Исследовательский ученический проект
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskiy_proekt.ppt | 2.61 МБ |
Слайд 1
Ученический проект Паспорт проекта ТЕМА: «Вольный поезд» до станции Усмань Участники проекта: ученица 9 б класса МБОУ «Оборонинская сош» Хаустова Виктория Руководитель: учитель русского языка и литературы Тарабрина Т. Б. р.п. Мордово 2015 г.Слайд 2
Исследовательский ученический проект Задачи проекта Активизация познавательных интересов к жизни и творчеству Марины Цветаевой. Знакомство с некоторыми стихами М.Цветаевой. Знакомство с записями дневников Марины Ивановны.
Слайд 3
ГИПОТЕЗА Лирика и любовь к родному краю – одна из главных тем в творчестве Марины Ивановны Цветаевой.
Слайд 4
«Вольный проезд» до станции Усмань. Марина Ивановна Цветаева- русская поэтесса , прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Слайд 5
Первые послереволюционные годы для Марины Цветаевой, матери двоих детей, ничего не знавшей о муже, которого судьба занесла в Добровольческую армию, были тяжелейшими, если не сказать трагическими. Впрочем, какие годы в её жизни не были трагическими: 20-е, когда, потеряв младшую дочь, умершую от голода, металась в ожидании разрешения на выезд за границу к мужу? 30-е, уже за границей, где ко всем бытовым невзгодам прибавилась ещё и тоска по Родине? 40-е, из которых ей выпало жить неполных два года?.. Разве что в детстве и юности, когда её жизнь была сплошным воображением, почерпнутым из книг, когда начались первые поэтические успехи и главное – была поездка в Коктебель к Максимилиану Волошину, подарившая ей счастье – встречу с Сергеем Эфроном, встречу, которую оба считали судьбой...
Слайд 6
В многочисленных дневниковых записях Марины Цветаевой явно просвечивает нужда: «Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, “одолженного” соседями, - весь запас...». «Хожу и сплю в одном и том же коричневом, однажды безумно севшем, бумазейном платье, шитом весной 17-го года за глаза в Александрове. Всё прожжено от падающих углей и папирос...».
Слайд 7
Да, это уже 19-й год, а в 18-м Цветаевой с двумя девочками было едва ли не голоднее, не отчаяннее. И это отчаянье толкнуло её на поездку в сентябре 1918 года в Тамбовскую губернию в поисках продуктов – поездку тяжёлую, рискованную, унизительную. Находя отдушину в стихах, которые писала в любой обстановке, Марина Цветаева никогда не расставалась с тетрадью: постоянное желание остаться с ней наедине придавало силы. Но желание это осуществлялось далеко не всегда: быт отнимал почти всё время. Тяжесть быта удесятерял голод. Время уходило не только на то, чтобы истопить печь, сготовить обед, но и на то, чтобы добыть – из чего... У Цветаевой вообще нет случайных стихов, тем более не случайны вот эти: Если душа родилась крылатой – Чт о ей хоромы – и чт о ей хаты! Чт о Чингис-Хан ей и чт о - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных – и сытость сытых! Стихи написаны 5 августа 1918 года . Заветную тетрадь взяла Цветаева и в поездку на Тамбовщину. Записанные диалоги, наброски оформились значительно позже в очерк «Вольный проезд» (в некоторых публикациях это произведение Марины Цветаевой называется повестью).
Слайд 8
Почему для поездки выбраны были именно Тамбовская губерния и именно станция Усмань? Потому что знакомый знакомого Марины Цветаевой – красноармеец реквизиционного отряда, «наводившего порядок» осенью 18-го года в Усмани и близлежащих сёлах, как раз отправлялся туда. С ним, его матерью, приходившейся тёщей приятелю Н., и с самим Н.(имя по какой-то причине не раскрывается) Цветаева и отправилась в это непоэтическое путешествие. С присущей ей остротой восприятия описывает она мельчайшие детали поездки: « С т а н ц и я У с м а н ь ». 12-й час ночи. Приезд. Хозяйка, у которой Цветаевой пришлось прожить-прождать три недели, - бывшая владелица мастерской в Петрограде. Хамка, по определению Цветаевой, превращённой за квартирование в служанку. И после всего этого, после горы перемытой посуды, дважды вымытого пола, выслушанных и вытерпленных оскорблений – к тетради. «Пишу при луне .Вокруг луны о г р о -м н ы й круг. Пыхтит паровоз. Ветви. Ветер. Господа! Все мои друзья в Москве и везде. Вы слишком думаете о своей жизни! У вас нет времени подумать о моей – а стоило бы...».
Слайд 9
Это уже грань отчаянья. Но Цветаева не даёт отчаянью разрастись, она отодвигает реальность, пытаясь создать художественный образ – сказочный сюжет: «Разбойник, разбойникова жена – и я, разбойниковой жены – служанка. Конечно, может статься – выхвачу топор... А скорей всего, благополучно растряся свои 18 ф. пшена по 80-ти заградительным отрядам, весело ворвусь в свою Борисоглебскую кухню – и тут же – без передышки выдышусь стихом!». И «выдыхала» такие строки: Ты дал нам мужества – На сто жизней! Пусть земли кружатся, Мы – недвижны. И рёбра – стойкие На мытарства: Дабы на койке нам Помнить – Царство! Своё подобье Ты в небо поднял – Великой верой В Своё подобье. Так дай нам вздоху И дай нам поту – Дабы снести нам Твои щедроты! Под стихотворением дата: «17 сентября 1918».
Слайд 10
Обходя крестьянские избы, предлагая ситец, мыло, спички в обмен на продукты, Марина Цветаева внимательно всматривается в лица, вслушивается в речь .
Слайд 11
В многодневном походе по избам Цветаеву постигали неудачи: давали за ситец так мало, что приходилось, скрепя сердце, уходить ни с чем. Но за все неудачи, унижения, оскорбления – наконец-то награда: не только добытые в конце концов пшено, мука, сало, но и встреча со... Стенькой Разиным! Так назвала Цветаева слободского парня, который в один из дней вошёл вместе с другими, вернувшимися с реквизиции, и – «сразу кинулся ко мне: - Из Москвы, товарищ? Как же, как же, Москву знаю!..». Найдя общий язык, как-то сразу поняв и приняв друг друга, они проговорили несколько часов подряд: о Боге, о попах, о войне, с которой «Разин» вернулся с двумя Георгиями – спас полковое знамя. Цветаева читает ему свои стихи, не открывая авторства.
Слайд 12
Цветаева дарит «Разину» на память переписанные печатными буквами свои стихи и серебряный перстенёк: «С безымянного моего – на мизинный твой». Они расстаются, но в день её отъезда из Усмани он появился на станции – помочь с посадкой. И, уже стоя в вагоне-теплушке, сдавленная со всех сторон, она увидела прощальный взмах руки: «Ах, рука на прощанье, с моим перстнем! Станция Усмань Тамбовской губ. – последний привет!»... Больше они не встречались. Но тема Стеньки Разина (не от той ли встречи?) возникает в творчестве Марины Цветаевой ещё раз
Слайд 13
31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством в доме, куда вместе с сыном была определена на постой . Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно.
Слайд 15
Сравнение с гепотезой Сравнив выводы с гипотезой, можно утверждать, что цели моего исследования достигнуты.
Слайд 16
Источники информации .wikipedia.org/wiki .tamboff.ru Стихи М . Цветаевой
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Лист Мёбиуса
Машенька - ветреные косы
Колумбово яйцо
Аэродинамика и воздушный шарик