С пословицами и поговорками мы начинаем знакомиться с очень раннего возраста. Уже маленькому карапузу, который капризничает на прогулке и не хочет сам карабкаться в гору, что бы с неё потом съехать, мама говорит: «Любишь кататься, люби и саночки возить!». А если ребёнок быстро и как-попало что-то мастерит, то заботливая бабушка не раз ему скажет: «Семь раз отмерь- один отрежь». Так что же это за меткие выражения такие? Всего пять, шесть слов, а за ними порой целая наука! И кто же их сочиняет? И почему их так много, на каждый жизненный момент? А если их вообще не знать и не употреблять, то можно ли прожить? Что бы ответить на эти и другие вопросы, я провёл исследовательскую работу.
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota-poslovitsy.docx | 111.49 КБ |
ОКРУЖНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ “Литература”
Нужны ли людям пословицы? И можно ли без них прожить?
Автор: Зеленецкий Дмитрий
учащийся 3 б класса
ГБОУ СОШ №1 п. г. т. Суходол, Сергиевский район
Научный руководитель: Серюгина Наталья Фёдоровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №1 п. г. т. Суходол
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение стр.3
а) Предмет исследования
б) Цель исследования
в) Задачи исследования
2. Пословицы стр.4-7
а) Что же такое – пословица?
б) История возникновения пословиц.
в) Пословицы- они какие?
г) Пословицы и поговорки-что между ними общего и в чём различие.
д) Пословицы разных народов мира.
е) Бог и вера в пословицах и поговорках.
3. Изучение роли пословиц и поговорок в жизни одноклассников стр.8-12
а) Анкета для одноклассников и их родителей.
б) Классный час на тему «Пословицы- это же так интересно!»
в) Домашний эксперимент «День с пословицами»
г) Сказки в пословицах.
4. Заключение стр.13
5. Список используемых источников и литературы стр.14
6. Приложения
Введение
Предмет исследования - пословицы и поговорки.
С пословицами и поговорками мы начинаем знакомиться с очень раннего возраста. Уже маленькому карапузу, который капризничает на прогулке и не хочет сам карабкаться в гору, что бы с неё потом съехать, мама говорит: «Любишь кататься, люби и саночки возить!». А если ребёнок быстро и как-попало что-то мастерит, то заботливая бабушка не раз ему скажет: «Семь раз отмерь- один отрежь». Так что же это за меткие выражения такие? Всего пять, шесть слов, а за ними порой целая наука! И кто же их сочиняет? И почему их так много, на каждый жизненный момент? А если их вообще не знать и не употреблять, то можно ли прожить? Что бы ответить на эти и другие вопросы, я провёл исследовательскую работу.
Цель исследования:
Изучить роль пословиц в жизни людей и доказать их необходимость в жизни современного человека.
Задачи исследования:
Пословицы.
Что же такое пословица?
«Пословицы – это…когда складно и метко.»
Что бы подробнее узнать, что такое пословицы, я пошел в детскую библиотеку (Приложение 2). Первой книгой, которую я открыл, был сборник Владимира Ивановича Даля (Приложение 3). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, который вышел в 60-е годы XIX века собрано около 30 тысяч пословиц (Приложение 1).
Пословицы - это самый малый жанр устного народного творчества, но они охватывают самые разнообразные стороны жизни людей. Пословица-это всегда меткое суждение. Они складные, отточенные и нередко имеют ритм и рифму. Пословицы просты и кратки, но ума и чувства вложено в них на целые книг. Максим Горький писал, что в них «сжат трудовой опыт бесчисленных поколений» Пословица-суждение о жизни, результат наблюдений над жизнью, вывод из каких-то фактов. Она говорится для того, что - бы в чём-то убедить, призвать к чему-либо, одобрить, похвалить, осудить, высмеять. Пословица-это народная мудрость, свод правил жизни, историческая память и опыт народа.
История возникновения пословиц.
Из книг я узнал, что пословицы появились очень давно. Они –одно из первых проявлений народного творчества. Пословицы – устно-поэтическая летопись страны. На древнее происхождение пословиц указывает и то, что нередко они включают в себя элементы народной мифологии, языческие представления об окружающем мире. Например, мы говорим: «Он подложил свинью». Оказывается, происхождение этой поговорки имеет отношение к военной тактике древних славян: дружина клином наподобие свиной головы врезалась в строй противника, рассекая его на две части.
