Автор выдвинула гипотезу о том, что А.С.Пушкин хорошо знал значение имён собственных и , учитывая это значение, наделял ими тех или иных персонажей своих произведений. Имена собственные в произведениях А.С.Пушкина помогают раскрыть художественный образ и его роль в произведении.
Вложение | Размер |
---|---|
значение имён собственных для раскрытия образа произведения | 30.49 КБ |
Ещё с древнейших времён было известно, что имя имеет загадочную, необъяснимую власть над судьбой человека. Люди верили в то, что надо держать имя, данное при крещении, в глубокой тайне. Этим они пытались обмануть духов. В других странах давали по два имени, одно из которых было ложным, а другое настоящим. У некоторых народов называли детей заведомо плохими именами, чтобы отпугнуть потусторонние силы. Древние были уверены, что судьба человека предначертана его именем. О поражающем совпадении черт характеров людей, носящих одно и то же имя, писал в начале 20 века русский исследователь С.Р. Минцлов. Г. Эйс, проанализировавший 300 современных детективных романов, нашёл связь между именами и судьбами героев.
По свидетельству родных и друзей А.С. Пушкина, великий поэт, верил в судьбу. Эту свою традицию веры в приметы он пронёс с собой до могилы. Прочитав три повести из цикла «Поветей Белкина», мы заинтересовались вопросом, действительно ли Пушкин подбирал собственные имена своим героям, учитывая интерпретацию имён.
Тема нашей работы:
роль имён собственных для характеристики литературных образов в произведениях А.С. Пушкина «Повести Белкина».
Цель работы:
изучение имён собственных в «Повестях Белкина» и выявление их художественной роли для характеристики образов произведения.
Главная идея и рабочая гипотеза состоят в следующем:
имена собственные занимают значительное место в лексике любого языка. В художественных текстах разных жанров писатели и поэты не могут обойтись без использования имён собственных не только для идентификации героев, но и для характеристики их. При правильном толковании смысла имени мы приближаемся к разгадке тайны, заключённой автором в образе героя.
Мы понаблюдали, что скрывается в именах собственных в произведениях А.С. Пушкина «Повести Белкина» с точки зрения антропонимии и выдвинули гипотезу о том, что автор был хорошо знаком с интерпретацией собственных имён и далеко не случайно давал своим героям имена, которые отражали творческий замысел поэта.
Целью нашего исследования является изучение имён собственных в повестях А.С. Пушкина «Выстрел», «Метель», «Барышня - крестьянка» и выявление их художественной роли.
Задачи:
Объектом исследования стали повести А.С. Пушкина «Выстрел», «Метель» и «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести Белкина».
Предмет исследования: собственные имена главных героев повестей, характеристика героев в связи с характеристиками их собственных имен.
Методы исследования: анализ текста, анализ значения собственных имен, обобщение данных.
Глава 1. Некоторые теоретические вопросы антропонимии.
Антропонимия – это раздел ономастики (науки о собственных именах), предметом изучения которого является личное имя человека, персональное имя, данное при рождении или выбранное уже взрослым человеком для себя. Ономастика как наука сложилась только в 20-е годы 20 века.
А.В.Суперанская в книге «Общая теория имени собственного» указывает, что существуют различные типы антропонимов:
- личные имена – персональные идентификаторы человека;
- отчества (патронимы) – часть родового имени, присваиваемая от отца;
- фамилии – наследственное родовое имя, указывающее принадлежность к одной семье;
- прозвища (клички) – неофициальные имена;
- псевдонимы – имена для общественной деятельности человека.
Существуют три точки зрения на значение имени собственного:
Нам третья позиция представляется более убедительной. Мы интересуемся происхождением личных имён людей, их ролью в жизни человека и выявлением связи имён с поведением и характером человека и персонажа литературного произведения.
Методы антропонимических исследований:
- исторический (влияние окружающей действительности, ситуаций, событий и людей на формирование личных имён);
- литературный (филологический, исследование текста через его форму и содержание);
- метафизический (изучение внутренней сущности имени);
- региональный (формирование имени в зависимости от региона);
- системный (рассмотрение имени как системы взаимосвязанных элементов).
