Вложение | Размер |
---|---|
talezh.doc | 79.5 КБ |
ТАЛЕЖ.
ИСТОЧНИК «СВЯТОГО ДАВИДА»
Автор: Украинская Валерия Михайловна
МОУ лицей № 67
Научный руководитель:
Емелина Татьяна Сергеевна
Учитель русского языка и литературы высшей категории
МОУ лицей № 67
г.Тольятти
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть
Заключение
Информационные ресурсы
Введение.
Земли по течению древнейшей русской реки Оки были обитаемы с незапамятных времен. На могучей луговине её люди селились многие тысячелетия. Стоянки первобытного человека, сохранившиеся до наших времен, были и там, где нынче стоят современные города и селения. Места эти настолько хороши и удобны для обитания, что человек не оставлял их во всю свою историю.
И если правый берег Оки крут и высок, за ним широко и привольно простирается лесостепь, пересеченная плавными покатами холмов, оврагами, яругами и балками, то левый её берег – низкий и ровный, сплошь покрыт могучим лесом. Так было во времена освоения этих мест древними славянами. Так оставалось и тогда, когда Черниговская Русь медленно и уверенно потекла на север, навечно определяя себя среди могучего соплемения дерев (деревляне - школьное - древляне).
Заокский край по течению реки Лопасни - в далекие времена весьма крупному притоку Оки – всегда был густо населен. Свыше тысячелетнего возраста насчитывают археологические находки, обнаруженные в мало изученном историками Лопасненском крае. Доныне хранят тайну нашей национальной истории древнейшие погосты, городища,
курганы, селища, броды, перевозы. Одним из таких заповедных мест, несомненно, является Талеж. Даже по первому письменному упоминанию Талежскому селищу почти 700 лет. Собиратель русских земель Иван Данилович Калита обозначил его возраст в перечислении главных своих вотчин в «Духовной грамоте», даруемых сыну Андрею. Талежское село стоит там первым, за ним следует село Серпуховское и далее длинный перечень иных. Упоминание это относится к 1327 году. Князь Владимир – сын Андрея стал родоначальником серпуховских князей и руководил Куликовской битвой. Князь Дмитрий Донской передал Владимиру командование ратью, сам же ушёл сражаться оплеч со своими воинами. Этим поступком Дмитрий Донской, несомненно, поднял боевой дух в русском стане перед судьбоносной битвой. Так вот: войско Донского проследовало на поле Куликово по древнейшей дороге – мимо Талежа к Сенькину перевозу на Оке. Тогда это был кратчайший путь из Москвы в Заокскую даль, к Дону. Здесь был и последний привал перед переправой за Оку.
Еще в середине XX века старая монашенка рассказывала такое предание о названии древнего города. Жил в древние времена в стольном Киеве боярин по имени Талеж. Совершил он великий грех предательства и еще больший – обагрил себя невинной кровью. И Господь покарал его за содеянное страхом. Нигде не мог найти он приюта и успокоения, метался по всей земле, творя новые убиения и сея зло. Страх разметал всех, творивших зло, многие и погибли от страха. Талеж бежал в дебри лесные и, найдя там святой родник, данный Богом на одно только добро, стал замаливать своё зло, прося Господа об одном – простить его за содеянное. И так истово молился разбойник, так истово каялся в грехах своих, что Господь простил его. С того, мол, и возник при святых водах Венницы древний град Талеж, по имени раскаявшегося разбойника.
В XI веке действительно жил в Киеве боярин, имя которого как нельзя плотно ложилось в предание, поведанное старой монашенкой, но имя его было Талец. Сначала он совершил предательство, переметнувшись на сторону подлого Святополка Окаянного, потом обагрил себя кровью благоверного князя Бориса, убив первого русского святого, он опять и опять чинил разбой по всей русской земле, а после, гонимый страхом, сгинул. По летописным свидетельствам, сам Святополк Окаянный умер от великого страха. Не есть ли Талеж – видоизмененная форма от имени Талец? В русских говорах это происходит очень часто и повсеместно. Жителей Талежа еще в пятидесятые годы многие в окрестной округе называли «талецкие». Может быть разбойник Талец, кающийся у Святого источника грешник, прощенный Богом, и превратился в смиренный Талеж.
