Работа на городской конференции научно-исследовательских работ заняла 2 место и была признана оригинальной. Отражает увлечение обучающимся литературой и музыкой.
Вложение | Размер |
---|---|
andreev._nir.docx | 231.5 КБ |
Муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования «Информационно-методический центр»
142100, Московская область, г. Подольск, ул. Веллинга, дом 3
тел: 8 (4967) 68-91 09 Е-mail: pimc@inbox.ru
КОНФЕРЕНЦИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ШАГ В НАУКУ»
ЛИТЕРАТУРА
Влияние разных стилей музыки и жанров литературы на человека
Андреев Павел Романович
6 «Д» МБОУ СОШ №30
Научный руководитель:
Мартынова Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №30
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПОДОЛЬСК
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. О НАЗНАЧЕНИИ ИСКУССТВА 4
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА 6
ГЛАВА 2.1. МУЗЫКА И СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ
ГЛАВА 2.2. ЧЕМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ПОП-МУЗЫКА И РЭП ДЛЯ ПОДРОСТКОВ?
ГЛАВА 2.3. О СВОЕОБРАЗИИ РОКА
ГЛАВА 2.4. ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА 14
ГЛАВА 3.1. БОГАТЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 3.2. ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ЖАНРОВ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 3.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Литература и музыка – два вида искусства, которые формируют духовно-нравственный облик человека. Но всегда ли они оказывают на нас положительное влияние? На этот вопрос я хотел бы найти ответ в ходе своей исследовательской работы.
С литературой и музыкой каждый человек встречается уже в младенчестве, слушая по вечерам в мамином исполнении колыбельную песню или потешки и сказки. Все это и формирует его музыкальные вкусы и литературные предпочтения в дальнейшем. Я с удовольствием слушаю классическую музыку и читаю литературу.
Мне кажется, литература и музыка оказывают схожее влияние на человека, т.к. эти виды искусства воздействуют на наше эмоциональное состояние. Но предполагаю, что разные стили музыки и жанры литературы по-своему влияют на человека: его настроение, здоровье, поведение и даже развитие. Этот вопрос и представляет для меня интерес. Так появилась и цель работы: выяснить, как влияют на человека разные стили музыки и жанры литературы. Для достижения цели мы выдвинули следующие задачи:
Объект исследования: музыкальные стили и литературные жанры.
Предмет исследования: влияние различных музыкальных стилей и жанров литературы на человека.
Методы исследования: анкетирование, анализ.
Гипотеза: произведения разных музыкальных стилей и литературных жанров по-разному влияют на человека, его настроение, поведение и здоровье.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в возможности использовать материал работы при подготовке к классным часам духовно-нравственного воспитания. Прикладная ценность – в обращении внимания молодого поколения на возможность сохранить свое здоровье и духовно развиваться через прослушивание музыкальных композиций и чтение литературы.
ГЛАВА I
О НАЗНАЧЕНИИ ИСКУССТВА
Исследуемые нами отрасли искусства появились одними из первых. Многие мыслители на протяжении всей мировой истории задавались вопросом «Как влияет искусство на человека?» Немецкий философ 18-го века, Кант, говорил: «Искусство создано для того, чтобы служить общению людей, быть средством передачи, созидания культурных ценностей и традиций». Другой немецкий философ, И.Г. Гредер, писал об отражении в искусстве «характера народа».
