Работа посвящена истории создания книг А.М.Волкова о Волшебной стране. Работа участвовала в конкурсе "По страницам Волшебной страны", где заняла 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_rabota.docx | 34.64 КБ |
podvig_yunogo_partizana_ivana_garuskina.docx | 20.55 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пеклинская средняя общеобразовательная школа
Дубровского района Брянской области
Конкурс учебно-исследовательских работ
«По страницам Волшебной страны»
Номинация «История создания книг»
Учебно - исследовательская работа
Кто тебя выдумал, Волшебная страна?
Выполнила: Николаева Александра,
обучающаяся 3 класса МБОУ
Пеклинской СОШ
Брянская обл., Дубровский р-он,
д. Пеклино, ул. Калинина, д. 16
Руководитель:Денисенкова
Светлана Игоревна,
учитель начальных классов МБОУ
Пеклинской СОШ
Брянская обл., Дубровский р-он,
д.Забелизна, ул. Заречная, 68/4
д.Забелизна, 2016 г.
Содержание
I. Введение с.3
II. Основная часть
2.1. Результаты опроса с.4
2.2.С чего всё началось? с.4
2.3. Начало писательского пути с.6
2.4. Продолжение следует… с.7
III. Заключение с.9
IV. Список использованной литературы с.10
I. Введение
В последнее время ребята всё больше увлекаются компьютерными играми, погружаются в виртуальный мир, поэтому становятся агрессивными, теряют способность проявлять сочувствие. Книга же позволяет создавать мир в своем воображении, учит добру, милосердию, пониманию.
Недавно я прочитала книгу А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города». У этой книги довольно длинная история. Её читали в детстве мои мама и папа и даже моя бабушка. У сказки «Волшебник Изумрудного города» есть продолжения. Мне захотелось узнать, как создавались эти книги, и рассказать об этом своим друзьям и одноклассникам.
Цель работы: изучение истории создания книг о Волшебной стране.
Данная цель определила следующие задачи:
- провести опрос среди учащихся 2-4 классов;
- изучить и проанализировать литературу по теме;
- прочитать книги А.М.Волкова;
- обобщить и систематизировать собранный материал;
- подготовить устное сообщение по теме;
- создать презентацию.
Объект исследования: книги А.М.Волкова.
Предмет исследования: история создания книг о Волшебной стране.
Гипотеза: если я узнаю историю создания книг о Волшебной стране, то смогу заинтересовать ими своих друзей и одноклассников.
Методы исследования:
Практическая значимость
Материал может быть использован на уроках литературного и внеклассного чтения в начальной школе.
II.Основная часть
2.1. Результаты опроса
«Что вы знаете о писателе Александре Мелентьевиче Волкове и его книгах?» - с таким вопросом я обратилась к учащимся 2-4 классов нашей школы. Было опрошено 13 человек. Результаты опроса приведены в таблице.
Ответы учащихся | Количество |
| 1 уч. |
| 6 уч. |
| 2 уч. |
| 4 уч. |
По данным таблицы видно, что учащиеся 2-4 классов очень мало знают о писателе А.М.Волкове и его книгах. Мои выводы подтвердила библиотекарь сельской библиотеки Бородина Татьяна Фёдоровна. Я убедилась в необходимости изучения биографии А.М.Волкова и истории создания им книг для детей, чтобы рассказать об этом нашим учащимся и заинтересовать их этими книгами.
2.2. С чего всё началось?
Александр Мелентьевич Волков – учитель, директор средней школы в Ярославле, преподаватель высшей математики в Московском институте цветных металлов и золота.
Александр Мелентьевич Волков – русский писатель, драматург, переводчик, классик детской литературы, член Союза писателей.
Вы можете подумать, что это два разных человека? Но это не так!
Большинство людей знают этого человека как автора книг о путешествии девочки Элли и её друзей - Страшилы, Железного Дровосека, Трусливого Льва - в Изумрудный город.
