Ученица исследовала произведения русской литературы, отражающие тему бала. Ее тоже ожидал выпускной бал, поэтому тема была для нее интересной. Она прочитала произведения и проанализировала роль эпизодов, посвященных теме бала.
Вложение | Размер |
---|---|
tema_bala_v_russkoy_literature.doc | 153.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Исследовательская работа
Тема бала в произведениях русской литературы
XIX – начала XX века
Образовательная область:
литература
Выполнила:
ученица 10 Б класса
Казакова Марина
Информационная страница
Ф.И.О. директора школы - Мензуллин Юнир Бясырович
Почтовый адрес школы - Республика Мордовия,
Лямбирский муниципальный район,
с.Лямбирь, улица Ленина, дом 4.
Телефон школы - 2-13-65, 2-13-30.
Ф.И.О. автора - Казакова Марина
Почтовый адрес - с.Лямбирь, улица Гражданская, дом 20, кв 22.
Телефон автора - 2-38-43
Ф.И.О. руководителя - Фазлова Наиля Исмаиловна
Почтовый адрес - с.Лямбирь, улица Лесная, дом 27
Телефон - 2-32-65
Аннотация.
Ученица объясняет, что в курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается не так широко. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки. Поэтому она решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведениях русской классической литературы. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в произведениях известных русских классиков - проблема ее исследования.
Цель ее исследования – показать, какую роль занимал бал в жизни русского общества и как отразилась данная тема в русской литературе, а также исследовать бальный этикет.
Объектом исследования она выбрала русскую художественную литературу XIX – начала XX века.
Предметом исследования стали сцены бала как отражение жизни русского общества в произведениях русской классической литературы XIX – начала XX века.
Она выдвигает предварительную гипотезу: бал был распространенным явлением в жизни дворянского общества 19 века, и на балах происходили важные события, имеющие последующее влияние на жизнь людей.
В соответствии с целью и гипотезой ставит задачи и выбирает методы исследования.
Рассмотрев сцены бала прозе и поэзии 19 начала 20 веков, ученица делает выводы: что бал был в XIX веке обязательным атрибутом придворной и аристократической светской жизни и играл важную роль в жизни русского общества
Поэтому не случайно тема бала в литературе являлась ключевой. На бальном паркете кто-то принимал важное решение, находил свою первую любовь, а кто-то расставался навсегда. Здесь проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
Бальные традиции XIX века продолжает век XX и XXI. Она считает, что у него есть будущее, поэтому тема бала будет актуальной еще долго.
Практическая значимость: мы считаем, что работа будет полезна и интересна учителям литературы, истории, обществознания, МХК, студентам, учащимся и их родителям, тем, кто интересуется искусством вообще, танцами, бальной культурой. Работа будет полезна при дальнейшем изучении русской литературы.
Оглавление.
II. Бал в жизни русского общества.
2.1. История бала. Зарождение бальной культуры в России.
2.2. Виды балов.
2.3. Внешний вид, бальные костюмы.
2.4. Проведение балов.
III. Тема бала в прозе.
3.1. «Горе от ума» А.С. Грибоедова
3.2. «Мертвые души» Н.В. Гоголя
3.3. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
3.4. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
IV. Тема бала в поэзии
4.1. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
4.2.1. «Петербургский бал»
4.2.2. «Бал Татьяны на именинах»
4.2.3. «Московский бал»
4.2. «Я видел раз ее в веселом вихре бала…» М. Ю. Лермонтова
4.3. «Средь шумного бала случайно…» А.К. Толстого
4.4. «Когда трепещут эти звуки…» А. А. Фета
V. Бал в современной жизни.
VI. Выводы.
VII. Список использованной литературы.
I. Введение.
Что такое бал? Если современному человеку задать такой вопрос, то в воображении большинства сложится весьма определенная картинка: большой красивый зал, пышно одетые дамы и кавалеры. Или еще проще: многие просто вспомнят эпизод из фильма «Война и мир» - первый бал Наташи Ростовой. Но мало кто знает, что такое бал на самом деле. Ведь всем кажется, что это прекрасное прошлое, которое не вернуть в наш стремительно развивающийся современный мир. Наверное, каждому из нас хотелось бы побывать хоть раз на балу и прикоснуться к этому прекрасному, волшебному действу.
В курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается не так широко. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки. Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведениях русской классической литературы. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в произведениях известных русских классиков?
Проблема исследования – Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества той эпохи.
Цель исследования – показать, какую роль занимал бал в жизни русского общества и как отразилась данная тема в русской литературе, а также исследовать бальный этикет.
Объект исследования: русская художественная литература XIX – начала XX века.
Предмет исследования: сцены бала как отражение жизни русского общества в произведениях русской классической литературы XIX – начала XX века.
Предварительная гипотеза: бал был распространенным явлением в жизни дворянского общества 19 века, и на балах происходили важные события, имеющие последующее влияние на жизнь людей.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
- проанализировать выбранные произведения по данной теме;
- рассмотреть роль, особенности бала в общественной жизни России;
- выбрать произведения, изображающие сцены бала;
- рассмотреть, какие события происходят на балах;
- рассмотреть поведение героев литературы в сценах бала.
