Если нужно отменить смертную казнь,
пусть господа убийцы начнут первыми.
Альфонс Карр
Вложение | Размер |
---|---|
smertnaya_kazn.doc | 158.5 КБ |
XV Поволжская научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского
Секция: Правоведение
Исследовательская работа
«Смертная казнь. За или против»
Фомина Мария, 8класс
Направляющая организация:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Буинска Республики Татарстан»
Научный руководитель:
Учитель высшей категории Казакова Н.И.
Казань 2014
Содержание
1.Введение____________________________________________________________стр.3-4
2.Смертная казнь в различных странах____________________________стр.4-9
3.Из «пыточной» истории России__________________________________стр.9-15
4.«За» и «против» смертной казни_________________________________ стр.15-21
5.Заключение______________________________________________________ стр.22-24
6.Приложение:
свобод относительно отмены смертной казни ____________ стр.28-31
7.Список используемой литературы_________________________________стр.32-33
Если нужно отменить смертную казнь,
пусть господа убийцы начнут первыми.
Альфонс Карр
1.Введение.
Смертная казнь – лишение жизни по приговору суда за преступное деяние.
В развитых странах смертной казни всегда предшествует судебное разбирательство. Казнь может производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом.
Приступив к изучению этого вопроса, у меня возникло множество вопросов:
Изучая исторические источники, мною были выделены следующие исторические виды смертной казни:
В настоящее время в мире применяются следующие разновидности смертной казни:
Исторически смертная казнь «эволюционировала» из древнейшего обычая кровной мести, который существовал еще в догосударственном обществе и выражался в формуле «око за око, зуб за зуб». Тогда не покарать преступника, не отомстить, не восстановить справедливость считалось позором, бесчестием для пострадавшего или его родственников (в случае смерти). С появлением государства карательные функции постепенно переходят к специальному государственному аппарату. Убиение преступника (смертная казнь) становится публичным и обретает статус уголовного наказания, исполняемого от имени государственной власти. Однако перечень преступлений, подпадающих под такое наказание, все более расширялся (государственные, религиозные и другие преступления).
Мне кажется, что люди в целом станут добрее и начнут понимать, что злом (смертной казнью) зло (жестокое преступление) не ликвидируешь.
2.Смертная казнь в различных странах
В средневековой Англии вешали за самые мелкие кражи, причем в больших количествах. За дисциплинарные проступки в войсках и на флоте вешали на рее; за фальшивомонетничество варили в кипятке или в масле (вплоть до XVII века). Кроме того, применялись уродования вроде урезания носа, ушей, языка. В целом по приговору суда смертью карались 123 состава преступления.
Последней британской казнью вообще была казнь в Манчестере и Ливерпуле двух подельников: Питера Аллена (21 год) и Джона Уолби. 7 апреля 1964 года они убили некоего Уэста, а 13 августа состоялась одновременная их казнь (почему-то в разных городах). После этого, ещё через пять лет, 18 декабря 1969 года, смертная казнь была отменена.
Во Франции при старом режиме цареубийц казнили через четвертование. Также было широко распространено колесование, повешение за ребро и прочие мучительные наказания, особо рьяно употреблявшиеся против гугенотов и бунтарей в царствование Людовика XIV. В 1792 году была введена гильотина, и в последующем большинство смертных казней, кроме как по приговору военного суда. Уже 21 января 1793 года на гильотине был казнён Людовик XVI.
Отдельной статьёй французского уголовного закона шло отцеубийство (peine des parricides), за которое также приговаривали к смертной казни.
20 февраля 2007 года Франция ввела конституционный запрет на смертную казнь (за данную поправку в 66-ю статью конституции проголосовали 828 депутатов Национальной ассамблеи и сенаторов, против — всего 26. Франция, таким образом, стала последней из стран ЕС, на уровне конституции запретивших применение смертной казни.
В государствах Германии традиционно отсекали голову, причём орудием обезглавливания часто служил не топор, а меч. Помимо этого в средневековье существовали и другие казни. Так, наибольшие ужасы охоты на ведьм (казнь через сожжение и проч.) были не в Испании, а в Германии XVII века, причём протестанты ничем не уступали католикам. Казнь через сожжение применялась также за фальшивомонетчество и поджог. За супружескую измену четвертовали. При этом для женщин, совершивших супружескую измену, а также для матерей, убивших своего ребёнка, была предусмотрена особая высшая мера: утопление.
В XX веке, уже при Гитлере, была введена смертная казнь через повешение (март 1933 года) и гильотина (нем. Fallbeil — начало 1934 года). В армии применялся расстрел. Газовая камера, самое знаменитое средство массового уничтожения, применялась в основном в концентрационных лагерях (имеются в виду не только лагеря для других народов, но и лагеря для немцев — противников существующего режима, но многие ревизионисты отрицают её существование, притом и как средство именно казни по суду она никогда не применялась. Всех осуждённых к смерти нацистских преступников в Нюрнберге повесили, причём Кейтелю, Йодлю и Герингу было отказано в замене повешения расстрелом, чего они добивались, как военнослужащие. Последующие Нюрнбергские процессы вынесли ещё несколько смертных приговоров, часть из которых были приведены в исполнение (также через повешение).