Александр Мелентьевич Волков родился 14 июля 1891 года и долгое время жил в Усть-Каменогорске. С раннего детства он увлекался литературой. В три года Александр научился читать и вскоре прочел те несколько книг, которые были в доме у отца, отставного военного. С 8 лет Саша Волков стал мастерски переплетать соседские книги, имея при этом возможность их прочитать. Уже в этом возрасте он читал Майн Рида, Жюль Верна и Диккенса; из русских писателей любил А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова.
В школе Александр Волков учился только на «отлично». В 6 лет Волкова сразу приняли во второй класс городского училища, и в 12 лет он закончил его лучшим учеником. Пройдя подготовительный курс, получив аттестат с отличием, Александр Волков поступил в Томский учительский институт. Окончил он его в 1910 году и получил право преподавать в городских и высших начальных училищах, в младших классах гимназий и реальных училищ.
Сначала Волков работал учителем в старинном алтайском городе Колывани, а потом возвратился в родной Усть-Каменогорск, в училище, в котором он провел свои школьные годы. «Во время работы в школе я преподавал все или почти все», – вспоминал А.М. Волков. В то время он самостоятельно осваивал немецкий и французский языки.
Чтобы продолжить свое образование, Александр Мелентьевич переезжает в Ярославль, где работает директором средней школы и одновременно занимается самообразованием. А.М.Волков экстерном сдает экзамены на физико-математический факультет педагогического института. В 1929 году Александр Мелентьевич перебирается в Москву, где работает заведующим учебной частью рабфака. Будучи сорокалетним отцом двоих детей, он поступает в Московский государственный университет на математический факультет, пятилетний курс которого он одолевает за семь месяцев.
В течение двадцати лет А.М.Волков преподавал затем высшую математику в Московском институте цветных металлов и золота, вел для студентов факультатив по литературе и продолжал изучать иностранные языки.
2.3. Начало писательского пути
Вот здесь и произошел самый неожиданный поворот в жизни Александра Мелентьевича. Началось все с того, что он, большой знаток иностранных языков, решил изучить еще и английский. В качестве материала для упражнений ему принесли книгу Л.Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Он прочел ее, рассказал своим сыновьям и решил перевести. В итоге получился не перевод, а собственное переложение книги американского автора. Кое-что писатель переделывал, кое-что добавлял.
Например, он придумал встречу с Людоедом, наводнение и другие приключения. Песик Тотошка у него заговорил, девочку стали звать Элли, а Мудрец из Страны Оз обрел имя и титул – Великий и Ужасный Волшебник Гудвин. Элли получает предсказание о трёх заветных желаниях, которые должны быть исполнены, чтобы она могла вернуться в Канзас. У Баума, реальный мир и страна Оз резко отличаются друг от друга. В реальности героиня живет в сером мире, с никогда не смеющимися людьми. У героини Баума в реальном мире нет друзей, кроме собаки. Иное дело мир страны Оз, как писал сам Баум – это мир «добрых чудес и радости». Родной дом Элли у Волкова более привлекателен: любящие родители и друзья, слово «серое» вовсе отсутствует. Не случайно, что у Баума героиня в дальнейших продолжениях сказки навсегда переселяется в волшебную страну. Элли у Александра Волкова предпочитает жить в реальном мире. Появилось множество и других милых забавных, иногда почти незаметных изменений.
Александр Волков год работал над рукописью и озаглавил ее «Волшебник Изумрудного города» с подзаголовком «Переработки сказки американского писателя Фрэнка Баума». В 1939 году книга Волкова была издана.
В 1959 году Александр Волков познакомился с начинающим художником Леонидом Владимирским. Творческое содружество Волкова и Владимирского оказалось длительным и плодотворным. Работая бок о бок в течение двадцати лет, они практически стали соавторами книг – продолжений «Волшебника». Владимирский иллюстрировал все пять продолжений «Волшебника».