Древнее славяно-русское городище вполне могло носить имя Талеж. Кроме того, древнерусская история сохранила название града Талеца. Он упомянут в договорных грамотах Дмитрия Донкого с князем Рязанским Олегом. И, скорее всего, располагался на широкой мысовой плоскости в месте впадения Самородины в реку Лопасню. Об этом свидетельствует весьма значительное древнее кладбище, ныне сплошь заросшее старым лесом.
В русском языке существительное «талец» означает: родник, живец, студенец, источник… Слово «Талеж» известно только как название села. Но прилагательное «талежный» определено значением: светлый, чистый, прозрачный, что соотносимо с водным источником.
Талеж. Родник «Святая Венница» в Талеже
Есть в России места незабвенные,
Их потомки столетьями чтут,
То российские земли священные,
На поклон к ним с рожденья идут.
Родники в этих землях хрустальные,
И природа вокруг хороша!
Здесь напевы звучат величальные
И с молитвой светлеет душа!
На юго-востоке Московии, по разделу малой речушки Самородины, при впадении её в реку Лопасню, лежит древнее село Талеж. В древние времена здесь, в рубежной окраине Московского княжества, располагалось древнее городище, уничтоженное в 50-х годах XX века, при строительстве пионерского лагеря. (Сохранились остатки древнего рва и вала).
Истинное чудо здешних мест, дарованное некогда самим Господом – чистейший, многообильный, многогласный Святой родник – со старинным названием «Венница».
Издавна шли сюда по одиночке и группами, невзирая на погоду, зимой и летом, с молитвами и поклонами, люди. В утайку зажигали на камушках тонкие прутики свечей перед самой водой, слушали вещий голос воды.
В конце 80-х гг. XX в. была здесь возрождена по желанию верующей молодёжи, без особой огласки, православная служба в день Крещения Господня. Первые крещенские службы у родника Венница отправлял тогдашний настоятель чеховского храма «Зачатие Святой Анны» - отец Георгий (Депутатов). С тех ежегодных крещенских служб и началось возрождение этого святорусского места.
Сохранилась в народе еще одна древняя традиция: весной на Красную горку, либо осенью на Рождество Богородицы приезжали сюда справлять свадьбы. На машинах, если позволяла дорога, а по непогоде и пешочком, двигался к святой Веннице русский свадебный чин. С невестой в подвенечном белом наряде, с женихом в строгом темном костюме, с дружками в оплечных красных лентах, с веселой «голосухой и плясухой». Прежде бывало глядишь, как цветастая и голосистая вереница людей движется краем поля, обходя великие талежские грязи и диву даешься: «Почему идут свадьбы к Веннице?»
Что заставляет их добираться сюда в глухомань, невзирая ни на весеннюю распутицу, ни на осеннюю слякоть? И ведь не только из близлежащих сел, но и из Чехова, Серпухова, Подольска, Климовки!.. Почему?..»
У немолодого отца очередной невесты как-то удалось спросить, почему они пришли сюда?
- Обычай такой… Вся родовая наша сюда со свадьбой ездила. И бабушки, и дедушки – всегда. За ради доброй жизни молодых. Обычай… И место хорошее…
Наши русские обычаи и предания возникали не на пустом месте, они имели реальную первооснову, прочно связанную с укладом, с подлинной историей народа.
В народе бытует такая легенда. Жила в селе Талеж молодая и красивая девушка-крестьянка. И полюбила она молодого барина. Он вначале принял её любовь, но, как водится в таких связях, вскоре обманул и покинул. Однако, прежде чем навсегда уехать, подарил молодой барин девушке-крестьянке дорогой перстень с бриллиантовым камушком. Девушка перстенёк приняла, но на палец не надела, а побежала за околицу, где встречались они, где любились, да и кинула с горочки дорогой подарок. Вот там, где упал перстенёк – вдруг и забил из земли чистоты бриллиантовой родник. И поныне лежит будто бы на дне его тот перстенек, многие пытались найти, никто пока не нашёл.
