Анализ рассказа А.П.Чехова "Студент"
Вложение | Размер |
---|---|
chehov_student.docx | 31.02 КБ |
Комитет образования администрации Марксовского района Саратовской области
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с.Баскатовка
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ с.Баскатовка»
____________ Л.Б.Подкопаева
(подпись, печать)
«СКВОЗЬ ВЕКА»
Абросимова Виолетта Сергеевна,
ученица 11 класса, 16 лет
Мохунь Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы,
ОРКСЭ МОУ «СОШ с.Баскатовка»
Баскатовка 2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. БЕЗДУХОВНОСТЬ И НАДЕЖДА НА ВОЗРОЖДЕНИЕ
В современном мире слишком много всего: людей, техники, недвижимости, других всевозможных вещей, информации, болезней, лекарств, оружия… Человеческое общество переживает невероятный взлёт, полный ещё более невероятных угроз… И в появлении большинства из них виноват сам человек! Угроза Третьей Мировой войны, ядерного взрыва, экологических и техногенных катастроф, угроза создания и выхода из-под контроля искусственного интеллекта, наконец, просто угроза полного исчезновения цивилизации…
Вместе с тем человек очень многому научился. Он создал немало прекрасного: чистота и целительная сила музыкальных произведений разных эпох, потрясающие своей мощью и монументальностью разного рода сооружения, удивительно разнообразные и правдивые картины изобразительного искусства, - всё это и многие другие артефакты позволяют судить о человеке как о настоящем ценителе красоты.
Религия во все времена, несмотря ни на что, занимала огромное место в жизни людей. Учений о Боге много, многие из них учат человека самом главному – любви к ближнему, состраданию, неприятию жестокости. Нашей стране повезло. Россия более тысячи лет является оплотом Православной веры. И никакие гонения в прошлом веке, никакие попытки советской власти сделать наших соотечественников атеистами не увенчались успехом.
В творчестве русских писателей всегда присутствовала религиозная тематика. И если в советское время её старались не замечать ни критики, ни литературоведы, так как это им диктовалось «сверху», то сейчас можно многие произведения классики открывать заново. Для меня одним из таких открытий стал рассказ Антона Павловича Чехова «Студент».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАССКАЗА А.П.ЧЕХОВА «СТУДЕНТ»
«Студент» — рассказ Антона Павловича Чехова, опубликованный в «Русских ведомостях» в 1894 году. Из воспоминаний родных известно, что «Студент» был любимым рассказом Чехова. [1]
До сих пор точно неизвестно, где и когда был написан рассказ. Все предположения критиков опираются лишь на косвенные подтверждения. При подготовке публикации рассказа в составе сборника «Повести и рассказы» Чехов незначительно дополнил его.
Позднее при упоминании критикой чеховского пессимизма Антон Павлович ссылался на «Студента», дабы развенчать устоявшееся мнение о себе и принципах своего творчества. И.А.Бунин в своей книге «О Чехове» писал: «Напишут о ком-нибудь тысячу строк, а внизу прибавят «…а то вот ещё есть писатель Чехов: нытик…». А какой я нытик? Какой я «хмурый человек», какая я «холодная кровь», как называют меня критики? Какой я «пессимист»? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ — «Студент»… И слово-то противное: «пессимист»… Нет, критики ещё хуже, чем актёры. А ведь, знаете, актёры на целых семьдесят пять лет отстали в развитии от русского общества. [1]
Известно, что знание православного учения и обрядов Антон Павлович получил еще в детстве, благодаря своему отцу Павлу Егоровичу, уделявшему большое внимание образу жизни своих детей.
Безусловно, в рассказе «Студент» отразились не только воспоминания детства писателя, которые были не самыми легкими, но и его зрелое мировоззрение.
«А. Г. Горнфельд в рецензии на рассказ отметил особенный, даже какой-то мистический контраст и красоту обыденной, жизненной обстановки. В 1903 году появилось две статьи («Мир божий», «Санкт-Петербургские ведомости»), посвящённые творчеству Чехова, где рассказ Чехова получил хорошие отзывы и был расценен как новое начинание в произведениях писателя.
