Проблема: низкая финансовая грамотность молодёжи, которая влечёт за собой серьезные негативные последствия не только лично для человека, но и для здорового развития экономики России в будущем.
Рабочая гипотеза: ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок может послужить развитию финансовой грамотности школьников.
Цель моего исследования: проанализировав финансовые ошибки литературных героев, показать их актуальность в современном обществе и сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника.
Исследование проводилось на основе анализа следующих произведений: сказки А.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино", сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде", рассказа Лескова "Старый гений", повести А.С. Пушкина "Пиковая дама", комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 13 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА»
Исследовательская работа
«Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы»
Выполнила: Завгороднаа Алёна
ученица 8Б класса
Руководитель: Смирнова
Оксана Сергеевна
учитель русского языка и литературы
г. Благовещенск
2017г.
Оглавление
I. Введение. 3
Почему нужно учиться финансовой грамотности? 3
I. Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы. 6
1. Об участии в финансовых пирамидах. 6
1. О невыплате заработной плате. 9
3.О долгах и должниках. 12
4. Об азартных играх и их последствиях. 15
5. О коррупции в государственных структурах. 17
III.Заключение 21
Список литературы 22
Почему нужно учиться финансовой грамотности?
«Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества». Это высказывание вице-президента Совета по финансовой грамотности при Президенте США Джона Брайанта очень хорошо демонстрирует важность финансовой грамотности для личности и общества.
Способность принимать грамотные решения, совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды характеризует человека как финансово грамотного.
Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше молодежь узнает о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее сформируются полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Финансовая грамотность воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, а финансовые навыки прививаются так же, как и правила этикета.
На сегодняшний день согласно оценкам экспертов в России весьма низкий уровень финансовой грамотности как среди молодежи, так и среди взрослого населения. А это приводит к неумению управлять личными финансами, принятию неэффективных финансовых решений. Умение грамотно вести свои финансы – это не только ключ к личному финансовому благополучию, но и залог здорового развития экономики России в целом. Мы знаем, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более эффективны и в учебе, и в работе – вне зависимости от того, на каких позициях и в какой сфере они учатся и трудятся. Если человек не имеет элементарных финансовых знаний и навыков, то он едва ли сможет принять правильные решения, чтобы обеспечить свое благополучие. Поэтому так важно молодежи уже в юные годы задумываться о взрослой жизни.
Проблема: низкая финансовая грамотность молодёжи, которая влечёт за собой серьезные негативные последствия не только лично для человека, но и для здорового развития экономики России в будущем.
В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельногоа или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование. Однозначного мнения на этот счет экспертное сообщество не имеет. Большинство считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Проблема отношения человека к деньгам, привлекала и привлекает к себе внимание писателей. Объясняется это довольно просто: свойство это достаточно распространено, имеет власть над человеком. Иногда случается так, что деньги определяют поступки человека, его жизнь.
Литература помогает людям ответить на множество жизненных вопросов. Одни ищут в произведениях ответы на вопросы межличностных отношений, другие находят в литературе решение сложных ситуаций. «Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению»,- сказал Фрэнсис Бэкон.
Сюжетная проза обладает одним очень важным воспитательным качеством: она даёт возможность читателю учиться на ошибках литературных героев. Хорошая, правдивая книга позволяет за несколько часов прожить чужую жизнь и приобрести жизненный опыт. Во время чтения мы перевоплощаемся в кого-то, живём его бедами и радостями, заботами и удачами, вместе с ним делаем важные жизненные открытия и выводы из них. А потом захлопываем книгу и возвращаемся к самим себе. Но пережитое во время чтения не забывается. Жизненный опыт героя остаётся внутри нас. Он помогает нам принимать решения в своей реальной, не книжной жизни.
Рабочая гипотеза: ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок может послужить развитию финансовой грамотности школьников.
Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Могу сказать с уверенностью, что для меня литература – самый верный, честный советчик. В своих любимых произведениях, даже перечитывая их много раз, я всегда нахожу для себя своеобразную помощь, взаимопонимание.
Цель моего исследования: проанализировав финансовые ошибки литературных героев, показать их актуальность в современном обществе и сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника.
Мне предстояло решить следующие задачи:
Данное исследование является абсолютно самостоятельным и основывается на следующих методах:
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Важно помочь детям овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые решения, распоряжаясь деньгами.
«Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?» - продолжала зазывать его Алиса. «Конечно, хочу! А как это делается?» - отвечал Буратино».
Это выдержка из замечательной сказки Алексея Толстого «Приключения Буратино, или Золотой ключик». Так лиса Алиса и кот Базилио дурачили Буратино, желая выудить у него 4 золотых. Кот Базилио и лиса Алиса поведали главному герою чудесный способ по превращению денег в денежное дерево. Для этого не надо было долго и упорно работать, совершать умственные и физические усилия, а только поверить в чудо.
«В Стране Дураков есть волшебное поле, — называется Поле Чудес... На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?
Буратино даже подпрыгнул:
— Врешь!
— Идем, Базилио, — обиженно свернув нос, сказала лиса, — нам не верят — и не надо...
