МБОУ «Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа»
Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
«Символика названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Выполнила: ученица 10 класса Хаярова Диля
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Ханбикова Л.К.
2015-2016 учебный год
Оглавление
Введение………………………………………………………………......3-4
Глава I.
Символика названия………………………………………………………5
Глава II.
Идеи -символы…………………………………………………………....6
Глава III.
Религиозная символика…………………………………………………7-8
Глава IV.
Символика чисел………………………………………………………....9
Глава V.
Символика цвета………………………………………………………...10
Глава VI.
Cимволика снов………………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………….13
Библиография…………………………………………………………….14
Введение
В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Символ всегда многозначен, требует распознавания, дешифровки.
Мы в данной работе хотим исследовать символы в произведении Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. Особенное внимание автор уделял именно символам, как средству, позволяющему повернуть предмет к читателю определенной, нужной автору стороной. Это - фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз, и многое другое. Но это лишь малая толика того, на что следует обратить наше читательское внимание. Мы заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются.
Наша работа называется «Символика названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Актуальность исследования:
Актуальность данной работы определяется следующими фактами:
1) Символика названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов в романе Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» недостаточно изучена.
2) Достоевский по праву считается одним из лучших писателей в мире. Тонкий психологический анализ внутреннего мира героев его романов ещё глубже раскрывается через призму символики света, где не последнее место занимают христианские символы.
Объект исследования: Символика названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов в романе Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание».
Целью исследования данной работы является раскрытие символики названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов в романе «Преступление и наказание».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Задачи:
1) Изучить теорию вопроса по проблеме символа.
2) Изучить историю исследований этой проблемы у Достоевского.
3) Рассмотреть теоретический материал по символике названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов.
4) Проанализировать символику названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов «Преступления и наказания»
5) Через символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского
Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы, в которых рассмотрены теория определения символа, проблемы символа и его связь с реалистическим искусством (Ф.В. Шеллинг, А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, А.П. Квятковский), работы по изучению символики света Достоевского в данном произведении (А.Ф. Лосев, К.В. Мочульский), а так же словарные статьи по символике света в мифологии (В.Н. Топоров, Дж. Трэссидер).
Глава I.
Символика названия
Роман Ф.М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение? Уже само название произведения достаточно символично и заставляет читателей задуматься, почему Ф. М. Достоевский назвал свое произведение именно так. Первое слово названия достаточно понятно, ибо главный герой романа убил двух женщин и совершил преступление. А вот насчет наказания, то здесь может быть много мнений. Это и осознание самим Раскольниковым губительности выведенной им теории «исключительной личности», которая оправдывала себя и давала себе право на убийство, и муки совести героя романа за содеянное. Лишив жизни старуху и ее сестру, Раскольников убил часть своей души, часть самого себя. Именно в этом, по моему мнению, и заключается символика названия романа.
Что побудило героя осуществить такое жестокое преступление, что же стало его мотивом? Это деньги и стремление улучшить свою жизнь и жизнь своих близких? Это, созданная Раскольниковым теория, которая побудила его проверить свои взгляды на жизнь в реальности и испытать, сможет ли он, несмотря ни на что, нарушить закон и на этом основании считать себя незаурядной личностью? Размышляя над этими вопросами, можно прийти к выводу, что достаточно много факторов предшествовало преступлению, ибо в судьбе Раскольникова тесно переплелись психологические, философские и социальные факторы, которые в совокупности и подтолкнули бедного студента к убийству.
Ответ на то, что сформировало первую часть названия романа, мы находим уже с первых его страниц. Главный герой романа «Преступление и наказание» — Родион Раскольников — студент, очень подавлен бедностью и нищетой своей жизни. Это жизнь в тесной и грязной каморке с низкими потолками для него невыносима. Особенно это ранит душу такого человека, как Раскольников, потому что у него достаточно ранимое чувство собственного достоинства и несколько извращенные взгляды на жизнь, которые постоянно подогреваются эгоистичностью героя. Он воображает себя неким «высшим существом», которое имеет право встать над обществом и законами. Для жизни, согласно своей теории, ему не хватает только денег, но они совсем рядом — у процентщицы, ограбить которую ничего не стоит. Даже то, что при этом надо убить человека, его не останавливает, потому что он не бедный студент, а «сверхчеловек». Кроме того, по мнению Раскольникова, он избавит общество от никому не нужного, даже вредного творения, позволив себе совершить преступление по собственному разумению морали и совести.
