Данная работа содержит в себе жизнь и деятельность известного писателя Е.А.Боратынского и его семьи в Казани, в Высокогорском районе.
Вложение | Размер |
---|---|
bortynskiy_issled._rabota.docx | 52.55 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казакларская основная общеобразовательная школа» Высокогорского муниципального района РТ
« Е.А. Боратынский «…и на земли мое кому-нибудь любезно бытие»
Выполнил: ученик 8 класса
МБОУ «Казакларская основная
общеобразовательная школа»
Высокогорского района РТ
Зарипов Рамис
Руководитель:
Хаирова Алсу Гаделевна
учитель русского языка и литературы
2016 год
Оглавление
«…Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.» (Е.А.Боратынский «Признание»)
Есть такой известный фильм «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, который был экранизирован в 1968 г., в нем один учитель читает стихи, но ученики не узнают автора этих строк:
«- Пушкин? Тютчев?
- Холодно. Это не из школьной программы.
- Сдаюсь.
- Баратынский.
- Ну, знаете! Никто не обязан знать второстепенных поэтов!
- А его уже перевели.
- Куда?
- В первостепенные».
Это были строки из стихотворения «Признание» Е.А.Боратынского.
Да, творчеству Е.А.Боратынского присущи философичность, глубина мысли, что не могло остаться без внимания читателей той эпохи. Процитирую высказывание великого русского критика В.Г.Белинского о поэзии писателя: «К чести г. Баратынского должно сказать, что элегический тон его поэзии происходит от думы, от взгляда на жизнь, и что этим самым он отличается от многих поэтов, вышедших на литературное поприще вместе с Пушкиным». Вот такой это был интересный поэт! Но, наверное, здесь лучше всего послушать его самого.
«Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И как нашел я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я».
Хочу обратиться к биографии известного русского поэта пушкинской эпохи. Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 года в селе Мара, Тамбовской губернии, Кирсановского уезда, в небогатой дворянской семье. Он дважды посетил наш край.
В первый раз он прожил в Каймарах (имении своей жены Анастасии Львовны Энгельгардт, ныне в составе Высокогорского района) и Казани один год - с 1831 по 1832 годы. Второй раз Баратынский приезжал в Каймары и Казань в 1833 году. Здесь провели большую часть своей жизни дети Е.А.Боратынского: Дмитрий, Лев, Зинаида, Александра, Юлия, Мария, Николай.
Дом Баратынских в Каймарах был построен по плану знаменитого архитектора Растрелли. Он был каменный, двухэтажный, насчитывалось около 40 комнат, стены были расписаны лучшими художниками. Около дома был большой фруктовый сад с искусственным прудами. До нашего времени сохранился фундамент двухэтажного дома, в котором жил поэт. Именно с этим домом более двух столетий связаны интересные страницы культурной и общественной жизни Казани. Здесь бывали сподвижники Петра I, соратники русского просветителя русского просветителя Н.И. Новикова, видные поэты, писатели, деятели, культуры Казани.
Со смертью Е.А. Баратынского история Каймар не закончилась. Ее продолжило новое поколение – дети и внуки Баратынских.
И эти сведения вдохновили меня на поиски ответов на вопросы: Когда жил Баратынский в Казани, в Каймарах? Остались ли об этом сведения? Остались ли сведения о поколении Баратынских и их связь с нашим районом? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы. Тогда и началась работа в библиотеках и интернет ресурсах в поисках интересующего меня материала.
2. Основная часть.
Деятельность Е.А.Боратынского
В начале 19 века Казань была крупным промышленным, торговым и культурным центром и одним из красивейших городов России. Здесь существовали учебные заведения: гимназии, Казанский университет и др., воспитанниками и студентами которых являлись известные поэты, писатели, ученые: Г.Р. Державин, С.Т.Аксаков, Н.И.Лобачевский, Л.Н.Толстой, М.Горький, В.И.Качалов, М.А.Балакирев. В Казани побывали А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Т.Г.Шевченко, А.И.Герцен, А.Н.Радищев, В.В.Маяковский. И я очень горжусь этим, ведь это знаменитости не только той эпохи, но и нашего времени. Мы гордимся ими, читает произведения писателей и поэтов. Радуемся, когда встречаем в их творчестве упоминания о пребывании в Казани.
