Испокон веков, Русь славилась своими традициями. Ведь у нас много разных обрядов и традиций. Как правильно накрывать на стол, украсить дом к празднику, традиционная еда и многое другое. Сегодня я хочу обратить ваш взор на то, как сами старорусские люди – от детей до стариков – выглядели. Если вы забьете этот вопрос в Гугле или Яндексе, то интернет выдаст вам много скучных и скупых описаний традиционных одеяний. Да, вы сможете понять, что как одевались люди и зачем тот или иной предмет гардероба, но все-таки всю глубину одеяний нам не понять. Если конечно, мы не сможем сами увидеть их и примерить.
Уже на протяжении полугода я занимаются в ДДЮТ в «Школе молодого журналиста». Наш преподаватель – Анна Сергеевна – в рамках данного конкурса провела для нас экскурсию в Этнографический музей культуры и быта народов Поволжья и провела для нас вечерку. Вечерки это, конечно, отдельная тема, но если объяснять в двух словах и без занудных трактовок, вечерки – праздник, проводившийся на Руси после сбора урожая. На нем девушки приглядывали себе молодых людей, а юноши смотрели на рукоделья девушек, на ее умения готовить, то есть, уже приглядывали для себя жениха или невесту.
Вложение | Размер |
---|---|
kostina_kseniya.docx | 18.03 КБ |
А весна-краса заневестилась…
Испокон веков, Русь славилась своими традициями. Ведь у нас много разных обрядов и традиций. Как правильно накрывать на стол, украсить дом к празднику, традиционная еда и многое другое. Сегодня я хочу обратить ваш взор на то, как сами старорусские люди – от детей до стариков – выглядели. Если вы забьете этот вопрос в Гугле или Яндексе, то интернет выдаст вам много скучных и скупых описаний традиционных одеяний. Да, вы сможете понять, что как одевались люди и зачем тот или иной предмет гардероба, но все-таки всю глубину одеяний нам не понять. Если конечно, мы не сможем сами увидеть их и примерить.
Уже на протяжении полугода я занимаются в ДДЮТ в «Школе молодого журналиста». Наш преподаватель – Анна Сергеевна – в рамках данного конкурса провела для нас экскурсию в Этнографический музей культуры и быта народов Поволжья и провела для нас вечерку. Вечерки это, конечно, отдельная тема, но если объяснять в двух словах и без занудных трактовок, вечерки – праздник, проводившийся на Руси после сбора урожая. На нем девушки приглядывали себе молодых людей, а юноши смотрели на рукоделья девушек, на ее умения готовить, то есть, уже приглядывали для себя жениха или невесту.
Как я уже говорила, чтобы лучше понимать, что значит «одеваться по старорусской моде стоит на себе испытать все прелести старорусский одеяний. Нашим проводником в прошлое, по приглашению Анны Сергеевны, стала Надежда Валерьевна – одна из руководителей русских вечерок в Тольятти. Нам раскрыли множество других интересных фактов о традициях, и даже разрушили наше убеждения о некоторых популярных заблуждений. Одна из наших сокурсниц – Маша Князькина − выступала в роли модели. И так, окунемся в прошлое наших предков.
Как вы представляете себе русский костюм? Наверняка, все сразу же нарисовали в своем воображении русский женский костюм: женщина в сарафане и кокошнике. Сюрприз! Сарафан появился в русской культуре только в конце 18 века, почти в начале 19. До этого, в русской культуре приставали только рубаха и юбка. Кокошник же (все представили это огромное нечто на голове) не носили в обычной жизни. С ним невозможно было работать в поле, ни заниматься домашними делами. Иногда кокошник был единственным на всю деревню. Это была настолько драгоценная вещь, что ее надевали только на свадьбу. Вот этот вот огромный венец – часть свадебного убора. Девушки его не носили даже на праздники! У них были свои головные уборы, которые назывались бубенцы, а вот кокошник был свадебным. И вот девушка собралась замуж – принесли кокошник, через месяц другая собралась его же несли. В богатых семья да, встречалось, что кокошник был отдельным, но его передавали от матери к дочери.
