Литература и музыка – это искусства, имеющие разные средства создания образа: в первом случае – звук, а во втором — слово. При этом они, несомненно, могут дополнять друг друга: музыкальное произведение нередко становится предметом размышлений в художественном тексте, а творчество писателя – основой неповторимых музыкальных произведений. Особенно удивительно творчество тех талантливых людей, которые являются и композиторами и поэтами одновременно, например, челябинской поэтессы, пианистки, композитора, члена союза композиторов РФ Валерии Авербах. Известно, что с 4 лет она начала обучаться в музыкальной школе для одаренных детей по классу фортепиано и композиции, с 6 лет — по классу флейты и скрипки. В 8 лет впервые выступила с симфоническим оркестром (партия фортепиано), в 12 лет написала оперу (музыку и либретто), которая была поставлена Челябинским театром оперы и балета.
К этому же времени относятся ее первые произведения в поэзии и прозе: сборники стихов «Опрокинутый мир», «Рождение звука» (1991), «Диалог со временем» (1993). После окончания Челябинского музыкального училища Авербах поступила в Нью-Йоркскую консерваторию (1991). В 1998 окончила аспирантуру при Julliardschoolofmusic (Нью-Йорк) по классу фортепиано и композиции. В. Авербах - лауреат Международных конкурсов пианистов им. И. Стравинского (1993, США), им. И.-С. Баха (1996, Италия).
В 1996 Международное общество пушкинистов объявило Авербах поэтом года русского зарубежья за сборник «Сороколуние», который вышел 1995 году в Челябинске. Это своеобразное собрание сочинений Леры Авербах, куда вошли прежние ее книги и неопубликованные ранее произведения. Сборник отразил 10 лет работы Леры над словом (1984-1994). Эта книга удивляет богатством содержания, разножанровостью. В ней повести, рассказы, эссе, сценарии, стихи. Здесь и серьезные, философские стихи, и веселые детские песни (стихотворения из либретто к опере-сказке «Вниз по волшебной реке»). Сборник неслучайно назван «Сороколуние»: это понятие, по мысли поэтессы, отражает незримый диалог «между человеком и косной материей», пробуждающей свет.
Несмотря на неординарность творчества Леры Авербах, предметом научных исследований её произведения не становились. Отдельные статьи посвящены некоторым стихотворениям и сборникам поэтессы.
В Америке стихи Леры прочитала известная поэтесса Белла Дижур и написала о них: «Многое из того, что опубликовано, написанное еще подростком, не перестает удивлять глубиной чувства, а нередко и зрелостью суждений... Богатая душа»[3]. Это чувствуется при чтении уже первого сборника. Не по-детски серьезные, философские размышления в стихах о жизни и смерти, добре и зле, об открытии мира. Достаточно прочитать хотя бы одно из ее стихотворений — «Чужая боль», чтобы понять глубину души девочки-поэта.
Вложение | Размер |
---|---|
ponomareva_ya._statya.doc | 94.5 КБ |
ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ "ШАГ В БУДУЩЕЕ - СОЗВЕЗДИЕ НТТМ"
----------------------------------------
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ XXI ВЕКА»
Исследование музыкальных образов в цикле стихотворений Валерии Авербах "Рождение звука"
Исследовательская (творческая) работа на Челябинский
молодежный интеллектуальный форум "Шаг в будущее-Созвездие НТТМ"
(секция 5.3 «Литературоведение»)
Автор: Пономарева Яна Станиславовна МАОУ «СОШ №15 г Челябинска», 8 класс | |
Научные руководители: Мешкова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ЧелГУ, Меркулова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории, руководитель литературно-краеведческого музея «Кораблик» МАОУ «СОШ №15 г Челябинска» |
Челябинск, 2016
Содержание
Введение…………………...…………………………………….……….2
Глава 1. Звук как центральный образ в «музыкальных»
в стихотворениях Валерии Авербах……………………………………4
Глава 2. Художественные средства создания
музыкальных образов……………………………………………………7
Заключение………………………………………………………..……..9
Список литературы…………………………………………………….10
Введение
Литература и музыка – это искусства, имеющие разные средства создания образа: в первом случае – звук, а во втором — слово. При этом они, несомненно, могут дополнять друг друга: музыкальное произведение нередко становится предметом размышлений в художественном тексте, а творчество писателя – основой неповторимых музыкальных произведений. Особенно удивительно творчество тех талантливых людей, которые являются и композиторами и поэтами одновременно, например, челябинской поэтессы, пианистки, композитора, члена союза композиторов РФ Валерии Авербах. Известно, что с 4 лет она начала обучаться в музыкальной школе для одаренных детей по классу фортепиано и композиции, с 6 лет — по классу флейты и скрипки. В 8 лет впервые выступила с симфоническим оркестром (партия фортепиано), в 12 лет написала оперу (музыку и либретто), которая была поставлена Челябинским театром оперы и балета.
