Реферат об истории анархизма в мире и в России
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 45.16 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Звениговский лицей» | |
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ АНАРХИЗМА | |
Выполнил: обучающийся 9 «а» класса МОУ «Звениговский лицей» Порошин Даниил Руководитель: учитель истории первой квалификационной категории МОУ «Звениговский лицей» Трифонова Ольга Александровна | |
г. Звенигово, 2017 г. |
Оглавление
I. Философия и идеалы анархизма 3
II. История возникновения анархических идей 3
III. Анархические течения современности 3
Актуальность темы. Вопрос о взаимоотношениях личности и государства всегда волновал человеческий разум, представляя из себя категорию вечных проблем устройства общества и объект постоянного внимания социальной и политической наук. В последнее время, в условиях повсеместной глобализации, когда человек становится все значительнее связан (как в социальном и экономическом, так и духовном плане) с миром в целом, нежели с отдельной его частью, вопрос о роли государства в жизни отдельных людей и всего общества становится все более насущным. Этот вопрос требует решения. Этим в первую очередь и обусловлен выбор и актуальность темы.
Начальной точкой решения этого вопроса мы выбрали анархию. Во-первых, из-за анархичной природы первоначального организованного человеческого общества. А, во-вторых, и самое главное, потому, что вопросы, которые ставит анархизм, являясь антиподом государства, являются отражением злободневных проблем, которые оно, по их мнению, порождает и поддерживает. Это проблемы свободы, отчуждения, сексизма, гетеронормативности, неравенства, основанного на угнетении и эксплуатации, иерархии, бюрократии, даже отношения к природе. Эти вопросы интересуют, по нашему мнению, каждого мыслящего человека, что обеспечивает актуальность анархизму как учению о преобразовании и движении к лучшему.
Интерес к анархизму, как бы это ни было странно ввиду ряда его исторических поражений, так или иначе вновь набирает популярность во всем мире и в наши дни. Этот подъем не единичен. Это прослеживается в возрастающей объединяющей и просветительской деятельности современных анархистов: организаций встреч, бесед, лекций, выпуск литературы, занятие публицистикой, проведение митингов, демонстраций, пикетов.
С другой стороны, несмотря на возрастающий интерес к анархии – в большинстве своем практический – в последнее время довольно мало научных работ или статей по теоретической части этой темы. Вместе с этим, отсутствие подобного материала порождает невежество среди людей. Это находит отклик и в неправильном понимании анархии. Опыт создание подобного материала является еще одним пунктом, обеспечивающим актуальность нашей теме.
Объектом изучения нашей работы является анархизм как социальное-философское направление. Предметом – история возникновения анархизма, его движущие силы, его понимание мира.
Целью работы является ознакомление с историей формирования анархических идей, условиями и причинами их возникновения, мировоззрением его виднейших основоположников.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
При изучении данной темы мы использовали плюралистическую методологию, включающую в себя многообразие методов и подходов, используемых в историко-философских исследованиях: диалектический; исторический, предусматривающий изучение конкретных, важных для темы периодов и событий; применение индуктивного и дедуктивного анализа исторических данных, ведущего нас к построению причинно-следственных связей, что также позволит нам использовать умозаключение по аналогии.
Новизна работы заключается в том, что на сегодняшний день нет обобщающий работы об анархизме, в которой бы излагались вопросы исторического и философского характера этого учения.
Слово «анархия» ассоциируется у обывателей, как правило, с хаосом и насилием; довольно часто любые конфликты в мире клеймят анархией, указывая на беспорядок и отсутствие обсуждения проблем. Нам самом же деле анархия – как и в теории, так и на практике – совершенно противоположна всем заявленным выше характеристикам. А подобное отношение к ней основано в большинстве своем на неправильном понимании идей анархии, появляющимся из-за распространенных о ней заблуждениях, широко тиражируемых ее противниками.
Для того, чтобы понять, что подразумевает анархия в своем настоящем значении, следует обратиться к ее этимологии. Этот термин происходит от сложения древнегреческих ἀν и ἀρχή, что вместе должно переводиться как «безвластие». Из этого выходит философский фундамент анархии, ее основная цель, идея: освобождение человека от всякого принуждения, любой насильственной власти над ним, навязанной извне, – жизнь без господства.
