29 марта 1830 года Благородный пансион для юношей при Петербургском университете был преобразован в Первую мужскую классическую гимназию. И уже в 1838 году состоялся первый гимназический выпуск.
Особый интерес представляют ученики и преподаватели Классической гимназии, среди которых было немало известных личностей. Изучение будней гимназистов, а также их учителей – одна из самых интересных тем истории школы №321.
Одним из ярких преподавателей Первой Санкт-Петербургской гимназии был Владимир Васильевич Гиппиус. На наш взгляд, не все современные ученики знакомы с талантом Гиппиуса-учителя. Знать историю школы и историю ее учителей необходимо. Именно поэтому преподавательская деятельность Владимира Васильевича стала главной темой данного исследования.
Целью исследования является изучение степени влияния преподавания Владимира Гиппиуса на становление таких известных литераторов, как Осип Мандельштам и Владимир Набоков.
Задачи исследования:
1. Изучить биографию и творчество В. Гиппиуса.
2. Исследовать манеру проведения уроков.
3. Выяснить отношение к нему Мандельштама и Владимира Набокова, а также определить, чему он их научил.
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к работе | 1.04 МБ |
текст работы | 283.94 КБ |
Слайд 1
Проектная работа Владимир Гиппиус – преподаватель словесности Первой Санкт-Петербургской гимназии Выполнили : ученицы 6 «Б» класса Патрушева Диана Бирюкова Татьяна Научный руководитель : у читель русского языка и литературы Афанасьева Н.П.Слайд 2
Содержание : Введение Основная часть 1. Биография и творчество Владимира Гиппиуса 1 . 1. Страницы биографии 1 . 2. В. Гиппиус – преподаватель словесности 2. Владимир Гиппиус в воспоминаниях учеников. 2 . 1. Знаменитые ученики. Владимир Набоков 2 . 2. Знаменитые ученики. Осип Мандельштам Заключение .
Слайд 3
29 марта 1830 года Благородный пансион для юношей при Петербургском университете был преобразован в Первую мужскую классическую гимназию. И уже в 1838 году состоялся первый гимназический выпуск. Особый интерес представляют ученики и преподаватели Классической гимназии, среди которых было немало известных личностей. Изучение будней гимназистов, а также их учителей – одна из самых интересных тем истории школы №321.
Слайд 4
Одним из ярких преподавателей Первой Санкт-Петербургской гимназии был Владимир Васильевич Гиппиус. На наш взгляд, не все современные ученики знакомы с талантом Гиппиуса-учителя. Знать историю школы и историю ее учителей необходимо. Именно поэтому преподавательская деятельность Владимира Васильевича стала главной темой данного исследования. Целью исследования является изучение степени влияния преподавания Владимира Гиппиуса на становление таких известных литераторов, как Осип Мандельштам и Владимир Набоков. Задачи исследования: 1. Изучить биографию и творчество В. Гиппиуса. 2. Исследовать манеру проведения уроков. 3. Выяснить отношение к нему Мандельштама и Владимира Набокова, а также определить, чему он их научил.
Слайд 5
Основная часть 1. Биография и творчество Владимира Гиппиуса 1. 1. Страницы биографии
Слайд 6
Настоящее имя Владимира Гиппиуса – Вальдемар . Родился 1876 года в немецкой семье. Василий Гиппиус, знаменитый русский поэт, приходится ему родным братом, а Зинаида Гиппиус, не менее известная русская поэтесса – близкой родственницей. В 1897 , будучи студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, издал первую книжку стихов — «Песни», отмеченную влиянием Фета и старших символистов.
Слайд 7
С 1913 г. Гиппиус пишет для газеты «Речь» и других изданий статьи историко-литературного характера, в которых проводится мысль о непрерывности и преемственности культурного развития в России . Закончив обучение, Владимир Гиппиус стал преподавателем. Он работал не только в Первой Санкт-Петербургской гимназии, но и в гимназии Стоюниной и Тенишевском училище . Владимир Гиппиус преподавал словесность, среди его учеников были Осип Мандельштам (изобразивший учителя в воспоминаниях « Шум времени ») и Владимир Набоков .
