Эта работа - результат творческого переосмысления обучающимися техникума произведений замечательного брянского поэта, нашего земляка, Николая Поснова. Изучив творчество поэта, подростки выбрали для анализа пейзажную лирику, стихотворения, изображающие тружеников села и часть поэмы "И снова слышу голоса" - "Свенская ярмарка".Работа была представлена на областном конкурсе творческих работ "Пятое колесо".
Вложение | Размер |
---|---|
Тама родины в творчестве Николая Поснова | 568.44 КБ |
Государственное бюджетное профессинальное образовательное учреждение
«Новозыбковский промышленный техникум»
Областной конкурс исследовательских работ «Пятое колесо»
Номинация: исследоватльеские рабты в области литературы
«Все пройдет…А Россия останется…»
( по произведениям поэта-земляка Николая Поснова)
Подготовили: Екатерина Соколова (гр 15)
Игнатенкова Дарья (гр 15)
Руководитель: Ермольчик И.В.,
преподаватель
русского языка и литературы
2016
Оглавление
1. Введение – стр.2-5
2. Биография Н.Поснова - стр .6-7
3.Природа и родина – часть души поэта - стр. 8-10
4. Образы сельских тружеников в стихотворениях
«Хлебороб» (1972), «И что еще надо старухе?» (1990),
«Многошумно, хотя и неярко…» (1990) стр.11-14
5. «Свенская ярмарка» - стр.15-17
6. Заключение - стр 18
7.Список использованной литературы – стр.19
8.Приложения 1-4 – стр.20--25
Введение.
Все пройдет… А Россия останется.
Ради этого мы и живем.
Н. Поснов
Наша скромная исследовательская работа посвящена творчеству замечательного брянского поэта Н. Поснова, который тонко и многогранно изображает любимую им родину. Читая его произведения, мы учимся познавать и любить красоту родной природы, сопереживать радостям и бедам деревенской жизни, помнить героев и участников Великой Отечественной войны, гордиться принадлежностью ко всему русскому. Храбрым россом называет Н. Поснова Степан Кузькин и отмечает, что он писал «о дебрянских березках и росах, Где срастались легенды с быльем».
С лирикой поэта мы познакомились, когда готовились к конкурсу стихов «Моя родина». Удивило и разнообразие тематики, и тонкий лиризм произведений. Николай Поснов зачастую переносит нас то в далекие исторические эпохи, то в лихие 90-е годы прошлого века, то в город, то на просторы русской деревни, где живут удивительно интересные люди, которые сами являются воплощением русской истории.
Особую роль в выборе темы работы сыграло и то, что Николай Поснов – наш земляк и большинство его стихотворений связано с брянской землей, ее людьми, историей.
Интересными показались яркие образы, выразительный язык, изучение особенностей которого помогает нам постигать тайны образного изображения действительности.
Кроме того, участие в этой работе позволило нам получить начальные навыки исследования, совершенствовать умение анализировать художественное произведение, прикасаясь к тайне творчества.
Мы учились работать в коллективе, пусть небольшом, но совместная работа обогащает опытом взаимопонимания, ответственности и терпения.
Для работы была организована рабочая группа, составлен план и распределены задания.
План работы.
1. Знакомство с биографией Н.Поснова.
2. Чтение стихотворений Н.Поснова.
3. Выделение стихотворений о родине, определение их микротем.
4. Изучение сопутствующих материалов по истории, культуре.
5.Анализ стихотворений по темам.
6. Чтение и анализ произведений: статей и стихотворений, - посвященных творчеству Н. Поснова.
5.Обобщение, написание творческих работ.
6. Оформление работы.
Цели:
- исследование творчества поэта-земляка Н.Поснова;
- анализ стихотворений поэта, посвященных родному краю.
- сбор материал для проведения мероприятий по творчеству поэта;
- пропаганда творчества поэта среди сверстников.
