В работе рассказывается о жизненном пути Евфросинии Колюпановской и о ее необычной личности.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_kulakova.docx | 339.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агеевская средняя общеобразовательная школа №3»
Суворовского района Тульской области.
Конкурсное сочинение на тему:
«СВЯТАЯ ЮРОДИВАЯ КНЯЖНА КОЛЮПАНОВСКАЯ».
Автор: Кулакова Ирина, ученица 9 класса
Учитель: Кириллова Татьяна Николаевна
2016
Повелась дурная мода
Выше духа ставить плоть
Не согласна с тем природа,
А тем более Господь.
Умножая потребленье
Мы, того не видя, рушим
Землю, Божие творенье
И слепые наши души.
П. Гаврилин.
Я жила согласно нормам, принятым в современном обществе: у меня сложились понятия о том, какой должна быть пища и одежда, чему учиться и чем заниматься, примерно представляла себя в будущем - успешной, модной, образованной. Стремление к материальному достатку, к престижной профессии, к самосовершенствованию казалось единственно правильным смыслом жизни. Я почти не задумывалась о религии, вере, хотя меня, как и большинство людей, крестили в детстве, хотя постоянно ношу нательный крест – маленький крестик на золотой цепочке. И вдруг все стало намного сложнее…
Читаю в газете: «5 октября вся Тульская епархия торжественно прославляет святых, в земле Тульской просиявших, – всех Божиих угодников, которые своею верою и подвигами прославили Бога и обрели милость Его быть молитвенниками за нас. Как райские цветы, как зажженные светильники в Небесном Иерусалиме, как звезды, сошедшие с небес на землю, как земные Ангелы, сияют в нашей земле мученики, преподобные, исповедники, святители, Христа ради юродивые, затворники и праведники». Мне стало интересно, кто же причислен к лику святых, за какие деяния. Со многими именами, хоть не все они были мне прежде известны, всё стало понятно. Кукша и Пимен – первые святые, пришедшие из Киево-Печерской Лавры, благодатью Божией прославленные на Тульской земле, принявшие здесь мученическую смерть от рук язычников в XIII веке. Дмитрий Донской – князь, одержавший великую победу на поле Куликовом, схимонахи Троице-Сергиевой Лавры Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) – воины, его сподвижники, за веру, Отечество и народ жизнь свою положившие на Куликовом поле. Макарий Жабынский основал обитель. А вот фраза: «Особенно почитаются народом подвизавшиеся на нашей земле Христа ради юродивые – Иоанн Тульский и Евфросиния Алексинская» - меня озадачила. Слова «блаженный», «юродивый» в моём сознании мало сочетались с понятием «святой». А потом оказалось, что с этой газетной заметки начнётся моя встреча с жизнеописанием святой юродивой Евфросинии Колюпановской, образ которой не даёт мне покоя: как-то слишком реально встаёт перед глазами эта старица, женщина, причисленная к лику святых, при жизни кем-то почитаемая, а больше – непонятая и осмеянная…
Евфросинию понять невозможно, если не представить фантастической силы духа и столь же глубокой веры в Бога, из-за которой молодая женщина обрекла себя на многолетие тяжелейшие испытания и которая привела её к святости. Христа ради юродивая - княжна Вяземская, одна из самых образованных женщин России. Её долгая жизнь как бы вместила в себя две судьбы, противоположные до нереальности. Евдокия Вяземская выросла в роскоши и довольстве. Родилась она около 1758 года в семье князя Григория Ивановича Вяземского (представитель младшей ветви рода князей Вяземских). Княжна Евдокия в 1776 году стала выпускницей первого выпуска воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позже — Смольный институт) и была пожалована во фрейлины ко двору императрицы Екатерины II. Благодаря своему положению Евдокия Вяземская была знакома со многими представителями высшего общества своего времени, включая полководца Александра Суворова и князя Юрия Долгорукова (будущий московский градоначальник). По её рассказам, она вместе с камергером Александром Нарышкиным (будущий главный директор императорских театров) развлекала скуку императрицы.
