Сравнение произведений
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 29.57 КБ |
Тема семинара: «Христианские образы и сюжеты в рассказе А.П. Платонова «Взыскание погибших» и повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
!
Все прекрасное в человеке —
от лучей солнца и от молока Матери.
М. Горький
(2 слайд) Учитель. Мать.… Самый дорогой и близкий человек. Она даёт жизнь, дарит счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая каждого своим теплом. Она – лучший друг, мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.
(3 слайд) Цель работы:
раскрыть на примере героинь повести В. Закруткина и рассказа А.Платонова духовную красоту, величие, силу духа русской женщины, ее человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
- выявить путём сопоставления развитие образа Матери в повести В. Закруткина «Матерь человеческая» и рассказе А. Платонова « Взыскание погибших»;
- раскрыть значение библейских сюжетов в данных произведениях.
(4 слайд) Алина:
Всё, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «МИЛОСЕРДИЕ». Есть и другие слова: сестра,жена друг и самое высокое – МАТЬ. Но разве не присутствует в их содержании и милосердие как суть, как назначение, как смысл? Женщина даёт жизнь, женщина, оберегает жизнь. Женщина и жизнь - синонимы.
Учитель: «Наступил вечер и обратился в ночь. Осенние звёзды засветились на небе, точно выплакавшись, там открылись удивлённые и добрые глаза. Неподвижно всматривающиеся в тёмную землю. Столь горестную и влекущую, что из жалости и мучительной привязанности никому нельзя отвести от неё взора.»
Павел:
БОГОМАТЕРЬ (также МАДОННА, БОГОРОДИЦА, ДЕВА МАРИЯ) в христианской религии – мать Иисуса Христа. Она являет собой ещё одно символическое значение слова «МАТЬ».
Алина. Что же увидела своими очами БОГОРОДИЦА на земле?
(5 слайд) Павел: Разрушенные города и сожжённые сёла. И слёзы, и смерть – человеческое горе. Всё это несёт один человек другому. На фоне пепла, оставшихся печных труб, возносящихся к небу, изуродованных человеческих тел, лежащих на земле выделяются две женщины – матери. Имя обеих – МАРИЯ.
(6 слайд) Анна:
В основе повести В. Закруткина лежит реальный факт. «Ранней весной 1943 года, - пишет автор, - мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, все больше удаляясь от магистральной дороги….
В полдень мы въехали в черные развалины, какого- то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было ничего живого…Мы уже приблизились к выезду из руин; как вдруг из какой- то темной норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина….. Мы подняли плачущую женщину, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе….».
Спустя много лет, Виталий Александрович Закруткин решил писать повесть о женщине. «Эту женщину я не мог, не имел права забыть….» - так начинается повествование.
Миша:
Теме материнской любви во всех видах искусства придавалось и придается особое значение. Известно, что прообразом Матери является Дева Мария, Богоматерь. В русском искусстве этот образ занимает особое место.
Такое количество различных интерпретаций возникло и продолжает возникать, на наш взгляд, по двум причинам: во-первых, максимальная приближенность библейского сюжета рождения сына матерью к реальной жизни и, во-вторых, многозначность образа Богоматери.
Анна:
Появляются целые типы Матерей:
– Мать, родившая Бога (М.Горький «Мать» и Л. Чуковская «Софья Петровна»);
– Мать, родившая человека (Б. Пастернак «Доктор Живаго»);
– всеобщая Мать (или Мать-заступница) (В. Крапивин «Кораблики, или Помоги мне в пути»);
– скорбящая Мать (В. Закруткин «Матерь человеческая», Ч. Айтматов «Материнское поле»);
– Мать-наставница (А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»).
(7 слайд) Александр:
Особого внимания заслуживает тип скорбящей матери. Он сочетает в себе черты и матери, родившей человека и всеобщей матери (или матери-заступницы).Образ скорбящей матери характерен, в первую очередь, для военной прозы.
Повесть В. Закруткина «Матерь человеческая» (1969г.) написана через двадцать лет после окончания Великой Отечественной войны. В центре произведения образ Матери: земной матери Марии и евангельской Богоматери. Писатель сопоставляет и противопоставляет жизнь женщин, переживших одинаковую трагедию: «Смерть сына – тяжкое, неизбывное горе для матери» [Закруткин 1985: 5], но «Разве нет на земле матерей человеческих, испытавших более страшные удары судьбы, чем те, которые ниспосланы были тебе (Мария)?»
Острым и резким контрастом начинается и завершается повесть Виталия Закруткина, возвращающая нашу память к трагическим и героическим временам Великой отечественной войны. Не о Марии – легендарной «матери божьей», не о Марии – католической Мадонне, а о Марии – простой деревенской русской женщине,принявшей в годы войны нечеловеческие страдания и победившей их силой живого человеческого сердца, волей и мужеством народного характера, пишет писатель в своей повести.