Задачи:
- организовать творческую группу для работы над исследованием;
- познакомиться с биографией поэта;
- читать, анализировать стихотворения Н. Поснова о родине;
- читать и изучать материалы о творчестве поэта;
- оформить полученные знания в письменном виде;
- использовать для исследования и анализа справочную литературу;
- провести мероприятие по творчеству поэта Н.Поснова.
Методы исследования:
- подбор материала по теме исследования;
- чтение и анализ стихотворений;
- оформление результатов исследования.
Объект исследования:
-поэтическое творчество Н.Поснова.
Предмет исследования:
- стихотворения Н. Поснова. о родине.
Чтобы понять поэта, нужно познакомиться с тем, как он жил, что влияло на его творчество.
1. Биография Н.Поснова
ПОСНОВ Николай Иванович (1946 – 2005) родился в деревне Изморознь Хотынецкого района Орловской области. Это его малая родина, любовь и привязанность к которой стали основой произведений о России, о русской деревне. Когда будущий поэт учился в Орловском машиностроительном техникуме, начал печатать стихи в областных газетах.
Потом служба в армии. Служил в Карачеве и продолжал писать, передавая в стихах самые сокровенные чувства и переживания.
После армии работал в Карачевской районной газете "Заря" и одновременно учился в Литературном институте имени А.М. Горького в семинаре Валерия Дементьева. В рецензии к дипломной работе наставник отмечал лиричность поэзии Поснова, его умение передать собственное мироощущение в стихах.
После окончания Литературного института работал в редакции карачевской газеты «Заря», в 1976 году - на Брянском телевидении.
Десять лет Н.И.Поснов был председателем Брянского отделения Союза писателей России. Входил в секретариат Союза правления писателей СССР. В 1996 году но его инициативе получила прописку Всероссийская литературная премия имени Ф.Тютчева. Па поэтические праздники приглашались литераторы, известные не только в стране, но и за рубежом. Со многими из них он был в дружеских отношениях. Н.Поснов основал издательство "Дебрянск", которое выпускало классическую и просветительскую литературу. Им была подготовлена юбилейная книга Н.Проскурина "Зов вершины".
Последняя его крупная работа - создание историко-художественного альбома "Брянщина. Век XX", вышедший в 2003г. Особое место в творчестве занимают исторические поэмы, патриотическая лирика. В 2001г. Николаю Поснову была присуждена Международная премия Константина Симонова с вручением Золо той медали, а в 2004-м году он был награжден медалью М.Шолохова "За гуманизм и служение Рос-э сии", которая заняла место рядом с медалью Ф.Тютчева. Н.И.Поснов был делегатом VI, IX съездов писателей СССР и РСФСР. Награжден Почетной грамотой Союза писателей СССР.
Его стихи переведены на болгарский, украинский, белорусский, таджикский языки. Стихотворные сборники: «Предчувствие», «И слышу голоса» (1984), «Синие холмы» (1988), «Червлёный щит» (1992), «О любви и печали» (1996), «Прости-прощай!..» (посмертно). Лауреат Всероссийской премии имени Ф. Тютчева. Жил в Брянске.
"Странички прозы Поснова очаровали меня чистым языком, точным взглядом, какой-то разлитой между строк эпической душевностью,» - пишет в предисловии к книге "Прости-прощай" Станислав Куняев. - Конечно, в Москве мы его знали, печатали, но полностью не оценили, не поняли, не дочитали".
(Приложение1)
2.Природа и родина –часть души поэта
Предметом нашего небольшого исследования стали стихотворения о Н.Поснова о родине. Познакомившись с творчеством поэта, мы поняли, что эта тема представлена очень многогранно:
- русская природа;
- жизнь деревни;
-образы сельских тружеников;
-гибель села в современном мире;
- исторические образы и события,
- трагические события 90-х годов.
Все произведения проникнуты гордостью поэта за свою принадлежность к славянскому роду-племени
.Началась работа с анализа лирики о природе, в которой пейзажи средней полосы изображаются неотрывно от переживаний лирического героя. Это замечательные зарисовки, в которых поэт делится очень личным. В разных стихотворениях 60-х годов да и более позднего периода Николай Поснов признается, как тянет его на родину, как вдохновляет его каждая встреча с родным домом, со скромной среднерусской природой, среди которой он вырос, как счастлив он здесь.
