Сейчас письмо-это мое творчество, дневник помогал и продолжает помогать мне оттачивать слог и собственный стиль, и поскольку свое будущее я планирую связать именно с письмом, тема дневника в жизни человека, а также литературного героя оказалась мне особенно близка.
Вложение | Размер |
---|---|
radi_chego_pishutsya_dnevniki.ppt | 1.5 МБ |
Слайд 1
Ради чего пишутся дневники? Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г.Павлово, 201 1год. Выполнила: ученица 10 А класса Мугель Анастасия (16 лет). Научный руководитель: Левченко Н.Н., учитель русского и литературы.Слайд 2
« Ч тобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше — не худо ещё в юные годы — о своём детстве, например». Д.С . Лихачёв Эпиграф .
Слайд 3
Почему я выбрала эту тему? С ейчас письмо-это мое творчество, дневник помогал и продолжает помогать мне оттачивать слог и собственный стиль, и поскольку свое будущее я планирую связать именно с письмом, тема дневника в жизни человека, а также литературного героя оказалась мне особенно близка.
Слайд 4
Задачи моего исследования: О пределить, какую роль играет дневник в жизни человека и литературного героя. У знать, для чего люди обращаются к дневникам. В ыбрать произведения, наилучшим образом отвечающие избранной теме. В зглянуть на содержание текстов художественной литературы по-новому. О бозначить возможности дневникового жанра в отображении эволюции личности автора. В ыявить жанровые разновидности дневника, демонстрирующие предметно-тематические, функциональные возможности и специфику способов дневникового отображения действительности. О пределить функции дневника.
Слайд 5
Методы исследования. А нализ художественного текста, работа с критической, справочной и научно-популярной литературой, опрос сверстников.
Слайд 6
П редметом исследования стало своеобразие дневников как жанровой формы отображения действительности.
Слайд 7
Определение дневника как жанра . Дневник «Форма повествования от первого лица, которое ведётся в виде повседневных записей. Его отличает предельная искренность, откровенность высказывания, пишется для себя, обращен преимущественно к событиям личной жизни» . Литературная энциклопедия. « Самый, наверное, странный жанр: автопортрет в запертой комнате. Вроде бы зрителей в нее пускать не принято, ибо грешно разрешать посторонним вход туда, куда и сам со временем начинаешь наведываться с опаской …». Е.Щеглова. « Литературный жанр, который представляет собой протест против литературы с ее жанрами и приёмами; протест против самой сути художественного творчества –… Вот что такое дневник, который ведет писатель ». Б. Хазанов. « Это, прежде всего, эмоциональное отражение на бумаге «настроений души ». А.Казакова.
Слайд 8
Определение дневника как жанра . Д невник – жанр мемуарной литературы. В литературе для дневника характерна форма повествования от первого лица. В структуре повествования преобладают дискретные записи. Все записи дневника, как правило, пишутся для себя. «Дневник – это, прежде всего, эмоциональное отражение на бумаге «настроений души» (А.Казакова)
Слайд 9
Сведения об истории дневниковой традиции. 1-й этап – Древняя Русь. 2-й этап – XV–XVI вв. Появляются различного рода записки, сказания, принадлежащие русским людям. 3-й этап – XVII в. Дальнейшее развитие жанра, но эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников. 4-й этап – XVIII в. Период утверждения мемуарного жанра, но только к концу XVIII века дневники приобретают четко очерченный вид. 5-й этап – XIX – начало XX в. Количество дневников возрастает (по сравнению с XVIII веком примерно в 10 раз).
Слайд 10
Понятие о дневнике как о литературном жанре. Чисто литературный, целиком вымышленный дневник , («Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина ,«Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, оставшийся в черновиках пушкинского «Евгения Онегина» альбом Онегина.) Дневники обыкновенных людей («Дневник Анны Франк», дневники в «Блокадной книге» А.М. Адамовича и Д.А. Гранина дневник 12-летнего ленинградца Юры Рябинкина ). Настоящие дневники писателей либо заранее предназначенные для публикации, либо ведущиеся для себя («Дневник писателя» Ф.М. Достоевского,дневник Л.Н. Толстого).
Слайд 11
Л итературное значение дневника выходит далеко за рамки произведений, написанных в его форме … он даже может не иметь названия – все равно он сохраняет свежесть и честность взгляда на мир и на себя. «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина «Ни дня без строчки» Ю.К. Олеши «Записки юного врача» М.А. Булгакова «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина Пьеса А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», дневник Глумова
Слайд 12
«Всякая жизнь интересна, не личность, так среда, страна занимает, жизнь занимает». А.Герцен
Слайд 13
Не страшно ли, Что дневники Не днем ведутся, а ночами, Когда мигают ночники И ходят тени за плечами, Напоминая, что от них Не скроешься и за свечами, Включив дневник, Строча дневник, Графленный лунными лучами. Стихотворение Л.Н. Мартынова «Дневники».
Слайд 15
Дневник как литературный прием. В ыступая, с одной стороны, в роли литературного жанра, дневник с легкостью берет на себя и функции литературного приема, организующего то или иное повествование, отнюдь не обязательно вызванное непосредственными жизненными впечатлениями автора.
Слайд 16
Одним из эталонов для европейской литературы стал роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», выстроенный в дневниковой форме.
Слайд 17
В нашей национальной классике стали сугубо вымышленные, но поданные как дневник «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя или «Журнал Печорина» М.Ю. Лермонтова.
Слайд 18
К форме дневника прибегают авторы «путешествий» – жанра, разработанного английским писателем Л.Стерном в «Сентиментальном путешествии» . Главные происшествия, описываемые Стерном, разыгрываются в сознании героя: случайные дорожные встречи, мимолетные впечатления – то омрачают, то радуют душу рассказчика.
Слайд 19
«Коплю материалы: все, что увижу, что услышу интересное, что прочту – сейчас же записываю...». Д.Фурманов
Слайд 20
«Заповедь ведущего дневник»: 1. «Ни дня без строчки» (Олеша). 2. Каждую запись датируй. 3. Будь искренним и честным в записях. 4. Если пишешь путевой дневник – точно обозначай даты, широты, места нахождения. 5. Не читай чужого дневника без разрешения!
Слайд 21
Функции дневников. Функция культурной памяти ( «Разговоры с Гёте» Эккермана или «Дневник» секретаря Екатерины II А.В. Храповицкого, дневник Анны Григорьевны Достоевской, записи за Львом Толстым ) Функция завещания ( дневники К.Чуковского, М.Цветаевой, М.Башкирцевой ) Релаксационно-терапевтическая функция ( у героя чеховского рассказа «Тоска»…) Самоанализ ( письма Пушкина к Вяземскому) Квазидиалоговая ( Ф. Кафка, С.Дали, Гр. Грин, А.Эфрон, Д.Самойлов, А. Ремизов, В.Шульгин ) Очистительная функция (дневник Варлама Шаламова ..) Литературно-творческая ( дневники М.Цветаевой, Л.Н. Толстого, М. Пришвина )
Слайд 22
Д невник – не только жанр литературы, но и художественный прием в литературном произведении. Д невник выполняет следующие функции: функцию культурной памяти, функцию завещания, релаксационно-терапевтическую, самоанализ, квазидиалоговую, очистительную, литературно-творческую. Т ак или иначе, всякий автор дневника неизбежно становится – хочет он этого или нет – своего рода сочинителем. Выводы.
Слайд 23
Роль дневниковых записей в жизни современного молодого человека. Ч ерез страницы этих дневников перед нами проходит целая историческая эпоха со своими нравами и традициями.
Слайд 26
Д невник играл и продолжает играть важную роль в воспитании нравственности. Сейчас времена изменились , изменились и наши предпочтенья , хотя нравственные проблемы также актуальны. К аждая эпоха имеет свои особенности, и мы это понимаем и принимаем. И мы учимся у наших классиков лучшему.
Слайд 27
Список использованной литературы. 1. Литературная энциклопедия. ред. П.И.Лебедев-Полянский т.7.,-М.,ОГИЗ РСФСР, 1934. 2.Литературный энциклопедический словарь.М., 1987. 3. Краткая литературная энциклопедия, Изд-во «Сов. Энц.», М., 1964, т.2, с.707 4. Щеглова Е. Чуковский К. Дневники 1901-1929 гг. // Нева.- 1992.-№9.-стр.260 5. Хазанов Б. Дневник сочинителя //Октябрь.-1999.-№1 6. Казакова А. Врожденный гуманизм памяти // Кн. Обозрение.1992. 3 апреля. с.5 7. Автобиографическая практика в России и во Франции / Сборник статей под ред. Катрин Вьолле и Елены Гречаной. – М.: ИМЛИ РАН, 2006. – 278с. 8. Чулюкина М.Г. Дневник как разновидность эссеистики / М.Г. Чулюкина, 2007. – С. 94-95. 9. Петровский А.С. Предисловие к публикации дневников Л.Н. Толстого - Толстой Л.Н. ПСС: в 90 т. - M.-JI.,1928-1958,t.46,c.XVI. 10. Фомичев С.А. «Несколько раз принимался я за ежедневные записки» - Пушкин А.С. Автобиографическая проза - М.,1989,с.7 11. Лакшин В.Я. К «духовному солнцу» (Дневник Льва Толстого)-Лакшин В.Я. Пять великих имен-М.,1988,с.313. 12. Эфрос A.M. Рисунки поэта - Б.М.,1933, с.5. 13. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Том 1. М.: Книга, 1976. 14. Новая школьная энциклопедия: Словесность. М.: РОСМЭН; ООО «Мир книги», 2004.
Слайд 28
Спасибо за внимание.
Простые новогодние шары из бумаги
Волшебная фортепианная музыка
Девочка-Снегурочка
Ах эта снежная зима
Если хочется пить...