Слайд 8
2. Владимир Гиппиус в воспоминаниях учеников. 2. 1. Знаменитые ученики. Владимир Набоков
Слайд 9
Одним из знаменитых учеников Гиппиуса был В. Набоков. Он не раз вспоминает великого своего учителя, который оказал большое влияние на становление Набокова-литературоведа. Преподаватель не только помогал будущему писателю окунуться в мир литературы, но и оказывал непосредственное участие в поэтических начинаниях Набокова.- 'В. В. Гиппиус, писавший (под псевдонимом Бестужев) стихи, мне тогда казавшиеся гениальными (да и теперь по спине проходит трепет от некоторых запомнившихся строк в его удивительной поэме о сыне), принес как-то экземпляр моего сборничка в класс и подробно его разнес при всеобщем, или почти всеобщем, смехе.
Слайд 10
«Был он большой хищник, этот рыжебородый огненный господин ...» Владимир Набоков. Далее - Владимир Гиппиус стал одним из лучших петербургских преподавателей-словесников, воспитавшим несколько поколений благодарных учеников (в их числе были О. Мандельштам, В. Набоков). «Он преподавал детям более интересную науку-Литературную злость!»
Слайд 11
2. Владимир Гиппиус в воспоминаниях учеников. 2. 1. Знаменитые ученики. Осип Мандельштам
Слайд 12
Первые два стихотворения Мандельштама, напечатанные в училищном журнале в 1907 г., — по стилю добросовестно-народнические, по духу пламенно-революционные: «Синие пики обнимутся с вилами и обагрятся в крови...» К поэзии его толкнули уроки символиста В.В. Гиппиуса, который читал в училище русскую словесность: «желчно и любовно», с «литературной злостью», «с благородной завистью, ревностью, с шутливым неуважением, кровной справедливостью , как водится в семье».
Слайд 13
Осип Мандельштам (1891-1938) - одна из ключевых фигур русской культуры ХХ века, ее совершенно особый и самобытный поэтический голос. "В ремесле словесном я ценю только дикое мясо, только сумасшедший нарост", - так определял Мандельштам особенность своей прозы с ее афористичной, лаконичной, плотной языковой тканью. Это прежде всего "шум времени", не летопись, а оратория эпохи - и вместе с тем воспоминания, глубоко личные.
Слайд 14
Мемуары Мандельштама, как заметил Андрей Битов, "пишутся не потом, а сейчас, со скоростью и внезапностью лирики". Каким он был преподавателем, замечательно описал Мандельштам, посвятив ему в “Шуме времени” отдельную главу “В не по чину барственной шубе”. По словам его ученика, “В.В.Гиппиус, учитель словесности, преподававший детям вместо литературы гораздо более интересную науку — литературную злость”, науку , усвоенную вполне двумя его гениальными питомцами.
Слайд 15
«Шум времени» «…От прочих свидетелей литературы, ее понятых, он отличался именно этим злобным удивлением. У него было звериное отношение к литературе, как к единственному источнику животного тепла. Он грелся о литературу, терся о нее шерстью, рыжей щетиной волос и небритых щек. Он был Ромулом, ненавидящим свою волчицу, и, ненавидя, учил других любить ее…»
Слайд 16
«Шум времени» «…В . В. учил строить литературу не как храм, а как род. В литературе он ценил патриархальное отцовское начало культуры. Как хорошо, что вместо лампадного жреческого огня я успел полюбить рыжий огонек литературной (В. В. Г.) злости! Власть оценок В. В. длится надо мной и посейчас. Большое, с ним совершенное, путешествие по патриархату русской литературы от «Новикова с Радищевым» до Коневца раннего символизма так и осталось единственным. Потом только почитывал…» Владимир Гиппиус
Слайд 17
Да, знаю я: пронзили ночь от века Незримые лучи. Но меры нет страданью человека, Ослепшего в ночи! Да, знаю я, что втайне — мир прекрасен (Я знал Тебя, Любовь!), Но этот шар над льдом жесток и красен, Как гнев, как месть, как кровь! Ты ведаешь, что некий свет струится, Объемля всё до дна, Что ищет нас, что в свисте ветра длится Иная тишина... Но страннику, кто снежной ночью полон, Кто загляделся в тьму, Приснится, что не в вечный свет вошел он, А луч сошел к нему. 23 марта 1912 Александр Блок «Владимиру Бестужеву»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 321
Центрального района Санкт-Петербурга
Владимир Гиппиус – преподаватель словесности Первой Санкт-Петербургской гимназии
Исследовательская работа
Выполнили: ученицы 6 «Б» класса
Бирюкова Татьяна, Патрушева Диана
Научный руководитель: Афанасьева Н.П.
