В данной работе исследуются предания, связанные с селом Куркент, его история и культура села
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy.docx | 48.65 КБ |
Министерство образования и науки РД
Республиканский центр детско – юношеского туризма и краеведения
Исследовательская работа
на тему:
«История, культура и быт жителей моего села»
Выполнила:
Качаева Луиза Баламирзоевна,
ученица 9 кл. МКОУ «Куркентская СОШ №1
им. М.М. Рагимова».
Паспорт: 82 16 823087, выд.ТП УФМС России
по РД в Сулейман – Стальском районе 16.09.2016 г.
Адрес: 368768, РД, С.Стальский район, с.Куркент.
Телефон: 8 (965) 487 34 02
Научный руководитель:
Меджидова Милейсат Бадрудиновна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Куркентская СОШ №1 им.М.М. Рагимова».
Паспорт: 82 14 №534152, выд.ТП УФМС России
по РД в Сулейман – Стальском районе 23.07.2014 г.
Адрес: 368768, РД, С.Стальский район, с. Куркент.
Телефон: 8 (906) 447 54 46
ПЛАН
I.Введение……………………………………………….стр.1
II. Основная часть……………………………………....стр.2-10
III. Заключение…………………………………………...стр.11
IV.Список использованной литературы………………..стр.12
V. Приложения…………………………………………...стр.13-18
ВВЕДЕНИЕ.
Родной Куркент, родной клочок земли!
Здесь все, до каждой мелочи знакомо.
Куда б меня пути не завели,
Я буду помнить с нежностью о доме!
Село Куркент, родина известного лезгинского поэта Кюре Мелика - один из замечательных уголков Сулейман – Стальского района Республики Дагестан. Как на ладони лежит оно, окольцованное с одной стороны холмами, а с другой стороны неизменной рекой Гюльгери -чай. Живописен, уникален, богат талантами моя малая родина.
Поднимаешься на холм и смотришь вниз , и перед взором открывается полотно художника: прекрасная долина с современными домами, зеленые сады, река, дороги …. А воздух такой, что чувствуешь необыкновенную легкость и радость. Сколько пришлось пережить моему селу, какие вехи истории нужно было пройти, прежде чем так спокойно лежать в долине Сулейман –Стальского района дружного Дагестана!
Село Куркент – родина славных сыновей и дочерей, которые трудятся на благо своей страны как в Дагестане, так и далеко за ее пределами. В нашей исследовательской работе мы остановимся на истории и быте, сказаниях и преданиях селения Куркент.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: исследовать историю образования села Куркент,его культуру и быт, историю возникновения священных мест, а также место образования в жизни жителей моей малой родины.
АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: современной молодежи необходимо знать историю своей малой родины, неизвестные ее страницы, быт, культуру.
НОВИЗНА РАБОТЫ: данное исследование впервые раскроет интересные факты из истории селения Куркент, его быта и культуры.
В своей работе использовала материалы из газетных и печатных публикаций, фотографии из архива журналиста Р.Набиева, воспоминания сторожил села, материалы из архива Куркентской СОШ №1, информацию из интернет – ресурсов. В ходе исследования пользовалась разного рода приемами и методами: экскурсиями по селу, встречами с жителями разных поколений, поиском информации в разных источниках.
1
История селения Куркент.
Знать историю своего села, его возникновение - это долг каждого человека. Мое село Куркент является одним из древних сел, так как оно возникло более 800 лет назад. Сперва село называлось Куьрхуьр1, что в переводе означает «Куьр» - большой, а «хуьр»- село. По рассказам сторожилов, четыре раза жители заново и на новых местах возводили село. То их покой нарушали полчища завоевателей, то стихийные бедствия. В ходе исследования мы посетили места, где было ранее расположено село Куркент ( Приложение 1). Свое название Курхуьр оно приобрело в результате пожара. «Кур» означает «сгоревшее», значит в переводе сгоревшее село. Есть тому и доказательства. Так, в газете « Экинчи» в публикации Гасана Алкадари, известного лезгинского просветителя, написано: « Наиб Южного Табасаранского магала пишет, что 10 – го раджаба месяца в селении Куркент, подчиненном Мустафе беку Корчакскому, случился пожар. Сначала сгорел харман, потом огонь перекинулся на стога сена, на сараи, амбары, дома жителей деревни. Дома в деревне были старые и соединенные между собой. Улицы тоже были узкие. В это время дул сильный ветер. Поэтому и, несмотря на то, что начальник округа князь Орбелианов пришел сюда на помощь со своими чиновниками, в деревне сгорел шестьдесят один дом и пострадали девятнадцать домов, несколько сараев и амбаров. Одним словом, пожар нанес ущерб сельчанам в сумме 24439 рублей и легко ранил трех людей»2 .
