Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_pomnili.docx | 28.56 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Затонская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Республиканский конкурс
научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«Аксаковские чтения»
Сочинение-репортаж на тему:
«Чтобы помнили!»
Работу выполнила
ученица 8 класса
Зайцева Елена Алексеевна
Руководитель
Кулагина Марина Владиславовна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
Сочинение-репортаж на тему:
«Чтобы помнили!»
Над грозою торжествует радуга,
А над смертью торжествует жизнь.
Ведущий. Сегодня мы ведем репортаж из литературной гостиной, где проходит презентация наиболее значимых книг советской литературы, посвященных актуальной проблеме исторической памяти.
Учитель. Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне, которая стала для нас уже историей, легендарной страницей жизни нашей Родины, наших родных и близких. Книги о подвиге народном стали выдающимся литературным памятником тем, кто добыл в жестокой борьбе победу, шагая огненными дорогами, тем, кто оставил миру на века память о великом мужестве русского народа и заветы ныне живущим. За каждой строкой – нравственный наказ: оглянись, посмотри, ведь жизнь прекрасна под мирным небом, будь хозяином родной земли, пропитанной слезами и кровью защитников, помни о том, что несут нам проклятые войны! Из ставших уже классическими художественных произведений вы, ребята, узнаете о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа. Сегодня наш разговор мы посвящаем проблеме памяти и вспомним тех, кто прошел через великие муки, делая все для защиты Родины. И героями нашей беседы станут советские писатели, в судьбе которых была война, и их мудрые книги, написанные чутким сердцем. У нас в гостях Елена Александровна Ильина, Любовь Фёдоровна Воронкова, Ванда Василевская, Борис Исаакович Балтер. А также в нашу литературную гостиную мы пригласили ветерана Великой Отечественной войны Шишокину Марию Андреевну, участницу самоотверженных боев за Сталинград.
Ученик. Я задумался о том, что знаем мы о своих родственниках, которые воевали, что вообще знаем о войне, о детях, которые были непосредственными участниками или свидетелями тех страшных дней, и выяснил, что не так и много знаем. Тогда я решил прочитать книги о юных героях и выяснить, что побудило тех девчонок и мальчишек в далекие «сороковые- роковые» встать на защиту Родины и что помогло воспитать в том поколении стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает сегодняшнему поколению. Прочитав несколько книг, я понял: как несовместимы понятия – дети и война! Никогда эти слова не должны стоять рядом! Война отбирает у мальчиков и девочек детство, настоящее, беззаботное, с книжками и тетрадками, играми и праздниками. Но, к сожалению, дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь. Мы, молодое поколение, должны помнить о наших предках и никогда не забывать о том, какой ценой досталась нам победа. Мы с ребятами составили список советской литературы о юных героях Великой Отечественной войны и прочитали их. Наиболее значительными показались нам произведения Елены Ильиной «Четвертая высота», Любови Воронковой «Девочка из города», Ванды Василевской «Радуга» и повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!».
Ученица. Елена Александровна, Вами написано много книг для детей младшего и среднего возраста. Скажите, почему именно детям Вы адресуете свои замечательные произведения?
Е.А.Ильина. Действительно, почти все мои книги для детей. Я, как и мой брат С.Я.Маршак, люблю детей, ведь они прекрасны, наивны, милы, восторженны. Они романтики, мечтающие о приключениях и открытиях.
Ученица. Моя бабушка говорит, что Ваши книги – её любимые с детства и на них воспитывалось их поколение: не так важно, в какое время человек жил, а важно, что он делает, зачем делает и чего хочет добиться в жизни. Мы после окончания школы, вспоминала она, с восторженным чувством выбирали свою жизненную дорогу, нам хотелось помогать другим, приносить пользу людям. А сейчас всё иначе, разве встретишь сейчас подростка, который хотел бы озеленить пустыни? Ваши книги моя бабушка называла образцами той, прежней жизни, отзвуком чужого мужества и стремлений. Расскажите, пожалуйста, как возник у Вас замысел повести «Четвертая высота» и что Вы можете сказать о своей героине?