2.4. Продолжение следует...
«Волшебник Изумрудного города» вызвал большой поток писем автору от его маленьких читателей. Дети настойчиво требовали продолжить сказку о приключениях доброй маленькой девочки Элли и ее верных друзей – Страшилы, Железного Дровосека, Трусливого Льва и собачки Тотошки.
Вот что написал об этом сам автор: «…получилось так, что Элли, Страшила и другие герои “Волшебника” смело шагнули из этой сказки в другие, навстречу новым путешествиям и приключениям. Как это вышло? А вышло это так. Прочитав “Волшебника”, ребята стали писать мне письма, где просили рассказать о том, что случилось с его героями после того, как Элли вернулась домой, а три ее друга стали правителями трех стран. Таких писем было множество. “Ведь не может быть, — писали мне юные читатели, — чтобы Элли не побывала снова в Волшебной стране, чтобы она и ее друзья не испытали новых приключений. Расскажите нам о них!” Авторское сердце не выдержало, и я взялся за перо. Вторая сказка называется “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”. В ней рассказано, как злой и коварный столяр Урфин Джюс, случайно заполучив живительный порошок, наделал больших и сильных деревянных солдат-дуболомов, оживил их и завоевал Волшебную страну. Но власть его продержалась недолго: на выручку маленьким обитателям Волшебной страны явились Элли и ее дядя, одноногий моряк Чарли Блек». Новая сказка тоже полюбилась ребятам. Но читательские письма продолжали идти с просьбами продолжить рассказ. Александр Мелентьевич вынужден был ответить «напористым» читателям: «Многие ребята просят меня, чтобы я написал еще сказки об Элли и ее друзьях. Я на это отвечу: сказок об Элли больше не будет…Представьте себе, что Элли ежегодно будет отсутствовать в школе по четыре-пять месяцев, а потом явится и скажет: «Я была в Волшебной стране! Там опять случились неприятности со Страшилой и Железным Дровосеком, и я их опять выручала». Как бы посмотрели на это учителя!»
Было бы слишком долго подробно говорить о следующих сказках волшебного цикла, перечислю только их заглавия. Это “Семь подземных королей”, “Огненный бог Марранов”, “Желтый туман” и “Тайна заброшенного замка”. Возможно, многие из вас читали эти сказки, другим удастся познакомиться с ними в будущем. Все шесть сказочных повестей об Изумрудном городе были переведены на многие языки мира общим тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров.
Писатель умер 3 июля 1977 года в Москве. Но его книги о Волшебной стране неустанно переиздаются большими тиражами, радуя все новые поколения юных читателей. В нашей стране этот цикл стал настолько популярен, что в 90-е годы начали создаваться его продолжения. Начало этому положил Юрий Кузнецов, который решил продолжить эпопею и написал новую повесть «Изумрудный дождь» (1992). Детский писатель Сергей Сухинов, начиная с 1997 года, издал уже более 12 книг серии «Изумрудный город». В 1996 году Леонид Владимирский, иллюстратор книг А. Волкова и А. Толстого, связал два своих любимых героя в книге «Буратино в Изумрудном городе».
III. Заключение
В наше время дети не умеют дружить по - настоящему и чаще общаются в социальных сетях. Читая книги А.М.Волкова, я поняла - оказывается, для счастливой жизни совсем неважно, из чего у твоего друга сделаны мозги или сердце. Главное, чтобы он был верным и надежным товарищем.
Всем учащимся начальных классов, кто не читал этих книг, я рассказала о том, как они создавались, и посоветовала их прочитать, потому что в нашей жизни сейчас не хватает добра и справедливости, а эти книги напоминают нам, что нужно верить в добро и самому добиваться справедливости, назло всем врагам!