Мы сказали бы, что это верх мечтаний любого человека. Однако, добившись всего, Евдокия с двумя другими фрейлинами бежит из дворца и переодевается в крестьянское платье, оставив на берегу реки шикарные наряды. Есть две версии, что произошло дальше. Согласно первой, официально признанной, больше во дворце княжна не появлялась, в её мнимое самоубийсто поверили и прекратили поиски. Но есть легенда о том, что «было дано приказание по разным дорогам, чтобы задержать её, на перевозе через одну реку Евдокия была узнана исправником и, согласно предписанию, возвращена в столицу. Императрица приняла её ласково и, испытав о причине ея бегства с другими придворными, притом уверившись в ея твердой решимости посвятить себя на служение Богу, дозволила вступить в монастырь по желанию и, отпуская от себя, подарила иноческое платье из блестящей материи…».
Как бы то ни было, но есть неизменный факт: княжны Вяземской больше нет. Вместо неё вскоре появится блаженная Евфросиния, доживёт до глубокой старости, юродствуя во имя Господа Бога. Сначала странствовала по России, ходила от монастыря к монастырю, выполняя тяжелейшую работу: доила коров, ухаживала за скотом, пекла просфоры. Насколько противной должна была казаться княжне уборка навоза, грязная одежда… Поборов в себе все человеческие слабости, испытав свой характер на прочность, в 1806 году она пришла в Москву к митрополиту Платону испросить благословение на особый подвиг юродства (мнимое безумие при полном здравии ума). Подвижница поселилась недалеко от Серпуховской обители, взяв на себя тяжелейший крест одиночества, насмешек и лишений. Евфросиния ничего не готовила, не ходила на сестринскую трапезу, брала лишь хлеб да квас с монастырской кухни – этим и питалась.
Мне приходят на ум слова А. П. Чехова, что он всю жизнь по капле выдавливал из себя раба. Евфросиния Колюпановская всю жизнь выдавливала из себя по капле княжну Вяземскую. Вместо дорогих платьев теперь неизменной одеждой юродивой была власяница (рубашка толстого сукна серого цвета), а в лютые морозы – мужской тулуп. Ходила блаженная всегда босая. Под власяницей – тяжелые вериги (цепи), о которых никто не знал. Вместо дворца – келья, где Евфросиния практически никогда не убирала. В своей избушке Евфросиния держала двух кошек, трёх собак, кур и индеек. При этом спала на полу вместе со своими собаками. На вопрос, зачем она это делает, старица отвечала: «Я хуже собак». Воздух в келье был настолько тяжелым, что однажды навестившая блаженную московская игуменья спросила: “Матушка, зачем вы держите животных? Такой ужасный запах!” На что Евфросиния с улыбкой ответила: “Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе”. Кроме прочего, она в жару топила печь, а всю зиму сознательно мёрзла. Животных своих блаженная очень любила, а звери и птицы отвечали ей такой же привязанностью. Стоило ей только выйти из своего жилища, как на голову и на плечи садились голуби, стаи галок сопровождали ее всюду.
По ночам старица ходила вокруг монастыря, распевая псалмы, а днём собирала в монастырском бору грибы, травы и цветы. Травы отдавала приходившим к ней больным. Для молитв Евфросиния посещала часовню, располагавшуюся рядом с монастырём, а в монастырский собор приходила на литургию. На исповедь ходила к монастырскому духовнику, причащалась всего один раз в год в Великий четверг. В день празднования Крещения Господня вместе с крестным ходом ходила на иордань на реке Нара и в своей власянице окуналась в воду, призывая других: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!».
Евфросиния всегда оставалась умнейшей женщиной. В1812 году армия Наполеона подошла к Москве, и однажды французские офицеры увидели странную картину: блаженная собирала какие-то травки, корешки, камешки. Оккупанты стали издеваться над ней, оскорблять и бранить, а в ответ услышали обличение на чистейшем французском языке.