Однако, как таковой общей, единой философии анархии не существует. Анархия не представляет из себя догматического учения, созданного кем-то; ее нельзя назвать идеологией. Анархия – это совокупность политических, социальных и экономических учений, которые могут быть диаметрально противоположны друг другу; она объединяет в себя течения от крайне индивидуалистических (анархо-индивидуализм, анархо-капитализм) до крайне социальных (анархо-коллективизм, анархо-синдикализм, анархо-коммунизм). Впрочем, первую группу анархизмом признают далеко не все, а иногда анархизм определяют, как чисто антикапиталистическое движение.
Тем не менее, все без исключения анархисты преследуют одну общую цель – установление анархисткой модели общества, на которое у анархистов в силу различных исторических уроков и современных данных сложился свой, особый взгляд и отличный от всех других – от консерваторов до либералов, от социал-демократов до марксистов – идеал.
Будучи уверенными, что государство – это главнейший инструмент угнетения и закрепощения человека, анархисты выступают за уничтожение государства в любых его проявлениях. Такое отношение связано с тем, что государство основывается главным образом на принуждении, право на которое, к тому же, монополизировано им самим, в то время как анархия исходит в первую очередь от незыблемости человеческой свободы; для нее, как и для столь отличного от нее либерализма, первична человеческая личность, а не организация. Так, один из виднейших анархистских мыслителей М.А. Бакунин дает государству следующее определение: «Государство – это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности. Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных».[1]
Впрочем, совершенно не стоит думать, что анархисты желают только все разрушить; это еще один распространенный миф. Конечно, в анархии много деструктивного: это радикальное учение, идеалы которого являются в большинстве своем абсолютными антитезисами современных реалий, но это отнюдь не вся анархия. В частности, другой известный теоретик анархизма Петр Кропоткин пишет: «И вот, например, коммуна провозглашена в нескольких больших городах… Но это еще не революция. Напротив, революция только теперь и начинается».[2] Более поэтично и лаконично звучит измененное высказывание М.А. Бакунина: «Дух разрушающий есть дух созидающий».[3] Эти тезисы как раз отражают вторую важнейшую составляющую анархисткой теории, из-за которой она собственно и делится на различные течения.
Дело в том, что разные анархисты предлагают разные концепции и планы организации нового общества, построенного на анархистских началах. Анархия противопоставляется всем архичным формам власти, затрагивая, подобно им, социальные и экономические вопросы, поэтому не стоит удивляться, что и анархические течения столько разнообразны. Тем не менее, все они стремятся к одному и исходят из общих, базовых принципов анархической организации общества.
Считая, как уже было сказано, личность высшей ценностью, анархисты выступают за свободу личности, подразумевающую исключение любых видов принуждения: государственного, экономического, морального, идеологического, религиозного.
Основываясь на этом же, анархисты считают, что ценным является каждый человек, вне зависимости от своего пола, возраста, гендерной и этнической принадлежности, убеждений, сексуальной ориентации или рода деятельности, что все люди от рождения имеют совершенно равные права, так как нет объективных причин для их дифференциации. Именно из этого проистекает отрицание неравенства – все люди ценны одинаково, и неравенство в правах неприемлемо.
Как бы странно это не звучало, но анархия – это третье решение дилеммы между тотальным государством и между тотальным противостоянием всех и каждого, между равенством и свободой. Анархизм утверждает невозможность одного без другого, указывая на привилегированность свободы без равенства и рабство равенства без свободы[4].
Равенство, в понимании анархистов, подразумевает равноценный, одинаково значимый статус и возможности участников отношений относительно друг друга. Вместе с тем, анархисты не усредняют человека по этому принципу, не утверждают, что люди должны жить одинаково, а, напротив, выступают за равенство разного.
Неравенство неизбежно порождает власть, а власть неизбежно поддерживает неравенство. Следовательно, анархизм предполагает отказ от отношений власти.
Неравенство и власть предполагают существование определенной иерархии – цепочки взаимного подчинения. Само собой разумеется, что иерархия предусматривает наличие наивысшего уровня, наивысшей инстанции, а значит, иерархия неизбежно сопровождается централизацией.
