Материал данного исследования может быть использован на уроках литературы и внеклассных мероприятиях, для выступления на классных часах, научных конференциях.
Имя человека - это мощный носитель информации о нём. Носители одного и того же имени часто похожи друг на друга по характеру, образу жизни, а иногда и внешне.
Каждое имя обладает своим персональным образом, сложившимся в ходе истории. Имена великих людей ассоциируются в общественном сознании с определенными стремлениями и достижениями. Как правило, когда человека называют его национальным именем, это уже само по себе делает его причастным к обычаям и культуре своей народности.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_rol_imeni_v_sozdanii_obraza_drevnerusskih_bogatyrey.zip | 170.47 КБ |
I. Значение имени
«Как корабль назовешь, таким и будет плавание» - эта поговорка, как и любая другая народная мудрость, возникла не просто так.
Имя - это ключ к человеческой душе.
Имя человека - это мощный носитель информации о нём. Носители одного и того же имени часто похожи друг на друга по характеру, образу жизни, а иногда и внешне.
Каждое имя обладает своим персональным образом, сложившимся в ходе истории. Изначально в качестве имен у наших далеких предков выступали «говорящие» словосочетания, несущие определенный смысл: «Быстрый олень», «Большой клык», «Зоркий глаз». Со временем имена обрели более простую и благозвучную форму, и их значение ушло с поверхности восприятия. Но у каждого имени, тем не менее, осталось своё индивидуальное толкование.
В русском языке имена бывают собственными и нарицательными, но личные имена находятся на определенном положении. Так было и во времена христианства и язычества. Тогда имя не воспринималось исключительно как занятный набор звуков, радующих слух. В его обязанности вменялось желать или
оберегать, предрекать и напутствовать.
Древнерусские имена были ограничены определенными жизненными обстоятельствами. Появились первые, уже давно забытые имена – Ерш, Заяц, Доброжир, Репих, Добрыня, Мистиша, Молчан, Некрас, Неждан, Мал, Крив, Недан. Имя несло в себе пожелание родившемуся ребенку или информацию о человеке – его занятии, личных качествах или внешности. Например, порядком появления детей в семье, для чего использовали числительные и существительные, обозначающие величины от одного до десяти: Первой, Починок, Старшой, Второй, Вторышка, Третьяк, Четырь, Четвертуня, Четвертенок, Пятой, Пятыш, Пятак, Шестерка, Семой, Семко, Семуша, Осмак, Девятой, Девятка, Десятка.
Имена давали по времени появления на свет, по явлениям природы или обстоятельствам, окрасившим это событие: Вешняк, Ярец (рожденный весной), Жар (родившийся в жаркое время года), Постник (родившийся во время поста), Метелица, Гроза (такие имена выполняли еще и охранную функцию).
Многие имена характеризовали внешность младенца: Беляй, Чернуха, Уголек, Носик, а также отношение родителей к их появлению: Ждан, Неджан, Надея, Нечай, Любим, Бажан, Бажен («бажать» - очень желать).
Часто вместе с настоящим именем давалось имя поганое (с отрицательным содержанием) – Жаба, Злыдень, Волк, Старик, Кощей, Злоба, Ненаш, Неудача, Неклюд, Захворай, Неустрой, Грязнуха, Горе – для того, чтоб отвести черную силу и на поганое имя направить сглаз и порчу.
Затем появилось много сложных имен, имеющих корни -жир-, - мир-, -полк (Домажир, Жизномир, Тихомир, Святополк). До наших дней дошло очень много имен с корнем -слав. И это неудивительно, потому что хроники, где встречались имена, чаще описывали деяния князей и воевод, нежели простого люда. Отсюда к нам пришли такие имена как Ярослав, Святослав, Всеслав, Брячислав.
На протяжении ХІ-ХVII веков можно проследить долгую и упорную борьбу имен дохристианских с календарными, церковными. Последние к XVIII веку вышли победителями, хотя победа им досталась дорогой ценой. Многие календарные имена под влиянием фонем русского языка изменились до неузнаваемости. А в святцы попали такие дохристианские имена как Ярослав, Борис, Глеб, Олег, Ольга, Игорь, Святослав, Владимир, Всеволод, Владислав.
Безусловно, имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа.
Значение имен богатырей.
Алёша Попович
Значение имени. Имя Алесей связано со значением «зашитник». Ласковое Алеша, Алешенька.
Прозвище Попович получено им по его происхождению – родом из Ростова, сын соборного попа Леонтия.
Однако прототипом создания образа Алеши Поповича стал Александр Попович, живший в 13 в., известный воин. Известен он был по большей части в своём родном Ростове. Служил владимирскому князю Всеволоду Большое Гнездо, потом его сыну Константину, отправленному отцом на княжение в Ростов. Прославился Александр Попович не в сражениях с внешними врагами, а участием в княжеских усобицах. Помогал Константину в войне против брата Юрия, от его руки якобы пало множество владимирских ратников, как будто это не свои же русичи. После смерти Константина Александр Попович перешёл на службу к киевскому князю Мстиславу Романовичу и погиб в битве на Калке (Д.С. Лихачёв "Летописные известия об Александре Поповиче")
Имя былинного персонажа слегка видоизменилось, но происхождение осталось прежним, ростовским.