— Нет, нет, — закричал Буратино, — верю, верю!.. Идемте скорее в Страну Дураков!»
Бывалые мошенники умело убеждали глупенького Буратино преумножить свои денежки:
« Это гуляют те, кто посеял деньги на Поле Чудес... Сегодня последняя ночь, когда можно сеять. К утру соберешь кучу денег и накупишь всякой всячины... Идем скорее…
Буратино выкопал ямку. Сказал три раза шепотом: «Крекс, фекс, пекс», положил в ямку четыре золотые монеты, засыпал, из кармана вынул щепотку соли, посыпал сверху. Набрал из лужи пригоршню воды, полил. И сел ждать, когда вырастет дерево... Лиса Алиса думала, что Буратино уйдет спать, а он все сидел на мусорной куче, терпеливо вытянув нос».
Мошенники, задумавшие обмануть Буратино и нажиться на его наивности, не гнушаются никакими способами достичь желаемого. Лиса и кот отправили Буратино в полицию и благополучно выкопали его деньги. А глупый Буратино лишился четырёх золотых, так и не купив курточку папе Карло и азбуку себе.
Бедный Буратино не мог догадываться, что деньги не растут на деревьях, чтобы их получить, надо много потрудиться. А кругом найдётся много желающих нажиться за счёт других людей.
« Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! — сказала Тортила. — Сидеть бы тебе дома да прилежно учиться! Занесло тебя в Страну Дураков!
— Так я же хотел же добыть побольше золотых монет для папы Карло... Я очччень хороший и благоразумный мальчик...
— Деньги твои украли кот и лиса, — сказала черепаха. — Они пробегали мимо пруда, остановились попить, и я слышала, как они хвастались, что выкопали твои деньги, и как подрались из-за них... Ох ты, безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями!..
— Не ругаться надо, — проворчал Буратино, — тут помочь надо человеку... Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой!.. Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!..»
В сказке Л. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» главный персонаж – Буратино - совершил финансовую ошибку, доверившись двум мошенникам — лисе Алисе и коту Базилио. Не имея жизненного опыта, деревянный мальчишка многого не понимал и хотел заработать легких и быстрых денег. Но, как известно, деньги не растут на деревьях, они зарабатываются трудом. И в такую ловушку попадаются даже люди, которые не верят в сказки.
Примеры такого мошенничества можно встретить в нашей современной жизни. Это так называемые финансовые пирамиды.
Суть предложения, которое поступает всем желающим, очень проста: приносите свои деньги сегодня, а завтра забираете их с прибылью. Причём прибыль, которую обещают устроители, намного выше, чем предложения, которые можно найти в банках. Речь идет об удвоении вклада за месяц, притом, что в банке такого не случится даже за год. И, действительно, на первых порах так и происходит. Люди вкладывают свои средства и свободно забирают их назад с прибылью, которая образуется за счет новых вкладчиков. Именно поэтому и возникло название «пирамида». Если ты в числе первых, то у тебя есть шанс получить прибыль. Но с течением времени количество участников становится слишком большим, и уже нет тех, кто приносит свои деньги, зато есть большое число тех, кто хочет их забрать. В этот момент и происходит крах, потому что деньги новых вкладчиков перешли старым в виде процентов и возвращать уже нечего и некому.
Около 25 лет назад некто Сергей Мавроди стал рекламировать уникальный способ быстро разбогатеть. Для этого нужно было лишь купить «билеты МММ», цена которых росла ежедневно. Смысл был в том, что сегодня ты покупаешь такой билет за 100 рублей, а завтра продаёшь его назад за 110. Цена назначалась ежедневно и ни от чего не зависела. Билеты только дорожали, и об этом кричали на всех углах. Всего за полгода в игру втянулось 15 миллионов человек (каждый десятый россиянин), внутри МММ находилась треть годового бюджета России, цена билетов увеличилась в 127 раз от первоначальной. Спустя три года всё закончилось: 2 сентября 1997 года «МММ» было признано банкротом, а миллионы участников пирамиды остались ни с чем. Да, у участников МММ были решения из судов, по которым им полагались какие-то средства, но взять их было негде, ведь все они были виртуальными и в природе не существовали.
4 августа 1994 года Мавроди был арестован по обвинению в сокрытии налогов от доходов возглавляемой им фирмы. Он ни в чём не раскаивался и сожалел лишь о том, что до конца не довёл дело.
3 февраля 2004 года Мавроди предъявлено обвинение в мошенничестве. Основатель МММ обвинялся по ст. 159, ч. 3 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество в крупных размерах и хищение чужого имущества путём обмана и злоупотребления доверием». Таким образом, в отношении скрывавшегося бизнесмена было возбуждено три уголовных дела. По мнению прокуратуры, ущерб, нанесённый МММ миллионам вкладчиков, оценивается в $110 млн.
Сейчас государство куда более тщательно следит за тем, чтобы таких случаев не происходило, но мошенники всё равно могут предлагать поучаствовать в таких же пирамидах только через интернет, где сложнее найти и пресечь их деятельность. Видя в сети предложение заработать на «информационных услугах», «выгодном вложении средств», «легкой работе из дома», нужно обратить внимание на то, что:
1. Компания предлагает слишком высокую доходность.
