Игорь Северянин – один из известнейших русских поэтов XX века, творчество которого долгое время не было оценено по достоинству. Подобно многим поэтам, И. Северянин, обращал своё внимание на кулинарные пристрастия людей. В поэзии художника эти мотивы наполняются новым содержанием и обогащаются элементами разных культурных контекстов.
Вложение | Размер |
---|---|
kulinarnyy_kaleydoskop_v_tvorchestve_i.severyanina.docx | 567.32 КБ |
МОУ «Судская школа №1»
Кулинарный калейдоскоп в творчестве И.Северянина.
Исследовательская работа
.
Работу выполнила:
Захарова Вита, 10 класс
Руководитель:
Новикова Надежда Юрьевна,
учитель русского языка - литературы.
Суда
2017
Оглавление.
Введение………………………………………………………………………стр.4Глава 1. Кулинарные пристрастия в русской литературе.……...................стр.7
1.1. Экскурс в историю русской кулинарии. ………………….……………стр.7
1.2. Кулинария в литературе. ………………………………………….....….стр.8
1.3. Кулинарные пристрастия современной литературы… ….....……..…стр.14
Глава 2. Кулинарный калейдоскоп в поэзии И.Северянина……………..стр.22
2.1.Основные этапы жизни и творчества И.Северянина……………….....стр.22
2.2.Кулинарные наименования в лирике поэта…….…………….………..стр.24
Заключение…………………………………………………………………..стр.35
Список литературы…………………………………………………...……..стр.24
Приложения……………………………………………………………....….стр.26
Приложение №1 «Биография Игоря Северянина.».....................................стр.26
Приложение №2 «Библиография И.Северянина»……………………........стр.28
Приложение №3 «Фотографии И.Северянина»….......................................стр.29
Приложение №4 «Анкета для социологического опроса»……………….стр.32
Приложение №5 «Сводные таблицы результатов социологического опроса»……………………………… ………………………………...….…стр.33
Приложение №6 «Сводные диаграммы результатов социологического опроса»…………………………..……………………………………...…....стр.34
Приложение №7 «Сводная таблица результатов исследования «Кулинарный калейдоскоп в творчестве Игоря Северянина»............................................стр.35
Приложение №8 «Сводная диаграмма результатов исследования «Кулинарный калейдоскоп в творчестве Игоря Северянина.........…....…стр.37
Приложение № 9 «Выборка стихотворений Игоря Северянина, содержащих кулинарные наименования»……...............................................................…стр.38
Приложение № 10 «Терминологический словарь».....................................стр.69
Введение
Человек в своей жизни может обойтись без многого: без телефона, одежды, Интернета, машины. Но ему просто жизненно необходимы еда и питье. Тема кулинарии всегда остро стояла в литературе. Как часто, читая то или иное произведение, с восторгом и умилением представляешь, как это вкусно: «пирожки с маком, рыжики, чарка водки, сушеные рыбки, соус с грибками, коржики с салом … ». Русские гастрономические традиции, бережно собранные нашими предками в течение многих веков, сочетают пользу и удовольствие. Но многие рецепты и традиции утеряны и попросту «канули в лету». А ведь современные «шедевры» являются ничем иным, как повторением хорошо забытого старого рецепта и берут свое начало именно из русской литературы!
Игорь Северянин – один из известнейших русских поэтов XX века, творчество которого долгое время не было оценено по достоинству. Подобно многим поэтам, И. Северянин, обращал своё внимание на кулинарные пристрастия людей. В поэзии художника эти мотивы наполняются новым содержанием и обогащаются элементами разных культурных контекстов.
Новизна работы заключается в том, что предпринятое исследование – первая работа, в которой раскрывается тема употребления кулинарных наименований в творчестве И.Северянина.
Актуальность работы определяется общим исследовательским интересом современного литературоведения к наследию И.Северянина, к его творчеству, недостаточно изученному на фоне предшественников и в контексте поэзии серебряного века.
Объектом данного исследования является поэзия И.Северянина.
Предметом – кулинарные наименования в лирике поэта.
Цель данной работы – исследовать употребление кулинарных наименованиях в лирике Игоря Северянина и доказать значимость данного употребления для более полного понимания жизни и творчества поэта.
Гипотеза: на основании полученных результатов можно прийти к выводу, что в лирике Игоря Северянина часто употребляются названия различных блюд и напитков.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
Материалом исследования послужил сборник стихотворений Игоря Северянина 1988 года: «Поэтическая Россия».
Этапы исследовательской работы:
Методы, использованные при исследовании: анкетирование, анализ, сравнение, классификация, обобщение, количественно-качественный анализ данных, систематизация, лингвистический анализ поэтического текста.
Теоретическое и практическое значение работы: филологический анализ художественного произведения формирует творческую языковую личность, развивает чувственно-интеллектуальное восприятие художественного текста, способствует этическому и эстетическому воспитанию. Выводы исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении лирики поэта, а также в курсах по анализу художественного текста, как студентов-филологов, так и учащихся профильных классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Результаты работы могут быть полезны в чтении курса по истории русской литературы XX века, в подготовке и проведении семинаров, посвящённых творчеству Игоря Северянина.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1.
Кулинарные пристрастия в русской литературе.
1.1.Экскурс в историю русской кулинарии.
Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Древнерусская кухня, развивавшаяся с IX-Х вв. и достигшая наибольшего расцвета в XV-XVI вв. характеризуется общими чертами, во многом сохранившимися и доныне. В начале этого периода появился русский хлеб из дрожжевого ржаного теста, а также возникли все другие важнейшие виды русских мучных изделий: сайки, баранки, сочни, пышки, блины, оладьи, пироги и т. п.
Большое место в меню занимали и разнообразные кашицы и каши, считавшиеся первоначально обрядовой, торжественной пищей. Количество блюд по названиям было огромно, но по содержанию они немногим отличались одно от другого. В начальный период развития русской кухни складывается и склонность к употреблению жидких горячих блюд, получивших тогда общее название «хлёбова», это и щи, похлебки, основанные на растительном сырье, а также различные затирухи, заварихи, болтушки. В это же время окончательно складываются все основные типы русских супов, при этом появляются неизвестные в средневековой Руси похмелки, солянки, рассольники.
На кулинарию XVII в. сильное влияние оказывает татарская кухня, что связано с историческими событиями. В этот период в русскую кухню попадают блюда из пресного теста (лапша, пельмени), а также изюм, урюк, смоква (инжир), лимоны и чай, ставшими на Руси традиционным.
Для боярского стола характерным становится большое обилие блюд - до 50, а за царским столом их число вырастает до 150-200. Огромны и размеры этих блюд. Придворные обеды превращаются в помпезный, пышный ритуал, продолжающийся 6-8 часов подряд, и включают в себя почти десяток перемен, каждая из которых состоит из целой серии одноименных блюд.