И так, что же такое русское традиционное одеяние. Сейчас есть, как оказалась, два варианта: один древнерусский, другой же преобладал после крещение Руси (988 год). И так, русская одежда всегда начиналась с рубахи. Рубаха была нательным предметом. Если мы видим в фильмах, что славяне бегали в белых рубахах и с распущенными волосами, то знайте, что это просто фантазия режиссера. На самом деле, рубахи никогда не носились в обычном виде. Рубаха обычно была белая, из льна – рубаха, что примеряла Маша не была из льна. Рубашки были женские и мужские. Женские были до пят, а вот мужская до колен или до середины бёдер. Женская одежда и мужская одежда всегда шились с длинными рукавами, не было вариантов короткой одежды. Если же надо было сделать что-то, не замочив рукава, то их просто засучивали и убирались.
На русской одежде мы можем увидеть вышивку на рукавах, подоле и около горла. Если верить преданиям, они охраняли он проникновения в человеческое тело злых духов. Люди верили и в домовых, и в кикимор, и во все-во все, и были с природой очень близки. Вышивка на костюмах же делалась каждому своя: маленьким детям вышивали одно, для старших символы там были совершенно другие. Что можно было сказать о человеке по его рубахе? Да, по идеи, все. По рубахе можно было определить: кто пред вами, замужем/не замужем, какому роду/племени принадлежит и по рукавам даже можно было определить, есть дети и сколько их. Но детям, практически, одежду не украшали. Почему, спросите вы меня? А все потому что, их одежда была доносками взрослых. Так же ещё считалось, что когда маленький ребенок рождался, его обычно пеленали не в пеленку, а в родительскую рубаху. Если рождалась девочка, то в рубашку матери, если мальчик, соответственно, в отцовскую. То есть, она оберегает, поскольку носил ее родной человек.
И так, вот перед нами наша молодая девушка−модель. Она, разумеется, в белой рубахе и кстати, практически во всех культурах, везде сначала появлялись не сарафан, а юбка. Самые первые юбки, между прочем, были просто полотнище, повязанные веревкой. Когда Маша одела на себя этот старинный элемент одежды, она стала почти селянкой. Но вернемся к нашей юбке: она тоже украшалась, в основном подол, обязательно должен был быть пояс. Юбка всегда была разная, и по ее цвету можно было определить возраст. Тут все элементарнее некуда, для молодых девушек юбки должны были быть яркие. Самую яркую одежду с множеством вышивки, между прочем, носили девушки на выданье.
Так вот: Маша девочка бегает, играет, помогает маме по дому и вот наступает такой период, когда она становится девушкой. И этот период времени был очень ярко показан в костюме и даже появлялся новый элемент одежды для этого. Таким предметом одежды являлась понева. Это была некая запашная юбка, чаще всего в клеточку. То есть, когда девочка одевала поневу, сразу становилось понятно, что еще год-два, и она будет готова выходить замуж.
Сейчас перед нами разыгрывался небольшой обряд «Впрыгивания в поневу». Конечно, на словах это будет не так смешно и реалистично, но я надеюсь на ваше воображение. И так, когда Маша говорит матери и отцу, что стала девушкой, они «Ах, ах! Какое счастье!», мать достаёт понёву – иногда она передавалась по наследству, но чаще всего была новой. Машу отправляют в баню. Когда она выходит, вся чистая, ее встречают родители уже с поневой. И надо было в эту поневу впрыгнуть. Девушка вставала на лавку, и шла по лавке к родителям, которые растягивали поневу, чтоб в нее можно было прыгать. Отец говорил: «Вскакивай!» А девушка могла еще и не согласиться! Она говорила: «Хотю, вскочу! Не Хотю, не вскочу!» − развернулась и ушла. Девушка могла до трех раз так посомневаться, но куда деваться – возраст подошел, придётся все-таки в поневу впрыгивать. Маша доходит до конца лавки и прыгает! Поневу, правда, пришлось опустить очень низко, но все равно это было очень смешно!