В Испании во времена Средневековья смертная казнь была обычным делом. Наиболее известна практика её применения против еретиков и прочих неугодных католической церкви людей, хотя исторические данные показывают, что светские суды выносили смертные приговоры несравнимо чаще. Известен мучительный способ казни, просуществовавший до второй половины XX века: испанская гаррота, разновидность удавки, прошедшей путь от простой верёвочной петли до металлического обруча, затягиваемого на шее жертвы. В 1975 году король Хуан Карлос I отменил смертную казнь — это было одним из первых его распоряжений при вступлении на престол.
В Португалии смертную казнь полностью отменили в 1867 году — это была первая страна в Европе, пошедшая на такую меру.
В Соединённых Штатах культура вообще и культура казни в частности заимствованы из метрополии. В старое время там были столь же жестокие законы, как в Англии; были драконовские «Синие законы Коннектикута», о которых пишет Марк Твен, полагавшие казнь за многие составы. Позже «ученики» заметно обогнали «учителей». В Англии не было такого огромного бесправного населения, как негры и индейцы; меж тем в США негров вешали, по крайней мере, на Юге, повсеместно (суд Линча имеет огромное количество жертв даже в XX веке: в 1901 году было подвергнуто линчеванию 130 человек), индейцев часто казнили каратели, мстившие, впрочем, за вырезание белого населения. Смертная казнь применялась в США также по политическим причинам против социалистов, коммунистов, анархистов.
В конце XIX века был изобретён электрический стул, впервые применённый в 1890 году и вскоре вошедший во всеобщее употребление, так что во многих штатах он вытеснил повешение.
Газовую камеру ввели ещё раньше, чем в Германии, а именно в 1924 году, но она не получила такого широкого распространения.
С 1960-х годов правозащитники повели борьбу со смертной казнью. В 1972 году суд Джорджии, по делу «Фурман против Джорджии», признал смертную казнь мучительной, а следовательно, противоречащей Конституции. Вследствие этого одиннадцать лет (с 1967 по 1979 год) во всех штатах никого не казнили. В 1976 году Верховный суд нашёл казнь, являющуюся «вполне конституционной» (речь об электрическом стуле). Она была возвращена в тех 38 штатах, где не была отменена ранее, а также на федеральном уровне.
Однако в последнее время (с начала XXI века) подавляющее большинство казней осуществляется путём смертельной инъекции. Изредка применяется также электрический стул. Три прочих метода не применялись с конца XX века. Они сохранились лишь в законах небольшого числа штатов, причём во всех этих штатах применяется и смертельная инъекция, а использование. До 8 февраля 2008 года Небраска являлась единственным штатом, применяющим смертную казнь и не использующим инъекцию (единственным методом являлся здесь электрический стул; 8 февраля Верховный суд Небраски постановил, что этот метод является «жестоким и необычным наказанием», запрещённым конституцией США; исполнение смертных приговоров было приостановлено до утверждения нового метода казни).
Традиции смертной казни в штатах США обычно включают право осуждённого на последний ужин (англ. Last meal) — еду, приготовляемую за несколько часов до казни в соответствии с его просьбой (с определёнными ограничениями) и право на последнее слово непосредственно перед исполнением приговора. При казни обычно присутствуют свидетели. Количество и состав лиц, имеющих право присутствовать при казни, различаются в разных штатах, но, как правило, такое право имеют родственники осуждённого и его жертв, адвокаты, священник.
В 2009 году число приговорённых к смертной казни преступников в США было равно 106. Это самое низкое число со времени восстановления смертной казни как высшей меры наказания в 1976 году. Самое большое число смертных приговоров было в 1994 году: 328.
На Ближнем Востоке имеют место средства казни, использующиеся с древних времён: побивание камнями, отсечение головы мечом и повешение. Во времена Османской империи было распространено посажение на кол (неизвестно, собственно ли это турецкая казнь или унаследованная от Византии), перешедшее к соседним православным народам, в том числе в Россию и Румынию (господарь Валахии Влад III Дракула, известный как герой романа Брэма Стокера, предпочитал именно этот способ, за что и прозывался Цепешем, то есть «посаживающим на кол»). В республиканской Турции (то есть в Турции наших дней) до отмены смертной казни в 2002 году существовало только повешение, причём эта мера наказания перестала действовать сразу после запрета; так, Оджалану, первоначально приговорённому к казни, приговор был заменён на пожизненное заключение.
В Саудовской Аравии и в настоящее время применяется такой средневековый вид смертной казни, как отсечение головы. Существуют даже целые династии палачей, передающие своё искусство по наследству.
В Китае наших дней широко употребляется расстрел, которому подвергаются содержатели публичных домов, нечистые на руку чиновники, диссиденты и пр., причем особо массовые казни бывают перед Новым годом. При Мао Цзэдуне часто отсекали голову; при старых императорах использовался такой экзотический вид смертной казни, как «смерть от тысячи порезов». В средневековом Китае были распространены и более экзотические и мучительные виды казней, как, например, казнь с использованием бамбука, гнилой лодки, котла с известью и др.