Порядок подачи блюд за богатым праздничным столом, состоящим из 6-8 перемен, окончательно сложился во второй половине XVIII в. Он сохранялся до 60-70-х годов XIX века: горячее (щи, похлебка, уха); холодное (окрошка, ботвинья, студень, заливная рыба, солонина); жаркое (мясо, птица); тельное (отварная или обжаренная горячая рыба); пироги (несладкие), кулебяка; каша (иногда подавали со щами); пирожное (сладкие пироги, пирожки); заедки.
Начиная с петровских времен, русская знать заимствует и вводит у себя западноевропейские кулинарные традиции. И лишь во второй половине XIX в. начинается восстановление русского национального меню, но с французскими коррективами.
К последней трети XIX в. русская кухня господствующих классов стала занимать наряду с французской кухней одно из ведущих мест в Европе. Главные черты русской кухни можно определить следующим образом: обилие яств, разнообразие закусочного стола, любовь к употреблению хлеба, блинов, пирогов, каш, своеобразие первых жидких холодных и горячих блюд, разнообразие рыбного и грибного стола, широкое применение солений из овощей и грибов, изобилие праздничного и сладкого стола с его вареньями, печеньями, пряниками, куличами и т. д.
С середины XIX века начинается серьезный разворот гастрономических интересов в сторону национальных традиций. Возникает совершенно уникальная трактирная кухня. В основе её - традиционная русская кулинария, здесь уже не стесняются ни каш, ни щей, ни расстегаев, ни кулебяк. Блюда готовятся в больших трактирных печах, которые не отличались от домашних русских печей.
Основное достоинство русской кухни - умение вбирать в себя и творчески дорабатывать, совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми приходилось общаться русским людям на долгом историческом пути. Именно это сделало русскую кухню самой богатой кухней в мире.
1.2. Кулинария в литературе.
Представления большинства наших современников о собственной кухне, к великому сожалению, удивительно примитивны. Существует несколько затёртых шаблонов, из которых следует, что основная еда русских людей во все времена - капустные щи, каша и пельмени, что мяса «простой народ» никогда не видывал, а имущему классу подавали на стол лебедей прямо в перьях, что, наконец, фантазия русских стряпух была ограничена русской печью и чугунком.
И наткнувшись в произведениях художественной литературы лишь XIX века на упоминания забытых ныне блюд, таких как няня, перепеча, саламата, кулага, кокурка, современник вздохнёт сокрушённо — мол, была еда прежде нас, да позабыта давно… Сколько вкуснейших блюд приготовили для нас такие мастера русской прозы, как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Андрей Мельников-Печерский, Иван Гончаров и многие-многие другие «великие повара» русской литературы.
Даже городская интеллигенция открыто заявляет о своих гастрономических пристрастиях. Находящийся на пике популярности поэт-либерал, удачливый издатель и игрок Н.А. Некрасов пишет, в чем именно он видит смысл жизни:
В пирогах, в ухе стерляжьей,
В щах, в гусином потрохе,
В няне, в тыковнике, в каше
И в бараньей требухе…
А вот как обедал главный персонаж русской словесности Евгений Онегин:
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Вчитаемся в эти строчки: из них явствует, что русские аристократы не жаловали отечественной кухни, как, впрочем, и вся аристократия мира. Им непременно подавай что-то особенное, заморское, не такое, каким кормятся соотечественники. Русскую классику я читаю с завистью не к тем блюдам, которые ели наши предки, а потому, что люди эти были так полны жизни и восторга перед ее чудесами. Вот, к примеру, Державин:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком.
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь — икра, и с голубым пером
Там щука пестрая: прекрасны!
Или, например, повесть Салыткова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил»: «Вчера, - читал взволнованным голосом один генерал, - у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и «шекснинска стерлядь золотая», и питомец лесов кавказских, - фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника.....»
А у Гоголя в «Старосветских помещиках» другая смысловая нагрузка: умение и возможности использовать разные домашние припасы и страстное желание хозяйки радовать мужа этими благами. Постоянно варилось варенье, желе, пастила, деланные на меду, на сахаре, на патоке.... Обедать садились в 12 часов. Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни».
Иначе живут россияне во времена «Обломова» в романе Гончарова. На страницах, описывающих его детство, много разговоров о еде. «Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к соусу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке.»
В «Семейной хронике» Аксакова уже почти нет детализации приготовлений, лишь обобщенная оценка обеда: «Блюд было множество, одно другого жирнее, одно другого тяжелее: повар Степан не пожалел корицы, гвоздики, перцу и больше всего масла».
Зато Чехов посвятил обжорам множество произведений. Особенно знаменит в этом смысле рассказ «Апоплексический удар», где подробно выписывался желудочный экстаз гурмана, готовившегося проглотить блин с различными закусками. Секретарь мирового съезда говорит о еде, как поэт, с ним от аппетита почти истерика делается. «Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели мы ее кусочек с лучком и горчишным соусом, сейчас же, благодетель вы мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе, или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но все-таки лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом - объедение! Но налимья печенка — это трагедия!..»
Описания продолжаются долго: тут и щи, и борщок, и суп, и рыбное блюдо, и дупеля, и индейка, и запеканка... И все заканчивается тем, что соблазненные этими разговорами чиновники бросают дела и отправляются в ресторан.
Опять-таки здесь описания еды не самоцель, не воспевание русской кухни. Да и блюда простые, разве что приготовлены с вдохновением, о котором сегодня мы почти забыли. Да и вся русская классика оставляет в этом смысле жизнерадостное впечатление. Герои литературных произведений то и дело садятся за стол, встают из-за стола, со вкусом выпивают, закусывают, звенят столовыми приборами, передают друг другу блюда с аппетитною начинкою.
Итак, еда Державина воспринимается глазами, еда Гоголя — душой, еда Гончарова - только желудком, а у Чехова — языком.
1.3. Кулинарные пристрастия современной литературы.
Каковы кулинарные пристрастия современной русской литературы? Они отсутствуют. Ибо и сами ее персонажи вызывают некоторое сомнение в их существовании. Вообще говорят, что по кулинарным пристрастиям данной литературы можно многое сказать о состоянии народа, которому она принадлежит. Если с ее страниц исчезают обеденные столы, закуски, холодные и горячие блюда, свежие огурцы, повара, кухонные принадлежности - значит, с самим народом, а, точнее, с его творческой интеллигенцией что-то не в порядке.