Село Куркент является родиной известного поэта Кюре Мелика, жившего в 1340-1410 гг. Это раз свидетельствует о том, что село возникло в 13-14 веках. В 14 веке войска Тимура вторглись в село Куркент, тогда оно называлось Кюринское ханство. А ханом был Мелик. Тимур был известен своей особой жестокостью. Кюре Мелик отказался подчиниться его власти, призвал свой народ на борьбу с коварным врагом. Они схватили известного поэта, долго издевались над ним. Но Мелик, хотя ослеп, остался непреклонным3. Его стихи о свободе стали гимном для куркентского народа.
1Райсудин Набиев «Исторические очерки о Куркенте и его жителях», Касумкент, «Кюринские зори», 2016г., с.13.
2 Газета «Время диалога», №5 от 17 сентября 2009 года.
2
Вместе со сторожилом села, учителем географии Бабаевой Б.Н.,4 посетили могилы монгольских военных, которые и сейчас находятся на кладбище нашего села. Они отличаются особенными надгробными камнями с рисунками без надписей. По ее словам, камни военные привозили с собой из Монголии (Приложение 2). Так как они шли на войну и могли погибнуть в любую минуту. Также в устах наших жителей сохранилась пословица: «Ма монгул, ма сонгул. Рат1рун кьулал къад, зак1ат1ар пудкъад». В переводе это значит: «На монгол, на сонгол. На середине гумна - 20 килограмм, а налоги -60 килограмм». Эта пословица подчеркивала ненасытность, несправедливость захватчиков. Так, наконец, устав от бесчинств монголов, жители Кюринского ханства подняли бунт, во главе стоял отважный молодой человек по имени Аскер. Они выгнали монгольского управляющего с его подчиненными и освободили народ от их гнета. Так они отомстили за своего поэта Кюре Мелика. Куркентцы очень любят своего поэта и в скором времени поставят ему памятник в центре села (Приложение 3). Еще одним доказательством возникновения селения Куркент в 13-14 веках служит надпись на стене Священного места, расположенного на территории бывшего Куркента. В ходе исследования совершили с информатором экскурсию на это место и выяснили, что на арабском там написано 1334 год. (Приложение 4).
Также на территории Куркента расположена мечеть, которая была построена в 1840 -1850 гг. (Приложение 5). На данный момент она полуразрушена. До открытия этой мечети, в селе была другая мечеть. В старой мечети открыли светскую школу, а в новой мечети – медресе для мусульман.
В селе с давних времен живут дружно 14 тухумов: Купчияр, Къубалуяр, Ярабар, Дугъанар, Сутаяр, Ц1арахар, Бирякьар, Фудурар, Ц1емп1ияр, Сик1ер, Гачалар, Шенек1ар, Лакарар и Дурсунар.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что село Куркент образовалось более восьмисот лет назад и имеет богатое историческое прошлое. Так как об этом свидетельствуют памятники истории.
3Максим Гаджиев «Кюре Мелик – великий поэт, ученый и оратор», Касумкент, 2008 г. стр.7.
4Информатор: Бабаева Балахалум Надировна, с.Куркент.
3
Предания и праздники.
В связи с тем, что у селения Куркент богатое прошлое, есть много преданий, которые связаны с ним. Эти предания впервые публикуются в нашей работе. Они хранят истории возникновения священных мест.