Методы, использованные при проведении исследования:
- отбор художественных текстов;
- анализ и сопоставление эпизодов художественных произведений;
- обработка данных;
- обобщение;
- проведение анкетирования.
Результаты исследования будут изложены в форме презентации исследовательского проекта на конференции.
II. Бал в жизни русского общества.
2.1. История бала. Зарождение бальной культуры в России.
Слово «бал» произошло от греческого баллери, старофранцузского bailer, латинского ballare, что означает «танцевать, прыгать». Первый бал, о котором сохранились свидетельства, был дан в 1385 году в Амьене по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. И уже вскоре балы стали излюбленным развлечением во всех европейских странах.
На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое, многое другое.
Бал - это бурные мазурки и стремительный вальс, красивые наряды и галантные кавалеры, изысканные манеры и взаимовыгодные сделки. Век балов и чудесной музыки - это XIX век. Не случайно бал - это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века.
Бал занимал умы самых достойных людей 19 века. А. С. Пушкин записывает в своем дневнике 18 декабря 1834 года: «Придворный лакей поутру явился ко мне с приглашением: быть в восемь с половиной в Аничковом...» На протяжении XVIII-XIX вв. балы прочно входят в русский обиход и вскоре перестают быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения.
По сложившейся в России традиции бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы. Не принято было устраивать балы в период больших постов, во время траура. Бальный сезон разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в столицу со своими взрослыми дочерьми – «на ярмарку невест».
Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Бал давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими событиями.
Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе, - областью непринуждённого общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись. Присутствие дам, танцы, нормы светского общения вводили неслужебные ценностные критерии, и юный поручик, ловко танцующий и умеющий смешить дам, мог почувствовать себя выше стареющего израненного полковника. С другой стороны, бал был областью общественного представительства, формой социальной организации.
2.2. Виды балов.
Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.
Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России. Мы знаем, что Пушкин, так любивший в юности балы, тяготился ими, когда позднее царь хотел видеть на придворных балах его красавицу жену.
Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.
Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
Семейные балы были наиболее веселыми и непринужденными. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых, как правило, несколько десятков человек.
2.3. Внешний вид, бальные костюмы.
Бальный внешний вид строго регламентировался. Платья дам всегда были открытыми, дополнялись бутоном живых или искусственных цветов. Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий. Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки.
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый жилет, белый или чёрный галстук, все должны быть в башмаках, все дворянство имело право быть на этих балах только в дворянских мундирах. Военные, собираясь танцевать, должны были являться без шпор, а шпагу оставляли вместе с верхней одеждой. Явиться в бальную залу в шпорах означало ясно показать, что танцевать не намерен.
Важнейшим атрибутом было наличие безукоризненно чистых и белоснежных перчаток. У дам они часто были выше локтя, шёлковые или лайковые. Кавалеры в штатском носили лайковые, а военные – замшевые перчатки. Перчатки никогда не снимались, даже если они лопнули – в этом случае рекомендовалось иметь с собой запасную пару.
Важной составляющей дамского бального костюма являлся веер, служивший не только для создания свежего дуновения, но и в качестве языка общения, ныне почти утраченного.
2.4. Проведение балов.
Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений.
В богатых домах для приемов служили парадные апартаменты. Центральную часть в них занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные, столовые, игральные комнаты, курительная. Самые знатные и богатые для этих целей строили даже отдельные здания. В домах победнее для приема использовались живые помещения, несмотря на некоторые неудобства для хозяев. Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества.
С приглашением к людям высокочтимым отправлялся сам хозяин, к близким знакомым - слуга с собственноручно написанным хозяином или хозяйкой письменным приглашением. Примерно с 20-х годов XIX столетия хорошим тоном стали приглашения, отпечатанные типографским способом, обязательно на дорогой атласной бумаге, с различными виньетками. Посылать билеты полагалось заранее, чтобы гости, а скорее гостьи, - могли приготовиться - «нужна неделя или две для сборов и для заказов платья, наколок, прически по последней моде или по новому фасону».
Практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты - часто дорогие, богато декорированные, естественно в домашних концертах исполнялась камерная музыка, любили европейских композиторов. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов - исполнителей.
Независимо от специфики бала мужчина обязан пригласить на танец хозяйку, а на первый и последний танец - свою спутницу, независимо от того, жена она ему или просто знакомая. Слишком частые танцы с один и тем же кавалером также считались недопустимыми, если только он не был официальным женихом девушки. Кавалер, постоянно выбиравший одну и ту же девушку, как бы заявлял всему свету, что намерен скоро на ней жениться. Если через короткое время после бала не следовало предложение руки и сердца, репутация девушки считалась погубленной, а молодому человеку предстояло серьезное объяснение с родными девушки, справедливо считавшими, что он оскорбил честь семейства. Подобные объяснения могло закончиться либо предложением и свадьбой, либо поединком с неизвестным исходом. Вот насколько важно было соблюдать бальный этикет.
Когда бальный вечер заканчивался, каждый гость перед уходом обязан был подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.
