Сценариц презентации "Православный лубок"
Вложение | Размер |
---|---|
pravoslavnyy_lubok.docx | 17.67 КБ |
Православный лубок
Сценарий выступления
1ученица: .ЛУБОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ– недорогая картинка с подписями, предназначенная для массового распространения. Свое название получил от луба (верхней твердой древесины липы), которая использовалась в 17 в. в качестве гравировальной основы досок при печати таких картинок. В 18 в. луб заменили медные доски, в 19–20 вв. эти картинки производились уже типографским способом, однако их название «лубочные» было за ними сохранено. По тем временам это была настоящая информационная революция – с развитем грамотности простой люд получил доступ к самым разным знаниям и наглядным картинам.
На иллюстрации — картина Виктора Михайловича Васнецова «Книжная лавка» — мы видим, что и простой крестьянин с топором за кушаком, и человек духовного звания в подряснике прицениваются именно к лубкам. Рядом стоят дети и старушки. Все они с интересом разглядывают картинки и прислушиваются к разговору. Что же их так заинтересовало? Давайте мы с вами тоже ближе познакомимся с этим народным видом искусства.
Особенность лубка – это его принципиальная анонимность. Художники не считали важным обозначить свое авторство. Почему? Подумаем вместе об этом
1)Среди основных жанров лубочных листов вначале бытовал религиозный. Очень часто авторы лубков обращались к теме нравоучительной — как правильно жить по-христиански. На картинках «Сотворение человека, жизнь Адама и Евы в раю, изгнание их из рая» изображены начальные эпизоды библейской книги Бытия: сотворение Адама и Евы, грехопадение, изгнание из рая, оплакивание потерянного рая. Действие разворачивается за высокой каменной стеной, которая окружает райский сад, и перед ней. Так тысячелетиями человек оплакивает рай, где ему было хорошо. А что было в Раю? Это была жизнь по законам природы .Человек не должен был переделывать окружающий мир, а должен был научиться понимать природу, чутко прислушиваться к ней, но он не справился с этой задачей и был изгнан с позором.
2)Лубок «Сказание о наказании Каину за убийство брата». Внизу текст: «Предстал Господь Каину, говоря: « Где брат твой, Аввель? Как ты осуждаешь брата твоего, так осудит тебя Бог. Не любящий брата, не любит Бога»
Вопрос: Как вы ребята, понимаете эти слова?
Поэтому главное внимание художник уделяет показу страданий, испытываемых Каином после преступления, и посланных ему наказаний
2ученица: Постепенно среди лубочных картинок, помимо религиозных, появляются исторические сюжеты.
1)Перед вами древняя столица российская - великанов град
Вопрос: А вы можете назвать первую столицу России?
Древняя Русь, столица которой была очень красивым городом, имела высокий авторитет в мире. Началом первого государства восточных славян принято считать Киевскую Русь, а посему первой столицей именуется славный город Киев. Однако стольный град князя Кия не был единственным, который носил этот титул. Их было четыре: Старая Ладога, Новгород, Киев, Владимир.
«О граде Ладоге. О левую сторону Свири реки, от Великого Новограда, из езера Ильмер течение имеет река Волхов, и входит в великое езеро Ладожское. Над тою рекою стоит град каменный Ладога, от езера 20 верст. Близь его о другую сторону града река Ладога течет. Той град Ладога имеет всякие крепости и всякое оружие, ловитвою рыб изобилует зело».
Вопрос: Догадались, об истории какого современного города вы узнали благодаря лубку? (Петербург)
2) Куликовская битва 1380 г. — одно из немногих событий истории России, запечатленных в памятниках народного изобразительного искусства. На картинке, отличающейся самым большим размером среди рисованных лубков, размещены текстовая и изобразительная части. В основу текста положено «Сказание о Мамаевом побоище». Такой страшной битвы никто из русских и не помнил. «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями». Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы.
Вопрос1: С кем воевали русские на Куликовом поле?
Вопрос 2: Кто благословил Дмитрия Донского на эту битву?
Послушайте статью о нем из Википедии:
«Се́ргий Ра́донежский - игумен земли Русской, всея Руси чудотворец. Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Известны его духовные наставления, в частности, его завещание всем людям Святой Русской земли «Любовью и единением спасёмся».
А история такова: Великий князь Дмитрий Иванович незадолго до отбытия войск в поход против Мамая ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш». И русские победили.
3ученица.
9-10 картинки: Лубок бытовой представлял собой не праздное развлечение, а практическое руководство по семейной, духовной жизни, служил мерилом нравственности в семейной и общественной жизни.
11-12 картинки: Благодаря таким печатным «потешным листам» сегодня реконструируются детали крестьянского труда и быта допетровского времени («Старик Агафон лапти плетет, а жена его Арина нитки прядет»), сцены пахоты, жатвы, заготовки леса, выпечки блинов, ритуалов семейного цикла – рождений, свадеб, похорон. Благодаря им история повседневной русской жизни наполнилась реальными изображениями бытовой утвари и обстановки изб.
13-14 картинки: Этнографы до сих пор используют эти источники, восстанавливая утраченные сценарии народных гуляний, хороводов, ярмарочных действ. По лубочным картинкам мы можем понять, как раньше наши предки отмечали православные праздники.
Последний день Масленицы, завтра 13 марта, - последнее воскресенье перед наступающим Великим постом. Издавна в этот день и стар, и млад, и царь, и последний нищий просят друг у друга прощения за обиды вольные и невольные. Этот день и поныне называется Прощеным воскресеньем. Многие из нас из собственного опыта хорошо знают, что простить гораздо труднее, чем самому испросить прощения. Легко ли обидеть другого человека? Легко. Легко ли обидеться самому? Легко. Легко ли простить? Трудно. Неудобно. Не хочется. Но прощать все-таки надо. Да, это серьезный шаг - попросить прощения. Недаром православные говорят, что самый трудный подвиг - это покаяние.
Поэтому просто скажите друг-другу: «Прости».
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Как Снегурочке раскатать тесто?
Рисуем домики зимой
Вокруг света за 80 дней
Домик зимней ночью