Хорошо, хоть раз в году
Я увижу эту волю,
Эту речку, это поле,
Эту лодку на пруду.
Все равно я рад до боли
Этой встрече в светлый май!
Здравствуй, речка, здравствуй, поле!
Здравствуй, сердцу милый край!
«Вот и поле, вот и речка…» 1978
А в стихотворении «Распахнут полдень нараспашку» поэт несколькими незатейливыми образами рисует деревенские просторы. Но как трогательны, по-христиански светлы последние строчки:
Как льется, льется свет небесный
На крыши русских деревень…
Создается впечатление, что художник видит, как господь благословляет родной край.
В произведении 1987 г. «Может, есть где и рай, да не знаю…» лирический герой утверждает, что родной край, такой звонкий и яркий ( «этим русым березкам и кленам, Золотому в окошке лучу, И лугам, голубым да зеленым…», « синеющих рек»), для него стал раем.
Ранние стихотворения Николая Поснова о природе связаны со счастьем, счастьем впервые полюбившего человека, счастьем безмятежной юности.
Прежде всего, это стихотворение 1967 года «Доброй ночи всем.» . Любовь молодого героя неразрывна с образами месяца, закачавшегося от счастья, и конника-ветра, который «Припадая ко гриве дней, Позабыв обо всем на свете, На буланом вздремнул коне». Только они свидетели ночных радостных и безмятежно счастливых переживаний поэта. Невольно вспоминаешь неразрывность человека и природы в лирике С.Есенина..
В стихотворении «Цвела персидская сирень…»(1977),которое композиционно можно разделить на две части, говоря о счастливой любви, поэт опять обращается к образу месяца, он « в кепке набекрень, ходил улыбчиво за речкой». Красота сирени соответствует прекрасным мечтам, наполняющим душу светом. Символичен образ соловья, который вначале «ковал колечки», а в завершение «Поет и плачет соловей, В кусты бросая по колечку».
В стихотворении «Уселся вечер на порожек» (1968)поэт говорит, что он, усталый, избавляется от тоски, черпает силы , отогревается «у пламя белого берез». И опять знакомый образ: «И ходит месяц осторожный, как конь стреноженный в лугах». Месяц как будто молчаливый свидетель душевных переживаний лирического героя, и поэтому всегда разный.
Образ звездного неба и «горбатый синий месяц, как сказочный гном», примостившийся на крыльце отцовской хаты, возникают как постоянные черты родного края, связь с которым необходим для жизни, для накопления сил, для понимания сути понятия «Родина» («Мне приснилась отцовская хата» 1968).
Какой же Н.Поснов изображает русскую деревню?
Деревня поэта – это особый мир, простой, родной , понятный, притягательный, основа основ жизни, здесь «сплетая старь и новь, В душе одно соединилось – Россия, Родина, Любовь» .(«Еще тепло» 1972).
3. Образы сельских тружеников в стихотворениях «Хлебороб» (1972), «И что еще надо старухе?» (1990), «Многошумно, хотя и неярко…» (1990).
Картина трудовой деревни создается образами ее обитателей, так точно нарисованными в стихотворениях «И что еще надо старухе?» (1990), «Хлебороб»(1972), «На покосе»( 1970), «Многошумно, хотя и неярко…» (1990). Черты сельских тружеников будто бисером рассыпаны по строчкам.
Особенно интересным показался образ хлебороба в одноименном стихотворении. Чем же он так привлекает? Прежде всего, своей уверенностью, мудростью, спокойной мужественностью человека, который не ищет легких дорог, который нашел свое место в жизни и счастлив этим выбором.
Каково значение слова «хлебороб»? В словаре Ожегова С.И. – это крестьянин, земледелец и помета (высок), то есть употребляется в высоком, торжественном стиле.
