Исследовательская работа ученика 1 класса на тему "ЧЕму нас учат сказки".В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.
И учиться всему этому помогают нам не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.
Вложение | Размер |
---|---|
чему нас учат сказки | 118.94 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5» городского округа город Фролово.
Чему нас учат сказки детства.
Исследовательская работа
Выполнил:
Уйманов Павел
1 «Б» класс.
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории.
г. Фролово, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Ведение___________________________________________________3
Основная часть:
Глава 1 Общее знакомство со сказкой.
Глава 2. Сказочные герои.
2.1. Положительные образы в народных сказках. Их поступки._6
2.2. Отрицательные образы в сказках. Их поступки. _________7
Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»____________________________7
3.1. Русские народные сказки о животных. _________________9
Глава 4. Заключение________________________________________10
Список используемых источников______________________________11
Введение
«Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают.
Сказки – ложь, да в них намек.
Добрым молодцам урок.»
Сказки знакомы нам с раннего детства, их любят и дети, и взрослые. У каждого есть своя любимая сказка. Я помню первую рассказанную мне русскую народную сказку это сказка «Гуси – лебеди», помню, что мне было и интересно и страшно.
В этом году я пошел в школу и сам научился их читать, проникая в мир, где совершаются самые невероятные чудеса.
«Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!" - сказал А.С. Пушкин, а чтобы разгадать этот намек, нужно потрудиться, быть внимательным, и тогда можно найти в ней урок, знание.
В школе на уроках чтения мы тоже с удовольствием изучаем сказки, знакомимся со сказочными героями. Мне кажется, что сказки я буду любить всегда, в любом возрасте.
И мне захотелось выяснить, зачем люди сочиняют сказки? Почему в народных сказках добро побеждает зло? Можно ли сказку назвать воспитательницей?
Выполняя данную работу, мне хотелось получить первоначальные навыки научно-исследовательской работы.
Тема моей работы: Чему нас учат сказки детства?
Мое предположение — я думаю, что люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать их своим детям. Именно из сказок, прочитанных в детстве, мы узнаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо», учимся различать добро и зло. Если ты будешь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к ручейку, к старичку и даже к Кощею Бессмертному, то добро твоё умножится и вернётся к тебе.
Вопросы на которые я искал ответы: Что такое сказка? Какие бывают сказки? Что представляют собой слова добро и зло? Какие поступки совершают сказочные герои? Чему они учат читателя?
Для поиска информации мне необходимо было: повторить, прочитать больше русских народных сказок. Обратиться за помощью к взрослым. Сходить в библиотеку. Найти полезную информацию в компьютере.
Глава 1. ОБЩЕЕ ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ.
1.1. Толкование слова «сказка»
Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок! (А.С.Пушкин)
Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса.
В моей комнате, на книжной полке, на первом месте стоят самые любимые первые мои книги─ сказки. Чуть ли не с рождения многие сказки помню наизусть. Еще не умел читать, а уже водил пальцем по строчкам, по картинкам и рассказывал:
─Жили-были дед да баба, и была у них курочка-ряба.
Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки?
Сказки пришли к нам из глубокой древности, создал их сам народ.
Что такое сказка?
Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень”- от слова “баять”, “говорить”) - это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны.
В сказках светлому миру положительных героев и их помощников противостоят враждебные им тёмные силы сказочного царства. Именно эти образы являются представлением у детей о добре и зле.
В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Добро всегда получает награду за свои поступки. Хорошие сказочные герои те, кто почитает родителей, уважает старших, тот, кто добр, справедлив, скромен и честен обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.
Сказки бывают разные. Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. Животные здесь наделены человеческими качествами: добротой или коварством, глупостью или хитростью.
Есть бытовые сказки, в которых описывается жизнь простых людей. В таких сказках высмеиваются глупость, лень, жадность.
Волшебные сказки, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. Именно в волшебной сказке герои добрые, борются со злом, ищут правду, справедливость.
1.3. ЧТО ТАКОЕ ДОБРО И ЗЛО?
Русские народные сказки - веселые и грустные, страшные и смешные.
С ними связаны наши представления о добре и зле.
Что такое добро?
Добро – забота, нежность, внимание, радость, верность, дружба, любовь, свет.
Что такое зло?
Зло – предательство, зависть, месть, ложь, жадность, грубость.
Порой сказки помогают разобраться в том, что в жизни дурно, а что хорошо. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Папа Карло, доктор Айболит, девочка Герда, Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, кот Леопольд и другие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим.
Глава 2. Сказочные герои.
2.1. Положительные образы в народных сказках. Их поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло?
Все герои сказки строго подразделяются на положительных и отрицательных.
Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие герои.
Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью.
Иван - царевич – один из самых известных героев русских народных сказок.
Он борется со злом, помогает обиженным или слабым. Этот сказочный герой всегда изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым, потому ему и приходят на помощь силы природы, чтобы помочь справиться с трудностями. Всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.
В сказке «Царевна – лягушка», добро и справедливость торжествуют, но для этого герою пришлось пройти через трудности и испытания. Я считаю, что Иван – царевич смело боролся со злом, показал себя достойным представителем «добрых сил».
Эта сказка убеждает нас в том, что и в жизни человек может многого добиться благодаря уму, доброте, труду и смелости.
Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
Всем нам известны героини: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка.
А вот зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе.
2.2. Отрицательные образы в сказках. Их поступки.
Отрицательные герои сказок: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла.
Баба Яга вместе с Кащеем Бессмертным, Змеем Горынычем представляет в сказках страшные чудовища, тёмные силы, которые часто очень жестокие, коварные. Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле. Сказочники не жалели красок, чтобы показать борьбу между добром и злом. Баба Яга умеет пугать, колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки.
Глава 3. «Чему нас учит эта сказка?»
Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое "хорошо" и что такое "плохо".
Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.
Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими, поступки. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".
В своей работе я взял любимые сказки и постарался выделить главное в них:
«Чему нас учит эта сказка?»
Сказка «Репка».
Говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, о том, что нужно приходить всегда на помощь, выручать.
Сказка «Колобок» . Ожив, колобок отправился путешествовать. Встретил колобок зайца. Но не испугался колобок зайца, я считаю потому что, в сказках всегда заяц сам трусливый. Убежал от него колобок. Встретил колобок волка. Волки в сказках всегда злые, не умеют ждать, суетятся. Но ушёл колобок от волка. Встретил колобок медведя. Но и от медведя ускользнул колобок, так как медведи неповоротливые. Встретил колобок лису. Поддался лести и доверился хитрости, что его и сгубило.
Из этой сказки можно сделать вывод, что нельзя уходить из дома без спроса, доверять посторонним людям.
Сказка «Гуси-лебеди».
Эта сказка рассказывает о том, что может случиться, если не слушаться родителей. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Эта сказка еще и о том, что не все люди добрые и что от таких людей лучше держаться подальше. Но если даже что-то и случилось, то не бывает безвыходных ситуаций.
Сказка «Заяц-хвастун».
Помните: «У меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи — я никого не боюсь». Но хоть и хвастался заяц, и привирал по пустякам. Но когда до дела дошло, и вправду не испугался – помог вороне, за что она его и назвала храбрецом. Сказка учит отвечать за свои слова и приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
3.1. Русские народные сказки о животных.
Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера.
Например, Лиса — плутовка и обманщица.
Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам.
Но Лиса часто наказывается за свои проделки.
Волк олицетворяет жадность и злобу.
Медведь в сказках представляет собой силу, неповоротливость. Он может быть или свирепым, или добрым. Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.
А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) — трусоваты, но добры. Они готовы помочь, это хорошие друзья.
Глава 4. Заключение
В результате работы по данной теме я узнал:
что, люди сочиняли сказки, чтобы рассказывать из своим детям, учить
различать добро и зло. Недаром в сказках, зло наказывается, а добро побеждает.
Через сказку впервые мы узнаем главные понятия: что такое "хорошо" и что такое "плохо".
Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Именно сказки рассказывают нам, что не следует открывать дверь чужим, что не нужно разговаривать с незнакомыми, наглядно демонстрируя, что может случиться, если не следовать советам взрослых.
Эти понятия ярко представлены в образах сказочных героев их взаимоотношений с окружающими, поступки. Таким образом, сказка прививает добро. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания - не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: "Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот-трудно".
Я думаю, если не будет сказок жизнь потускнеет, не смогут люди показать своим детям, показать путь добра и света, по которому следует идти, преодолевая трудности.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Список используемых источников:
Рисуем осень: поле после сбора урожая
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Усатый нянь
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Вода может клеить?