В государствах Юго-Восточной Азии (в Сингапуре, Малайзии и пр.) вешают за хранение наркотиков, в том числе и иностранных граждан.
3.Из «пыточной» истории России
Существует мнение, что в России смертная казнь появилась после крещения Руси и заимствования римско-византийской карательной системы, включающую в себя смертную казнь. Но Владимир не принял смертную казнь, оставив ее только для лиц, занимающихся разбоем, перейдя к давно известной русскому законодательству системе денежных пеней.
Краткая редакция Русской Правды законодательно закрепляет право кровной мести, но при этом ограничивает круг субъектов этого права: «Убьетъ муж(ъ) мужа, то мстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будетъ кто мьстя, то 40 гривен за голову». Последняя фраза позволяет сделать вывод о том, что в данные отношения уже вмешивается государство — при отсутствии родственников, которые могли отмстить за убитого, с убийцы взыскивался денежный штраф.
При этом, в соответствии со ст. 17, 21, 38 Краткой редакции Русской Правды, допускает убийство без наказания вора, обнаруженного на месте преступления (с ограничениями), и холопа, ударившего свободного мужа.
Нередко практиковался такой вид казни, как посажение на кол, относительно часто при Иване Грозном. При Петре I, в частности, на кол был посажен любовник опальной царицы Е. Лопухиной бывший майор Степан Глебов. Колесование, применявшееся в России и ранее, при Петре I было закреплено в Воинском Уставе, и применялось регулярно вплоть до XIX века.
В до - и даже послепетровской России нередки были случаи сожжения. По Уложению 1649 года оно полагалось за богохульство.
Согласно Соборному уложению того же 1649 года, фальшивомонетчиков казнили, заливая в горло расплавленный металл.
Для женщин, убивших мужей, была принята весьма экзотическая казнь: закапывание в землю заживо по шею. Повешение за ребро ещё в Пугачевщину было делом весьма обыкновенным, так, что перед селами, где жили бунтовщики, для острастки выставляли глаголь для повешения за ребро, причем жителям не надо было объяснять, что это такое. Четвертование было в России также казнью нередкой, но для него никогда не употреблялись лошади. В 1775 г. были четвертованы Пугачёв и Перфильев, причём им отсекли сначала голову. Это было последнее четвертование в России. В 1826 году декабристы: Пущин, Кюхельбекер и др. — всего 20 человек, осуждённые по первому разряду — были приговорены к отсечению головы, а пятеро, объявленные вне разрядов — к четвертованию (которых в итоге повесили). После этого случаи отсечения головы и четвертования или хотя бы таких приговоров неизвестны.
В 1744 г. Елизавета Петровна временно приостановила исполнение смертных приговоров, в ее царствование не было вынесено ни одного смертного приговора.
После восстания декабристов и до революции применялись только два вида казни — расстрел и повешение. Так казнили при Александрах II и III революционеров; за самые тяжкие убийства неполитического характера тогда полагалась каторга. Смертная казнь (преимущественно через расстрел) применялась и военно-полевым судом за всякие проступки в армии. (Кроме того, до реформ Александра II существовали тяжкие телесные наказания: кнут, отмененный только в 1864 году, и проход через строй, во многих случаях влекшие смерть). На каторге казнили (через повешение) убийц-рецидивистов, совершивших новое убийство уже во время отбытия наказания.
Смертная казнь была отменена после Февральской революции в 1917 году, но вскоре снова введена на фронте Временным правительством — видимо, она была через расстрел. Власть Советов тоже вначале отменила смертную казнь, но восстановила её в период гражданской войны в связи с началом Красного террора.
Декретом II Всероссийского Съезда Советов от 26 октября 1917 года утверждается отмена смертной казни с формулировкой «восстановленная Керенским смертная казнь на фронте отменяется». Но уже 21 февраля 1918 года Декрет СНК РСФСР «Социалистическое отечество в опасности» восстанавливает смертную казнь в виде расстрела без судебного разбирательства за совершение преступлений неприятельскими агентами, спекулянтами, погромщиками, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами. Постановление Наркомюста РСФСР от 16 июня 1918 года снимает все ограничения и дает полную свободу революционным трибуналам в выборе мер борьбы с преступлениями. Постановлением СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» обязует применять смертную казнь в виде расстрела к «лицам, прикосновенным к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам.» Смертная казнь юридически закреплена в «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» от 12 декабря 1919 г. Затем Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 17 января 1920 г. «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)» смертная казнь вновь отменяется. Однако уже в приказе Реввоенсовета Республики от 4 мая 1920 г. «О революционных военных трибуналах» революционные военные трибуналы наделяются правом применения смертной казни в виде расстрела.
Запрет применения смертной казни по отношению к детям (лицам до 18 лет) и беременным женщинам введен 27 июля 1922 года (затем дополнен 7 сентября 1922 года) декретом ВЦИК.