В современной литературе сцены питания всегда отдают торжеством выскочки, гордо достигшего тех же благ, что и другие. Стремление быть не хуже начальства, перескочить из своей среды повыше приводит к тому, что еда оказывается мерилом общественной ценности человека. И пора сожалеть не о том, что еды мало, а о том, что пропало любопытство, любознательность, желание приготовить самое простое блюдо вкусно, с душой. Ведь из хлеба, лука, сыра, яблок, каш, картошки, молока, яиц столько можно сделать удивительные произведения искусства! А мы кормим друг друга яйцами вкрутую, пока не появится желание кукарекать, и бутербродами, примитивными и однообразными, oт которых приобретается лишь нездоровая грузность и полнота.
Наука кулинария не стоит на месте, и мы пользуемся благами XXI века, беспощадно тыча пальцем в печи СВЧ, кухонные комбайны и оцениваем свежесть продуктов по дате, выбитой на упаковке. В наш век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что всё чаще и чаще мы покупаем готовые блюда фабричного производства и всё реже готовим пищу из свежих продуктов. На мой взгляд, именно приготовление пищи вносит нотку порядка и покоя в повседневный хаос нашей современной жизни. Большинство людей едят для того, чтобы жить. Но можно есть, получая удовольствие от еды.
«Кулинарная» тема в современной литературе практически не изучена, а ведь здесь такой простор для исследований и фантазии. Мы забываем, как великолепна, проста и рациональна русская кухня. В наше время всё чаще и чаще на нашем столе возникают блюда иностранной кухни. Это неплохо, но мы забываем о родной русской кухне, то, к чему мы привыкли, с чем свыклись, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни. Время течет неумолимо, меняя нравы, обычаи, традиции, и лишь одно остается неизменным – хлебосольство русского дома, несмотря на социальный слой. Несмотря на засилье ресторанов европейской и азиатской кухни, отрадно видеть, что исконно русская кухня занимает не последнее место среди гастрономических пристрастий людей других стран. Русские рестораны распространены во всем мире. Есть они и в Париже, есть они в Вене, Лондоне, Бостоне и Сиднее. В Стамбуле есть 6 ресторанов русской кухни высокого класса. Знаменитые русские рестораторы и просто публичные люди стали открывать собственные рестораны. Например, в Москве одними из самых известных русских ресторанов являются «Илья Муромец», «Сударь», «Гоголь» и другие.
Многие авторы литературы XIX века подарили нам шедевры русской кулинарии: сколько вкусных блюд можно приготовить, заглянув в произведения Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова и многих других. Одна из существенных составляющих писательского мастерства - умение правдоподобно, ярко и выразительно описывать всякие съедобные вещи. Подчас такие детали играют важную роль в общем впечатлении от книги. В современной литературе практически отсутствуют описание кулинарных пристрастий героев.
Глава 2.
Кулинарный калейдоскоп в поэзии И.Северянина.
2.1. Основные этапы жизни и творчества Игоря Северянина.
Он тем хорош, что он совсем не то,
Благословляя мир, проклятье войнам
Что думает о нем толпа пустая,
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Стихов принципиально не читая,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Раз нет в них ананасов и авто.
Над всею первенствущей планетой….
Фокстрот, кинематограф и лото -
Он – в каждой песне им от сердца спетой,
Вот, вот куда людская мчится стая!
Иронизирующее дитя.
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
И.Северянин.
1926г.
Настоящее имя поэта – Игорь Васильевич Лотарев.
Родился 4 мая (16 по новому стилю) 1887 года в Санкт-Петербурге в семье отставного штабс-капитана. Игорь Лотарев вырос в культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную («одного Собинова я слышал не менее сорока раз» - Северянин. И.). С девяти лет у Игоря Лотарева проявились способности к написанию стихотворений.
Юношеские годы поэт провел в усадьбе «Сойволе», находящейся недалеко от Череповца Новгородской губернии. В усадьбе окончил четыре класса реального училища. Затем уехал с отцом в Порт Дальний. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним - Северянин).
В 1904 году вернулся с севера. Жил вместе с матерью в Гатчине. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 году было опубликовано стихотворение «Гибель Рюрика», затем еще ряд отдельных стихотворений.
Первым поэтом, приветствовавшим появление Игоря Северянина в поэзии, был К. Фофанов (1907г.), вторым - В. Брюсов (1911г.). С 1905 года по 1912 год Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях). Настоящая слава пришла к поэту после выхода в свет сборника «Громокипящий кубок», созданного в 1913 году. В том же году Игорь Васильевич стал давать собственные поэзоконцерты, совершил первое турне по России вместе с Сологубом.
Затем последовали другие сборники стихотворений Игоря Северянина – «Златолира» (1914г.), «Ананасы в шампанском» (1915г.) и др., много раз переиздававшиеся. Вечера поэта проходили с огромным успехом, чему способствовал его исполнительский дар. Борис Пастернак вспоминал: «... На эстраде до революции соперником Маяковского был Игорь Северянин...».
Связи семьи Лотаревых с эстонским краем были давние: здесь учился отец поэта, его братья. Впервые Северянин посетил эти места (поселок Тойла) в 1912 году, затем часто отдыхал там в летние месяцы.
В 1918 году Игорь Васильевич перевез туда больную мать. Ненадолго заехав в Москву, где на вечере в Политехническом музее был избран «Королем поэтов», вернулся в Тойлу. Оккупация немцами Эстонии (в марте 1918г.), образование самостоятельной республики (1920г.) отрезали поэта от России. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой - поэтессой и переводчицей Фелиссой Круут.
Находясь в эмиграции, И.Северянин продолжал писать. Выпустил сборники стихотворений «Вервена» (1920г.), «Менестрель» (1921г.), роман в стихах «Падучая стремнина» и др. Издал антологию эстонской классической поэзии. Правительство помогло Северянину, назначив субсидию. Последние годы ему жилось тяжело, одиноко.
Присоединение в 1940 году Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихотворений, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов. Выехать из Эстонии поэту не удалось, причиной чему так же явилась болезнь и начавшаяся Великая Отечественная война.
22 декабря 1941 года Игорь Васильевич (Лотарев) Северянин умер в оккупированном фашистами городе Таллинне.
Основные этапы жизни и творчества Игоря Северянина, его фотографии, а также подробная библиография поэта находится в приложениях № 1, 2, 3.
2.2. Кулинарные наименования в лирике поэта.
Для того, чтобы исследовать употребление кулинарных наименований в лирике Игоря Северянина и доказать значимость данного употребления для более полного понимания жизни и творчества поэта, в рамках практического эксперимента исследовательской работы был проведен лингвистический анализ произведений поэта.