Впрочем, точно такую же легенду расскажут вам и в Лопасне о другом роднике, который доныне носит название «Барский колодец». Подобные легенды существуют и в других местах – там их подтверждают названиями: «Дусин колодец», «Колечко», «Росстани»… Источник же у Талежа издревле именуется Венницей.
Бракосочетание – венчание. Венец возлагается на головы жениха и невесты – в церковном Таинстве Венчания. В древнем русском языке слово ВЕНО означало либо откупное, даваемое за невесту родителями жениха, либо деньги на свадебный стол, выплачиваемые женихом. А еще есть значение слова «вено» - уплата помещику за невесту – крепостную, выкуп её семьей жениха. Есть еще и более близкое: в древнем русском языке венница – свадьба. Встречается это слово часто в сохранившихся незатейливых народных припевках:
У нас ныне венница
Ныне Ваня женится…
Но если заглянуть в еще более древние, отстоящие от нас на сотни лет, времена, то удается понять всю глубину этого слова.
Все древнее человечество, прежде чем пришло к истинному Богу-Творцу, вначале поклонялось различным идолам и стихиям: солнцу, ветру, грозе, растениям, животным…
Русский человек во всю свою историю всегда почитал исток воды, бьющий из глубин земных. Каждый родник люди оберегали, обустраивали, отмечали памятным знаком, крестом, кладезной сенью. Для путника, бредущего по земным путям, оставляли кружку, берестяной черпачок, иногда и кладезь с хлебом и солью, в праздники возжигали свечи, опускали в воду цветы, сплетенные венками, вызревшие колосья, молились и пели. У всех русских был свой заветный родник. У некоторых и теперь сохраняется память о роднике, бывшем в детстве, и есть свой родник в старости.
В годы гонения на церковь, многие уходили в глушь, к родникам, где с иконой или со свечой молились над водой совсем так, как писано в древнерусском писании «Велесовой книге». Сначала Троице: «Пресвятая Троица, помилуй нас…» Потом Вседержителю: «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти…» Так молились все русские люди, так молятся многие верующие у Святого талежского источника и ныне.
И еще в длинном списке древних святых, исповедующих Веру в Отца, Сына и Святого Духа, среди десятков имен есть и такое – Венич. Молитвенное поминовение его совпадает с нынешним сентябрём – месяцем церковного Новолетия, каким он был в Древней Руси, так как с сентября начинался Новый год. В ту пору заканчивались все сельскохозяйственные работы: Венец – делу конец. И начиналась веселая, праздничная брачная пора, время свадеб.
В Древней Руси свадебные хороводы, пляски проводились на природе, на широких полянах, подле родников. По очень древним народным преданиям родники, у которых совершались брачные празднования, освящались и посвящались прародительнице Божьего рода – Веннице, рожденной в месяце Вениче, то есть по-нынешнему – в сентябре…
Вот и замкнулся круг – вспомним о великом православном празднике Рождества Богородицы, который приходится на 21 сентября по новому стилю.
Так древнейший праздник рождества Венницы совпал естественно с более поздним, но столь же значимым - днем Рождества Богородицы.
И совсем не случайно в селе Талеж пришелся престольный праздник на день Рождества Пресвятой Девы Марии!
Обычай приезжать в Талеж к роднику в день свадьбы жив и поныне. Святое место теперь облагорожено и прекрасно обустроено.
Летом - на фоне густой зелени лесов, осенью – на фоне золотой осенней листвы, зимой в обрамлении белых снегов высятся у источника строения Звонницы и Часовни, выполненные в радостной праздничной палитре Возрождения. Над источником, под навесом, обрамленном колоннами, на золотом фоне из кусочков смальты выложена мозаичная икона Богородицы. В самом неиссякаемом источнике, носящем ныне имя «Святого Давида», прозрачная и чистая, действительно «хрустально-бриллиантовая», ледяная вода. В двух купелях она омывает, исцеляет и закаляет больных и страждущих.