III. Тема бала в прозе.
3.1. Бал в комедии Грибоедова «Горе от ума»
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» сцена на балу в доме Фамусова является ключевой. Вот после суеты приготовлений появляются первые гости – Горичи. Наталья Дмитриевна полна оживления и кокетства, войдя в залу, прихорашивается и ищет глазами того, кто бы мог полюбоваться ею, замечает Чацкого, рассказывает ему о своем «приобретении» - муже. Затем появляется старуха Хлестова со своим «прелестным шпицем», князья Тугоуховские, влекомые шестью щебечущими дочерьми. Едва появившись на балу, они ищут себе женихов. Язвительная и высокомерная графиня Хрюмина, гордящаяся своей знатностью и французским языком, «отъявленный мошенник» Загорецкий и властная Хлестова, привезшая арапку, Скалозуб, важно преподающий всем устав, - каждый из гостей воодушевлен самоутверждением, и потому не очень нежны друг к другу. Дух общей вражды поддерживается и соревнованием в тщеславии, и поисками женихов. Молчалин в таком обществе необходим « как шумовой отвод»:
Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут впору карточку вотрет!
Присутствие же Чацкого всех раздражает, он уже успел досадить каждому. Оскорблены их лучшие порывы, основания их жизни Чацкий не признает. Раздражение общества ищет выхода и наконец прорывается слухом о его сумасшествии. В конце 3 действия Грибоедов ремаркой показывает, как откровенно стало одиночество героя: «Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись по карточным столам».
Ничтожество не терпит в своей среде высокого. Это их озлобляет, дразнит. Смесь страха и желания потешиться, утвердить свое превосходство и заставляет их с таким упоением твердить: «С ума сошел!».
3.2. «Мертвые души»
Знакомство с чиновниками России в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» начинается, когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору. «Губернатор и бал – эти два слова обратились в синонимы. Так уж заведено, и губернатор без бала кажется что-то странное …», - писал Н. В. Гоголь. Балы давались, по словам Собакевича, с целью приобрести «любовь и уважение со стороны дворянства».
Вместе с автором мы наблюдаем, как Чичиков собирается на бал. «От самого создания света не было употреблено столько времени на туалет. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то с некоторой улыбкой, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов: подмигнул бровью и губами и сделал кое-что языком… Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты, мордашка этакой!» - и стал одеваться». Мы видим, как хитроумный Чичиков обманывает всех, получает уважение и благосклонность высшего света города N.
После бала, размышляя, Чичиков говорил в сердцах: «Чтоб вас чёрт всех, кто выдумал эти балы!» Он думал о том, что балы проводятся за счёт крестьянских оброков, благодаря взяткам; в то время, когда в губернии неурожай. Чичиков был уверен, что «бал не в русском духе, не в русской натуре», «после всякого бала точно, как будто какой грех сделал…». Хотя Чичиков и не совсем лестно отзывается о балах губернатора, но был доволен тем, что на балу сумел найти полезные для себя знакомства, получил важную информацию о чиновниках, решил некоторые деловые вопросы в неформальной обстановке.
3.3. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова
Замысел «Маскарада» возник у М. Ю. Лермонтова в начале 1835 года. В эти годы Лермонтов – офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество.
На балу нарисован обобщённый портрет светского общества, крупным планом дана фигура Казарина, показана сцена мести Арбенина Звездичу. На балу проявляются лицемерие, фальшь, эгоизм, а также широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати карточной игрой, маскарадами..
Бал-маскарад – это метафора жизни, это жизнь под личиной, но это в тоже время откровенность, которая обычной жизни не свойственна. Маскарадная маска – это антимаска. Баронесса именно в маске может позволить себе искренность. Маскарад предполагает выход из повседневной жизни, вступление в некую игру. Арбенин из игры давно вышел: в его жизни теперь главное – любовь к жене. Но сложные интриги, направленные против героя, осуществляются пяти главными персонажами, которые сосредотачивают в себе наиболее характерные черты светской психологии и морали.
Глупое подозрение в измене жены проводят Арбенина к отчуждению, неверию. Ситуация с возникшей дуэлью сложна: Арбенин не собирается стреляться со Звездичем. Отказ от дуэли – это немыслимый поступок. Арбенин навязывает Звездичу свои правила, не даёт ему восстановить честь законным путём. Арбенин, который сам считает себя мстителем, оказывается жертвой собственной мести.
Бал-маскарад показывает жизнь светского общества, интриги, игры, в которых проявляется характер главных героев, их чувства, поведение и поступки. На маскараде показана проблема личности, которая противостоит существующему порядку вещей.
3.4. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
По воспоминаниям Р.С.Булгаковой, первоначальное описание бала разнилось от того, которое мы теперь знаем по окончательному тексту романа: "Сначала был написан малый бал. Он проходил в спальне Воланда. И он мне страшно нравился. Но затем, уже во время болезни Михаил Афанасьевич написал большой бал. Я долго не соглашалась, что большой бал лучше малого... и однажды, ... он уничтожил рукопись с первым балом. Я это заметила, но ничего не сказала,,. Михаил Афанасьевич,., был мастером, он не мог допустить ошибки, и поэтому уничтожил тот вариант. А в роскоши большого бала отразился, как мне кажется, прием у У.К.Булита, американского посла в СССР". Для того, чтобы описать столь грандиозный бал, потребовалось раздвинуть пространство обыкновенной московской квартиры до сверхъестественных размеров. И, как объясняет Коровьев, "тем, кто хорошо знаком с лятым измерением", ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов.