Отношение общества к искусству, а именно к музыке и литературе, можно проследить с древних времён до современности по высказываниям известных людей. Представим некоторые из них в таблице, обозначив ключевые слова:
Знаменитые люди | Высказывания о музыке | Высказывания о литературе |
Конфуций, древний мыслитель и философ Китая | «Музыка – это основной инструмент совершенствования обычаев и нравов» | |
Платон, древнегреческий философ | «В идеальном государстве есть место только военной и молитвенной музыке, ведь именно такая музыка совершенствует человека в нравственном плане. Другая же музыка (печальная, застольная и т.д.) подлежит искоренению: она только портит людей» | |
Аристотель, древнегреческий философ | «Только музыка имеет силу формировать характер, <… > при помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства» | |
Людвиг ван Бетховен, немецкий композитор и пианист | «Музыка призвана рождать пламя в душе» | |
Л.Н. Толстой, русский писатель | «Музыка — это стенография чувств» | |
Эдуард Бульвен Литтон, английский писатель | «Литература во всех ее видах – не что иное, как тень доброй, душевной беседы» | |
Оноре де Бальзак, французский писатель | «Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только увеселителем публики» | |
Д. С. Лихачёв, советский и российский филолог | «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым» |
Как видим, представленные высказывания объединяют слова, связанные с формированием и совершенствованием духовного мира человека. Можно сказать, что на протяжении всей мировой истории искусство было и есть для людей высоким мерилом духовно-нравственного развития человека и общества. В искусстве люди черпали вдохновение, наслаждались им. Многим искусство помогло и помогает реализовать себя в жизни.
Итак, не осталось сомнений в том, что музыка и литература оказывают сильное влияние на человека. Но все ли стили музыки и жанры литературы, существующие в наше время, одинаково направлены на выполнение задачи формирования духовно-нравственных качеств молодёжи? Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили особенности некоторых стилей музыки и жанров литературы, провели анкетирование среди подростков.
ГЛАВА II
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
«Величие искусства яснее всего проявляется в музыке»
И.В. Гёте.
ГЛАВА 2.1. МУЗЫКА И СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ
Музыка – феноменальное явление. Уже с давних пор известно ее влияние: шаманы в африканских племенах могли ввести человека в транс ритмичными ударами в бубен, и это заменяло им медицину! Подобная история и с греками: древнегреческий философ Пифагор отмечал влияние музыки, он считал правильную музыку лучшим лекарством. В честь музыки был даже выстроен храм, так как считалось, что музыкотерапией надо заниматься лишь в специальном месте. Случилось это в Парфянском царстве в III веке до нашей эры. Такое направление в медицине, как музыкотерапия, существует и до сих пор.
Как влияет музыка, а точнее музыкальные стили и направления на современную молодежь? Какую «музыкальную терапию» получают сегодня молодые люди? Мы провели анкетирование среди подростков в возрасте 11-14 лет и выяснили их музыкальные предпочтения, которые представлены в диаграмме ниже. В анкетировании принимали участие 60 человек.
Самыми популярными среди подростков жанрами оказались поп-музыка (46%), рэп (28%) и рок (20%). И всего лишь 1% опрошенных предпочитают слушать классику и джаз (одно из направлений классической музыки) Почему же именно поп, рэп и рок имеют огромное влияние на подрастающее поколение? Что привлекает подростков в этих музыкальных направлениях?
Рассмотрим особенности каждого из этих стилей.
ГЛАВА 2.2. ЧЕМ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫ ПОП-МУЗЫКА И РЭП ДЛЯ ПОДРОСТКОВ?
Как известно, каждое музыкальное направление своеобразно влияет на организм человека. Поп-музыка характеризуется определенными характеристиками, ей свойственны простота, мелодичность, опора на ритм и вокал, особое внимание к инструментальной части.
Музыкальные критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального жанра.
Песни строятся по консервативной схеме «куплет+припев». От поп-песни требуются простые, легкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке - человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль. Важной в поп-музыке является ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит.