Изначально целью пословиц была всё-таки передача опыта молодым поколениям. Интересно, что люди, создавшие пословицы, не знали грамоты, Поэтому хранить и передавать свой жизненный опыт иначе как через пословицы просто не умели. Как вы думаете, почему пословицы, несмотря на тысячелетнюю историю, до сих пор сохраняют популярность? Пословица-не простое изречение, и не каждое изречение-пословица. Бессмертие пословиц- в верности жизненным наблюдениям, важности их мудрых мыслей. Они выражают народную оценку жизни, а потому народ ценит и бережёт их. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что всё ими сказанное-истина. Например - «Что посеешь, то и пожнёшь»
Пословицы – они какие?
«Вот как просто сочиняют наши мужики.
Всё просто, слов мало, а чувства много»
Л. Н. Толстой. Пословицы очень редко бывают спокойными. Они, как люди, то гневаются, то печалятся. Или веселятся, подтрунивают, охают, пугают, предостерегают, учат, негодуют. Они вездесущи. Они касаются всех предметов, вторгаются во все области жизни человека.
Знаменитый В. И. Даль, собиратель и большой знаток русского фольклора, выделил для своих пословиц 179 рубрик (семья, дружба, труд, ложь, опрятность….) (Приложение 4).
Одна из важных целей пословиц- стремление привить людям определённые оценки явлений действительности, жизни, поведения человека. Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, доброты, чувства товарищества, дружбы, патриотизма. Николай Васильевич Гоголь писал: «В них есть всё: издёвка, насмешка, попрёк, словом, всё шевелящее и задирающее за живое». Достоинства пословиц:
О б р а з н о с т ь – Красна речь пословицей.
К р а т к о с т ь –Мал золотник, да дорог.
С к л а д, л а д – Хорошая пословица- в лад да в масть.
П р а в д и в о с т ь – Пословица правду всем говорит.
М у д р о с т ь – Глупая речь- не пословица.
В е з д е с у щ н о с т ь – От пословицы не уйдёшь.
С м е л о с т ь – На пословицу ни суда, ни расправы нет.
Пословицы очень легко запоминаются. Никто не вспомнит пословицу без повода и причины. Они приходят на память в разговоре всегда к случаю. При кажущейся простоте и лёгкости пословиц они являются поэтическими миниатюрами. В них есть:
Противопоставления – Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе.
Разъяснения – Пришлось на печи сидеть сватье: застала зима в лёгком платье.
Сравнения – Худое-охапками, хорошее- щепотью.
Иносказания – С волками жить- по- волчьи выть.
Пословицы и поговорки любят играть именами. Часто имена используются для склада и рифмы. У всякого Федорки свои отговорки. Ростом с Ивана, а умом с болвана. Не надейся, Роман, на чужой карман.
Пословицы и поговорки – что общего, и в чём различие?
Пословица – это коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение. А вот поговорки ничего не обобщают, никого не поучают, они намекают. Пословицы оформлены как предложения. Они- обобщение многовекового народного опыта. А поговорки являются как-бы частью пословицы. Поговорка- окольное выражение, простое иносказание, красноречивое выражение. Это фраза или словосочетание.
«Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото»
А. С. Пушкин
Зачем же нужны поговорки? С их помощью можно ярче и образнее охарактеризовать предмет. Поговорка- цветочек, пословица- ягодка. Поговорок очень много. Они очень эмоциональны, в них негодование, восхищение, презрение, ненависть. Надулся как индюк – обиделся. Толст, как бочка – толстый, безобразный. Как сыр в масле катается – живёт богато. Сказал- что рублём одарил. Как с гуся вода. Держать нос по ветру. Поговорка не называет вещи прямо, она весьма ясно намекает.
Пословицы разных народов.
Каждый народ является хранителем и собирателем собственной мудрости. Жемчужинами такой мудрости являются пословицы.
Очень интересны китайские пословицы. Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает. Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный же человек- всего от других.
Грузинские пословицы. Ветка гнётся, пока молода, вырастет - не согнёшь. Дурак теряет, умный подбирает. Железо в огне закаляется, а человек - в нужде. Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит. Пока умный раздумывал, глупый горы перешёл.