То есть, исходя из рекламы, выходит, что не надо ничего делать, а прибыль будет расти сама собой и очень быстро.
2. Нет никакой подтвержденной официально информации об устроителе.
Отсутствует лицензия для банковской деятельности – специальный документ, выдаваемый Центральным банком России, либо устав, регистрационная информация, адрес. Обычно у устроителей пирамид нет ничего, кроме странички в интернете и адреса электронной почты.
3. Не раскрывается способ получения дохода.
Нет понятного объяснения, откуда берется прибыль, или вообще нет никаких объяснений, только большое количество положительных отзывов на сайте о том, как за несколько дней вложенные деньги увеличились, например, вдвое.
4. Реклама призывает поторопиться.
Вам не дают времени подумать и постоянно повторяют, что такие «специальные условия» доступны только лично вам, только сегодня, только до конца дня, а завтра уже будет поздно.
История богата примерами, когда на уловки мошенников попадались вполне взрослые и, казалось бы, умные и опытные люди. Они пошли на поводу своей жадности (хотя и не признаются в этом, списывая на доверчивость) и потеряли очень крупные суммы.
Хотя печальный опыт тысяч вкладчиков МММ, «Властилины» и других пирамид широко известен, россияне по-прежнему продолжают вкладывать деньги в сомнительные схемы, которые обещают быстрое обогащение. С 2008 года организаторы пирамид заработали на доверчивых вкладчиках уже 40 млрд. рублей. В минувшем году власти выступили с инициативой прописать запрет на пирамиды в Уголовном кодексе.
Громких разоблачений финансовых пирамид в истории десятки. Но новые клиенты у новых организаций всегда находятся. Это связано с человеческой психологией. Причины две: низкий уровень финансовой грамотности, то есть люди просто не понимают, на что идут. Вторая — люди, которые склонны к риску, понимают, что перед ними находится финансовая пирамида, но хотят рискнуть и думают, что у них хватит смекалки в нужный момент вывести деньги. Людей с такой ментальностью, по мнению международных экспертов, от 8 до 15%.
В любом человеке кроется лень и жажда наживы, а также жажда быстрого обогащения. То что "бесплатный сыр только в мышеловке" никто не воспринимает. Люди несли и будут нести деньги этим аферистам только потому, что они очень много обещают. После этого они будут кусать себе локти, но будет уже поздно и никакие суды ничего не помогут, а если и присудят в их сторону, то все равно вряд ли они что-то получат от аферистов. Не для того они создавали пирамиду, что потом отдавать вам денежки даже по суду.
А это все из-за соблазна быстро обогатиться, ничего не делать и богатеть. Такая наивность, лень и вера в сказки. И что самое главное, большинство знает, что, скорее всего, их обманут, но им кажется, что они свои сверхдивиденты успеют получить, такой русский авось. Только бесплатный сыр - в мышеловке, вот и получают пружиной по своему разгильдяйству и недальновидности.
Урок первый: глупость, жадность и недальновидность людей, поддавшихся соблазну получить быстрые и лёгкие деньги, не прикладывая никаких усилий, приводит к обогащению аферистов и разочарованию инвесторов.
2.О невыплате заработной платы.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»,- сказал А.С.Пушкин. В «Сказке о попе и работнике его Балде» автор высмеивает такие качества человека, как жадность, погоня за дешевизной. Речь идет о попе, желающем найти себе такого работника, который работал бы усердно да исправно и не слишком дорого брал:
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?”
В результате Балда договорился с попом, что будет работать за три щелчка по лбу в год:
“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.
Работал Балда «за семерых», был хорошим работником: «Досветла все у него пляшет». Всем нравилось его трудолюбие: «Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится, Попенок зовет его тятей…» А когда пришел срок оплаты за работу, поп и вовсе не хотел расплачиваться.
Попадья говорит: “Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь,
А требуй, чтоб он её исполнил точь-в-точь
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь”.
Но Балда смог перехитрить чертей, и задание все же было выполнено. И пришлось попу платить Балде: «С первого щелка прыгнул поп до потолка, со второго щелка лишился поп языка, а с третьего щелка вышибло ум у старика».
Пушкин весьма фактурно выставляет напоказ перед читателями проблему жадности, алчности, вероломства. Поп всячески высмеивается автором. Действительно, человек выглядит крайне жалко в своих стремлениях угнаться за дешевизной.
«А Балда приговаривал с укоризной:
"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной"».
Сказка учит нас тому, что так поступать со своими работниками (впрочем, как и вообще с людьми) нельзя. Нужно платить им по их заслугам.
В соответствии с сюжетом «Сказки о попе и работнике его Балде» поп выступает работодателем и нанимает Балду в качестве своего работника на условиях возмездного оказания услуг с предоставлением ему условий для проживания: «Нужен мне работник: повар, конюх и плотник». В результате добросовестному работнику, которым доволен работодатель, сначала не было выплачено вознаграждение за выполненную работу. Но Суд божий справедлив, и в конце сказки поп наказан за жадность. Мораль этой сказки такова – жадность, мошенничество и обман работодателя всегда будут наказаны.
