Научно-практическая работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения. Во введении обосновывается актуальность, тема, цель, задачи, новизна, а также практическая значимость работы. Глава первая рассматривает понятие «ропалик». В ней рассказывается о происхождении слова «ропалик», о том, что впервые ропалистический стих был замечен у Гомера. Во второй главе исследуются виды ропаликов, которые иллюстрируются примерами из литературы. В заключении подводятся итоги. В конце работы приводится приложение. Это практическая часть моей работы. Здесь я попыталась составить кроссворды на тему «Ропалик». Представленный материал можно использовать на внеклассных, факультативных и кружковых занятиях по русскому языку. Увлекательное занятие составлять ропалики. Среди учащихся школы можно проводить конкурсы, рекорды по составлению ропаликов.
Вложение | Размер |
---|---|
ropalik.doc | 97.5 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования администрации г. Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Иркутска средняя общеобразовательная школа №67
Ропалик как один из видов необычных предложений
Выполнила:
Каверзина Екатерина,
ученица 6Б класса
МБОУ г. Иркутска СОШ № 67
Руководитель: Каверзина
Алёна Викторовна,
учитель русского языка
и литературы
Иркутск– 2016г.
Глава 1. Понятие «ропалик». Из истории о ропалике.
Глава 2. Виды ропаликов.
Введение
Не секрет, что для некоторых учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами: сложность изучаемого материала, сухое изложение правил. Я же утверждаю, что лингвистика - наука живая и интересная, потребность изучать ее – вот что должно стоять в центре внимания каждого ученика.
Посещая внеклассные занятия по русскому языку, я заинтересовалась темой «Предложение». Было бы неинтересно рассказывать просто о предложениях, поэтому предметом исследования я выбрала необычное предложение, у которого есть изюминка, отличающая его от множества других.
Тема научно-практической работы – «Ропалик как один из видов необычных предложений».
Мне удалось познакомиться практически со всеми источниками, так или иначе касающимися ропалика. Делая краткий обзор изученной информации, обращаю внимание на то, что это в основном ресурсы Интернет, а так же небольшая статья о ропалике в книге В.В. Трошина «Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях».
Однако вышеперечисленные источники не претендуют на глубокое и полное изучение ропалика. Они лишь отмечают его некоторые особенности.
Цель научно-исследовательской работы – создание доклада о ропалике и исследование его особенностей.
Исходя из этого, я выделяю следующие задачи:
Новизна избранной темы очевидна и определяется отсутствием лингвистических работ по теме «Ропалик».
Практическая значимость работы: представленный материал можно использовать на внеклассных, факультативных и кружковых занятиях по русскому языку. Увлекательное занятие составлять ропалики. Среди учащихся школы можно проводить конкурсы, рекорды по составлению ропаликов. Представленный материал можно использовать как на уроках русского языка (при изучении темы «Предложение»), так и на уроках литературы (например, при изучении поэзии Брюсова).
Структура и основное содержание работы.
Научно-практическая работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложения. Во введении обосновывается актуальность, тема, цель, задачи, новизна, а также практическая значимость работы. Глава первая рассматривает понятие «ропалик». В ней рассказывается о происхождении слова «ропалик», о том, что впервые ропалистический стих был замечен у Гомера. Во второй главе исследуются виды ропаликов, которые иллюстрируются примерами из литературы. В заключении подводятся итоги. В конце работы приводится приложение. Это практическая часть моей работы. Здесь я попыталась составить кроссворды на тему «Ропалик».
Глава 1. Понятие «ропалик». Из истории о ропалике.
В мире русского языка очень много разных видов стихотворений и предложений: верлибр, монорим, акростих, центон и т.д. Но я бы хотела рассказать об одном из видов так называемых «необычных» стихотворений – о ропалике.
Ропалистический стих – это стихотворение или предложение c постепенным наращиванием количества слогов или букв.[2] Название происходит от греческого «ропалон» - палица, дубина. В Толковом словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение слова «палица»: старинное оружие – тяжёлая дубинка с утолщённым концом. [1]
Стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Второе название подобных произведений – снежный ком. Происхождение слова «ропалик» можно объяснить тем, что если слова ропалика выставить друг под другом по центру, то его форма напоминает палицу.
Я
Бы
Был
Тебе
Рабом
Всегда
Любимая
Ропалический стих (ропалик) был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше(1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения. Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).[2]
Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий…
В 1977 году в журнале «Тайм» был опубликован самый длинный ропалик на английском языке, обладающий смыслом и логикой, а также отвечающий правилам грамматики. Он начинался со слова в одну букву, а заканчивался словом из двадцати букв. Составлялись и более длинные ропалики, но в погоне за рекордом, как это часто бывает в мире слов, терялся смысл фразы.[4]
Наша страна «пробудилась от сна» несколько позже и только в 1998 году в «Комсомольской правде» напечатали ропалики на русском языке из двадцати слов. В начало 2000 года психолог Сергей Марков отметил составление тематического ропалика, успешно добавив еще один этаж к рекорду и сохранив здравый смысл.[2]
Я
За
Вас
Всех
Милые
Друзья
Подниму
Неспешно
Бокальчик
Советского
Шампанского
Проверенного
Специалистами
Отечественными
Профессионалами
Высокоодаренными
Экстраординарными
Квалифицированными
Продегустированного
Председательствующим
Освидетельствованного
Глава 2. Виды ропаликов.