Но такая логика главного героя романа происходит вопреки моральными ценностями и законами общества, и никак не может служить оправданием поступка Раскольникова. Это подтверждается уже первыми днями существования Родиона после преступления, он не смог почувствовать себя победителем, не смог найти успокоение и счастье, используя теорию «необыкновенных людей». Так, его теория оказалась ошибочной, ибо Раскольников не имеет права лишать жизнь другого человека, как не имеет этого права это любой другой. Закон божий «Не убий» сильнее всех теории, а наказание за его нарушение — вечные душевные муки, как это и произошло с главным героем романа.
Символично то, что Ф. М. Достоевский в своем произведении наказывает главного героя по законам морали, добра и совести. Символичны и душевные страдания Раскольникова, и то, что его все же находит правосудие и карает по справедливым человеческим законам. Символично и название произведения, которое доказывает, что в этом мире преступлений без наказания не бывает, будь то душевное наказание или наказание по законам общества.
Глава II
Идеи-символы
Достоевский умел изображать чужую идею. Сохраняя её полнозначность и не сливая её с собственной выраженной идеологией. Идея в его творчестве становится предметом художественного изображения, а сам Достоевский стал великим художником идеи. Образ идеи неотделим от образа человека – носителя этой идеи. Идея Раскольникова тотчас бы утратила свою прямую значимость как полноценная идея и вышла бы из того спора, в котором идея эта живет в неразрывном диалогичном взаимодействии с другими полноценными идеями – идеями Сони, Порфирия и др. Человеком идеи, образ которого сочетался бы с образом полноценной идеи, может быть только незавершенный «человек в человеке». Таково первое условие изображения идеи у Достоевского. Глубокое понимание им диалогичной природы человеческой мысли – второе условие создания образа идеи. Она живет лишь вступая в существенные диалогичные отношения с другими чужими идеями. Достоевский никогда не излагает в монологической форме готовых идей, но он не показывает и их психологического становления в одном индивидуальном сознании. И в том, и в другом случае идеи перестали бы быть живыми.
Вспомним, например, первый внутренний монолог Раскольникова. Здесь сознание одинокого Раскольникова становится ареной борьбы чужих голосов: события ближайших дней ( письмо матери, встреча с Мармеладовым), отразившись в его сознании, приняли в нем форму напряженнейшего диалога с отсутствующими собеседниками.
Раскольников ещё до начала действия романа опубликовал в газете статью с изложением теоретических основ своей идеи. Достоевский нигде не излагает этой статьи в монологичной форме. Мы впервые знакомимся с этой основной идеей Раскольникова в напряженном и страшном для Раскольникова диалоге его с Порфирием.
Сначала статью излагает Порфирий, и притом в провоцирующей форме. Затем её излагает сам Раскольников, все время перебиваемый вопросами и замечаниями Порфирия. Подает свои реплики и Разумихин. Перед нами возникает образ идеи.
В течение всего романа эта идея испытывается, проверяется, подтверждается или опровергается ими. Ещё в самом первом из больших внутренних монологов Раскольникова предстала его «идея».
Развитие идеи предстает в «Преступлении и наказании» как развитие своего рода организма. Обратимся к самой «идее» Раскольникова, к его теории. Раскольников как бы жертвует собой ради этой идеи. Недаром Раскольников говорит Соне: « Я себя убил, а не старушонку! Тут так – таки разом и ухлопал себя навеки!..» Главный герой в своей идее выступает не только лично от себя: он постоянно как бы вслушивается в жизнь других людей и жизнь мира в целом.
Глава III
Религиозная символика
Одна из центральных идей романа: человек заслуживает свое счастье страданием. Этот символ «счастье-страдание» восходит к библейской проблематике(Книга Иова).
С текстами Евангелия связана символика эпизода чтения текста Евангелия-Воскрешения Лазаря. Ф.М.Достоевский любил и часто произносил строки Огарева:
Я в старой Библии гадал,
И только жаждал и вздыхал,
Чтоб вышла мне по воле рока
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка…
Роман «Преступление и наказание» исходит из одного евангелийского завета «Не убий!». Это составляет центр романа.
Очень важное место в романе занимает рассказ об ожившем покойнике-притча о Лазаре из Евангелия от Иоанна. Притчу обсуждают, читают вслух, её символика пронизывает текст романа. Но никто, по-видимому, не заметил, что автор уподобил Лазарю и главного героя. Мысль изобразить Раскольникова мертвецом возникла у Достоевского не сразу. В черновике мелькают фразы:точно зверь, попавший в клетку;преследуют, как зайца, как животное; точно, как зверь, вероятно, клокочет, когда его травят. В бреду Раскольникову чудится, что его травят собаками.
Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно. Достоевский начинает с того, что подробно описывает умирание своего героя.
Как и Лазарь, Раскольников заболевает. Случайно узнав, что старуха, которую он хочет убить, останется дома одна, и, стало быть, он сможет осуществить свою «мечту», он возвращается к себе как приговоренный к смерти.
Достоевский первым разработал прием, который до него в литературе никто не применял – намеренное и целенаправленное обращение не к сознанию, а к подсознанию читателя. Умирание и возвращение к жизни Раскольникова Достоевский изображает не прямо, а символически переправляя его через реку. Как известно, в русском фольклоре переправа через реку символизирует смерть, а «тот свет» у многих, если не всех, находится за широкой водной преградой, рекой или морем.
Символическое значение в романе имеет и «баня». Баня – это место, где обитает или появляется всякая нечисть. Ещё сравнительно недавно считалось, что в ней живет банник. С принятием христианства на Руси баня сделалась местом «нечистым», своего рода антиподом церкви. Загадочная фраза Свидригайлова выводит нас в новое измерение «Преступления и наказания», погружающая читателя в атмосферу архаических славянских верований. Сквозь притчу о русском Лазаре XIX столетия, сквозь библейскую символику просвечивает какое-то другое изображение, гораздо более древнее, смутно знакомое. Вглядываясь в роман, мы видим в Раскольникове человека, подошедшего к границе жизни. Кто-то чужой поселился в нем в момент убийства. Последние остатки жизни покинули его, когда он занес над головой старухи топор. Силы его тут как бы не было, но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила. Так он объясняет Соне страшный механизм перерождения: «Разве я старушонку убил?Я себя убил…» Страшит её сидящее в его теле злобное неведомое существо. Достоевский первым открыл и описал новый вид преступности. Он предсказал, что на смену преступлениям алчности выходят преступления бескорыстности.
Глава IV
Символика чисел
Числа в романе «Преступление и наказание» подобраны не случайно, все они имеют символические значения:
«..стало быть в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается на некоторое время, только одна старухина комната занятая».
Символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в «Преступлении и наказании», восходит к фольклорной и библейской часовой символике: четыре стороны света-слова Сони: «…стань на перекрестке, поклонись всему свету на все четыре стороны…», четыре Евангелия. В откровении Иоанна Богослова –четыре животных(гл.4):четыре ангела,четыре угла земли, четыре ветра(гл.7); четыре имени Сатаны(гл.12);четыре сотворенных Богом предмета(гл.14);четыре имени народа(гл.17) и т.д.
Достоевский не случайно выделяет число «четыре»: чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти, «четыре дни» Лазаря и Раскольникова могут быть сопоставлены с четырьмя годами каторги самого Достоевского.
«Приходите-тко завтра, часу в седьмом-с».
Число семь является символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман семичленен(6 частей и эпилог), первые две части состоят из семи глав каждая, роковое время для Раскольникова –семь часов вечера.
Цифра семь буквально преследует Раскольникова: «В седьмом часу, завтра», «Он узнал вдруг, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной её сожительницы , дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь вечера, останется дома одна.», «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик:-Седьмой час давно».
Согласно учению пифагорийцев, число семь является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число семь «истинно святым числом», т.к.число семь – это соединение числа три, символизирующего божественное совершенство, и числа четыре, числа мирового порядка: следовательно, само число семь является символом «союза» Бога с человеком. Можно предположить, что посылая своего героя на убийство именно в семь часов , Достоевский уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» Бога с человеком. Чтобы восстановить этот «союз», Раскольников должен снова пройти через это число.поэтому в эпилоге снова возникает число семь, как спасительное число: «Им оставалось ещё семь лет!(…) Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней»
« …тридцать целковых молча выложила». Фольклорно-евангелийское число «три» играет значительную роль в романе «Преступление и наказание». Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна вынудила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников:Свидригайлов хотел предложить Соне «тысяч до тридцати». Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. «Три встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем дополняют философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»;в трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется; у Сони три дороги, думает Раскольников, когда она стояла в трех шагах от стола; и т.д.
«…которую убить сорок грехов простят…»
Выражение «сорок грехов» восходит к фольклорно-библейской символике чисел «четыре»-«сорок». Число «сорок», как и число «четыре» часто встречается и в Библии, и в русских народных пословицах и поговорках.