УК РСФСР от 1922 года впервые привел полный перечень составов преступлений, предусматривающих смертную казнь в качестве меры наказания:
7 апреля 1935 года было принято постановление ЦИК и СНК СССР № 3/598 «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», вводившее применение к несовершеннолетним любых мер уголовного наказания, вплоть до смертной казни. В подтверждении чего издано 1935.11.25 Постановление ВЦИК СНК Об изменениях по борьбе с несовершеннолетними» указывает на то, что «Несовершеннолетние, достигшие двенадцатилетнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением ВСЕХ МЕР НАКАЗАНИЯ".
20 апреля 1935 года были выпущены специальное разъяснение Политбюро (РГАСПИ, Ф.17, Оп.1, Д.962, Л.32) и циркуляр Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР прокурорам и председателям судов о порядке применения высшей меры наказания к несовершеннолетним (ГА РФ Ф Р-8131 Оп 38 Л 6 П 47а ):
1. К числу мер уголовного наказания, предусмотренных ст. 1 указанного постановления, относится также и высшая мера уголовного наказания (расстрел).
2. В соответствии с этим надлежит считать отпавшими указание в примечании к ст. 13 «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республики и соответствующие статьи уголовных кодексов союзных республик (22 ст. УК РСФСР и соответствующие статьи УК других союзных республик), по которым расстрел к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не применяется.
3. Ввиду того, что применение высшей меры наказания (расстрел) может иметь место лишь в исключительных случаях и что применение этой меры в отношении несовершеннолетних должно быть поставлено под особо тщательный контроль, предлагаем всем прокурорским и судебным органам предварительно сообщать прокурору Союза и председателю Верховного Суда СССР о всех случаях привлечения к уголовному суду несовершеннолетних правонарушителей, в отношении которых возможно применение высшей меры наказания.
4. При предании уголовному суду несовершеннолетних по статьям закона, предусматривающим применение высшей меры наказания (расстрела), дела о них рассматривать в краевых (областных) судах в общем порядке.
До самой Отечественной войны большинство советских казней совершалось через расстрел. Впрочем, в ходе гражданской войны применялось и повешение (см., например, Ленинский приказ о повешении). Существовала казнь через потопление на барже (её применяли и при белом и при красном терроре 1918—1920-х годов), якобы и в 1930-е так убивали повторно осуждённых зэков на Колыме; будто бы так умер поэт Владимир Нарбут.
По данным общества "Мемориал" с октября 1936 по ноябрь 1938 к расстрелу было приговорено к не менее 724 тыс. человек.
В войну впервые стали вешать, причем публично, полицаев и прочих изменников (указ Президиума ЦИК, от апреля 1943 года). Известнейшие и самые массовые такие казни состоялись в Краснодаре, в 1945, Ленинграде, 18 января 1946 года, перед кинотеатром «Гигант» и в Риге, 3 февраля 1946. Были и закрытые казни через повешение, «в условиях тюрьмы», как выражались тогда официально. В 1946 году повесили в Лефортовской тюрьме Власова и его сподвижников. 16 января 1947 года там же и так же казнили старых белых генералов, служивших Гитлеру: П. Н. Краснова и др.
Указом Президиума ВС СССР «Об усилении уголовной ответственности за умышленное убийство» от 30 апреля 1954 года восстановлена смертная казнь не только для «изменников и вредителей», но и для неполитических убийц.
При Хрущёве вновь стали казнить за экономические преступления, причём по ряду дел этой категории закону была придана обратная сила (например, по широко известному делу о валюте Рокотова и Файбишенко), в «деле Нейланда» была все-таки применена смертная казнь в отношении несовершеннолетнего.
К 1989 году число составов, по которым присуждали к расстрелу, достигло 23, включая спекуляцию, получение взятки, хищения и проч. С 1962 по 1989 год к смерти было приговорено 24 422 человека, из них помиловано 2 355.
По некоторым данным, несмотря на то, что в Уголовный Кодекс РСФСР имелось 15 статей, предусматривающих эту меру наказания в мирное время, всё-таки 96 % приговорённых к ней в указанные годы, были осуждены за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (статья 102).
16 мая 1996 года Президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы».
Данным Указом предписывалось подготовить для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о присоединении Российской Федерации к Протоколу N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции «о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года. Данный Протокол был подписан распоряжением Президента РФ от 27 февраля 1997 г. N 53-рп, но в данный момент не ратифицирован и юридической силы не имеет согласно законодательству РФ.
В случае ратификации данного протокола «смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен» (согласно ст. 1 Протокола №6), исключением является только положение о том, что «государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст.2 Протокола №6).
Изначально, в данном указе предполагалось объявить мораторий на исполнение смертных приговоров, однако включения в него соответствующего пункта не последовало.
Последняя смертная казнь в России была приведена в исполнение 2 сентября 1996 года. После этого приговоры к смертной казни в исполнение не приводились, поскольку в соответствии с законом, смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения президентом ходатайства о помиловании, а Президент РФ Б. Н. Ельцин попросту перестал рассматривать такие ходатайства. Таким образом, де-факто до февраля 1999 года, в России действовал мораторий на смертную казнь при отсутствии такого моратория де-юре.