Строгая по отношению к себе, Евфросиния не могла спокойно смотреть на человеческое горе, на людские страдания и скорби. Во время жестоких напастей вымаливала она у Господа обильные дожди, щедрые урожаи и исцеления болящим. Рассказы о чудесах Евфросинии разнеслись по всей Центральной России. Смирение и молитвенные труды открыли в Евфросинии дар прозорливости. Однажды по дороге в Серпухов заспорили две помещицы, как лучше обращаться с подчиненными. Сошлись на том, что обращаться нельзя ни строго – будут роптать, ни кротко – избалуешь. Заехали к старице. Блаженная побеседовала с ними о том о сем, а потом вдруг заметила: “Кротко, кротко”.
После прихода во Введенский монастырь в 1845 году новой игуменьи Иларии начались притеснения Евфросинии. В одних жизнеописаниях не указывается характер этих притеснений и сообщается только, что это была зависть и злоба. В других причиной отъезда Евфросинии из Владычного монастыря называется убийство её трёх собак, совершённое по указанию новой игуменьи в присутствии старицы. Евфросиния расплакалась: «Собак убили – и меня убьют», оставляет монастырь и переселяется в село Колюпаново Тульской губернии, расположенное на правом берегу Оки, по приглашению одной из своих почитательниц — помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Евфросиния прожила там последние 10 лет своей жизни. Из Владычного монастыря она взяла с собой только икону Иисуса Христа с предстоящими Богородицей и Николаем Чудотворцем. Для старицы Наталья Алексеевна построила отдельный домик рядом со своей помещичьей усадьбой, но юродивая Евфросиния загнала в него корову, а сама поселилась в небольшой комнате в помещениях дворни. Как и в монастыре, с собой она поселила животных, которых выгоняла из комнаты только в день принятия ею причастия.
Началась новая страница её жизни. Но и здесь не оставляли Евфросинию посетители. Шли отовсюду, благодарили за исцеления, просили молитвенной помощи. Есть множество рассказов о чудесах святой старицы. Приведём один из них. У Кореловых заболел какой-то непонятной болезнью дотоле резвый, совершенно здоровый мальчик Николай - он не мог двинуть ни одним членом и большую часть времени находился в бессознательном состоянии. Когда мать и отец, сильно огорченные этим, не знали, что делать с больным сыном, их посетила блаженная старица Евфросиния. Она приехала к ним нежданная и незваная. Едва только успела она повидаться с хозяевами, как Наталья Андриановна обратилась к ней с усердной просьбой полечить больного. Старица дала какой-то травы и приказала заварить ее, а когда больной придет в себя, напоить его этим настоем. Бывшая при этом няня подумала: «Что это она? Бог знает, какой травы дает, и велит поить его». «Что тебе за дело, — обернувшись в ее сторону, сурово сказала старица, — какой я травы даю?! Может быть, я с печи сору дам, — вы должны принимать!» Старица уехала. Отец ребенка не пожелал исполнить приказание блаженной, а пригласил врача, по рецепту которого и дал больному лекарство, — ребенок стал холодеть, дыхание остановилось и только сердце еще слабо работало. Родители пришли в ужас. Мать больного, укорив мужа за то, что он не захотел исполнить приказание старицы, послала его просить у блаженной прощения и помощи. Старица сначала не приняла его, но когда он пал на колени и со слезами на глазах стал молить о прощении и помощи, блаженная, сделав ему предварительно выговор за пренебрежительное отношение к ее траве и за приглашение доктора, приказала напоить больного настоем данной ею раньше травы. Возвратившись домой, Корелов на этот раз уже безо всякого колебания приказал заварить матушкину траву и дать больному. Лишь только влили этого настоя больному в рот, как он ожил, а затем, выпив его с чайную чашку, почувствовал себя совершенно здоровым, только не мог ходить. Матушка и в этом помогла больному. Приехав как-то к Кореловым и увидев, что мальчика носят на руках, она настоятельно приказала поставить его на ноги, сделала над ним крестное знамение и, коснувшись рукой головы его, как бы оттолкнула от себя, сказав при этом: «Ну, ступай!» — и он пошел.
