Молодые люди, школьники сейчас читают всё меньше и меньше – это факт, который вызывает сегодня серьёзную озабоченность в обществе. О снижении интереса к чтению обычно говорят вообще, не обращая внимания на то, какие произведения, каких авторов читает молодёжь. Это можно выяснять разными способами. Я решила изучить эту проблему, используя популярную молодёжную сеть «ВКонтакте». Это одна из сетей в России, в которой состоят практически все молодые люди, имеющие доступ в Интернет.
Актуальность и новизна исследования определяется, с одной стороны, отсутствием специальных работ, посвященных литературным группам отдельных писателей в соцсети «Вконтакте». С другой стороны для современной молодёжи, в эпоху «интернет - пространства» - ценность книг и чтения не высока, а этот факт вызывает серьезную озабоченность в обществе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.docx | 380.85 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Рассказовская основная общеобразовательная школа
Карасукского района Новосибирской области
632874, Новосибирская область, Карасукский район, с. Рассказово
Ул. Школьная, 17 б. тел.:49-303
Исследовательская работа.
«Литературные сообщества в социальной сети «ВКонтакте»»
Автор работы: Элиза Варданян, ученица 9 класса
Научный руководитель: Савельева Мария Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………….. 3
2. Глава 1. О социальной сети «ВКонтакте» ……………………………………………...4
3.Глава 2. Исследование литературных сообществ в социальной сети «ВКонтакте»………………………………………………………………………………….5
3.1. «Золотой век»……………………………………………………………………………6
3.2. «Серебряный век» ………………………………………………………………………6
3.3. «Вторая половина XX века»……………………………………………………………7
4. Выводы и результаты исследования …………………………………………………….9
Список литературы…………………………………………………………………………10
Приложение………………………………………………………………………………….11
ВВЕДЕНИЕ
Молодые люди, школьники сейчас читают всё меньше и меньше – это факт, который вызывает сегодня серьёзную озабоченность в обществе. О снижении интереса к чтению обычно говорят вообще, не обращая внимания на то, какие произведения, каких авторов читает молодёжь. Это можно выяснять разными способами. Я решила изучить эту проблему, используя популярную молодёжную сеть «ВКонтакте». Это одна из сетей в России, в которой состоят практически все молодые люди, имеющие доступ в Интернет.
Актуальность и новизна исследования определяется, с одной стороны, отсутствием специальных работ, посвященных литературным группам отдельных писателей в соцсети «Вконтакте». С другой стороны для современной молодёжи, в эпоху «интернет - пространства» - ценность книг и чтения не высока, а этот факт вызывает серьезную озабоченность в обществе.
Объект данного исследования – литературные группы, посвященные отдельным писателям и поэтам.
Предмет исследования – функционирование, популярность, значимость творчества писателей для современной молодежи.
Цель исследования: выявить, изучить и проанализировать литературные группы, посвященные отдельным русским поэтам и писателям (периода «Золотого века», «Серебряного века», «Второй половины ХХ - века») в социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения количества подписчиков.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза:
Основным источником эмпирического материала послужили литературные сообщества, в работе использовался метод сплошной выборки из соцсети «ВКонтакте» и аккаунтов пользователей, всего более 1000 аккаунтов пользователей соцсети «ВКонтакте».
Глава 1. О социальной сети «ВКонтакте»
Глава 2. Исследование литературных сообществ в социальной сети «ВКонтакте».
В популярной среди российской молодежи социальной сети «Вконтакте» содержится разнообразная информация о литературе и чтении. Но в самом общем виде можно выделить два источника ее анализа.
Первый способ. Анализ более 1000 личных карточек пользователей соцсети «ВКонтакте» в возрасте от 14 до 30 лет, показал, что информацию о своих любимых писателях и книгах, сообщает лишь один из 1000 человек. (Приложение 1). Пользователи пишут в разделе «Любимая книга» - «не читаю», «нет», или вообще не заполняют, пропускают этот раздел. Мной была найдена лишь одна карточка пользователя, с заполненным разделом «Любимая книга» - «Кир Булычев», хотя большинство пользователей являются подписчиками некоторых литературных групп. Это говорит о том, что для молодежи, в очень малой степени характерна самопрезентация с помощью художественной литературы, соответственно она выражается другими путями, а именно вступлением в литературные сообщества.
