Данная работа посвящена изучению творчества ульяновской поэтессы Светланы Ивановны Матлиной, по содержанию , целям и задачам относится к разряду исследовательских работ по образовательной области «Литературоведение». Интересным в работе является личное суждение автора, его видение этой темы.
Вложение | Размер |
---|---|
s.matlina.docx | 39.83 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Стемасская средняя общеобразовательная школа
Вешкаймского района Ульяновской области
Исследовательская работа
«Тема памяти в творчестве ульяновской поэтессы Светланы Матлиной»
Работу выполнила
Захарова Мария,
ученица 10 класса.
Руководитель:
Малеева Ираида Викторовна,
учитель русского языка и литературы
с.Стемасс
2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1.Биографические сведения ………………………………………………5
2. Тема памяти в творчестве поэтессы ( стихотворения о войне в Чечне)
2.1.Сюжетно-композиционная специфика цикла
стихотворений «Вы простите, сынки!»………………………………….7
2.2.Своеобразие стихотворения «Романс о побратимах»……………...11
Заключение………………………………………………………………...14
Литература………………………………………………………………....15
Приложение
1.С. Матлина. Стихотворения из цикла "Вы простите, сынки!" ……………..16
2. Из книги «Русское романсеро» Романс о побратимах……………....21
3.Фотографии…………………………………………………………….. 25
Введение
Вы простите, сынки! Нас простите, сынки!
Пусть доснятся вам ваши весенние сны!
С.Матлина
Творчество Светланы Ивановны Матлиной – явление уникальное для культуры Ульяновской области и России. Её творчество – это особое видение мира, осмысление реальности через душу женщины-поэтессы.
Творчество Светланы Матлиной разнообразно. Её затрагивают разные темы. Читая её стихи, понимаешь, что каждое написано сердцем. Героическая тематика яркая в её творчестве: она пишет о людях, переживших войны, жалеет молодых людей, прошедших Афган и Чечню. В перечне её стихов есть даже гимн милиции, за который поэтесса награждена благодарственным письмом.
Я же хочу в своей работе сделать попытку рассмотреть только тему, связанную с памятью о войне в Чечне. Почему я решила выбрать тему памяти? Однажды я услышала стихотворение «Романс о побратимах», оно меня очень взволновало, тронуло. Именно это стихотворение открыло для меня замечательного человека, поэтессу Светлану Матлину. Война в Чечне – это страшная веха в истории России, эта трагедия, которая болью отозвалась в душе каждого человека. И поэтому мы, молодое поколение, должны помнить то время.
Объектом исследования является цикл стихотворений о войне в Чечне Светланы Матлиной. В качестве основного материала используются стихи из цикла «Вы простите, сынки!» и стихотворение «Романс о побратимах» из книги «Русское романсеро», все эти стихотворения входят в сборник «Двойная радуга»
Цель моей работы – показать, что тема памяти о войне в Чечне у Светланы Матлиной – одна из центральных тем, рассмотреть специфику стихотворений, особенности композиции.
Исходя из вышесказанных целей, ставлю для себя следующие задачи:
- изучить биографию Светланы Матлиной;
Данная работа имеет практическое значение: может лечь в основу подготовки сообщений, рефератов, докладов, вечеров для школьных мероприятий.
Основная часть.