Неслучайно усомнился отец в том, что старица спасёт сына. Многие другие люди тоже видели в ней только блаженную, непохожую на окружающих. Методы лечения часто были непонятными, ведь исцеляла она не столько травами, сколько молитвой. Однажды жена псаломщика села Архангельского (недалеко от села Колюпанова) пришла к блаженной старице просить помощи своей больной матери. Старица сказала ей:
— Я дам тебе глухой крапивы. Напои больную настоем ее, и будет здорова.
Пришедшая подумала: «Крапивы-то у нас и своей много».
Тогда блаженная, провидя ее мысли, сказала:
— Не только крапивы, — если бы я дала тебе хворосту или соломы, ты должна, не думавши, принимать! Вот и муж твой — (она его никогда не видала) — тоже усомнился, но Бог с ним, он человек добрый.
Тяготясь людской славой, старица любила уходить за версту от Колюпанова в уединенное место рядом с Окой. В глубоком овраге с крутыми склонами, поросшими густым лесом, она предавалась тихой молитве. Там в 40-х годах XIX столетия собственными руками выкопала небольшой колодец и говорила больным: “Берите воду из моего колодезя – и будете здоровыми”.
Из села старица уезжала к своим почитателям, у которых гостила иногда длительное время. Путешествовала она чаще всего пешком, реже в кибитке, в которую сажала с собой кошку с собакой. Наибольшую привязанность Евфросиния испытывала к управляющему Мышегского чугунолитейного завода Алексею Цемшу, которого называла «сынок». Он построил для старицы в своём саду келью, в которой она порой проживала по несколько месяцев. В этой келье стоял гроб, в который Евфросиния ложилась отдохнуть, другой мебели в ней не было. Неужели блаженная не боялась смерти? Думается, что это было ещё одно самоиспытание: более ста лет прожив на свете, старица готовилась к встрече с господом, служению которому она посвятила всю жизнь.
Бог увидел её подвиги и перед кончиною послал к ней ангелов: «Вон два Ангела в белых одеждах зовут меня к себе: «Евфросиньюшка! Пора, пора тебе к нам!»» Известие о том, что старица предрекла себе смерть, быстро распространилось по округе, и жители начали приходить к ней проститься и взять благословение. Многим она на память о себе дарила различные предметы — от крестиков и иконок до травы и одежды. Такое видение было старице подряд три воскресенья в одно и то же время, а в четвертое - 3 июля 1855 года - она тихо и безмятежно скончалась.
Помещица Протопопова обратилась с письмом к епископу Тульскому и Белёвскому Димитрию с просьбой разрешить похоронить Евфросинию внутри Казанской церкви села Колюпаново. Разрешение на это епископ дал на следующий день после смерти Евфросинии. При заупокойной литургии и совершении погребения свершилось чудо. Больная помещица Наталья Алексеевна Протопопова, которую принесли в церковь в кресле, вдруг, к общему изумлению и ужасу, вскричала: «Вы ничего не видите, как мать Евфросиния встала из гроба и идет исцелять меня?» - встала безо всякой посторонней помощи, подошла ко гробу старицы и, взяв руку покойной, крепко поцеловала ее: «Благодарю тебя, мать святая, ты меня исцелила!».
Почитание старицы, начавшееся ещё при её жизни, продолжилось после смерти. Не стало великой подвижницы, но осталась ее могилка, остался ее источник. К ним-то после смерти блаженной и устремился народ, ищущий благодатной помощи в своих скорбях и недугах душевных и телесных. Некоторых блаженная сама посылала к своему источнику или к своей могилке, являясь им в сонном видении. И шли люди, полные веры в благодатную силу молитв «матушки Евфросинии», шли больные душой и телом, благоговейно припадали к дорогой могилке блаженной старицы, брали песочек с нее и воду из колодца подвижницы и, пользуясь ими с верою, по вере своей и молитвам блаженной получали просимое. Стали появляться сообщения о чудесных исцелениях и помощи, приписываемых действию молитв к старице. С 1909 года по указу Тульской духовной консистории в храме завели книгу для записи подобных сообщений. В вышедшей в 1911 году полной биографии Евфросинии собрано 55 подобных свидетельств. Каждый год в день смерти и день ангела Евфросинии в Колюпаново приезжало множество паломников, совершалось соборное служение литургии, а затем панихиды на её гробнице. Почитанием пользовался и выкопанный Евфросинией источник.
