказки «Как мангуст перехитрил крокодила и леопарда», «Два жадных медвежонка» и менее древние сказки «Хитрый шакал», «Черепаха, кролик и удав - маха» учили людей ценному в обществе поведению. Различаются же они тем, какие качества ценились в людях. В Просто древних сказках расхваливались хитрость и ум, а в менее древних сказках людей учат быть не только умными - хитрыми, но и справедливыми, благодарными, великодушными, добрыми.
К этим мыслям мы пришли на уроках, где нам помогали учебник Литературного чтения и наш учитель. Но сказки я и мои одноклассники читаем не только на уроках литературного чтения, но и дома на досуге.
Наверное, у наших любимых сказок, которые мы знали ещё до школы, тоже есть смысл, наверное, они тоже нас чему-то учат. Какой же смысл у сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбки», «Аленький цветочек»? Как мы понимаем смысл этих известных сказок без учебника и учителя? На эти вопросы я и хочу ответить в своём исследовании.
Актуальность исследования. Я не сомневаюсь в важности изучения понимания сказок или любых иных литературных произведений или даже речи другого человека. Без понимания сказанного и написанного не может быть общения, учения и общего с другими людьми труда. Кроме того, пока науке не известно, как точно мы понимаем написанный текст или сказанные нам фразы. Есть мнение, что для того чтобы понимать написанное или сказанное, нужно иметь большой словарный запас и знать грамматические правила, по которым слова соединяются в предложения. Однако эта точка зрения уже сто лет как подвергается критике. Уже со второго класса мы знаем, что в русском языке много многозначных слов, которые могут быть поняты только с опорой на смысл всего сообщения. Поэтому часть учёных считает, что с первых минут чтения или слушания люди ищут смысл сообщения, который и помогает понять отдельные слова и предложения. Так как же мы понимаем написанный текст или слышимую речь? Что понимается прежде слова и предложения или смысл? На эти вопросы я пока не могу ответить. В своём исследовании я попробую изучить маленькую часть большой проблемы понимания написанного текста, вопрос о глубине понимания внутренних смыслов знакомых нам с детства сказок.
Цель исследования: определить факторы, облегчающие понимание внутренних смыслов известных сказок третьеклассниками.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что есть факторы, облегчающие понимание внутреннего смысла сказок.
Методы исследования:
1. Изучение и анализ научных работ по вопросам, что такое сказки, в чём их смысл, что помогает понимать смысл сказок.
2. Самонаблюдение.
3.Анкетирование одноклассников.
1. Что я узнала о сказках из научных работ литературоведов
Для выполнения первой задачи я не только обратилась к любимым сказкам, но и к литературе о самих сказках. Так прочитав предисловие к сборнику «Русские народные сказки» составителя Ю.Г. Круглова, я узнала, что литераторы работают над определением сказки. Ю.Г. Круглов считает, что сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Ю.Г. Круглов объясняет, любая сказка – это, во-первых, рассказываемая интересная история, во-вторых эта история должна быть фантастична и невероятна, а в-третьих эта история должна иметь поучительный смысл. Ю.Г. Круглов считает, что наличие поучительного смысла один из важных признаков сказки то, что делает сказку сказкой.
Значит, в сказке обязательно должен быть смысл. Я посмотрела в Толковом словаре как объясняется это слово. Оказалось, что «смысл - это внутреннее содержание того что может быть понято». Мне показалось, что это объяснение можно отнести к смыслу сказок, но всё же ему не хватает точности. Мы с мамой разыскали специализированный словарь - Энциклопедический словарь юного филолога. В нём говорится, что любое литературное произведение состоит из сюжета и внутреннего смысла. Сюжет — это события, которые описываются автором, а внутренний смысл — это идея, которую хочет передать читателю автор. Так в сказке «Курочка Ряба» сюжетом является история, как курочка снесла золотое яичко, дед с бабой его били - били не разбили, а мышка бежала хвостиком махнула яичко упало и разбилось. А внутренний смысл в том, что досталось бедным людям нечаянное богатство, а они не знают, что с ним делать и поэтому богатство счастья им не приносит, а приносит горе и слёзы. Мы видим, что сюжет и внутренний смысл литературного произведения не совпадают. Через сюжет сказка доносит смысл. При этом смысл как бы прячется за событиями сюжета. Смысл, по крылатому выражению А.С. Пушкина содержится в сказке «как намёк».
Когда я прочитала статью и разбор смысла сказки «Курочка Ряба», то я вспомнила, что совсем недавно читала совсем непохожую по сюжету на «Курочку Рябу» сказку П.П. Бажова «Тяжёлая витушка». Сказка «Тяжёлая витушка» содержит тот же самый смысл «о неожиданном богатстве, которое приносит несчастье людям не привыкшими распоряжаться ценностями». Значит один и тот же смысл может быть передан разными сюжетами, разными литературными произведениями.