Абхазская пословица: Как ты бьёшь в ладоши, так я и танцую.
Русский аналог: Как аукнется, так и откликнется.
Английская пословица: Тот, кто спит с собаками, проснётся с блохами.
Русский аналог: С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Пословицы и поговорки разных стран очень похожи друг на друга, потому что во все времена и у всех народов всегда осуждались такие человеческие пороки, как трусость, жадность, лень, а такие качества, как находчивость, трудолюбие, доброта, напротив, приветствовались и вызывали уважение.
Бог и вера в пословицах и поговорках.
Когда я читал сборник русских народных пословиц В. И. Даля (Приложение 5), то очень часто встречал пословицы, в которых упоминалось о боге, о вере, о церкви. Я понял, что для русского народа вера в бога и жизнь- это одно целое.
Жить- Богу служить. С верой нигде не пропадёшь.
Кто добро творит, того Бог благословит.
Человек предполагает, а Бог располагает.
Бог любит троицу. Свято место пусто не бывает.
Бог любит праведника, а чёрт- ябедника.
Заставь человека Богу молиться, он и лоб расшибёт.
Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.
Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.
Во многих семьях, я думаю, употребляются эти и другие христианские пословицы. Православный народ обычно перед любым серьёзным делом призывает Бога на помощь.
С Бога начиная и Господом кончай.
Кто, перекрестясь, работает, тому божья помощь.
Не торопись, сперва Богу помолись (Приложение 6).
Изучение роли пословиц и поговорок в жизни одноклассников.
Анкета для одноклассников и их родителей.
Что бы понять, насколько мои товарищи знакомы с пословицами и поговорками, я предложил на литературном часе, посвящённом данной теме, две анкеты. Одну в начале (Приложение 7), а другую в конце (Приложение 8). В начале результаты выглядели так.
Анализ полученных результатов я изобразил в диаграмме.
Мы видим, что в основном мы слышим пословицы от совсем взрослого поколения- от наших бабушек и дедушек-около 60%. Намного меньше их употребляют уже наши родители-всего около 20%. Зато почти столько же – около 17 % - мы слышим пословицы на уроках от Натальи Фёдоровны.
И уже совсем редко мы используем пословицы, разговаривая друг с другом.
Основная масса ребят-65% знает, что пословицы сочиняет народ.20% ребят думает, что пословицы придумывают писатели. 15 % оказывается, думает, что их сочиняют учёные. Кроме того, я предложил анкету для родителей. (Приложение 9).
Вот так выглядели результаты:
Чаще всего у взрослого поколения используются следующие пословицы:
Без труда не вынешь и рыбки из пруда. – 50% опрошенных.
Делу время, а потехе час. – 30% опрошенных.
Семь раз отмерь, а один отрежь. – 10% опрошенных.
Старый друг лучше новых двух. – 10% опрошенных.
Классный час на тему: «Пословицы – это же так интересно!»
Что бы заинтересовать ребят данной темой, я придумал несколько разных заданий:
- цифры в пословицах
- звери в пословицах
- времена года и месяцы в пословицах
- дружба и Родина в пословицах (Приложение 14)
6) Совместными усилиями и с помощью учителя- Натальи Фёдоровны попытаться отгадать два кроссворда. (Приложение 15, 16)
В конце урока, посвящённого пословицам и поговоркам, я провёл повторное анкетирование.
Результаты выглядели так:
Проводя анализ в результате повторного анкетирования, мы видим, что интерес к пословицам и поговоркам у ребят существенно возрос.
Если в начале занятия около 30% ребят не знали пословицы и 90% их не употребляли, то в конце практически всем было очень интересно познакомиться с ними и почти все ребята не сомневались в их необходимости в нашей жизни.
Во время классного часа ребятам было очень интересно отгадывать пословицы, пытаться объяснить их смысл. Очень много новых пословиц прозвучало для ребят на этом уроке. Совместными усилиями и с помощью Натальи Фёдоровны мы разгадали очень интересные кроссворды.
А сколько ещё интересного можно было бы сделать! Можно и придумать свои жизненные рассказы на тему любой пословицы. Можно придумать ребусы.
Домашний эксперимент: «День с пословицами».