Данному исследованию предшествовал социологический опрос «Кулинарный калейдоскоп в лирике Игоря Северянина» (см. Приложение № 4) для того, чтобы понять насколько осведомлены респонденты по главным вопросам исследования. В процессе работы были опрошены обучающиеся (31 человек) 10-11 классов. Опрашиваемым предлагалось ответить на ряд вопросов по теме исследования.
Результаты, полученные в процессе обработки данных опроса (сводные таблицы анализа анкет «Выявление первоначальной осведомлённости респондентов по теме исследования «Кулинарный калейдоскоп в творчестве И.Северянина» см. Приложение № 5) позволили сделать следующие выводы:
Сводные диаграммы результатов опроса «Кулинарный калейдоскоп в творчестве И.Северянина» находятся в Приложении № 6.
Комплексный анализ анкет показал, что респонденты, несмотря на предложенные интересные и разнообразные ответы, связанные с биографией поэта и его кулинарными пристрастиями в поэзии, практически не имеют представления о том, зачем поэт в своём творчестве обращается к этой теме. Также можно сделать вывод и о том, что опрашиваемые не знакомы детально с биографией Игоря Северянина, им известны лишь место рождения и проживания поэта. Таким образом, проведение исследования «Кулинарный калейдоскоп в творчестве И.Северянина» было необходимо и актуально.
Проведение экспериментальной работы заключалось в следующем:
1) из сборника стихотворений Игоря Северянина 1988 года «Поэтическая Россия» были выбраны произведения, содержащие в себе кулинарные наименования. Из 338 стихотворений сборника, 66 содержат в себе кулинарные реалии. Выписанные стихотворения (четверостишия с выделенным кулинарным носителем данного произведения, названия стихотворения и года издания) находятся в приложении № 9 исследовательской работы;
2) далее были отслежены и систематизированы наиболее частотно употребляемые кулинарные наименования.
Полученные данные позволили сделать следующие выводы:
***
Бессонной ночью с шампанским чаши
Мы поднимали и пели тосты
За жизни счастье, за счастье наше.
Сияли свезды.
***
Вино шипело, вино играло.
Пылали взоры и были жарки.
- Идеи наши,- ты вдруг сказала,-
Как звезды- ярки!
(«Звезды»,1907 год.)
***
Захрустели пухлые кайзэрки,
Задымился ароматный чай,
И княжна улыбкою грезэрки
Подарила графа невзначай.
***
Снова- чай, хрустящие кайзэрки,
И цветы, и фрукты, и ликер,
И княжны, лазоревой грезэрки,
И любовь, и ласковый укор…
(«В предгрозье»,1910 год.)
***
И фиолетовая, как черника,
Фигурка Юнии газелит в сад.
Дверь раскрыляется, и Вероника
Уже готовится журчать доклад:
(«Поэза трех принцесс»,1915 год.)
***
Ты ко мне не вернешься даже ради Тамары,
Ради нашей дочурки, за обедом- омары,
Ты теперь под защитой вороного крыла...
(«Ты ко мне не вернешься...»,1910 год.).
(Результаты данной работы представлены в виде сводной диаграммы в Приложении № 8);
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в лирике Игоря Северянина достаточно часто можно встретить употребление кулинарных наименований; представляемые образы в лирике поэта отличаются разнообразием.
3) Последним этапом экспериментальной работы стало определение функциональной значимости употребления кулинарных наименований в лирике Игоря Северянина. В результате были сделаны следующие выводы:
***
Снова- чай, хрустящие кайзэрки,
И цветы, и фрукты, и ликер,
И княжны, лазоревой грезэрки,
И любовь, и ласковый укор…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Милый мой, иди на ловлю
Стерлядей, оставь соху...
Как наловишь, приготовлю
Переливную уху.
Я выбрать не могу. Прочь, Смерть!- Рабов
Удел- самоубийство! Выход найден:
Дай, Слава, мне питья из виноградин,
Ты отрави его, Любовь!
Игорь Северянин – «король поэтов» (так называли его современники). Он - поэт в лучшем и полном смысле этого слова, поэт в своих книгах, в своих чувствованиях мира, в своих днях и всей жизни. Тематика стихотворений Северянина разнообразна. Кулинарная тема никогда не воспринималась Северяниным изолированно. «Кулинарные» образы вплетались в целостную картину поэтического мировоззрения. В разные периоды творчества внимание фокусировалось на различных жизненных событиях. Но эти два изобразительных плана часто оказывались соотнесёнными друг с другом – отсюда и смысловое богатство поэтического языка.
Заключение.
С древних времён кулинарные наименования привлекали внимание писателей и поэтов. Читая какую-либо книгу и наткнувшись на описание процесса готовки или поглощения героями особо вкусного блюда, вам хочется повторить кулинарный эксперимент. Обращение к данной тематике помогало поэтам максимально приблизить читателя к той атмосфере, в которой творит автор.
Поэты серебряного века в своём творчестве практически не обращались к кулинарной теме. Актуальной для них являлась тема центрального места человека во Вселенной. Поэты обращались к Космосу, к проблемам человека в этом мире, к поиску Истины.
Ключом к пониманию творчества Игоря Северянина является лиризм. Россия, природа, любовь и творчество являются не только основными темами его творчества, но и его ценностными ориентирами. Кулинарная тема вплетается в целостную картину поэтического видения поэта, она не обозначена как одна из ведущих. Из 338 стихотворений сборника 66 содержат в себе кулинарные наименования. Чаще всего в лирике Игоря Северянина употребляются «вино» и «шампанское». Самое большое количество употребления кулинарных наименований реалий наблюдается в раннем творчестве Игоря Северянина; обращение к богатству и разнообразию кулинарных изысков помогало ему дистанцироваться от быта, от обыденной жизни.
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы, полностью подтвердилась: на основании полученных результатов можно прийти к выводу, что в лирике Игоря Северянина часто употребляются названия различных блюд и напитков.
Список литературы.
1. Литературный энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – 752 с.
3. Словарь литературоведческих терминов./ Под ред. Л.И.Тимофеева и М.П.Венгрова. – М., 1963. – 322 с.
4. Словарь русской литературы./ Под ред. М.Г.Уртминцевой. – Н. Новгород, 1997. – 484 с.
5. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А.М.Прохоров. – М., 1987. – 953 с.
6. Энциклопедический словарь культуры XIX века./ Руднев В.П. – М.: Аграф, 2001. – 608 с.
7. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника./ Сост. А.А.Воротников – Минск, 1995. – 386 с.
11. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. – М., 1989. – 327 с.
12. Волков А. А., Смирнова Л. А. Русская литература XX века. – М., 1997. – 425 с.
13. Лихачёв Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. – Алетейя, 2001. – 496 с.
15. Пинаев С.М. Над бездонным провалом в вечность... Русская поэзия Серебряного века. – М.: Уникум-Центр, Поматур, 2001. – 256 с.