Незабываемое Святое место Подмосковья!
Сегодня едут к Талежскому роднику вереницы разукрашенных разноцветными лентами свадебных машин в течение всего года. Но особенно много свадеб, как и велось на Руси, в послепасхальную пору на Красную горку и на Рождество Богородицы, благо дорога теперь хорошая, асфальтированная и пролегает по живописным лесам Подмосковья.
Храм Рождества Богородицы у святого источника
В конце XVIII века отправленный императрицей Екатериной II в отставку граф, герой турецкой войны, Алексей Григорьевич Орлов – Чесменский (1735/37-1807) вместе с братом Владимиром Григорьевичем Орловым (1742/43-1831), бывшим директором Петербургской Академии художеств, решает построить в Талеже новый каменный храм. Архипастырь Московской епархии (с 1775 г.) о. Платон (Левшин Петр Григорьевич) (1737-1812), ровесник и близкий знакомый по Петербургу братьев Орловых поддерживает эту идею.
Дело в том, что талежская христианская община долее других во всей округе упорствовала в обрядах старой веры. И строительство нового, необычайно объемного, искусно исполненного по архитектуре Православного храма могло бы помочь подвести черту старообрядству.
Подмосковная усадьба «Нерастанное» Орлова - Чесменского находилась в то время всего в версте от Талежа. Его барский дом стоял на левом берегу Лопасни. Совсем рядом, примерно в пяти верстах от Талежа, в живописном месте Подмосковья, в Семеновской Отраде, располагалось любимое имение младшего брата – Владимира Григорьевича. И все подмосковные земли братьев Орловых простирались рядом с заветным и чтимым в народе святым талежским источником.
Храм был задуман братьями в прекрасном классическом стиле, с высоким сводом, с входами, украшенными четырехколонными портиками, с обширным подземным хранилищем. Строительству храма помешала кончина (в 1796 г.) императрицы и воцарение на престоле Павла Петровича. Граф Алексей Григорьевич, предвидя жестокую опалу со стороны нового императора, вынужден был срочно уехать с дочерью Анной за границу. Только в начале XIX в., с воцарением Александра I, вернувшись в Россию, Алексей Григорьевич приступает к воплощению в жизнь задуманного проекта.
Возводил храм талантливый архитектор, крепостной графа Орлова – Бабакин, ученик замечательного русского зодчего Василия Матвеевича Казакова (1772-после 1817). В нём главный престол храма был не случайно посвящен Рождеству Богородицы – хранительнице всех земель российских, ведь возведен собор был рядом с родником «Святой Венницы».
Отец Платон, приглашенный братьями Орловыми для освящения нового чудесного храма, не только торжественно и пышно совершил этот обряд, но и широко и прилюдно, провел службу освящения воды на источнике.
Увы! Сегодня храм Рождества Богородицы, разрушенный и оскверненный, всё еще ждет своего радетеля. Он всё еще являет собой свидетельство разрухи и национального позора. Хочется верить, что найдутся заботливые руки, пробудятся чуткие сердца и возродится Богородицкий храм у святого источника.
Ради того и молитвы наши:
«Избранней от всех родов Божией Матери, небеси и земли Царице, осветившей род человеческий пришествием к нам во всечестнем Рождестве Твоем, благоговейная пения приносим Ти рабы Твои, Богородице. Ты же, яко пришедшая на утешение и спасение наше, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Пречистая, весь мир Рождеством Своим возвеселившая».
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших…»
Давидова пустынь.
Спустя четыре века с того страшного события (Куликовской битвы), с того великого лихолетья на Руси, всего в пяти верстах по прямой, на всё той же реке Лопасне, в майскую светлую пору иноком Пафнутьевского Боровского монастыря Давидом со товарищи была основана Святая обитель – Воскресенский монастырь, носящий еще и название Давидова пустынь. В земле Святой обители покоится один из самых блистательных и талантливых героев Отечественной войны 1812 года – генерал Дохтуров. С этим монастырем связаны имена многих знаменитых людей России.