И хоть этой сказке более 180 лет, проблема повторяется и в наше время. К сожалению, в условиях кризиса крайняя форма нарушений прав работников — невыплата заработной платы — становится одним из способов «выживания» кампании. Например, при строительстве космодрома «Восточный» было возбуждено несколько уголовных дел по факту задержки или невыплаты заработной платы.
8 августа 2016 г. во Фрунзенском районном суде Владивостока оглашён приговор в отношении Игоря Нестеренко, бывшего гендиректора Тихоокеанской мотостроительной компании, которая занималась строительством космодрома «Восточный». По данным следствия, Игорь Нестеренко с декабря 2014 года не выплатил заработную плату 730 сотрудникам предприятия. Общая сумма долга составила почти 19 млн. рублей. Уголовное дело было рассмотрено в особом порядке. Суд назначил Нестеренко наказание в виде штрафа в размере 130 тыс. рублей.
Генеральный директор подрядчика строительства космодрома «Восточный» «Стройиндустрия-С» Сергей Терентьев приговорен к 11 месяцам колонии и штрафу за растрату и невыплату зарплат. В ходе следствия и суда установлено, что Терентьев «умышленно, из корыстной и иной личной заинтересованности» не выплачивал полностью свыше двух месяцев зарплату за январь 2015 года 71 работнику своей организации. Подсудимый виновным себя признал, полностью в содеянном раскаялся. С учетом смягчающих обстоятельств 65-летний Терентьев приговорен к штрафу 100 тысяч рублей по статье 145.1 УК РФ («Невыплата заработной платы») и к 11 месяцам колонии общего режима по статье 160 УК РФ («Растрата»).
Завершилось расследование еще одного уголовного дела о задержке зарплаты строителям космодрома Восточный. Руководителя ООО «Экономические программы» Виталия Гинзбурга обвиняют в невыплате 16,5 миллиона рублей 200 работникам — это зарплата за январь и февраль 2016 года. При этом, как полагает следствие, деньги у организации были.
«Мы работали зимой, при 30-40 градусах мороза, бетонные работы на улице, доходило дело даже вплоть до того, что нам просто перчаток не давали, руки к арматуре прилипали, всё равно работали. Ребята сейчас настраиваются, завтра мы собираемся официально объявлять голодовку, уже все, сил нет никаких», — приводит радиостанция «Эхо Москвы» слова одного из строителей. Ситуация вокруг возведения космодрома сопровождалась скандалами о хищениях и акциями протеста рабочих, которым компании-субподрядчики задерживают выплату зарплат. Рабочие не раз объявляли голодовки и даже обращались к президенту России Владимиру Путину.
Если в сказке «О попе и работнике его Балде» справедливость восстановил Балда сам, то в наше время мошенничество со стороны работодателей наказано органами судебной власти.
Невыплата или задержка выплаты заработной платы подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КОАП России. Должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушение прав работников на оплату труда, ждет штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей. Чуть выше санкции для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Наказание не слишком обременительное, но в случае повторного аналогичного правонарушения, ИП и должностные лица заплатят от 10 000 до 20 000 рублей, при этом последние могут быть лишены права занимать руководящие должности на срок от 1 до 3 лет. Юридические лица тоже лишатся более серьезной суммы — от 50 000 до 70 000 рублей.
- штраф до 120 000 рублей или в размере годовой зарплаты (в некоторых случаях может применяться дополнительная санкция — лишение права занимать определенную должность или заниматься предпринимательской деятельностью в течение 1 года);
- принудительные работы или лишение свободы сроком до 1 года.
Если же зарплата более 2 месяцев не выплачивается полностью, ответственность наступает по части 2 статьи 145.1 УК РФ, где наказание несколько строже:
- штраф от 100 000 до 500 000 рублей либо в размере зарплаты за 3 года (срок должностных ограничений повышается до 3 лет);
- принудительные работы или лишение свободы сроком до 3 лет.
Таким образом, право работников на оплату труда охраняется государством на законодательном уровне.
Урок второй: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам предназначавшегося вознаграждения, вы должны отстаивать свои права, обратившись в трудовую инспекцию, прокуратуру, суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону.
3.О долгах и должниках.
В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней.
Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника. Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.
Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность. Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Заёмщик не стал платить в срок, и эта история превратилась для нее в «вопиющее дело», перед ней вдруг открылась «страшная перспектива холода и голода с увечной дочерью и маленькою внучкою». Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового:
«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».
«…он платить не привык, и если очень докучать станете – может вам неприятность сделать».
«...он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».
Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь.
Старушка-помещица доверилась некому Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было. Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию: они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу. Приехала полиция, и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.
Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы понимаем, как много обманутых людей остается без средств к существованию из-за своей доверчивости, недальновидности, простодушия. Надо помнить, что помогать, отдавая последнее и ставя под угрозу своих родных и близких, нельзя. Я вспомнила пословицы: «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества». А также уместным будет напомнить высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».
Мы живем в сложное время, где нередки обман, ложь, несправедливость. Пользуясь добротой, доверчивостью людей, знакомые и даже родственники не возвращают долгов. В жизни также нередки ситуации, когда путем обмана или пользуясь служебным положением, граждане просят взять кредит для себя, пообещав исправно вносить сумму долга.