И вот, наш костюм уже стал боле-менее похож на русский. Однако чего-то все−таки не хватает. Вот представьте: красивая молодая девушка, что она может хотеть? Украшений, чаще всего. В нашем случае это – бусы. Женщины всегда украшали шею украшениями. Выходить на улицу без украшений, равносильно тому, чтобы выйти на улицу обнаженным. Так вот бусы, начинала делать себе даже маленькая девочка, трех-четырех лет. Делали они чаще всего из рябины – нанизывали ягодки рябины на веревочку, малышка ходила в «бусиках». Когда ей исполнялось семь-восемь лет, она просила уже у отца: «Привези мне с ярмарки бусы.» Если девочка вела себя хорошо, и семья могла позволить себе купить бусы, то бусы конечно покупались. Бусы, кстати, обычно одевались в несколько рядов. В некоторых народах, они закрывали всю шею. Все что угодно, лишь бы грудь была всегда закрыта. Хотя, чаще всего привозили ленту. Лента уже была главным подарком для девочки с ярмарки от папы. Ленты вообще могли много куда применить: плести в волосы, могли на подол нашивать, можно было завязывать на поясе. Одним словом, лента – универсальное девичье украшение. Ну, мы используем ленту самым обычным образом и вплетем в косу.
В девичьих косах тоже все было не так просто. Опять же вернемся к фильмам про славянство. Чаще всего, в них можно увидеть, что славяне бегают с распущенным волосами, иногда перетягивают тесемками…и это все неправда! Кто жил в деревни сейчас меня поймет: попробуйте пожить там с распущенными волосами − просто поработать, походить. Ты все репьи ими соберете и никогда в жизни их не расчешите. Во всех культурах, всегда женщины волосы собирали. Если вы выкрыть время, и почитаете что-нибудь по этнографии (прим. – этнография – наука, которая изучает жизнь разных народов) то обнаружите, что у всех народов от индусов до индейцев всегда была какая-то причёска. Распущенные волосы считались признаком иного мира, их распускали только мертвым, дабы путь их в мир иной был проще. И совершенно в противоположную сторону – волосы так же распускали маленьким детки. Распускали волосы так же при каком-то обряде, чтобы соединиться с духами. Распущенные волосы девушки не носили, носили косы. Причем коса была прямая, она должна была идти вдоль спины. Коса имела огромное значение. Когда жених сватался к невесте, он в первую очередь смотрел на толщину ее косы. Иногда даже, девушки, перед приходом жениха, вплетали в косу конский волос. Длина и толщина косы была очень важна – они указывали на здоровье девушки. Многие девушки сейчас стригутся, потому что лень за волосами ухаживать, а ведь длинные волосы и уход за ними – это самое главное женское испытание. Если девушка может ухаживать за волосами, значит она всему научится и будет юноше хорошей женой.
Вернемся к нашим нарядам. Девушка всегда одевалась так, чтоб по ней не было понятно, какая у нее фигура. Русские девушки часто одевали передники или наперсник (прим. наперсник – четырёхугольный нагрудник). То есть девушки получались как современные матрешки. В завершение своего образов, некоторые девушки ленточку расшивали и украшали ими голову. В таком виде уже больше походишь на невесту. И самым главным, завершающим, элементом старорусского девичьего образа являлся пояс. Пояса были основой всего – они были в любой культуре. Причем пояс носили не так, как мы сейчас – на бедрах, а ровно по пупку. Он делили человека ровно пополам. Иногда бывало так, что одевали даже несколько поясов. Вот на невест одевали около 6 поясов. У каждого пояса было свое предназначение и место: один надевали прямо на тело от сглаза, другой на рубашку, и количество поясов было огромно. Считалось, что пояс оберегает человека от всего. Более того, в поясе был большой функционал: он выполнял функцию нынешних карманов. На пояс наващивали все – кошельки, ключи, девчонки расчески могли прикрепить и много других вещей. Мужчины на поясе мог висеть нож, сало или то, что ему нужно в повседневной жизни. Кроме функций карманов, пояс так же мог считаться украшением, делали его очень красивым. И вот – наша потенциальная невеста готова!
Сколько известных убеждений мы разбили только за один вечер. Сколько мы еще разобьем их за всю нашу жизнь. Нам никогда этого не узнать, как не узнать того, что было на самом деле. Каждый раз будут появляться все более и более удаленные от реальности теории, которым мы будем доверять. Но всегда найдётся тот, кто со смехом и очень просто разобьёт наши убеждения. Сегодня таким человеком была Надежда Валерьевна, которая поведала нам что-то новое, разбила суеверия и помогла познать, если не всю глубину, то хотя бы часть этого айсберга. Я смогла найти для себя ответ на вопрос: «Как же одевались славяне?» А вы…?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
За еду птицы готовы собирать мусор
Астрономический календарь. Апрель, 2019