Конкурс "Первые шаги в науке"
Вложение | Размер |
---|---|
Что читают в моем классе | 58 КБ |
Влияние письма на речевые навыки | 16.61 КБ |
Введение
Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
Почему же многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии? Что интересно читать моим сверстникам и читают ли они вообще? Какие литературные герои сегодня являются кумирами детей моего возраста? Как возродить интерес школьников к литературе?
Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попыталась изучить читательские интересы учащихся своего класса.
(Слайд 2) Актуальность поднятой мной проблемы подтверждают данные о состоянии читательской культуры школьников, со слов библиотекаря Бондаревой Светланы Викторовны:
1. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие – 17%
2. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие – 17%.
3. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
4. Читают на досуге развлекательную литературу - 10% учащихся.
5. Читают познавательную литературу – 5%
6. Читают для самообразования – 10% школьников.
Эти цифры говорят о снижении интереса к чтению от младшего школьника к старшему.
(Слайд 3) Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье класса.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи: (слайд 4)
1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.
3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».
4. Провести анкетирование.
5. Представить полученную информацию одноклассникам и родителям в виде презентации
(слайд 5) Объект исследования – учащиеся 7 «Б» класса
(слайд 6) Предметом исследования – читательские интересы учащихся 7 «Б» класса нашей школы
В ходе работы я опиралась на методы наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, тестирование, устный опрос.
Состояние чтения современных школьников
Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. (слайд 7) А ведь печатная книга существовала с середины 15 века, когда великий Иоганн Гуттенберг впервые напечатал Библию.
А Николай Рерих сказал: «Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь, самым древним является искусство книги».
Бытует мнение, что современного ученика, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают.
Возможно, ученики читают, не в том объеме, что читали их родители в детстве, но это и понятно - ведь источников информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни школьника.
Анализ анкетирования
«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. (слайд 8) Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают наши дети?
Какие же книги предпочитают читать мои сверстники? Семиклассникам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом: (слайд 9)
Фантастика – 7 человек.
Юмористические произведения – 3 человека.
Триллеры (ужастики) – 0 человек.
Познавательная литература – 0 человек.
Приключенческие произведения – 1 человек.
Детективы – 1 человек.
Стихотворения – 0 человек.
Рассказы о животных – 2 человека.
Сказки – 2 человека.
Из полученных данных мы видим, что наибольшее предпочтение ученики отдают таким жанрам как фантастика– 44%, юмористические произведения – 19%, рассказы о животных – 13%, сказки – 10%. приключенческие - 7 %, детективы – 7 % . Познавательные книги и лирические произведения из моих сверстников никто в анкете не указал.
(слайд 10) Среди самых любимых книг в читательском досье моего класса:
«Книга мастеров»
«Мужчина из Сан-Франциско»
«Три мушкетера»
«Приключение Незнайки»
«Цифры»
«Робинзон Крузо»
«Старик и море»
«Сказки»
«Маленький принц»
«Хроники Нарнии»
Часто ребята называют книги Евгения Носова.
Таким образом, выявилось переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами.
(слайд 11) Вопрос «Твой любимый литературный герой» выявил большое разнообразие пристрастий моих одноклассников. Любимыми литературными героями признаны Гарри Поттер, неунывающий Карлсон, находчивый Робинзон Крузо, преданный друг – Д Артаньян, милая Золушка. Далее список любимых героев книг немного необычен. Кот Леопольд успешно соперничает с Матроскиным, Незнайка с Домовенком Кузей.
(слайд 12) Своим любимым писателем и поэтом ребята считают:
А.С.Пушкин – 9 чел.
А.А.Фет – 1 чел.
А.Дюма – 1 чел.
Е. Носов – 2 чел.
С.А.Есенин – 1 чел.
М.Ю.Лермонтов – 2 чел.
Самым любимым поэтом ребята моего класса признали А.С. Пушкина . Любимым писателем для моих одноклассников стал Е.Носов .
Многие ребята на этот вопрос долго призадумались, а потом ответили, что у них нет любимого писателя и поэта.
Сколько же времени уделяют чтению мои сверстники и как часто они читают?
(слайд 13) В среднем мои одноклассники уделяют чтению в 2-3 часа в неделю, 30 минут в день. 69 % из них читают от 1 до 3 часов, 21 % уделяют чтению 4-5 часов, 10 % - более 5 часов в неделю. Есть 1 ученица, которая читает более 10 часов в неделю. (слайд 14) Каждый день читают – 25%, 2 раза в неделю – 25%, реже 2ух раз в неделю – 50%.
(слайд 15) На вопрос: «С какой целью ты читаешь?» - ответы ребят тоже неоднозначны. 50% опрошенных читают, потому что любят чтение, 11 % делают это только к уроку литературы, 13% - по принуждению родителей. Огорчает то, что в классе есть двое ребят, которые вообще читать не любят или читают от нечего делать.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня отошла на второй план. Это подтверждает ответ на вопрос (слайд 16) «Чтение для тебя – это…» :
Отдых, развлечение считают 30%, познание нового – 28%, помощь в учебе – 42%.