1.Биографические сведения
Ульяновская поэтесса, художница родилась 30 января 1952 г. в р. п. Новая Малыкла. В 1969 г. закончила Майнскую среднюю общеобразовательную школу (Майнский район Ульяновской области). Стихи начала писать ещё в школе, первая публикация появилась в 1968 г. в Майнской районной газете «Ленинец». С 1970 по 1974 гг. училась на историко-филологическом факультете Ульяновского государственного педагогического института им. И. Н. Ульянова. Работала научным сотрудником Ульяновского областного краеведческого музея, библиотекарем, корреспондентом радио и газеты, патопсихологом. Её творчество стало известно читателям с конца 60-х годов 20 в. Публиковалась в альманахе «Поэзия», журналах «Степные просторы», «Волга», «Волга – 21 век», «Ставропольская звезда», «Роман-газета – 21 век», в одном из старейших и наиболее значительных русских литературных журналов «Наш современник», в других литературно-художественных изданиях страны. Её стихи вошли в «Антологию русской женской поэзии», изданную в Москве (1990). С. И. Матлина – автор более сорока поэтических книг. Среди них – «Лик души» (Саратов, 1990), «Земная сила» (Ульяновск, 1991), «Славянские вязи» (Ульяновск, 1992), «Хождение снегами» (Ульяновск, 1992), «Куколки ангелов» (Ульяновск, 1994), «Голубая флейта» (Ульяновск, 1998), «Двойная радуга» (Ульяновск, 1999), «Переполненное эхо» (Ульяновск, 2000), «Яблоки есенинского сада» (Ульяновск, 2001), «Русский свет» (Ульяновск, 2003), «Древние слова» (Ульяновск, 2002), «Русский свет» (Ульяновск, 2003), «Сказание о Ладе» (Ульяновск, 2003), «На путях земных и на небесных» (Ульяновск, 2006) и др. В 2004 г. в издательстве «Сеан-Издат» (г. Тольятти) вышла книга прозы «Сновидения». В 2007 г. в ульяновском издательстве «Регион-Инвест» издана новая книга повестей и рассказов «Лютики». В 2006 г. выходит в свет сборник избранных стихотворений «Голос серебристый», а в 2008 г. – «В купели волжской крещена». Оба сборника изданы при поддержке Губернатора Ульяновской области С. И. Морозова. В 2010 г. выходит в свет сборник «Геммы», в 2011 г. – избранное «Волжский склон», в 2012 г. новые сборники стихотворений «Время дождей» и «Караван». В 2013 г. увидела свет документальная книга об Афганской войне «Глазами афганской медсестры».
С 1998 г. по 2002 г. С. Матлина была ответственным секретарем Ульяновской областной писательской организации СП России и членом Правления СП России. Участвовала в работе 7-го съезда писателей России и двух Пленумов Правления. В этот же период возглавляла Ульяновское отделение Литературного Фонда России. С 2000 по 2003 гг. была редактором ульяновского областного литературного журнала «Карамзинский сад». Являлась редактором-составителем альманахов, коллективных сборников поэзии и прозы, в течение 10 лет вела в разных газетах г. Ульяновска литературные страницы, возглавляла жюри многочисленных литературных конкурсов. Будучи членом Попечительского совета Ульяновской областной научной библиотеки им. В. И. Ленина организовывала и принимала участие в мероприятиях, пропагандирующих книгу, которые проводились как библиотекой, так и многочисленными клубами книголюбов. Она была одним из главных организаторов проведения в Ульяновской области торжеств, посвящённых 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Много сил и душевной энергии отдала С. И. Матлина сохранению в трудные времена высокого культурного уровня ежегодного Пушкинского праздника в с. Языково, бывшей усадьбе Н. М. Языкова. За большую общественную работу, в том числе с одарённой молодежью области, в 2001 г. была награждена Почётной грамотой областного Законодательного собрания. В этом же году за сборник стихотворений и поэм «Переполненное эхо» была удостоена звания лауреата областной премии имени И. А. Гончарова. С. И. Матлина – автор нескольких художественно-документальных книг о различных учреждениях г. Ульяновска и гимна Ульяновской милиции. За плодотворную творческую деятельность по нравственному и культурно-эстетическому воспитанию личного состава Органов внутренних дел Ульяновской области в 2006 г. удостоена благодарности Министра внутренних дел России. За большой творческий вклад в развитие русской культуры и литературы, за страстное отстаивание лучших традиций русской реалистической литературы в 2007 г. была награждена Почётной грамотой Союза писателей России.
На праздничном вечере «Коллеги по перу», посвящённом 60-летию Ульяновского регионального отделения Союза писателей России, который состоялся 25 июня 2011 г. в Торжественном зале Ульяновской областной научной библиотеки имени В. И. Ленина, С. И. Матлина была награждена «Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области».
В 2012 г. в целях поддержки литературного творчества, популяризации поэзии родного края, развития высокой профессиональной культуры, продвижения талантливых поэтов на общероссийском уровне, а также увековечения памяти поэта Николая Благова, постановлением Правительства региона была учреждена ежегодная областная поэтическая премия. В 2013 г. первым лауреатом ежегодной областной поэтической премии имени Н. Н. Благова стала С. И. Матлина.
