Научно-практическая работа по теме: "Булгаковская Москва по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
До сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический, философский и психологический роман «Мастер и Маргарита». Его рассматривали и как результат мирового литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни 30-х гг. и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя.
Из всех писателей 20-х – 30-х гг. XX века Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых «Мастер и Маргарита».
Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_ivanova.docx | 21.48 КБ |
ivanova_.pptx | 1.63 МБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1526
Научно- практическая работа
Булгаковская Москва по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
ученицы 10 класса «А»
Ивановой Анны Сергеевны
Научный руководитель: Птушкина Лилия Николаевна
Москва, 2016
I. Введение
До сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой
сатирический, философский и психологический роман «Мастер и Маргарита». Его рассматривали и как результат мирового литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни 30-х гг. и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя.
Из всех писателей 20-х – 30-х гг. XX века Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых «Мастер и Маргарита».
Далеко не все способны осмыслить «Мастера и Маргариту» в том идеологическом философском ключе, который предлагает автор. Конечно, чтобы вникнуть, понять все подробности романа, человек должен обладать высокой культурной подготовленностью и исторической осведомленностью по многим вопросам.
II. Булгаковская Москва
Булгаков, рассказывая о героях и событиях, поселял персонажи своих произведений в местах, где жил и работал сам, где жили его родственники, друзья и бывало враги. Он отлично знал эти «места прописки», в его художественной прозе они были порой точно узнаваемы, порой слегка зашифрованы, а иногда слиты друг с другом в причудливых сочетаниях.
В Москве герои романа живут, чувствуют, любят и умирают не в безвоздушном вымышленном пространстве, а в реальной обстановке Москвы 1930-х годов, что подчеркивает мистическую сущность событий, происходящих на реально существующих улицах этого вечно прекрасного города.
Реальность событий или эффект присутствия обнаруживается почти на каждой странице романа: Патриаршие пруды, Большая Садовая, Козихинский переулок, Малая Бронная, все это хорошо знаковые адреса.
«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах, появились два гражданина…»
Эта цитата из романа «Мастер и Маргарита» небезызвестна читателю, а еще ему хорошо известно, что будет дальше. На Патриарших состоится роковой разговор писателей с Воландом – профессором и специалистом по черной магии и именно он послужит завязкой фантастического сюжета, разворачивающегося на улицах Москвы.
В том числе и на уютных Патриарших, Тверском бульваре, Садово-Кудринской, Малой Бронной – улицами, которыми следовал пресловутый трамвай – «виновник» загадочной смерти Берлиоза. Писатель всегда был поразительно точен в описаниях даже самых мелких деталей и в частности транспорта, которыми пользовались герои романа.Поразительно топографически точно Булгаков обыгрывает каждую деталь романа, даже сегодня через восемь десятков лет практически узнаваемы все эти уголки Москвы.
Как точно и узнаваемо, представлен в романе «Дом 302-бис» с «нехорошей квартирой 50» именно она стала эпицентром мистических событий романа. Дом на Большой Садовой, пожалуй, самое притягательное место из всех известных булгаковских адресов столицы, оно же самое посещаемое, знаменитое и символичное.
В этом доме писатель прожил несколько лет (1921-1924 г.г.). Булгаков буквально прославил свое временное московское жилище. Он прибавил латинское «bis», обернувшееся украинским гоголевским «бiсом».
«Нехорошая квартира номер 50» сохранила свой реальный номер, ее описание до мелочей нашло отражение на страницах романа. Совпадения в восприятии этого места поразительны. Пожалуй, каждый, имея в руках роман, может уверенно подойти к дому на Большой Садовой, дойти до шестого парадного, подняться по лестницам на пятый этаж и увидеть на верхней площадке слева знаменитую квартиру номер 50. Спускаясь вниз с верхней площадки можно заметить и другие детали: лестничное окно, в которое вылетели визитеры в «нехорошую квартиру», квартиру 48, где «жила» Аннушка-чума, подобравшая у своей двери золотую подковку Маргариты, подаренную Воландом.
Как известно Михаил Афанасьевич в своих произведениях почти всегда использовал реальный топографический фон и «поселял» своих героев по реальным адресам. И Варьете, которое он описывал, тоже существовало в 1926-1936 годах как Московский мюзик-холл. Сегодня это знаменитый театр Сатиры в районе Триумфальной площади .
События романа автобиографичны, описывая встречу Мастера с Маргаритой, он наполняет ее собственными переживаниями встречи со своей будущей женой – Еленой Шиловской. И так же как герои романа познакомились они в конце февраля 1927 года, в пору, когда в Москву привозят с юга первые ветки мимозы, которые, скорее всего, были в руке Маргариты.
Еще немного и они покинут Москву навсегда. И снова можно отметить символичность булгаковского сюжета. Именно у стен этой древней обители сам автор нашел свой последний приют 10 марта 1940 года.
III. Заключение: Булгаковская Москва фантастична, но взгляд писателя на столицу нельзя назвать исключительно субъективным. Именно реальная Москва была тем фоном, на котором можно было воплотить авторский замысел, ибо реальность того времени мало отличалась от фантастики своей неестественностью. Надо было только взглянуть на нее с позиций общечеловеческих ценностей. И тогда становилось ясно, что в древней столице все не так, как того требуют законы нормальной человеческой жизни.
Раз, за разом перечитывая роман великого мастера, невольно удивляешься, с какой изящной легкостью вписаны автором в живую ткань романа красивейшие уголки Москвы, они подобны ярким цветам в умело составленном букете. Почти не требуется серьезных усилий для составления городских экскурсионных маршрутов по Булгаковской Москве, Москве мистической, ночной, утренней, вечерней, разной.
Слайд 1
Научно- практическая работа по литературе Москва 30-х годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ученицы 10 класса «А» ГБОУ Гимназии № 1526 Ивановой Анны Сергеевны Научный руководитель : Птушкина Л. Н.Слайд 2
Булгаковская Москва
Слайд 3
Замысел «Мастера и Маргариты» и начало работы над романом сам Булгаков относил к 1928 году. Наконец, в ноябре 1937 года начата последняя полная редакция произведения, впервые получившего своё окончательное название романа - «Мастер и Маргарита». Эта редакция занимает шесть толстых тетрадей; текст разбит на 30 глав.13 февраля 1940 года М.А.Булгаков последний раз работал над «закатным романом». Михаил Афанасьевич Булгаков ( 3 мая 1891 Киев — 10 марта 1940) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто. Михаил Афанасьевич Булгаков
Слайд 5
Патриаршие пруды
Слайд 6
Москва , Тверской бульвар, 25. Дом Грибоедова
Слайд 7
Музей «Булгаковский дом»
Слайд 8
На Большой Садовой Стоит дом здоровый. Живет в доме наш брат – Организованный пролетариат. Дом-коммуна для рабочих Москва, ул. Большая Садовая, дом 10
Слайд 9
«Булгаковский дом»
Слайд 10
Пианино с открытой партитурой «Фауста», любимой оперы Булгакова Информационная картонка
Слайд 12
Большой Гнездниковский переулок Москва, Большой Гнездниковский переулок, 10 Дом Нирнзее
Слайд 13
Дом мастера
Слайд 14
улица Спиридоновка , д. 17 стр. 1 Дом Маргариты
Слайд 15
Особняк Кекушевой Москва, ул. Остоженка, 21
Слайд 16
Дом Пашкова Москва, Воздвиженкая ул. 3/5, стр.1
Слайд 17
Воробьевы горы
Марши для детей в классической музыке
Шум и человек
Мост Леонардо
Отчего синичка развеселилась
Рисуем осень: поле после сбора урожая