Стихотворение «Хлебороб»1972 года относится к советской эпохе, когда труд земледельца, колхозника был в почете, и создавалось множество произведений, прославляющих советского крестьянина. Однако из истории мы знаем, как тяжело пришлось в ту эпоху, которую часто называют эпохой раскрестьянивания, русскому земледельцу: это коллективизация, голод 1933 года, ломка привычных устоев хозяйствования, бедность, тяжелый труд на земле. Многие уезжали из села, оставляя дело дедов и отцов - пустели русские деревни. Так ведь исчезла и родная деревня Н.Поснова. О трудностях крестьянства не принято было говорить в 70-ые годы, только в 90-е можно было прочитать Б.Мажаева «Мужики и бабы», В.Белова «Кануны» и др. .
У Н.Поснова образ хлебороба – в центре стихотворения, он здесь изображается с общечеловеческой точки зрения, ведь всегда и везде крестьянин – это труженик, создающий основу жизни человека. Какое бы ни наступало время, крестьянин, обрабатывающий землю, необходим обществу.
На внешность героя наложила отпечаток вся его непростая жизнь: :«Под семьдесят…Кусты бровей. Морщин тяжелых сеть.», «усталое и смуглое» лицо, « по кистям рук крутые вьются вены», « как пласт земли, тяжелую ладонь». Обратите внимание на сравнения, сближающие героя с землей, на которой он трудится всю жизнь. Но при всем этом человек счастлив «судьбой доволен, судя по всему…». Почему? Видимо, это мудрость человека, который постиг смысл жизни – беречь и продолжать переданное ему предками дело, каким бы трудным оно ни было. Эта мысль выражает идею стихотворения.
Степной простор вошел в него, как в небо.
В своей душе сыздетства, с малых лет
Хранит он запах зреющего хлеба,
Замешанный на солнце и земле.
Как продолжение основной мысли - поклон автора старику, постигшему смысл жизни и счастья.
Хочется отметить еще одно сравнение «как былина», которым автор, видимо, хочет подчеркнуть вечную , на все времена ценность хлебороба для жизни.
Как строг и торжествен образ хлебороба! А из художественных особенностей можно отметить неторопливое, спокойное повествование. Начинается произведение односоставными предложениями, которые передают черты человека, о котором, мы еще ничего не знаем.
Достаточно много простых и понятных , как крестьянская жизнь, определений, например, усталое и смуглое лицо, «крутые вены», рубаха чистая, праздничная, недлинная, поле хлебное и т.д.
Хочется отметить, что герой стихотворения «Хлебороб» по духу близок героям картин художников В Максимова и В.Киселева (Приложение 2).
Тамара Лужецкая в очерке «Я не люблю холодный хлеб», приводя стихотворение «Хлебороб», отмечает: « Ощутить тепло каравая не руками, а сердцем, помог мне своими стихами, рассказами о деревне, ее людях и Николай Поснов» http://www.rospisatel.ru/p-op1.htm
Образ жизни крестьянки-труженицы советской эпохи изображен в стихотворении «А что еще надо старухе?» (1990). Стихотворение построено так, что читатель представляет весь путь пожилой теперь женщины. Пережившая много горестей, познавшая тяжкий труд ради насущного хлеба( «трудилась с зари до зари», «тянула лошадки не хуже»), она живет неплохо( «спасибо заботятся власти»). Жизнь ее сложилась непросто, но крестьянка не отступала ни перед какими трудностями:
И не было дела –осилить
Какого б она не могла:
Пахала, копнила, косила,-
Наверно, двужильной была,-
Тянула лошадки не хуже
Каких не знавала страстей! –
Попробуй одна-то без мужа,
Вывести в люди детей.
В последнем четверостишии ощущается спокойствие человека с чистой совестью:
И дом вроде полная чаша,
И радость светла, как вода.
Сравнение «как вода» простое и вместе с тем очень глубокое: вода и жажду утоляет, и смывает все тяжелое и нечистое, и в ней , как в зеркале, отражается окружающий мир.
Безмятежная радость и покой – результат честно прожитой жизни, труда и любви преданности людям и своей стране, что бы ни происходило: то ли война, то ли неурожай, то ли перегибы в политике.