За и против
Смертная казнь как высшая мера наказания вызывала и вызывает ожесточенные споры: ее противники приводят в доказательство возможность судебных ошибок, нарушение права человека на жизнь и др., а сторонники говорят о том, что исходя из принципа мести, наказание оправданно для убийц, и смертная казнь подтверждает право на жизнь путем наказания тех, кто наиболее грубо нарушает это право.
Аргументы противников смертной казни
Судебные ошибки
Заведующий Отделом гражданства и помилования бывшего Секретариата Верховного Совета СССР Г. Черемных: «Судебные ошибки — не исключение.»
Нигде еще не удалось создать юстицию, работающую без ошибок. А это, при наличии смертной казни, означает, что неизбежно казнят невиновных.
В Венецианской республике в период Возрождения был осужден пекарь которого застали с ножом около тела убитого мужчины. Приговорённого казнили, а невиновность его была доказана после исполнения приговора. С тех пор, пока существовала Венецианская республика, перед началом каждого судебного заседания специальный глашатай напоминал судьям во всеуслышание: «Помни о пекаре!»
О сдерживающем воздействии на потенциальных преступников
Утверждение об устрашающем воздействии риска подвергнуться казни на преступника основано на представлении о «рациональном» преступнике. Но ведь лишь 5-10 % убийств являются заранее обдуманными, а если они и подготавливаются заранее, то совершают их люди психически нездоровые[источник не указан 21 день] и под воздействием каких-то внутренних факторов, никак не связанных с мыслями о возмездии. Остальные 85-90% убийств совершаются в состоянии аффекта или псевдо-аффекта, т.е. преступник осознает последствия уже после совершения преступления, таким образом, т.н. «сдерживающий фактор» на него не распространяется. Кроме того, зарубежными и отечественными психологами доказано, что возможность наказания в виде смертной казни не является для преступника смыслообразующим фактором, следственно не может остановить от совершения преступления, тем более маньяка, террориста и пр.
Т. Маршалл, член Верховного суда США: «Смертная казнь не оказывает большего сдерживающего воздействия, чем пожизненное заключение…»
Существует мнение, что человек может сознательно совершать преступление, за которое заведомо предусмотрена смертная казнь, в том случае, если он потерял волю к жизни и готов совершить самоубийство, но боится сделать это собственноручно. То есть человек как-бы «ищет свою смерть». Сторонники этой версии, утверждают, что фактически совершается эвтаназия в узком смысле этого слова, даже в странах, где она запрещена. Противники смертной казни верят, что если она (смертная казнь) будет отменена, то количество тяжких преступлений снизится, хотя бы на количество потенциальных самоубийц.
В Великобритании в период с 1965 по 1970 год смертная казнь была отменена в качестве эксперимента. По окончании этого периода парламент проанализировал статистику и пришел к выводу, что количество убийств не увеличилось. После этого смертная казнь за убийство была отменена окончательно.
Пиэрпоинт, бывший палач, Великобритания: «Плод моего опыта имеет горький привкус: я не верю, что смерть хотя бы одного из казненных мною каким-либо образом предотвратила другие убийства. Я считаю, что смертная казнь не дает никаких результатов. Она — только месть».
В научных исследованиях отсутствуют убедительные доказательства того, что смертная казнь является более эффективным средством снижения уровня преступности, нежели другие виды наказаний. В последнем таком исследовании, проведённом по заказу ООН в 1988 году и дополненном в 2002 году, изучалась связь между смертной казнью и количеством убийств, и был сделан вывод о том, что
«… было бы неверным принять гипотезу о том, что смертная казнь влияет на снижение числа убийств в существенно большей мере, чем угроза и применение менее сурового, на первый взгляд, наказания — пожизненного заключения».
О наказании преступника
Казнь преступника порождает иллюзию того, что общество «очистилось» и что жизнь его членов стала более безопасной. Казнь не способствует борьбе с социальными причинами тягчайших преступлений.
Коретта С. Кинг, вдова Мартина Лютера Кинга: «Как человек, чьи муж и свекровь стали жертвами убийства, я твердо и безоговорочно выступаю против казни тех, кто совершает преступления, наказуемые смертью… Зла не исправить злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным убийством.»
Существует мнение, что преступника нужно казнить, потому что общество, в случае пожизненного заключения, будет вынуждено тратиться на его содержание. Однако сам процесс и первая стадия обжалования смертного приговора (речь идет про США) обходится гораздо дороже пожизненного заключения. К тому же экономическая целесообразность не может влиять на принятие решения о чьей-то жизни и смерти.
Т. Маршалл, член Верховного суда США: «Реалии смертной казни таковы, что часто не характер преступления, а национальная или социальная принадлежность или политические взгляды обвиняемого играют решающую роль при решении вопроса, обречь его на смерть или даровать жизнь».
Подсознательные культурно-исторические корни
Основными факторами, провоцирующими преступность, являются бедность, невежество, неравенство, психические отклонения конкретного преступника. Смертная казнь никак не может влиять на указанные причины.