Подобно Горнфельду М. Н. Альбов утверждал, что рассказ «Студент» относится к новому периоду Чехова, и видел в этом произведении перелом в писательской деятельности драматурга: «всё сильнее слышится что-то новое, бодрое, жизнерадостное, глубоко волнующее читателя и порой необыкновенно смелое», — «эти новые черты уже заметно и, кажется, впервые сказались в маленьком рассказе». Перемену же он видит в том, что главному герою студенту Великопольскому первому из персонажей Чехова жизнь показалась полна высокого смысла. Альбов отождествляет автора с его персонажем: «Итак, правда, справедливость, красота как элементы самой жизни и притом основные, главные — вот, наконец, ответ на вопрос — в чём смысл жизни, чем люди живы. Что студент Великопольский и Полознев в данном случае высказывают мысли самого Чехова или близкие и дорогие ему мысли — в этом не может быть сомнения». Альбов же видит новую главную задачу Чехова — «открыть это неизвестное, то, о чём люди тоскуют, найти в самой жизни элементы правды, справедливости, красоты, свободы»».[1]
ОСОБЕННОСТИ СЮЖЕТА
Главный герой рассказа А. П. Чехова «Студент» - Иван Великопольский, двадцатидвухлетний студент духовной академии, сын дьячка. Возвращаясь с тяги домой, Иван размышляет о жизни, но мысли его достаточно пессимистичны. Он думает, что бедность, голод, тоска, невежество, холод, мрак – это было и будет всегда, что ничего не изменится со временем. «Пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше» - думал студент.[2]
Иван подошёл погреться к костру к двум вдовам: Василисе и Лукерье. «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр» - сказал студент. Иван вспомнил библейский сюжет про Иисуса и его ученика, Петра. Пётр обещал Иисусу, что будет с ним до самой смерти, на что Господь ответил ему: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Так оно и случилось. Когда Пётр третий раз сказал, что не знает Иисуса, запел петух, Пётр пошёл прочь со двора и горько заплакал.[3]
После рассказа студента Василиса заплакала. Значит, она чувствует, что чувствовал Пётр в ту ночь, он ей близок. Пётр страдал, и Василиса знает об этом, знает, что твориться у него на душе. Она – простая русская женщина, и вера в Бога – самое главное, что у неё есть. Слёзы Василисы многое меняют в душе студента. Иван продолжает свой путь, размышляя о жизни женщины и о судьбе Петра. Безусловно, они как-то связаны. Событие, которое произошло девятнадцать веков назад, помнят до сих пор. «Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого» - думает Иван Великопольский. Студенту стало радостно. Поднимаясь в гору, он увидел тонкую линию багровой зари и осознал, что направляет человеческую жизнь красота и правда. И в саду, и во дворе первосвященника, и направляет сейчас. Ожидание таинственного, неизведанного счастье овладело Иваном, а жизнь теперь ему кажется восхитительной, чудесной и полной смысла. Студент обретает гармонию с самим собой, с окружающим миром, а бытие больше не кажется ему таким пустым и обыденным.
Настроение героя А. П. Чехов умело передаёт через описание природы. В начале рассказа картина унылая и мрачная, вокруг всё темно и тускло. Руки Ивана мёрзнут от холода. Снова ощущается мороз, будто зима вернулась назад. Студент не рад своей жизни, он расстроен, поглощён своими грустными мыслями о безысходности. Однако к концу рассказа природа оживает, Иван видит восхитительную зарю. У него появляется надежда на счастье, он чувствует это всем своим существом, в душе поднимается ощущение чего-то хорошего.
Таким образом, А. П. Чехов представляет нам замечательную историю об изменении человеческой позиции: из пессимистично настроенного студента Иван превращается в человека, осознавшего ценность жизни.
МОЁ ПРОЧТЕНИЕ
Попробуем проанализировать рассказ «Студент» А.П.Чехова в сопоставлении его с Евангелием.
В рассказе присутствуют два времени две эпохи. Это не случайно. На мой взгляд, автор и его герой пытаются понять, как через 19 веков могут преломиться события такой давности. Каким образом жизнь Христа и его учеников может быть связана с жизнью героев рассказа. Вот эту истину и открывает для себя студент Великопольский холодной весенней ночью накануне великой субботы. Эта истина проста и сложна одновременна. Проста тем, что она существовала всегда и открыта для всех. Сложна – тем, что не всем удаётся её почувствовать. Иван смог.
С самого начала перед читателем обычная картина леса, где происходит охота. И погода хорошая, и птицы шумят. Но вдруг, всё изменилось. Автор не случайно упоминает, что после заката подул холодный восточный ветер, и совсем некстати. В повествование врывается другой временной пласт: напоминание о том, что много веков назад произошло что-то очень важное для всего мира, и оно остаётся важным до сих пор.