Недалеко от Казани расположен Высокогорский район. На карте нашего района расположено множество деревень, рек, просторных полей, лугов, лесов. Прекрасна моя малая Родина! Но еще прекрасней она тем, что здесь родились, жили и живут известные деятели, писатели такие как Вахитов Абдулхай Каримович, Сабиров Ирек Нагимович, Ляля Нагимовна Сабирова (Гимадиева), Рафис Курбан, Фирдаус Гариповна Гарипова, Зиннур Хуснияр, Нурулла Гариф и многие другие. Все они внесли вклад в развитие Высокогорского района, и мы должны о них знать. Мне кажется, что таким человеком является и писатель Е. А. Боратынский и его семья.
Впервые Е.А.Боратынский посещает Каймары (тогда оно было в составе Казанской губернии) в 1831г. Привели его сюда хозяйственные дела. Вот описание жизни там, которое оставил нам сам поэт. «Мы пьем чай, обедаем, ужинаем часом раньше, нежели в Москве. Вот тебе рама нашего существования. Вставь в нее прогулки, верховую езду, разговоры, вставь в не то, чему нет имени: это общее чувство, это итог всех наших впечатлений, который заставляет проснуться весело, обедать весело, эту благодать семейного счастья, и ты получишь довольно верное понятие о моем бытие».
Несмотря на свое короткое пребывание здесь, поэт занимается земледелием, о чем свидетельствует письмо другу Плетневу: «Обстоятельства удерживают меня теперь в небольшой деревне, здесь я строю, сажу деревья, сею хлеб, с нынешней осени я снова примусь за рифмы»
В это время в Каймарах было 350 крестьянских дворов, Боратынский уважал деревенских мужиков, стремился улучшить их жизнь. Он и сам был образцом трудолюбия, любил землю.
Ему принадлежат слова: «Земля может быть матерью и злой мачехой. Травинка может вырасти, может и пропасть. Будет так, как захочет земля, будет, как сделает земля и как она будет в состоянии сделать. И вот человек в полной власти у этой тоненькой травинки. Ведь она только через год почти – день в день приносит на мужицкий стол ломоть хлеба, но может и не принести. Она сама во власти каждой точки, каждого ветерка, каждого солнечного луча».
Также известно, что когда поэт был в Казани, его, как он пишет, порадовала Волга, а вот следующие строчки, в казанский период жизни он писал в письме своему другу: «Знаешь ли, однако ж, что, по-моему, провинциальный город оживленнее столицы. Говоря оживленнее, я не говорю приятнее; но здесь есть то, чего нет в Москве: действие. Разговоры некоторых из наших гостей были для меня очень занимательны. Всякий говорит о своих делах или о делах губернии, бранит или хвалит. Всякий, сколько можно заметить, деятельно стремится к положительной цели и оттого имеет физиономию. Не могу тебе развить всей моей мысли, скажу только, что в губерниях вовсе нет этого равнодушия ко всему, которое составляет характер большей части наших московских знакомцев. В губерниях больше гражданственности, больше увлечения, больше элементов и политических и поэтических».
В это время у Евгения Абрамовича установились контакты и дружеские связи с учеными и деятелями культуры, жившими в Казани — Н.И.Лобачевским, И.М.Симоновым, К.Ф.Фуксом и многими другими. Поэт принимал участие в литературной жизни Казани, посещал литературный салон Фуксов. Читал там свои произведения.
В этот период Боратынским были написаны такие произведения, как «Послание к Языкову», «Элегия», «Бывало, отрок звонким криком», сказка «Перстень», «А.А.Ф…ой» — посвящено Александре Андреевне Фукс. В Каймарах были написаны воспоминания о Дельвиге. «Теперь пишу я жизнь Дельвига», сообщил поэт Киреевскому в ноябре 1831 года. Однако записи Боратынского о Дельвиге бесследно пропали, до нас дошло стихотворение «Мой Элизий», написанное в то время, посвященное памяти друга:
Не славь, обманутый Орфей,
Мне Элизийские селенья:
Элизий в памяти моей
И не кропим водой забвенья.
В нем мир цветущей старины
Умерших тени населяют,
Привычки жизни сохраняют
И чувств ее не лишены.
Там жив ты, Дельвиг!
Там за чашей
Еще со мною шутишь ты,
Поешь веселье дружбы нашей
И сердца юные мечты.
Также в Каймарах было написано стихотворение «Где сладкий шепот…», где поэт рисует природу Каймар ранней зимой.
Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот
Цветы лугов
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Все цепенеет,
Лишь ветер злой, бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Второй раз Баратынский приезжал в Каймары и Казань в 1833 году. Здесь произошла его встреча с Пушкиным, приехавшим в Казань для сбора материала о восстании Пугачева.
Судьба усадьбы Боратынских в Каймарах. Зинаида Евгеньевна Боратынская.