К великому прискорбию, многое и очень многое из того, что рачительно собиралось монастырской братией в течение 400 лет подвижнического служения, ныне безвозвратно утрачено. Богоборческий разор жестоко обрушился на Давидову пустынь, превратив в пустыню былое благолепие, осквернив святыни и даже саму землю.
Там, где прежде плодоносили цветущие сады, где золотые пчелы несли обильный взяток в десятки пасечных домиков, где светло и торжественно изливался из глубин земных источник «Преподобного Давида» ныне подло и алчно царствует мерзость запустения.
Сегодня нехотя и трудно отступает зло. Рождается надежда. И хочется верить, что мало помалу восстанавливаемая поселившейся там монастырской братией, Давыдова пустынь снова станет могучим оплотом Православной Христовой веры, местом Добра и Света, сосредоточением Русской культуры.
В начале XIX века архиерей Московской епархии митрополит Платон, будучи в Киево-Печерской лавре, получил в дар одну из ценнейших святынь русской православной церкви – гроб преподобного Моисея Угрина. Этот драгоценнейший, молитвенно почитаемый Дар он передал монастырю Давидовой пустыни.
Гроб преподобного Моисея Угрина был древнейшей подлинной ракой, в которой покоились нетленный мощи, вплоть до XVII века, пока не была изготовлена для них мраморная рака. Общенациональная святыня обладала удивительной целебной силой.
В XX веке сама Святыня, к великому сожалению, была утрачена и, может статься, навсегда. Однако та связь не оборвана и поныне. По-прежнему в Обители высокочтим и молитвенно памятен преподобный Моисей Угрин и память о гробе его чиста и свята.
Моисей Угрин был одним из трех сыновей великого боярина венгра (угра) по национальности, верой и правдой служившего Великому князю Владимиру Святому. Старший брат Моисея Георгий был одним из самых близких людей великокняжича Бориса. За верную и преданную службу он был награжден самой высокой наградой Древней Руси – золотой гривной, которую носил на шее, не снимая.
При совершении страшнейшего подлого злодеяния, задуманного Святополком Окаянным, - убийстве Святого князя Бориса – молодой боярин находился рядом со своим князем. И когда злодей Талец занёс копье для удара, Георгий прикрыл Бориса своим телом. Копье насквозь пробило тело юноши и ранило князя. Тот остался жив. Но убийцам снова пришлось убивать мученика Бориса уже по дороге к Киеву, по новому приказу Окаянного Святополка. Георгий, погибший от удара копья, был ими обезглавлен, дабы разбойники могли снять с его шеи золотую гривну.
Всему тому был свидетелем брат Георгия – Моисей, которому удалось спастись. Им же и были названы имена людей, свершивших злодеяние. Моисей знал предателей по службе Великому князю Владимиру. Был ему знаком и Талец, убивший брата и тяжело ранивший Бориса.
Видимо, руководствуясь всем этим, митрополит Платон и передал чудодейственный
гроб преподобного Моисея именно монастырю Давидова пустынь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При работе над проектом мы познакомились с одним из замечательных, священных уголков Подмосковья, с богатой многовековой историей и удивительно живописной природой этого края.
В наше время все чаще задумываешься о том, где найти источник, питающий те духовные силы, которые помогают нам, русским людям, сохранить национальное самосознание. И понимаешь, что этот источник – национальная культура, корни которой уходят в далекое прошлое. Значение достопримечательностей не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который несут они в себе.
Здесь на Светлое Крещенье, У источника, в глуши, Снова начались моленья Для людей Святой Руси. Под охраной службы МИДа Ехали и шли пешком Все к источнику Давида, И мороз был нипочём. Именно во дни Крещенья Свет свечей царил окрест, Совершалось Освященье Православных этих мест | Сам источник очищался, И светлел, и звонче пел, Постепенно возрождался, Украшался, хорошел. Снова о воде повсюду Разнеслась Благая весть: «Помогает она люду, В ней Святая сила есть!» |
Информационные ресурсы
Сказка "12 месяцев". История и современность
Ребята и утята
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Самый главный и трудный вопрос
Как нарисовать портрет?