Так в городе Альметьевске республики Татарстан директор государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр реабилитации инвалидов «Ветеран» Ольга Емелина заставляла подчиненных оформлять на себя займы в Россельхозбанке, для чего завышала в справках НДФЛ размеры их доходов, а сами кредиты за сотрудников не оплачивала. Эти люди, имеющие доход ниже прожиточного минимума, оказывались должны банку огромные суммы.
В феврале 2014 года госпожа Емелина обратилась к своему бухгалтеру-кассиру с просьбой помочь ей с получением кредита, пригрозив, что в противном случае та «не доработает до пенсии». Опасаясь быть уволенной, женщина согласилась выступить поручителем на сумму 400 тыс. руб. Однако в банке Ольга Емелина дала ей подписать документы как заемщику на сумму 1,1 млн. руб. При этом Емелина старалась быстро перелистывать листы со словами «там ничего интересного нет» и «просто подписывай их». Когда женщина поняла, что именно подписывает, возмутилась и потребовала объяснений, злоумышленница стала уверять ее, что будет выплачивать кредит сама. Чтобы отвести от себя подозрения, Емелина сказала, что предоставляет банку в залог свой земельный участок, что не соответствовало действительности. В реальности она заставила выступить в роли поручителей своего секретаря и заведующего хозяйственной частью. После получения кредита Ольга Емелина с целью создания видимости погашения задолженности внесла некоторую сумму, но более 900 тыс. руб. оплачивать не стала. В сентябре 2014 года она аналогичным образом похитила 155 тыс. руб., оформив кредит на уборщицу. При этом в банк были предоставлены ложные сведения о том, что сотрудница, фактически имеющая оклад 6 тыс. руб., якобы получает зарплату в размере 30 тыс. руб. Емелина пообещала уборщице, что они поделят деньги и будут оплачивать кредит пополам, но обманула ее.
В правоохранительные органы последовали заявления от обманутых сотрудниц, кредиты которых она не погашала, а банк добился в суде принудительного взыскания с них денег. В отношении Емелиной возбудили уголовное дело. Ее обвинили в крупном мошенничестве с использованием служебного положения (ст. 159 УК РФ), а также в предоставлении заведомо подложногодокумента. 23 сентября 2015 года бывшего директора центра реабилитации инвалидов «Ветеран» Ольгу Емелину городской суд Альметьевска признал виновной и осудил, приговорив к двум годам лишения свободы в колонии за мошенничество. Ее арестовали прямо в зале судебного заседания.
К счастью, справедливость восторжествовала и в наше время. Но сколько огорчений приносят подобные ситуации, сколько душевных и физических сил они отнимают. В настоящее время, в век кибернетики и электроники, в век, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встает, как никогда, проблема душевной теплоты. Особенно сейчас, когда все в обществе ориентировано на рынок, на деньги, стало необходимостью чаще задумываться над тем, что надо быть добрее друг другу, слушать, чувствовать души других. Ужасно, когда люди, стремясь к собственному благополучию, переступают через чувства, души, а иногда и жизни людей. Из этого можно извлечь ещё один важный урок.
Урок третий: принимая решение о предоставлении денег в долг, тщательно обдумай, надёжен ли заёмщик. Если принято положительное решение, обязательно потребуй расписку, где будут указаны сумма долга цифрами и прописью, паспортные данные обоих, срок написания расписки, срок возврата денег, процент за просроченную выплату, подписи обоих. В случае невозврата долга так проще будет доказать свою правоту в суде. Кредит брать нужно только для собственных нужд, не соблазняясь посулами, чтобы не оказаться должником банка.
Проблема вечной борьбы с самим собой и вечными страстями красными нитями проходит через повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама» и определяет ее актуальность и в наши дни. «Пиковая дама» связана не только с будущим русской литературы, но и с ее недавним прошлым. В ней исследуется человеческая страсть, гибельная страсть. Здесь она из исторического прошлого переносится прямо в современную эпоху – и то, что она выступает в более современных формах и в более обыденной сфере жизни, делает ее еще страшнее.
Германн, главный герой повести, - хищник-стяжатель, имеет характер демонически-эгоистический. Он одержим страстью возвышения, для которой нужны деньги. Он не играет, потому что у него мало денег, хотя он и страстный игрок в душе, он расчетлив. Играть наобум, не зная, удастся ли выиграть – не для него. Он хочет действовать наверняка, когда точно будет знать секрет беспроигрышной партии. Человек "сильных страстей и огненного воображения", Германн скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения богатства он готов на все: и увлечь молодую девушку, которую он на самом деле не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на убийство. Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели. Он не остановится ни перед чем, чтобы узнать секрет трёх карт.
Страсть к обогащению у главного героя вырастает до размеров холодной, беспощадной и вместе с тем безумной страсти:
«…Увидев молодую девушку, он говорил: «Как она стройна!.. Настоящая тройка червонная». У него спрашивали: который час, он отвечал: — без пяти минут семерка. — Всякий пузастый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз — преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком. Все мысли его слились в одну, — воспользоваться тайной, которая дорого ему стоила…»
Обманувшись, проиграв за карточным столом, Германн в пушкинской повести сходит с ума. За этим не просто указание на бытовой реальный факт, но и глубокая и трагическая авторская мысль общего значения.