Чтобы решить вторую задачу моего исследования, я читала предисловия Ю.Г. Круглова, В.А. Грихина В.П. Аникина к разным сборникам сказок. В предисловиях литераторы интересно объясняют смыслы многих известных сказок. На основании прочиненного я составила таблицу, в которой отметила названия сказок, их внутренний смысл и автора, который этот смысл пояснял (Приложение 1)
Составленная таблица показывает, что каждая сказка включает в себя не только известный нам с детства сюжет, но и внутренний смысл. Легко заметить разнообразие сюжетов и внутренних смыслов представленных в таблице сказок. Однако все эти не похожие друг на друга сказки говорят об одном - как нужно человеку жить среди других людей. Внутренний смысл сказок показывает, что надо быть стойкой, терпеливой, верной, искренней, ценить душевную красоту других людей, дорожить друзьями и своей семьёй. Внутренний смысл сказок предостерегает от жадности, злобы, хвастовства, глупости.
Интересно, а как считают учёные, легко ли понимать внутренние смыслы сказок? Литераторы считают, что о глубоком понимании свидетельствует понимание читателем и сюжета, и внутреннего смысла произведения. Так как внутренний смысл прячется за сюжетом, то понимание идёт от понимания сюжета к пониманию внутреннего смысла произведения. Для понимания и сюжета и смысла сказки или любого другого литературного произведения важны знания. Знание обычаев, быта, культуры, значения слов характерных для времени написания сказки. Обычно то, что знакомо наделяется смыслом, а неизвестное кажется бессмысленным. Кроме-того для понимания сказок необходим житейский опыт. Если читатель сам бывал в похожей ситуации, в обычной жизни встречал людей похожих на персонажей сказки или переживал сходные чувства, то он глубже понимает произведение.
Итак, изучение и анализ научных работ показал, что:
1.Поучительный смысл – обязательная характеристика сказок.
2.Смысл сказки скрыт за её сюжетом.
3.Один и тот же смысл может быть выражен по-разному, разными словами, разными текстами, разными сказками.
4.Внутренний смысл сказок показывает, как нужно человеку жить в обществе.
5.Глубина понимания смысла зависит от жизненного опыта и знаний читателя.
2. Опытно-экспериментальная работа: изучение понимания внутренних смыслов известных сказок третьеклассниками
2.1. Наблюдение за изменением моего понимания сказок
Результаты наблюдения за изменением моего понимания сказок я опишу по следующему плану:
1. Как я понимала сказки до их изучения на уроках литературы.
2. Когда я впервые заметила, что в сказках есть внутренний смысл.
3. Что помогает мне понимать внутренний смысл сказок.
Когда я читала статьи к сказкам и составляла таблицу «Внутренние смыслы известных сказок, обозначенные литературоведами», я поняла, что сказки привычные мне с детства очень сложные литературные произведения. Раньше я с большим интересом слушала сказки, следила за сюжетом, переживала за положительных героев и была возмущена поведением отрицательных персонажей. Однако в то время я не задумывалась над внутренним смыслом моих любимых сказок. События, описанные в сюжетах сказок, казались мне их смыслом. Я не задумывалась, зачем Колобок рассказывает о своей сдобности и проворности голодным лесным зверям, почему дед и баба плачут над разбитым золотым яичком, ведь они его пытались разбить, что движет младшей дочерью купца, когда она соглашается заменить своего отца у Зверя лесного, чуда морского, а в конце сказки, погостив дома три дня и три ночи, возвращается по своему желанию к чудовищу.
Впервые я заметила, что в сказках кроме сюжета есть внутренний смысл на уроках литературного чтения, где мы обсуждали связь характеров и поступков героев с временем создания сказки. Так же мне помогли глубже понять смысл сказок вопросы и пояснения, напечатанные после текста сказок в учебнике литературного чтения.
Я думаю, понимать смыслы сказок мне помогают объяснения учителя, вопросы учебника, объяснения смыслов сказок, прочитанные мною в статьях литературоведов и конечно мой опыт осмысления сказок. Найдя внутренний смысл в некоторых сказках, я по-другому стала воспринимать и остальные сказки. Теперь я не просто читаю сказку, но и думаю, почему герой поступил именно так как описано, что им руководило? А зачем народ или автор создал эту сказку, что с её помощью должен понять слушающий? Теперь я точно знаю, что ответы на эти вопросы существуют, они написаны в сказках, нужно только внимательнее вчитаться.