Заключение
В своей работе я ставила цель выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье своего класса. Выглядит оно следующим образом: в круге чтения семиклассников присутствует литература всех родов и жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются фантастика, приключенческие и юмористические произведения. Неинтересна моим одноклассникам познавательная литература. Много ребят увлечены поэзией и рассказами о животных. Семиклассники абсолютно равнодушны к книгам об их сверстниках.
Таким образом, читатель –семиклассник в нашем досье предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.
В целом, ребята моего класса положительно относятся к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем 2-3 часа в неделю, читают и выбирают книги по своему вкусу.
Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.
Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть дети , которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала моя работа, результатом которой является не только читательское досье моего класса.
Кроме того, я планирую в этом учебном году выступить на родительском собрании и ознакомить родителей с читательским досье класса, а также рассказать о роли семейного чтения.
И это лишь малая часть того, что нужно сделать для возрождения культуры чтения.
(слайд 17) В заключение своей работы, хочется сказать о том, что на уроках литературы нам однажды дали задание составить буктрейлер, понравившейся книги. Буктрейлер–это
∙короткий видеоролик по мотивам книги;
∙видео аннотации книг;
∙небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой- либо книге.
Цель таких роликов является пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять ее и почитать.
Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим
литературной классикой.
После просмотра некоторых буктрейлеров, опросив семиклассников, я узнала, что некоторые ребята начали читать книги, представленные в этих роликах.
Предлагаю вашему вниманию несколько буктрейлеров, составленными моими одноклассниками для уроков литературы. (слайд 18,19)
(слайд 20) Заканчивая работу, хочу обратиться к своим сверстникам со словами грузинского поэта Алио Мирцхулава.
Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во вселенной?
Найди на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный…
Список литературы
1. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я».
2. Тихомирова И.И. Материалы к проведению родительского собрания, посвящённого
детскому чтению. Ж. «Школьная библиотека», №9 -10, 2005 г.
3. Словарь юного книголюба. – М., «Книга», 1982 г.
4. Человек читающий – М., «Прогресс»,1989 г.
5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990 г.
6. Чудинова В. П. Социализация личности – Школьная библиотека, 2005, № 4.
Приложение
Анкета
«Читательские интересы»
- фантастика
- юмористические произведения
- триллеры («ужастики»)
- познавательные книги (энциклопедии)
- приключенческие произведения
- детективы
- стихотворения
- книги о моих сверстниках
- рассказы о животных
- сказки
2. Твое любимое произведение (указать название и автора): _______________________________________
3. Твой любимый писатель:____________________________________________________________________
4. Твой любимый поэт:________________________________________________________________________
5. Как часто ты читаешь?
- каждый день
- 2 раза в неделю
- реже двух раз в неделю
6. Сколько времени в неделю уделяешь чтению?
- менее 1 часа
- от 1 до 3 часов
- от 3 до 5 часов
7. С какой целью ты читаешь?
- люблю читать
- заставляют родители
- нужно читать к уроку литературы
- больше нечем заняться
- не люблю читать
8. Чтение для тебя – это…
- отдых, развлечение
- познание нового
- помощь в учебе
- другое (указать)
| Конференция «Первые шаги в науку» |
Полное название темы работы | «Влияние письма на речевые навыки» |
Тип работы | Исследовательская работа |
Возрастная номинация | 14-15 лет |
Фамилия имя | Хубиева Зухра |
Место учебы: | МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой» |
Класс | 9 «А» |
Руководитель | Птицина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы |
Введение
Слайд 1. Тема моей исследовательской работы: «Влияние письма на речевые навыки».
Слайд 2. Объектом моих исследований стали учащиеся 9 «А» класса.
Слайд 3. Актуальность проблемы заключается в том, что вот уже который класс на первом уроке русского языка в новом учебном году мы изучаем речь. Речь представляет собой форму общения людей посредством устного разговора или письма и чтения. Конечно, каждый из нас так или иначе становился участником устного разговора. Правда не все люди любят читать, особенно это касается современных детей и подростков. Это проблема никогда не лишится актуальности, но сегодня хотелось бы поднять вопрос о письме современной молодёжи. Ведь не только чтение пополняет и обогащает словарный запас человека. Когда человек что-то пишет он ещё и учится пользоваться своим лексиконом. Вспомним Золотой век русской литературы, молодёжь не только охотно читала книги, но и придумывала небольшие эпиграммы, стихи, романсы. Но и в наше время уже с детства люди входят в роль автора, придумывая школьные сочинения, однако это далеко не единственная область литературы, которой касается творчество подрастающего поколения.