2. Тема памяти в творчестве поэтессы ( стихотворений о войне в Чечне)
2.1.Сюжетно-композиционная специфика цикла стихотворений «Вы простите, сынки!»
В своем цикле «Вы простите, сынки!» С.Матлина дает семь стихотворений. Цифра семь считается счастливой цифрой, но в 1994 году поэтесса, как бы пытается показать, что эта цифра – роковая. Первое стихотворение – это предсказание трагедии, поэтесса называет странную дату, когда должна пролиться кровь:
Вот какое чудо мне явилось
накануне Рождества Христова
И пролиться человечьей крови
в Грозном.(1.8).
Это произошло в декабре 1994 года под католическое Рождество.
Второе стихотворение «Новогодняя ночь». Страшная ночь, когда многим людям было не до новогодних подарков, потому что они предчувствовали беду:
Новогодняя ночь,
Ты беды не пророчь!
Что-то сердцу неймется сегодня.
Новогодняя ночь,
Слышишь, сердцу невмочь
От подарков твоих новогодних!(1.8.).
Мы теперь знаем , что под новый год много бойцов полегло в Грозном, так как генералы хотели рапортовать о взятии Грозного, а солдат расстреливали. Светлана Матлина пишет в своем стихотворении правду, пусть страшную, но правду:
Ночь расстрела сынков,
Ночь крови – с двух сторон,
Это тело на танке пылает!
Это жуткие факелы
Новый Нерон
Из людей в свою честь поджигает!(1.9.).
Третье стихотворение – это боль за время. С.Матлиной, как гражданке России, больно за все то, что происходит в Чечне. Больно за сожженные города, разоренные села, больно за убитых чеченских детей. Её сердце не делит на русские и чеченские смерти, смерть одна, она не знает национальностей:
Убитые дети – я плачу над вами.
Над этой землей, что горит под ногами.
Над русскими, что не вернутся домой,
Которых послали сюда на убой.
Мы ужасом стали, забыли про стыд.
Увидите – Бог эту кровь не простит.(1.9.)
Четвертое стихотворение – центральное, не зря же автор из последней строфы берет строчки в заглавие всего цикла. То, что эта часть центральная для поэта, говорит и тот факт, что это стихотворение имеет название, название странное, говорящее, отпугивающее. Название «Груз – 200». Автор просит прощения у сыновей, как мать, как гражданка России, ведь все погибшие воины – это сыны большой России. Поэтесса верит, что сыновья не умерли, а метафора «сыновья возвращаются небом» говорит сама за себя, воины живы, они тесно связаны с тем местом, где родились, они возвращаются, но только в цинковых гробах:
В распоследний, обратный, неласковый путь, -
Чтоб одно только выпало счастье:
Чтоб упасть ей на черную, черствую грудь-
И уже не расстаться.(1.10)
Сыру землю поэтесса называет «черной, черствой грудью». Такое сильное сравнение! И эта сыра земля забирает воинов- «детей». Поэтому поэтесса просит прощение у сыновей:
Вы простите, сынки! Нас простите, сынки!
Слово «сынки» подчеркивает, что воины были еще совсем молоды, это уменьшительно-ласкательный суффикс показывает нам девятнадцатилетних мальчишек, вернувшихся с войны под названием «Груз – 200»
Пятое стихотворение из цикла называется «На Ишеевском кладбище». Поэт в этом небольшом стихотворении, состоящем из четырех строф, использует кольцевую композицию, правда немного в последней строфе видоизмененную, но как и во всех стихотворениях этого цикла, здесь важное значение принимает материал, основанный на реальных событиях. Мы видим, с какой болью автор описывает матерей, потерявших своих сыновей, матерей, которым осталось в жизни – это посещение кладбищ, где покоятся их дети. Здесь они общаются с сыновьями, потихоньку стареют:
Все к своим – с букетом,
Мамы – молодые,
Эх, мои красивые,
Сироты седые.(1.11)
Еще молодые матери от боли поседели, а их дети глядят на них с неизменяющихся портретов, они все такие же:
армейские
мальчиков портреты.
Лиц хороших, ласковых
Теплые приветы.