После смерти Е.А.Боратынского усадьба в Каймарах досталась дочери поэта Зинаиде Евгеньевне, по мужу Геркен (Александр Николаевич Геркен – известный ученый-медик, хирург, профессор казанского университета) и Николаю Евгеньевичу Боратынскому. «Зинаида Евгеньевна была очень душевной и доброй женщиной. Весной 1869 года умер от разрыва сердца её брат Дмитрий Евгеньевич Боратынской. Жена его Софья Лукяновна Бобрыкина очень тосковала, потеряла интерес к жизни, не берегла себя и через год, 29 лет умерла. Малолетних сирот после смерти взяли на воспитание брат и сестра Дмитрия. Девочек старшую Юлию 6 лет и Софью 5 лет – Зинаида Евгеньевна. Девочки росли в её семье, получали образование, именно она выдавала их замуж». Такие сведенья имеются в книге В.Г.Загвозкиной « Литературные тропы: поиски, встречи, находки».
16 апреля 1889 года состоялось бракосочетание Софьи Дмитриевны Боратынской с Константином Георгиевичем Толстым. Живя, чаще всего в Петербурге, молодые не забывали Казань и Юматово. Начиная с 1890 года, они почти каждое лето проводили в семье Геркеных. В 1890 году в Юматове родилась их первая дочь Любовь. А 26 сентября 1894 года Толстые присутствовали в Юматове на свадьбе младшего брата Константина, Алексея и дочери Геркеных Анны.
З.Е. Геркен-Боратынская в 1870 г. Помогала открыть школу в Каймарах. Но вскоре оставила имение и поселилась в Юматово. Каймарский дом оставался пустым и постоянно ветшал и разрушался. Пожар в селе уничтожил надворные постройки и часть фруктового сада, остальная часть была вырублена. Сгорел почти весь парк, только кое-где остались кусочки аллей, напоминавшие его былую красоту. Обстановка дома и часть богатой библиотеки были расхищены во время пожара. Смогли спасти фамильные портреты, часть
библиотеки, некоторую мебель: кресла, письменный стол, бюро из красного дерева и несколько реликвий.
Дом представлял печальное зрелище. Сохранилось письмо Ольги Александровны Боратынской сыну Саше, в котором она рассказывала о посещении Каймар с дочерью в 1885 году: «Подходим к большому парадному крыльцу. Ступени и пол под нашими ногами качались. Стекла в окнах были выбиты, часть окон забита досками. Фрески все отсырели, штукатурка во многих местах отпала...».
Прошло 10 лет. Дом наполовину был разрушен, и на уцелевшей стене Александр Николаевич Боратынский пишет стихотворение «Каймарский дом»:
О тише, тише...
Близок час
Второй к концу подходит век.
Минула жизнь, мой свет угас,
Мне жить недолго, человек...
И тихо плачу!
Этот звук
Напоминает мне былое:
Когда твой прадед, жалкий внук. Меня украсил, и душою.
Семьи взлелеял идеал, Бессмертным быть мне завещал. И с той поры, гордыни полный, Я род блестящий приютил,
Века текли, как в море волны, Сменялись люди, - я все жил.
...Когда-то здесь, как брызги света Светлы, глубоки, горячи,
Из сердца грустного поэты
Текли поэзии лучи.
И стук ковшей был звонок, громок
И пена искрилась в ковшах...
А ныне! Что ж? взгляни, потомок,
Я в одиночестве исчах.
И стонут, трескаяся, своды,
Я весь дрожу - полуживой,
В часах грозы иль непогоды
Меня тревожит ветра вой,
Как песнь могильная печальный;
Но скоро стены упадут,
С кладбищ тогда на зов прощальный Ко мне Кудрявцевы придут.
И Энгельгардт придет слезою Почтить кончины старика,
И тризну празднуя, с грозою Слетятся духи с высока.
Подписано: «Внук поэта Боратынский, 1893 год»
В начале 20 века дом был продан на слом купцу Шемякину. Имение пострадало от пожара и разрушилось. То, что осталось от усадьбы и хозяйственных построек вошло в совхоз «Чернышевский». Конечно, жаль, что не смогли сберечь, восстановить усадьбу Боратынских, церковь. Будем надеяться, что церковь восстановят.
Вот такая удивительная, яркая, значимая судьба небольшой деревни Высокогорского района – Каймары.
Николай Евгеньевич Боратынский- сподвижник образования.