Вроде бы всё выглядит хорошо и безобидно, но помимо действительно хорошей (ABBA, Boney M, Мадонна, Roxette и. т.д, как мы видим, это иностранные группы и исполнители) поп-музыки существует её обратная сторона – попса. Это изначально пренебрежительный термин, применяемый к течению в поп-музыке, которое развилось в советские времена под названием «эстрада». Эта музыка характеризовалась повышенной легковесностью, отсутствием музыкальной усложненности, философской и поэтической глубины. Попсу обвиняют в безвкусности, вульгарности и пошлости – качествах, достаточно неприятных и по отдельности, а вкупе делающих данный продукт весьма непрезентабельным. Как бы ни безвкусна была попса, это все-таки явление, притягивающие миллионы людей. Следовательно, и она может увлекать, а соответственно представляет собой сложное и многогранное культурное явление. Чтобы выявить влияние попсы, провели тесты: "Запоминание 20 слов", таблицы Шульте, тест на внимание "Лица - ваза". Для прослушивания использовались сборки с записями "Руки вверх!", "Краски", "Hi-fi" и т.п. (группы, популярные в студенческие годы моих родителей). Во время прослушивания программы оказалось весьма заметным резкое снижение числа активных точек в правом полушарии и небольшое уменьшение активных точек в левом. Тест «Запоминание 20 слов» выполнялся практически так же, таблицы Шульте проходили медленнее в среднем на 5 секунд, внимание уже в течение минуты не удерживалось. Через час после прослушивания результаты восстанавливались.
Эксперимент продолжался 5 дней и был прекращен по просьбе испытателей, так как регрессирующая картина становилась все более отчетливой, правда, время восстановления оставалось неизменным. Было высказано предположение, что регрессивный характер результатов тестов может стать постоянным.
Наблюдения продолжились в одной семье, где обе дочери целыми днями слушали модные песенки, под них делали уроки и прочее. Снижение интеллектуального уровня было заметным. Постепенно также начало проявляться негативное отношение к учебе и чтению. Причем других отрицательных факторов (бесконечный просмотр развлекательных каналов, плохое питание, атмосфера в семье, недостаток активного отдыха) не было. Бесконечное прослушивания попсовой музыки усугублялось также тем, что никакой другой музыки в доме не звучало. Но помимо негативного интеллектуального воздействия попса имеет и крайне негативное энергетическое воздействие – влияние на подсознание, можно сказать, зомбирование.
Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что поп-музыка, которой увлекается большая часть подростков, разрушительно действует на мозговую деятельность человека.
Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса. У любителей слушать рэп выявлено самое низкое IQ, по сравнению с любителями всех остальных стилей музыки, поэтому этот стиль музыки к прослушиванию не рекомендуется.
ГЛАВА 2.3. О СВОЕОБРАЗИИ РОКА
Рок-музыка тоже имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику: ритм, сверхчастоты, монотонные повторения.
Ритм – это соотношение длительностей звуков (нот) в их последовательности, одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Обязательно присутствует в рок-музыке, сила ритма варьируется от слабого до жёсткого. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм).
Американский психолог и музыковед Жанет Поделл пишет: "Сила рока всегда была основана на энергии его ритмов. Эти чувства в детях испугали их родителей, которые видели в роке угрозу для своих детей и были, конечно, правы".
Монотонные повторения. (Не всегда характерны для рок-музыки) Рок-музыку можно обозначить, как монотонную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.
Громкость. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дБ, а в середине площадки – до 140-160 дБ (120 дБ соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости, а средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дБ) Это способствует выделению адреналина. При перепроизводстве адреналина происходит его частичный распад на адренохром. Это уже новое химическое соединение, которое по своему воздействию на психику человека сравнивается с наркотиком. Не так давно швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3,5 раза хуже, чем обычно.
Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте.
Вот возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека: агрессивность, ярость, гнев, вынужденные действия, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству, непроизвольное движение мышц, музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).
Прошло более полувека, как появилась рок-музыка, а вместе с ней – множество мифов: удивительных, а порой и жутких. На протяжении всего времени существования рока в обществе о нем формировалось мнение как о чем-то скорее отрицательном, чем положительном. Вот самые распространенные стереотипы, до сих пор встречающиеся как в зарубежных, так и отечественных современных СМИ:
1. Рок-музыка пропагандирует сатанизм, агрессию, наркоманию и так далее.
2. Рок-музыка негативно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще.
3. Рок-музыка однообразна, груба, лишена элементарного мелодизма, и у нее очень мало стилей.
Из трех вышеперечисленных пунктов вытекает и четвертый: слушатели рок-музыки агрессивны, сумасшедшие и просто неумные, ходят грязными и неопрятными.