( 8 слайд) Вика: Долго убивалась Мария, стоя на коленях перед грудой обгоревших костей, долго целовала черные от копоти черепа, исступленно царапала землю, замирала в беспамятстве. Она выкрикивала слова любви и материнского горя, и эти бессвязные слова переходили в истошный звериный вой…
Могилу Мария копала сама. Место выбрала рядом с могилами отца и матери.
Когда снарядный ящик, в котором находились останки мужа и сына, опустила в могилу и по его деревянной крышке глухо, утробно застучали комья земли, Мария вытерла пот на лбу, посмотрела на детей.
- Сколько мне довелось тут людей схоронить,- сказала она, - и всех было жалко…. Теперь вот своих хороню, а сердце мое стало как камень, потому что сил уже нет и выплакала я все слезы
(9 -10 слайд) Лиза:— А могилу-то кто вырыл? Глубоко отрыли-то? Ведь голых, зябких хоронили, глубокая могила была бы потеплее!..
— Нет, какое там глубоко! Яма от снаряда, вот тебе и могила. Навалили туда дополна, а другим места не хватило. Тогда они танком проехали через могилу, по мертвым, и еще туда положили, кто остался. Им копать желания нету, они силу свою берегут. А сверху забросали чуть-чуть землей, покойники лежат там, стынут теперь; только мертвые и стерпят такую муку — лежать век нагими на холоде...
— А моих-то тоже танком увечили или их сверху цельными положили?
Твоих-то? Да я того не углядела... Там, за посадом, у самой дороги, все лежат, пойдешь — увидишь. Я им крест из двух веток связала и поставила, да это ни к чему: крест повалится, хоть ты его железный сделай, а люди забудут мертвых... Дуня не верит в памятливость своего народа. Не верит в нее и Мария Васильевна. Это главная причина ее скорби.
(11 слайд) Вика: После всего пережитого таким естественным кажется желание Марии умереть.
« Так молилась Мария неведомо кому, так выкликала свою смерть. А жизнь властно звала её, напомнив о том, что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь, что в чреве её живет оно, ещё незрячее, глухое, безъязыкое, малый комок, который растет днем и ночью. «Оставьте ему все это, люди! Не убивайте его, идущего в мир! Он хочет жить….»
И это заставляет молодую женщину думать о жизни и о всем живом, что потянулось к ней.
Мысли о нерожденном ребенке, о том, что она…. женщина – мать обязана уберечь то живущее в ней, что связывало её с погибшим Иваном, с Васяткой, отогнали желание смерти…
И пытка одиночеством, мучительные мысли и ведения. И все же свет торжествует над мраком, жизнь побеждает смерть, созидание торжествует над разрушением. И светел образ Марии, светлы ее помыслы и дела, светел ее подвиг.
(12 слайд) Миша:
Особое значение при анализе образа Богоматери играет имя. В канонических евангелиях авторы обращаются к Богородице как Дева Мария, Матерь, Матерь его, жена Иосифа. В то время как имя «Мария» имеет несколько значений, которые, не теряя связи с евангельской Богоматерью, реализуются в произведениях русской литературы ХХ век. В повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Мария, сопоставленная писателем с евангельской Марией, как «святая и возвышенная». Значение имени «Мария»,кроме библейского варианта «матери Иисуса Христа», от древнееврейского – ‘противиться, отвергать’; ‘святая, высокая, печальная’; ‘превосходство» .Образ Марии в повести В. Закруткина относится к типу скорбящей матери и в контексте произведения реализует значение имени «противиться, отвергать»: женщина противится смерти, страху, боли.
(13 слайд) Лиза:
Потом, когда уже свечерело, мать поднялась <…> и пошла в сумрак, где лежали ее дети – два сына в ближней земле и дочь в отдалении. <…> Мать села у креста; под ним лежали ее нагие дети, умерщвленные, поруганные и брошенные в прах чужими руками <…>
– ...Пусть спят, я обожду – я не могу жить без детей».
И словно в ответ на молитву она услышала, как из "тишины мира прозвучал ей зовущий голос дочери <…>, говорящий о надежде и радости, о том, что сбудется все, что не сбылось.
Мать расслышала, что голос ее дочери был веселый, и поняла, что это означает надежду и доверие дочери на возвращение к жизни.
Платонов прямо и недвусмысленно обращается этими словами простой православной женщины к имеющим уши слышать с напоминанием, что только любовь всего народа и всенародное покаяние может "всех праведно умерших" к жизни поднять, то есть взыскать погибших от греха, ведь смерть и есть следствие греха, "и есть первая неправда!.."