Да и слово «старуха» не горькое и безысходное, будто поэт видит в старости не конец жизни, а возможность отдыха и радости от пройденного пути. Героиня не одинока. За строчками «Вот только бы дети почаще Внучат привозили сюда…» читается целая история счастливо живущих и не забывающих мать детей.
Если сравнить героев стихотворений Н.Поснова с кресьянскими образами XIX века и, то можно сделать вывод, что они сродни образам некрасовских сильных духом Савелия и Матрены Тимофеевны из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»: та же спокойная мудрость, трудолюбие, верность своему предназначению на земле.
Тематически героям стихотворений « И что еще надо старухе?» и «Хлебороб» близок образ старого деда-инвалида из произведения «Многошумно, хотя и неярко…» (1990). Та же стариковская мудрость много пережившего человека, пережившего даже родную деревню:
Здесь деревня жила
В три порядка
Выходили к народу дворы.
Здесь и свадьбы ходили, как вьюги,
И на тризнах гуляли навзрыд.
Ни двора, ни кола по округе,
Лишь одна развалюха стоит.
Щемящую жалость вызывает картина одиноко старого «пустынника» , лежащего на бугре среди бурьяна да пустырника на старом армячишке.. И неожиданно звучат слова деда-инвалида : «Грею землю родную, сынок…». Мы слышим не жалобу, не обиду в этих словах, но горечь, потому что разрушена жизнь, и старику больно не за себя, а за родную деревню… один он остался на этой земле, но выполняет, как может свой долг….
Какие удивительные люди русские крестьяне!!!
4. «Свенская ярмарка»
Стихотворение «Свенская ярмарка» привлекло яркостью образов, выразительностью языка, оптимистичным, полным веры в будущее финалом. Оно стало частью поэмы «И слышу голоса» (1983), которая состоит из отдельных законченных по смыслу исторических портретов и зарисовок. Тематически главы поэмы объединяет эпиграф:
О прошлом вспоминать еще могу я с вами.
В нас отголосок есть от порванной струны,
Меняться можем мы знакомыми речами,
Преданьями родной, нам общей старины. - П.Вяземский.
Свенская ярмарка сегодня – это масштабное событие и колоритный праздник на Брянщине с традиционными разносолами и напитками, лихим гуляньем и забавами. А вот в 1983 году, когда Н.Поснов написал поэму, ярмарка не проводилась. Она возрождается во всем своем великолепии только с 2005 года. Надо сказать, что попытки возрождения были и в августе 1985 г. , в год 1000-летия Брянска. Тогда в течение двух дней на ярмарке было продано товаров на сотни тысяч рублей. Ярмарка стала настоящим культурным событием. 47 концертов и представлений было дано за ярмарочные дни. Предполагалось, что она будет проводиться ежегодно, но времена непростых перемен внесли свои коррективы. Возобновленный было праздник не получил дальнейшего развития.
Итак, по сей день каждый год Свенскую ярмарку ждут и с удовольствием посещают около сотни тысяч туристов и жителей Брянщины. Для них, на широком Андреевском лугу представлены гостевые подворья всех районов Брянской области со своими самыми лучшими товарами и достижениями. http://kultura32.ru/turizm/turisticheskaya-deyatelnost/arkhiv-sobytij/svenskaya-yarmarka.html
Может быть, поэт, заканчивая миниатюру словами, звучащими в тон колоколам «Бу-дет день…Бу-дет день…День…» предсказал большое будущее Свенской ярмарки?
Конечно, автор рисует картину далекого прошлого: веселой, богатой, щедрой ярмарки. История Свенской ярмарки уходит в глубину веков. Точная дата возникновения не известна. Возможно, прообразом ее была торговля, возникавшая по праздникам у стен монастыря. После Смутного времени страна поднималась из разрухи, и Брянск, находившийся на границе государства, стал важным торговым центром. В то время центральная власть обращала пристальное внимание на торговлю в Брянске и создавала необходимые условия для ее развития. Царь Михаил Федорович, первый из династии Романовых на запрос брянского воеводы дал разрешение на строительство нового гостиного двора и повелел не чинить препятствий торговым людям, создать условия для привлечения иностранных купцов. http://www.kray32.ru/bryanskiy008_01_9.html До середины XIX в. Свенская ярмарка оставалась одной из крупнейших в России.