Прежде, чем винить критиков рока в необъективности, попытаемся проследить, как же появилось такое отношение к нему. Тому немало причин в самой истории развития рок-музыки и общества вообще. В 60-х гг. хиппи, “дети цветов”, бунтовали против войны во Вьетнаме. В 70-е-80-е гг. советские рок-группы были оппозицией политического строя СССР. В это же время панки ратовали за отрицание всего и вся, а металлисты экспериментировали с предельно жестким звучанием гитар и ударных. И первыми, кто отреагировал на рок, были, естественно, журналисты. Главное, на что они обратили внимание уже в первые годы его существования – это на внешнюю атрибутивную сторону рок-музыки. На эпатаж, протест, резкость – на то, что сильнее всего бросается в глаза. Чтобы это заметить, даже сам рок слушать не обязательно. Музыкальный фактор, разнообразие стилей рок-музыки (а их сотни, и все они очень разные) оставались как бы в тени. А в некоторых странах, в том числе и в Советском Союзе, последовал незамедлительный приказ власти запретить эту музыку как политически неприемлемую, что родило еще больший ответный протест музыкантов и слушателей и еще большее желание шокировать и удивлять. «Если вы нас считаете плохими, так мы будем еще хуже» – вот так социальный фактор рок-музыки гипертрофировался, и во многом – искусственным путем. Практически сразу к критике рок-музыки присоединилась церковь и ученые. И если первых, в основном, интересовали “небогоугодные и сатанинские” тексты, то вторые обращали внимание на саму музыку, утверждая, что низкие частоты, громкость и ритм вредят организму. Для этого проводились различные исследования. Например, известный эксперимент 80-х годов о влиянии рока на растения и животных. При этом в прессе отсутствовало не только описание самого эксперимента, но и источники информации (в каком исследовательском институте, кем именно проводился эксперимент). Приводились только конечные результаты. Но прошло более 30 лет, и современные исследователи опровергли эти результаты, проведя повторные опыты. В том числе за последние 2-3 года было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие рок, более успешно учатся и устойчивы к стрессам. Опрос, проведенный среди студентов Национальной академии для одаренной и талантливой молодежи, показал, что “грубый и жесткий” рок занимает первое место в списке любимых стилей. Для многих слушателей рок до сих пор является чем-то большим, чем музыка. Это определенный стиль жизни, способ проявить свою индивидуальность и одновременно найти единомышленников. И это необходимо учитывать, особенно в подростковой среде. Становясь рокером или металлистом, молодой человек выбирает одну из своих первых социальных ролей, и это надо уважать. Ведь субкультура – это не контркультура. Также следует отметить, что в XXI в. социальный, внемузыкальный аспект рок-музыки постепенно утрачивает прежнюю актуальность. Многие люди слушают рок просто потому, что им нравится эта музыка. Они не протестуют, не выдвигают манифестов, зато качественно и интересно играют рок и прекрасно разбираются в его стилях. Но возникает такой вопрос: а будет ли рок роком, если исчезнут все его внешние атрибуты, кроме сугубо музыкальных особенностей? Будет ли он столь же популярным и востребованным? Будут ли слушать его подростки или они предпочтут более экстремальный и бунтарский вид музыки? Может, если тексты песен и внешний вид неформалов отойдут на второй план, то агрессии в музыкальной среде станет меньше? Но, с другой стороны, повод для спора или драки подростки найдут всегда. Это естественно. И дело здесь скорее не в музыке, а в возрастных особенностях и в каждом человеке в отдельности. К тому же, даже “идеологически верные” неформалы, носящие рок-атрибутику, редко нападают первыми, а скорее отвечают агрессией на оскорбления их любимой музыки. И судить о человеке по одежке – это недальновидно. Все равно в итоге придется провожать, как гласит пословица, по уму.