В 1873 г. Н.Е.Боратынский продал свою долю купцу А.С.Иванову и приобрел уезд Шушары (ныне д. Шумлян Высокогорского района). Николай Евгеньевич построил в Шушарах большую усадьбу , которая стала дворянским гнездом. Здесь он воспитывал вместе с женой Ольгой Александровной (урожденная Казем-бек(дочь известного востоковеда) своих детей: Веру, Александра, Екатерину, Ксению.
Н.Е.Боратынский был удачливым предпринимателем: выкупил у купца И.П.Оконишникова мельницу около Шушар и превратил его в высокодоходное производство. В губернском и уездном земских собраниях много занимался вопросами крестьянского образования. Как член земской управы, мировой судья, уездный предводитель дворянства, помещик и просто русский человек он всегда откликался на нужды простых людей. В годы неурожаев Николай Евгеньевич с супругой «оказывали денежную помощь наиболее нуждающимся крестьянам, устраивали общественные столовые в деревнях на собственный счет. Благотворительная деятельность О. А. Боратынской носила более широкий характер: она была членом Казанского попечительного комитета и заботилась не только о крестьянах своих деревень, но и о бедных семьях в городе и других уездах. Организовывала пожертвования, благотворительные спектакли и сама вносила немалые денежные суммы. Сам Николай Евгеньевич собирался построить для крестьян в Шушарах церковь и богадельню, содержание которой собирался опять-таки взвалить на свои плечи. «Всегда он думал о других», - вспоминала в своей книге «Из гнезда» Ольга Александровна.
Расстрелян большевиками.
Александр Николаевич Боратынский.
В конце XIX века главой дома Боратынских стал Александр Николаевич. В его браке с Надеждой Дмитриевной Шиповой родились Дмитрий, Ольга и Александр. Родился в 1867 году в Казани; был юристом, членом Государственной Думы.
Александр Николаевич Боратынский был необычным дворянином. Помогал бедным крестьянам и горожанам, общался с ними на равных, содействовал их образованию, приобщал к культуре, организовав оркестр народных инструментов, хор, театр. Подолгу занимался и беседовал с каждым учеником Учительской семинарии, проводил в своем доме съезды учителей. Работал над облегчением труда крестьян, погружаясь в технические загадки насосов, мельниц, пашен и экономические трудности в периоды засухи, плохого урожая, непогоды. А что же делал он для себя? Почему не пользовался благами, которые давала ему фамилия и положение? На эти вопросы можно только пожать плечами. «Не наш человек…», - скорее всего проговорили бы горисполкомовцы советских времен (примеры такие есть, они всем общеизвестны, когда талантливые, благородные люди ставились на учет внутренними органами). А с точки зрения мышления современного человека, такое поведение и вовсе не понятно. Предприниматель, фермер, частный собственник, который трудится не для себя… 12 сентября 1918 года был арестован, уже 18 сентября приговорен Казанской ЧК к смерти и расстрелян. Будут поданы прошения в ЧК, заявления от духовных воспитанниц, рабочих, учителей, крестьян Шушар и Каймар о просьбах освобождения и оправдания Боратынского. Но они остались без ответа, хоть надежда и витала в воздухе.
Реабилитирован 21 марта 1991 года. (Книга памяти Республики Татарстан).
Потомки Е.А. Боратынского.
Такова участь и его сына – Дмитрия Александровича, который родился в Казани в 1892 году. Жил в Москве, арестован 28 апреля 1932 года, расстрелян 10 января 1933 года. Место захоронения – Москва, Ваганьковское кладбище. Реабилитирован 3 октября 1988 года. (Москва, расстрельные списки - Ваганьковское кладбище). Сын- Александр Александрович Боратынский был убит в армии.
Это внук и правнуки Евгения Баратынского. Правнучка поэта – Ольга Александровна Ильина-Боратынская, писательница и поэтесса, родилась в Казани 26 июля (по старому стилю) 1894 года. В 1922 году Ольга Александровна эмигрировала с семьей в Харбин, затем в Сан-Франциско. Она автор книги-воспоминаний «Канун Восьмого дня», презентованной в Казани в 2003 году.
Ольга Ильина написала поэтические строки о Шушарах:
Когда ты будешь стар,
То вспомнишь, может быть,
Тот мирный уголок,
Где много протекло
Прекрасных летних дней…
И можно ли забыть,
Когда в душе и небе так тепло…
И их оценишь ты,
Когда ты будешь стар
Тогда останется о них лишь сожалеть,
Но не вернешь уже теперешних Шушар.
Нам- время умирать,
Им- время, чтоб стареть!