На холме у села расположено священное место, которое называется « Мураддин п1ир», в переводе означает «Святыня желаний». Существует предание о его возникновении. С нами поделилась информацией внучка долгожительницы Ашуровой Кистам, которая умерла в возрасте 131 года, Бабаева Б.Н.1 Было это в 1330-х годах. Человек, посетивший Мекку, умер там. Его везли хоронить на свою родину, в Лезгистан. На каждом месте, где они останавливались для отдыха, соорудили священное место. Так они остановились у нашего села. Ныне там расположена святыня. Вокруг этого места растут вековые дубы огромных размеров, возраст которых более 600 лет. Там также они оставили камень для вызывания дождя, привезенный из Мекки. Этот чудо – камень лежит и в наше время. Если его перевернуть на на бок, то обязательно идет дождь. А когда хотят, чтоб былая сухая погода, то его возвращают в исходное положение. Не раз моих односельчан выручал этот камень (Приложение 6). Рядом есть колодец, глубиной 4 метра. На стене священного места есть арабская надпись с датой 1334 год. Люди ходят к нему с разными пожеланиями, и они сбываются. Это место пользуется уважением у жителей всех соседних сел.
У сельского кладбища находится еще одно святое место ( Приложение 7). По преданию в древние времена за одного молодого человека засватали девушку. В те времена свадьбы играли после сбора урожая. Внезапно молодой человек пропал без вести. Жители села посадили конопли для дальнейшего приготовления из него ниток для ковров. Когда наступило время ее сбора, они обнаружили там останки молодого человека. Его узнали по одежде и по красным бусам, которые были в его руке. Эти бусы были подарены им своей невесте. После похорон родственники жениха отправились в дом невесты и сказали ее родственникам, что они подозревают ее в убийстве. Даже не разузнав истины, все посчитали ее виновной, водили по улицам села, бросали в нее камни. Дойдя до места, где сейчас расположено священное место, она умерла. Ее укрыли грудою камней.
1Информатор: Бабаева Балахалум Надировна, село Куркент.
4
Но через несколько лет узнали, что она ни в чем не виновата, нашли истинного убийцу. На месте ее захоронения соорудили священное место, так она была чиста и безвинно убита. Это место тоже оказывает чудодейственное влияние.
Также священным местом считается могила молодого человека Балаги. Говорят, что он был очень красив собою. Балага очень любил свое село, переживал за то, что оно терпело стихийные бедствия, меняло место проживания. Этот юноша обладал чудодейственными силами. Однажды он пошел в священное место « Эренлер» на Шалбуздаге просить благополучие своему селу. Балага скончался там, и его мюриды-ангелы похоронили на кладбище родного села Куркент. После похорон они отправились в сторону Большого пира (Священного места « Святыня желаний»). Жители села последовали за ними. Но дойдя до священного места, они исчезли. А могила Балаги до сих пор находится на кладбище с.Куркент. У всех могил надгробные камни находятся со стороны запада, а у его могилы – со стороны востока. Могилу огородили камнями, в которых есть специальные ямочки в форме чашек. По сказанию, эти камни принесли ангелы. Говорят, что иногда ночью можно увидеть светящихся птиц, которые кружатся над нею. Его могила обладает чудодейственной силой от многих болезней и бездетности. Прежде чем загадать свое желание, люди наливают воду в ямочки камней.
Вот такие предания есть у моего села. Их передавали из уст в уста, и нам они очень интересны. Человек богат лишь тогда, когда знает историю своего народа и изучает его.
Одним из лучших страниц истории нашего села является праздник черешен «К1ару», который начали устраивать в 20 веке. Чтобы узнать подробности проведения этого замечательного праздника имела беседу с непосредственным участником его, Заслуженным учителем РД, Меджидовой Г.А.2 Съезжались в июне с разных сел, особенно из далеких районов, где нет черешен: из Агульского и Хивского районов. На этом празднике особо активно участвовали жители моего села. Они составляли концертную программу. У каждого села был свой майдан, где они представляли национальные блюда, выпечку национального хлеба разных видов.
2Информатор:Меджидова Гюзел Алиевна, село Куркент.
5
Село Куркент славилось и славится своими черешневыми садами. Во время сбора черешен обычно оставляли крупные для гостей и участников. Гостям предоставляли почетное право собирать эти черешни для себя. Сбор сопровождался пением хоровых песен. В ходе нашего исследования нам удалось найти одну из них:
Ухшамиш п1инияр лезги рушан вилериз,
Икьван хуш я и сувар лезги халкьдин рик1ериз.
Сувар, сувар, чи шад сувар,
Лугьуз – лугьуз шад манияр.
П1инийрин сувар,
Манийрин сувар.
Перевод на русский:
Похожи черешни на глаза лезгинских девушек,
Как дорог этот праздник для сердец лезгинского народа.