Некоторые детали сцены бала в определенной степени ориентированы на статьи Брокгауза и Ефрона, и ряд других источников. Так, обильно украсив бальные залы розами, Булгаков, без сомнения, учитывал сложную и многогранную символику, связанную с этим цветком. В статье Энциклопедического словаря о розах в этнографии, литературе и искусстве отмечается, что розы выступали и как символ траура, и как символ любви и чистоты.
С учетом этого у Булгакова розы одновременно могут рассматриваться и как символы любви Маргариты к Мастеру и как предвестие их скорой смерти. Обилие роз цветка, чуждого русской традиции - подчеркивает иностранное происхождение разыгрываемой в Москве дьяволиады и ее героев, а, если вспомнить широко распространенное использование роз для украшения католических богослужений, розы придают балу еще и дополнительный элемент -пародия на церковную службу.
При описании бала у Сатаны - Булгаков учитывал и традицию русского символизма. Так, бал Воланда назван "весенним балом полнолуния, или балом ста королей", а Маргарита выступает на нем в качестве королевы. У Булгакова Маргарита принимает гостей бала, стоя на одном колене. Гости - мужчины во фраках, и нагие женщины в шляпах с перьями целуют ее в руку и колено, и Маргарита вынуждена всем улыбаться. Во время церемонии она находится на возвышающейся над залом мраморной лестнице.
В описании роскошного бассейна на балу у Воланда отразилось булгаковское впечатление от посещения американского посольства. На балу Маргарита видит, что вода в одном из бассейнов рубинового цвета, черпают ее серебряными черпаками, а струю в бассейн выбрасывает гигантский черный фонтан в виде Нептуна.
Отнюдь не случайно подобрана длинная череда гостей, которая проходит перед Маргаритой. Шествие открывает "господин Жак с супругой", «убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик", который ''отравил королевскую любовницу». Речь здесь идет об известном французском государственном деятеле XV в. Жаке ла Кере.
Кер был не столь зловещей фигурой. В романе же Булгаков сознательно вкладывает в уста помощника Воланда Коровьева негативную характеристику французского финансиста - человека, несомненно, одаренного. Здесь подчеркнута связь таланта с нечистой силой. Воланд и его свита оказывают покровительство и преступникам и выдающимся людям прошлого, которых часто необоснованно обвиняли в преступлениях. На балу у Сатаны добро и зло оказываются если не слиты воедино, то тесно переплетены между собой.
Перед Маргаритой проходят и знаменитые развратницы и сводницы прошлого и современности. Тут и московская портниха, организовавшая в своей мастерской дом свиданий, и третья жена римского императора Клавдия Мессалина, отличавшаяся распутством и казненная после неудачной попытки возвести на престол своего любовника.
Наконец, Маргарита видит просто знаменитых злодеев. То, что перед Маргаритой проходит вереница злодеев, убийц, отравительниц, распутниц не случайно. Булгаковская героиня мучается из-за своей измены мужу и, пусть подсознательно, этот свой проступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями прошлого и настоящего. Воланд, знакомя Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести.
Особое положение в сцене бала занимает образ Фриды. Само имя вызывает множество ассоциаций. Оно близко и к английскому слову freedom, означающему ''свобода", Булгаковская Фрида убивает своего ребенка еще в младенчестве и при помощи носового платка - Булгакову в эпизоде с Фридой важен был именно невинный младенец как последняя мера добра и зла. Платок, который булгаковская Фрида видит каждый вечер на своем столике, - это не только символ терзающих ее мук совести, но и призрак существования у нее навязчивой идеи. Булгаковской Фриде даруется милосердие.
И, наконец, персонаж, возникающий в самом финале бала, единственный из гостей Воланда, кто еще принадлежит к кругу живых, но вот-вот должен перейти в мир потусторонний. Это - барон Майгель, Быть может в образе Майгеля отразились черты одного из Майгелей - булгаковских современников,
У Булгакова барон Майгель служит в зрелищной комиссии и занимается ознакомлением иностранцев с достопримечательностями Москвы, предлагая в этом качестве свои услуги Воланду. Хладнокровный и равнодушный к своим жертвам, Майгель может рассматриваться как своеобразная пародия на такого же равнодушного к своим жертвам и работающего, как бездушная машина, тюремщика в генеральских эполетах Е.И.Майделя,
На балу мертвецов Воланд, специалист по «черной магии», Сатана, обращается к отрезанной голове Берлиоза, на которой сохранились «живые, полные мысли и страдания глаза»: "... каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие".
Какую же веру" исповедует председатель МАССОЛИТа? В данном контексте она сводится к простой мысли: "по отрезании головы жизнь в человеке прекращается... и он уходит в небытие", Воланд поднимает тост "за бытие", тост за жизнь.
Однако «жизнь» - лишь поверхностное, далеко не исчерпывающее содержание, влагаемое автором в понятие "бытия". В беседе Воданда и московским литератором на Патриарших прудах речь идет о доказательствах бытия Божия и соответственно дьявола. Воланд "умоляет" своих собеседников: "поверьте хоть в то» что дьявол существует". Бог и дьявол существа духовного мира, духовной ценности. Бытие - в широком смысле реальность духовного мира, отвергаемого Берлиозом. Суть его "веры" Воланд формирует в иронической сентенции: ",,, чего ни хватишься, ничего нет". Такова "вера" Берлиоза. Воланд пункт за пунктом опровергает воззрения Берлиоза, он доказывает, что они противоречат ''фактам", самой упрямой в мире вещи. «Полные мысли и страдания» глаза на отрезанной голове свидетельствуют, что истина факта дошла до неугасшего еще сознания Берлиоза.