В социальной сети «ВКонтакте» существует огромное число сообществ, связанных с самой разной тематикой, и в их числе группы, в которые вступают любители литературы. Точное количество этих сообществ и их участников определить невозможно, да это и не нужно, так как регулярно появляются новые группы, некоторые участники существующих из них «отписываются», другие в них вступают – это очень динамичный процесс. Я произвела подсчёт числа таких групп и участников в них. Происходило это следующим образом. Сначала я ввела слово «литература» в поисковик, вышло 10 125 различных групп и сообществ. Далее сузила поиск. Попробовала выяснить, сколько групп посвящено конкретному поэту, составила списки русских поэтов, ориентируясь на разные источники (главным образом школьную программу). Сначала это были поэты «Золотого века», потом «Серебряного», затем поэты советского периода и поэты Сибири. В мои предварительные списки попало около 20 русских и сибирских писателей: А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, В.В. Маяковский, А. Блок, Б. Пастернак, И. Бродский и др. А также поэты, которые мало или практически вообще не изучаются в школьной программе: В. Высоцкий, Р. Рождественский, Э. Асадов. Затем я искала их имена в сообществах сети «ВКонтакте». Затем для каждого поэта я подсчитывала количество групп, насчитывающих хотя бы десять участников, и распределяла эти группы по числу участников. На этом этапе появились лидеры, то есть поэты, наиболее интересные для молодёжи. Результаты я отразила в таблицах.
3.1. «Золотой век».
Данный период русской литературы ярко представлен двумя именами - А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Анализ литературных групп, посвящённых этим поэтам, показал, что они не так многочисленны, как это можно было бы предположить. Несмотря на то, что сразу несколько сообществ называется «Пушкин – это наше всё». А ведь это поэты, стихи которых дети читают и учат наизусть, начиная с детского сада и все годы обучения в школе. Почему же молодёжь не очень охотно вступает в эти группы? Скорее всего, слишком высокий слог, который молодёжь не особенно пытается понять. Классическая, образцовая, правильная литература, воспитывающая, встречает некий протест у максималистко-настроенной подростковой группы. Для них все что хорошо, правильно, образцово, образец для подражания - все со знаком «минус». С этим связано и еще одно наше наблюдение, только у поэтов «Золотого века» встречаются литературные группы – которые мы обозначали «фанфиками». Литературные группы конкретного писателя, с переписанными на новый лад стихами, сатирически дорисованными портретами писателей, и в разговорном или непотребном употреблении имени. Это такие группы, как – «Миша Лермонтов», «Санчо Пушкин», «Санек Пушкин», «Саня Пушкин», причем подписчиков у такой группы исчисляется тысячами. Для сравнения литературная группа «Великолепные стихи А.С.Пушкина» - 22 126 человек, а группа «Санчо Пушкин» - 65 961 подписчик, т.е. можно говорить, о том, что ценностные ориентиры у современной молодежи сдвинуты. Больше таких «фанфиков» - групп других поэтов и писателей мы не встречали.
3.2. «Серебряный век»
Лидеры представителей литературы этого периода: С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова, А. Блок. (Приложение 2). Сергей Есенин на одном из первых мест по популярности. Почему? Он не образцовый, не является примером для подражания. Быть образцом – это быть классиком, средством воспитания, а это вызывает у молодёжи и подростков скорее протест. В своих комментариях поэзию Есенина они оценивают восторженно и экспрессивно: «Обожаю его, всегда, когда читаю, мурашки и чуть не слёзы!», «Обожаю, неземное!», «В точку», «Космос», «Жизненно» и пр. Что характерно для контента этих групп, это большое количество «лайков» и «репостов» произведений. Что говорит о желании выразить свои чувства, свою душу, свое настроение на данный момент, репрезентируя стихотворение в свою новостную строку.