Е.А.Ильина. Книга «Четвертая высота» впервые вышла в свет в 1946 году. История этой короткой жизни не выдумана. Девушку, о которой написана моя книга, я знала ещё тогда, когда она была ребёнком, знала её также школьницей-пионеркой, комсомолкой. Мне приходилось встречать Гулю Королёву и в дни Отечественной войны. А то, чего мне не удалось увидеть самой в её жизни, восполнили рассказы её родителей, учителей, подруг, вожатых. О её жизни на фронте рассказали мне её боевые товарищи. Мне посчастливилось также читать её письма: от самых ранних на линованных страницах школьной тетрадки и до последних, наскоро написанных на листках блокнота в короткие минуты отдыха между боями. Всё это помогло мне увидеть яркую и напряжённую жизнь Гули, представить себе не только то, что она говорила и делала, но также и то, что она думала и чувствовала. Я буду рада, если для вас Гуля Королёва станет такой же близкой, какой она была для нас.
Ученица. Книга рассказывает о трагической судьбе героической девушки Гули Королевой, которая в своей короткой жизни преодолела четыре высоты, и, к сожалению, четвертая высота оказалась для нее последней. Почему мы вспоминаем Гулю Королеву именно в день завершения Сталинградской битвы?
Е.А.Ильина. Моя героиня имеет прямое отношение к тем событиям, которые происходили под Сталинградом семьдесят лет тому назад. После гибели мужа Гуля оставила сына Сашу на попечение своей матери, записалась добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон 780-го стрелкового полка. Весной 1942 года дивизия, в которой служила Королева, отправилась на фронт в район Сталинграда. 23 ноября 1942 года во время боя за высоту 56,8, что находилась близ хутора Паншино, она вынесла с поля боя пятьдесят раненых солдат. Но когда был убит командир, подняла в атаку бойцов, первая ворвалась во вражеский окоп, несколькими бросками гранат уничтожила пятнадцать солдат и офицеров противника. Была смертельно ранена, но продолжала вести бой, пока не подоспело подкрепление. Дружным, единым натиском высота 56,8 была взята, отвоёвана, оплачена кровью - последняя высота в Гулиной жизни. Ей было всего двадцать лет! 9 января 1943 года командованием Донского фронта Гуля Королева была награждена орденом Красного Знамени посмертно. А под Волгоградом, недалеко от хутора Паншино, вблизи той возвышенности, которая называлась в военное время высотой 56,8, высится памятник. С медальона обелиска смотрит на нас милое и такое родное лицо Гули, а ниже, под медальоном, вырезана на камне надпись «Вечная слава героям, павшим в боях за Родину». У памятника часто собираются юноши и девушки, приходят сюда и дети. Каждому хочется принести сюда живые цветы, молча постоять здесь и подумать.
Ученица. Ваша книга носит название «Четвертая высота», это значит, что речь идет о тех высотах, которые героиня преодолела в своей жизни: первой высотой было взятие барьера на непослушном коне, второй - экзамен по географии, сданный на «отлично». Ей было трудно одновременно сниматься в кино и учиться, она сильно сдала в учебе, но взяла себя в руки и подготовилась, третьей ее высотой стал первый прыжок в воду с высоты восьми метров, и четвертая высота – это её героический поступок в битве за Сталинград. А я думаю, если бы Гуля осталась жива, в её жизни было бы ещё очень много разных высот и побед. История этой смелой, бесстрашной девушки потрясает! Такой цельный характер! Сегодня на нашей встрече присутствует Шишокина Мария Андреевна, ветеран Великой Отечественной войны, участница боев за Сталинград. История Гули Королевой – это отчасти и Ваша, Мария Андреевна, ведь Вы тоже, как и наша героиня, защищали Сталинград?
Шишокина М.А. Да, Гуля Королева – моя ровесница. Этот образ вобрал в себя стойкость, смелость и героизм юных защитников Сталинграда. Только благодаря таким бойцам и их самоотверженности была одержана победа над фашизмом! Мы же подвозили топливо для наших танков в Сталинград по Волге. Главным для нас была ненависть к врагу, потому что на их зверства к тому моменту мы успели насмотреться. Нацисты разоряли всё. Кожу на руках нашим солдатам сдирали вместе с ногтями, глаза выжигали каленым железом, на деревьях вешали тела девочек, детишек и т.д. Этого никогда не забудешь, и сейчас у меня перед глазами встают те чудовищные картины. Разве это можно забыть?! Пять месяцев в Сталинграде были, как пять лет, казалось, что сама земля дышала огнем. И сегодня мы по праву можем гордиться тем, что совершили: отстояли Родину! Мне хочется пожелать вам, дорогие ребята, мирной и счастливой жизни, чтобы вы никогда не узнали, что такое война, и чтобы в вашей жизни были только мирные высоты вдохновенного творческого труда.