Отказ от неравенства, а, значит, от власти и иерархических отношений, подразумевает отказ и от централизации, а, следовательно, переход к децентрализованному обществу. Это предполагает, что решения будут исходить не из единого центра, а совместно приниматься на минимально возможном уровне всеми заинтересованными людьми (принцип самоуправления), объединенными в «горизонтально» самоорганизующиеся общины: коммуны, синдикаты, «союзы эгоистов» и тому подобное.
Для такого типа организации характерно понятие свободного договора (также называемого свободой ассоциаций, кооперацией или принципом федерализма), заключаемого сторонами по взаимному согласию и на взаимовыгодных условиях.
Таким образом, идеал анархизма – анархия – это состояние общества, в котором отношения социального неравенства, политической власти и иерархичности отсутствуют, организация общества осуществляется на принципах децентрализации, самоорганизации и свободного договора, путём чего достигается максимальная свобода личности.
Для верного и полного представления о сущности анархизма как идейного течения необходимо выяснить вопрос о его происхождении.
Общественные науки еще очень далеки от того момента, когда они получат ту же степень точности, как физика или химия. И если в изучении естественных наук мы еще не достигли еще абсолютной точности, то глупо было бы ожидать ее от наук общественных, имеющих дело порой с весьма более сложными явлениями и объектами. Тем не менее, существует ряд довольно точных историографических фактов, которые смогут, если и не разрешить эту проблему (что навряд ли возможно в наши дни), то по как минимум помогут составить некоторую картину развития анархизма, что в целом соответствует нашей задачи.
Анархизм – понятие общественное, а, следовательно, он не мог появиться внезапно и спроста, а родился среди народа, и будет собой до тех пор, пока будет оставаться народным. Кропоткин утверждает[5], что во все времена в человеческих обществах сталкивались в борьбе два враждебных течения: народ с одной стороны и представители теистический формирований с другой. Желание человека познать окружающий мир, объяснить происходящие в нем явления и повлиять на них привело, вероятно, к тому, что люди, обладающие, по их уверениях, высшими силами: жрецы солнца, «призыватели» дождя и прочие – получали особые привилегии в обществе. Постоянство и длительность этих привилегий, осуществляемой передачей тайн одним поколением другому, перетекали в организацию иерархического общества. Таким образом рождалась власть, и в этом ее корни – невежество и обман. Подтверждение этому мы увидим, обладая минимальными знаниями истории: тираническая власть жрецов в X-VIII тысячелетии до нашей эры в Восточной Анатолии, когда не существовало уже первобытного коммунизма[6]; отождествление фараона в Древнем Египте с сыном бога; догмат о божьем помазанничестве средневековой монаршей власти; что говорить: меньше ста лет назад высшие правовые акты Российской Империи (манифесты) не обходились без слов «божию милостию».
Видно, однако, что с течением времени власть, а вместе с тем и вера в сверхъестественные силы уменьшается, что доказывает наш довод о прямой зависимости этих явлений. Причиной этого, по нашему мнению, является культурное и научное развитие человечества. Нахождение в постоянной эволюции приводит к переосмыслению устройства мира (о примерах и говорить не приходится). Прямым последствием перехода от теологического и метафизического восприятия мира к позитивному (согласно теории О. Конта) привел и к переосмыслению необходимости власти. Об этом пишет Элизе Реклю: «Прямым последствием великой интеллектуальной эволюции, которая освободит наш разум от всяких предрассудков, является освобождение личности во ее отношениях ко всему окружающему»[7]. Выводит эту мысль в анархическое лоно Кропоткин: «Анархизм представляет собой попытку приложить обобщения, полученные индуктивно-дедуктивным методом естественных наук, к оценке человеческих учреждений. <…> Анархизм есть неизбежный результат того умственного движения в естественных науках…»[8]
Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение всей человеческой истории. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно называют протоанархизмом.