Праздник, праздник, наш веселый праздник,
Исполняем, исполняем веселые песни.
Праздник черешен,
Праздник песен.
(Перевод автора исследования).
Он проходил в течение недели. Этот праздник объединял людей из разных сел и районов, приносил массу приятных впечатлений. К сожалению, его сейчас не отмечают. Но к фестивали черешен, я уверена, мы вернемся в ближайшем будущем.
Изучая историю моей малой родины, я открыла много интересных фактов из его истории, из жизни наших предков.
6
Новая жизнь села.
В 1959 году куркентские жители открыли новую страницу своей истории. В этом году из – за нехватки питьевой воды по решению аксакалов они переселились на новое место под названием «Дугун». Здесь были прекрасные плодоносящие сады, за каждым хозяйством выделили по 20 соток земли. Первыми на новом месте новоселье справили передовой колхозник Баламирзе Качаев ( мой прадедушка) и учитель, ветеран ВОВ, Магомед Гаджиев.
В годы войны Великой Отечественной войны из села Куркент ушли на фронт 220 человек, а вернулись 69.1 Они бесстрашно сражались с захватчиками, трудились, отличаясь и на трудовом фронте. Из многих семей ушли на фронт несколько человек: Агабек и Джабраил Ашуровы, Джалавхан, Самурхан, Миликмамед Набиевы, Гаджибаба и Мирзехан Муртузалиевы, Мирзали, Минбала, Муртузали Алирзаевы и мн.др. В селе стоит обелиск участникам войны, и мы, учащиеся Куркентской школы, всегда следим за чистотой и порядком вокруг него ( Приложение 8). После войны, в 1945 году, в Куркенте открыли детский дом, который почти на десять лет приютил детей фронтовиков, погибших на войне, воспитал их и обучил, поставил на ноги и открыл им дорогу в жизнь2.
Куркентский народ очень гостеприимен. Это можно доказать следующим примером. В 1966 году жители села на своей земле приняли жителей села Чиликар, которые после землетрясения попали в трудное положение, помогли построить дома. Они предоставили им самые плодородные земли. Сейчас все мы живем дружно, как братья из одной семьи.
Многие годы женщины селения Куркент занимались ковроткачеством. Они ткали ковры с особыми узорами, которые славились не только в селе, но далеко за его пределами. К таким мастерицам относились Шахпазова Назлу, Шахпазова Эмма, Саругланова Нажабат и др. Сотканные им ковры украшают многие дома. Как говорится в народе: « Дом без ковра - небогатый дом».
1О.М.Муртузалиев «Книга памяти», Махачкала,2002 г.
2Г- Э.Нежведилов «Край поэтов и мыслителей», г.Махачкала, «Мавел»,2000г., стр.88.
7
Также славился Куркент своей кузницей. Мастерами были Муртузалиев Мирзехан, Аливердиев Нажмудин, Набиев Исамудин. Жители других сел приходили к ним, чтобы изготовить и починить орудия труда.
Куркентцы трепетно относятся к истории, быту и культуре своего народа. В каждом доме хранятся вещи, связанные с ними. И в нашей школе мы создаем музей истории села Куркент3(Приложение 10). Собираем ценный материал, информацию от сторожилов села. Ведь не зная своего прошлого, не будет достойного будущего.
Современный Куркент – это большое село с 4000 жителями, расположенное в 6 километрах от Касумкента (районного центра) . Вот поэтому мое родное село Куркент - одно из больших поселений Сулейман – Стальского района. Оно лежит в необычайно красивой местности, которая охраняется со всех сторон стражами – холмами. Черешневые и яблоневые сады моей маленькой родины известны далеко за пределами нашего района. Бурная река Гюльгери – чай, бескрайние поля, благоухающие сады, красота села, гостеприимство жителей очаровывают любого человека. (Приложение 10)
3Информатор: Меджидова Гюзел Алиевна, село Куркент.
Село Куркент – кузница учителей и ученых.