Во время пребывания Маргариты у Воланда в роман внезапно входит антивоенная тема. В хрустальном глобусе Воланда героиня видит картину военных бедствий, за которые ответственен Абадонна - демон войны и разрушения. Само описание страданий мирного населения, несомненно, навеяно событиями гражданской войны в Испании. Эти события неизменно присутствовали в выпусках новостей по радио, в кадрах кинохроники. Этот эпизод был включен в роман в 1937 г,, когда воина в Испании была в разгаре. Здесь заявлена ясная антивоенная позиция Булгакова - участника первой мировой и гражданской войн. Он глубоко убежден, что в случае войны "результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы". Эта позиция особенно близка нам сегодня, когда для всех здравомыслящих людей очевидна губительность любой войны для человеческой цивилизации
IV. Тема бала в поэзии
Перелистав сборники русских поэтов, я нашла несколько стихотворений, посвященные бальной теме. Мне стало интересно узнать, чем похожи и различаются эти произведения.
4.1. «Евгений Онегин»
В замечательном романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сцены бала являются ключевыми. Все географическое пространство романа можно разделить на три основные части: Петербург, Москва и провинция, так и сцены бала можно распределить условно по трем группам:
1) Петербургский бал (описанный в 1 главе) и светский раут, на котором Онегин снова встречает Татьяну (гл. 8);
2) Московский бал в Благородном собрании (гл.7);
3) Бал на именинах Татьяны в деревне (гл.5).
Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, времяпроведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.
4.1.1. «Петербургский бал»
Танцы занимают в «Евгении Онегине» важное место: им посвящены авторские отступления, они играют большую сюжетную роль. Бал в эпоху Онегина начинался польским полонезом. В «Евгении Онегине» полонез не упоминается ни разу. В Петербурге поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда "толпа мазуркой занята" т.е. в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное опоздание Онегина. Умение танцевать мазурку считалось в светском обществе обязательным. В числе достоинств Онегина было и то, что он смолоду «легко мазурку танцевал »
В описание бала входят лирические отступления автора. Пушкин – молодой, веселый, жизнелюбивый человек, В строфах ХХХII и ХХХIII он делится с читателем своими чувствами и воспоминаниями:
Дианы грудь, ланиты Флоры
Прелестны, милые друзья!
Однако ножка Терпсихоры
Прелестный чем-то для меня…
Такое игривое и, вообще-то, несерьезное восприятие женской красоты доступно и Пушкину, и Онегину – так относились к «милым дамам» в свете.
Это – мир светских раутов, обедов, подстриженных парков с «муравой», гостиных, балов; мир, где не любят, а играют в любовь, - мир Онегина.
Огромный город, столица Российской империи, просыпается на заре:
Встает купец, идет разносчик,
С кувшином оттенка спешит…
Поднимаются люди, у которых есть дело. Им нужно встать утром, чтобы работать, чтобы день не прошел зря. А Онегину некуда торопиться, незачем вскакивать с постели.
Но шумом бала утомленный
И утро в полном обрамя
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя
Проснется за полдень и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И завтра тоже, что вчера [10].
Описание бала, на который приезжает молодой Онегин, завершает картину петербургской жизни героя, быт, одежда, времяпроведение которого раскрывают читателю его интеллектуальный облик.
4.1.2. «Бал Татьяны на именинах»
Наступает утро 12 января по старому стилю – именины Татьяны. Ожидается весёлый праздник именин, но «Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник – кто же будет здесь веселиться?»
С утра дом Лариных гостями
Был полон; целыми семьями
Соседи съехались в повозках,
В кибитках, в бричках и в санях,
В передней толкотня, тревога,
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
Эти строки из сна Татьяны и из описания собравшихся на бал соседей. Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле вот они какие «один враг с собачьей мордой, другой с петушьей головой… вот череп на изящной шее вертится в изящном колпаке…»
А чудовища из сна – вот они, наяву: «С своей супругой дородной. Приехал толстый Пустяков…». Всего две строчки сказаны о Пустякове, а больше ни чего и не надо, супруга дородная, сам толстый, а фамилия чего стоит: Пустяков…
«Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков…». Фамилия объясняет, как он управляет своими мужиками: Гвоздин – от выразительного глагола гвоздь.
Среди гостей Лариных:
«Скотинин, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати годов…»
Как мог чувствовать себя Онегин, попав на этот «пир огромный»? У Лариных все общество в сборе, только «своя семья»… Онегин раздражен, а тут еще Татьяна бледнеет и краснеет, чуть не плачет, чуть не падает в обморок – это совсем уж выводит Евгения из себя. Но он жалеет Татьяну, проявляя нежность души: «Он молча поклонился ей, но как-то взор его очей был чудно нежен…».
