Познавательный материал, представленный в работе заинтересует детей младшего школьного возраста. Ученик сделал сравнительную характеристику образа медведя в разных сказках мира и сочинил свою сказку о медведе.
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_strana_medvediya.doc | 152.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №7» городского округа Саранск
Исследовательская работа
на тему :
«Сказочная страна « МЕДВЕДиЯ»
Выполнил: ученик 4В класса
Призенцов Павел
Проверила: учитель начальных классов Яшина Н.Г.
Саранск 2017
Содержание
1.Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2.Теоретическая часть
2.1. Русские народные сказки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.2. Сказки других народов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
2.3.Авторские сказки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Практическая часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .,,,,, 5
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
5. Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.Введение
Литературный образ медведя можно встретить очень часто. Он есть и в народных сказках, и в историях современных авторов. Я задался вопросом, изменился ли образ медведя со временем. Какой ты, Мишка? Так началось моё исследование.
Цель данной работы: выяснить, как изменился литературный образ медведя в сказках современных писателей по сравнению с народными сказками.
Объект исследования – народные и авторские сказки разных стран, где литературным героем является медведь.
Предмет исследования – литературный образ медведя.
Методы исследования – анализ содержания текстов сказок.
Задачи:
- изучить народные сказки разных стран, где героем является медведь,
- изучить авторские сказки разных стран, где главный персонаж – медведь,
- выяснить, какими качествами обладает медведь в сказках разных народов и эпох,
- исследовать, как изменился образ медведя, как литературного персонажа, со временем,
- сочинить сказку, где главным героем будет медведь.
Гипотеза: литературный образ медведя изменился, был он злым и агрессивным, а стал добрым и веселым.
Поиск народных сказок, где персонажем является медведь, я начал с изучения сборника «Сказки народов мира».
2. Теоретическая часть.
2.1. Русские народные сказки.
Очень легко заметить, что в русских народных сказках медведь встречается значительно чаще.
Как правило, русские народные сказки небольшие по объёму, но глубокие по содержанию. ведь в них животные ведут себя как люди. А в животных люди узнают себя, так высмеиваются человеческие недостатки.
Взять к примеру русскую народную сказку «Маша и медведь». Здесь косолапый изображен сильным хищником, но в тоже время недалёким, его Маша смогла обмануть.
В сказке «Медведь и мужик» видна ограниченность кругозора нашего героя. В этой сказке медведь возможно и не поддался бы обману, если бы знал, как надо использовать такие простые вещи, как репа. Также медведь хочет получить весь урожай, не приложив к этому никаких усилий.
«Медведь липовая нога». Здесь медведь из-за своего воровства лишается ноги, но он не перестает воровать. В этой сказке наш герой мстительный, жестокий, ленивый, но сила его несомненна.
В сказке «Медведь и лиса» медведь глуп и доверчив, его лиса с легкостью обвела вокруг пальца. Также он здесь добр и гостеприимен, мишка лису пожалел и приютил.
2.2. Сказки других народов
Теперь рассмотрим сказки других народов.
Американская народная сказка «Медведя чужая наука до добра не доведёт». Здесь медведь силой берёт что хочет, также в этой сказке зверь сообразителен. Он догадался, что чтобы хорошо и сытно жить, нужно делать как мужик. Но его медвежьи повадки не дают ему быть похожим не человека. Только он обустроил своё хозяйство, как завалился в спячку.
В английских сказках про животных медведь является одним из самых популярных положительных героев. Народная сказка «Три медведя», но медведи здесь совсем не такие, как в русском народном фольклоре. «Дверь медведи никогда не запирали – они были добрые медведи: сами никого не обижали и себе не ждали обиды».
В японской народной сказке «Медведь и камень» мишка преданный и верный друг и помощник. Здесь медведь – положительный герой.
Осетинская народная сказка «Барс, медведь и волк». Наш герой здесь мудрый и вдумчивый, медведь-философ.
Латышская народная сказка «Мужик, медведь и лиса». Это произведение очень похоже на русскую народную сказку «Мужик и медведь». Зверь здесь также ленив, глуп и доверчив.
2.3. Авторские сказки.
Винни Пух из сказки «Винни Пух и все-все-все» Александра Милна. В этой сказке фантастические персонажи в фантастических условиях живут самой обычной жизнью. Винни Пух наивный, добродушный и скромный. Образ Винни Пуха комический, он нас смешит и веселит на протяжении всей сказки.