(14 слайд) Карина:
Аллюзия в тексте произведения «Матери человеческая» на сюжет о Великом Потопе, образ Ноева ковчега («Сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришёл пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» [Быт. 6:13-16]) расширяет временные рамки произведения и вносят добавочное значение к образу Матери (‘скорбящей матери’). Также как в библейском сюжете, в повести В. Закруткина к месту спасения (погреб в котором укрывалась Мария от разрушений мира) пришли звери: собаки, коровы, голуби, пчелы, овцы, лошади, курицы. И всех Мария встречала с радостью: «Бедные вы мои, – сквозь слезы сказала она коровам, – не пожалели вас люди...» [Закруткин 1985: 33], «сиротиночки мои бедные, — ласково зашептала она, – некуда вам приклонить свои головочки, некому пожалиться на свое сиротство». «Ноев ковчег» в контексте повести «Матерь человеческая» является символом гибнущей цивилизацией, спасти которую может только любовь и милосердие.
Писатель подчеркивает естественность потребности человека в вере: с детства «нравилось Марии и в церкви, все казалось ей там необычным, торжественным: и дрожащие огоньки свечей, и запах горячего воска и ладана, и смутное отражение человеческих лиц в стеклах икон, и сами люди, спокойные, умиротворенные, празднично одетые».
Анна:
Вся скорбь Матери реализуется в ее борьбе за жизнь еще не родившегося ребенка: «Живой незрячий комок не видит, как жестоко истязают один другого люди, как безжалостно убивают они друг друга. Растущий в теплой тьме материнского чрева, глухой, он не слышит, как, уродуя землю, грозно гремят орудия смерти, не ощущает, как вздрагивает потрясенная земля, как натужно трещат вырываемые из земли живые корни деревьев. Безъязыкий, он не может сказать: «Опомнитесь, люди! Пожалейте себя, не убивайте жизнь на земле! Пожалейте тех, кто еще не пришел, но придет в мир! Пожалейте еще не рожденных, еще не зачатых! Оставьте им светлое солнце, и небо, и воды, и землю!»
(15 слайд) Арина:
"К полудню русские танки остановились возле посада на осмотр и заправку <…>. Возле креста, связанного из двух ветвей, красноармеец увидел старуху, приникшую к земле лицом. <…>
– Спи пока, – вслух сказал красноармеец на прощанье. – Чьей бы ты матерью ни была, а я без тебя тоже остался сиротой.
Он постоял еще немного, в томлении своей разлуки с чужой матерью.
– Темно тебе сейчас, и далеко ты ушла от нас… Что ж делать-то! Сейчас нам некогда горевать по тебе, надо сперва врага положить. А потом весь мир должен в разуменье войти, иначе нельзя будет, иначе – все ни к чему! Красноармеец пошел обратно, однако он почувствовал, что жить ему теперь стало тем более необходимо. Нужно не только истребить намертво врага жизни людей, нужно еще суметь жить после победы той высшей жизнью, которую нам безмолвно завещали мертвые <…>. Мертвым некому довериться, кроме живых, – и нам надо так жить теперь, чтобы смерть наших людей была оправдана счастливой и свободной судьбой нашего народа и тем была взыскана их гибель".
(16 слайд) Александр:
Предфинальный эпизод повести, посвященный теме освобождения и победы, носит лирико-монументальный характер. Советские воины находят Марию: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры. Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби». Мария вырастает в образ символический, достойный того, чтобы быть запечатленным в мраморе или бронзе: «Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени, и молча прижался щекой к ее безвольно опущенной маленькой жесткой руке…»
(17 слайд) Карина:
Что же представляет собой образ Мадонны и главной героини в повести В.Закруткина «Матерь Человеческая»? Кто же такая Мадонна – женщина-мать, любимая, Богоматерь?
Выяснилось, что образ этот имеет две стороны: божественную и… вполне земную. Есть Мадонна и мадонна, и обе как будто имеют право на существование. Раскрывается божественная сущность образа – тайна, недосягаемость, возвышенность. И в то же время – чистота, свет Мадонны. Впрочем, иногда к этому идеальному портрету добавлялись черты "обычной" женственности – кротость, нежность… Мадонна предвидит судьбу своего сына. Точно так же печалится любая мать, когда думает о том, что ее дитя ждут тяжкие испытания, неизбежные в жизни. Но ничего поделать с этим ни та, ни другая не могут. Им остается только одно – терпение. Наконец, оба образа, земной и божественный, сливаются в один.
Таким образом, В. Закруткин обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери.
(18 слайд)
«Восславим женщину- Мать,
Чья любовь не знает преград,
чьей грудью вскормлен весь мир…»
М.Горький
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Проказы старухи-зимы
Астрономический календарь. Март, 2019
По морям вокруг Земли
Мальчик и колокольчики ландышей