3.3. «Вторая половина XX века»
Вторая половина XX века представлена следующими поэтами (Приложение 3):
Самая многочисленная литературная группа поэтов «Второй половины 20 века», посвящена творчеству Иосифа Бродского, изучаемого в старших класса – 341 603 подписчиков. Для сравнения – А.С. Пушкин, изучаемый с самого раннего детства, набирает около 50 тысяч подписчиков в группе. Так что побуждает вступить молодежь в группу Бродского. Скорее всего, вступить в такую группу достаточно престижно, таким образом, ты подтверждаешь свою приверженность к культуре для избранных, к сакральной литературе, «закрытой» литературе. Большинство групп Бродского закрытого типа, и для молодежи это тоже своеобразный вызов, вступить, вопреки всему - как бы литература не для каждого. Особенно интересно обстоит с литературной группой посвященной Высоцкому. Не смотря на медийность данного поэта, его мега популярность, у молодежи сегодняшнего времени, он не вызывает особого спроса. Самая многочисленная группа В. Высоцкого 178 472 человека, а общее количество всего- 36 групп.
Сибирским поэтам и писателям, к сожалению, не посвящено ни одного сообщества. Нами было найдено 4 группы с подписчиками от 2 до 195.
Почему же нет ни одного сообщества, посвящённого им? Меня очень удивил этот факт. Делаю вывод, что школа не даёт нам необходимого количества информации о них, и зачастую их имена даже не известны большему числу учащихся.
Итак, почему молодёжь создаёт, вступает в уже существующие литературные сообщества? Для этой цели, я провела опрос среди молодежи в возрасте от 14 – до 30 лет. Всего опрошенных было около 500 человек. Вот как распределились ответы в процентах.
Как выяснилось, поэтов, привлекательных для значительного числа молодых людей, очень немного. К сожалению, огромное число замечательных русских поэтов не имеет большого числа молодых поклонников. Анализ контента крупных сообществ показывает, что ни в одном из них не осуществляется анализа стихотворений, средств выразительности, особенностей поэтического стиля. Целей участники групп не ставят, «лайкают» наиболее известные, хрестоматийные стихотворения, ищут строчки, выражающие их переживания и чувства. Надо отметить, что слов для описания чувств, вызванных поэзией, не хватает и у участников многих других групп. Лексика многих участников сообществ кажется бедной, а эпитеты очень банальными. Поэтому «шикарными» называют стихи поэтов, выражающих их собственную первую любовь.
4. Выводы и результаты исследования.
Наша гипотеза подтвердилась частично. Действительно, литературные группы в социальной сети «Вконтакте» представлены в небольшом количестве, если учесть официальные данные компании, владеющей сетью, что в сеть ежедневно входит более 53 000000 миллионов уникальных пользователей, то очевидно и различного рода сообществ в сети миллионы. Много молодых людей, участников сети «ВКонтакте», являются членами групп, посвящённых отдельным русским поэтам и писателям, изучаемых на уроках литературы в школе. Однако, массовый интерес молодежи к творчеству писателей, ни как не связан с продолжительностью их изучения в школе. Участники сообществ затрудняются выразить свои чувства по поводу того или иного стихотворения, для этого не хватает языка. Часть молодых людей ищет, и находит в поэтических строках то, что для них важнее всего – описание чувств, любви, ревности, страданий, и русские поэты дают им возможность эти чувства понять, осознать и выразить словами. Говорить об истинном увлечении творчеством того или иного писателя или поэта всех участников сообщества, говорить не приходиться, это лишь поверхностное увлечение отдельными произведениями авторов, а иногда и просто стремление репрезентировать себя через избранную поэзию авторитетного автора.
Литература.
.
Приложение.
Приложение 1.
А)
Б)
В)
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Калитка в сад
Снегири и коты
Пчёлы и муха
Извержение вулкана
Л. Нечаев. Яма