Мы используем в работе литературный и метафизический методы антропонимического исследования.
Различают три этапа происхождения русских имён:
В первом периоде (дохристианском) имена отражали качества и свойства людей того времени. Это двухосновные (сложные имена), состоящие из 2-х корней, соединённых соединительными гласными. Второй частью этих слов были –мир, -слав, - волод: Владимир, Святослав, Всеволод. Суперанская А.В. в своём «Словаре русских личных имён» пишет, что «имена, состоящие из 2-х основ, появлялись в результате целенаправленного образования слов от основ с ярким положительным значением». Викинги, завоеватели, принесли на Русь свои скандинавские имена: Рюрик (король), Олег (святой), Игорь (молодой), Глеб (представленный богу).
После крещения Руси каждый христианин получил от священника имя, соответствующее имени святого. Оно не совпадало с прежним именем. Это были имена греческого, римского, еврейского, египетского, сирийского происхождения. Эти имена несли с собой черты характера человека, ранее носящего это имя: Андрей – мужественный, София – мудрая, Никифор – победоносный. Виктор – победитель, Марина – морская, непредсказуемая, в древнееврейских именах преобладает элемент со значением «бог» (ил, ио): Гавриил (воин божий); Илья (сила божия).
В дореволюционной России имена делились и по социальному статусу: девочек из крестьянских семей называли Фёкла, Василиса, Федосья, а в дворянских семьях бытовали имена Ольга, Елизавета, Екатерина, Александра.
В 18-19 веках древнерусские имена почти полностью исчезли из употребления, заменившись церковными, некоторые из них также изменились: Аквилина – Акулина, Деомид – Демид. Ряд имён имеют два варианта: Сергий – Сергей, Захарий – Захар.
После Великой Октябрьской революции была дана свобода в выборе имён, развилось имятворчество: Ревмира (революция мира), Далис (да здравствует Ленин и Сталин), Электрика, Дизель (связаны с индустриализацией страны), Рудольф, Альфред (заимствования из иностранного языка), Астра, Лилия (названия цветов).
Конечно, на формирование характера человека влияет много факторов, но мы считаем, что это не значит, что имя не влияет на характер.
Антропонимы в литературе – это имена собственные, использованные в художественном тексте для наименования персонажей. Вместо термина литературная антропонимика иногда используется термин поэтическая антропонимика или стилистическая антропонимика. Никонов В.В. пишет, что имя персонажа – это одно из средств, которое даёт характеристику герою, его социальному положению, характеру.
Образ героя связывается с именем, наделяется характерными чертами. Собственные имена героев произведения вызывают определённые эмоции в восприятии читателя. Мы считаем, что имена героев не берутся случайно. Они выражают авторский смысл, подтекстовую и содержательную информацию. Вместе с другими художественно – выразительными средствами они помогают раскрыть значение происходящего.
В своём произведении автор может использовать различные собственные имена: географические, астрономические, исторические, даже вымышленные, которые, взаимодействуя, раскрывают смысл того или иного произведения. Иногда автор произведения сам не видит разумную необходимость использования того или иного имени в тексте художественного произведения. Имя собственное в тексте художественного произведения становится прежде всего характеризующим.
Глава 2. Литературные антропонимы в произведении А.С. Пушкина «Повести Белкина».
Прочитав три повести из цикла «Повестей Белкина» А.С. Пушкина, мы заинтересовались вопросом, как имена собственные характеризуют главных героев этих произведений, был ли элемент случайности в назывании автором своих героев.
В повести «Выстрел» А.С. Пушкин показал нам бывшего гусара, человека лет 35. Главный герой угрюм, обладает крутым нравом, злоречив, привык первенствовать во всём. Таинственность окружала его, никто не знал, как он оказался в этом местечке, что он там делал, на какие доходы жил. Он держал открытый стол, любил угощать всех, шампанское у него лилось рекой, но жил бедно и ходил пешком. Главный герой казался русским, но носил иностранное имя. Сильвио, так звали его.