Итак, рок-культура, как и любая молодежная субкультура, – это объективное, хоть и противоречивое явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению норм, ценностей, социальных ролей. Действительно, среди слушателей и исполнителей рок-музыки встречаются и деструктивные личности, которые также способствуют формированию негативных стереотипов о данной субкультуре. Но все-таки большинство приверженцев рока представляют собой созидательное, творческое явление. Рокеры, как правило, одаренны и умны. Доказательство – сотни групп, ставшие “золотым фондом рок-музыки”: от «Beatles» до «Metallic-и». Во все времена рок-музыканты были активистами жизни общества, резко реагировали на все тенденции в нём.
ГЛАВА 2.4. ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
В настоящее время любителей классической музыки очень мало. Но мы не можем о ней не поговорить. Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать. Но как выяснилось, что это не просто желание слушать приятную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии. Пропущенная через сердце, она становится целебной и радует нас.
Учёные после проведённых исследований считают, что у детей, постоянно слушающих классическую музыку, легче вырабатывается пространственное мышление и развивается хорошая память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, намного спокойнее и уравновешеннее.
Известен случай, когда при помощи музыки был исцелён ребёнок со страшным диагнозом, при котором поражается опорно-двигательная система. При помощи музыки у него началось выздоровление, и ребёнок начал двигаться увереннее и устойчивее. В качестве лечения терапевт скомбинировал прослушивание классической музыки с уроками игры на гитаре.
Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Во-первых, эта музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Во-вторых, музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Так, развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления малыша. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.
Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин, как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. А вот по мнению немецких ученых, «эффект Моцарта» – весьма спорное явление. Безусловно, музыка влияет на человека, но вот строгих закономерностей не прослеживается. Более того, результат тестирования не зависит от того, какую музыку слушали испытуемые.
Узнать, как на человека влияет та или иная музыка, можно с помощью воды. Поразительнейшие результаты получали ученые, проводившие следующие опыты. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку.
После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками»
Кафедра психофизиологии факультета психологии МГУ заявила, что классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности действительно повышаются умственные способности.
Итак, безусловно, каждый стиль притягателен для подростков по-своему: поп – своей простотой и незамысловатостью, рок – зашкаливающими громкостями и колоритом исполнителей, рэп – ритмичностью, злободневностью текстов. К тому же, перечисленные стили позволяют подросткам получить адреналин, «выпустить пар». И именно сейчас становится понятно, почему лишь 2% подростков слушают классику. Эта музыка требует определенных усилий, развитого эстетического вкуса, а он прививается с детства. Современной молодёжи, к сожалению, сегодня свойственна тяга к развлечениям, лёгкое отношение к жизни.
ГЛАВА III
ВЛИЯНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА
«Среди книг, как и среди людей, можно попасть и в хорошее и в дурное общество»
Адриан Гельвеций
ГЛАВА 3.1. БОГАТЫЙ МИР ЛИТЕРАТУРЫ
Зачем и почему люди читают книги? Литература - это целый мир. Мир идей, фантазий, бесконечный источник разных точек зрения, философских основ. И самое главное, что в этом мире всё находится в равновесии, каждая мысль имеет право на существование. В этом и есть особенность литературы. В книге каждый может найти ответы на свои вопросы.
Человек сам не понимает, насколько даже одна книга влияет на его личность. Читая, мы пропускаем книгу через свой разум, своё сердце, и очень многое откладывается в нашем подсознании. Поэтому очень важно понимать, какую литературу читает человек, что его воспитывает. И это должны быть не просто книги школьной программы, а то, что он сам выбрал и прочитал, потому что сам этого захотел.
Мы убеждены, что есть как созидательная литература, преображающая человека изнутри, так и разрушительная, убивающая нравственность человека. В наше время разрушительных книг очень много. Если раньше была цензура, то сейчас в книжном магазине можно найти книгу, одобряющую употребление наркотиков, пропагандирующую идеологию фашизма, отрицающую семейные ценности, а также книги антисоциального содержания. Естественно, в таких книгах всё это описывается с опорой на какие-то факты, и ведь кто-то обязательно поддаётся этому влиянию, но люди, имеющие внутренний стержень, понимают, что это лжеистина.