Слайд 4. Сейчас многие подростки сочиняют стихотворения. В основном они посвящены дружбе, жизни, а также присущей юной горячей крови теме любви.
В понимании подростков песни сродни стихотворениям, но в них они выделяют больше внимания такту и мелодичности. Современная молодёжь любит их дарить, посвящать близким людям.
Фанфики — любительские сочинения по мотивам популярных оригинальных литературных произведений, произведений киноискусства, комиксов, а также компьютерных игр и так далее. Стоит отметить, что более половины любителей фанфиков подростки, не достигшие совершеннолетия. Конечно, для написания «пригодных» работ немаловажен талант, но чтение и практика помогут отточить писательские навыки. Что касается практики, существует множество интернет ресурсов, готовых помочь авторам в поиске своих читателей. Приведём несколько примеров таких сайтов.
Слайд 5. Стихи.ру — крупнейший российский сервер современной поэзии.
Проза.ру — крупнейший российский сервер современной прозы .
Журнал «Самиздат» — сервер современной литературы, предназначенный для самостоятельной публикации произведений.
Книга фанфиков — самый масштабный ресурс в рунете, посвящённый фанфикшну и позволяющий выкладывать не только фанфики, но и оригинальные истории.
Слайд 6. В своей работе я хочу выдвинуть гипотезу, что современным подросткам для совершенствования речевых навыков необходимо не только много читать, но и писать.
Слайд 7. Задачами исследования считаю:
- выявить влияние письма на речевые навыки;
- определить степень влияния письма;
- выяснить каково влияние письма: положительно или отрицательно;
- определить степень популярности письма у подрастающего поколения;
- выявить глубину знаний возможных вариантов оформления работ у подростков.
Ход работы
Слайд 8. Сначала в ходе работы я спросила самих учеников 9 «А» класса,
считают ли они, что письмо влияет на речевые навыки. Из приведённой диаграммы видно, что 75% учеников считают, что письмо влияет на речевые навыки.
Слайд 9. Затем я попросила двух учеников — одного, практикующего писательство, и другого, увлекающегося только чтением, — дать определение слову «книга» в научно-публицистическом стиле и проследила большие различия в ответах, ведь при письме, человек не зачитывает уже придуманный текст, а формирует предложения сам.
Вот какие определения слову «книга» привели ученики:
Книга — упорядоченная текстовая информация, представленная в бумажном или цифровом виде.
Книга — это познавательная история.
По ответам можно проследить, что письмо действительно оказывает сильное влияние. Как видите, ученик практикующий письмо, смог дать определение книги в широком смысле. Ну а ученик, занимающийся исключительно чтением книг не смог достаточно точно охарактеризовать их. Из чего можно сделать вывод, что письмо не просто влияет на речевые навыки, а положительно влияет на них.
Слайд 10. Только произносить слова, не записывая их, всё равно что писать вилами на воде. Так сказал один из создателей славянской азбуки, просветитель Кирилл.
Так как самый простой способ записывать сформированные мысли — завести личный дневник, я спросила у учеников, ведут ли они его.
50% учеников ведут дневники, а оценки этих учеников представлены ниже. Из диаграммы нам видно, что большинство учеников, ведущих дневник, хорошо знают русский язык.
Анализ анкетирования
Слайд 11. Далее я провела анкетирование среди своих одноклассников, где они поделились своим писательским опытом. Школьные сочинения писали все, конкурсные сочинения 29% учеников, стихи — 65%, песни — 53%, рассказы — 18%, сказки — 12%, произведения других жанров — 12 %.
По показаниям таблицы утверждение, что письмо достаточно популярно среди подрастающего поколения можно считать справедливым.
Слайд 12. Затем я решила узнать, как хорошо ученики знакомы с авторскими знаками и предложила им заполнить таблицу.
Утверждение, что Пушкин использовал тире как авторский знак в строках:« Мы почитаем всех нулями, А единицами — себя.» 44% учащихся посчитало верным. Эти ученики не смогли выявить соблюдение пунктуационных норм русского языка, посчитав тире авторским знаком.
37% учеников оставили автору право ставить точку в названии произведения, что являлось верным решением, так, к примеру, точки в названии произведений немало распространены в интернете.
Популярность строчных букв в стихотворениях нарастает, 68% учащихся согласились с тем что, автор может использовать подобное оформление.
Заключение
Слайд 13. Моя гипотеза нашла объективное подтверждение:
ученик любящий писать стихи и прозу обладает более богатым словарным запасом и лучше умеет им пользоваться, нежели ученик, увлекающийся только чтением;
письмо достаточно популярно среди подрастающего поколения;
подростки, ведущие дневники обладают более лучшими оценками.
На основании проведённых исследований я смело могу утверждать, что письмо оказывает большое влияние на совершенствование речевых навыков.
Слайд 14. Спасибо за внимание!
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Хризантема и Луковица
Этот древний-древний-древний мир!
Ветер и Солнце
В Китае испытали "автобус будущего"