Именно поэтому в современный спокойный мир врывается холод с востока, и студенту Великопольскому кажется, что «этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно». И только вдали Иван видит костер, к которому пойдет греться. Вскоре он вспомнит отречение Петра и будет думать о нем, о Христе, о смысле жизни. Огонь усиливает связь двух времен, ведь и Петр грелся у костра в скорбный час.
Действительно, увидев огонь, студент вспоминает, что сегодня страстная пятница, время строго поста. Вначале он думает о плохом: грязи и нищете, которые существовали всегда, и наверно, будут через тысячу лет.
Иван подходит к огню – здесь свои огороды содержат две вдовы, простые женщины. Очень интересна такая деталь: знакомая Ивана не узнала его, когда он подошел. А вот Петра много веков назад узнала служанка и уличила как последователя Иисуса. Могу предположить, что образы героинь в рассказе тоже знаковые. Ведь Петра называли именно женщины, две служанки (Евангелие от Матфея), а в третий раз – уже кто-то из присутствовавших. Хотя в рассказе Василиса и Лукерья сочувствуют Петру, переживают вместе с ним.
Иван греется у костра и рассказывает историю. Она полна грусти и мучительного томления, тоски. Этот эпизод актуален и в наши дни, как и всё, что связано с жизнью Иисуса Христа. Картины моления о чаше, ареста учителя и отречения и раскаяния Петра настолько ярки, что поражают героев и читателя своей правдоподобностью. Мы знаем, что в Евангелие пересказывается жизнь и деяния Спасителя. Оценка деятельности героев повествования часто отсутствует. Студент Великопольский старается объяснить поведение Петра, страдая вместе с ним. Он понимает, насколько тяжело человеку, который не может помочь тому, кого очень любит. «Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...» [2] Далее Петр отрекается от Христа трижды, и после этого поёт петух. Следует сильнейшее раскаяние. А образ петуха так и будет сопровождать апостола сквозь века! Очень часто также бывает и с нами: совершим проступок, осознаем, когда уже поздно, раскаемся. И даже больше никогда так плохо не поступим. А печать греха все равно давит. Правильно ли это? Может быть, после покаяния не нужно мучить свою совесть воспоминаниями?
После того, как Василиса вдруг понимает, насколько горько было Петру от содеянного, она сама не может сдержать слёз. И наверное, это чувство знакомо многим, кто читал Святое Евангелие.
«Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». [2]
Снова автор погружает героя и читателя во вселенский холод и темноту, чтобы ещё раз дать почувствовать, какой ужасный поступок совершили люди, осудив Спасителя. Как невежественны они были, как слабы своей необузданной силе. Ведь хотя автор рассказа повествует нам вроде бы о студенте и Петра, главный герой (если можно так выразиться) Евангелия, а значит, и всей истории – Иисус Христос.
Возникает вопрос, а как часто мы, крещеные люди, предаём Христа своими грехами? А всегда ли раскаиваемся? Перестаём ли совершать раскаянный грех?
Затем Иван Великопольский приходит к выводу, что происходившее с апостолом 19 веков назад и сейчас небезразлично людям. Они стараются понять, что мог чувствовать Петр. Тотчас после этого «радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».[2]
ЗАЛЮЧЕНИЕ. ПОЧЕМУ НУЖНО РАДОВАТЬСЯ
В конце рассказа его героем, да и читателем овладевает радостное чувство, надежда и желание жить дальше. Становится понятно, что наряду с темнотой и грехом есть свет и любовь. Они были и будут, пока есть искренняя вера.
Евангелие запрещает отчаяние. Поэтому не мог Антон Павлович окончить свой рассказ на грустной ноте. Христос воскресает, дав надежду на спасение. Наступает радость, она переполняет сердца многих верующих.
В жизни действительно есть высокий смысл. Для студента Великопольского он заключается в связи времен, в умении сопереживать и любить.
Антон Павлович Чехов создал удивительно жизненное и философское произведение одновременно. Нужно в любые времена уметь оставаться человеком. Помнить о том, что не ты – центр вселенной, не все вращается вокруг тебя. Не гнаться за материальными благами и удовольствием. Не убивать отведённое время в рутине и желанием преуспеть в делах.
В жизни должно быть место неспешным размышлениям, заботе о душе, адресным добрым делам, памяти о прошлом и радостному единению. Друг с другом и Богом. Чем больше будет любви между людьми, тем меньше в мире будет места страху и разным угрозам.
Как хорошо, что Антон Павлович Чехов оставил нам такой рассказ, прочитав который, понимаешь, что нужно радоваться!
ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:
Невидимое письмо
Мастер-класс "Корзиночка"
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
В Китае испытали "автобус будущего"
Рисуем "Ночь в лесу"