В 1925-1926 годах анархистское издательство «Голос труда» выпустило две книги историка С.Я. Лурье «Антифон. Творец древнейшей анархической системы» и «Предтечи анархизма в древнем мире». В ней автор выдвинул положения, указывающие на истоки анархизма еще в Древней Греции и Древнем Египте, а греческий философ-софист Антифон, имя которого вынесено в заглавие труда, характеризовался как «творец древнейшей анархической системы». Антифон подчеркивал искусственный, непрочный характер всего, что является делом рук человека. Он выступал как противник ограничений, накладываемых на личность государством. Соблюдать законы, по его мнению, следовало лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы не подвергнуться наказанию. Он отрицал существование различия между эллинами и варварами, не признавал преимуществ знатного происхождения.[9] Согласился с мнением С.Я Лурье крупнейший историк анархизма Макс Неттлау[10], выпустивший в 1931 году «Очерки по истории анархических идей». К другим представителям греческого протоанархизма относят Диогена Синопского.
Истоки анархизма находят также на другом конце света – в Древнем Китае, в даосской традиции Лао-цзы и Чжуан-цзы. Кроме того, их рассматривают и в начале нового времени – в идеях анабаптистов[11].
Вернемся, однако к тому, что считается временем зарождения анархизма в современной его форме. Анархистку традицию принято связывать с четырьмя наиболее выдающимися мыслителями. Первым был Уильям Годвин (1756–1836), который в своем «Исследовании о политической справедливости», опубликованном в 1793 году, изложил доводы анархизма против правительства, законов, собственности и институтов государства.
Годвин не только привел классический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческой природе, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, как причине общественного зла, но он также представил модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Эти общины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку даже демократия является формой тирании, а распределение полномочий при представительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицал такой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А. Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всех материальных нужд).
Вторым из этих первопроходцев был Пьер Жозеф Прудон (1809–1865) — французский мыслитель, который впервые в 1840 употребил слово «анархия» для описания своих социально-политических взглядов. Он по праву считается подлинным основателем современной анархистской теории (в отличие от Годвина у него были последователи).
Согласно Прудону, самым высшим для нас законом является справедливость[12]. В своем знаменитом трактате «Что такое собственность?» он утверждал, что собственность – это кража, и одновременно утверждал, что собственность есть свобода. Он не видел в этом никакого противоречия, так как первый он относил к землевладельцам и капиталистам, право собственности на землю которых он считал грабежом и захватом, а второй – к крестьянам и ремесленникам, которые могли бы трудиться на ней.
Прудон предложил идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что люди делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, где общественный строй создают деловые операции. При этом, как и Годвин, Прудон был противником революционного преобразования общества (их учения Поль Эльцбахер причисляет к разряду реформаторских[13]), он представлял анархию как форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы.
Во имя справедливости Прудон отрицает не право, а почти что все отдельные правовые нормы, и именно, государственные законы[14]. Как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д. должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне (под которой он подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в XIX – XX веках).
В это время анархизм окончательно сформировался и самоопределился - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской революцией – буржуазным либерализмом и государственным социализмом. По мнению Колина Варда, «исторически анархизм возник не только как объяснение пропасти, разделяющей богатых и бедных в любом обществе, и причин, по которым бедные были обязаны бороться за свою долю общественных благ, но и как радикальные ответ на вопрос «что же сделано не так?», который встал при подведении итогов Французской революции»[15]. Либерализм заострял внимание на значении политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и в предельно упрощенной форме, государства), социализм провозглашал социальное равенство, называя способом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Позицию же анархизма, заключенную в высказывание М. Бакунина, мы уже упомянули в предыдущей главе.
Третьим из классиков анархизма считается русский революционер Михаил Бакунин (1814–1876), который известен благодаря своим спорам с Марксом в Первом интернационале в 1870-х годах, в которых он весьма точно предсказал итоги идей диктатуры пролетариата, претворённых в жизнь в XX веке. «Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь», – утверждал он[16]. Анархистская теория Бакунина сложилась в середине 60-х годов XIX века. В работах «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873) и ряде других Бакунин излагает историко-социологическое и философское обоснование своих взглядов.