16. Северянин И. Стихотворения. Сост., вступ. ст. и примеч. В.А.Кошелева. – М.: Сов. Россия, 1988. – 464с.
17. Ходан М.В. Лексико-семантические средства выражения авторской эспрессии в поэтическом языке Игоря Северянина. – М., 2003. – 169 с.
18. «Еда и кулинария в литературе», http://erudit-menu.ru/plugins/art/art.php?0.view.123
19. «Кулинарный репертуар в литературных произведениях XIX века», http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/07/kulinarnyy-repertuar-v-literaturnykh-proizvedeniyakh-xix-veka
20. « Еда 19 века», http://www.justlady.ru/articles-124932-eda-19-veka
21. «Кухня 19 века», http://www.bednayanastya.ru/about/history/71419.shtml
22.«Серебряный век русской поэзии», http://www.litra.ru/composition/get/coid/00069401184864135713/woid/00061601184773070320/
23. «Игорь Северянин», http://ru.wikipedia.org/wiki/Игорь_Северянин.
Приложение № 1
Биография Игоря Северянина.
Год | Этап жизни и творчества |
4 (16) мая 1887 | Родился в Петербурге в семье военного инженера Василия Петровича Лотарёва. Приходился дальним родственником историку Н. М. Карамзину, поэту А. А. Фету. |
1896 | После разрыва родителей жил у тётки и дяди в имении «Сойволе» в Новгородской губернии (ныне Вологодская область, под Череповцом). Закончил четыре класса Череповецкого реального училища. |
1904 | Уехал с отцом на Дальний Восток. Север пробудил в душе будущего поэта вдохновение (отсюда его псевдоним-Северянин). Затем вернулся и жил в Гатчине у матери. Первые публикации (за свой счёт). В дальнейшем на протяжении девяти лет Северянин издавал тонкие брошюры со стихами, приносившие долгое время лишь скандальную известность. |
1905 | Первая публикация стихотворения «Гибель Рюрика». |
1905- 1912 | И.Северянин выпустил 35 поэтических сборников. Организовал литературное движение эгофутуризм. |
1913 | Выход в свет сборника «Громокипящий кубок»; настоящий успех поэта. Выступал с собственными поэзоконцертами. |
1914 | Первое турне по России. Издание сборника стихотворений «Златолира». |
1915 | Издание сборника стихотворений «Ананасы в шампанском». |
1918 Март. | И.Северянину было присвоено звание «Короля поэтов». Вместе с матерью переехал в пос. Тойла в Эстонии. Оккупация немцами Эстонии. |
1920 | Образование самостоятельной республики Эстонии. |
1921 | Женился на эстонке Фелиссе Круут - поэтессе, переводчице (единственный его зарегистрированный брак). Выпустил сборник стихотворений «Вервена», «Менестрель», роман в стихах «Падучая стремнина»; |
1940 | Присоединение Эстонии к Советскому Союзу. Поэт возобновил творческую активность, пытаясь публиковаться в советской печати. Заболел сердечной ангиной. Составил завещание на имя гражданской жены Веры Борисовны Коренди (Запольской). Начало войны. |
22 декабря 1941 | Игорь Васильевич Северянин (Лотарев) умер в оккупированном фашистами Таллине от сердечного приступа. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине. |
Приложение № 2
Библиография Игоря Северянина.
Книги (сборники стихотворений):
Приложение № 3
Фотографии Игоря Северянина.
Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!
И. Северянин.
Отчаянье и боль мою пойми, -
Как передать мне это хладнокровно? -
Мужчины, переставши быть людьми,
Преступниками стали поголовно.
Ведь как бы человека не убить,
При том в какие б роли не рядиться,
Поставив лозунг: «быть или не быть», -
Убивший всё равно всегда убийца.
Приложение № 4
Анкета для социологического опроса.
Анкета.
В рамках написания исследовательской работы по литературе «Космическое пространство в поэзии Игоря Северянина» вашему вниманию предлагаются вопросы, ответы которых пригодятся в дальнейшем написании работы.
Спасибо за оказанную помощь!
Приложение № 5
Сводные таблицы результатов социологического опроса.
1.Что вам известно о Игоре Северянине?
№ п/п. | Варианты ответов. | Количество выборов. |
1. | Вологодский писатель. | 8 |
2. | Не знаю. | 5 |
3. | Дом отдыха Игоря Северянина находится в деревне Владимировка. | 4 |
4. | Родился в Санкт-Петербурге. | 3 |
5. | Русский поэт. | 3 |
6. | Родился в 1887 году. | 3 |
7. | Умер 20 декабря 1941 года. | 2 |
8. | Творил в п. Владимировка. | 1 |
9. | Родился в Череповце. | 1 |
10. | Жил на Сойволовской. | 1 |
11. | Писал в направлении футуризма. | 1 |
2. Название каких кулинарных блюд, продуктов использует в своих произведениях Игорь Северянин?
№ п/п. | Варианты ответов. | Количество выборов. |
1. | Не знаю. | 15 |
2. | Не читала. | 10 |
3. | Ананас. | 4 |
4. | Устрицы. | 1 |
5. | Стерлядь. | 1 |
6. | Осетрина. | 1 |
7. | Греча. | 1 |
8. | Рис. | 1 |
9. | Пюре. | 1 |
Приложение № 6
Сводные диаграммы результатов социологического опроса.
1.Что вам известно о Игоре Северянине?
2. Название каких кулинарных блюд, продуктов использует в своих произведениях Игорь Северянин?
Приложение № 7
Сводная таблица результатов исследования «Кулинарный калейдоскоп в творчестве Игоря Северянина».