В 1909 году в Куркенте открыли первую светскую школу, и можно с уверенностью сказать, что наше селение стала кузницей учительских кадров для горных районов Южного Дагестана. Рано приобщаясь к учебе, знаниям, многие куркентцы продолжали учебу в Дербенте, Баку, Тифлисе, Темир –Хан – Шуре, позднее в ведущих вузах нашей страны. Представители Куркента в 1920-1960 гг. работали в школах сел Цналской, Кварчагской долин, Хивского и Агульского районов. Здесь, конечно, уместно назвать и первых учителей села. Благодаря им, многие юноши и девушки выбрали себе профессию учителя. Поэтому их помнят и сейчас. Шалбузов Темирхан, Магомедов Абумуслим, Гаджиев Магомед приобрели в селе и в районе огромный авторитет, став настоящими народными учителями. Гаджиев Магомед принимал участие в 1-м съезде учителей Серного Кавказа, он награжден медалью «За отвагу». Позднее из его семьи 21 человек выбрал профессию учителя, получив высшее образование. Первым в селе высшее образование получил Бабаев Азим, впоследствии стал кандидатом физико – математических наук, несколько лет возглавлял пединститут им.Сулеймана Стальского.1
В 1916 году в Куркенте открыта начальная школа, в 1936 году она реорганизована в неполную среднюю, а в 1954 году – в среднюю школу. В настоящее время в моем селе две средних школы. В обеих школах работают более ста учителей. Многие из них учителями первой и высшей категории. Заслуженными учителями РД являются Меджидова Г.А., Гаджиев Н.М., Шихрагимов М.М., Гаджиева Ф.Н. и др., а Алхасов Н.А. является народным учителем РД. За время работы школ 61 выпускник окончил их с золотыми и серебряными медалями. А также село Куркент является родиной ученых. Более 45 выходцев села стали кандидатами и докторами наук: Рагимов Разин – доктор медицинских наук, Алдеров Альберт – доктор биологических наук, Гаджиев Эхяд – доктор сельскохозяйственных наук, Качабеков Амурбек – кандидат философских наук, Рагимова Дурия – кандидат медицинских наук и мн.др. Они живут в разных уголках нашей страны и трудятся для процветания нашей родины.
С 2002 года наша школа гордо носит имя Заслуженного учителя РД Рагимова Мирзекерима Магомедрагимовича, который в течение 45 лет работал в стенах школы.
9
По словам Рейсудина Набиева, коллеги Рагимова М.М., член Союза журналистов РФ1, он был прекрасным учителем и главой образцовой семьи. Все шестеро детей Рагимова М.М. получили высшие образования и работают на разных должностях, стали достойными людьми.
Рагимов Шакир Мирзекеримович – заместитель начальника управления по организационной работе и обеспечению деятельности депутатских объединений Аппарата Народного собрания РД, Государственный советник первого класса.
Рагимов Разин Мирзекеримович – доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки РД, декан лечебного факультета ДГМА, автор многих методических изданий и статей, участник международных конференций и симпозиумов в области медицины.
Рагимова Дурия Мирзекеримовна – первая женщина – кандидат медицинских наук из нашего села, старший преподаватель кафедры детских болезней ДГМА, автор многочисленных монографий.
Рагимовы Фазил и Раул - инспектора таможни.
Рагимов Батраз Мирзекеримович – стоматолог, президент лаборатории FMN dental lal Inc в США, обладатель черного пояса по каратэ.
Семью Рагимовых называют династией потомственных врачей. У них шесть внуков учатся в медицинских университетах и академиях России и США. А дочь Шакира Мирзекеримовича, Ремида Шакировна, защитила в 2013 году кандидатскую диссертацию по медицине в городе Москва, является прекрасным кардиологом, преподает в ДГМА . В скором времени и другие внуки Рагимовых обрадуют нас новыми вершинами в медицине. Как мы видим, плодом жизни прекрасного человека и семьянина Мирзекерима Магомедрагимовича является его доброе имя и достойные дети.
Таким образом, моя малая родина прекрасна своими талантами, учителями, учеными. Мое село – это процветающее лоно природы и людей. Подарила Дагестану многих замечательных дочерей и сыновей.
1Информатор: Набиев Рейсудин Джилавханович, село Куркент.
10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что село Куркент имеет богатое историческое прошлое. Выяснили и постарались доказать с помощью исторических памятников, что наша родина – это древнее село, образованное более 800 лет назад.
На страницах нашей исследовательской работы впервые освещены предания, связанные со священными местами селения Куркент.