К этому же времени относятся ее первые произведения в поэзии и прозе: сборники стихов «Опрокинутый мир», «Рождение звука» (1991), «Диалог со временем» (1993). После окончания Челябинского музыкального училища Авербах поступила в Нью-Йоркскую консерваторию (1991). В 1998 окончила аспирантуру при Julliardschoolofmusic (Нью-Йорк) по классу фортепиано и композиции. В. Авербах - лауреат Международных конкурсов пианистов им. И. Стравинского (1993, США), им. И.-С. Баха (1996, Италия).
В 1996 Международное общество пушкинистов объявило Авербах поэтом года русского зарубежья за сборник «Сороколуние», который вышел 1995 году в Челябинске. Это своеобразное собрание сочинений Леры Авербах, куда вошли прежние ее книги и неопубликованные ранее произведения. Сборник отразил 10 лет работы Леры над словом (1984-1994). Эта книга удивляет богатством содержания, разножанровостью. В ней повести, рассказы, эссе, сценарии, стихи. Здесь и серьезные, философские стихи, и веселые детские песни (стихотворения из либретто к опере-сказке «Вниз по волшебной реке»). Сборник неслучайно назван «Сороколуние»: это понятие, по мысли поэтессы, отражает незримый диалог «между человеком и косной материей», пробуждающей свет.
Несмотря на неординарность творчества Леры Авербах, предметом научных исследований её произведения не становились. Отдельные статьи посвящены некоторым стихотворениям и сборникам поэтессы.
В Америке стихи Леры прочитала известная поэтесса Белла Дижур и написала о них: «Многое из того, что опубликовано, написанное еще подростком, не перестает удивлять глубиной чувства, а нередко и зрелостью суждений... Богатая душа»[3]. Это чувствуется при чтении уже первого сборника. Не по-детски серьезные, философские размышления в стихах о жизни и смерти, добре и зле, об открытии мира. Достаточно прочитать хотя бы одно из ее стихотворений — «Чужая боль», чтобы понять глубину души девочки-поэта.
«Человек, - по известным словам В.С. Соловьева, - есть то, что он любит…»; а согласно И.А. Ильну: «то, что он читает»… «Сороколуние, - пишет в предисловии к сборнику «Сороколуние» Алексей Казаков, - есть своеобразный звездный код, который читателю предстоит расшифровать для себя. Сороколуние – слово для поэтического слуха…»[2,22]
Итак, объектом нашего исследования является цикл стихотворений В. Авербах «Рождение звука», входящий в сборник «Сороколуние».
Предмет изучения – поэтические образы, основой которых стали музыкальные впечатления.
Цель работы – установить своеобразие музыкальных образов в цикле стихотворений В. Авербах «Рождение звука».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
Актуальность исследования обусловлена необходимостью иметь представление о творчестве уральских поэтов, являющихся нашими современниками.
В соответствии с определением, данным Л.B. Чернец, «художественный образ - это категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления или процесса»[5]. Художественный образ, с одной стороны, это ответ художника на интересующие его вопросы, а с другой - это и новые вопросы, порождаемые недосказанностью образа. Художественный образ экспрессивен, т.е. выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам читателей... Художественный образ самодостаточен, он есть форма выражения содержания. Художественный образ может порождать различные толкования, включая такие, о которых не помышлял автор».
Научная новизна нашей работы определяется выбором предмета изучения: анализ цикла стихов В. Авербах «Рождение звука» предпринимается впервые.
Основным методом исследования является литературоведческий анализ текста, который позволяет установить идейно-художественное своеобразие произведений в единстве содержания и формы.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что представления поэтессы о музыке как о явлении живом и развивающемся («её трудно поймать, ещё трудней – записать…») обусловило своеобразие музыкальных образов в её стихотворениях.
Глава 1. Звук как центральный образ в «музыкальных» стихотворениях В. Авербах
Творческий облик Авербах формировался годами под воздействием поэзии Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой, Бродского, а также музыки Баха, Стравинского, Шнитке, Денисова и др. Музыкально-поэтический талант В. Авербах – полифоничен, она откликается на всякое проявление добра и красоты, постигая сложные тайны бытия:
И бесконечность голосов
Сливается во мне,
Как мысли - вереницей слов,
Как строчки на листе.