Вольга (Волхв) Всеславьевич.
Значение имени. Вольга (Волег), славянское – «гостеприимный». Волхв от греческого «мудрец», путем превращения имени нарицательного в собственное, связано с обучение богатыря у волхвов (мудрецов, волшебников) и его способностью к овладению волшебством (мог становиться оборотнем: соколом, волком, турой, муравьем).
Добрыня Никитич
Значение имени. Имя Добрыня – это славянское имя. Дословно это имя означает «добрый», но у славян это слово почти все время употреблялось в значении «удалой», «самый лучший», нежели в описании черт характера. У славян было имя Добрын, а Добрыня – это уменьшительно-ласкательное обращение, но оно стало собственным именем, поэтому именно в этом виде упоминается имя богатыря Добрыни Никитича – одного из главных героев былинного эпоса.
Само имя Добрыня относится к числу «некалендарных» имен, которые употреблялись среди русского народа после принятия христианства. А это значит, что это имя было или вторым - языческим именем, или же - прозвищем, полученным за определенные личные качества: доброту, красоту, величие.
Отчество Никитич обусловлено происхождением Добрыни Никитича. Он был сыном богатого гостя Никиты Романовича, который умирает, когда Добрыня Никитич был ещё ребёнком или даже находился во чреве матери. Его воспитывает мать Амелфа Тимофеевна, благодаря которой Добрыню Никитича отдают в учение, где он «научился в хитру грамоту». Его «вежество», знание манер постоянно подчёркивается в былинах; он поёт и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
Дунай Иванович принадлежит к числу богатырей сватов.
Значение имени. Имя его произошло от реки Дунай, как это доказывает постоянно сопровождающий его в былине эпитет «тихий». Кроме того, в нем воплощено олицетворение реки, но не теперешнего Дуная, а реки вообще (исследователь Миллер полагает, что слово Дунай было первоначально нарицательным). Река эта не была земной, а небесной, она была вообще вместилищем воды, туч, поэтому богатырь представляет собой мифическое существо.
Дубыня (Вернидуб, Дубынич, Вертодуб, Дугиня) — земля.
Персонаж восточнославянских сказок; лесной великан, может обращаться в Змея, охраняет пекельное царство.
«Дубье верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубье рвет».
Еруслан Лазаревич (Руслан, Уруслан Залазарович)
Значение имени. Имя Еруслана Лазаревича восходит к иранскому эпосу о Рустаме («Шахнамэ»). Мотивы иранского эпоса были заимствованы при тюркском посредстве: Арслан («лев», рус. Руслан) — тюркское прозвище Рустама, отец Еруслана Залазар — отец Рустама Заль-зар.
Таким образом, имя Еруслан Лазаревич является упрощенным именем, более легким для произношения, от Арслана Заль-а-зар.
Иван Медведко
Значение имени – сын Репки, родившейся от уголька, оставшейся репы в печи и Медведя, взявшего юную Репку в полон.
Илья Муромец
Значение имени. Относительно того, что означает имя Илья, мнения исследователей разделились. Одни считают, что оно переводится с арамейского как «Яхве – мой бог» или «верующий», другие предполагают, что оно восходит к имени Илия и имеет значение «крепость Господня». В любом случае происхождение этого именования тесно связано понятиями истинной веры и христианского Бога.
Илья, как богатырь крестьянского происхождения, прикреплен к городу Мурому и селу Карачарову, т.е. к Ростово-Суздальской области. Отсюда и прозвище Ильи — Муромец. Но если мы обратимся к старым записям былин, то найдем достаточно указаний на то, что такое приурочивание — плод позднейшего творчества той эпохи, когда вместе с колонизационным движением из Киевской Руси в Ростово-Суздальский край киевские старины попали на северо-восток и имена лиц, названия местностей Киевской Руси стали приближаться и смешиваться с именами деятелей и названиями местностей в Ростово-Суздальской области
Изучение привело к констатированию существования целого рода названий весьма близких к старому прозвищу Ильи. На Волыни есть местности под названием Моровеск и Муравица. Но особенно прочно можно установить существование мест с
названием, близким к старому прозвищу Ильи, в Черниговской области. В Черниговской губернии есть село Моровск, соответствующее древнему городу Моровийску, первое упоминание о котором встречается в летописях под 1139 г.