Мы считаем, что самые лучшие книги, воспитывающие литературный вкус и самого человека, - это классические. Классическая литература проверена временем, она действительно заставляет человека думать, анализировать, чувствовать. Для меня такими книгами стали произведения Владислава Крапивина. Его герои стали моими друзьями, и вместе с ними я рос духовно, учился настоящей дружбе. И было обидно до слез, что таких друзей, как в этих книгах, я, к сожалению, до сих пор не нашел. Возможно, такой дружбы и не бывает вовсе, но так хочется верить, что такие друзья еще встретятся на моем пути!
Литература нужна человеку как воздух. Она учит чувствовать: людей, природу, весь окружающий мир. Заставляет нас глубоко рассматривать разные проблемы. Она как ничто другое украшает нашу жизнь; читая, начинаешь смотреть на вещи под разным углом, в обыденности становится видно что-то такое, чего раньше не замечал, на многое открываются глаза. Но в своих литературных предпочтениях тоже нужно расти: от лёгких книг переходить к более сложным, иначе можно остановится в своём развитии. Ведь можно читать всю жизнь бульварную литературу: детективы, романы для домохозяек и прочее чтиво. Многому ли человек может научиться благодаря такой литературе?
А вот какие литературные предпочтения были выявлены мной среди моих сверстников с помощью анкетирования:
Было опрошено 60 человек. Результаты анкетирования показали, что подростки больше всего читают литературу трёх жанров: фэнтези и фантастику – 59% , приключенческую прозу — 23% , детективы – 16%.
Как мы видим, такие жанры, как стихотворения и научная литература, не очень любимы и читаемы. Почему? Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев особенности названных жанров литературы.
ГЛАВА 3.2. ОСОБЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ ЖАНРОВ ЛИТЕРАТУРЫ
Фантастика как жанр проистекает из мифов и сказок, и каждый из нас, несомненно, зачитывался и тем и другим в детстве, черпая из этих книг мудрые мысли. Среди фантастических произведений немало действительно качественных и даже шедевральных. К этому жанру относятся и детские книги Кира Булычева, Виталия Губарева (самая знаменитая – его фантастическая сказка "Королевство Кривых Зеркал"), Евгения Велтистова, создателя любимого не одним поколением детей Электроника, произведения Герберта Уэллса и автора серии книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг. Каждое из этих произведений получило признание публики. Чтение фантастической литературы и просмотр фильмов в этом жанре развивает фантазию, тем самым тренируя читательский мозг. Здесь, как правило, создаются образы, весьма далекие от реальности, герои с нестандартным поведением и уникальными способностями. Читатель, задумываясь над поведением и характером героев, учится выходить за рамки повседневности и быта.
Однако здесь есть и отрицательные стороны. Фантастические миры подчас прописаны настолько реалистично, что читающий находится в большом искушении поверить в то, о чем он читает или что он смотрит. Этот мир может стать для него куда привлекательнее, ведь люди склонны отождествлять себя с героями. Особенно велика угроза, если в реальном мире человек несчастлив, переживает из-за каких-то своих недостатков, а в мире фантазийном он кажется себе неуязвимым героем, побеждающим всех и каждого, вызывающим всеобщее восхищение, которого ему так не хватает в жизни. Если человек слишком много времени проводит наедине с книгами, фильмами или играми в жанре фантастики, то он неохотно идет с социумом на контакт или приписывает реальным предметам некие волшебные свойства. Значит, необходимо принимать срочные меры.
Эффект детективной литературы очень схож с фантастикой, тематика тоже. Единственное отличие в том, что действие в детективах может происходить в реальном мире.
Детективы очень хорошо развивают мышление своим непредсказуемым сюжетом, ведь почти никогда нельзя угадать, кто убийца. Однако у детективов есть и плохая сторона: из-за частых убийств и сцен насилия человек может подумать, что это норма, и сотворить что-то подобное в реальности, подражая героям любимого произведения. Так что если человек слишком восприимчив и раним, то не стоит читать книги подобного плана.