Санкт-Петербург
2015-2016
Содержание:
Введение
Основная часть
1. Биография и творчество Владимира Гиппиуса
1. 1. Страницы биографии
1. 2. В. Гиппиус – преподаватель словесности
2. Владимир Гиппиус в воспоминаниях учеников.
2. 1. Знаменитые ученики. Владимир Набоков
2. 2. Знаменитые ученики. Осип Мандельштам
Заключение.
Список литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Введение.
29 марта 1830 года Благородный пансион для юношей при Петербургском университете был преобразован в Первую мужскую классическую гимназию. И уже в 1838 году состоялся первый гимназический выпуск.
Особый интерес представляют ученики и преподаватели Классической гимназии, среди которых было немало известных личностей. Изучение будней гимназистов, а также их учителей – одна из самых интересных тем истории школы №321.
Одним из ярких преподавателей Первой Санкт-Петербургской гимназии был Владимир Васильевич Гиппиус. На наш взгляд, не все современные ученики знакомы с талантом Гиппиуса-учителя. Знать историю школы и историю ее учителей необходимо. Именно поэтому преподавательская деятельность Владимира Васильевича стала главной темой данного исследования.
Целью исследования является изучение степени влияния преподавания Владимира Гиппиуса на становление таких известных литераторов, как Осип Мандельштам и Владимир Набоков.
Задачи исследования:
1. Изучить биографию и творчество В. Гиппиуса.
2. Исследовать манеру проведения уроков.
3. Выяснить отношение к нему Мандельштама и Владимира Набокова, а также определить, чему он их научил.
Основная часть
1. Биография и творчество Владимира Гиппиуса
1. 1. Страницы биографии
Настоящее имя Владимира Гиппиуса – Вальдемар. Родился 1876 года в немецкой семье. Василий Гиппиус, знаменитый русский поэт, приходится ему родным братом, а Зинаида Гиппиус, не менее известная русская поэтесса – близкой родственницей. В 1897 , будучи студентом историко-филологического факультета Петербургского университета, издал первую книжку стихов — «Песни», отмеченную влиянием Фета и старших символистов.
С 1913 г. Гиппиус пишет для газеты «Речь» и других изданий статьи историко-литературного характера, в которых проводится мысль о непрерывности и преемственности культурного развития в России.
Основная часть
1. Биография и творчество Владимира Гиппиуса
1. 2. В. Гиппиус – преподаватель словесности
Закончив обучение, Владимир Гиппиус стал преподавателем. Он работал не только в Первой Санкт-Петербургской гимназии, но и в гимназии Стоюниной и Тенишевском училище.
Владимир Гиппиус преподавал словесность, среди его учеников были Осип Мандельштам (изобразивший учителя в воспоминаниях «Шум времени») и Владимир Набоков.
2. Владимир Гиппиус в воспоминаниях учеников.
2. 1. Знаменитые ученики. Владимир Набоков
Одним из знаменитых учеников Гиппиуса был В. Набоков. Он не раз вспоминает великого своего учителя, который оказал большое влияние на становление Набокова-литературоведа. Преподаватель не только помогал будущему писателю окунуться в мир литературы, но и оказывал непосредственное участие в поэтических начинаниях Набокова.- 'В. В. Гиппиус, писавший (под псевдонимом Бестужев) стихи, мне тогда казавшиеся гениальными (да и теперь по спине проходит трепет от некоторых запомнившихся строк в его удивительной поэме о сыне), принес как-то экземпляр моего сборничка в класс и подробно его разнес при всеобщем, или почти всеобщем, смехе.
