Целью данной работы является изучение особенностей лексики произведений Е. B.Носова, Выявление особенности употребления и роли в художественном тексте.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dialekty_2.ppt | 1.29 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа Презентацию выполнила: Смирнова Марина, ученица 6 класса МОУ Михайловской СО ШСлайд 2
Цель изучение особенностей лексики произведений Е. И.Носова, выявление особенности употребления и роли в художественном тексте.
Слайд 3
Задачи Изучить литературу о жизни и творчестве Е.И.Носова; проанализировать научную литературу о лексических единицах; определить лексические особенности произведений Е.Носова; провести опрос учащихся по толкованию лексических единиц.
Слайд 4
Актуальность Нынешнему поколению, не живущему в деревне, очень сложно соотносить быт деревенской жизни и городской. Изучение и пояснение лексических единиц произведений Е. И.Носова позволит глубже понять и прочувствовать художественный текст, точно понять смысл сказанного нам автором.
Слайд 5
Гипотеза Если дать разъяснение лексических единиц ,использованных в произведениях Е. И. Носова, то это поможет целостному восприятию и более глубокому пониманию авторского текста.
Слайд 6
Диалектная и просторечная лексика – символ культуры и истории народа Диалектная лексика - это язык, принятый и используемый в определенной местности или определенным кругом людей. Просторечная лексика - слова со стилистически сниженным, грубым оттенком, которые находятся за пределами литературной речи ... Но именно эта лексика обладает яркой экспрессией, эмоциональностью, является символом культуры и истории народа.
Слайд 7
Истоки творчества Е.И. Носова Носов Евгений Иванович родился в селе под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб. Е. И.Носов жил и работал в Курске. Все его творчество уходит глубокими корнями в природу и быт родного края .
Слайд 8
Особенности лексики в произведениях Е. И.Носова Все рассказы автора написаны простым для восприятия языком. Особенность языка Е.И. Носова состоит в том, что он использует в своей лексике диалекты, слова ограниченные в использовании, сокращение полноты слова, что присуще жителям деревни, данные лексические особенности будут рассмотрены в нашей работе.
Слайд 9
Результаты исследования Первая часть включала в себя социологический опрос, состоящих из ряда вопросов, цель которых выяснить отношение учащихся к диалектной и просторечной лексике. Знаете ли Вы, что такое диалекты? Знаете ли Вы, что такое просторечная лексика? Что предпринимаете, когда сталкиваетесь с диалектами? Нужно ли знать диалектную и просторечную лексику? Если да, то зачем?
Слайд 10
Знаете ли Вы, что такое диалекты?
Слайд 11
Знаете ли Вы, что такое просторечная лексика? На данный вопрос все опрашиваемые дали утвердительный ответ.
Слайд 12
Что предпринимаете, когда сталкиваетесь с диалектами?
Слайд 13
Нужно ли знать диалектную и просторечную лексику? Если да, то зачем? Чтобы лучше понимать людей; Для того чтобы при встрече с такими словами мы не терялись; Чтобы комфортно себя чувствовать в любой среде общества; Диалекты пополняют нашу речь; Чтобы понимать художественную литературу .
Слайд 14
Результаты исследования кацавейка свербига в куцый сарафан лопушье суходол
Слайд 15
Авторский текст Вот уже битый час Варька, мокрая и встрепанная, в куцем , выгоревшем за лето сарафане, гонялась по озеру за утками. Она упиралась широко расставленными ногами в борта полузатопленной плоскодонки , весло цепко увязало в иле, путалось в пухлых травяных пластах. От каждого толчка лодка заваливалась набок, и в ее отсеках хлюпала и взбрызгивалась парная , цвелая вода. Комары столбом толклись над головой, и Варька, отмахиваясь, яростно шлепала себя то по остро выпиравшим лопаткам, темным и худым плечам, то по мокрым и красным, исцарапанным камышами икрам. -И штоб я в другой раз заместо кого осталась! — кричала она злым, грубым голосом.— И пропади они все пропадом , те утки! Нашли дуру ! Измененный текст Вот уже целый час Вар ька, мокрая и встрепанная, в коротком , выгоревшем за лето сарафане , бегала по озеру за утками. Она упиралась широко расставленными ногами в борта полузатопленной лодки , весло цепко увязало в иле, путалось в пухлых травяных пластах. От каждого толчка лодка заваливалась набок, и в ее отсеках хлюпала и взбрызгивалась парная, цветущая вода. Комары столбом кружились над головой, и Варька, отмахиваясь, яростно стукала себя то по остро выпиравшим лопаткам, темным и худым плечам, то по мокрым и красным, исцарапанным камышами икрам. — И чтобы я в другой раз за кого-то осталась! — кричала она злым, грубым голосом.
Слайд 16
Сложность восприятия целостности текса с «непонятными» словами Кол-во учащихся, 9 класс 1 текст 2 текст Смысл текста понятен Смысл текста не понятен Смысл текста понятен 17 3 (18%) 14 (72%) 17(100%)
Слайд 17
Вывод В ходе исследования, пришли к выводу, что если дать разъяснение лексических единиц ,использованных в произведениях Е. И.Носова, то это поможет целостному восприятию и более глубокому пониманию авторского текста.
Слайд 18
Вывод активно участвуют в формировании образной системы произведения; выступают как средство точной характеристики внешнего вида, поведения, особенностей мышления персонажа; помогают передавать эмоциональный настрой всего произведения в целом. Лексика произведений Е.И.Носова богата словами, отражающими своеобразие природных условий местности, особенности хозяйственной жизни и быта населения, что придает произведениям особый колорит и неповторимость.
Слайд 19
Список использованной литературы 1А.Н. Евдокимов. „ Диалектная и просторечная лексика в художественном дискурсе Е.И. Носова (на материале рассказов писателя) “ . Курск, 2005. 2.А.В. Калинин. „Лексика русского языка“. Издательство „Московского университета“, 1971. 3.Никитина С.Е Устная народная культура и языковое сознание. - М.: Наука, 1993 4. И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т . 10. М .: " Наука ", 1982. 5. www.ozon.ru › ... › Биографии писателей и поэтов. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. 6. www . nplg . gov . ge /.../ library . exe 7.rus.1september.ru/article.php?ID=200602103 8. studybase . cc / preview /395762/
Слайд 20
Спасибо, за внимание!
Есть ли лёд на других планетах?
Почта
Сказка "Колосок"
Этот древний-древний-древний мир!
Каргопольская игрушка