Глава V
Символика цвета
Ф. М.Достоевский не принадлежит к писателям – колористам, недаром «Петербург Достоевского» вошел в мировую литературу как «серый город», но нельзя назвать кисть художника бедной. При чтении романа «Преступление и наказание» возникает впечатление насыщенной цветовой гаммы. Цветовой эффект достигается прежде всего за счет использования таких глаголов, прилагательных и существительных, которые в общем указывают на возможный тон. Например, это можно проиллюстрировать следующими примерами: «Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: «В такой темноте даже любопытный взгляд был опасен»; «Пред ним было чрезвычайно молоденькое личико, лет 16-ти, даже ,может быть, только 15-ти,-маленькое, белокуренькое, хорошенькое…»; «Зосимов был высокий и жирный человек с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках…». Из приведенных примеров видно, что для обозначения цвета писатель предпочитает цветообозначениям косвенные указания на возможный колорит. Для более точного определения предмета явлений можно разграничивать все цветовые прилагательные на следующие группы. К первой группе можно отнести собственно цветовые определения, традиционные и употребленные по смысловой необходимости. Например, «Он был в поддевке и в странно засаленном черном атласном жилете, без галстука…»
В следующую группу будут входить цветовые определения,семантическое наполнение которых не ограничивается чисто цветовым, а имеет более широкое содержание: «Стояли крошечные огурцы, черные сухари и резанная кусочками рыба»; «Ишь ты, сколько денег!-протянул он Заметову свою дрожащую руку с кредитками,-красненькие, синенькие, двадцать пять рублей.»
И, наконец, последняя группа, включающая цветовые определения, эпитеты, метафоры, которые несут эмоционально-образную нагрузку, передают напряженность конфликта.
Использование красного цвета в романе «Преступление и наказание» также имеет свою логику. Вот, например, как используется этот цвет в описании страшного сна Раскольникова об истязании несчастного животного, старой лошади: «Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками в накидку»; «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом,-всех довезу, садись!»
Таким образом, красный цвет, иногда в сочетании с белым и синим, используется автором в качестве своеобразного «раздражителя» читательского воображения. Ф.М.Достоевский –великий мастер художественного слова, и выбор цветовой гаммы в романе не случаен. Существует известная логика тщательного обдумывания цветовых определений, в основе которой лежит авторское ассоциативное восприятие. Это позволяет говорить о своеобразной психологии цвета, тем более, что глубокий психологизм – ведущая черта творчества Ф.М.Достоевского.
Глава VI
Символика снов
Символика снов явно занимает центральную роль в романе «Преступление и наказание».
Достоевский считал, что во сне забытые переживания людей всплывают в сферы, подконтрольные сознанию, а потому через сновидение, человек лучше познает себя. Достоевский относился к снам серьёзно. Понимание сновидений и подсознаний у Достоевского противоречит теории Фрейда, согласно которой личностью тиранически правит совесть, вытесняя аморальные импульсы в подсознание. А по Достоевскому аморален, скорее, разум, а в подсознании человека живет любовь ко всему живому. Достоевский не говорит, что человек по природе этичен и даже в угаре преступления подсознательно помнит о преступности, переживает чувство вины и бессознательно стремится к наказанию. Тем самым, Достоевский указал на глубокую сращенность социального института с основами человеческой психики. Сны у Достоевского сами являются событиями в сюжете. Для того, чтобы изучить сновидения героев Достоевского, проведем сжатый анализ всех сновидений в «Преступлении и наказании».
Сон о забитой лошади. Достоевский реалистически подготавливает сон о забитой лошади. Сначала романа мы начинаем узнавать о каком-то замысле Раскольникова. Когда он идет «делать пробу», по улице почему –то провозят в огромной телеге, запряженной огромной ломовой лошадью, какого-то пьяного. Тот, заметив Раскольникова, кричит: «Эй ты, немецкий шляпник» эта деталь и подготавливает сон о забитой лошади. Далее герой получает письмо от матери. И призыв в конце вспомнить детство свое- сильнейший стимул первого сна Раскольникова как человека по природе гуманного и вводит сюжетную перипетию- отказ героя от кровопролития. Сон Раскольникова означает бунт его природы против заблуждающего разума, вызванное внешними причинами. Сновидение раскрывает внутреннюю борьбу героя.