№ п/п. | Варианты ответов. | Количество выборов. |
1. | Вино. | 17 |
2. | Шампанское. | 11 |
3. | Ананасы. | 9 |
4. | Чай. | 7 |
5. | Эклер. | 5 |
6. | Мороженое. | 5 |
7. | Фрукты. | 4 |
8. | Земляника. | 3 |
9. | Персики. | 3 |
10. | Виноград. | 3 |
11. | Молоко. | 2 |
12. | Гранат. | 2 |
13. | Сливки. | 2 |
14. | Кофе. | 2 |
15. | Шоколад. | 2 |
16. | Черника. | 2 |
17. | Стерлядь. | 2 |
18. | Форель. | 2 |
19. | Грибы. | 1 |
20. | Брусника. | 1 |
21. | Уха. | 1 |
22. | Опёнки. | 1 |
23. | Кедры. | 1 |
24. | Омары. | 1 |
25. | Кумыс. | 1 |
26. | Лимон. | 1 |
27. | Сбитень. | 1 |
28. | Булки с маслом. | 1 |
29. | Crème de Violette | 1 |
30. | Земляничное желе. | 1 |
31. | Ирисный кекс. | 1 |
32. | Сок из ландыша. | 1 |
33. | Сок из малины. | 1 |
34. | Пухлые кайзэрки. | 1 |
35. | Ароматный чай. | 1 |
36. | Хрустящие кайзэрки. | 1 |
37. | Ликёр. | 1 |
38. | Зефир. | 1 |
39. | Тёртый каштан. | 1 |
40. | Апельсин. | 1 |
41. | Икра. | 1 |
42. | Рябчик. | 1 |
43. | Маслины. | 1 |
44. | Чёрный виноград. | 1 |
45. | Сок. | 1 |
46. | Питьё из виноградин. | 1 |
47. | Вода. | 1 |
48. | "Француженки". | 1 |
49. | Слойки. | 1 |
50. | Устрицы. | 1 |
51. | Лосось. | 1 |
52. | Английский бисквит. | 1 |
53. | Мука. | 1 |
54. | Рыжики. | 1 |
55. | Грузди. | 1 |
56. | Лиловая черника. | 1 |
57. | Наливка. | 1 |
58. | Гоноболь. | 1 |
59. | Таймень. | 1 |
60. | Мясо. | 1 |
61. | Спаржа. | 1 |
62. | Рыба. | 1 |
63. | Шейка от рака. | 1 |
64. | Тропические фрукты. | 1 |
65. | Оранжевый сок. | 1 |
66. | Миндаль. | 1 |
Приложение № 8
Сводная диаграмма результатов исследования «Кулинарный калейдоскоп в творчестве Игоря Северянина».
Приложение № 9
Выборка стихотворений Игоря Северянина, содержащих кулинарные наименования.
***
Со страусовым веером в руке.
Ваш хрупкий сын одиннадцати лет
Пьет молоко на мраморной террасе;
Он в землянике нос себе раскрасил;
(«В березовом коттедже»,1911 год.)
***
День алосиз. Лимонолистный лес
Драприт стволы в туманную тунику.
Я в глушь иду, под осени berceuse,
Беру грибы и горькую бруснику.
(«Berceuse осенний»,1912 год.)
***
Милый мой, иди на ловлю
Стерлядей, оставь соху...
Как наловишь, приготовлю
Переливную уху.
***
Утомился ты на пашне,-
Чай, и сам развлечься рад.
День сегодня- как вчерашний,
Новый день- как день назад.
(«Идиллия»,1909 год.)
***
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки?
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
(«Янтарная элегия»,1911 год.)
***
Из лепестков цветущих розово-белых яблонь
Чай подала на подносе девочка весен восьми.
Шли на посев крестьяне. Бегало солнце по граблям.
Псу указав на галку, баба сказала: возьми!
***
И потеряв сознанье от высоты паденья,
Я через миг очнулась и забурлила на мыс...
Я утопляла солнце! плавала целый день я!
А на росе, на ферме, жадно пила я кумыс.
(«День на ферме»,1912 год.)
***
В краю, где пальмы и лимон,
Где грудь цветущая упруга,
Нарцисс Сарона, Соломон,
Любил Балькис, царицу Юга.
(«Рондели»,1911 год.)
***
Озябший чай и булки с маслом
Ее встречают на столе.
И на лице ее угаслом
К опрозаиченной земле.
(«Эскиз вечерний»,1912 год.)
***
Ты ко мне не вернешься даже ради Тамары,
Ради нашей дочурки, за обедом- омары,
Ты теперь под защитой вороного крыла...
(«Ты ко мне не вернешься...»,1910 год.)
***
-Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!
Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.
Сударыни, судари, надо ль? - не дорого- можно без прений...
Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!
***
Сирень- сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене
Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок...
Мороженое из сирени, мороженое из сирени!
Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу, похвалишь дружок!
(«Мороженое из сирени»,1912 год.)
***
О, Лилия ликеров,- о, Crème de Violette!
Я выпил грез фиалок фиалковый фиал...
Я приказал немедля подать кабриолет
И сел на сером клене в атласный интервал.
(«Фиолетовый транс»,1911 год.)
***
Шампанского в лилию! Шампанского в лилию!-
Ее целомудрием святеет оно.
Mignon с Escamilio! Mignon с Escamilio!
Шампанское в лилии- святое вино.
***
Шампанское, в лилии журчащее искристо, -
Вино, упоенное бокалом цветка.
Я славлю восторженно Христа и Антихриста
Душой, обожженною восторгом глотка.
***
Голубку и ястреба! Ригсдаг и Бастилию!
Кокотку и схимника! Порывность и сон!
В шампанское лилию! Шампанского в лилию!
В морях Дисгармонии- маяк Унисон!
(«Шампанский полонез»,1912 год.)
***
Гости ходят кулуарами, возлежат на софном бархате,
Пьют вино, вдыхают лилии, цепят звенья пахитос…
Проклинайте, люди трезвые! Громче, злей, вороны, каркайте!-
Я, как ректор Академии, пью за озерзамок тост!
(«Поэзоконцерт»,1911 год.)
***
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
(«Это было у моря»,1910 год.)
***
Это было в тропической Мексике,-
Где еще не спускался биплан,
Где так вкусны пушистые персики,-
В белом ранчо у моста лиан.
(«M-me sans-gene»,1910 год.)
***
Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер,
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,
Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощраемый шоффэр…
(«Июльский полдень»,1910 год.)
***
Я в комфортабельной карете, на эллипсических рессорах,
Люблю заехать в златополдень на чашку чая в жено-клуб,
Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и о ссорах,
Где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп…
***
О, фешенебельные темы! От вас тоска моя развеется!
Трепещут губы иронично, как земляничное желе…
- Индейцы- точно ананасы, и ананасы- как индейцы…
Острит креолка, вспоминая о экзотической земле.
(«Клуб дам»,1912 год.)
***
Я остановился у эскимосской юрты
Пегого оленя,- он поглядел умно.
А я достала фрукты
И стала пить вино.
(«Юг на севере»,1910 год.)
***
В желтой гостиной, из серого клена, с обивкою шелковой,
Ваше сиятельство любит по вторникам томный журфикс.
В дамской венгерке комичного цвета, коричнево-белковой,
Вы предлагаете тонкому обществу ирисный кэкс,
Нежно вдыхая сигары эрцгерцога абрис фиалковый…
(«Диссона»,1912 год.)
***
Журчит в фиалках вино, как зелье,
О, молодые, для вас одних!
Цветы огрезят вам новоселье-
Тебе, невеста! Тебе, жених!
(«Эпиталама»,1911 год.)
***
Ее любовь проснулась в девять лет,
Когда иной ребенок занят куклой.