Пушкин не случайно взял карточную игру за основу сюжета повести, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами. Идея повести в обличении страшной власти денег, уродующей, обесчеловечивающей человека, возвещающей о новой, буржуазной формации, идущей на смену феодализму, в развенчании индивидуализма. Сюжет основан на простых человеческих пороках: предательстве, азарте, алчности, жажде легкой наживы, лести, лености, эгоизме.
Думается, в повести звучит мысль, во-первых, об ущербности, пошлости и неправедности людей, ставящих материальное выше духовного. Во-вторых, о том, что такой путь особенно гибелен для тех, кто имеет все задатки для подлинно духовной, творческой жизни — воображение, деятельную волю, — но применяет их не по назначению.
Пушкин дал нам больше, чем просто произведение, он подарил огромный мир и его зеркальное отражение, не приукрашенное, а правдивое. Мы можем взглянуть на свою жизнь со стороны, понять ошибки, совершаемые нами. По - моему мнению, чтение «Пиковой дамы» должно сильно действовать на воспитание, развитие и образование изящно- психологического чувства в человеке.
В произведении «Пиковая дама» А.С.Пушкин пишет о силе азартных игр и в какой-то мере напоминает читателю о том, что существуют темные силы. Азартные игры – небезопасные игры. Они часто влекут за собой неблагополучные последствия. Занимаясь такими играми, человек подвергает риску свою психику. Азартные игры как бы засасывают человека в свой омут. Человек хочет играть, играть и играть…Жажда победы одерживает победу над человеком. Он остается в полной власти таких игр. Так бывает часто, если речь идет об игре на деньги. Жажда богатства, жажда денег делает человека неуправляемым. И наступает психологическая зависимость – одна из самых неблагоприятных для человека. Голову то и дело посещают мысли: «Где бы сыграть, чтобы выиграть»
Азартная игра - явление социальное, так как вовлеченный в азартную игру человек подвергает себя опасности остаться без средств к существованию, социальной дезадаптации, которая уводит человека от социально значимой деятельности, провоцирует криминальное поведение. Такой человек уже не владеет своей жизнью, его жизнь превращается в игру, и в этом случае речь идет уже о патологии личности.
Вот несколько фактов, свидетельствующих о пагубности пристрастия к игре:
Игроки называют зависимость азартом, держатели игорного бизнеса – прибыльным занятием, а психиатры едины в своих высказываниях и согласны с тем, что это болезнь и серьезная проблема современности. Игромания – она же лудопатия и гемблинк, это пагубное пристрастие официально является трудноизлечимым недугом, который стоит наравне с наркотической зависимостью, независимо от того игрок погружен в онлайн - казино или реальную игру в рулетку.
Урок четвёртый: желание получить быструю и лёгкую наживу, прибегая к азартным играм, может привести к пагубному пристрастию. Пристрастие к азартным играм деформирует личность, часто приводя к нервным расстройствам и суициду.
Если верить афоризмам, и грязные дела дают чистую прибыль. Ни для кого не секрет, что падкие на чужое добро несознательные граждане встречались в любую эпоху. Особенно любили некоторые облеченные доверием сотрудники государственных органов запустить руку в государственную же, доверенную им, казну. И творилось это вопиющее беззаконие во все времена.
Темой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» является изображение быта и нрава чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что было характерно для всей огромной России того периода: казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.
Смысл и вся направленность комедии заставляют признать главным действующим лицом «Ревизора» всю группу чиновников вместе с городничим. Изворотливый, неглупый, выслужившийся долгой службой, привыкший хватать все, что «плывет в руки», то есть взяточник и хапуга, — таким предстает перед нами глава чиновников уездного города Сквозник-Дмухановский. Он сам признается, что «мошенников над мошенниками обманывал, поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать». Взяточничество он воспринимает как должное. «Это уж самим богом устроено»,— таково его мнение. Казнокрадство городничего проявляется в том, что он присвоил деньги, выданные на постройку церкви, а в город прислал рапорт, что церковь начали строить, да она сгорела. Грубый, дерзкий с подчиненными, Сквозник-Дмухановский становится вежливым и обходительным в обращении с начальством. Самая большая мечта этого человека — стать птицей высокого полета, выбиться в генералы. Судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин — ближайшие помощники городничего по административному управлению города. Характер и манера поведения этих героев похожи на поведение городничего.
Пороки чиновничества не выдуманы автором. Они взяты Гоголем из самой жизни. Известно, что в роли гоголевской почтмейстера выступал сам император Николай I, который прочитывал письма Пушкина к жене. Скандальная история с проворовавшейся комиссией по построению храма Христа Спасителя очень напоминает поступок городничего, присвоившего казенные деньги, выделенные на строительство церкви. Эти факты, взятые из реальной жизни, подчеркивают типичность негативных явлений, которые обличает сатирик в своей комедии. Пьеса Гоголя высветила все типичные пороки чиновничества России, которые воплотились в индивидуальных образах городничего и его окружении.Таким образом, писатель в своей комедии обличает все основные пороки правящего чиновничества России: нечестность, недобросовестное отношение к службе, взяточничество, казнокрадство, произвол, беззаконие, подхалимство, бескультурье. Их поведение предопределено одной единственной страстью - приобретать: положение в обществе, чины на службе, богатство. Эти типичные пороки чиновничества бичует Гоголь своим беспощадным смехом. Человек постепенно теряет свой человеческий облик. И такая участь ждет всех, кто далек от нравственности, духовных ценностей.