Я думаю, что среди популярных жанров оказалась фантастика потому, что чтение этой литературы помогает хоть ненадолго перенестись в фантастический мир, отдалившись от проблем, которых и у подростка сейчас достаточно. Любовь к детективам, по моему мнению, спровоцирована новой, современной экранизацией произведений, например, А. Конандойля с Бенедиктом Камбербемчем в главной роли. После этого захватывающего сериала, наверное, многим захотелось перечитать оригинальное произведение. Ну а любовь к приключенческой прозе обусловлена стремлением подростков к разного рода приключениям, не зря этот литературный жанр ассоциируется у многих со словом «любопытство».
А вот научную литературу и стихотворения читают единицы. Раньше залогом популярности научной литературы была ее информативность, познавательность. Теперь же, в цифровую эру, вся информация доступна в один клик в интернете, и книга теряет свою актуальность, поэтому научной литературой ребята не увлекаются, да и массовым явлением, наверное, сложно назвать чтение такой литературы. Чтение данной литературы всегда оставалось прерогативой узкого круга читателей.
Стихотворения читают немногие, так как это более тонкий в психологическом плане жанр литературы, требующий вдумчивого, осмысленного чтения, где зачастую за художественно-выразительными средствами, стилистическими фигурами спрятаны сложные образы, чувства лирических героев.
Таким образом, можно сделать вывод, что приоритеты современной молодежи, к сожалению, далеки от стремления к духовно-нравственному развитию и совершенствованию.
ГЛАВА 3.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ
Художественная литература и музыка всегда привлекали внимание психологов, что представляет возможность расширить границы познания человеческой личности.
В нашей анкете испытуемых просили отождествить с разными музыкальными направлениями и жанрами литературы цвета, а также подобрать их словесное воплощение. Вот что из этого получилось.
Обратим внимание на значение цветов, которые встретились в диаграммах.
Белый – символ чистоты и совершенства. В христианской традиции цвет святости, добродетели, божественности.
Черный – загадочный и таинственный, символизирует непознанное и скрытое. С одной стороны, это цвет отрицания, отказа, уныния и мрачного восприятия жизни (черный гардероб указывает на душевный кризис). С другой – цвет строгости.
Красный оказывает на психику самое сильное воздействие. Выражает жизненную силу, стремление добиться влияния, завоевать успех. С одной стороны, красный символизирует любовь, страсть, желание, с другой – агрессию, напор, борьбу.
Синий – цвет неба, покоя, расслабления, вечности. Представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение, тесную связь, постоянство, верность. Потребность в синем означает потребность в покое, удовлетворенности и гармонии.
Зеленый – цвет упорства, твердости, жесткости, постоянства. Он повышает уверенность в себе.
Желтый – самый светлый цвет. Символ легкости, живости, яркости и радостного восприятия жизни.
Оранжевый – цвет теплоты, блаженства, радости, цвет энергии, свободы и силы.
Фиолетовый олицетворяет все нестандартное. Это цвет нашей фантазии, волшебства, магии. Тот, кто любит его, не только желает быть околдованным, но и сам жаждет обладать колдовской силой.
Интересно, что и в литературе и в музыке классика ассоциируется с белым цветом, а например, фантастика и электронная музыка ассоциируется с фиолетовым – цветом волшебства, магии и фантазии!
По цветовым ассоциациям мы можем проследить характер людей, предпочитающих тот или иной стиль музыки или жанр литературы. Например, можно сказать, что большинство подростков хотят, чтобы в них видели индивидуальность, при этом любят мечтать и создавать себе надуманный образ. Об этом говорит их увлечение фантастикой – фиолетовый цвет. Стремление самоутвердиться в коллективе, упорство в своих желаниях подчёркивает зелёный цвет поп-музыки.
А вот какое словесное отождествление стилей музыки и жанров литературы отметили ребята: рок ассоциируется с такими словами, как «возбуждение», «агрессия». Скорее всего, из-за резкости мелодий и запредельной громкости. Поп-музыка ассоциируется с жизнерадостностью. Я уверен, что это из-за простоты текстов, которые легко настраивают на позитивный лад. Рэп – с унынием, грустью, из-за злободневности текстов, я считаю.