Когда я пытался ответить на вопрос: «Можно ли прожить без пословиц?», я решил провести маленький эксперимент в своей жизни.
Я решил узнать, а смогу ли я прожить один день, используя только одни пословицы и поговорки? И как это будет выглядеть? Может я не смогу выразить все свои чувства таким образом? Мама решила мне помочь. На всякий случай я нашёл себе помощника – Школьный словарик – «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»
Рано утром мама пришла ко мне в комнату, открыла занавески и разбудила меня словами: Кто рано встаёт, тому Бог подаёт. Я встал и побежал умываться, напевая вслух: В здоровом теле – здоровый дух.
Когда я сел завтракать и скорчил недовольную рожицу при виде каши, мама сказала: Каша - мать наша, хлеб - кормилец.
После завтрака я сел за уроки. Тут пословицы стали приходить мне на ум одна за другой. Ученье - свет, а не ученье - тьма.
Когда я вставал, что - бы поиграть, мама усаживала меня обратно словами: Делу время, а потехе час.
Когда я плакал и не мог выучить стих, мама меня подбадривала совами: Глаза бояться, а руки делают. Дорогу осилит идущий.
В школе тоже было много поводов вспомнить пословицы. Правда тематика там уже изменилась. Больше вспоминалось про дружбу. Старый друг лучше новых двух. (Это когда друзья помогали в «бою»).
Когда я получил двойку за поведения, я очень расстроился. Хотел даже вырвать листок из дневника. Хорошо, что вспомнил: Всё тайное, становится явным. На лжи далеко не уедешь.
Шёл домой с тяжелым сердцем. Однако признаться решил сразу. Без правды - не житьё, а вытьё. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Это я давно понял. Конечно мама меня поругала. Сильно. Наказала. А потом простила. Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадет, да скоро растает, Нет такого дружка, как родимая матушка.
А вечером, когда я сделал все уроки, я пошел гулять. А мама провожала меня словами: Сделал дело, гуляй смело. Так и закончился мой пословичный день. Я понял, что все чувства можно выразить пословицами, и не одной. Да ещё как красочно и метко! Словами простыми так не получается!
Сказки в пословицах.
Изучая литературу про пословицы, я решил сделать книжку для маленьких школьников 1 класса. В ней я сопоставил русские народные сказки с подходящими по смыслу пословицами (Приложение 17).К разным сказкам можно было даже подобрать и по несколько пословиц. Книжка получилась интересная и красочная. На примере сказок маленькие ребята будут знакомиться с пословицами и поговорками.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Заключение.
Я узнал очень много нового и интересного про пословицы и поговорки, постарался расшевелить интерес к данной теме у своих одноклассников и их родителей. И если в результате моей деятельности среди друзей, в их семьях прозвучала какая-нибудь пословица, даже всего одна, это уже здорово. Значит я не зря трудился. В наше время люди перестают общаться друг с другом вживую. Человеческое общение заменяют бессловесные металлические гаджеты. Мы уже не пишем родственникам письма. Редко звоним по телефону. Перестаем ездить в гости. Мы перестаём общаться. Скоро разучимся разговаривать. Но если мы постараемся не забыть пословицы, этого не случится! Ведь пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык. А. М. Горький писал: «Необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно же наши изумительные, чёткие, меткие пословицы и поговорки.» Знакомство с пословицами очень важно с малых лет. Они как «живая вода». Пословицы учат нас жить. Они ведут нас по жизни. Учат дружбе, труду, уважению к старшим и родителям. Порой никакие другие слова не скажут так метко и емко, мудро и ценно, как скажет пословица. Они нам очень нужны. Они украшают нашу жизнь. Пословицы являются живостью нашего языка, умом и начитанностью говорящего. И правильное их использование в нашей речи отражает уровень воспитанности, образованности и культуры. Пословицы и поговорки всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс. Я думаю, что прожить без пословиц нельзя. Просто не получится. У нормального русского человека пословицы всегда на языке. Они в нас заложены с рождения. Мы их не имеем права забывать. В них наша история, наша жизнь, наша сила и мудрость.
Список используемых источников и литературы:
Если хочется пить...
Филимоновская игрушка
Этот древний-древний-древний мир!
Простые новогодние шары из бумаги
Ах эта снежная зима