Евфросинию Колюпановскую чтила и Анастасия Ивановна Цветаева, родная сестра поэтессы Марины Цветаевой. Находясь в сибирской ссылке, Анастасия Ивановна собственными руками переписала ее житие, нарисовала портрет подвижницы и повесила его на стену. Она рассказывала, как, мучаясь острой болью , молилась блаженной – и внезапно ощутила, что боль сразу прошла: «Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии». По окончании ссылки, в 1959 году, Цветаева вместе с пожилой знакомой Татьяной Андрейчевой и ее внучкой Ритой поехала в Тульскую область искать могилку и источник подвижницы. “Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей у деревни Свинки, пошли пешком искать Колюпаново. Нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего из него ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он истекал из узкого квадратного колодца, дно коего было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб – рассказы старших о старице Евфросинии довлели, значит, и им!) Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал в густых берегах, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега – и впадал в Оку”. С тех пор А. И. Цветаева ездила на источник блаженной Евфросинии ежегодно. Однажды она вместе со своим другом поехала не той дорогой и… заблудилась. «Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился. «Знаете что? – сказал он. – Над нами все кружит жаворонок. Потом летит вперед – и снова возвращается. Как будто зовет. Пойдемте за ним!» И как только мы это сделали – жаворонок полетел вперед и вперед, затем повернул вбок – и мы вслед за летящей птицей вошли в утерянную долину».
Уже в 1990 году Анастасия Ивановна сокрушалась: «Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного – что будет тут, в Колюпанове, обитель. С кончины старицы прошло 135 лет, а обители все нет». Но если 1000 лет перед Богом - как день един, то 135 лет подобны нескольким часам”. Но обетования святых никогда не бывают пустыми. В 1988 году состоялась местная канонизация Евфросинии в составе Тульских святых в лике блаженных. В 1993 году началось строительство каменного храма на месте сгоревшей в 1931 году Казанской церкви. В 1995 году при строящемся храме был образован женский Казанской иконы Божией Матери монастырь. В 1996 году было завершено строительство нового Казанского храма. В нём над захоронением блаженной Евфросинии устроили мраморную раку с резной деревянной сенью. Церковь украшают фрески на сюжеты жития Евфросинии Колюпановской.
В 2005 году в Колюпановском монастыре состоялись торжества, посвящённые 150-летию со дня смерти блаженной Евфросинии. В Казанском храме была совершена литургия, а затем состоялся крестный ход к источнику Евфросинии, который продолжает иметь репутацию целебного и посещается многочисленными паломниками. Едут сюда верующие и, получив исцеление, благодарят Бога, даровавшего миру чудотворную заступницу: «Дивен Бог во святых Своих! Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение!»
В чём же изменилась я сама, узнав эти предания? Во-первых, я сходила в храм и действительно почувствовала просветление во время молитвы. Также я поняла, что теперь не смогу оценивать людей по одёжке, ведь непохожий на тебя может быть гораздо лучше тебя. Я никогда не буду ни над кем смеяться, не стану обижать и унижать. И главное – я буду помнить о том, как истязала себя блаженная, и постараюсь достойно «нести свой крест» - выдержать все трудности, которые выпадут на мою долю. Нет, я пока не отступилась от своего: мы живём ради карьеры, самоусовершенствования, благосостояния. Но теперь я знаю, что над всем этим должна стоять высочайшая нравственность, служение людям, забота о ближних. Может, это начало моего пути к храму?
Две снежинки
Как нарисовать ветку ели?
Военная хитрость
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Ребята и утята