Действительно, «остается лишь сожалеть» и о Шушарах, и о Каймарах, «которых уже не вернешь»: в конце XIX в. от каймарского дома остались лишь развалины, а деревянный «замок» в Шушарах в 1970-е гг. был разобран до фундамента. Но сохранились документы, письма, воспоминания, по которым мы можем представить себе жизнь каймарских обитателей и высокую духовную культуру Шушар.
Ее сын, Борис Кириллович Ильин – отец Анны Макклейн- русской писательницы за рубежом.
2 апреля 2014 года в Казань приехали потомки поэта Евгения Боратынского, проживающие в США: Анна Макклейн, младшая дочь Бориса Кирилловича Ильина, праправнука поэта, с семьей. Потомки Е.А. Боратынского живут на острове Бэйнбридж в северо-восточной части Тихого океана, недалеко от Сиэттла с тремя детьми: Везли (22 года), Анна-Оливия (20 лет) и Харрис (9 лет). Анна – писательница, ее муж Билл работает в сфере маркетинга в области международного здравоохранения. Анна-Оливия изучает русский язык и культуру и учится по обмену в Санкт-Петербурге, в Смольном институте. Везли этой весной заканчивает колледж – Род-Айландскую школу дизайна по специальности «Изобразительное искусство». Харрис учится в третьем классе Айландской школы на острове Бэйнбридж.
В программу визита входят знакомство с экспозицией музея и главным домом усадьбы Боратынских, историческими достопримечательностями Казани и памятными местами, включая загородные усадьбы Боратынских и Ильиных – Каймары и Аркатово; посещение Арского кладбища, где похоронены члены семьи; экскурсии по Национальному музею РТ и другим музеям нашего города.
Ксения Николаевна Боратынская, при деятельном участии своего брата Александра, занимавшего видное место в губернском земстве, на свои средства открыла подготовительную школу для детей неимущих из числа «инородцев» в Шушарах. В школе преподавали три учителя, труд которых оплачивала К.Боратынская. Сама она вела уроки русского языка и литературы, много рассказывала о своем дедушке-поэте Е.А. Боратынском. Приобщала своих питомцев к миру прекрасного: водила их на экскурсию в Казань, знакомила с достопримечательностями города, рассказывала о театрах, учебных заведениях. (Уезжает сначала в Японию, а затем в США).
3.Заключение.
Прошло много времени с того момента, как увидело свет стихотворение Е.А.Боратынского «Мой дар убог…». Но оно как эхо через года откликается в наших душах. Сейчас я убедился, что «сбылись два главных упования Боратынского – на сочувственный отклик его поэзии у читателей будущего и на неиссякаемость поэтического вдохновения в его собственном потомстве. Первое не нуждается в доказательствах, о втором же свидетельствует не прерываемая в нескольких поколениях Боратынских высокая традиция отображения жизни средствами поэзии», - пишет журнал «Русское наследие». Действительно, заложенная Евгением Боратынским поэтическая традиция продолжила жить в поколениях его потомков. В Казани в 1882, 1904 и 1914 гг. были изданы три сборника стихотворений, носивших одно название: «Друзьям на память». Их авторами были: Николай Евгеньевич – сын Евгения Абрамовича Боратынского, Александр Николаевич – внук, и Надежда Дмитриевна, урожденная Шипова, жена внука. Через 100 лет в 1985 г. в Лос-Анджелесе увидел свет сборник стихов Ольги Александровны Ильиной, с 1923 г. жившей в эмиграции в Калифорнии. Книга имела посвящение: «Моей семье и друзьям», что, возможно, указывало на малочисленность эмигрантских читателей. Но, скорее всего, это посвящение было осознанным продолжением семейной традиции.
Отца и дедов портреты
В моем сердце, как звездный свет, -
Отец мой и дед поэты –
И прадед большой поэт.
В одно сливаемся все мы,
Общей мечтой близки,
Строфы одной поэмы,
Воды одной реки.
К семейным традициям можно отнести не только литературную деятельность рода Боратынских, но и благотворительную работу в сфере образования, в сфере науки, земледелия. Это утверждают факты, рассмотренные в моей работе. Таким образом, род Боратынских сыграл большую роль в литературной, образовательной и благотворительной жизни Высокогорского района. Потомки поэта стали достойными продолжателями духовных традиций рода Боратынских.
Хотя было изучено немало материала, не останавливаясь на достигнутом, мне бы хотелось поработать с материалами усадьбы-музея Баратынского в Казани, который был отреставрирован в 2015 году. Такую цель я ставлю перед собой.
Список используемой литературы.
Интернет-ресурсы:
Зимняя сказка
Мастер-класс "Корзиночка"
Пустой колос голову кверху носит
Какая бывает зима
Одеяльце