Гоголевская комедия сохраняет свою актуальность и в наши дни, заставляя задуматься о причинах многих негативных явлений современной жизни. Казнокрадство и алчность чиновников - одно из величайших общественных проблем во всем мире и во все времена. Существует даже Международный день борьбы с коррупцией, ежегодно отмечаемый по инициативе ООН 9 декабря начиная с 2004 г. В этот день в 2003 г. в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.
В России всегда была проблема казнокрадства и проблема взяточничества. Только после устранения данных проблем, можно заняться проблемой противодействия коррупции. Коррупция — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупция представляет собой значительную проблему в современной России, затрагивающую все аспекты жизни, включая государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование. Феномен коррупции исторически является частью модели государственного управления в России.
Арест действующего губернатора – всегда событие из ряда вон выходящее. Тем примечательнее, что в уходящем году начальственные кабинеты на камеры СИЗО сменили сразу два главы регионов – губернаторы Сахалина и Коми Александр Хорошавин и Вячеслав Гайзер. До этого в современной России подобный маршрут проделал лишь один руководитель субъекта Федерации – Алексей Баринов из Ненецкого автономного округа, отсидевший за решеткой чуть более года и приговоренный в 2007 году к условному наказанию за присвоение квартиры.
Хорошавина, более семи лет возглавлявшего богатую Сахалинскую область, арестовали 4 марта. Следствие обвинило Хорошавина в получении взятки в 5,6 миллиона долларов при заключении госконтракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ. Второе уголовное дело — о взятке в размере более 15 миллионов рублей — было возбуждено в отношении экс-губернатора 27 апреля. Сам бывший глава региона вину не признает.
Вместе с шефом под стражу отправился его советник Андрей Икрамов, а будущий фигурант уголовного дела экс-мэр Южно-Сахалинска Андрей Лобкин в тот же день скрылся за границей. Следователи подозревают чиновников во взяточничестве в особо крупном размере. СМИ облетели кадры обысков у Хорошавина дома: сообщения об изъятии миллиарда рублей наличными в разных валютах и сотен предметов роскоши вроде ручки за 36 млн руб. поражали воображение. 25 марта президент Владимир Путин отстранил Хорошавина от занимаемой должности в связи с утратой доверия. Экс-губернатор находится под арестом.
Арест руководителя Сахалина был неожиданным, но над ним давно сгущались тучи. Еще в прошлом году Общероссийский народный фронт обвинил Хорошавина в расходовании сотен миллионов бюджетных средств на собственный пиар. Президент Владимир Путин тогда посоветовал главе региона направить дополнительные средства на детские сады.
А вот арест Вячеслава Гайзера, главы Коми в 2010–2015 годах, случился как гром среди ясного неба. Губернатор был на хорошем счету у многих чиновников, в экспертных кругах о нем были довольно высокого мнения, хотя серьезных связей в Москве он не имел. На выборах 13 сентября 2015 года в Госсовет Коми губернатор возглавил список «Единой России» (ЕР), и, набрав 58% голосов, единороссы уверенно победили – чем не признак устойчивого положения? Третий номер списка ЕР, тогдашний спикер регионального парламента Игорь Ковзель, вскоре после выборов получил благодарность премьер-министра Дмитрия Медведева. А несколько дней спустя, 19 сентября, Гайзер, Ковзель и еще более полутора десятков человек были задержаны.
Реакцией элиты на произошедшее был шок, в этом признавались не только коллеги Гайзера по губернаторскому цеху, но даже столь высокая фигура, как спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Потрясение усугублялось формулировками, которые использовали силовики. Гайзеру инкриминируют не только мошенничество, но и организацию преступного сообщества. Комментируя уголовное дело, официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин не побоялся использовать определение «мафия». И это – в отношении успешного руководителя, много лет управлявшего регионом, выдвиженца главы государства.
Коррупция - это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. И вот она на лицо нравственная деградация. Одни люди ставят свои личные эгоистические интересы выше прав, свобод и интересов других людей. И при этом не задумываются ни о чём, не считаются ни с чем, кроме собственных целей. Такие люди разлагают общество, действуя по принципу: «Каждый должен помочь себе сам. Если не поможешь себе сам, то кто поможет? И поставленные перед собой личные цели оправдывают любые средства, даже применяемые во вред другим людям и всему обществу». Цинизм и подлость становятся второй натурой.
Сегодня видно: самое страшное в этой ситуации то, что меняются нравственные ориентиры людей, меняется их сознание - в людях рождается убежденность, что все в этом мире можно купить, а значит, все продается: честь, совесть, любовь, а главное – такие люди готовы продать даже Родину.
« Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых», - гласит Библия
Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции.
В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.
Урок пятый: казнокрадство и взяточничество не только уголовно наказуемые преступления, но и пороки человека и общества, которые разрушают устои общества, разрушают экономику, нравственность общества. Каждый с детства должен воспитывать в себе внутренний регулятор под названием «совесть».
III.Заключение
К книге как к источнику света тянется и стар и млад. Часто человечество обращается к книге за решением своих же проблем – как жить, с кого брать пример, по какому пути пойти, в чём смысл жизни. И книга – верный друг и наставник - даёт ответы на эти вопросы. Вместе с ними вы преодолеете многие проблемы и сложные ситуации. Этот опыт, пусть даже и книжный, поможет вам в дальнейшей жизни.
Произведения, рассмотренные в моём исследовании, оказались актуальны и в современном обществе, так как проблемы, обозначенные в них, существуют и по сей день.
В произведениях, которые я проанализировала, было выявлено не только неправильное поведение по отношению к финансам, но и определено, как это повлияло на самого человека, к чему его привело. В основе всех проступков литературных героев лежит желание обогатиться, не прикладывая усилий, завладеть чужим, алчность. Это толкает человека на нарушение закона, тяжёлые преступления, превращает человека в беспринципное существо. Наверное, поэтому, изучая в школе эти произведения, надо обращать внимание на уроки, которые мы можем извлечь из описанных событий, что будет способствовать повышению финансовой грамотности школьников.
Таким образом, гипотеза, высказанная в начале исследования, подтвердилась, цель работы достигнута.
Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни
Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.
Следует заметить, что, хотя социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности молодого понимания проявляется постепенно, мировой опыт доказывает бесспорную необходимость осуществления этой работы и недопустимость промедления в решении указанной проблемы.
Список литературы
Художественная литература
Ресурсы Интернет
http://www.proza.ru/2013/06/13/561
http://goldlit.ru/gogol/639-revizor-analiz
http://iamruss.ru/russkaya-dejstvitelnost-v-rasskaze-leskova-staryj-genij
http://coolbusinessideas.info/finansovaya-gramotnost-dlya-podrostkov/
http://fingeniy.com/finansovaya-gramotnost-detej-shkolnikov/
http://www.zdravplus.ru/zakoni/zakoni-rf/finansoni-piramidi-zakon
http://refleader.ru/jgejgebewyfspol.html
Слайд 1
Уроки финансовой грамотности в произведениях художественной литературы Выполнила: Завгородняя Алёна ученица 8Б класса Руководитель: Смирнова Оксана Сергеевна учитель русского языка и литературыСлайд 2
Проблема: низкая финансовая грамотность молодёжи, которая влечёт за собой серьезные негативные последствия не только лично для человека, но и для здорового развития экономики России в будущем. Рабочая гипотеза: ошибки литературных героев актуальны и для современного общества, анализ этих ошибок может послужить развитию финансовой грамотности школьников.
Слайд 3
Цель: проанализировав финансовые ошибки литературных героев, показать их актуальность в современном обществе и сформулировать уроки финансовой грамотности для современного школьника Задачи: Проанализировать произведения школьной программы, в которых литературные герои совершают финансовые ошибки. На примерах из современной жизни показать негативные последствия таких ошибок. Сформулировать уроки финансовой грамотности для школьников.
Слайд 4
Методы исследования наблюдение сравнение анализ обобщение
Слайд 7
Урок первый: глупость, жадность и недальновидность людей, поддавшихся соблазну получить быстрые и лёгкие деньги, не прикладывая никаких усилий, приводит к обогащению аферистов и разочарованию инвесторов
Слайд 10
Урок второй: вступая в трудовые отношения, вы имеете право на заработную плату. В случае невыплаты вам предназначавшегося вознаграждения, вы должны отстаивать свои права, обратившись в трудовую инспекцию, прокуратуру, суд. Работодатель, не выплативший заработную плату или задержавший её, будет наказан по закону
Слайд 11
О долгах и должниках
Слайд 12
Урок третий: принимая решение о предоставлении денег в долг, тщательно обдумай, надёжен ли заёмщик. Если принято положительное решение, обязательно потребуй расписку, где будут указаны сумма долга цифрами и прописью, паспортные данные обоих, срок написания расписки, срок возврата денег, процент за просроченную выплату, подписи обоих. Кредит брать нужно только для собственных нужд, не соблазняясь посулами, чтобы не оказаться должником банка.
Слайд 15
Урок четвёртый: желание получить быструю и лёгкую наживу, прибегая к азартным играм, может привести к пагубному пристрастию. Пристрастие к азартным играм деформирует личность, часто приводя к нервным расстройствам и суициду
Слайд 16
О коррупции в государственных структурах
Слайд 18
Урок пятый: казнокрадство и взяточничество не только уголовно наказуемые преступления, но и пороки человека и общества, которые разрушают устои общества, разрушает экономику, нравственность общества. Каждый с детства должен воспитывать в себе внутренний регулятор под названием «совесть»
Плавает ли канцелярская скрепка?
Рисуем "Ночь в лесу"
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Мост из бумаги для Киры и Вики
Новогодние гирлянды