Вы верите в чудеса? А ведь они есть. За ними не надо идти за тридевять земель или летать за высокие горы, они рядом с нами. Нужно только протянуть руку и взять с книжной полки книгу о настоящем чуде, которое творят любовь и преданность друзей. А может, нужно только набрать номер телефона друга? А может, достаточно прямо сейчас сказать близким о том, как мы их любим? Попробуем быть немножко волшебниками!
IV. Список использованной литературы
1. Ананьева Л. Н. Четыре экскурса в историю сказки / Л. Н. Ананьева // Читаем, учимся, играем. - 2001. - № 4.
2.Баум Л. Ф. Удивительный волшебник страны Оз. ХАРВЕСТ ООО. 2009.
3.Владимирский Л. Волшебник Изумрудного города: к 100-летию знаменитой сказки // Книжное обозрение. 1999. - №13.
4.Волков А.М. Волшебник Изумрудного города. – М.: Дет. лит., 1992.
5. Когда волшебником работает учёный… // Я познаю мир : Тайны литературы : дет. энцикл. / авт. - сост. С. Н. Зигуненко ; худож. И. Л. Терехова. – М., 2002.
6. Латова, Н. Удивительные приключения «Волшебника страны Оз» в России / Н. Латова // Детская литература. - 1995. - № 1-2.
7. Рахтанов И. Волшебник-учёный // Рахтанов И. Рассказы по памяти. — М.: Дет. лит., 1971.
8. Тубельская Г.Н. Волков Александр Мелентьевич (1891-1977) // Тубельская Г.Н. Детские писатели России. — М.: Шк. б-ка, 2002.
Интернет-ресурсы
emeraldcity.ru — главный ресурс рунета об Изумрудном городе.
vladimirsky.worldfriends.ru — официальная интернет-страница Леонида Владимирского.
wizardoz.narod.ru — фан-сайт, посвященный книгам Баума и Волкова.
ozclub.org — международный клуб «Волшебника из страны Оз».
ПОДВИГ ЮНОГО ПАРТИЗАНА ИВАНА ГАРУСЬКИНА
Семья Гаруськиных проживала в поселке Картунинка, расположенном вдоль реки Белизна, притока Десны. Таких поселков вдоль этой реки было множество. На берегах Десны и Белизны шли упорные бои нашей армии с фашистами. Здесь полегло много наших солдат. Осталось очень много оружия. Семья Гаруськиных во главе со своим отцом, Игнатом Игнатьевичем, бывшим председателем сельского совета, собирала все виды оружия и патроны. Для этой цели они в своем огороде выкопали яму, огородили
внутри досками. Другими словами, создали склад, в котором хранились хорошо смазанные 70 винтовок, два станковых пулемета «максим», три ручных дегтяра, около 10 ящиков патронов. Сверху этого хранилища были грядки, на которых росла всякая зелень.
По договоренности с Игнатом Игнатьевичем командир объединенного партизанского отряда им. Чапаева (затем - Первая Клетнянская партизанская бригада) Ф.С. Данченков в конце мая1942 года приехал с партизанами на нескольких подводах, чтобы забрать это оружие. Перед рассветом они приехали к Гаруськиным, и младшие братья, как по команде, побежали в сарай за лопатами. На месте хранилища они осторожно вместе с комьями земли выкопали всю зелень, перенесли ее на свободное место и откопали хранилище. Аккуратно сняли доски и вытащили все оружие, затем закопали яму и восстановили все грядки с зеленью, полили их водой. Гаруськины и дальше продолжали собирать оружие.