Я думаю, все мои одноклассники любят слушать и читать сказки. Но все ли задумываются над их внутренним смыслом? Все ли понимают то, о чём хочет сказать сказка? Для ответа на эти вопросы я с моим учителем Татьяной Валерьевной Мартыновой составили анкету для учеников нашего класса (Приложение 2).
Для составления анкеты я выбрала сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек». Я выбрала их, во-первых, из-за того, что они очень известные и их знают все ребята, а во-вторых их внутренний смысл состоит из одной мысли-идеи.
Результаты анкетирования показали, что 50 % ответов свидетельствует о глубоком понимании внутренних смыслов сказок, то есть половина всех ответов моих одноклассников указывает на внутренние смыслы сказок. В тоже время 33% ответов учеников нашего класса обнаруживают неточное понимание некоторых сказок, эти ответы показывают, что мои одноклассники уже отделяют сюжет от внутреннего смысла, но понимают внутренний смысл сказок не точно, как бы приблизительно. И лишь 17 % ответов указывает на поверхностное понимание сказок, эти ответы обнаруживают осознание лишь сюжетов сказок, они не предполагают в сказках наличие внутренних смыслов (Приложение 3 рис.1).
Интересно было узнать, одинаково ли трудно понять внутренний смысл всех шести отобранных для анкеты сказок. Оказалось, что моим одноклассникам легче даётся понимание внутреннего смысла сказок «О рыбаке и рыбке» и «Репка» - 78% и 65% ответов, свидетельствующих о глубоком понимании этих сказок. Значительно реже встречается глубокое понимание сказок «Аленький цветочек» - 28% и «Колобок» - 21 %. Промежуточное положение занимают сказки «Курочка Ряба» и «Морозко» - 50% и 43% ответов, указывающих на глубокое понимание этих сказок (Приложение 4 рис.2).
Я думаю, что эти результаты не случайны. Глубокое понимание моими одноклассниками сказки «О рыбаке и рыбке» объясняется тем, что на уроке литературы мы разбирали смысл очень похожей по сюжету и поведению героев индийской сказки «Золотая рыба». Почти всем ребятам нашего класса объяснение смысла сказки «Золотая рыба» помогло понять внутренний смысл и сказки «О рыбаке и рыбке». Глубокое понимание сказки «Репка» мне кажется можно объяснить тем, что у ребят нашего класса было много возможностей убедиться, что одному выполнить какое-нибудь дело непросто, а если всем вместе взяться, то любое задание становится проще. Большинству ребят нашего класса понять внутренний смысл сказки «Репка» помог собственный жизненный опыт.
Итак, опытно-экспериментальная работа показала, что:
1. В 83% ответов моих одноклассников свидетельствуют о различении сюжетов сказок и их внутренних смыслов, при чём, в 50 % внутренние смыслы сказок поняты правильно.
2. Среди сказок есть произведения более трудные и более лёгкие для понимания их внутренних смыслов.
3. Понимание внутренних смыслов сказок облегчает объяснение, переживание похожей ситуации в реальной жизни и опыт осмысления сказок.
Заключение
Когда я прочитала статьи В.П. Аникина, Ю.Г. Круглова, В.А. Грихина, я поняла, что один из важных признаков сказки это присутствие поучительного смысла. Однако, смысл в сказках спрятан за сюжетом. Разные сказочные сюжеты могут нести один и тот же внутренний смысл. Внутренний смысл сказок учит, как человеку жить среди других людей. Глубина понимания сказки, выявление её смысла зависит от жизненного опыта и знаний читателя.
Проведённая опытно-экспериментальная работа обнаружила, что 83% ответов моих одноклассников свидетельствуют о различении сюжетов сказок и их внутренних смыслов, при чём, в 50 % внутренние смыслы сказок поняты правильно. Среди сказок есть произведения более трудные и более лёгкие для понимания их внутренних смыслов. Понимание внутренних смыслов сказок облегчает объяснение, переживание похожей ситуации в реальной жизни и опыт осмысления сказок.
Выдвигаемая гипотеза подтвердилась, результаты анкетирования показали, что существуют факторы, облегчающие понимание внутреннего смысла сказок. Понимание сказок облегчают объяснения, переживание похожей ситуации в обычной жизни, знание обычаев, быта, культуры, характерных для времени написания сказки и конечно опыт осмысления сказок.
Список использованной литературы:
1.Аникин В.П. Русская народная сказка. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.
2.Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. -М.: Эксмо, 2012. -592 с.
3.За горами за лесами…Сказки русских писателей первой половины 19 в.: для сред. шк. Возраста / сост., автор предисловия и комментариев В.А. Грихин. – М.: Просвещение, 1988. – 351 с.