Эти данные заставляют предполагать, что до Ростово-Суздальской эпохи в русской истории деятельность Ильи связывалась с Черниговской областью и приурочивалась к городам Моровийску и Карачеву. Такое предположение находится, во-первых, в полном согласии с историей: в течение более двух веков (с XI-XIII) Чернигов играет роль соперника Киева по силе, богатству и славе; Черниговская область является ареной, где происходят многочисленные военные столкновения русских князей друг с другом или с половцами. Былины, изображающие освобождение Чернигова от осаждающей его силы, является несомненно отголоском исторических событий, связанных с именем этого города. В одной из нынешних былин родным городом Ильи называется Моров, напоминающий по своему звуковому составу — Моровийск. По другой былине Илья просит у отца благословения ехать в Чернигов и уже из Чернигова отправляется в Киев к Владимиру. Во-вторых, при этом предположении устраняется ряд недоразумений, возбуждаемых нынешней редакцией былин о первом выезде Ильи: Илья выезжает из Мурома и села Карачарова с целью попасть в Киев; Чернигов стоит значительно в стороне от пути в Киев; между тем Илья Муромец попадает под Чернигов, делая таким образом значительный крюк, ничем не объясняемый. Если же предположить, что Илья выезжает из Моровийска, то тогда действительно Илья неизбежно должен был по пути в Киев проезжать мимо Чернигова.
Микула Селянинович
Значение имени. Микула Селянинович - былинный богатырь -крестьянин.
Личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Поэтому имя Микула является вариантом имени - Викула - объясняется переходом губного носового "м" в губной неносовой в олонецком говоре.
Интереснее происхождение отчества Микулы: Селянинович (Селянович, Селянинов, Сеятелевич, Селягинов и Селягинович).
Из этих форм наибольшее право на архаичность принадлежит форме Селягинович (Селягинов). Как не совсем понятная, она могла быть осмыслена в форму Селянинович.
Формы Селягин и Селягинович выводятся из старинного слова сельга, встречающегося в XIV в. и обозначающего нивы, запущенные под траву и лес. Название сельга до сих пор существует в Олонецкой губернии. Пахать поросшую лесом и травой сельгу было крайне трудно: приходилось постоянно наскакивать на коренья деревьев, хотя еще не слишком глубокие, -
и действительно из былины видно, что Микула Селянинович орал (вспахивал) не ниву, а сельгу, так как вывертывал сохой коренья.
Михайло (Иванович) Потык (Поток)
Богатырь известный в северно-русских былинах как красавец и змееборец.
Значение имени. Имя Потыка (Потока) неоднозначно, некоторые ученые объясняют влиянием заимствований из болгарской житийной литературы (Михаил из Потуки — святой воин из XI века, в фольклоре боровшийся с драконом), другие (проф. П. В. Владимиров) сопоставляют его с древнерусским именем «Пътка» — птица. Михайло Потык непосед, и поэтому, имя его первоначально звучало не Потык, а Поток, что значило «бродячий, кочевой»; поэтому он является идеалом кочевника.
Также в качестве примера стоит привести наличие на Западной Украине речки под названием Поток,вотчины известных магнатов Потоцких (из Потока). Т.е. возможно описывается богатырь Михайло из Потока.
Никита Кожемяка
Значение имени. Никита – «победитель» (имя Никита греческого происхождения).
Прозвище Кожемяка он получил по роду своей деятельности – жил в Кожевенной слободе и был простым ремесленником: мастером кожевенных дел.
Существует версия, что у образа Никиты Кожемяки был реальный прототип – юноша по Ян Усмошвец, который обладал необычайной силой и способен был разрывать бычьи кожи руками.
Пересвет (Александр)
Значение имени. Пересвет (старославянское) – « светлый, переливный свет».
Значение имени. Миллер считает его имя чисто киевским, происшедшим из «святой» и «гора», обозначающих богатыря величиною с гору; по его мнению, первоначально Святогор служил олицетворением громадных, залёгших всё небо, неподвижных туч. В этом лице, по мнению Миллера, умеющем «смешать земных с небесными», является что-то стихийное, титаническое, враждебное земле. Кроме того, местом проживания Святогора были Святые горы, т.е. «богатырь святогорский».
Значение имени. Имя Соловей происходит от названия птицы соловей – «птица солнечная», становясь именем собственным. Подтверждает это и тот факт, что Соловей Будимирович был искусным певцом и игроком на гуслях.
Отчество Будимирович происходит от славянского имени Будимир: «пробуждающий мир».
Значение имени. Имя Сухман толковалось как тюркское «Су хан»(«Сухон»), слово, обозначающее название пересыхающей реки. Сухан — «князь реки».
Отчество Одихмантьевич (Долмантьевич) происходит от имени отца богатыря Долманта, прототипом которого стал псковский князь Довмонт (от лит. Daugmantas), правившего с 1266 по 1299 гг.
Усыня (Усыныч, Усынка, Крутиус)
Значение имени — вода.
Слово «усы» предположительно является переносом названия плеча.
Чурила Пленкович
Чурило Пленкович происходил из Сурожа.
Значение имени. Чурила, т.е Кирилл (древнегреческое) - «господин», «владыка».
Чурила Пленкович понимается как Кирилл сын Плёнка, Френка, Франка, то есть итальянского сурожского купца (этим именем Феленк, Ференк турки и татары обозначали в Крыму генуэзцев).
Словарь толкований
имен богатырей земли русской.
Рисуем крокусы акварелью
Глупый мальчишка
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Хризантема и Луковица
Сказочные цветы за 15 минут