Андрей Сахаров, Академик РАН: «Наличие института смертной казни дегуманизирует общество. Я выступал и выступаю против смертной казни (и не только в СССР) еще и потому, что эта мера наказания предусматривает наличие постоянного страшного аппарата исполнителей, целого института смертной казни».
Такие вопросы, как нравственные или научные, не могут решаться на референдумах. Вопрос о смертной казни — слишком сложный и острый, чтобы он мог решаться без серьезной фактической базы. В связи с этим обсуждение данной темы должно быть полностью освобождено от эмоций и предоставлено специалистам.
Владимир Путин: «Я считаю, что смертная казнь бессмысленна и контрпродуктивна. Бессмысленность смертной казни доказана тысячелетней историей человечества и современной цивилизации».
Если оглянуться в прошлое, то для общества персональная виновность казнимого могла не иметь особого значения — состоялось бы жертвоприношение. У викингов за убийство, совершенное на привале, отвечал лучший воин из разделивших с другими ночлег. В царствование Екатерины II зачинщики московского холерного бунта тянули жребий: «счастливый» билет означал ссылку на пожизненную каторгу в Рогервик, неудачника вздергивали на виселицу. Полководцы Марк Лициний Красс, Петр Великий, Лев Троцкий одинаково применяли децимацию.
Сергей Пашин — федеральный судья в отставке: «Два обездоленных человека, ни в чем не согласных друг с другом, легко сходятся в одном: причина их бед — в злокозненном существовании третьего (затем четвертого, пятого и т. д.) лица. Будучи исторически обусловленным порождением „коллективного бессознательного“, тяга людей к ритуалу совместного убийства „козла отпущения“ (бывшего товарища, преступника, преуспевающего соседа, инородца) не может быть ослаблена и искоренена иначе, чем путем долголетнего культурного развития».
Контрпродуктивность смертной казни не ограничивается ее дегуманизирующим воздействием на общество. Она также отвлекает внимание должностных лиц (да и граждан) от тех мер, которые необходимы для достижения реальных результатов борьбы с преступностью.
Аргументы сторонников смертной казни
Смертная казнь как акт гуманизма
В большинстве случаев противниками смертной казни в качестве альтернативы предлагается пожизненное лишение свободы. Однако, на самом деле, это не альтернатива. Ведь когда мы можем говорить о том, что наказание данного преступника в виде пожизненного лишения свободы исполнено? Только после смерти осуждённого, как и при наказании в виде смертной казни. Однако, если при смертной казни человек умирает мгновенно (или за относительно небольшой промежуток времени), то пожизненное лишение свободы, это смерть «в рассрочку». Человек живет, зная, что никогда больше он не покинет этих стен, в течение многих лет и даже десятилетий. Ни одно из преступлений не может быть настолько тяжким, что справедливое наказание за него может быть назначено в виде пожизненного лишения свободы.
Экономическая несправедливость пожизненного заключения
Во многих странах пожизненное заключение введено как высшая мера наказания и альтернатива смертной казни. Преступник содержится в тюрьме 10, 20 и более лет на средства добропорядочных налогоплательщиков. Трагизм такой ситуации заключается в том, что среди налогоплательщиков неизменно находятся родственники или друзья жертвы преступника. Таким образом, вместо законного возмездия, они вынуждены расплачиваться своими деньгами на содержание убийцы близкого им человека.
Смертная казнь как средство для сдерживания преступлений
Если большинство убийств действительно являются спонтанными, и введение смертной казни за убийство не может сильно повлиять на общую статистику убийств, то по отношению к другим преступлениям картина иная. Существует большое число других, как правило, экономических, преступлений, совершаемых людьми, которые преступают закон в совершенно здравом уме, заранее обдумывая преступление. Смертная казнь за взятки и хищения в особо крупных размерах с успехом применяется в КНР. Также неоспоримым является факт, что в Третьем рейхе и СССР смертная казнь за коррупцию существовала, а в современных Германии и России — нет, и уровень коррупции с тех времен сильно возрос, но нет фактов, что именно смертная казнь была основным сдерживающим мотивом. В данном случае, даже если преступник пойман, а украденное конфисковано, то имеет смысл казнить его не с целью мести или наказания, а с «чтоб другим неповадно было». Чиновники-коррупционеры — люди здравомыслящие, а здравомыслящих людей перспектива смерти всегда пугает больше, чем перспектива тюремного заключения.
Смертная казнь как моральный довод
Сторонники этой точки зрения приводят следующие рассуждения в свою поддержку: людей, осуждённых на пожизненное заключение, не выводят ни на какие работы, а пожизненно содержат за счёт налогов, которые платят другие члены общества, в том числе и родственники убитых преступниками людей. И как ни мала сумма, уходящая на их содержание, сколь ничтожной она ни становится в пересчёте на каждого жителя страны, всё равно моральная проблема налицо.
