Рассказ о семейных реликвиях.
Вложение | Размер |
---|---|
meshcheryakov_igor._lyubo-dorogo.docx | 413.31 КБ |
Любо-дорого
Как-то, роясь в коробке с запасными столовыми приборами, я обнаружил три старинные, серебряные, необычных форм, ложечки, покрытые темной патиной. В то время, я не придал им особого значения. Но когда в школе молодого журналиста была предложена тема о реликвиях, я вспомнил о находке. И вот они снова представлены моему вниманию. А с вопросом, откуда они, я обратился к дедушке Яше.
« Эти ложечки достались моей маме по наследству. Принадлежали они моему прадедушке Василию Григорьевичу.
Он, в своё время, был сельским купцом. Имел две лавки, продуктовую и мануфактурную. А также был церковным старостой. Будучи меценатом, оказывал церкви финансовую поддержку. Когда стали закрывать храм, видимо, что-то из церковной утвари досталось и служителям церкви на память. А личное нажитое достояние было отнято в пользу государства. Усадьба была предана огню. Сам был репрессирован высылкой в Сибирь. Говорят, что золото он успел зарыть. Было подозрение, что раскопал его некий близкий родственник, семья которого выделялась уровнем жизни на фоне других. Вернувшись из ссылки, бывший купец зарабатывал на жизнь валянием валенок, плести лапти все умели, а ремесло валяльщика было в цене, потому это позволило построить дом, но гораздо меньших размеров, чем прежний».
Узнав о том, что ложечки церковного пользования, мне стало понятно, почему они имеют необычно красивые и изящные формы. Одна из них ( 15.0 см) овалоконечная, предназначена для причащения прихожан. Другая ( 14.5 см) и третья (11.5 см) остроконечные, с одинаковыми объемными орнаментами, использовались в приготовлении причастия.
Приглядевшись внимательно на них, я различил вдавленные буковки: NORBLIN ISA и клеймо NBM.
Откровенно говоря, ложечки эти пробудили во мне интерес не только к истории, но и к изделиям подобного рода. Для сравнения я взял ложечки из чайного сервиза, используемые в нашем обиходе. Они уступают и по дизайну, и по декору, в общем, по всем показателям.
А вот икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи». С ней связаны удивительные истории. Эта реликвия по отцовской линии. Свою историю она ведет издавна. Переходя из одних рук в другие, в 20 веке она принадлежала моей пратётушке Варваре Огаповне. Она жила в Подстёпках в частном доме, огороженном дощатым двухметровым забором, но вот однажды, в ночной тишине, она услышала за забором тихий сговор:
- Ты её тюкни по головке хорошенечко, а я иконку-то в мешочек затарю. Дорогая вещица, а зря пропадает. Не тушуйся.
Так вот, эта бабуля, будучи хромой, пользуясь при ходьбе клюшкой, в свои 84 года, чудом перелезла через высоченный забор, с противоположной стороны, к соседям, для того чтобы вызвать милицию. Благо, она подоспела вовремя и схватила злоумышленников.
Чтобы не служить приманкой для подобных нападений, она подарила это сокровище моему дедушке Валере. Для которого эта икона с трагическим сюжетом, оказалась не менее знаменательной. Состоя не гласно в ОЖВИЗ (общество желающих выпить и закусить), в одно прекрасное время, будучи «навеселе», проходил под висевшей на гвозде иконой. Но надобно ж тому случиться – она, низвергнувшись на голову с высоты, лишила его остатков сознания. Придя в себя, посчитав это знамением Свыше, он бросил пить, заодно и курить.
Так что же эта легендарная икона из себя представляет? Прежде всего, то, что она написана на Евангельский сюжет. Дочь царя Ирода, Иродиада, ублажила отца своими танцами. За это он обещал исполнить любое её желание. Вот она, по просьбе матери своей, пожелала голову Иоанна Крестителя, который находился в темнице. Царь неохотно выполнил своё обещание.
На иконе запечатлен момент перед казнью. Узник, стоя на коленях, склонил смиренно голову и палач с обнаженным мечём. Икона, исполненная флорентийской техникой письма, скорее всего, относится к 19 веку. Толщина доски 35 мм, размером 35X50 см. Укреплена с тыльной стороны «ласточками» в пазах. Колорит тревожный. Форма иконы не имеет аналогов, она напоминает силуэт нагрудной части человеческого тела.
В результате моих исследований, я обнаружил следующую закономерность: наши реликвии тесно связаны с религией. Это означает, что предки наши были верующими. И ценности, оставшиеся в наследство, имеют религиозную основу.
В завершении предлагаю вниманию пришедшие на ум строки:
Любо-дорого иметь
Память незабвенную,
Чтобы правдой оросить
Ниву современную.
Игорь Мещеряков
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Рисуем ананас акварелью
Как я избавился от обидчивости
Мать-и-мачеха
Астрономический календарь. Июнь, 2019