И заканчивается этот цикл стихотворение «Чумной город». Это город Грозный. Автор с правдивой точностью описывает ужасы. Страшно читать, а представить тех, кто был там, кажется, совсем невозможно, но это была правда, ужасная, но правда:
И это – похоронные команды,
Тут, в Грозном, где тела солдат смердят.
Автор чувствует свою вину перед этим ужасом, я это чувствую. Жалко, обидно, больно, трудно, но это было, это наша история:
Зачем я вижу, дай успокоенье,
Смерть милосердная. Накрой свой плат..
И - тишина…(1.12.)
Поэтесса, используя оксюморон «милосердная смерть», совмещает два несовместимых слова. Жутко! Разве может быть смерть милосердной?
Таким образом, цикл стихов «Вы простите, сынки!»- яркий пример отношения автора к войне в Чечне.
2.2.Своеобразие стихотворения «Романс о побратимах».
Теме же памяти о войне в Чечне посвящена и книга«Русское романсеро». Когда-то услышанное мною на конкурсе стихотворение «Романс о побратимах» потрясло меня. Это лироэпическое стихотворение. Оно рассказывает о трагедии и русского и чеченского народа. Я смогла почувствовать боль матери. Поэт доказал еще раз о безграничной любви матери к своим детям. Именно это стихотворение впервые познакомило меня с творчеством Светланы Матлиной.
Что такое романс? Словарь-справочник даёт такое определение. Романс - это стихотворение, положенное на музыку или рассчитанное на такое переложение.(7.8). Поэтому сразу представляешь нежную песню с задушевными стихами. Да стихотворение «Романс о побратимах» задушевное, но нежности в нем мало. В нём говорится о трагедии народа, трагедии матерей и детей-воинов. Сын пишет матери письмо с просьбой его выкупить. И мать, естественно, сделала всё, чтобы выполнить его просьбу:
Ровно через неделю
Деньги она достала.
Как она их достала-
О том говорить не пристало.
Нежная ткань романса
Выдержать все не сможет.
Ради единого сына
Вывернешься из кожи.(1.14)
Мать ехала на Кавказ, не чувствуя усталости, не видя дороги, она летела к сыну. Кульминация этого стихотворения очень напряженная. Выкупив собственного сына, к матери подбегает:
Еще один пленный парень
Кинулся со слезами.
Падает матери в ноги
С той же простой мольбою.
Снова у матери сердце
Обливается кровью. (1.15)
Что бы было с этим парнишкой, но вмешалась чеченская девушка, попросив отпустить с матерью двух, теперь уже можно сказать, её сыновей. Автор благодарит Бога, что война не сделала людей зверьми, что есть еще в людях сострадание:
Слава тебе, Пресветлый,
И Богородице слава!
Слава всем добрым людям,
В ком сердце не замолчало. (1.16)
Пока люди способны сопереживать, они способны любить, быть благородными; значит война, какая бы она жестокая не была, не убила в людях человеческие качества. И в конце стихотворения автор проклинает войну. Война - это слезы, горе, смерть, это самое ужасное, что придумано человеком:
Кто эту войну придумал-
Пусть проклянут его люди
И заканчивается это стихотворение хорошо:
В город, открытый ветру,
В город, синий и светлый,
Дорогой с речной полынью
Их возвратилось трое:
Двое шли побратимов
И мать с головою седою.(1.16.)
Заключение
Таким образом, проанализировав представленные выше стихи, я доказала, что героическая тематика, а именно тема памяти, посвященной войне в Чечне, - одна из центральных тем в творчестве Светланы Ивановны Матлиной. Это стихи, которые не оставят никого равнодушным. В них боль, крик души, плач. Поэтесса показывает все ужасы войны в Чечне, но не показать это она не может. Ведь это наша история, а наша долг знать ее, сохранить о ней достойную память.
В своей работе я попыталась показать особенности композиции, сюжет, специфику стихотворений по этой теме, а Светлана Матлина - яркая поэтесса, она затрагивает много тем в своем творчестве, но это уже другая интересная работа по творчеству С.Матлиной.
Список используемой литературы:
1.Матлина С. И. «Двойная радуга», Ульяновск, 1999.