Почувствовали особую гордость из-за того, что внесли посильную лепту в дело изучения истории своей малой родины, жизни предков, так как они оставили нам свою веру, убежденность, традиции, память о прошлом, прекрасных учителей, ученых.
Моя малая родина является достойной частью моей большой родины. И мы, будущее поколение, будем представлять ее только с хорошей стороны. Зная свое прошлое, мы уверенно шагнем в будущее.
11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Райсудин Набиев «Исторические очерки о Куркенте и его жителях», Касумкент, «Кюринские зори», 2016 г.
2.Райсудин Набиев «Мое родное село», Касумкент, 2010 г.
3.Ражидин Гайдаров « Лезгино – русский словарь», Махачкала,1966 г.
4.Максим Гаджиев «Кюре Мелик –великий поэт, ученый и оратор», Касумкент, 2008 г.
5. Фаиз Куьреви «Кра Мелик», Махачкала ,2002 г.
6.Гаджи Гашаров «Лезгинский фольклор», Махачкала, 2010 г.
7.Гамид -Эфенди Нежведилов «Край поэтов и мыслителей», Махачкала, 2000 г.
8. Омар Муртузалиев «Книга памяти», Махачкала, 2002 г.
9.Информаторы:
1.Бабаева Б.Н.,с.Куркент,
2.Меджидова Г.А.,с.Куркент,
3.Набиев Р.Дж.,с.Куркент.
12
ПЛОД ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – ДОБРОЕ ИМЯ И ДОСТОЙНЫЕ ДЕТИ.
Мое родное село Куркент - одно из больших поселений Сулейман – Стальского района. Оно лежит в необычайно красивой местности, которая охраняется со всех сторон стражами – холмами. Черешневые и яблоневые сады моей маленькой родины известны далеко за пределами нашего района. Бурная река Гюльгери – чай, бескрайние поля, благоухающие сады, красота села, гостеприимство жителей очаровывают любого человека. Вот в такой живописной местности живет известная во всем Дагестане семья Рагимовых. Отец семьи Рагимов Мирзекерим Магомедрагимович ( 1931 – 2001) - выходец из простой крестьянской семьи. Потерял на Великой Отечественной войне отца и двух старших братьев. Ему было всего лишь десять лет, когда она началась. Переживший все тяготы военного и послевоенного времени, он сумел найти в себе силы помочь семье, окончить математический факультет Дагестанского педагогического института. Был прекрасным учителем, отцом, дедушкой. С 2002 Куркентская СОШ №1 гордо носит имя Заслуженного учителя РД Рагимова М.М.1 Его жена, Зарлу Гаджалиевна, работала начальником ковровой фабрики. Супруги вырастили и воспитали шестерых детей: пять сыновей и одну дочь. Все они получили высшие образования и работают на разных должностях, стали достойными людьми.
Рагимов Шакир Мирзекеримович – заместитель начальника управления по организационной работе и обеспечению деятельности депутатских объединений Аппарата Народного собрания РД, Государственный советник первого класса.
Рагимов Разин Мирзекеримович – доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки РД, декан лечебного факультета ДГМА, автор многих методических изданий и статей, участник международных конференций и симпозиумов в области медицины.
Рагимова Дурия Мирзекеримовна – первая женщина - кандидат медицинских наук из нашего села, старший преподаватель кафедры детских болезней ДГМА, автор многочисленных монографий.
Рагимовы Фазил и Раул - инспектора таможни.
Рагимов Батраз Мирзекеримович – стоматолог, президент лаборатории FMN dental lal Inc в США, обладатель черного пояса по каратэ.
Семью Рагимовых называют династией потомственных врачей. У них шесть внуков учатся в медицинских университетах и академиях России и США. А дочь Шакира Мирзекеримовича, Ремида Шакировна, защитила в 2013 году кандидатскую диссертацию по медицине в городе Москва, является прекрасным кардиологом, преподает в ДГМА . В скором времени и другие внуки Рагимовых обрадуют нас новыми вершинами в медицине. Как мы видим, плодом жизни прекрасного человека и семьянина Мирзекерима Магомедрагимовича является его доброе имя и достойные дети.
2Газета «Кюринские известия» от 7 декабря 2013 года.
Ералаш
Колумбово яйцо
Как нарисовать ветку ели?
Мост Леонардо
Император Акбар и Бирбал