Самым поздним из ключевых фигур истории анархизма является уже не раз упомянутый нами Петр Кропоткин (1842–1921). Его произведение «Хлеб и воля» (1892) было настоящим руководством к самоорганизации послереволюционного общества (недаром он была так популярна в Испании 1930-х годов). В книге «Поля, фабрики и мастерские» (1899) Кропоткин продвигал идею германизации труда, соединив промышленность с сельским хозяйством, умственный труд с ручным. Будучи человеком естественнонаучного склада ума, он доказывал свои идеи о коммунистическом анархизме в противовес индивидуализму в труде «Взаимопомощь как фактор эволюции» (1902).
Не стоит, конечно, считать, что анархизм ограничен только ими: в каждом европейском, североамериканском, латиноамериканском и азиатском обществе есть свои анархистские публицисты, журналисты, кружки сподвижником. Всякий раз после краха очередного авторитарного, репрессивного политического режима, анархистское меньшинство призывает оглянуться назад и усвоить уроки жестокости и беспринципности властей. Анархизм появился вновь в Германии после Гитлера, в Италии после Муссолини, в Испании после Франко, в Португалии после Салазара, в Аргентине после военной хунты, в России после 70 советской власти. Это несомненный показатель того, что идея самоорганизующегося общества, противостоящая насилию, непобедима.
Рассказ о них мы не включаем лишь ввиду ограниченности объема нашей работы.
Как уже было сказано разные анархисты предлагают разные цели, разные способы их достижения. Таким образом из многочисленных мнений, их схожести и отличности между собой в настоящий момент можно выделить несколько основных направлений анархистской программы.
Анархический индивидуализм можно назвать «правой» ветвью анархических идей (его приверженцы, в большинстве своем, поддерживают идею частной собственности, а, следовательно, наличие рыночных отношений). Не являясь целостной философией, он, однако, исходит из одного главнейшего признака – приоритетность личности перед любыми видами внешних обуславливающих факторов, таких как коллективы, общества, традиции, мораль, идеология, религия, концентрация на индивидуальности и ее превосходстве над всем, в том числе и желаниями другими людей. Анархо-индивидуалистов также характеризует полное или частичное отрицание идеи революции, в которой они видят угрозы установление новой иерархической системы и экспроприации имущества, и потому выступают за распространите анархических идей эволюционным путем.
Традиционно считается, что наибольшее влияние анархо-индивидуализма оказали идеи крайнего эгоизма Макса Штирнера, изложившего свои взгляды в книге «Единственный и его собственность». Также принципы анархо-индивидуализма развивались Бенджаменом Таккером, Генри Дэвидом Торо, отчасти Алексеем Боровым, Мюрреем Ротбардом и другими.
Анархо-капитализм основывается на вере в свободное владение частной собственностью, отрицании любой формы правительственной власти или вмешательства, и поддержке конкурентоспособного свободного рынка как главного механизма для социального взаимодействия. Сторонники анархо-капиталистического общества выдвигают идею свободных рыночных отношений, завязанных на добровольных началах, способствующих становлению такого социального устройства, при котором будет стабильный санкционированный законом правопорядок, защита и инфраструктура, организованная через коммерческую конкуренцию, организации, занимающиеся благотворительностью, и свободно создаваемые ассоциации, но отсутствует государственная власть.
Мютюэлизм зародился в XVIII веке в массовых движениях английских и французских рабочих ещё до того, как они оформились в анархические течения (что было связано с работами Пьера Жозефа Прудона во Франции и других теоретиков в Соединенных Штатах). Объединения именовались большей частью обществами взаимной поддержки и были единственной формой легальных объединений трудящихся. Самую большую известность получило основанное в 1827 году в городе Лион объединение ткачей, называвших себя «мютюэлистами». Эксплуатируемые капиталом мелкие ремесленники взяли на себя обязательства поддерживать материально испытывающих трудности товарищей из единой кассы, пополнявшейся в основном за счёт штрафов, а также к обмену производственным опытом и передаче освободившихся станков коллегам по профессии. Кроме того, они вели нелегальную борьбу против повышения цен на сырьё и против понижения цен на продукты их труда.