Философ Василий Розанов, размышляя о природе поэтического таланта отмечал: «Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только «сделать из себя писателя». Но он не писатель...». Это замечание мыслителя перекликается с представлениями Валерии Авербах о музыке и поэзии: «музыку души» она ощутила в себе с ранних лет; музыка и поэзия для неё неразделимы: «...Я музыку души пытаюсь облечь в слова и предложенья...»[1]. Поэтесса говорит, что ее задача не написать стихи или музыку, а скорее, уловить то, что уже где-то витает.
Цикл стихотворений «Рождение звука», на наш взгляд, передает такое отношение Авербах к творчеству наиболее точно. Круг образов, созданных в «музыкальных» стихотворениях поэтессы (так мы предлагаем назвать произведения, объединенные темой музыки: «Мысли о музыке», «Исповедь роялю», «Флейтист», «Орган», «Саксофон», «Бессонница», «Казнима звука немотой», «Быть может, звук важнее слова»), угадываем: это и музыканты, и композитор, и музыкальные инструменты (рояль, орган, флейта, саксофон), оживающие в руках виртуозов. Несомненно, возникает вопрос: в чем необычность созданных В. Авербах образов?
Литературоведы отмечают, что «художественное обобщение в творческой практике принимает разные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками, то есть зависит от авторского восприятия мира» [5]. Обратимся к стихотворению «Мысли о музыке». На наш взгляд, это - ключ к пониманию всего цикла «Рождение звука». Лирическая героиня говорит: «Я ловлю в себе музыку».
Поэтический образ рождается из музыкального, они дополняют и обогащают друг друга. Для поэтессы музыка повсюду: в душе, во внешнем мире, она неуловима и свободна:
Она уже есть, но ее
Надо расслышать.
Она живет во мне…
Мотив развития звука в музыкальных стихотворениях В. Авербах объединяет все образы, причем читатель может проследить, как звук рождается из тишины.
Я знаю цену Тишины,
Когда она в преддверьи звука,
Сгущаясь в контур пустоты,
Сливается с сердечным стуком.
Свободный полет звуков музыки, желание поймать и понять движение, облечь в форму нотного стана – из всего этого возникает философское размышление о «цене Тишины»[1].
Музыкальные инструменты – рояль, орган, флейта и саксофон, которым адресованы слова восхищения в соответствующих стихотворениях («Исповедь роялю», «Орган», «Саксофон»), превращаются в собеседников. Например, к роялю поэтесса обращается как к своему давнему другу:
Мой верный друг без черт лица,
Мой однокрылый ангел павший.
Это любимый инструмент Леры Авербах, и она будто бы просит у него прощение: «Я тебе изменила со словом… моя жизнь вся из ломаных линий…лишь тебе я доверю отныне и навеки сердечную оторопь».
Трепетное отношение к музыкальным инструментам, благоговение перед ними – вот состояния, которые переживает лирическая героиня В. Авербах: «рабою буду я служить», говорит она, обращаясь к роялю.
Поэзия, музыка и душа связаны неразрывно, и такое единение может вдохновлять на создание необычных образов: звучание музыкальных инструментов сродни явлению ангелов. В стихотворении «Саксофон» поэтесса пишет:
Все минует, как
позабытый сон…
Ангелы в ветвях
плачут в саксофон…
Схожие образы имеются и в других произведениях В. Авербах: о Серафиме упоминает она в стихотворении «Исповедь роялю», о шепоте Бога – в стихотворении «Композитор». Поэтесса подчеркивает неземную природу являющихся ей произведений.
Единство музыки и слова продемонстрировано в стихотворении «Композитор». Именно в этом тексте можно проследить в действии «интонационный метод сочинения»: возникающие в сознании музыкальные импульсы определяют общий характер образов, их эмоциональный тонус [4].
Звука рождение - светом излучено,
С космосом связано тайными нитями,
Комплексы звуков Вами приручены,
Сердцебиениями сокрытые.
Итак, в музыкальных стихотворениях В. Авербах центральным образом является звук: его рождение связано с таинственным ожиданием и тишиной; его звучание – апофеоз красоты, полет души; его замирание – возвращение в реальность. Музыкальные инструменты, которым посвящает поэтесса стихотворения, не просто оживают в момент звучания, они как будто переживают драму вместе с исполнителем, прикасающимся к ним. Музыка в стихотворениях В. Авербах - это и высочайшее искусство, и отражение души человека.
Глава 2. Художественные средства создания музыкальных образов
Единство музыки и слова, для В. Авербах, источник вдохновения, гармонии, а кроме того, тема стихотворений:
Быть может, звук важнее слова,
А интонация – стиха.
Всему виной, всему основа,
Всему предтеча – тишина.