Дитя цвело, как томный персик пухлый,
И кудри вились, точно триолет.
***
А девочка прием дает в гостиной
И, посыпая «пудрой» ананас,
Ткет разговор, изысканный и длинный.
(«Сонет»,1909 год.)
***
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечты об океане.
(«Когда придет корабль»,1911 год.)
***
Сметь смело чувствовать и труд пчелиный
Светло опринципить в своем уме;
То- сок из ландыша то- из малины
И в поцелуе, и в письме…
(«Любить единственно», 1912 год.)
***
Захрустели пухлые кайзэрки,
Задымился ароматный чай,
И княжна улыбкою грезэрки
Подарила графа невзначай.
***
Снова- чай, хрустящие кайзэрки,
И цветы, и фрукты, и ликер,
И княжны, лазоревой грезэрки,
И любовь, и ласковый укор…
(«В предгрозье»,1910 год.)
***
Взгляни-ка, девочка, взгляни-ка!-
В лесу поспела земляника,
И прифрантился мухомор-
Объект насмешек и умор…
(«Июневый набросок»,1910 год.)
***
Ты ласточек рисуешь на меню,
Взбивая сливки к тертому каштану.
За это я тебя не изменю
И никогда любить не перестану.
***
Зато когда твой фаворит- арабчик
Подаст с икрою паюсною рябчик,
Кувшин Шабли и стерлядь из Шексны.
(«Гурманка», 1910 год.)
***
Я, белоснежный, печальноюный бубенчик-ландыш,
Шуршу в свой чепчик
Зефира легче
Для птичек певчих…
(«Prelude», 1911 год.)
***
Но разве Вам было дело, что где-то рыдают и стонут,
Что бешеный шторм грохочет, бросая на скалы фрегат.
Вы пили вино мятежно, Вы брали монбланную ноту!
Сверкали агаты брошек, но ярче был взоров агат!
(«Сонаты в шторм»,1911 год.)
***
Гостей приветствует весна,
Цветут струистые гранаты;
Как птицы, девушки крылаты,
Все жаждит ласки и вина!
***
Улыбно светит с неба Синь-
Цветка эдемского тычинкой.
Царь кипарисною лучинкой
Разлепесточил апельсин.
(«Балькис и валтасар», 1911 год.)
***
А вот страна, где звонок аромат,
Где персики влюбляются в гранат,
Где взоры женщин сочны, как маслины.
(«Памяти амбруаза тома»,1908 год.)
***
Хорошо бы в этой комнате стеклянной
Пить златистогрезый черный виноград
С вечно-безымянной, странно так желанной,
Той, кого не знаю и узнать не рад.
***
Скалы молят звезды, звезды молят скалы,
Смутно понимая тайну скал и звезд,-
Наполняю соком и душой бокалы
И провозглашаю безответный тост!..
(«Тринадцатая»,1910 год.)
***
Я выбрать не могу. Прочь, Смерть!- Рабов
Удел- самоубийство! Выход найден:
Дай, Слава, мне питья из виноградин,
Ты отрави его, Любовь!
(«Любовь и слава»,1912 год.)
***
Весь от позора бездыханный,
Вином наполнил свой стакан,
Ища в нем черного безгрезья
От вдохновения и грез…
(«Героиза»,1911 год.)
***
Светило дня душе своей послушно.
Цветами зла увенчанный Бодлэр,
Сам- лилия… И критик-шантеклер
Сконфуженно бормочет: « Что-то душно»…
Пусть дирижабли выглядят воздушно,
А критики забудут- про « эклер».
***
Прочувствовать талант- не съесть « эклер»;
Внимать душе восторженно, послушно-
Владеть душой; нельзя судить воздушно,-
Поглубже в глубь: бывает в ней Бодлэр.
И курский соловей поет бездушно,
Когда ему мешает шантеклер.
***
Иному, впрочем, ближе « шантеклер».
Такой « иной» воздушен, как « эклер»,
И от такого вкуса- сердцу душно.
« Читатель средний» робко и послушно
Подумает, что пакостен Бодлэр,
И примется браниться не воздушно…
И в воздухе бывает не воздушно,
Когда летать захочет шантеклер,
Иль авиатор, скушавший « эклер»,
***
Почувствует( одобришь ли, Бодлэр?),
Почувствует, что сладость непослушна,
Что тяжело под ложечкой и душно…
Близка гроза. Всегда предгрозье душно.
Но хлынет дождь живительный воздушно,-
Вздохнет земля свободно и послушно.
Близка гроза! В курятник, Шантеклер!
В моих очах éclair, а не «эклер»!
Я отомщу собою, как- Бодлэр!
(«Секстина»,1910 год.)
***
Бессонной ночью с шампанским чаши
Мы поднимали и пели тосты
За жизни счастье, за счастье наше.
Сияли свезды.
***
Вино шипело, вино играло.
Пылали взоры и были жарки.
- Идеи наши,- ты вдруг сказала,-
Как звезды- ярки!
(«Звезды»,1907 год.)
***
Вы не бывали в чайном доике
Напротив виллы адвоката?
И на бамбуковом ли столике
Поила чаем вас Кин-Като?
(«Кин-Като»,1911 год.)
***
В духане играл оркестр грузинов,
Он пел застольцам: « Алаверды!»
Из бутоньерки гвоздику вынув,
Я захотел почерпнуть воды.
(«В духане над курой»,1913 год.)
***
Как вкусен кофе утром летним
В росисто-щебетном саду.
За стадом, за быком последним
Идет пастух,пыхтя в дуду.
***
Вот финский рикша в: в таратайке
Бесконкурентный хлебопек
Везет « француженок» и слойки-
С дорогою за пятачок…
***
Я подливаю в кофе сливки
И- мил, и юн, и добросерд-
Вскрываю утренний конверт
На коленкоровой подшивке…
(«Дачный кофе»,1913 год.)
***
Она мне принесла гвоздику,
Застенчива и молода.
Люблю лесную землянику,
В брильянтовые холода!
(«Сердцу девьему»,1913 год.)
***
О да: нам все равно, что мы с тобой в разлуке,
Что у тебя есть муж, а у меня- жена.
Ищи забвения в искусстве и в науке,
И в сновидениях, и в грезости вина.
(«Романс Ш.»,1914 год.)
***
Ты на балконе шоколад
Кусаешь, кутаясь в мантилии.
Сегодня волны не звучат,
И облака- как белолилии.
(«Рондель белой ночи»,1914 год.)
***
Как пахнет морем от вервэны
И устрицами, и луной!
Все клеточки твои, все вены
Кипят вервэновой волной.
***
Неистолимою прохладой
Туда, где крапчатый лосось,
Где чайка взреяла Элладой,
Влекусь я в моревую сквозь.
