Сочинение на муниципальный этап Всероссийского конкурсе сочинений 2016 года Тематическое направление - Русская литература в отечественном кинематографе Тема сочинения Этим он мне и нравится. (Об экранизации повести Н.В. Гоголя "Вий")
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_fedchenko_veroniki_ob_ekranizatsii_povesti_gogolya_viy.docx | 21.36 КБ |
Сочинение
на муниципальный этап Всероссийского конкурсе сочинений 2016 года
Тематическое направление
- Русская литература в отечественном кинематографе
Тема сочинения
Этим он мне и нравится.
Любишь ли ты смотреть «ужастики»? Большинство моих сверстников безоговорочно ответят: «Да!» и назовут массу современных популярных фильмов – ужасов. Я тоже обожаю ужасы, мистику, фантастику. Удивительно ли, что листая каналы в поисках чего-нибудь интересного и наткнувшись на кадр с летающим гробом, я стала смотреть именно этот фильм? Представляете, стоит в очерченном кругу семинарист Хома Брут, читает молитвы, а вокруг парит гроб с красивейшей девушкой. Она тянет к нему руки, вот-вот коснётся юноши…но запел петух и сила ведьмы иссякла. Она снова спокойно лежит , как и полагается покойнице, на смертном одре, а бурсак, вырвавшись из ночного заточения в церкви, спешит рассказать о случившемся знакомым, которые делятся с ним похожими историями.
Фильм я смотрела, затаив дыхание. Сразу же после его окончания, узнала, что это был «Вий» Кинокартина снята по мотивам одноимённой повести Н.В. Гоголя в далёком 1967 году режиссёрми Георгием Кропачевым и Константином Ершовым. Конечно же, я решила прочитать оригинал и, поверьте, нисколько об этом не пожалела.
Повесть, как и фильм, великолепна. Два героя произвели на меня неизгладимое впечатление: панночка и Вий. Панночка поражает своей совершенной красотой, которая олицетворяет собой силы зла. «Перед ним [Хомой Брутом] лежала красавица, с растрепанною роскошною косою, с длинными, как стрелы, ресницами", - пишет Н.В. Гоголь. И я сразу представляю, как панночка бросает взгляд на человека и с её глаз срываются ресницы-стрелы и вонзаются в очередную жертву. Да, не хотелось бы мне попасть под прицел этих глаз! Но как тогда образ гоголевской панночки соотнести со словами Ф.М. Достоевского, что «красота спасёт мир»? Какое же спасение мира? Всякий, на кого панночка обратит внимание, обречён на страдание и смерть. Кто же из двух великих писателей прав, кто из них ошибся? Трудным показался мне этот вопрос, а ларчик, как говорится, просто открывался. Оба классика правы!!! Ф.М. Достоевский говорил о красоте души, о духовной красоте. Нет такой красоты у панночки, вот и несёт она погибель каждому, чья судьба пересекалась с нею. Только мало ей одного взгляда, и тогда другие средства пускает ведьма в ход.
Второй персонаж настолько поразил мое воображение, что я решила узнать, как Н.В. Гоголь придумал Вия. Но в примечании к книге сам автор писал, что эта повесть является преданием, и всё изложенное в ней написано так, как он слышал, без каких-либо изменений. И что же получается? Вий существовал в реальности или это просто фантазии народа? Оказывается, в славянской мифологии Вий - бог поземного царства, чьи глаза всегда скрыты под веками, бровями или ресницами. Его веки поднимали с помощью вил его помощники. Один взгляд Вия мог принести смерть, вот уж точно убийственный взгляд. К страшному исчадию ада обращаются только в крайних случаях, и горе тому, кто слаб душою, кто прямо в глаза посмотрит Вию, как это сделал в третью ночь Хома. Образ Вия так поражает воображение, что слабонервным лучше на ночь не читать книгу, а то до утра они будут смотреть «ужастики».
Фильм «Вий» (1967) является единственной классической экранизацией повести Н.В. Гоголя. Удачно подобранные артисты и их великолепная актёрская игра помогли достичь той самой гоголевской атмосферы, где переплетается реальное и фантастическое. Это был первый советский фильм ужасов. Кинокартина смотрится на одном дыхании , хотя она и черно-белая. Роль панночки принесла Наталье Варлей огромную популярность. Но мало, кто знает, что сцена с летающим гробом едва не стала для актрисы роковой. Во время одного из дублей Наталья, несмотря на все страховки, выпала из гроба, и только благодаря молниеносной реакции Леонида Куравлева, игравшего роль Хомы Брута, актрисе удалось избежать травм. А костюм Вия оказался настолько тяжёлым, что никто из артистов не мог передвигаться в нём. И тогда пригласили штангиста, которому оказалось под силу его носить.
Режиссёрам удалось точно передать содержание повести Н.В. Гоголя, по моему мнению, книга и фильм одинаково увлекательны. Любители читать с удовольствием полистают книжные страницы, и их богатая фантазия создаст удивительные картины, не хуже отснятых на киноплёнку. А те, кто предпочитает книге просмотр фильма, узнают авторский замысел из удачной экранизации.
Но оказывается, так бывает не всегда. Увидев рекламу нового фильма «Вий», я в предвкушении встречи с героями Гоголя, поспешила на киносеанс. К сожалению, только название и осталось от прекраснейшей повести.
Летом я посмотрела немало экранизаций по произведениям, которые читала. Чаще режиссер предлагает зрителю своё личную интерпретацию прочитанного. Когда знаешь оригинальный текст, можно согласиться с особым пониманием книги или нет. Поэтому для вдумчивого читателя фильм всегда будет одним из вариантов прочтения авторского текста. Если же зритель незнаком с книгой, то и сравнивать ему не с чем, и судить о её содержании он сможет, опираясь на чужое мнение. По-моему, старый чёрно-белый фильм «Вий» - тот редкий случай, когда режиссёры точно передали замысел автора книги. Только об этой кинокартине можно сказать: "Не читал книгу - посмотри фильм". Этим он мне и нравится.
Шум и человек
Свинья под дубом
Как я избавился от обидчивости
Есть в осени первоначальной...
Рукавичка