Подобные развлечения надоели Онегину еще в Петербурге, а здесь и подавно. Показана одна из фигур мазурки: к кавалеру (или даме) подводят двух дам (или кавалеров) с предложением выбрать. Выбор себе пары воспринимался как знак интереса, благосклонности или (как истолковал Ленский) влюбленности. Второй танец с незнакомыми воспринимался как вопиющее нарушение всех правил этикета. Так, герои романа нарушили бальный этикет.
Бал заканчивается трагично для Ленского.
4.1.3. «Московский бал»
Татьяна не могла понравиться людям, воплощающим светский мир. Но Пушкин верен себе: и здесь, в московской гостиной, он посылает на помощь Татьяне своего друга:
У скучной тетке Таню встретят,
К ней как-то Вяземский подсел
И душу ей занять успел…
И не может Татьяна, привыкшая к свободной жизни естественным человеческим отношениям, смериться с шумной московской и бестолковой жизнью, с показными чувствами, с миром
…где кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет,
Где шум, хохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс… -
И вот в такую минуту, когда «мысль ее далече бродит; забыт и свет и шумный бал», - в жизни Татьяны входит то, что любая из присутствующих в зале женщин, молодых и старых, красивых и некрасивых, умных и глупых, назвала бы счастьем:
А глаз меж тем с нее не сводит
Какой-то важный генерал.
Онегин, попавший «с корабля на бал, окончивший свои странствия, встречает Татьяну - уже «неприступною богиней роскошной, царственной Невы». Он вдруг становится безнадежно влюбленным. Так, на паркете бальной залы происходят важнейшие события в жизни героев романа, которые определяют их судьбу.
4.2. М. Ю. Лермонтов
«Я видел раз ее в веселом вихре бала…»
Излюбленной темой поэтов XIX века становится описание девушек. Лермонтов не стал исключением:
Очей приветливость, движений быстрота,
Природный блеск ланит и груди полнота…
Очевидно, автор был поражен юной красавицей. Да и как можно было не восхищаться: невероятной красоты платья, сшитые лучшими кутюрье, корсеты, стягивающие талии девушек до смешных размеров, напудренные парики, изысканные украшения – все это готовилось задолго до бала, ведь девушки должны себя показать в лучшем свете, для некоторых девушек и молодых людей это был первый выход в свет.
Безусловно, девушки флиртовали с кавалерами на балу, многие юноши теряли голову, но только не лирический герой М. Ю. Лермонтова:
Всё, всё наполнило б мне ум очарованьем,
Когда б совсем иным, бессмысленным желаньем
Я не был угнетен.
К завершению стихотворения нам становится понятно, что сердце автора уже занято другой девушкой:
Когда б я только мог забыть черты другие,
Лицо бесцветное и взоры ламп ледяные!
4.3. Алексей Толстой
«Средь шумного бала случайно…»
Лирический герой Толстого совершенно отличается от героя Лермонтова. Ему действительно понравилась та девушка, впоследствии его жена. Алексей Толстой с невероятной чуткостью описывает все черты её лица:
Тайна твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал…
Автор наслаждался моментами, проведенные рядом с ней, но в то же время он теряется в догадках, он не может определиться в своих чувствах и лишь его душа подсказывает ему, что это любовь:
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
В стихотворении мы встречаем множество средств художественной выразительности: это и эпитеты – мирская суета, и одушевление – тайна покрывала черты, и сравнения:
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
4.4. А. А. Фет
«Когда трепещут эти звуки…»
Вероятно, это стихотворение было написано Афанасием Фетом уже в преклонном возрасте. Его лирический герой выступает как человек не раз побывавший на таких церемониях, умудренный жизненным опытом.
О, как, ничем не укротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
В своем стихотворении Афанасий переносится в былую молодость, вспоминает, каким он был, и даже отчасти завидует юным и веселым парам, которые кружатся на этом балу.
Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?
Но все равно он не может вернуться в бальную атмосферу, а только радуется душой, наблюдая за счастьем других людей.
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок
V. Современное отношение к балу.
После 1917 года в России балы стали не актуальны, и в Европе к ним охладели. Но сейчас эта замечательная традиция возвращается.
Современные балы - это новая эстетика бала, это общение и деловые контакты. Это место, где встречаются известные политики и бизнесмены, дипломаты, деятели культуры, звезды спорта и шоу-бизнеса. Это атмосфера роскоши: великолепный зал, шикарные вечерние платья, изысканный ужин.
В наше время проводятся выпускные балы, к которым девушки покупают или берут напрокат длинные пышные вечерние платья. Радует то, что в современном мире проводятся балы, напоминая о красоте и изяществе 19 века.
Выпускной бал – это один из самых запоминающихся праздников в жизни каждого человека. В этот день происходит прощание со школой и с детством. Переступая школьный порог, мы переходим во взрослую жизнь. Выпускной бал в школе бывает только раз в жизни и повторить его невозможно. Каждый помнит, в каком костюме или вечернем платье был на своем выпускном, а самое главное, какие эмоции испытывал. Через год меня тоже ожидает выпускной бал. Эта традиция повторяется из года в год. На этом мероприятии собираются все близкие, друзья и педагоги. Это не только очень зрелищное и красивое событие, которое запомнится на всю жизнь, но важное событие в жизни каждого человека.
Учащихся, особо отличившихся в учебе, ждет еще один бал - в Доме Правительства при главе Республики Мордовия, на котором первое лицо Мордовии торжественно вручает аттестаты особого образца и золотые и серебряные медали. К сожалению, эта традиция утратит свое значение вместе с отменой медалей.