Второй сон Раскольников как бы видит наяву: он не спит, а грезит. Ему видится, что он где-то в Египте, в оазисе, караван отдыхает, смирно лежат верблюды, кругом пальмы, все обедают. «Раскольников же не обедает, он все пьет воду из голубого ручья, бегущего по разноцветным камням. Красочность этой грезы, её чистота противопоставлены грязи, духоте, мутно-желтым и кроваво-красным тонам Петербурга. Это символ тоски Раскольникова по красоте и чистоте.
Третий сон –это собственно бредовое видение, порождаемое начавшейся болезнью. Раскольникову мерещится, что на лестнице дома помощник квартального надзирателя страшно избивает квартирную хозяйку. Этот бред связан со страхом преследования, с посещением полицейской конторы, с ссорой с помощником надзирателя.
После встречи с мещанином-обличителем Раскольникову снится «повторное убийство» старухи. Здесь Раскольникову приснилось «всенародное развенчание», осмеяние его как самозванца.
Последний сон Раскольникова снится ему в бреду, на койке острожной больницы. Это философский итог романа. Ему снится нравственная эпидемия, вызванная мельчайшими трихинами и превращающая человечество в океан индивидуалистов. Этот сон – единственная мотивировка перерождения героя. У Достоевского сновидения конкретны до мелочей, тщательно детализированы, тонированы.
Заключение
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является одним из лучших произведений писателя.
Подводя итог своей работы, хочется сказать, что значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. Достоевский действительно является величайшим знатоком человеческой души, изображает героев в их сложном духовном развитии. В нашей работе мы изучали символы, разбирали и рассматривали его как объект, пытались раскрыть систему соотношений образов-символов в романе «Преступление и наказание». Рассматривали символику названия, идеи-символы, религиозную символику, символику чисел, цвета, снов. Ещё раз убедились в том, что творчество Достоевского нужно рассматривать в движении, как в общелитературном, так и в индивидуальном.
Символ у Достоевского-объективный образ внутреннего смысла отражаемых явлений, он предстает в своем динамическом развитии, проходит становление на наших глазах.
Библиография
.
Слайд 1
МБОУ « Старошаймурзинская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Р Т Исследовательская работа на тему «Символика названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов в романе Ф.М . Достоевского «Преступление и наказание » Выполнила: ученица 10 класса: Хаярова Д.Р. Руководитель: Ханбикова Л.К .Слайд 2
“ ...Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. ” Д. Мережковский.
Слайд 3
Цель нашей работы: раскрыть символики названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание »..
Слайд 4
Задачи : 1) Изучить теорию вопроса по проблеме символа. 2) Изучить историю исследований этой проблемы у Достоевского. 3) Рассмотреть теоретический материал по символике названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов. 4) Проанализировать символику названия, идеи-символы, религиозная символика, символика чисел, цвета, снов «Преступления и наказания» 5) Через символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского
Слайд 5
Символика названия Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского.
Слайд 6
Идеи-символы Идея в творчестве Ф.М.Достоевского становится предметом художественного изображения, а сам Достоевский стал великим художником идеи. Образ идеи неотделим от образа человека – носителя этой идеи. Главный герой в своей идее выступает не только лично от себя: он постоянно как бы вслушивается в жизнь других людей и жизнь мира в целом.
Слайд 7
Религиозная символика Одна из центральных идей романа: человек заслуживает свое счастье страданием. Этот символ «счастье-страдание» восходит к библейской проблематике (Книга Иова). С текстами Евангелия связана символика эпизода чтения текста Евангелия-Воскрешения Лазаря.
Слайд 8
Символика чисел К библейской символике относится также символика чисел в произведении Достоевского (числа «3», «7», «11», «4»).
Слайд 9
Символика цветов Особую символическую роль в романе играет цвет. Анализируя использование цвета в романе “Преступление и наказание”, можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне.
Слайд 10
Символика снов Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их.
Слайд 11
Заключение: Подводя итог своей работы, хочется сказать, что значительное место в художественном мире Достоевского занимают символические образы. Достоевский действительно является величайшим знатоком человеческой души, изображает героев в их сложном духовном развитии. В нашей работе мы изучали символы, разбирали и рассматривали их как объекты, пытались раскрыть систему соотношений образов-символов в романе
Слайд 12
«Преступление и наказание» наполнено мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Часто люди не замечают знаки судьбы, как и главный герой Раскольников, а потом расплачиваются за допущенные ошибки всю жизнь.
Слайд 13
Спасибо за ваше внимание!
Учимся ткать миленький коврик
Снегири и коты
По морям вокруг Земли
Мать-и-мачеха
Лиса и волк