21 век... Юноши и девушки ищут ответы на вечные вопросы о смысле жизни. В век прагматизма и карьеризма не так просто становление личности. Русская литература на протяжении веков рассказывает о духовном взрослении человека или падении. Развитие личности не по горизонтали, а по вертикале - к Богу - вот что всегда было бесценно для русской культуры и литературы. Произведения Горького зовут на подвиг и отвергают низость и подлость.Современному молодому читателю не легко читать Горького: начало 20в. и 21века - время социальных потрясений и бурь. когда эгоцентризм, кажется. побеждает, но это только кажется... Если возникают "мучительные вопросы", то всё не так плохо...И все-таки «в жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам»
Вложение | Размер |
---|---|
muchitelnye_voprosy.docx | 20.46 КБ |
Мучительные вопросы
Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.
Л.Н. Толстой
Что такое - мы? Кто - мы?
Горький
Читая Горького, я по- новому стал думать о жизни, о людях, о их поведении. Мучительные вопросы: свободен ли человек от общества? Во имя чего стоит жить? Как найти смысл жизни и не потерять его? Что такое подвиг? Каким должен быть человек, чтобы совершить его?... Слишком болезненные вопросы для меня. Писатель же ещё более драматизирует жизнь, противопоставляя её обывательскому счастью.
Вопросы о свободе перекликаются с вопросами о долге и героизме.
Так в рассказе « Старуха Изергиль», прекрасный Данко разрывает свою грудь, и его сердце как факел освещает дорогу его племени. О, хотелось бы быть похожим на Данко, но не могу. Его подвиг кажется мне бессмысленным и безрассудным, потому что обезумевшая «Толпа» не ценит (даже не заметили гибели лучшего из лучших) эту свободу. Это убогие люди - свобода им чужда. Но с другой стороны, почему Данко смог появиться в этом обществе? Зачем нужны такие, как Данко?
И только голубые искры в степи напоминают о нём, когда «осторожные люди» празднуют победу. Хочу ли я, могу ли я быть героем? Трудный вопрос. И кто такой герой?
Размышляя, я понял, как истерзал меня Горький: так быть или не быть героем? – вот в чём вопрос. Не напрасно прожить жизнь - вот к чему надо стремиться. Не ошибиться, хотя столько ошибок совершают люди в выборе истинных ценностей жизни… Быть полезным, нужным обществу, но так трудно оторваться от своего «я»…
В этом романтическом произведении есть и другая легенда – оЛарре. Для него свобода не возможность сделать, что-то хорошее, а вседозволенность. Конечно, Ларра не герой. Горделивый эгоист, похожий на безымянного горьковского персонажа из произведения « Рассказ о Герое». Главный герой вовсе не герой, а тот, кто постоянно ищет, как заполнить свою пустоту чужим бесстрашием, харизматичностью.
В процессе воспитания и казалось бы взросления он всё более становится « чудовищем» и уходит в безобразное одиночество. А как это произошло? От всеохватывающего страха. Он хотел найти ответы на все вопросы. Но не смог. В поиске идеала он потратил всю жизнь. Забыл обо всём, ничего не ценит: ни труд, потому что не работает; ни любовь, потому что никогда даже к своей матери и дяде не проявлял глубоких чувств; ни дружбу, так как никого не уважает. Все люди для него безликие («полускоты, полупризраки»), потому что сам безлик. Он приходит к парадоксальному выводу: подвиг – «это отчаянный поступок сильно испугавшегося человека». Рассказчик потерял последнее, что у него было - страх. Разочарование в своём учителе опустошило его: «Ты убил во мне страх, ты убил во мне человека ».
Страх единственное, что его сдерживало от насилия. Он стал предателем, бандитом, агентом уголовного розыска - «убивал людей, это делается очень просто». Герой признаётся: «становился всё более бесплотен и похож на тень», как и Ларра.
Его трагедию, конечно, можно объяснить тревожным временем начала 20века, «но времена не выбирают - в них живут и умирают». Прожить достойно - уже хорошо.
В 21 веке тоже циничности хватает. Как не заболеть цинизмом, эгоизмом, мещанством, сохранить свою индивидуальность, независимость? И здесь Горький помог мне.
Молодые герои пьесы «Мещане» (дети мещанина Бессемёнова) тоже пытаются сохранить личность, претендуя на свободу творческой личности. При этом уже утомлены жизнью, родителями, судьбой. Отсюда ненависть к обществу: «Общество? Вот что я ненавижу! Я… не хочу… не обязан подчиняться требованиям общества! Я – личность! Но на самом деле их вполне устраивает сытая, комфортная жизнь лавочников. Бездуховность, ограниченность, истеричность - это их состояние.
М. Горький строг и со своими героями и читателями. Становится страшно, потому что он выворачивает человека наизнанку и заставляет его смотреть на страшный мир. Мой эгоизм ещё продолжает бороться с Горьким. Кричит: «Живи своей жизнью, решай свои задачи – ты не так силён, как тебе, порой, кажется! Ты устанешь в пути! Ты не герой!» Совестно… Может, не оставляют горьковские вопросы: - У нас в России... у нас в России... Как это странно звучит! Разве Россия – наша? Моя? Ваша? Что такое – мы? Кто – мы?
- Мы во-ольные птицы...
- Мы во-ольные птицы?
Крутильный маятник своими руками
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Военная хитрость
Хитрость Дидоны