Право на месть
Как противниками, так и сторонниками смертной казни при обсуждении её целесообразности учитывается только личность приговоренного и очень редко упоминаются права жертв. Общество и государство не имеет права миловать убийцу и насильника, и не должно его перевоспитывать. Смертная казнь за убийство была и является в первую очередь актом мести, на который жертва имеет право и который она не в состоянии совершить. Что касается возможности судебной ошибки при вынесении приговора, то следует беспрерывно совершенствовать систему дознавания и расследования, а не относить её издержки на счет жертв и их близких. Противники смертной казни заявляют, что лишение жизни человека является посягательством на его право на жизнь. Но убийца должен терять такое право.
Смертная казнь как разновидность социальной защиты
Основное оправдание смертной казни в период правления И.В.Сталина в СССР. Смертная казнь рассматривалась юридически, прежде всего как форма защиты общества от антисоциальных элементов. (Высшая форма социальной защиты).
5.Заключение
Все вышесказанное – это факты, голые факты, констатирующие реальное положение дел. Это объективная сторона. А есть еще чисто субъективная
сторона, наша личная точка зрения.
Лично я считаю, что такое преступление, как лишение человека жизни (а я рассматриваю только этот, претендующий на наибольшую обоснованность, «повод» назначать смертную казнь – но никак не коммерческие преступления или преступления против государства) несоизмеримо вообще, ни с какой мерой наказания. Несомненно, убийство (или жестокое насилие) – это действие, которым человек ставит себя вне общества. Однако это не означает, что мы должны платить ему той же монетой. Потому что так число убийц растет в геометрической прогрессии. Для остановки этого процесса человечеству даны всевозможные способы и методы борьбы.
Однажды в одной из своих работ замечательный норвежский криминолог Нильс Кристи позволил себе размышление, не понравившееся многим:
"После Второй мировой войны, недалеко от лагеря смерти в Биркенау, была воздвигнута виселица. Здесь вздернули коменданта лагеря. Вот этого я никогда не мог понять. Одна жизнь - и полтора миллиона жизней! Одна сломанная шея - и горы задушенных, умерших от голода или просто убитых в том лагере. Для меня эта казнь на виселице стала знаком унижения полутора миллионов жертв. Ценность жизней каждого из них оказалась лишь полуторамиллионной долей ценности жизни коменданта.
Ну а что еще можно было сделать? У меня нет иного ответа, кроме того, что, может быть, надо было устроить над ним процесс. День за днем выжившие заключенные рассказывали бы о том, что там происходило. Все жертвы смогли бы выразить свое отчаяние, гнев и жажду мщения. И комендант также высказал бы свое видение событий, свои соображения перед лицом жертв и судей.
Ну а судья, если бы он был свободным судьей, а не просто палачом, нанятым победителями, какое бы решение он принял в итоге?
Один из возможных вариантов - и я бы предпочел именно его: судья говорит этому коменданту лагеря: «Вы, несомненно, все это совершили. Вы руководили умерщвлением более миллиона людей. Вы виновны. Ваши деяния настолько аморальны, что превосходят все мыслимые преступления. Мы все это слышали. И пусть весь цивилизованный мир узнает о тех ужасных делах, которые вы совершили в этом ужасном месте. Больше сказать и сделать нечего. Идите с позором..."
Если всерьез, то какая разница - циничное убийство многих или, скажем, одного человека? Логика здесь может быть той же (для сторонников возмездия), разве ценность жизни убитого равна ценности жизни убийцы? Разве это "равноценный размен"? Да и могут ли вообще быть "равноценными" две разные жизни?
И второе обстоятельство - это, по моим меркам, в целом несправедливо устроенное современное российское государство и остающаяся карательной российская судебная система, которым трудно доверить человеческую жизнь. Нельзя списывать "в расход" своих сограждан, тем более, когда у общества в целом нет доверия к государственной системе разрешения гражданских и уголовных конфликтов.
Этот последний мой "аргумент", пожалуй, сродни тому пессимистическому компромиссу Камю. Если наша социальная жизнь столь часто нарушает каноны простой справедливости и человечности, давайте, хотя бы повременим со смертными казнями.
Для того, чтобы ратифицировать Протокол №6, нашему Законодательному Собранию нужно пересмотреть следующие статьи:
И в заключении хочется сказать, что право на жизнь – это естественное. Прирожденное, неотъемлемое право каждого человека. Отнюдь не государство дает человеку жизнь. Так почему же оно присвоило себе право лишать человека жизни? Государство не должно, по моему мнению, распоряжаться тем, что им самим не дано.
6.Таблицы.
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЕСЛИ ПРИГОВОР В ВИДЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ ВЫНЕСЕН, ТО ОН ДОЛЖЕН ИСПОЛНЯТЬСЯ ВСЕГДА, В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ИЛИ НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН ИСПОЛНЯТЬСЯ?
ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ПРЕЗИДЕНТ В. ПУТИН ВЫСТУПАЕТ ЗА ИЛИ ПРОТИВ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РОССИИ?
ВОПРОС: В ОДНОМ ИЗ СВОИХ ИНТЕРВЬЮ В. ПУТИН ВЫСКАЗАЛСЯ О ТОМ, ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ ПРОТИВНИКОМ СМЕРТНОЙ КАЗНИ. ЛИЧНО ВЫ ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ ПОЗИЦИЮ В. ПУТИНА ПО ВОПРОСУ О СМЕРТНОЙ КАЗНИ?