Два вида искусства объединяются в стихотворениях поэтессы и через использование средств создания образов: в стихотворениях активно применяется звукопись, система разнообразных повторов и т. д., пришедшие из музыки. Именно музыка, подобно камертону, позволяет выстроить сменяющиеся образы.
Произведение В. Авербах «Флейтист», написанное в 1991 году, имеет как будто магическую энергию: читаешь его – и захватывает дух. Действие происходит в концертном зале, где и ярко, и строго. Сам флейтист «служитель» и «повелитель» музыки одновременно.
Используемые поэтом олицетворения («отзвук замолчал», «флейта траурно клонится», «флейта прячет тайники» и т.д.) подчеркивают авторское представление о музыке как о явлении живом, одухотворенном. При помощи метафоры и сравнения («В них заточил семь нотных душ,/ Как непростительную малость») воссоздается картина начала выступления флейтиста.
Анафора («И флейта траурно клонится», «И флейта прячет тайники», «И зал затравленно томится», «И зал, томясь, изнемогает») поддерживает ритм стихотворения. Кольцевая (опоясывающая) рифма, чередующаяся с перекрестной, придает особую музыкальность стихотворению.
«Последний отзвук ноты замолчал,
И зал затравленно томится…»
Что мы слышим, когда читаем это стихотворение? Слышим, как замирает звук, при этом в стихотворении ассонанс (повтор о, а) сменяется аллитерацией (используются согласные ф, ш, с): «И клапанов чуть слышен шурш,/ Флейтист,неловко улыбаясь,/ В них заточил семь нотных душ,/ Как непростительную малость»).
Стихотворение «Орган» - это мистическое соединение точности, экспрессивности. Посвящено произведение блестящему пианисту с собственным сценическим мировоззрением, народному артисту Владимиру Хомякову, обладателю обширного и разнообразного репертуара, включающего органную музыку четырех столетий: наряду с классическим репертуаром он часто исполняет произведения современных авторов и «новую» импровизированную музыку.
Вновь мы видим, как музыкальный инструмент оживает: эпитеты («Орган распахнутый», «нерв ладонный», «незримый круг», «напряженный звук», « пламенный овал» и т.д.) и олицетворения («Орган дрожал», «орган молился», «он сморщился и сник» и т.д.) заставляют говорить о музыке как о таинстве. Обращают на себя внимания и сравнения: «И зал томится в напряженье, Как сердце Ирода у Вод», «И звук печален стал и тонок, Как неприкаянный ребенок или мадонны светлый лик»). Они передают состояние души человека: волнение, психологическое напряжение в преддверии прикосновения к чему-то непостижимому («И, кажется: ещё мгновенье-душа не выдержит, умрет…»).
Особая торжественность достигается с помощью лексики, связанной с библейским контекстом: «молитва», «молился», «Ирод у вод», «мадонны светлый лик». Использование её позволяет приобщиться с помощью органа к красоте: « А звука тихая молитва/ Скорбит о нас за все мечты».
Стихотворение «Саксофон» состоит всего лишь из 8 строк, причем о самом музыкальном инструменте говорится в последней строке. Сначала автор создает атмосферу тайны: полночь, ангелы (этому способствует использование сравнения «Все минует, как позабытый сон…» и метафоры «Полночь на размен»). Затем появляются философские раздумья о том, что всё пройдет; и лишь последнее слово - «саксофон» - проясняет связь этих образов и раздумий: все они порождены звуками саксофона.
Что слышим мы, когда читаем стихотворение «Саксофон»? Нам слышится плач ангелов, чему способствует звукопись стихотворения: ассонанс (повторяющиеся а, э, о) («Ангелы в ветвях плачут в саксофон…») – позволяет услышать мотив и настроение текста произведения. Аллитерация (н, в, л, р) – помогают уловить такт стиха.
Подведем итоги. Музыкальные образы в стихотворениях В. Авербах как будто требуют особого сопровождения: необычной возвышенной лексики, одушевления окружающего музыкального мира с помощью олицетворений, переливающихся звуков и разнообразия ритмов.
Заключение
Вероятно, нет такого поэта, который не задумывался бы над тем, как звучат его стихи. Мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям. Выдающийся музыкант и дирижер Леопольд Стокольский писал об этом так: «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом».
В. Авербах, поэт и композитор, черпает свое вдохновение из красоты окружающего мира, из всего, что окружает поэтессу, что занимает её воображение.
Анализ стихотворений цикла «Рождение звука» позволил отметить ряд особенностей в создании музыкальных образов В. Авербах:
Список литературы
Тексты
Исследования
Ресурсы Интернета
Рисуем акварельное мороженое
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Рисуем осенние листья
Белый лист
Эта весёлая планета