Старший сын Гаруськиных – Иван – был комсомольцем и мечтал стать партизаном. Он был инвалидом – припадал на правую ногу. До войны работал счетоводом, а затем бухгалтером. Ваня Гаруськин стал прекрасным разведчиком, связным и проводником партизан, которые ходили на диверсии. Это была настоящая семья патриотов нашей Родины. Поэтому они шли на риск, хотя он мог обернуться большой бедой для всей семьи. В очередной, последний для него, приход группы партизан во главе с Иваном Андреевичем Рогулькиным Иван Гаруськин опять попросил взять его в отряд Данченкова. Это произошло однажды ночью в середине июня 1942 года. В окно дома Гаруськиных осторожно постучал И. Рогулькин. Ваня вскочил с постели и быстро подошел к окну. Он увидел Ивана Рогулькина и еще троих партизан. Они попросили его пойти с ними за проводника на железную дорогу. Ваня быстро вывел только ему известными дорожками и
тропинками группу партизан на железную дорогу между станциями Олсуфьево и Жуковкой. Партизаны установили под рельс самодельную мину и быстро стали возвращаться в лес. Дойдя до опушки леса, Рогулькин поблагодарил Ваню и велел ему возвращаться домой. На рассвете все услышали взрыв на железной дороге и думали, что спустили под откос вражеский эшелон, но это взорвалась дрезина.
Ваня не пошел домой, а решил охранять подрывников, так как они, уставшие, не могли уйти далеко. Он прислонился к одинокому дереву, стоявшему на опушке, и бодрствовал, охраняя покой подрывников. Однако усталость одолела и его, он немного вздремнул. Когда жеон открыл глаза, то увидел идущих из Вышковичей редкой цепью фашистов. Они могли бы и не заметить его, но он знал, что в 250 метрах от него отдыхают уставшие партизаны. Немцы могли напасть на них неожиданно. И Ваня во весь голос крикнул: «Немцы!». У него не было надежды, что его услышат те, кого ему так хотелось предупредить об опасности. Он был уверен, что теперь гитлеровцы должны открыть стрельбу по нему. Так оно и случилось. По кустам посыпались автоматные очереди. Ваня стал убегать от фашистов, но споткнулся и упал. Тут же на него обрушились удары, и один из них пришелся по голове. Он получил ранение в плечо. Фашисты подхватили Ваню и повели, подталкивая в спину. Когда его привели на мост через его любимую реку Белизну, он неожиданно для немцев рванулся в сторону и прыгнул с моста в речку. Гитлеровцы не стали в него стрелять – он нужен был им живым – и тут же схватили его и вытащили на берег. Его стали сильно избивать, требуя сказать, кто поставил мины. Кровь хлестала из раны в плече. Когда довели его до края деревни Картунинки, то учинили страшные пытки. Они пытали его долго, раздробили прикладами пальцы рук. Гитлеровцы
требовали выдать подпольщиков, партизанские семьи, явки, но Ваня Гаруськин только стонал от боли и продолжал молчать. Тогда фашисты согнали всех жителей Картунинки на площадь и стали спрашивать: чей он, но жители молчали. Среди жителей был и младший брат Вани, Вениамин, с сестрой. На их глазах Ваню, окровавленного и истерзанного пытками, подвели к большой разлапистой липе. Поставили на бочку, к большому суку привязали веревку и петлю надели ему на шею.
–Последний раз спрашиваю, – кричал фашистский офицер, – будешь говорить – подарю жизнь!
Ваня молчал...
– Будешь говорить?!
И вдруг Ваня сказал:
– Буду! Не верьте проклятым фашистам! Красная Армия придет!
После этих Ваниных слов была дана команда оттолкнуть бочку, и юный партизан повис, покачиваясь на суку, так как был сильный ветер. Все люди, смотревшие на это преступление, вытирали слезы.
Несколько дней гитлеровцы запрещали снимать с сука труп Вани. Позже фашисты узнали имя героя - комсомольца. Рано утром они схватили отца Вани, коммуниста Игната Игнатьевича Гаруськина, и отвезли в рославльский лагерь, где после жестоких пыток расстреляли. Спустя некоторое время Ваню с почестями похоронили. Память о нем жива на дубровской земле.
Притча о гвоздях
Флейта и Ветер
Извержение вулкана
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Как я избавился от обидчивости