Характер этого человека трудно раскрыть сразу, поэтому мы обратились к интерпретации этого латинского имени. Оказывается, уже в имени заложена таинственность, сосредоточенность на собственном «я». Эгоизм – свойство его натуры. Пылкий Сильвио попадает в сложные запутанные истории, но выбирается из них с честью и достоинством, хотя удача не всегда сопровождает его. Он душа компании, смел и уверен в себе, не считает денег для своих друзей.
Имя его в переводе означает «лесной», то есть таинственный, не сразу раскрывающий свои секреты. Лес – это тайна, неслучайно большой, густой, заросший лес называется «тайга». Для кого-то лес красив и светел, а для кого-то мрачен и таинствен. В незнакомом лесу путника чаще ждёт беда. Не зря А.С. Пушкин сравнивает своего героя с дьяволом, ведь он подстрекает ко второй дуэли графа ради утоления своей гордости. Сильвио казался русским, но его эгоизм и неуёмная гордость только подтверждают, что христианские заповеди ему либо мало знакомы, либо забыты, ибо одним из тягчайших грехов является именно человеческая гордыня.
В повети «Метель» перед нами разворачивается романтическая картина любовной истории богатой 17-летней девушки Марьи Гавриловны и бедного армейского прапорщика Владимира. Жестокость родителей девушки, состоящая в запрете на бракосочетание, приводит к тому, что молодые решили без благословления родителей обвенчаться тайно. Автор показывает нам, как изначально преступно складывается действие. Молодые идут не только против воли родителей, но и против бога (ведь им не нужно благословление). Они хотят тайно, ночью, без свидетелей сложить новую семью. Неслучайно всё заканчивается трагически. Чуть не погибает невеста, а жених умирает от ран в Москве.
Как же охарактеризованы имена героев в антропонимических словарях?
Имя Мария древнееврейского происхождения. на первом месте стоят эпитеты: любимая, желанная, каковою она являлась для своих родителей и бедного прапорщика, на втором месте: горькая, отвергнутая, печальная, что тоже является правдой. Бог отвергает бракосочетание Марии с Владимиром и повергает её в горькую печаль. Сама судьба вмешивается в действие.
Мария добрая и ласковая, легко ранимая, но в то же время она способна постоять за себя, в ней бродит дух свободы и жажда приключений. Она хочет действовать и может пойти на глупый риск. Мария имеет большую силу воли, аналитический склад ума (рассчитывали же они на прощение). Скрытность и склонность не показывать свои мысли и чувства присущи нашей героине. Мария имеет врождённое чувство порядочности, ведёт себя в обществе легко и непринуждённо, хотя и не стремится к нему.
Отец Марии, Гаврила Гаврилович, дважды «божий человек», которого обмануть – взять большой грех на себя. Этого тоже нельзя допустить по отношению к главной героине, госпоже Марии.
Так тайна имени помогает раскрыть образ героини повести «Метель».
В имени Владимир нет ничего божественного. Оно языческое, славянское. В переводе – владеющий миром, но в повести не смог завладеть девушкой, поверившей ему. Его эгоизм проявился в повести настойчивостью, нежеланием прислушаться к мнению других людей. У него сильная воля, если всё идёт так, как хочется ему, и слабая – если он встречает препятствия. Владимир пытается избавиться от ответственности, легко теряет веру в себя.
Возможно, поэтому бог не допустил его в церковь, запутав дорогу, не дал ему возможности довести задуманное дело до конца.
В «Барышне – крестьянке» главную героиню зовут Елизавета, Лиза, Бетси. Девушка 17-ти лет, черноглазая, резвая, проказливая, избалованная. Её «поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние мадам Жаксон», писал А.С. Пушкин в повести. Это она придумала переодевание сначала в крестьянское платье, а затем во французскую барышню времён Людовика 14. И всё это только с одной целью – познакомиться с сыном соседа помещика Берестова Алексеем. Героиня активна, деятельна, достигает поставленной цели. Она – ведущая в действии.