Одним из важных представителей был Пьер-Жозеф Прудон: по его задумке, общество должно быть организовано на основе товарищеских групп свободных индивидов. Основные продукты потребления должны обмениваться на основании ценности труда, вложенного в них. Беспроцентные кредиты должны обмениваться через так называемый «Народный банк». Целевой группой идей Прудона были крестьяне, ремесленники, люди свободных профессий, специалисты и т.д., то есть люди, трудящиеся самостоятельно. Таким образом, в основе мютюалистского анархизма лежит принцип взаимопомощи, свободы ассоциаций, добровольный контракт, федерализм, а также кредиты в денежной реформе.
В понятие социальный анархизм можно включить целую совокупность направлений анархизма. К социальному анархизму причисляют анархо-коллективизм, анархо-коммунизм, анархо-синдикализм и, отчасти, мутуализм. К нему относят коммунистические формы анархизма, которые базируются на сотрудничестве, кооперации и взаимопомощи, отказе от частной собственности на средства производства и капиталистических отношений.
Коллективистский анархизм, еще носящий название революционного социализма, считается революционным направлением анархизма, обычно связываемым с именами Михаила Бакунина и Иоганна Моста. В отличие от сторонников мутуализма, коллективистские анархисты являются противниками всех форм частной собственности на средства производства, считая, что такая собственность должна быть коллективизированна. Согласно концепции анархо-коллективистов, к этому может привести только революционный путь, который зародится в актах насилия небольших революционных групп, что должно революционизировать рабочие массы, которые коллективизируют средства производства. Однако, при этом, коллективизация не должна затрагивать сферу распределения доходов, поскольку заработная плата должна будет выплачиваться рабочим в соответствии с затраченным на работу временем. Это положение было подвергнуто критике анархо-коммунистами, поскольку такая система «поддерживает систему наемного труда». Коллективистский анархизм появился в то же время, что и марксизм, но был противником марксистской идеи о диктатуре пролетариата, несмотря на декларируемую марксистами цель создания коллективистского безгосударственного общества.
Убеждение анархо-коммунистов заключается в возможности истинной свободной формы социальной организации только при условии общества, состоящем из самоуправляющихся коммун и общин, в которых организовано коллективное использование средств производства, внутри которых действует принцип прямой демократии.
Однако, некоторые анархо-коммунисты являются противниками прямой демократии, рассматривая ее как потенциальную преграду свободе личности и благосклонность к демократии согласия. Они видят в этих отношениях иерархические начала, власть и основы для воссоздания государственности. Поскольку при анархистском коммунизме происходит ликвидация денежной системы, труд людей не будет напрямую, но при этом люди будут иметь свободный доступ ко всем ресурсам и излишкам, произведенным коммуной. «Одним словом, пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать и делить!» – высказывается Кропоткин[17]. Согласно анархо-коммунистической концепции Петра Кропоткина, вся необходимая работа будет выполняться людьми добровольно с осознанием выгоды общественного владения предприятиями и взаимопомощи.
Анархо-синдикализм занял свое особое место в течениях анархической мысли, возникнув в начале XX века. Это направление сосредотачивает свое внимание на рабочем движении. Синдикалисты представляют рабочие профсоюзы, как силу, осуществляющую радикальные социальные изменения в общественной жизни. Как и анархо-коммунисты, подавляющее большинство анархо-синдикалистов стремятся к отказу от системы наемного труда и частной собственности. Они видят в средствах производства одни из важнейшей причины разделения общества на собственников и наемных работников.
Основными принципами, лежащими в основе анархо-синдикализма, являются рабочая солидарность, прямое действие, самоуправление рабочих (это вылилось в синдикалистскую стратегию почти всех социальных анархистов). Эти принципы допустимы и в других течениях анархизма, так что анархо-синдикалистами часто являются анархо-коммунисты или анархо-коллективисты.
Существуют также другие направления в анархизме, называть которые самостоятельными нельзя ввиду того, что они не затрагивают экономической сферы общества, а также (некоторые из них) выделяют себя на основе проблемы, вытекающей из фундаментальных принципов анархизма. К ним мы относим анархо-феминизм, анархо-пацифизм, зеленый анархизм. Тем не менее, эти движения, в особенности последнее, весьма популярны и потому заслуживают упоминания.