2.1.Буквенные ропалики.
Буквенный ропалик – это стих или предложение, в котором каждое следующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее[4], например: Я бы сам всех людей удивил. А если выровнять слова по левому краю, то получится лесенка:
Я
Бы
Сам
Всех
Людей
Удивил
Можно выровнять слова по центру, то выстроится фигура, похожая на дубину или ель:
Я
Бы
Сам
Всех
Людей
Удивил
2.2.Слоговые ропалики:
2.2.1.Горизонтальные слоговые ропалики.
Другой вариант ропалика – слоговой, а не буквенный. В свою очередь слоговые ропалики делятся на вертикальные и горизонтальные. В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Предложение начинается с односложного слова, второе слово требует двух слогов, третье – трёх, в четвёртом – четыре и т.д. Для примера приведём стихотворение Брюсова:
Пусть1 мечта2 рыдает3 горестными4 восклицаниями5,
Даль горит, сверкает радостными ожиданиями!
Ты опять доверишь обольщенью вековечному,
Жизнь предать, согласен сновиденью бесконечному.
Или, в примере ниже, в каждой строке первое слово – односложное, второе – двусложное, третье – трёхсложное, четвёртое – четырёхсложное.
Жизнь – игра желаний мимолётных,
Есть – пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых…
(В.Брюсов)
2.2.2.Вертикальные слоговые ропалики
В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. В качестве примера представляю юмористический ропалик «Бдительный пограничник»:
Стой!
Видишь –
Граница.
Дальше нельзя,
Не положено!
Что, снова не спится?
Хочешь туда, пожина?
Там ведь повсюду мафия,
Кланы и эксплуатация!
Будь патриотом – в это болото
Не лезь!.. без визы на эмиграцию.
Если в вертикальном ропалике слова выстроить по центру, то получается фигура похожая на пирамиду или пирамиду-треугольник.
Зрю
Зарю
Лучами
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу,
Но что? – от солнца в ней толь милое блистание?
Нет! – Пирамида – дел благих воспоминание.
(Г.Державин)
Пирамида-треугольник
Я
еле
качая
верёвки
в синели
не различая
синих тонов
и милой головки,
летаю в просторе
крылатый, как птица,
меж лиловых кустов!
Но в заманчивом взоре,
знаю, блещет, аллея, зарница!
Я и счастлив ею без слов!
(В.Брюсов)
Интересное название «ропалик – пирамидка», трудиться над ним приходится усердно. Эти пирамидки строятся не так то просто.
Не менее интересным является вид ропалика – текста, в котором каждое следующее предложение содержит на одно слово больше.
Приди!
Я жду.
Остался я один.
Секунды ждать меня не будут.
Они отныне торопить меня не станут.
2.4.Другие вариации ропалика:
Другие вариации ропалика или снежного кома связаны с изменением шага (возрастание идет не на одну букву, а на две, три, четыре…), тающий снежный ком (убывание количества букв или слов), снежный обвал (первая строка - одно слово, вторая строка - два слова из двух букв, третья строка – три слова из одной, двух, трех букв…), супер обвал и т.д.
2.4.1..Наращивание фраз в тексте
Сколь бы длинной не была фраза, ее всегда можно продолжить, превратив точку в конце предложения в запятую и приписав к исходной фразе что-нибудь еще или вставляя в предложение все новые определения и дополнения. Возьмем простое предложение «Собака лает» и будем постепенно наращивать его, добавляя каждый раз по одному новому слову или по слову с предлогом, и вставляя все новые подробности происходящего.
Собака лает.
Дворовая собака лает.
Черная дворовая собака лает.
Черная дворовая собака лает на луну.
Черная дворовая собака лает из кустов на луну.
Облезлая черная дворовая собака лает из кустов на луну.
Облезлая черная дворовая собака лает из кустов смородины на луну.
Облезлая черная дворовая собака лает из пожелтевших кустов смородины на луну.
Облезлая черная дворовая собака лает из пожелтевших кустов смородины на полную луну.
Теперь прервем плавный процесс разрастания и уточнения предложения, и добавим сразу большой отрезок нового текста:
Облезлая черная дворовая собака лает из пожелтевших кустов смородины, растущих по периметру двора, на полную луну, поднявшуюся над крышами домов, голодно облизываясь в промежутках лая и жалобно глядя в слезящиеся глаза своего хозяина, вечно пыльного дворника из соседнего дома, по прозвищу Герасим.
Мы начали процесс с двух слов, а последнее предложение вместе с предлогами 42 слова, получается ропалик – предложение с постепенным наращиванием слов. Нельзя сказать, что это бесконечное предложение, но и близкого конца этому процессу разрастания предложения не видно. Возможно, именно так и получаются самые длинные предложения – рекордсмены. Кстати, этот пример может пригодиться в качестве очень полезной словесной игры – тренировки.