2.Альбеткова, Р. И. Русская словесность: От слова к слову: учеб.пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. Учреждений. М. : Дрофа, 2008.
3.Дягилева Л.Новая библиотека, -2011, №3, с.5-6.
4.Егоров В. Н. «С любовью трепетной», Ульяновск, 1999.
5.Зинина, Е. А. Основы поэтики и практики анализа художественного текста. 10-11кл. учеб. Пособие. М.: Дрофа, 2010.
6.Лотман, Ю. М. Анализ поэтического текста.- М., 1972.
7.Литература в школе от а до я. 5-11 классы: энциклопедический словарь- справочник. -3-е изд., М. : Дрофа, 2010.
Приложение
Стихи С. Матлиной
1. Стихотворения из цикла "Вы простите, сынки!"
1.Я молилась с малой дочкой на ночь
пред иконой праздничной и алой,
данной на молитвенную память
милым отроком благословенным.
Разгоралась нежная лампадка,
горячо лились слова простые...
А когда закончила молиться
Той, что утоляет нам печали, -
у нее в глазах слеза блеснула!
Вот какое чудо мне явилось
накануне Рождества Христова
и пролитая человечьей крови
в Грозном.
Декабрь 1994 г
2. Новогодняя ночь
Принахохлился дом,
старый сад побелел.
Чернота подступается грозно.
И никто в эту ночь от вина не хмелел,
по иконе катилися слезы.
Новогодняя ночь,
ты беды не пророчь!
Что-то сердцу неймется сегодня.
Новогодняя ночь,
слышишь, сердцу невмочь
от подарков твоих новогодних!
Дальний ветер рванется, как дым из огня,
прометет рукавом своим серным:
...а чеченская пуля летела в меня...
а чеченская пуля нашла мое сердце..."
Ночь расстрела сынков.
Ночь крови - с двух сторон –
Это тело на танке пылает!
Это жуткие факелы
новый Нерон
из людей в свою честь поджигает!
Принахохлилась Русь.
Лег осинничек в лог.
Генералы мотали,
укрывшись в Моздок.
"...а по русой
закланной моей голове
только ветер рыдал в грозной той синеве..."
3
Я плачу над вами, чеченские дети
, на пепельном, страшном, сожженном рассвете.
В тот час, как звезда голубая зажглась
и весть о спасителе в мир понеслась,
когда родился вифлеемский младенец, -
над вами обрушились мирные стены.
Он снова пришел, как господняя милость.
Земля же с распятая не изменилась.
И в новое это свое рождество
с чеченским ребенком стреляли - в него.
Убитые дета - я плачу над вами.
Над этой землей, что горит под ногами.
Над русскими, что не вернутся домой,
которых послали сюда на убой.
Мы ужасом стали, забыли про стыд.
Увидите - бог эту кровь не простит.
4. Груз-200
Сыновьям помешали ходить по земле –
Сыновья возвращаются небом.
И железные крылья сверкают во мгле
над простором страны черно-белым.
Не хватило на них доброты и хлебов.
Не узнали тепла и привета.
У железной страны - не хватило гробов!
Но зато встретил бог ясным светом.
Черным медом мазнула по детским губам.
Окрестила в кровище свирепо.
И железные крылья глаза режут нам:
Сыновья возвращаются небом.
В распоследний, обратный, неласковый путь,
чтоб одно только выпало счастье:
Чтоб упасть ей на черную, черствую грудь –
И уже не расстаться.
Вы простите, сынки! Нас простите, сынки!
Пусть доспятся вам ваши весенние сны!
И - до встречи у самой безмолвной реки - до реки Тишины...
5. На ишеевском кладбище
Соткан для веселий
синий день весенний.
Продают тюльпаны
Продают сирени.
Кладбищем - армейские
мальчиков портрета.
Лиц хороших, ласковых
теплые приветы.
Все к своим - с букетиком.
Мамы - молодые.
Эх, мои красивые,
сироты седые!
... И крадутся тени
в синий день весенний,
в алые тюльпаны,
в душные сирени.
6
Я прикрепляла розу восковую
к надгробью в день святого Валентина.
Вдруг - залпы чуть ли не над головою
и громко так, до неправдоподобья!