На основании выполнения поставленных задач мы пришли к нескольких выводам.
Анархизм есть учение, стремящееся к установлению анархии.
Анархия есть состояние общества, в котором отношения социального неравенства, политической власти и иерархичности отсутствуют, организация общества осуществляется на принципах децентрализации, самоорганизации и свободного договора, путём чего достигается максимальная свобода личности.
Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение всей человеческой истории. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно называют протоанархизмом.
Черты протоанархизма находят в Древнем Египте (Карпократы), в Древней Греции (Антифон, Диоген Синопский), Древнем Китае (Лао-Дзы), в Средневековой Европе (анабаптисты).
Анархизм в современной форме зародился в конце XVIII – в начале XIX века. Традиционно считается, что отправной точкой этого является Великая французская революция и осмысление ее хода и итогов. Некоторые авторы (П. Кропоткин, Э. Реклю) считают, что возникновение анархизма есть неизбежное последствие интеллектуальной эволюции человечества.
Основателями современного анархизма считают Уильяма Годвина, Макса Штирнера, Пьера-Жозефа Прудона, Михаила Бакунина, Петра Кропоткина.
Современный анархизм представляет из себя совокупность политических, социальных и экономических учений, которые могут быть диаметрально противоположны друг другу. Сейчас можно выделить несколько основных направлений анархистской программы: «правый» анархизм (анархо-капитализм, иногда – анархо-индивидуализм), «левый» анархизм (анархо-коммунизм, анархо-синдикализм, анархо-коллективизм), «фундаментальный» анархизм (анархо-феминизм), «опциональный» (пацифистский и зеленый анархизм).
[1] Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. – М.: «Правда», 1989. – 92-93 с.
[2] Кропоткин П.А. Хлеб и Воля. Современная наука и анархия. – М.: «Правда», 1990. – 44 с.
[3] В оригинале фраза звучит так: «Дайте же нам довериться вечному духу, который только потому разрушает и уничтожает, что он есть неисчерпаемый и вечно созидающий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!» (Бакунин М.А. Реакция в Германии // Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. – М.: «Мысль», 1987. – 226 с.)
[4] Высказывание принадлежит М.А. Бакунину. В оригинале оно звучит: «Что свобода без социализма – это привилегия, несправедливость, и что социализм без свободы – это рабство и животное состояние». (Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. – М.: «Правда», 1989. – 42 с.)
[5] Кропоткин П.А. Хлеб и Воля. Современная наука и анархия. – М.: «Правда», 1990. – 244-245 с.
[6] Алексеев А. Цивилизации: эпизод первый // Наука и жизнь №6, 2014. – 3-6 с.
[7] Реклю. Э. Эволюция, революция и идеалы анархизма. Пер. с франц. Изд. 3-е – М.: Книжный дом «Либрком», 2012 (Размышляя об анархизме.). – 7 с.
[8] Кропоткин П.А. Хлеб и Воля. Современная наука и анархия. – М.: «Правда», 1990. – 359 с.
[9] Антифон / перевод А.О. Маковельского // Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1, ч. 1: Философия древности и средневековья. – М.: «Мысль», 1969. – 320-321 с.
[10] Неттлау М. Очерки по истории анархических идей. – Детройт, 1991. – 9 с.
[11] Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. – М.: «Республика», 1995. – 60 с.
[12] Эльцбахер П. Суть анархизма. Пер. с нем. Б. Яковенко. – М.: «АСТ: АСТ Москва», 2009 – 69-71 с.
[13] Там же – 276 с.
[14] Эльцбахер П. Суть анархизма. Пер. с нем. Б. Яковенко. – М.: «АСТ: АСТ Москва», 2009 – 71-74 с.
[15] Колин Вард. Анархизм: очень краткое введение. Пер. с франц. – М.: «Астрель», «АСТ», 2009. – 5 с.
[16] Герен Д. Анархизм: от теории к практике. – М.: «Радикальная теория и практика», 2015. – 40 с.
[17] Кропоткин П.А. Хлеб и Воля. Современная наука и анархия. – М.: «Правда», 1990. – 80 с.
Снегири и коты
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Плавает ли канцелярская скрепка?
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Рукавичка