Представлена творческая работа ученицы 11 класса, представляющая собой анализ произведения, посвященного конкретно-исторической теме ВОВ.
Вложение | Размер |
---|---|
hodykina_asya_naveki_19-letnie.doc | 342 КБ |
Анкета
Фамилия, имя, отчество: Ходыкина Анастасия Сергеевна
Страна: Россия
Регион: Белгородская область
Название образовательной организации (по уставу): МАОУ «Гимназия №1»
Класс: 11 «В»
Тема письменной работы: МЫ – СТАРЕЮЩИЕ, А ОНИ – ДЕВЯТНАДЦАТИЛЕТНИЕ
Контактные телефоны: +79524386994
Домашний адрес: ул. Князя Трубецкого, д. 57, кв. 16
e-mail: aikenbeiker@inbox.ru
Мы – стареющие, а они - девятнадцатилетние
Что может быть страшнее книг о войне? Наверное, только настоящая война. Для последующих поколений навсегда останется загадкой, как могли они - обычные семнадцатилетние, восемнадцатилетние мальчишки и девчонки - жить и вести себя так мужественно во время чудовищной трагедии, в которой, увы, им отводились главные роли. Они ни в чём не провинились, они не заслуживали этого. Мы до сих пор слышим горькие рассказы калек, вернувшихся с фронта. Мы и сейчас помним восторженных победителей, рвущихся домой к семьям, родным, любимым, к мирному труду. Кто может сказать, насколько горькими слезами заливались четыре бесконечных года войны матери солдат, испытывая физические муки от кровавых мозолей на руках из-за непосильного труда; нестерпимо тоскующие по мужьям, сыновьям, братьям и любимым? Ушли в прошлое и стали забываться муки всего народа. Оставляют нас последние участники ужасных побоищ, покидают и те, кто голодал в тылу, отдавая действующей армии последние крохи.
Какой силой духа надо обладать для того, чтобы грудью защищать Отечество? Чтобы погибнуть, но не отступить? Может ли кто-то сейчас дать ответы на эти вопросы и понять, что тогда чувствовали юноши и девушки, в большинстве своём оставшиеся там, в сырой земле передовых?
Мне кажется, что именно эти, непрерывным потоком идущие вопросы, терзали душу писателя, боль которого воплотилась в самом названии его романа "Навеки - девятнадцатилетние".
Г. Бакланов рушит законы времени, затрагивая проблемы, которые не вписываются в пространственно-временные рамки. Мы - стареющие, а они - девятнадцатилетние. Навеки и вовеки веков. Вот и звучат в сознании заключительные строки Православной молитвы за тех, кто пошел против времени. Кто положил "душу свою за друзей своих" (Евангелие).
Г. Бакланов - известный прозаик фронтового поколения, представитель "лейтенантской" прозы. Сила его произведений заключается в реализме, который всегда играл роль связующей нити между поколениями. Зная биографию Григория Бакланова, мы можем подумать, что он пишет только о себе, не отступая от пережитых им событий. Однако это не так. Писатель умело сочетает факты из собственной жизни и судьбы целой массы людей - поколения девятнадцатилетних, на чьи плечи свалилось тяжкое бремя войны.
Прочитав лишь приведённый фрагмент текста из повести "Навеки - девятнадцатилетние", можно увидеть не только красивые речевые обороты и средства художественной выразительности, но и многозначительные символы, скрывающие нечто важное. Мотив иррациональности репрезентируется автором через образ пшеницы, этот символ плодородия и земли, богатства и жизни. Когда неубранное поле пшеницы разрывает снарядами и минами, разрываются на куски и богатство, и жизнь ("Неубранное поле пшеницы между нашими и немецкими окопами всё больше осыпалось от разрывов, чёрные воронки пятнили его"). Мысль о горе земли русской, страдающей от вражеских снарядов, является ключевой в творчестве известного художника, моего земляка С. Косенкова. Светлая, нетронутая пшеница на его полотнах отождествляется с миром и покоем, разрушенным войной. Почти странной кажется мысль художника о том, что остается только то, что переродилось в искусстве. Мне думается, что прах войны не развеется во времени и пространстве, он впитается в землю, в каждую травинку и колос пшеницы. Он жадно въестся в плоть народа и передастся поколениям.
Г. Бакланов показывает войну как безумную силу, полную злобы, которая пытается разрушить даже вечную природу. Мое внимание привлекло следующее предложение, обрамленное, на мой взгляд, аурой символизма: "В жаркий полдень вспыхнуло от снаряда хлебное поле". Полдень - это время, когда солнце стоит в зените. Читая эти строки, мы ждем, что вспыхнет именно солнце, разошлет всем добрую весть об отступлении врага. Писатель разрывает устоявшееся в сознании русского человека словосочетание «солнце вспыхнуло», возбуждая в читателях чувство внутреннего сопротивления: «Так быть не должно». Полуденная жара символизирует накал, напряжение, точку кипения, что напрямую связано со вспыхнувшим от снаряда полем.
Метафора "...в дым и пыль садилось в тылу у немцев отяжелелое солнце..." имеет драматичный характер. Она окрашена автором в мрачные краски, так как измученное войной солнце (символ тепла и жизни) не только окружен зловещими дымом и пылью, но оказывается будто бы в плену у врага. Перед нами явное предзнаменование беды, завуалированное искусно подобранной метафорой.