Елизавета - имя древнееврейское. Называли им дворянских дочерей. Коронованные особы также носили это имя. Причём они не нуждались в мужьях, так как они чрезвычайно деятельны. Английская королева Елизавета превратила Англию в сильнейшую морскую державу, начало экономического подъёма связано с её именем. Русская царица Елизавета вообще взяла власть в свои руки, свергнув предшественницу, и правила страной так, что с Россией стали считаться иностранные державы.
Имя Елизавета настраивает девочку на динамику, действия и изменения. Она непоседа, всюду старается успеть, она не поддаётся дурному влиянию. Умная и хитрая, Елизавета обладает развитым чувством юмора. Лиза открыта к общению и умеет дружить. Характер её честный и прямой. Она не хочет откладывать на завтра то, что может сделать сегодня. Героиня может притворяться, она любознательна, весела и обаятельна. Лиза всегда занимает активную жизненную позицию.
Алексей - древнегреческое имя. В повести он как бы занимает второе место. Мы видим романтического героя, готового пойти на военную службу, но отец не разрешает ему. Он приехал в имение отца после окончания университета. Алексей молод, жизнерадостен, любая встреча сулит ему счастье.
В характеристику имени персонажа входит привлекательность, непоседливость, общительность, чувствительность. Алексею нравится всё необычайное. Люди, обладающие этим именем доводят дело до конца, женятся по любви. И хотя в повести счастье Алексея и Лизы зависит от их родителей, но они не теряют надежды и борются за него до конца.
Таким образом, исследуя значение имён собственных, а также их роль в раскрытии художественных образов в повестях А.С. Пушкина, мы пришли к выводу, что А.С. Пушкин был хорошо знаком с интерпретацией собственных имён и мастерски пользовался ими для создания литературных образов. Характеристика имён собственных совпадает с характеристикой персонажей литературного произведения.
2.Функции антропонимов в литературном произведении
Изучение имени собственного включает в себя исследование принципов и способов называния персонажей, стилистических функций, их связей, соотнесённых с идеей автора, замыслом произведения и его конкретного образа. В целом, изучение функции имени в творчестве писателя представляется интересным и важным, так как имя сосредотачивает в себе художественные находки автора. Как мы заметили, собственные имена в повестях Пушкина играют следующие роли:
- они называют героя (номинативная функция),
- показывают, к какой социальной среде относится герой (социальная функция),
- характеризуют героя, раскрывая смысл его образа (характеризующая функция).
Так как в основе художественного текста стоит человек, то большую смысловую нагрузку для читателя несёт собственное имя персонажа.
Таким образом, к функциям собственного имени в художественном произведении относятся прежде всего смысловая нагрузка, национальные и местные особенности и традиции и отражение исторической эпохи того или иного произведения.
Выводы
Итак, в исследовании рассматриваются имена собственные как способ разгадки художественного образа произведения. Собственное имя является главной отличительной характеристикой человека в обществе, которая имеет свои особенности и глубокие исторические корни.
Собственное имя в художественном произведении – сложный и уникальный мир, занимающий общее пространство в художественном тексте.
Выбор имени мотивирован скрытым смыслом, который вложил в своё произведение автор. Оно непосредственно характеризуют образ. Так, в повести А.С. Пушкина «Барышня - крестьянка» главная героиня носит имя Лиза, которое уже заложило в характер героини определённые черты, на которых и построен сюжет произведения. Это доказывает выдвинутую гипотезу нашего исследования: Пушкин хорошо знал интерпретацию собственных имён и подбирал их своим героям с учётом дальнейшего раскрытия характера литературного образа.
Таким образом, одна из основных функций собственного имени в литературном произведении, как мы считаем, - характеризующая.
Собственное имя побуждает к поиску средств постижения образа. Так завершается авторское познание и начинается читательское, цель которого найти зерно для понимания авторского замысла всего произведения.
Имя собственное относится к наиболее ярким и выразительным элементам стиля.
Перечень источников
litresp.ru›chitat/ru…slovarj-spravochnik-russkih…
znachenie-tajna-imeni.ru›Русские имена
____________________________ «_____»_____________________20____г.
подпись автора
Снегири и коты
Шум и человек
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Сторож
Три коробки с орехами