В миниатюре создается настроение праздника, широкого, богатого, щедрого. Благодаря использованному автором приему звукописи мы слышим веселое многоголосие, звон колоколов, причем, грохот больших передается твердыми звонкими согласными «-Дон-дон…» , а «Динь-день…» - это маленькие, рассыпавшие «малиновую звень». Мы слышим «тыщи голосов», поэт используется полилог, чтобы передать эту разноголосицу. В отдельных репликах - все многообразие товаров на продажу. Звучат устаревшие, непонятные нам слова «кадушки», «овстужки», «брички», «кички», «шушуны из плиса», «говяда». Значение их мы выяснили в толковом словаре, и стало ясно, чем же торговали .( Приложение 3)
Слышится и просторечная лексика, передающая живую речь людей: «почем,диду», «нету ни шиша», «черта лыса», «друже», «чарку».
Двусложный ритм передает стремительность всего происходящего.
«Тут столько иностранцев!» - восклицает автор и отмечает, что они, «купцы с умом», скупают пеньку. А ведь из истории известно, что Свенская ярмарка специализировалась на торговле коноплей, конопляным маслом и пенькой. На ярмарке продавалось более четверти всего объема пеньки, вывозившейся за границу.
Праздник в самом разгаре, когда вдруг «зашастал шепеток» (интересная метафора «зашастал»(шастать – ходить без дела, слоняться) о том, что недалеко , где «дебрь и крутояр», появляется Кудеяр «со своей ватажкой». Кто такой Кудеяр? ., Оказывается, это легендарный разбойник, рассказы о котором были широко распространены в легендах во всех южных и центральных губерниях России — от Смоленской до Саратовской. Годы его жизни, как говорят — очень древние, предположительно до Смутного времени. Сколотил ватагу, с которой грабил богатые обозы. С его именем связано название множества мелких географических пунктов на Руси (Кудеярова крепость, гора, лес, село Кудеяровка). Можно сделать вывод, что Н.Поснов изображает Свенскую ярмарку Смутного времени (период в истории России с 1598 по 1613 год), раз Кудеяр здесь – одно из действующих лиц.
Разбойник Кудеяр у Поснова Н. имеет черты народного героя. Поэт восхищается его удалью («его кистень увесист, И сабля – наголо»). Кудеяру покровительствует природа, как многим сказочным героям («ни солнышко, ни ветер не выдадут его», он «ликом» похож на всесильного Соловья-разбойника. Его стоит бояться не только гостям именитым, ведь он «час неровен» способен изменить порядок: « С царей слетят короны, а маковки – с церквей». https://ru.wikipedia.org/wiki/Кудеяр
Используя различные пласты лексики и фигуры речи, поэт создает широкую картину разудалой Свенской ярмарки: бойкая торговля, веселое гулянье со скоморохами, предупреждение именитым купцам, - все это черты народной жизни, которые воплотятся в будущее, и будет новый день. Мы будто побывали на в далеком прошлом у стен Свенского монастыря на Андреевском лугу.
Заключение
Тема родины в произведениях Н.Поснова широка и многогранна. В работе исследованы только некоторые ее аспекты: природа и родина, родная деревня поэта, образы сельских тружеников, история. Для анализа использованы не только стихотворения, но и биография поэта, исторические справки, дополнительный материал. Наш цивилизованный мир жесток и рационален, а читая строчки Н.Поснова, ощущаешь душевную теплоту, понимаешь, что такое преданность делу и традициям, что такое настоящее счастье и смысл жизни простого русского человека.
Материал, использованный в работе, пригодится на уроках литературы и внеклассных мероприятиях, а также для стенгазет. Можно отметить важность работы для обогащения культурной памяти .
Пока бьют часы
Два петушка
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Ручей и камень
Рисуем домики зимой