(«Вервэна»,1914 год.)
***
Гувернантка-барышня
Вносит в кабинет
В чашечках фарфоровых
Crème denine vinette.
***
Чашечки наполнены
Девственны на вид.
В золотой печеннице
Английский бисквит.
(«Барбарисовая поэза»,1914 год.)
***
Глядь, мельня-мукомолка,-
И тотчас же мука
Метелкой-самомелкой
Взвита под облака!
(«Метелка-самомелка»,1914 год.)
***
Мне даже некогдапригубить жало
И взор сиреневый плеснуть в лазорь:
Бегу- мороженое из фиалок
Вам выльдить к празднику Лимонных Зорь…
***
И фиолетовая, как черника,
Фигурка Юнии газелит в сад.
Дверь раскрыляется, и Вероника
Уже готовится журчать доклад:
(«Поэза трех принцесс»,1915 год.)
***
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
***
Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буэров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском- это пульс вечеров!
***
В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезо-фарс…
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы- в Нагасаки! Из Нью-Йорка- на Марс!
(«Увертюра»,1915 год.)
***
Накорзинив рыжики и грузди,
С тихим смехом, в чуть веселой грусти,
Кушала лиловую чернику,
Брал тебя туман в свою тунику.
(«Поэза лесной опушки»,1915 год.)
***
Из окна коричневая пашня
Грандиозной плиткой шоколада
На зеленой скатерти травы.
Где сегодняшний и где вчерашний
Дни? Кому была от них услада?
Я не знаю! Знаете ли вы?
(«Это страшно»,1915 год.)
***
И крапчатых форелок, и пильчатых стерлядок
На удочку искусно вылавливать привыклы
Королева Миррэльская.
***
Рыбной ловлей волнуема…
Лишь поплавок сапфирный, стерлядкою влекомый,
Молниеносно канет во влагу малахита,
Загорится красавица.
(«Поэза рыбной ловли»,1916 год.)
***
Ликует тело заячье:
По горло молока!
Свобода далека,
Но сыто тело заячье.
***
Живет он припеваюче
И смотрит свысока.
В неволе тело заячье,
Но вволю молока!
(«Триолеты о зайце»,1916 год.)
***
Я впивала аромат
В молодых сиренях.
Заяц кушал виноград
На моих коленях.
(«Песенка о зайце»,1916 год.)
***
Смотрел, как играет с мушкою,
Выпрыгивая на мель,
Быв в то же время игрушкою
Сама для меня- форель…
***
Мы ели чернику черную,
Фиолевый гоноболь,
Срывали траву узорную
И сладкую знали боль…
(«По грибы- по ягоды»,1920 год.)
***
Мясо наелось мяса, мясо наелось спаржи,
Мясо наелось рыбы и налилось вином.
И, расплатившись с мясом, в полумясном экипаже
Вдруг покатило к мясу в шляпе с большим пером.
(«Поэза « Villa mon repos»»,1921 год.)
***
Теперь домой. Там ждет нас ужин,
Наливка, фрукты, самовар.
Я городов двенадцать дюжин
Отдам за этот скромный дар,
(«На салазках»,1923 год.)
***
И браги древние хмельный,
И кубки, полные вина!
И тройки бешено-степные,
И эти спицы расписные,
(«Моя Россия»,1924 год.)
***
Там я выудил в предвесенний
Бодрый, солнечный,тихий день
В силу высших предназначений
Мне ниспосланную таймень.
(«Таймень»,1927 год.)
***
За утренним сидим мы чаем,
Идем ли к морю на песок,
Друг друга часто огорчаем
И горько серебрим висок.
***
Хотя любовь цветет сиренью
И крепче выдержанных вин,
Ты предаешься подозренью,
В моих поступках ищешь вин…
(«Так возникают стихи»,1928 год.)
***
Громадные окуни в столбики лбами
Стучат, любопытные, лодку треся,
И шейку от рака хватают губами:
Вот всосан кусочек, а вот уж и вся.
(«Озеро Конзо»,1928 год.)
***
Мне хочется теплого и голубого,
Тропических фруктов и крупных цветов,
И звончатой песни, и звучного слова,
И грез без предела, и чувств без оков.
(«Тяга на юг»,1929 год.)
***
Как снег- миндаль. Миндальные зимы.
Гармошка- и колокола.
Дни дымчаты. Прозрачны дымы.
И вороны- и сокола.
(«Бывают дни»,1930 год.)
***
Всех женщин все равно не перелюбишь,
Всего вина не выпьешь все равно…
Неосторожностью любовь погубишь:
Раз жизнь одна, и счастье лишь одно.
(«Голубой цветок»,1931 год.)
***
Здесь все пропоцелуено наскозь,
И здесь слова такие возникали,
Что, если б влить в бокал их удалось,
Они вином заискрятся в бокале!
(«Места…»,1933 год.)
***
При свете радостной зари
В оранжевом соку
Уж вскоре будут глухари
Томится на току.
(«Накануне весны»,1936 год.)
***
Душа и воздух скованы в кристалле.
Камин. Вино. Перо из мягкой стали.
По отчужденной женщине тоска.
(«Бунин»,1925 год.)
***
Здесь творчество, которое не на день,
И женский здесь не дамствен кабинет…
Лью лесть ей в предназначенный сонет,
Как льют в фужер броженье виноградин.
(«Гиппиус»,1926 год.)
***
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто,
(«Игорь-Северянин»,1926 год.)
***
Он, суеверно в сумерки влюбленный,
Вином и вдохновеньем распаленный,
Вливал в стихи свои скорбный виноград…
(«Фофанов»,1926 год.)
Приложение № 6
Терминологический словарь
Английский бисквит - это традиционная английская выпечка со взбитыми сливками и клубникой
Калейдоскоп - оптический прибор, в котором можно наблюдать быстро сменяющиеся разнообразные цветные узоры.
Кулинария - искусство приготовления пищи.
Кумыс - Напиток из кобыльего молока.
Сбитень - горячий напиток из мёда с пряностями.
Слойки - слоеное тесто.
Спаржа - травянистое растение с тонкими чешуйчатыми листьями, толстые и беловатые молодые побеги которого, выросшие под землёй, употребляются в пищу.
Стерлядь - Рыба из семейства осетровых с мясом высокого качества.
Таймень - хищная рыба сем. лососевых, водящаяся в реках Севера России, Сибири и Сахалина.
Шейка от рака - хвосты речных раков, продукт, широко используемый в кулинарии.
Эклер - пирожное из заварного теста, начинённое кремом.
Crème de Violette - ликёр .
Есть ли лёд на других планетах?
Сказка "Морозко"
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Кто грамотней?
Зимний лес в вашем доме