Е.А.Ильина. Ребята, память о короткой Гулиной жизни, отданной за нас, должна жить в ваших детских сердцах!
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна.
Давайте это будем помнить!
Ученик. Любовь Федоровна Воронкова принадлежала к поколению детских писателей, начавших свой творческий путь в тридцатые годы. Но и сейчас ее произведения современны, они всегда находят отклик в сердцах читателей, ведь писательница оказывается в русле самых современных вопросов детской литературы: взаимодействия природы и человека, воспитания доброты в детях, формирования привычки к труду, пробуждения активной любви к Родине. Книга Любови Федоровны Воронковой «Девочка из города», которая в этом году отмечает свой семидесятилетний юбилей, сразу же принесла автору большую известность. Написанная в суровом 1943 году, она и до сих пор трогает сердца детей и взрослых, потому что талантливо рассказывает не только о великом бедствии, но и о великом мужестве народном, которое помогает выстоять в лихие времена, возрождает к жизни. Любовь Федоровна, что стало толчком к написанию этой очень интересной книги, так актуальной сегодня?
Л.Ф. Воронкова. Идею повести подсказала сама жизнь. Была война. Враг подступал к Москве, уже был под Волоколамском. Город нещадно бомбили. Люди уходили из города. Кругом полыхали пожары. Вместе с толпами людей уходил из города и детский сад. Воспитатели сами уводили детей. И когда они шли по шоссе, фашистские самолёты снижались и расстреливали бегущих малышей. Это кажется чудовищным. Но это было. Воспитатели не бросили детей. Они уводили их всё дальше и дальше от фронта. И когда проходили деревнями, то многие колхозники брали в свои семьи детей. Живы родители – так найдут. А погибли – так пусть дети здесь остаются. Во время войны много осталось сирот, на их долю выпало недетское горе, но ребенку нужна мама, прежде всего, своя, родная мама, которую он помнит, которой бы рассказал то, что чужому не расскажешь. Вот я и подумала: явится чужая женщина, пусть добрая, пусть ласковая, и скажет, что её надо называть мамой. Но разве легко назвать мамой чужую? Пусть очень хорошая, но это ведь не мама! От этих мыслей и чувств родилась книга «Девочка из города». Была война, я сидела в своей полуподвальной комнатушке с ногами на диване, потому что с улицы в окно текла весенняя вода и на полу стояли лужи; над крышами каждый вечер завывали бомбы, а я писала свою «Девочку из города» карандашом в школьной тетрадке. И совсем не предвидела, что эта скромная книжка обойдет чуть ли не весь мир.
Ученик. Не осталась одинокой в своём горе героиня Вашей повести Валентинка, у которой погибла мать. Чужие люди из села Нечаево пришли к ней на помощь, взяли в свой дом. Трудно приживалась девочка. Трудно было назвать матерью полюбившую её всем сердцем Дарью Шалихину. И всё-таки пришёл светлый день. Вместе с весной оттаяло сердце девочки. Она принесла Дарье подснежники, «подошла и протянула ей горсточку свежих голубых цветов, еще блестящих, еще пахнущих лесом: «Это я тебе принесла… мама». Она назвала добрую, терпеливую женщину мамой, ведь всё лучшее в человеке ярче всего проявляется в годы тяжких испытаний. Это снова и снова утверждает Ваша повесть. Доводилось ли Вам встречать в жизни таких вот детей-сирот и чутких отзывчивых женщин, полюбивших их?
Л.Ф. Воронкова. В моей повести всё взято из самой жизни, ни слова выдумки. Мне довелось видеть в войну таких вот, как Валентинка, детей-сирот. Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете. Встречала я и женщин, похожих характером на Дарью Шалихину, чутких, отзывчивых, мудрых, всегда готовых прийти на помощь тому, кто больше всего в ней нуждается.
Ученик. Ваша книга написана сердцем, искренностью, добротой, способностью к состраданию, исполнена высокой человеческой чистоты, которую Вы встречали в страшные годы войны. Вы писали всегда о главном: о любви к Родине, уважении к труду, людской доброте, честности во всём, дружбе людей, в каком бы возрасте они ни были: взрослые или дети. В книгах не устаёте говорить о дружбе, и каждый раз по-новому, не повторяясь. Вам хочется верить, потому что это настоящее! По Вашим книгам легко угадывается, что волновало взрослых и детей, чем жила страна в те суровые годы. Спасибо Вам за это большое!