4.Сказки русских писателей/ Сост., вступ. ст. и ком. В.П. Аникина. – М.: Правда, 1985. – 672 с.
5.Чуракова Н.А. Литературное чтение: 3 кл.: Учебник: в 2ч. – М.: Академкнига / Учебник, 2013. – Ч.1-76 с.
6.Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост.: М.В. Панов.- М.: «Педагогика», 1984. – 355 с.
Приложения
Приложение 1
Таблица. Внутренние смыслы известных сказок, обозначенные литературоведами.
Название сказки | Внутренний смысл сказки | Автор, определения смысла |
«Репка» | Сказка о силе коллектива, для достижения результата нужны силы всего коллектива, только общими усилиями можно добиться результата | Ю.Г. Круглов |
«Колобок» | Сказка о неразумном хвастовстве, граничащем с глупостью. Легко хвалится, легко и свалится. | Ю.Г. Круглов |
«Курочка Ряба» | Сказка о неожиданном богатстве, которое приносит несчастье людям не привыкшими распоряжаться ценностями. | Ю.Г. Круглов |
«Волк и лиса» | Хитрость и расчёт бесконечны, как бесконечны глупость и доверчивость. | В.П. Аникин. |
«Морозко» | Стойкость и терпение путь к счастью | В.П. Аникин |
«Царевна-лягушка» | Сказка о счастье отношений между людьми, не омраченных помыслами о корысти и богатстве. | В.П. Аникин |
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | О победе искренности, прямодушия и верности над злобой, эгоизмом и душевной чёрствостью. | В.А. Грихин |
«Сказка о рыбаке и рыбке» | О ненасытной жадности, деспотизме и самодурстве. | В.А. Грихин |
«Аленький цветочек» | Сказка о всепобеждающей силе любви | В.А. Грихин |
О верности своим привязанностям, о ценности внутренней, душевной красоты человека и второстепенности внешней привлекательности. | В.П. Аникин. |
Приложение 2
Анкета «Сказочные смыслы»
Цель: определить глубину понимания сказок.
а. что только общими усилиями можно добиться результата;
б. что маленький, как мышка, человек может быть сильным;
в. дружбе;
г. посадил дед репку, а вытащить не мог и позвал всю свою семью на помощь.
2. Сказка «Колобок» показывает нам что:
а. надо слушаться старших и не уходить одному в лес, там много опасностей;
б. надо опасаться обмана и хитрости;
в. колобок убежал из дома в лес и встретил там зайца, волка, медведя и лису;
г. неразумное хвастовство ведёт к беде.
3. Основная мысль сказки «Курочка Ряба» о:
а. том что, дом надо содержать в чистоте, тогда не будет мышей и все вещи сохранятся;
б. том что, некоторые люди не берегут свои вещи;
в. неумелом обращении с неожиданным богатством;
г. бабка и дед не смогли разбить куриное яйцо, а мышка его разбила.
4. Сказка «Морозко» учит, что:
а. Морозко наградил добрую девушку, а злую наказал;
б. стойкость и терпение путь к счастью;
в. надо быть вежливым со старшими, а то жди неприятностей;
г. зима не подходящее время для прогулок по лесу, можно замёрзнуть.
5. Основная мысль сказки «О рыбаке и рыбке» в том, что:
а. ненасытная жадность, властолюбие и самоуправство приводят к убытку и потерям;
б. муж и жена не должны ссориться и ругаться;
в. рыбка выполняла желания старухи, а старуха хотела всё больше и больше;
г. за оказанную помощь необходимо благодарить.
6. Сказка «Аленький цветочек» учит нас:
а. выполнять свои обещания;
б. младшая дочь купца полюбила Зверя лесного, чудо морское и он превратился в принца;
в. верности тем людям, которых любишь;
г. что любое чудовище может превратиться в принца, если его кто-нибудь полюбит.
Обработка результатов:
Сказка | Глубокое понимание | Не точное понимание | Поверхностное понимание |
«Репка» | а | б, в | г |
«Колобок» | г | а, б | в |
«Курочка Ряба» | в | а, б | г |
«Морозко» | б | в, г | а |
«Сказка о рыбаке и рыбке» | а | б, г | в |
«Аленький цветочек» | в | а, г | б |
Анализ результатов:
Глубокое понимание сказки читатель понимает внутренний смысл сказки.
Не точное понимание сказки – читатель понимает сюжет и ищет внутренний смысл, но понимает его не точно.
Поверхностное понимание сказки – читатель понимает лишь сюжет сказки, не предполагает наличия в сказке внутреннего смысла.
Приложение 3
Приложение 4
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Шум и человек
Астрономический календарь. Март, 2019
"Портрет". Н.В. Гоголь