VI. Выводы.
Изучив литературу по данной теме, можно сказать, что бал был в XIX веке обязательным атрибутом придворной и аристократической светской жизни и играл важную роль в жизни русского общества. Церемония балов была строго расписана. Не допускалось никаких вольностей, соблюдался этикет. Особое внимание уделялось бальной одежде и искусству танца.
Бал был не только церемониальным мероприятием, но и местом амурных флиртов и развлечений. Поэтому не случайно тема бала в литературе являлась ключевой. На бальном паркете кто-то принимал важное решение, находил свою первую любовь, а кто-то расставался навсегда. Здесь проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
Бальные традиции XIX века продолжает век XX и XXI. В настоящее время самым популярным является Венский Оперный бал. Это светское мероприятие проходит ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Он собирает более 5 тысяч гостей: дипломатов, бизнесменов, представителей известных общественных организаций, деятелей искусства. По традиции бал также открывается полонезом.
Для меня бал является самым ярким и красочным эпизодом в художественных произведениях. Впереди – мой настоящий маленький бал – выпускной. Совсем скоро в вихре танца закружатся галантные и мужественные юноши, а девушки в своих длинных нарядах, с прическами XIX века, станут мягче и нежнее. Этот бал откроет дверь в новую, взрослую жизнь и, возможно, для кого-то станет ступенькой к большому Венскому балу. Я думаю, что у него есть будущее, поэтому тема бала будет актуальной еще долго.
Практическая значимость: мы считаем, что работа будет полезна и интересна учителям литературы, истории, обществознания, МХК, студентам, учащимся и их родителям, тем, кто интересуется искусством вообще, танцами, бальной культурой. Работа будет полезна при дальнейшем изучении русской литературы.
VI. Список использованной литературы.
1. Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
2. Валагин А. А. Грибоедов «Горе от ума». М.,1992.
3. Гоголь Н. В. Мёртвые души. М., 1968
4. Колесникова А. В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
5. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
6. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. М.,1994.
7. Пушкин А. С. Евгений Онегин.
8. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ru. wikipedia. Свободный.
9. Интернет- журнал «Филолог». [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://philolog. pspu. ru Свободный.
10. Русская виртуальная библиотек А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. rvb. ru. Свободный.
11. Золотые леса - Студия старинного танца. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://valbal. narod. ru. Свободный.
12. http://www. imperialball. ru/balls_r. html
13. http://www. dic. academic. ru – Лермонтовская энциклопедия
14. http://www. spishv. ru – Чичиков на балу у губернатора
Выступление
Совсем недавно в нашей школе прошел Новогодний бал, который готовил наш класс. Размышляя над тем, каким он у нас будет, мы много спорили и перечитали много сценариев. Меня эта тема заинтересовала, так родилась идея: рассмотреть тему бала в русской литературе.
Что такое бал? Если современному человеку задать такой вопрос, то в воображении большинства сложится весьма определенная картинка: большой красивый зал, пышно одетые дамы и кавалеры. Но мало кто знает, что такое бал на самом деле.
В курсе уроков школьной литературы тема бала рассматривается, но не так широко. Я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведениях русской классической литературы. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в произведениях известных русских классиков? Это проблема моего исследования. Цель исследования – показать, какую роль занимал бал в жизни русского общества и как отразилась данная тема в русской литературе, а также исследовать бальный этикет.
Рассмотрев эпизоды, посвященные этой теме, я выдвинула предварительную гипотезу: бал был распространенным явлением в жизни дворянского общества 19 века, и на балах происходили важные события, имеющие последующее влияние на жизнь людей.
На бал приглашались политические деятели, писатели, военные и представители «высшего света». Именно там нужные друг другу люди договаривались о взаимовыгодных сделках, решались важные государственные вопросы, торговые договора и многое другое. Век балов и чудесной музыки - это XIX век. Не случайно бал - это обязательный сюжетный элемент в литературных произведениях XIX века.
По сложившейся в России традиции бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы. Бальный сезон разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадеб, а дворяне поместные, окончив полевые работы, целыми обозами тащились в столицу со своими взрослыми дочерьми – «на ярмарку невест».
Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Бал давался в связи с обручением, именинами, рождениями детей и другими событиями.
Таким образом, бал оказывался, с одной стороны, сферой, противоположной службе, - областью непринуждённого общения, светского отдыха, местом, где границы служебной иерархии ослаблялись.
Балы выполняли разные функции, они имели свои разновидности.
Придворные балы - это официальные мероприятия.
Детские балы были праздниками для детей и их родителей.
Балы-маскарады были особенно любимы обществом
Семейные балы были наиболее веселыми и непринужденными. Их приурочивали к семейным праздникам.
Бальный этикет включает в себя не только бальные костюмы, культуру поведения на балу, правильное исполнение танцев, но также и оформление бальных помещений.
Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества.
Сцены бала я встретила в произведениях Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Булгакова.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» сцена на балу в доме Фамусова является ключевой. Дух общей вражды поддерживается соревнованием в тщеславии и поисками женихов. Молчалин в таком обществе необходим « как шумовой отвод»:
Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут впору карточку вотрет!