Говорить о символах, с помощью которых Бакланов даёт понять читателю основную мысль текста, можно бесконечно. Но в чём заключается эта мысль?
Когда я думаю о войне, мое сознание рисует лица. Поток лиц. Нет, не размытых, а прочерченных так выпукло, как никогда. Глаза будто смотрят сквозь меня, сквозь время. Сомкнутые губы мужественно сдерживают крик, который сотнями ножей ранит изнутри. Склонившаяся голова знак не покоренности, а скорее смиренности и готовности вручить душу свою в руки Господа. Забываются ужасные военные годы. Уходят из жизни люди, которые воевали, и люди, которые, будучи детьми, видели весь этот мрак. Что хочет сказать нам писатель? В своих произведениях Бакланов выдвигает на первый план не политический, а нравственный аспект. Какая бы ни была война, какой бы национальности ни был солдат, мы всегда сочувствуем сверстникам. "Навеки - девятнадцатилетние" является для Бакланова повествованием о своём поколении, потому что из двадцати ребят-одноклассников, ушедших на фронт, он вернулся один.
Главный герой повести - разведчик и телефонист Третьяков, который фигурирует в приведённом фрагменте повести. Основная мысль текста заключена в его воспоминаниях и размышлениях: "Неужели только великие люди не исчезают вовсе? Неужели только им суждено и посмертно оставаться среди живущих?" Герой смотрит на своих товарищей, которые завтракают, сидя на траве, и задаётся вопросом: неужто от этих обычных, пока что не великих людей ничего не останется, как не осталось от сидевших на этом самом же месте год или два назад? Человеку нужны не пресловутые великие личности, а конкретные родные люди. Третьяков с грустью вспоминает о медленной смерти одного из своих бывших друзей-разведчиков, который мужественно выполнял свой долг перед родиной, однако не стал великим. И данным примером автор хочет сказать не о смерти единственного оставшегося безызвестным человека, а о многих тысячах "зарытых и незарытых", пропавших без вести и погибших в гуще военных сражений.
Потомки не должны забывать подвиги простых солдат и офицеров, подаривших человечеству мир и свободу ценой своей жизни. Правдива цитата из повести: "И кто разделит великих и невеликих, когда они ещё пожить не успели?" Ни одна фамилия фронтовиков и тружеников тыла, блокадников и малолетних узников лагерей не должна уйти в небытие. Мы с волнением читаем о судьбах молодых поэтов и писателей, не вернувшихся с фронта. Кто знает, возможно, кому-то из взвода Третьякова было суждено стать тем самым великим? Однако война не щадит жизни людей. Война - это нечто, которое не будет разбираться в человеческих талантах и умениях, сметая всё светлое на своём пути.
Третьяков служит неким "рупором" для выражения авторского мнения о войне. Ведь и самому Бакланову, вернувшемуся с фронта, хотелось, чтобы люди помнили и погибших солдат, и тех, кто вынес муки войны. Хотелось, чтобы их подвиги оценивали по достоинству и не принижали. Хотелось, чтобы потомки поняли, что они тоже не менее великие, чем Пушкин или Ломоносов. А почему же хотелось? Многие писатели прошли это тяжкое испытание. Кто-то из них погиб или получил тяжёлые раны, кто-то уцелел в огне войны. Именно поэтому они до сих пор пишут о войне, поэтому снова и снова рассказывают о том, что стало не только их личной болью, но и трагедией целого поколения. Они не могут уйти из жизни, не предупредив людей об опасности, которую несёт забвенье уроков прошлого. Г. Бакланов относится к их числу и пишет о войне и о военном быте с той же целью. Только взгляните, как автор описывает сцену привала солдат - так легко и непринуждённо мог бы говорить лишь человек, побывавший там, вместе с завтракающим взводом, в военно-бытовой атмосфере. Из мелких штрихов автор создаёт завершённую картину. Даже "крупная соль", упомянутая в описании, подчёркивает грубость и резкость, царящие в мужской компании.
Я помню множество произведений о войне, где затрагивались важнейшие её проблемы. И каждое из них удивляет меня своей смысловой нагрузкой. Например, я хорошо запомнила эпизод военного сражения из романа Юрия Бондарева "Горячий снег". Перед солдатами поставлена задача любой ценой не дать врагу прорваться к Сталинграду. Суров был приказ генерала Бессонова: "Ни шагу назад! И выбивать танки. Стоять и о смерти забыть!" Солдаты понимают, что нужно подчиняться. Однако больше всего поражает командир, который обрекает на верную гибель своих подчинённых. Распоряжаться жизнью других людей - дело великое и ответственное. Третьяков, перевязывая ослабевающего товарища-разведчика, ощущал ответственность за его жизнь, несмотря на то что вроде бы и не должен был чувствовать угрызения совести в случае его гибели. Но человеческие эмоции не подчиняются логике. Вот и в тот момент, когда Третьякову положено было ненавидеть врага всей душой, он "с удивлением не находил в себе ни злобы к нему, ни ненависти, хоть немец этот только что в него стрелял".
Человеческая память хранит в себе и опыт многих предшествующих нам поколений, и опыт каждого. Так пускай эти память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье. Мы помним о каждом солдате, не вернувшемся с войны, помним, какой ценой он добыл победу. Помним вовеки веков.
Под парусами
Ералаш
Сверчок
Любили тебя без особых причин...
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"