Ученица. У нас в гостях польская и советская писательница, поэт, драматург, сценарист и общественный деятель, трижды лауреат Сталинской премии Ванда Василевская, которая в 1942 году выпустила повесть «Радуга», где рассказала о мужестве советских людей в войне. Еще одна книга о войне. Еще одна жизнь прожита с теми, кто воевал, сражался, защищал своих детей, свои семьи, нас. Уважаемая пани Ванда, я удивляюсь оптимизму, который пронизывает эту замечательную, добрую, настоящую книгу. Она читается со слезами счастья на глазах и гордости в душе за тех парней, которые бросались под обстрел с криком: «За Родину!». Гордости за женщин, которые не просто ждали своих мужей и сыновей с войны, но и сами давали отпор фашистам. Так и звучат в голове уже полюбившиеся слова: «Над грозою торжествует радуга, а над смертью торжествует жизнь!». Да, сейчас мы живем в другой стране. И люди сейчас другие. Но пока мы читаем вот такие книги и помним нашу историю, мы можем называться людьми.
В.Василевская. Огромным трагизмом пропитана эта книга, написана реалистично. Жестокость фашистов не знает предела, как и нет предела героизму наших людей. Было много всего. Много страшного было. И выжили люди. Выстояли. Книга заканчивается на оптимистической ноте, так как она была написана в 1942 году, а в тот момент я, конечно, не знала, что будет дальше, но понимала, что это было только начало, а сколько еще предстояло пережить...
Ученица. Да, насколько ничтожны наши сегодняшние мнимые проблемы и мелкие разочарования по сравнению с тем, что советский народ претерпевал во время Великой Отечественной войны! Люди героически терпели все лишения и горести, стояли друг за друга, плечом к плечу, шли навстречу смерти, высоко подняв голову. Такие люди заслуживают вечной памяти! И писатели, сумевшие своими книгами воспитать не одно поколение детей, достойны нашего уважения и восхищения! Спасибо Вам за Ваш писательский подвиг!
Ученик. «До свидания, мальчики!» - наиболее значительное и зрелое произведение Бориса Исааковича Балтера, русского советского прозаика. Это повесть о предвоенном поколении, о южном городе, наполненном солнцем, морем и удивительными запахами. Рассказ ведется от лица главного героя Володи Белова, в котором совмещаются и мальчишка, и прошедший войну сорокалетний, много повидавший мужчина. Борис Исаакович, почему Ваша повесть сразу после опубликования в журнале «Юность» в №8-9 в 1962 году покорила сердца миллионов людей, была переведена на многие языки и издана во многих странах?
Б. И. Балтер. Моя книга интересна всем, кому небезразлична судьба человека в истории большой страны. В ней рассказывается о последних школьных беззаботных днях троих мальчиков перед началом войны в небольшом крымском городке Евпатория. Рассказ ведется от первого лица, время от времени рассказчик оценивает происходящие события с высоты своего взрослого опыта. Это повесть о последних днях мирной жизни, пока не обрушилась война.
Ученик. Такие книги стоит читать. Они дают пищу для размышлений, заставляют задумываться о жизни, о её ценности, о её проблемах. А главное заставляют задуматься о том, как мы счастливы, что нам не довелось жить в то страшное время. А мирную жизнь нам подарили герои той Великой войны!
Учитель. Давайте почтим память погибших русских воинов в Великой Отечественной войне минутой молчания!
Ученица. Уважаемые гости, со страниц ваших произведений мы узнаем о том, что война не только радость побед и горечь поражений, а война - это суровые будни, наполненные кровью, болью, насилием. Память об этих днях будет жить в наших душах вечно. Может быть, настанет тот день, когда на земле утихнут стоны и плач матерей, залпы и выстрелы, когда наша земля встретит день без войны!
Ведущий. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Память – это основа совести и нравственности. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками». Мы должны вобрать в себя прошлое и настоящее, войну и мирное время и осмыслить свое предназначение на земле. На этом наш репортаж заканчивается. Благодарим всех за участие.
P. S. В тот же день, держа в руках красные гвоздики, мы с ребятами отправились к обелиску Славы, чтобы почтить память погибших бойцов, которые сумели защитить свою Родину.
Юные безусые герои, юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной, благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм!
Нора Аргунова. Щенята
Злая мать и добрая тётя
Иван Васильевич меняет профессию
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Весенняя гроза