За что можно было схлопотать смертную казнь
В этой десятке – за что в разные периоды нашей истории можно было схлопотать смертную казнь, и какие именно наказания придумывали для преступников.
10 место: В средневековой Англии серьезным преступлением считался роман с иностранцем или иностранкой. Всех граждан, которых удавалось изобличить в любовной связи с представителями других государств, обвиняли в государственной измене и казнили четвертованием. Причем, обвиняемые ничем не могли себе помочь: их просто-напросто лишали права голоса.
9 место: В Древнем Китае и у индейцев майя можно было запросто оказаться на эшафоте за искажение исторической правды. За правильным отображением истории следили специально нанятые полицейские, которые могли арестовать любого человека, который показался им подозрительным. Кстати, рубить голову в Китае считалось негуманным. Своих преступников китайцы вешали или заставляли глотать иголки.
8 место: Во времена инквизиции провинившихся сжигали на костре. Это относилось не только к людям, но и книгам и письмам, над которыми устраивались показательные процессы с судом присяжных и свидетелями. Кстати, за связи с дьяволом никогда не судили женщин, которые весят больше 50 кг. Считалось, что именно 50 кг – максимальный вес, который может поднять метла, а без этого средства передвижения ведьма, уж конечно, никак не сможет попасть на шабаш.
7 место: За философские труды, которые ставили под сомнение существование Бога, можно было попасть на дыбу или подвергнуться страшной казни через сверление зубов. Да-да, первая бормашина (конечно, примитивного вида) была изобретена именно во времена средневековой инквизиции.
6 место: В средневековой Флоренции преступников пожизненно записывали в дворяне. Во времена республики правами обладали только простолюдины, и дворянам приходилось очень несладко.
5 место: В Англии можно было схлопотать смертную казнь за изготовление золота из неблагородных металлов.
4 место: А в Древней Греции – за кражу овощей с общественных плантаций.
3 место: Разворовывание государственной казны. За это судили не только на Западе, но и в России. И у нас, перед тем как казнить, преступников хлестали горящими березовыми вениками.
2 место: Ссылки. С заселением Сибири стали высылать не только туда, но и оттуда. Ссыльный Одоевский, например, умер в Сочи от ужасного климата, от которого даже дома рассыпались в два-три года.
1 место: Персидский закон о пиве. За варку плохого пива в Персии можно было выбирать - быть утопленным в вещественном доказательстве твоего преступления или пить его, пока не упьешься до смерти.
Протокол N 6
к Конвенции о защите прав человека и основных свобод
относительно отмены смертной казни
(Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (с изменениями от 11 мая 1994 г.)
ETS N 114
Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года (далее именуемой "Конвенция"),
считая, что развитие, имевшее место в нескольких государствах-членах Совета Европы, выражают общую тенденцию в пользу отмены смертной казни,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Отмена смертной казни
Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.
Статья 2
Применение смертной казни в военное время
Государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства.
Статья 3
Запрещение отступлений от соблюдения обязательств
Отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Конвенции не допускаются.
Статья 4
Запрещение оговорок
Оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи 57 Конвенции не допускаются.
Статья 5
Применение к территориям
1. Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении указать территорию или территории, к которым применяется данный Протокол.
2. Любое государство может позднее, в любой момент путем заявления, направленного на имя Генерального секретаря Совета Европы, распространить применение настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении этой территории Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного заявления.
3. Любое заявление, сделанное на основании двух предыдущих пунктов и касающееся любой указанной в нем территории, может быть отозвано путем уведомления, направленного на имя Генерального секретаря. Отзыв вступает в силу с первого дня месяца, следующего за датой получения Генеральным секретарем подобного уведомления.
Статья 6
Связь с Конвенцией
Государства-участники рассматривают статьи 1 - 5 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.
Статья 7
Подписание и ратификация
Настоящий Протокол открыт для подписания Государствами-членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию или одобрению. Государство-член Совета Европы не может ратифицировать, принять или одобрить настоящий Протокол без одновременной или предшествующей ратификации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или одобрении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
Статья 8
Вступление в силу
1. Настоящий Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой, на которую пять Государств-членов Совета Европы выразят свое согласие взять на себя обязательства по Протоколу в соответствии с положениями статьи 7.
2. Для любого Государства-члена, которое выразит свое согласие взять на себя обязательства по Протоколу впоследствии, Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего за датой сдачи на хранение ратификационных грамот или документов о принятии или одобрении.
Статья 9
Функции депозитария
Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет государства-члены Совета Европы о:
А. любом подписании;
b. сдаче на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или одобрении;
с. дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии со статьями 5 и 8;
d. любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящемся к данному Протоколу.
В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.
Совершено в Страсбурге 28 апреля 1983 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направит заверенные копии каждому подписавшему Протокол государству.
/подписи/
7.Список используемой литературы.
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Мороз Иванович
Три загадки Солнца
Волшебная фортепианная музыка
В Китае испытали "автобус будущего"