Фантастика стоит в одном ряду с такими словами как «радость», «улыбка». Детектив чаще всего ассоциируется со словами «напряжение» и «боль». Приключенческую прозу большинство ребят соотносят со словом «жизнерадостность», а классику, к сожалению, со словом «тоска». Однако стоит отметить, что некоторые ребята соотнесли классику и со словом «красота».
Представим в виде сводной таблицы данные словесного воплощения музыкальных стилей и литературных жанров:
Музыкальный стиль | Словесное воплощение |
Поп-музыка | Жизнерадостность |
Рок-музыка | Возбуждение, агрессия |
Рэп | Уныние, грусть |
Классическая музыка | Тоска |
Джаз | Улыбка |
Электронная музыка | Напряжение |
Фантастика | Радость, улыбка |
Детектив | Напряжение, боль |
Приключенческая проза | Жизнерадостность, любопытство |
Классика | Тоска, спокойствие |
Стихотворения | Красота, грусть |
Научная литература | Скука, уныние |
Исторические романы | Грусть, боль |
К большому сожалению, как музыкальную, так и литературную классику школьники охарактеризовали словом «тоска», а поп-музыку и приключенческую прозу – словом «жизнерадостность». Значит ли это, что все, кто любят читать приключенческую прозу, слушают поп-музыку? Конечно, нет, но в том, что они похожи, думаю, согласятся все: эти жанры очень легки в восприятии – приключения легко читаются, а поп-музыка легко воспринимается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив специальную литературу по теме работы, проведя свои исследования, мы пришли к выводу, что музыкальные стили и литературные жанры по-разному влияют на человека, что подтверждает нашу гипотезу, выдвинутую ранее. Например, увлечение роком может привести к психическим расстройствам, так как запредельные частоты негативно влияют на общее здоровье человека (опыты с растениями и с водой еще раз это доказали), поп-музыка может оказать негативное энергетическое воздействие – повлиять на подсознание, можно сказать, зомбировать, она разрушительно действует на мозговую деятельность человека. Рэп приводит к раздражительности и злости, а классическая музыка, напротив, успокаивает.
Подобную картину наблюдаем и в литературе: чтение фантастики уносит читателя в неведомые дали, и ребенок перестает жить в реальности, детективы делают нас мнительными и тревожными (мы говорим о чрезмерном увлечении каким-то одним жанром).
Что же читать и слушать, чтобы чувствовать себя хорошо, откуда черпать позитив?
Исследования ученых доказали, что лучшими для развития человека как личности, для позитивного восприятия им окружающей среды и его хорошего настроения являются классические произведения как в музыке, так и в литературе. Но в предпочтения моих сверстников нет места для классики. До начала работы над этой работой я был убежден, что это неправильно. Но сейчас мое мнение поменялось. Я думаю, что для развития органичной личности важно брать от всего понемногу: правильную организацию, упорядоченность от классической музыки, умение мечтать и придумывать – от фантастической литературы, храбрость, самоотверженность и умение общаться – от приключенческой. В анкетировании из 60 человек только один написал, что он не любит читать. Я уверен, это хороший показатель для возрастной категории 11-14 лет. Мои сверстники читают, и это главное! А привить хороший вкус, научить любить классические произведения в литературе и музыке и есть задача учителей и родителей!
Приложение №1
Анкета «Значение музыки и литературы в твоей жизни»
(для подростков 11-14 лет)
музыкальный стиль | цвет | словесное воплощение |
Б) джаз | ||
В) поп | ||
Г) рок | ||
Д) электро | ||
Е) рэп | ||
Ж) не люблю музыку |
Жанр литературы | цвет | словесное воплощение |
А) детектив | ||
Б) фэнтези, фантастика | ||
В) научная литература | ||
Г) стихотворения | ||
Д) приключенческая проза | ||
Е) исторические романы | ||
Ж) не люблю читать |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Заяц, косач, медведь и весна
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Если хочется пить...
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Цветущая сакура