2.4.2.Тающий снежный ком и снежный обвал.
Следующие варианты ропаликов – тающий снежный ком (убывание количества букв слогов или слов) и снежный обвал (первая строка - одно слово, вторая строка - два слова из двух букв, третья строка – три слова из одной, двух, трех букв…).[4]
К сожалению, не удалось найти примеры тающего снежного кома и снежного обвала в литературе, поэтому в качестве примера представляю вариант собственного сочинения:
Где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих ярких лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
Пример снежного обвала:
Я
не ас,
я не бог,
я не мог уйти.
Я же мог тебя найти,
Должен был тебя найти, опоздал… прости.
Заключение
Подводя итоги, следует отметить, что нами была сделана попытка собрать и систематизировать материал о ропалике.
Основное внимание в научно – исследовательской работе мы уделяли особенностям построения ропалического стиха и ропалика – текста.
Нами были рассмотрены буквенные, слоговые (вертикальные и горизонтальные) ропалики, ропалик – текст и также такие вариации ропалика, как наращивание фраз в тексте, ропалик – снежный ком и ропалик – снежный обвал. Каждый вид ропалика мы попытались проиллюстрировать примерами. Проанализировав изученный материал, я пришла к выводу, что ропалик – необычное предложение. Его изюминка заключается в том, что в нём постепенно наращиваются буквы, слоги и даже слова. И если выровнять в таких предложениях слова по центру, то получается фигура, похожая на дубинку – палицу (отсюда и название «ропалик») или на пирамиду.
Следует отметить, что в поэзии ропаликом, оказывается, пользовались с античных времён. Впервые он был замечен у Гомера. Ропаликом пользовались также В.Брюсов, Г.Державин.
Я пришла к выводу, что интересна и увлекательна работа по составлению ропалика. Она способствует развитию творческого мышления, обогащает словарный запас, повышает грамотность. Составление ропалика требует смекалки, сообразительности и поэтому содействует ещё и развитию логического мышления. К тому же, это не «грызть гранит науки». При составлении ропалика обращаешь внимание на тонкости родного языка, усваиваешь музыку его и то, что филологи называют «духом языка».
Список литературы
http// rifma com ru./ AZ–ST html.
http://mirslovarei.com/content_psy/SPUNERIZM-30054.html
1.Личное местоимение.
2.Частица для обозначения условного наклонения.
3.Глагол в прошедшем времени.
4.Личное местоимение в дательном падеже.
5.Человек прислуживающий кому-то, по-другому слуга.
1.Первый писатель, у которого был замечен ропалик.
2.От древнегреческого – любой стих состоящий из шести метров.
3.Древнее название ропалика.
4.Газета, в которой был напечатан самый большой ропалик на английском языке.
5.Древнее примитивное оружие.
6.Писатель, очень часто использовавший ропалики в своих произведениях и стихотворениях.
7.Фамилия русского психолога, побившего рекорд по составлению тематического ропалика на русском языке
Ропалик как один из видов необычных предложений (тезисы к работе)
Ропалистический стих – это стихотворение или предложение c постепенным наращиванием количества слогов или букв. Название происходит от греческого «ропалон» - палица, дубина.
Стих начинается с односложного слова, вторая строка требует двух слогов, третья - трех, в четвертой - четыре слога и т. д. Второе название подобных произведений – снежный ком. Происхождение слова «ропалик» можно объяснить тем, что если слова ропалика выставить друг под другом по центру, то его форма напоминает палицу.
Я
Бы
Был
Тебе
Рабом
Всегда
Любимая
Ропалический стих (ропалик) был впервые замечен у Гомера. В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения. Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).[2]
Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий…
Существуют различные виды ропаликов:
1.Буквенный ропалик – это стих или предложение, в котором каждое следующее слово имеет на одну букву больше, чем предыдущее, например: Я бы сам всех людей удивил.
2.Другой вариант ропалика – слоговой. Предложение начинается с односложного слова, второе слово требует двух слогов, третье – трёх, в четвёртом – четыре и т.д. Для примера приведём стихотворение Брюсова:
Жизнь – игра желаний мимолётных,
Есть – пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых…
3.Не менее интересным является вид ропалика – текста, в котором каждое следующее предложение содержит на одно слово больше.
Приди!
Я жду.
Остался я один.
Секунды ждать меня не будут.
Они отныне торопить меня не станут.
Ропалик – необычное предложение. Его изюминка заключается в том, что в нём постепенно наращиваются буквы, слоги и даже слова. И если выровнять в таких предложениях слова по центру, то получается фигура, похожая на дубинку – палицу (отсюда и название «ропалик») или на пирамиду.
Следует отметить, что в поэзии ропаликом пользовались с античных времён. Впервые он был замечен у Гомера. Ропаликом пользовались также В.Брюсов, Г.Державин.
Хризантема и Луковица
Лягушка-путешественница
Прекрасное далёко
Извержение вулкана
Сказка "Колосок"