Один из самых «знаменитых медведей» - Балу. Он персонаж книги английского писателя Редьярда Киплинга «Книга джунглей». Для главного героя Маугли он стал кем-то вроде отца и учителя. Он очень умен. Балу олицетворяет силу. Он всякий раз смело встаёт на защиту своего подопечного, когда тому грозить опасность.
Медвежонок Паддингтон – отважный зверь из Дремучего Перу. Этот медведь постоянно попадает в переделки, поэтому с ним никогда не бывает скучно. Паддингтон - медведь исключительно честный, порядочный, неравнодушный к окружающим.
«Медведь в своём репертуаре» - книга популярного немецкого писателя Хуберта Ширнека. Какой же милый, смешной и добрый этот очковый медведь, который "в своём репертуаре"! Принимает все близко к сердцу, задумывается над всем, что говорят взрослые (по радио), выписывает разные пословицы и поговорки и искренне пытается вникать их в их смысл.
Книга Павла Калмыкова «Лето разноцветно-косолапое». Герои этой книги маленькие медвежата, которые учатся в медвежьей школе, и преподаёт там бурая медведица – Аксинья Петровна. Маленькие медведи верные друзья, очень отважные и умеют сочувствовать чужой беде.
На основе моего исследования я сочинил сказку о медведе и оформил её в виде книжки раскладушки.
Сказка для Тишки.
В одном очень дремучем лесу жил медвежонок Тишка. Тишкой его звали родители и друзья. А в свидетельстве о рождении – это такой документ – было написано, что он Тихон Михайлович. Но вопреки своему имени медвежонок был озорным, непослушным и совсем не тихим.
Проживал он в посёлке «Медвежий угол». В этом поселении жили не только медведи, но и другие животные. Здесь была Медвежья улица, Заячий переулок, Лисий Проспект, Волчий тупик, Беличий бульвар и Птичий базар. Все жители посёлка жили очень дружно.
Наступила осень. Медвежонок пошёл в лесную школу. Учителем в первом классе был старый, мудрый филин. С Тишкой в одном классе учились лисята, бельчата и много других малышей этого леса. Тишке в школе очень нравилось. Он научился читать, писать, решать задачки.
Однажды старый и мудрый филин собрал всех школьников и сообщил: «Скоро будет праздник. Он называется Новый год. Для жителей нашего леса мы должны подготовить концерт».
И тут началась кутерьма. Кто песню репетирует, кто танец, кто сценку, кто стихи. Тишка сначала хотел выступить с песней, но, услышав его пение, звери засмеялись и сказали: «Тишка, тебе что, медведь на ухо наступил?». Тогда медвежонок начал репетировать танец. Но звери снова смеются: «Тишка, почему ты такой неуклюжий?»
Обиделся Тишка и пошел домой. Дома рассказал он маме о своей беде. Мама говорит: «Не расстраивайся сынок, давай я научу тебя танцевать». Схватила она его в свои медвежьи объятья и закружила по комнате. Закричал тут Тишка: «Отпусти меня, ты мне все лапы отдавила, не нужна мне твоя медвежья услуга».
Наступил Новый год. На праздник все зверята пришли в маскарадных костюмах. Кто пингвином нарядился, кто львом, кто бегемотом. Тишка пришёл в костюме снеговика. Праздник удался на славу. Тишка отлично рассказывал стихи. Было очень весело и медвежонок забыл все свои обиды.
4. Заключение.
В ходе работы я прочитал много литературных произведений о медведях. Я исследовал литературный образ медведя в народных сказках и в произведениях современных авторов. Я пытался найти сходства и различия характера литературного образа медведя.
Моя гипотеза о том, что образ медведя стал добрым и весёлым, подтвердилась. Также я заметил, что современные авторы часто используют образ медведя-ребёнка.
В заключение хочется сказать, что полученные мной знания обязательно пригодятся мне на уроках литературного чтения. Мир сказки – фантастический. Все дети любят мечтать, фантазировать и хотят, чтобы их жизнь была похожа на сказку. Сказки развивают воображение и дают возможность учиться на чужих ошибках.
5. Список использованной литературы
1. Александр Милн. Винни-Пух и все-все-все. [Электронный ресурс] https://deti-online.com/skazki/sbornik-skazok/vinni-puh-i-vse-vse-vse/
http://l-skazki.ru/latyshskie/3226-muzhik-medved-i-lisa.html
«Течет река Волга»
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Аэродинамика и воздушный шарик
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Пустой колос голову кверху носит