Присутствие же Чацкого всех раздражает, он уже успел досадить каждому. Раздражение общества ищет выхода и наконец прорывается слухом о его сумасшествии. Ничтожество не терпит в своей среде высокого.
Знакомство с чиновниками России в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» начинается, когда мы вместе с Павлом Ивановичем Чичиковым попадаем на бал к губернатору. Так уж заведено, и губернатор без бала кажется что-то странное …», - писал Н. В. Гоголь.
После бала, размышляя, Чичиков говорил в сердцах: «Чтоб вас чёрт всех, кто выдумал эти балы!» Хотя Чичиков и не совсем лестно отзывается о балах губернатора, но был доволен тем, что на балу сумел найти полезные для себя знакомства, получил важную информацию о чиновниках, решил некоторые деловые вопросы в неформальной обстановке.
В «Маскараде» М. Ю. Лермонтова на балу нарисован обобщённый портрет светского общества. На балу проявляются лицемерие, фальшь, эгоизм, а также широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати карточной игрой, маскарадами…
В романе толстого «Война и мир» бал показывает жизнь светского общества, встречи, игры, в которых проявляется характер главных героев, их чувства, поведение и поступки.
При описании бала у Сатаны в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков учитывал традицию русского символизма. Так, бал Воланда назван "весенним балом полнолуния, или балом ста королей", а Маргарита выступает на нем в качестве королевы.
На балу у Сатаны добро и зло оказываются если не слиты воедино, то тесно переплетены между собой. Маргарита видит знаменитых злодеев. Воланд, знакомя Маргариту со знаменитыми злодеями и распутницами, как бы испытывает ее любовь к Мастеру, усиливает муки ее совести.
Перечитав стихи русских поэтов, я выделила произведения, посвященные бальной теме.
Излюбленной темой поэтов XIX века становится описание девушек на балу
Очей приветливость, движений быстрота,
Природный блеск ланит и груди полнота…
Очевидно, что автор стихотворения «Я видел раз ее в веселом вихре бала…» был поражен юной красавицей. Девушки флиртовали с кавалерами на балу, многие юноши теряли голову, но только не лирический герой М. Ю. Лермонтова. Сердце автора уже занято другой девушкой:
Когда б я только мог забыть черты другие,
Лицо бесцветное и взоры ламп ледяные!
Лирический герой Толстого из стихотворения«Средь шумного бала случайно…» отличается от героя Лермонтова. Автор наслаждался моментами, проведенные рядом с ней:
Люблю ли тебя - я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
«Когда трепещут эти звуки…» - это стихотворение было написано Афанасием Фетом уже в преклонном возрасте.
О, как, ничем не укротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!
В своем стихотворении Афанасий переносится в былую молодость, вспоминает, каким он был, и даже отчасти завидует юным и веселым парам, которые кружатся на этом балу.
После 1917 года в России балы стали не актуальны, и в Европе к ним охладели. Но сейчас эта замечательная традиция возвращается.
Современные балы - это новая эстетика бала, это общение и деловые контакты. Это место, где встречаются известные политики и бизнесмены, дипломаты, деятели культуры, звезды спорта и шоу-бизнеса. Это атмосфера роскоши: великолепный зал, шикарные вечерние платья, изысканный ужин.
Радует то, что в современном мире проводятся балы, напоминая о красоте и изяществе 19 века, что какие-то традиции сохраняются, конечно, видоизменяясь.
Выпускной бал – это один из самых запоминающихся праздников в жизни каждого человека. В этот день происходит прощание со школой и с детством. Это очень важное, зрелищное и красивое событие, которое запоминается на всю жизнь.
Учащихся, особо отличившихся в учебе, ждет еще один бал - в Доме Правительства при Главе Республики Мордовия, на котором торжественно вручаются аттестаты особого образца.
Изучив литературу по данной теме, можно сказать, что бал был в XIX веке обязательным атрибутом придворной и аристократической светской жизни и играл важную роль в жизни русского общества. Церемония балов была строго расписана.
Поэтому не случайно тема бала в литературе являлась ключевой. На бальном паркете кто-то принимал важное решение, находил свою первую любовь, а кто-то расставался навсегда. Здесь проливались слезы счастья и радости, горя и печали.
Бальные традиции XIX века продолжает век XX и XXI. В настоящее время самым популярным является Венский Оперный бал. Это светское мероприятие проходит ежегодно в последний четверг перед Великим постом. Он собирает более 5 тысяч гостей: дипломатов, бизнесменов, представителей известных общественных организаций, деятелей искусства. По традиции бал также открывается полонезом.
Для меня бал стал ярким и красочным эпизодом в художественных произведениях. Впереди – мой настоящий маленький бал – выпускной. Этот бал откроет дверь в новую, взрослую жизнь и, возможно, для кого-то станет ступенькой к большому Венскому балу. Я думаю, что у бала есть будущее, поэтому эта тема будет актуальной еще долго.
Практическая значимость: работа будет полезна и интересна учителям литературы, истории, обществознания, МХК, студентам, учащимся и их родителям, тем, кто интересуется искусством вообще, танцами, бальной культурой. Работа будет полезна при изучении русской литературы.
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Кто чем богат, тот тем и делится!
Ребята и утята
Рождественские подарки от Метелицы
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью