Данное исследование посвящено рассмотрению личности главного героя романа нижневартовской писательницы Маргариты КузьминичныАнисимковой «Ваули» – Ваули Пиеттомина - выявлению и опровержению превалирующей в настоящее время точке зрения, которая рассматривает его как антигероя.
Актуальность исследования заключается в непреходящем интересе со стороны историков, этнографов, краеведов, литературоведов к личности Ваули, еще неустоявшимся четким отношением к нему как к народному герою или разбойнику, невыясненными до конца обстоятельствами его ссылки и смерти.
Цель исследования: изучение образа Ваули-героя фольклора ненси и одновременно подлинное историческое лицо, на пересечение которых построен роман«Ваули» Маргариты Анисимковой, с целью определения отношения автора к образу, а также выявления определенной позиции по отношению к личности Ваулиисториков.
Цель исследования определила следующие задачи:
1) рассмотреть в хронологическом аспекте различные исторические точки зрения, касающиеся неоднозначного отношения к личности Ваули;
2) определить отношение Маргариты Анисимковой к Ваули и причину обращения к столь противоречивой личности;
3) попытаться доказать правомерность точки зрения, определяющей Ваули как национального героя.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vauli_geroy_ili_antigeroy_spory_o_romane_vauli_m.k._anisimkovoy.docx | 81.91 КБ |
Бюджетное учреждение
профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский строительный колледж»
(БУ «Нижневартовский строительный колледж»)
Ваули: герой или антигерой
(споры о романе «Ваули» М.К. Анисимковой).
Автор: | Салахутдинов Роберт Абдуллаевич, 1 курс |
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского-автономного округа - Югры «Нижневартовский строительный колледж» | |
Руководители: | Мищенко Марина Викторовна, преподаватель истории |
Абдурахманова Зарема Абдурахмановна, преподаватель литературы | |
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского - автономного округа - Югры «Нижневартовский строительный колледж» |
г. Нижневартовск
2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА I. «ВАУЛИ РЕАЛЬНЫЙ И ВАУЛИ ИЗ ЛЕГЕНДЫ»…………………………………...4
§ 1 Исторические сведения о Ваули. 4
§ 2 Ваули Пиеттомин или ВавлёНеняг? 5
§ 3 «Так, кто же ты, наконец?» (оценка личности и деятельности Ваули в исторической и художественной литературе)………………………………………………………………...7
§ 4 Причины, побудившие Ваули Пиеттомина поднять мятеж в Тазовском районе………..10
ГЛАВА II ГЕРОЙ ИЛИ АНТИГЕРОЙ ВАУЛИ?..........................................................................14
§ 5 История создания романа «Ваули»………………………………………………………….14
§ 6 Образ Ваули в романе «Ваули» Маргариты Анисимковой.………………………………...17
§7 Ваули - ГЕРОЙ, но его деяния омрачены не только добром, но и злом……………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК24
ВВЕДЕНИЕ
Кого из нас в детстве не будоражили легенды оРобин Гуде? Справедливый и отважный, благородный и бесстрашный, он воплотил в себе вечную мечту любого народа – братство, равенство, справедливость…
Мало кто знает, но и на холодном Ямале был в девятнадцатом веке свой Робин Гуд. Много песен и преданий о сыне рода Ненянг – ВаулиПиеттомине до сих пор хранятся в памяти ненцев. Его именем названы мыс на реке Полуй – Ненянг-Саля, гора на Полярном Урале – Вавлёхой и несколько озёр.
Кто он такой и почему он оставил такой глубокий след в народной памяти?
Данное исследование посвящено рассмотрению личности главного героя романа нижневартовской писательницы Маргариты КузьминичныАнисимковой «Ваули» – Ваули Пиеттомина - выявлению и опровержению превалирующей в настоящее время точке зрения, которая рассматривает его как антигероя.
Актуальность исследования заключается в непреходящем интересе со стороны историков, этнографов, краеведов, литературоведов к личности Ваули, еще неустоявшимся четким отношением к нему как к народному герою или разбойнику, невыясненными до конца обстоятельствами его ссылки и смерти.
Гипотеза: мы предположили, что М.К. Анисимковас художественных позиций пытаясь осмыслитьисторическую личность Ваули Пиеттомина, показала его и как реально существовавшего героя фольклора ненси.
Научная новизна исследования заключается в сопоставлении всех основных точек зрения в историческом и литературоведческом аспекте для защиты указанной позиции, а также малоизученностью темы, недостаточностью критических и аналитических литературных статей, отражающих изучение образа Ваули в романе «Ваули» нижневартовской писательницы Маргариты Кузьминичны Анисимковой.
Научная основа.
Исследование опирается на ряд научных литературно-критических разноаспектных трудов, таких как Н.Н. Горбачевой «Заметки о прозе М. Анисимковой», Ю.Н. Квашнина «ВавлёНеняг (опыт обобщения материалов и составления родословной)», В. Рогачева «Хлеб и соль прозы Маргариты Анисимковой», Е. Каргаполова «Творчество писателей Обь-Иртышья», ценность которых определяется изучением таких биографических фактов, которые раскрывают отношение Анисимковой к историческим переменам в стране, интерес кпроблемам сегодняшнего дня и его прошлым.
Хотелось бы отметить, что М. К.Анисимкова принадлежит к тому типу писателей, чье творчество рождается и питается органичным единением с землей, на которой волей обстоятельств доводится жить художнику.
Изучение этих трудов стало необходимостью, ведь отражение процесса приобщения некоренного жителя к «чужому» фольклорному наследию хантов и манси, является основой создания исторического романа «Ваули» и ярчайшего, динамичного образа главного героя.
Методы исследования:при написании работы был использован метод историко-функционального анализа. Проведено изучение научных трудов в историческом аспекте. Была изучена биографическая и библиографическая литература, касающаяся данной проблемы. Для выявления определенной позиции проведен анализ текста произведения.
Практическая значимость:материалы исследования помогут в изучении культурных мировоззрений малочисленного народа ненси на уроках истории в рамках регионального компонента.
Объект исследования: образ Ваулив истории, литературоведении и в романе «Ваули» Маргариты Анисимковой.
Предмет исследования: эволюция образа Ваули в истории, литературоведении и в романе «Ваули» Маргариты Анисимковой.
Цель исследования: изучение образа Ваули-героя фольклора ненси и одновременно подлинное историческое лицо, на пересечение которых построенроман«Ваули» Маргариты Анисимковой, с целью определения отношения автора к образу, а также выявления определенной позиции по отношению к личности Ваулиисториков.
Цель исследования определила следующие задачи:
1) рассмотреть в хронологическом аспекте различные исторические точки зрения, касающиеся неоднозначного отношения к личности Ваули;
3) определить отношение Маргариты Анисимковой к Ваули и причину обращения к столь противоречивой личности;
4) попытаться доказать правомерность точки зрения, определяющей Ваули как национального героя.
Исследование реализуется по плану в соответствии с этапами работы:
1. Изучение и систематизация информации о периодизации творчества Маргариты Анисимковой и образа Ваули в ее романе, представленной в трудах Н.Н. Горбачевой «Заметки о прозе М. Анисимковой»,Ю.Н. Квашнина «ВавлёНеняг (опыт обобщения материалов и составления родословной)», В. Рогачева «Хлеб и соль прозы Маргариты Анисимковой», Е. Каргаполова «Творчество писателей Обь-Иртышья».
2. Определение мотивов появления образа Ваули в творчестве М. Анисимковой.
3. Изучение, систематизация и обобщение различных точек зрения в истории, литературоведении на образ Ваули, выявление характерных черт героя или антигероя.
4. Оформление выводов в соответствии с целями: эволюция образа Ваули в истории, литературоведении и в романе «Ваули» Маргариты Анисимковой, отношение автора к образу, определение четкой позиции по отношению к личности Ваули.
5 Участие в научно-практических конференциях с этой темой на разных уровнях.
ГЛАВА I. «Ваули реальный и Ваули из легенды»
§ 1 Историческиесведения о Ваули.
ВавлёНенянг, или, как его чаще именуют, ВаулиПиеттомин,- возмутитель спокойствия на севере Тобольской губернии в 30-х - начале 40-х гг. XIX в. Происходил он из небогатой семьи ненцев рода Ненянг, кочевавшей в низовьях р. Таз. В течение 10 лет Ваули с сообщниками грабил богатых соплеменников, отбирая у них оленей и пожитки. В 1839 г., его арестовали, судили, били плетьми и сослали на поселение в Пирчинскую волость Сургутского уезда. Через два месяца он бежал оттуда в родную Тазовскую тундру, собрал ватагу из малооленных ненцев и хантов и продолжил воровство и грабежи. Обладая значительной физической силой и, как говорили, шаманским даром, он объявил себя старшиной над всеми инородцами. Продвигаясь со своей ватагой к Обдорску (ныне Салехард), Ваули обещал людям сместить ставленника царской власти хантыйского князя Тайшина, снизить налоги и повысить цены на пушнину. В январе 1841 г. в Обдорске он был обманом схвачен и препровожден в Березов.За поимку Пиеттомина правительство наградило исправника Скорнякова, который и произвёл арест, орденом Владимира IV степени, а купцу Нечаевскому пожаловали золотую медаль с надписью “За усердие”. Князь Тайшин был вызван в Петербург, где его представили царю и богато одарили. Князь, расчувствовавшись, заверил самодержца, что сделает всё возможное, чтобы передать в руки правительства и скрывшихся сообщников Ваули.
После 1843 г., Ваули был осужден военным судом на каторжные работы и сослан в Восточную Сибирь. По мнению исследователя Аюпова,Ваули могли отправить в Акатуевскую каторжную тюрьму,располагавшуюся в 625 км от г.Читы при Акатуевском серебряно-свинцовом руднике Нерчинско-Заводского округа Забайкальской области. Возможно, Ваули прожил здесь недолго, потому что смертность на этом руднике была самой высокой.1
§ 2 ВаулиПиеттомин или ВавлёНеняг?
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени: одно ложное, для всех, и другое – тайное, только для самого человека и его близких людей.И у ненцев можно увидеть отголоски этой славянской традиции.
«Новорожденному младенцу не дают никакого имяни до пяти лет его возраста, а когда пять лет свершится, то дают ему ребячье имя, коим он до пятнадцати лет называется, а по прошествии сих пятнадцати лет родители дают ему настоящее имя или по сходству какого-нибудь давно умершего сродника, или по сложению, сходству с животным, проворству, прилежанию к промыслам, трудолюбию и прочее…».
Голландский художник, путешественник и писатель Корнилий де Бруин писал: «Когда у них родится дитя, они тотчас дают ему имя, по имени того, кто первый войдет в их палатку, будь это человек или животное, или же по имени первого встреченного ими при выходе из палатки, человек ли то, животное или птица. Часто они дают ему имя даже той вещи, которая первая представится их взору, как-то: реки, дерева или другого чего-нибудь».2
Как писала Н.М. Терещенко, ненцы при выборе имени учитывали «отличительные черты наружности и поведения ребенка, сопутствующие его появлению на свет обстоятельства семейной жизни, место и время его рождения, особенности погоды, пожелания в связи с рождением.3
Ненецкие имена, по данным исследователей, по сути, являются прозвищами и часто носят описательный характер.
Иногда имя могло быть присвоено ребенку в честь уважаемого и чтимого предка.
Одним из имен ВаулиПиеттоминабыло Хонзи. Именем Вавлё он был назван в память об уважаемом покойном предке, что в переводе означает «ляжет на постель умершего». Оно как бы обязывает мальчика занять в жизни место покойного деда. Это мечта о сильном человеке, хорошем хозяине, главе семьи.
Родился ВаулиПиеттомин в 1797 г. в низовьях Таза.ОтцаВаулизвали Пиетома, деда — Хыимда, а прадеда — Вына. Мать его была остячкой из Обдорского городка. У Хонзи-Вавлё было восемь родных братьев и сестер. Он был женат, но детей не имел. Его отдаленные предки происходили из рода Харючи Низовой стороны. Один из них, Еней-Гыма, прозванием Комар, стал родоначальником рода Ненянг.
Название рода, к которому принадлежал ВаулиПиеттомин,— Ненянг переводится с ненецкого языка как «комар». На обширной территории проживания ненцев можно встретить географические названия с приставкой Ненянг-.Некоторые из них, особенно расположенные на территории Тазовского района ЯНАО, возможно, связаны с кочеванием здесь рода Ненянг. Другие просто обозначают места, где всегда много комаров.
Например, на северо-западе Тазовского полуострова расположена долина Ненянг-Лапте. В Тазовскую губу впадает протока Ненянг-Юн. В Приуралье есть озеро Ненянг-То и протока Ненянг-То-Танё. Еще одно озеро Ненянг-То мы находим в низовьях реки Таз.4
Таким образом, ВаулиПиеттомин –происходитиз родя Неняг, которое переводится с ненецкого языка как «комар». Прозвище «комар» упоминается в документах с 1735года, где записан «Еней, прозванием Комар».Имя Вавлё в переводе означает «ляжет на постель умершего».Предки Ненянгов, как видно из документов XVII — начала XVIII вв., были людьми сильными, смелыми, воинственными, а порой даже жестокими. Эти качества отмечены и у Вавлё.
§ 3 «Так, кто же ты, наконец?…» (оценка личности и деятельности Ваули в исторической и художественной литературе).
С течением времени образы злодеев героизируются, превращаясь в антигероев, а порой и в героев.
Оценка личности и деятельности Ваули меняется с каждым историческим поворотом в развитии России. Так же как в русской истории менялись оценки в отношении предводителей народных восстаний П.Болотникова, Е. Пугачева. В разные исторические периоды существовали различные точки зрения на личность Ваули и организованное им восстание ненецкой бедноты. Одни исследователи изображали Ваули в черных красках, другие – в светлых тонах. И все это в рамках одних и тех же исторических периодов. Рассмотрим эти периоды:
Во- первых, до революции 1917 года большинство исследователей квалифицировали нападения Ваули и его сотоварищей как разбойничьи.
Так, чиновник царского правительства Н.Абрамов в «Описании Березовского Края», священник И. Герасимов в книге «Обдорск» расценивали выступление Ваули Пиетоминна как «набеги самоедских разбойничьих шаек» на соседей.
Издалека, как бы из тумана времени, встает перед нами образ Ваули в рассказе З.А.Барша «Обдорский возмутитель», где он говорил о Ваули, как о личности «весьма значительной между дикарями», при этом неправильно указывает годы, когда Ваули учинял беспорядки
Религиозный миссионер Иринарх, длительное время служивший Богу и Отечеству, просвещавший северян и репрессированный после революции, смотрел на эту личность объективно, при этом не одобрял насильственных методов борьбы.
Особое место среди источников о Ваули занимает рассказ Евы Фелинской, польской ссыльной, проживавшей с 1839 по 1841 г. в Березове. Опираясь, по всей видимости, на рассказы очевидцев, она приводит некоторые интересные подробности и несколько иначе, чем в документах следствия, описывает ход событий. Она пишет о крайне панических настроениях жителей Березова, боявшихся, что Ваули сначала возьмет и разграбит Обдорск, а затем доберется и до них.
Ненцы, ханты и манси мифологизировали образ Ваули, увековечили его в фольклоре. Назвали именем Ваули некоторые географические места в тундре: озера, мысы, родники…
Народ без всяких оснований не будет называть именем человека места их постоянного проживания в тундре. Значит, он действительно выражал их чаяния и стремления к чему-то лучшему, достатку, к счастливой жизни.
Во-вторых, в годы советской власти восстание Ваули рассматривалось как законный протест против произвола ненецких князей, царских чиновников.
Одной из первых научных публикаций тех лет является статья В. Корниенко «Восстание Вауля», где больше половины ее занято рассуждениями о бедственном положении ненцев при царизме и критике буржуазных историков (В. Иславина и З.А. Барша).
Небольшой двухстраничный отрывок, посвященный Ваули, имеется в одной из работ В.Г. Карцова, в котором говорится о бессилии народов Севера в борьбе с самодержавием.
В 1939 г. коллективом работников Омского исторического архива под редакцией К.Е. Розанчугова были подготовлены и напечатаны в журнале «Красный архив» материалы о деятельности Ваули Пиеттомина. Годом позже они были дополнены и собраны в книгу «Ваули Пиеттомин. Из истории социальных движений хантэ и ненцев в XIX в.». В этой книге кроме официальной переписки местных чиновников с высокопоставленными лицами представлены материалы допросов участников и свидетелей событий. В целом по прочтении материалов дела складывается довольно полная картина деятельности Ваули и его сообщников, которую иначе как воровством, грабежами и насилием не назовешь. Хотя редакторы в одном из примечаний попытались оправдать его словами: «Царская администрация стремилась всякому социальному движению угнетенных масс приклеить ярлык грабительства».
После долгого перерыва, во второй половине 1990 гг., к теме восстания Ваули попытались вернуться исследователи из Тюмени и Салехарда. В монографии В.П. Петровой и Г.П. Харючи был опубликован краткий очерк, посвященный восстанию. Авторы очерка, описывая ход событий 1830–1840 гг., по сложившейся традиции характеризуют Ваули как народного героя и защитника бедноты.
Историческую повесть «Сын племени Ненянгов» выпустил в 1964 г. омский историк- краевед и писатель М.Е. Бударин. Основой повести стала глава «Восстание Ваули Пиеттомина» в его монографии «Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири». Используя материалы Омского архива и собственные изыскания, он попытался создать образ «борца за счастье народов Обского Севера», выпячивая на первый план бойцовские качества, его непримиримость к богатым.
В-третьих, уже в настоящее время мнения на роль личности Ваули в истории ненецкого народа разделились на резко противоположные.
Самым объемным художественным произведением о Ваули Пиеттомине стало творение сибирской писательницы М. Анисимковой. Законченная в 1977 г. историческая повесть «Ваули», была постепенно доработана ею и стала романом в 368 страниц, выдержавшим два издания 1984г., 1994 г.5
М.К. Анисимкова на первый план выдвигает личность Ваули, его человеческие качества.
В.Рогачев отмечает: «Судьба «Ваули» сегодня осложнилась. Ныне многие откровенно говорят и пишут о негативных деяниях советской власти на Севере. Справедлив их счет к недавнему прошлому, верны во многом горячие выступления местной интеллигенции. Многие русские радикалы поменяли советские плюсы на минусы, срочно ищут свои дворянские корни или как минимум купеческие.6
Таким образом, как видно извышеизложенного, имеющиеся источники и литература не дают объективной оценки личности Ваули Пиеттомина и его деятельности. Более того, оценка личности и деятельности Ваули с каждым историческим поворотом в развитии России меняется.
Так в дореволюционных изданиях авторы однозначно называют его разбойником, грабителем и «возмутителем народного спокойствия». В работах советских авторов на первый план выдвигаются социально-классовые аспекты, и восстание бедных оленеводов под руководством Ваули Пиеттомина, характеризовалось как народный протест против насилия князей, чиновников, купцов. В сознании северных народов сложился положительный образ Ваули как народного героя и защитника северных народов.
§ 4 Причины, побудившие Ваули Пиеттомина поднять мятеж в Тазовском районе.
Что же побудило Ваули на столь отчаянный шаг, как кража оленей, а затем и решение поднять восстание?
Тазовской тундрой на географических картах XIX в., обозначалась территория Гыданского полуострова, простирающегося от Карского моря на севере до низовий р. Таз на юге. В 1796 г. она была причислена к Тобольской губернии, в 1804 г. — к Томской, а с 1822 г. вошла в состав Туруханского края Енисейской губернии. Материковая граница между Тобольской и Енисейской губерниями на картах того времени указана по-разному, то по р. Пур, то по р. Таз. Ненцы, кочевавшие между Тазом и Енисеем начиная с середины XVII в.,были приписаны к Обдорской инородной управе. Ясак они всегда платили в Обдорске, несмотря на все изменения административной принадлежности территории. Только в 1915 г. ненцам, кочевавшим вблизи Енисея, было разрешено вносить ясак в Дудинке. В конце XI — начале ХХ в. сезонные перекочевки на енисейскую сторону совершали около 500 обдорских самоедов.
В тюрьме народов, какой была царская Россия, малые народности Севера были обречены на голод и вымирание.
Начавшаяся с первых же дней завоевания Сибири хищническая эксплуатация северных народностей царской администрацией, купечеством, промышленниками разных сортов довела малые северные народности до полного обнищания.
Правительство, опираясь на верхушку населения — на князьков и старшин, рассматривало широкие массы северных народностей только как объект для выколачивания ясака и других поборов.
Налог (ясак), который должны были платить все мужчины от 18 до 50 лет правительством был определён в 3 рубля 62 копейки, а местные лихоимцы самовольно увеличивали его до 7 рублей – непомерная сумма для северян. И это, несмотря на то, что общее экономическое положение северных народностей к 30-м годам XIX в., значительно ухудшилось. Тобольская казенная палата в 1828 г. заявляла, что «инородцы тогда (т. е. в 1763 г.) были гораздо зажиточнее, нежели в нынешнее время». На самом деле сумма обложения была гораздо выше, чем ее показывают официальные цифры, так как оценка мехов, сдаваемых в ясак, была крайне низкой и, кроме того, приемщики мехов прибегали к целому ряду мошенничеств и в оценке, и в записях налагаемого ясака. К этому нужно прибавить поборы со стороны духовенства, прибегавшего к чисто провокационным приемам для выколачивания из порабощенных народностей всякого рода штрафов за нарушение церковных правил (несоблюдение постов и прочее).
В годы плохого улова рыб и добычи зверя, особенно в начале XIX в., когда, в результате хищнических способов лова и сильных лесных пожаров, погибли лучшие звероловные места, обнищавшим ненецко-хантыйским массам приходилось для уплаты ясака обращаться за ссудой или к «своим» богачам или же к русским купцам и промышленникам.
Ростовщичество процветало на Севере вплоть до 1917 года. В залог за взятую небольшую сумму ненцы и ханты отдавали лучшие угодья. Колоссальные проценты нарастали на взятую сумму и на проценты, и в результате население запутывалось в долгах. Ядринцев в своей работе «Сибирь, как колония» приводит характерный факт, как местные жители в 1688 г. заложили угодья за 1 р. 50 к. и 135 лет до 1823 г. не могли их выкупить.
Пользуясь покровительством властей, русские купцы и промышленники брали в долгосрочную аренду, по баснословно низким ценам, лучшие угодья и фактически становились настоящими хозяевами их. Практиковался и прямой открытый захват русскими промышленниками и купцами лучших угодий.
Теряя лучшие земли, народности Севера одновременно подвергались усиленной торговой эксплуатации. Им продавались наиболее плохие, часто бракованные товары по баснословно высоким ценам. В этой грабительской торговле участвовало в качестве контрагентов и местное национальное кулачество, а также и духовенство.
Обдираемые царскими чиновниками, купцами, попами и промышленниками, ненецко-хантыйские массы попадали в кабалу к своему национальному кулачеству, представители которого занимали все низшие административные посты и были посредниками между высшей русской администрацией и широкими массами.
Массы дошли до крайнего обнищания, в то время как верхушки во главе с князьями быстро обогащались. Князья (Тайшин, Артанзиев и другие) были верными слугами царизма, от которого они получали всевозможные награды и подачки. Именно царизм помогал им властвовать и эксплуатировать широкие массы ненецкого и хантыйского народов.
Нужно к этому добавить полное юридическое бесправие ненца, ханта и манси в царской России. Царское правительство считалось только с верхушкой — князьями, богатыми оленеводами, старшинами. Бедняк ненец или хант в глазах самого мелкого чиновника был «собакой», «дикарем». Сибирская администрация от верху до низу была взяточниками, казнокрадами и насильниками.
Из года в год повторялись голодовки, при которых бывали случаи людоедства, население косили болезни. Общеизвестен много раз обсуждавшийся вопрос о так называемом угасании северных народностей. Северные народности были обречены на вымирание.
30-е годы XIX в., были годами увеличения податных тягот, усиленного отбирания угодий, роста эксплуатации, невероятного двойного гнета — социального и национального, против которого и было направлено возглавленное Ваули Пиеттоминым движение.
Публикуемые материалы при всей их неполноте и односторонности, однако, свидетельствуют, что возглавляемое Ваули движение было народным движением, направленным именно против этого социального и национального гнета. В нем, несомненно, есть элементы классовой борьбы.
Документы говорят как о Ваули, так и об участниках его отрядов, как о бедняках «не имеющих дневного пропитания». Один из наиболее близких Ваули сподвижников Менчеда Санин «ясаку от роду не платил по случаю бедноты». О широкой поддержке Ваулихантэ-ненецкой беднотой свидетельствует значительная численность его отрядов, достигавших до 400 человек. Ваули объединил эти обездоленные массы вокруг самых насущных требований (снижения ясака, снижения цен на товары), направленных против ига безграничной колониальной эксплуатации. Как указывает публикуемая «Краткая выписка», Ваули распустил слух, что он в Березовском крае понизит цены на все русские товары, даже на отпускаемый из казны хлеб, и что «инородцы будут платить подати вместо двух песцов одного, посылал в Обдорск нарочного, чтобы до его прибытия инородцы не смели вносить ясака, а купцы торговать».
В то же время движение Ваули было направлено против местных социальных верхов. Когда, как проговаривается составлявший «Краткую выписку» чиновник, «увеличилось народное к нему доверие», Ваули стал совершать нападения на богатых ненецких и хантыйских старшин, владельцев сотен оленей, отбирая у них оленей, муку и деля его среди бедняков. В течение всего 1840 г. власть над ненцами и ханты была фактически не в руках князя Тайшина, ставленника царской власти, вымогателя и насильника, и богатых старшин, а в руках Ваули. Ваули смещал старшин и если бы не помощь царской администрации, то Тайшин был бы смещен. Ваули не ставил однако задачи уничтожения власти князя и старшин вообще. На место ненавистного князя Тайшина он намерен был поставить князя ханта— Япту Мурзина — богатого оленевода, искавшего дружбы с Ваули с провокационной целью, чтобы заманить его в ловушку, организованную князем Тайшиным и царской администрацией. Легкой ликвидации движения Ваули содействовала и провокационная работа русского торговца Нечаевского.
ГЛАВА II. Герой или антигерой Ваули?
§ 5 История создания романа «Ваули».
Что же подвигло М.К. Анисимкову к написанию романа о столь противоречивой личности как Ваули?
Более полутора столетий существуют две версии восстания Пиеттомина и личности его руководителя. Одна возникла по горячим следам события, закрепилась в документах официального дознания и перешла затем в авторитетные историко-этнографические исследования. Мы помним, что в «Описании Березовского края» Н.А. Абрамова Ваули аттестовался не иначе, как бунтовщик, возмутитель и разбойник. Показателен, кстати, интерес, который проявили к фигуре Ваули органы НКВД, издавшие (уникальный факт) подборку документов о бунте Пиеттомина. По-видимому, в их сознании события недавнего восстания в Казымской тундре прочно связывались с бунтарским опытом столетней давности, а Ваули продолжал восприниматься власть предержащими как знак потенциальной угрозы. Вторая версия носит скорее легендарно-романтический характер, и, должно быть именно она подтолкнула автора к трактовке образа главного героя романа.
Анисимкова длительное время увлекалась фольклором народов Севера, писала сказы и сказки. Еще до приезда в Ханты - Мансийский национальный округ Маргарита Анисимкова сложилась как талантливая сказительница, исследовательница преданий, сказаний народов Севера. О чем свидетельствуют ее многочисленные публикации. Это "Мансийские сказы", «Оленья долина", "Танья - богатырь" В этих произведениях уже заложен фундамент для её будущего творчества.
Дух этих сказов и сказок со временем войдёт и в роман "Ваули".
Переехав в г. Ханты-Мансийск, М.К. Анисимкова основательно занялась изучением истории мансийского народа. Как-то, при знакомстве с музеем истории и этнографии обратила внимание на небольшую скульптуру инородца, со связанными за спиной руками и гордо поднятой головой. Незнакомый художник попытался выразить то, что, даже связав руки, ограничив свободу, победить дух борьбы за свободу, за национальное достоинство невозможно.
Она спросила:
- Кто это?
Заведующая музеем сказала:
- Это мансийский герой - бунтарь Ваули Пиеттомин.
Раньше, при изучении преданий, сказов народов Севера М.К Анисимкова уже встречалась с этим именем. Ваули вызывал у нее восхищение, она влюбилась в образ героя маленького северного народа.
Впервые она услышала о нем у манси - оленеводов "Северного маяка", и его образ глубоко засел в памяти. При его упоминании старые манси светлели
лицом и добрели душой. Давным-давно, говорили они, Ваули поднял их предков на борьбу с царскими чиновниками, нещадно грабившими манси и ханты, отбиравшими у них сверх ясака (царской дани) все, что попадалось им на глаза, - даже детей и жен.
Писательница часто разговаривала со стариками, они рассказывали о Ваули, мифологизировали его образ. Более того, старые манси, ханты, с которыми она часто встречалась, просили ее написать книгу об их герое - о Ваули.
К написанию романа автора подтолкнула и просьба самих северян: "Напиши о нашем Ваули". В этой просьбе равно значимы два обстоятельства. Просили именно Анисимкову - значит, доверяли, а, кроме того, верили, что сможет рассказать именно о "нашем" Ненянге, т.е. таком, какой дорог народной памяти и храним ею. В народе сложился положительный образ Ваули как народного героя, который боролся с богатыми ради справедливой жизни простых людей, который защищал простых людей от гнета богатых старейшин.7
Таким образом, к написанию романа Маргариту Анисимкову подтолкнуло: во-первых просьба северян;
во-вторых, знакомясь с фольклором и культурой народов манси, ханты и ненсиэтот герой ее заинтересовал;
в-третьих, знакомясь с первыми литературными опытами, раскрывающими образ героя тундры, написанные в традициях советской исторической школы, социалистического реализма, она увидела и недостатки
предыдущих литературных опытов в создании образа Ваули. Образы многих героев, в том числе и Ваули, раскрыты как-то в них недостаточно глубоко, чрезмерно идеологизированы и политизированы. В сюжетных линиях этих произведений имеются большие пробелы, пустоты, которые необходимо заполнить другими образами, возможно, даже вымышленными, но без которых герой не состоялся бы.
Следует отметить, что общество середины XIX века на Обском Севере было живым, динамичным, развивающимся организмом, со своими недостатками и положительными сторонами. В нем шли сложные экономические, культурные, национальные, политические процессы, переплетались русская, ненецкая, хантыйская, мансийская, татарская культуры. Люди любили, создавали семьи, хозяйства, погибали в конфликтах, создавали новый синтез культур.
Когда писался М.К. Анисимковой роман, в советском обществе уже шли сложные негативные и позитивные процессы.
Появлялись исторические и культурно - исторические сообщества, которые пытались возродить русские культурно – исторические ценности, многие писатели - "деревенщики” (В. Распутин, В.Белов, М. Шукшин, Ф. Абрамов и другие) обратились к крестьянским истокам, встали на защиту природы. Это направление в литературе коммунистические идеологи от литературы назвали "деревенщиной".
Уже в идеологизированные 60-80-е годы в советском обществе усилился интерес к историческому прошлому страны, к русским преданиям, сказкам, летописям, к истории русского народа.Все это позже получило название русизма. Русизм отвергался советской идеологией с самого начала его появления. Так как эти тенденции в развитии общества и культуры шли в разрез с установками ЦК КПСС. Поэтому против этих тенденций были брошены значительные силы идеологического аппарата ЦК КПСС, идеологических аппаратов республиканских, краевых, областных, окружных комитетов КПСС. Идеологи КПСС боялись усиления русизма, но совершенно не боялись диссидентства. Роль диссидентства в сломе советской административной машины не следует преувеличивать. Уже длительное время после революции1991 года диссидентов "возвышают", "возвеличивают", "награждают» незаслуженными ими заслугами в сломе советской государственной машины.
С этими новыми тенденциями, направленными на возрождение русских культурных традиций в советской литературе, да и вообще возрождение русской культурной традиции, была знакома и М.К. Анисимкова. И не только знакома, но и поддерживала эти тенденции. Надо иметь в виду, что в то время советское и русское причудливым образом переплеталось в действительности. Поэтому М.К. Анисимкова объективно становилась на позиции традиционного для русской культуры художественного отображения действительности, получившего наименование русского реализма. Эта традиция идет от традиционной русской литературы XVIII -XIX века, от Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского,
Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева и других русских писателей.
Она встречалась с профессором М.Е. Будариным. Ее больше интересовали
исторические факты, чем политическая позиция историка (она с ней была хорошо знакома) по тем или иным вопросам освоения русскими людьми Сибирского Севера, жизни и быта малочисленных народов Севера. Литература, которая пытается осмыслить образы прошлых эпох, должна опираться на точные, выверенные факты. Поэтому ничего политизированного, идеологизированного в этом нет.
Но при этом не перешагивает ту грань, за которой историческое литературное произведение теряет свою сущность, превращается в научное исследование. 8
§ 6 Образ Ваули в романе «Ваули» Маргариты Анисимковой.
Народная культура требует художественного раскрытия этого образа. Ваули оставил в сознании северных народов хорошую память. Ненцы, ханты и манси из поколения в поколение передают положительный образ Ваули – защитника северных народов.
Как мы заметили, из исторических документов видно, что реальный Ваули – личность очень противоречивая, но сильная, мужественная, страстная, умная, непримиримая, со своими лидерскими признаками народного вождя.
М.К. Анисимкова в своем романе создала, в первую очередь, образ реального человека, со своими страстями, переживаниями, думами, своей любовью, ищущего, сомневающегося, страдающего, заботящегося о роде Ненягов, обо всем ненецком народе, о семье, о любимых людях.
С первых же страниц романа мы видим волевую, заботящуюся, решительную и одновременно сомневающуюся личность. Достаточно вспомнить сцены: «Разговор с шаманом, в котором он просит обратиться к духу Нумо и помочь вымирающему роду Ненягов». Шаман Ламби не смог помочь роду Неняг, так как больше не слышал духов и решает бросить их на произвол судьбы. Бегство шамана потрясло Ваули. Смерть матери, бегство шамана, тающий с каждым днем на глазах род Ненягов – все это подтолкнуло его на кражу оленей из чужого стада. Ваули терзают угрызения совести после угона чужих оленей, но слова его друга Хонзали о том, что как только отелятся оленихи, они вернут богатому Хозовыко его оленей, на какое-то время утешают его.
Особенно глубоко описана сцена, когда Ваули необходимо принимать решение: идти на Обдорск или не идти. Очень ярки, колоритны и трогательны сцены отношения Ваули со своей любимой женой, со своим сыном. Все это увязывается в его сложной натуре формирующегося вождя рода Ненянгов, всех бедных и обездоленных ненцев в тундре. В романе Ваули - это живая, подвижная, деятельная личность. Это сильная личность, с волевым характером, северным темпераментом. Это личность, в которой белое и черное соединились в одной динамике жизни и деяний.9
В романе глубоко раскрывается общественно-политическая сущность
романа. Н.Н. Горбачева пишет: "...цель жизни, которого, по мнению автора, - не только счастье Ненянгов, но и всей тундры". Поднять народ на борьбу в условиях тундры, когда он забит двойным гнетом: с одной стороны, имперской властью, с другой стороны, местными старшинами, чрезвычайно сложно. Для этого одной волине достаточно, нужен незаурядный ум, гибкое мышление, высокиеорганизаторские способности, лидерские качества, притягивающие черты характера. И Маргарита Анисимкова все это очень ярко и убедительно раскрывает в романе. Ваули своим поведением, идеями и действиями убедительно доказывает необходимость запустить по тундре "бунтарскую стрелу". Хотя это дается ему в сомнениях, раздумьях, личных переживаниях, с большим трудом. Раскрытию характера главного героя служат внутренние монологи, в которых он предстает личностью сомневающейся в правоте своего дела, мучительно ищущей ответы на многие вопросы, порой ощущающего свое бессилие, одиночество. Все эти терзания, душевные муки, осознание безвыходности ситуации вынуждают его пустить «бунтарскую стрелу», а затем и идти на Обдорск.9
В романе прослеживается непримиримая борьба имущих и неимущих на Севере и роль Ваули в этой борьбе показана с лучшей стороны.
Так, В. Рогачев пишет: "... Ваули дал слово (а цена его на Севере высока), что вернет богачам оленей, как только его род минует полоса неудач. Но ведь князьки и северные старшины стали бить из-за угла, поощряемые имперской администрацией. Хотя часть из них поначалу просила богатого Хозывыко поделиться, одолжить оленей погибающему роду".
То есть, Ваули, получается, по замыслу М.К. Анисимковой, не крал оленей, а временно отнял их с последующей отдачей. Но власть имущие в тундровом обществе почуяли не столько угрозу их собственности, сколько угрозу их власти в тундре, их беспредельному и неограниченному хозяйничанью. В том, что ненецкая беднота пошла за Ваули, они увидели в нем вождя своего народа, поэтому богатые старшины стали инстинктивно, активно сопротивляться усилению власти Ваули в тундре всеми методами и способами. Им помогала в этом и имперская администрация. Один только факт отказа платить ясак говорит для имперской администрации о неповиновении, о бунте. Исполнение законов для любого общества и государства является обязательным и священным. И имперская администрация организовала поимку бунтаря.
На наш взгляд, сильная личность вбирает в себе противоположные начала (и черные, и белые, и злые и добрые). Да Ваули - ГЕРОЙ, но его деяния
омрачены не только добром, но и злом. Этим и интересна его личность. Считаю, что автор создал образ личности, ответственной за судьбу своего народа.
§7Ваули - ГЕРОЙ, но его деяния омрачены не только добром, но и злом.
Жестокость Ваули проявлялась в отношении людей, не желавших подчиниться его воле. Самоед Пура Сой отказался вступить в ватагу Пиеттомина, за что тот «жестоко его избил, вышиб ему передние зубы, приказал его убить , и этот несчастный обязан своим спасением сообщникам самого Ваули».Чуть не лишился зубов и другой самоед, Готта Выньпад, за то, что не стал сообщником Ваули. Чудом остался жив самоедский старшина Лаби, пытавшийся отбить у грабителей своих оленей. Во время следствия Ваули и его сообщники говорили, что сами они «смертоубийства не производили». Однако одно интересное свидетельство позволяет говорить об обратном. Это «Песня сестры Вавлё Ненянга», которая является одной из лучших образцов индивидуального творчества, ставшая общененецким достоянием. В ней рассказывается драматическая история женщины, спешащей на оленьей упряжке на выручку к своему мужу по прозвищу Ёнэй Махаку. К сожалению, она не успевает. Вавлё уже убил своего зятя, видимо, за неповиновение. Но этим дело не кончается. Вавлё убивает и своего маленького племянника, которого он воспринимает как потенциального мстителя за отца. Он хочет расправиться и с сестрой, но та перестает ему противоречить и выказывает покорность. По мнению исследователей, в этой песне отражены реальные события того времени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы изучили личность и деятельность Ваули Пиетоммина. В своем исследовании, опираясь на различные точки зрения в истории, литературоведении, на роман «Ваули» Маргариты Анисимковой, нам удалось сделать некоторые выводы:
1) отсутствие единого подхода в оценке личности и деятельности Ваули – это следствие поляризованности (совмещении противоположностей), разнородности ненецкой и русских культур. Те, кто рассматривают личность и деятельность с позиции народной и национальной культуры, те считают Ваули национальным героем. К этой точке зрения относятся все ученые и писатели, изучавшие историю революционных движений на Севере с социологизаторских, классовых позиций, с позиций социалистического реализма-с одной стороны; с народнических, нравственных, с позиций русского реализма – с другой стороны.
К первой точке зрения принадлежат работы М.Е. Бударина и других советских ученых, писателей. В повести «Сын рода Ненягов» М.Е. Бударинамы видим классовый подход в изображении Ваули. В повести Ваули растет на ненависти к богачам и видит вокруг себя несправедливости. Но за этой классовостью мы не видим самой личности Ваули с ее страстями, желаниями, думами, личными увлечениями, ошибками и успехами. Эта однобокость в восприятии образа Ваули не дает представителям этого направления в литературе создать художественный образ героя с недостатками, характерными для страстной натуры.
Ко второй точке зрения следует отнести взгляды современных исследователей творчества М.К. Анисимковой: О.Майорова, Н.Н. Горбачева,
Э.П. Сургутскова. Они считают, что М.К. Анисимкова создала художественный образ народного героя народов Севера.
Мы понимаем, что в советской литературе был заказ на Ваули, потому что он отвечал интересам власти, политики, идеологии, как борец с «тюрьмой народов», какой была Россия в понимании представителей классового подхода в России, поэтому советская историческая и художественная литература на первый план выдвигала революционные и бунтарские качества личности Ваули.
Но Ваули М.К. Анисимковой – это не просто «революционер», народный вожак, а яркая личность со своими внутренними конфликтами, сомнениями, заблуждениями, переживаниями, страданиями. Это живая личность, имеющая и белые, и черные стороны жизни и деятельности.
2) В фольклоре ненцев Ваули и сейчас предстает могучим богатырем, шаманом, обладающим чудодейственной силой. Спасаясь от врагов, он как паутинки рвет толстые веревки, ныряет в поданный ему ковш с водой, исчезая с глаз стражи, и летит по воздуху как птица.
Безусловно, рассмотрение этого образа только с позиции народа, есть одностороннее рассмотрение. Это одна правда. Есть и другая правда, правда целого государства. Ваули нигде не говорит, что необходимо воевать против империи, он ставит только экономические и социальные вопросы о лучшей жизни ненецкой бедноты, уменьшение ясака (налога). Нигде не высказывает мысли против империи, но говорит против некоторых злых и нерадивых чиновников. Разрушение целого несет большие бедствия. Мы знаем, что несет революция всему обществу, народу. За революцией стихия масс достигает таких размеров, что необходимы меры для того, чтобы ввести ее в правильное русло. И чем сильнее народ сопротивляется, чем сильнее классовые враги сопротивляются, тем больше льется крови. Новой власти мерещатся враги, целые группы населения отправляются в ГУЛАГ, и М.К. Анисимкова находит эту тонкую грань между государством и восстанием за лучшую жизнь. Она показывает, что это восстание направлено не на слом империи, а на то, что в тундровом обществе назрели экономические вопросы. Затягивание их тормозит развитие общества. Поэтому в романе показываются противоречия в самой имперской, национальной власти. Показано, что есть бездарные чиновники, а есть думающие, охраняющие интересы империи на Севере.
Таким образом, учитывая все эти позиции, можно ответить на вопрос герой Ваули или антигерой?
Ненецкий народ давно ответил на этот вопрос положительно, закрепив этот образ в преданиях и сказаниях.
ООНовские документы свидетельствуют, что народ, доведенный до нищеты, вымирания, имеет юридическое право на восстание. Таким образом, Организация Объединенных Наций, членом, которой является и Россия, ответила на вопрос: законно это восстание или незаконно? Нравственно или безнравственно? Если законно, значит нравственно. Если нравственно, значит Ваули, есть не только мифологический герой ненецкого, хантыйского и мансийского народов Севера, а есть реальный герой, биография которого еще не написана.
Задача исторической науки до конца разобраться в личности Ваули Пиеттомина и написать его научную, а не ангажированную, политически заказную, биографию. В противном случае будут рождаться новые мифы, новые сказы вокруг личности Ваули.
Анисимкова создала образ живого Ваули. Ее Ваули – это народный герой со всеми вытекающими отсюда выводами. Герой, которого власть, будь она имперская, российская, национальная ненецкая, не любила и не будет любить, так как такие герои угрожают благополучию и богатству власти, поэтому для любой власти он будет антигероем.
Считаю, что Ваули – этот символ борьбы против угнетения, несправедливости, насилия, против голода и болезней.
Роман учит тому, что Сибирь, Россия могут быть сильными только едиными, что нельзя доводить народ до нищеты, ни большой, ни малый, что необходимо строить в экономике справедливые отношения, проводить взвешенную национальную политику.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1) Ваули Пиеттомин. Из истории социальных движений хантэ и ненцев в XIX в. Омск: Обл. гос. изд-во, 1940 г.
2) Горбачева Н.Н. Заметки о прозе М. Анисимковой/Н.Н. Горбачева //Космос Севера. - Екатеринбург, 2000г. Вып. 2.
3) «Русская старина», 1881 г., октябрь.
4) «Тобольский Архив», Тобольск, 1936 г.
5) Творчество Маргариты Анисимковой «Ваули реальный и Ваули из легенды»,Ступников Н.Г., Вестник Тюменского государственного университета, Выпуск 2014г., №4.
6) Терещенко Н.М. Ненцы // Системы личных имен у народов мира. М.:
Наука, 1989 г. 12) Славин, «Самоеды-грабители в Обдорском крае», «Ежегодник Тобольского музея», вып. XIX, 1909. — «Самоедский праздник в Обдорске», «Тобольские губернские ведомости», № 9, 1 марта 1858 г. 12) Славин, «Самоеды-грабители в Обдорском крае», «Ежегодник Тобольского музея», вып. XIX, 1909. — «Самоедский праздник в Обдорске», «Тобольские губернские ведомости», № 9, 1 марта 1858 г. Путешествие через Московию Корнилия де Бруина. 1701, 1708 // Северные ворота России. Сообщения путешественников XVI–XVIII веков об Архангельске и Архангельской губернии. \Сост., вступ. ст., примечание
7).. Д. Николаева. М.: ОГИ, 2009г. Судьбы народов Обь-Иртышского Севера: (Из истории национально-государственного строительства. 1822–1941): Сб. док. / Сост. Н.Д. Радченко, М.А. Смирнова Тюмень, 1994 г.
5) Творчество писателей Обь-Иртышья. (В 3 кн.). Кн. 2 / Е. П. Каргаполов. – Шумиха: Шумих. межрайон. тип, 2011г.
8) Лайтер В. Дочь России / В. Лайтер // Варта. – 1998г.
Интернет-источники:
1) http://www.ipdn.ru/rics/va/_private/a30/135-145.pdf
2) http://www.nlr.ru/
В Китае испытали "автобус будущего"
Весенняя сказка
Сорняки
Будьте как солнце!
Н. Гумилёв. Жираф