Был он большой хищник, этот рыжебородый огненный господин...'
Владимир Набоков.
Гиппиус стал одним из лучших петербургских преподавателей-словесников, воспитавшим несколько поколений благодарных учеников (в их числе были О. Мандельштам, В. Набоков).
2.2. Знаменитые ученики. Осип Мандельштам.
Первые стихотворения Мандельштама, напечатанные в училищном журнале 1907г., - по стилю добросовестно-народнические, по духу пламенно-революционные: «Синие пики обнимутся с вилами и обагряться в крови…» К поэзии его толкнули уроки символиста В.В. Гиппиуса, который читал в училище русскую словесность: «желчно и любовно», «с литературной злостью», «с благородной завистью, ревностью, с шутливым неуважением».
Осип Мандельштам (1891-1938) - одна из ключевых фигур русской культуры ХХ века, ее совершенно особый и самобытный поэтический голос. "В ремесле словесном я ценю только дикое мясо, только сумасшедший нарост", - так определял Мандельштам особенность своей прозы с ее афористичной, лаконичной, плотной языковой тканью. Это прежде всего «Шум времени", не летопись, а оратория эпохи - и вместе с тем воспоминания, глубоко личные.
Мемуары Мандельштама, как заметил Андрей Битов, "пишутся не потом, а сейчас, со скоростью и внезапностью лирики".
«Был он большой хищник, этот рыжебородый господин...» Каким он был преподавателем, замечательно описал Мандельштам, посвятив ему в «Шуме времени» отдельную главу «В не по чину барственной шубе». По словам его ученика, «В.В. Гиппиус, учитель словесности, преподававший детям вместо литературы гораздо более интересную науку – литературную злость». (Приложение 1).
Заключение.
В. В. Гиппиус русский поэт Серебряного века, литературовед. В ходе работы мы познакомились с преподавательской деятельностью В. Гиппиуса.
В стенах Первой Санкт-Петербургской гимназии он преподавал словесность и считался один из интереснейших учителей своего времени. Его методы преподавания хорошо запомнились ученикам В. Гиппиуса – В. Набокову и О. Мандельштаму, которые посвящали строки своему великому учителю.
Список литературы:
Приложение 1.
О. Мандельштам отрывок из произведения «Шум времени» (глава «В не по чину барственной шубе»)
1. «…В. В. учил строить литературу не как храм, а как род. В литературе он ценил патриархальное отцовское начало культуры.
Как хорошо, что вместо лампадного жреческого огня я успел полюбить рыжий огонек литературной (В. В. Г.) злости!
Власть оценок В. В. длится надо мной и посейчас. Большое, с ним совершенное, путешествие по патриархату русской литературы от «Новикова с Радищевым» до Коневца раннего символизма так и осталось единственным. Потом только почитывал…»
2. «…В. В. учил строить литературу не как храм, а как род. В литературе он ценил патриархальное отцовское начало культуры.
Как хорошо, что вместо лампадного жреческого огня я успел полюбить рыжий огонек литературной (В. В. Г.) злости!
Власть оценок В. В. длится надо мной и посейчас. Большое, с ним совершенное, путешествие по патриархату русской литературы от «Новикова с Радищевым» до Коневца раннего символизма так и осталось единственным. Потом только почитывал…»
Приложение 2.
Александр Блок
Владимиру Бестужеву
Да, знаю я: пронзили ночь от века
Незримые лучи.
Но меры нет страданью человека,
Ослепшего в ночи!
Да, знаю я, что втайне — мир прекрасен
(Я знал Тебя, Любовь!),
Но этот шар над льдом жесток и красен,
Как гнев, как месть, как кровь!
Ты ведаешь, что некий свет струится,
Объемля всё до дна,
Что ищет нас, что в свисте ветра длится
Иная тишина...
Но страннику, кто снежной ночью полон,
Кто загляделся в тьму,
Приснится, что не в вечный свет вошел он,
А луч сошел к нему.
23 марта 1912
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Воздух - музыкант
Что общего у травы и собаки?
Мороз и заяц
Под парусами