Я оглянулась: рядом хоронили
военного. Так жутко, словно гут
я испытала все, что и любой
приговоренный - вспоротою грудью.
А вечером - концертный зал и хора
церковного струится псалмопенье.
При трепете свечей, цветных лампадок
душа глядит и как дитя трепещет.
Перед глазами все еще стоят
ряды могил солдатиков безусых
с промерзшей неутоптанной землей.
О, голосов малиновая пряжа,
фигурки певчих черных, старины
рокочет пена: "...спаси мя, Осподи!"
О, как это они, - "Посланье Курбскому":
"...без греха один Господь!"
Как только пропоют "Земле родимой Слава!"
так не сдержать мне, не сдержать мне слез.
7. Чумной город
Над ямой, в яме - блесткие скафандры.
Палаточный, противочумный ряд...
И это - похоронные команды,
тут, в Грозном, где тела солдат смердят.
Не потянуть, увы! - такого сраму:
крест на пролитьи тысячей кровей,
сегодня никакому Вальсингаму.
А пир князей, как крест Чумной в Москве...
Зачем я вижу, дай успокоенья,
смерть милосердная. Накрой свой плат...
И - тишина. . А после слышно пенье
божественнейшей Монсеррат.
2.Из книги «Русское романсеро»
Романс о побратимах
Двадцать шестого июня
в город пришла телеграмма.
Первые три слова:
"Выручай меня, мама!
Чеченский начальник в Моздоке
требует пять лимонов
за нашу с тобою встречу
без одежд похоронных".
Люди считали - мертвый
он, из праха восставший...
Сердце трижды запнулось,
а после забилось чаще.
Волга застыла блюдом
из серебра на сини.
Голова и ли деньги –
вот вся дума о сыне.
А за сыном - и сердце,
как подсолнух за солнцем, -
у отрогов Кавказа
с виноградьем зеленым.
Много же их, весенних,
синеглазых и русых,
не вернулось оттуда!
И никто не был трусом.
Ах, за клочком бумаги –
лица, лица и лица!
Сколько же их, зовущих,
в каждой слезе дробится!
Ровно через неделю
деньги она достала.
Как она их достала –
о том г оворить не пристало.
Нежная ткань романса
выдержать все не смажет.
Ради единого сына
вывернешься из кожи.
Ой, нелегка дорога
до кавказских отрогов!
Ветер летит вдогонку:
"Помоги тебе боже!"
Ветер, как пьяный десантник
в поле, хрипящем рожью...
На красоты Кавказа
и золотые розы
мать не взглянула ни разу,
только оттерла слезы.
Эти сутулые плечи,
белый ее платочек...
Сердце исходит кровью:
Сынушка мой, сыночек...
"Здравствуй, начальник важный
из полевых командиров!
Вот тебе пять лимонов
и отпусти нас с миром".
Тут ей выводят сына –
слезы текут ручьями.
Будет теперь вам сниться
небо Моздока ночами.
До смертного часа будешь
помнить небо Моздока.
Небо глубоко, глубоко.
От бога далеко, далеко...
Только они обнялися,
только друг к другу припали –
еще один пленный парень
кинулся со слезами.
Падает матери в ноги
с той же простой мольбою.
Снова у матери сердце
обливается кровью.
Страшен чеченский начальник,
сердце твердее стали.
Он одно отвечает.
"Мы вас сюда не звали!
У самого двух братьев
русские расстреляли..."
В небе наверно слыхали,
как слезы ее побежали,
как руки ее задрожали,
когда их к груди прижимали.
Тут подбегает чеченка!
Чеченка, краса-девица,
как того командира –
родненькая сестрица:
"Отпусти этих русских!
Милый мой братик, сжалься!
Аллах наградит за милость,
а за лютость - едва ли!"
Слава тебе, Пресветлый,
и Богородице слава!
Слава всем добрым людям,
в ком сердце не замолчало.
Кто эту войну придумал –
пусть проклянут его люди,
а у жены его больше
за это детей не будет.
В город, открытый ветру,
в город, синий и светлый,
дорогой с речной полынью
их возвратилось трое:
двое шли побратимов
и мать с головой седою.
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Подарок
Рисуем кактусы акварелью
«Течет река Волга»