О роли учителя в становлении личности человека.
Вложение | Размер |
---|---|
vysokoe_zvanie_-_uchitel.docx | 50.4 КБ |
Высокое звание - Учитель
Есть такая профессия - «сеять разумное, доброе, вечное»… И профессия эта – учитель, по праву считающаяся одной из самых важных и ответственных на Земле, потому что именно учитель формирует характер человека, помогает ему познать мир, который таит в себе много неизведанного.
Когда мы произносим слово «учитель», то в нашей памяти возникает образ человека, который ввёл нас в мир знаний, полный тайн и открытий. Научил видеть прекрасное в самых обыденных явлениях действительности. Заставил задуматься о добре и зле, о красоте природы и величии человеческого духа, об ответственности за всё, что нас окружает. Мудро, без излишней назидательности предостерегал от необдуманных поступков, которые потом лежали бы на сердце тяжёлым грузом, и ты не смог бы от него освободиться, как бы горячо ни желал этого. Вместе с ним день за днём мы постигали самую трудную науку, науку человечности: учились доброте, милосердию, великодушию и терпимости.
К образу учителя обращались многие писатели. Так, глубокий след в моей душе оставил рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского», в котором повествуется о том, как молодая учительница, чтобы помочь голодному, но гордому мальчику, нарочно проигрывает ему деньги в азартную детскую игру. Директор, заставший их за этим занятием, вынуждает её уволиться. Пожертвовала своей личной жизнью ради учеников и героиня повести А.А. Лиханова «Благие намерения» Надежда Георгиевна. Нельзя не восхищаться и героическим поступком сельского учителя Мороза, героя повести В.В. Быкова «Обелиск», который сам явился в полицию, чтобы разделить судьбу своих учеников, схваченных полицаями. Конечно, он понимал, что его ждёт смерть, но не мог поступить иначе: предать мальчишек, веривших ему. Свой человеческий и учительский долг Алесь Иванович видел в том, чтобы быть рядом со своими учениками в последний час их жизни. Благодаря Морозу удалось спастись одному из пленников – Павлику Миклашевичу, который тоже впоследствии стал учителем и продолжил его дело.
Образ учителя занимает важное место и в творчестве Александра Викторовича Костюнина, потому что в руках учителя - судьбы детей. Так, в рассказе «Рукавичка» Алла Ивановна Гришина безжалостно погубила первоклассника Юрку Гурова, при всём классе назвав его вором. В результате этого мальчик стал изгоем: «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье». В течение восьми школьных лет одноклассники унижали Юрку, придумывая для этого самые изощрённые способы. Не изменилось к нему отношение односельчан и впоследствии. Через тридцать лет Юра Гуров, доведённый до отчаяния, решился на самоубийство: он повесился в своём сарае. Отнесись к нему тогда, тридцать лет назад, Алла Ивановна с пониманием, этой трагедии бы не случилось. Но, вероятно, ей было совершенно незнакомо чувство сострадания, а её сердце до такой степени очерствело, что она забыла о высоком предназначении учителя – учить добру, а не разжигать в своих учениках «биологическую потребность возвыситься над слабым». Но, к счастью, такие учителя, как Алла Ивановна, встречаются редко. Большинство же педагогов – это добрые, отзывчивые люди, понимающие и любящие детей. Одним из таких наставников является герой рассказа «Поводырь» Антонин Карлович Качмарик.
Повествование в рассказе, как и в других произведениях А.В. Костюнина, ведётся от первого лица. Рассказчиком здесь выступает директор школы искусств Магомед Агаев, который делится с автором – повествователем своими воспоминаниями о годах учёбы в интернате города Дербента, куда его определили после окончания четырёх классов.
Оказавшись вдали от родных, Магомед очень скучал по дому и чувствовал себя таким одиноким, что ему хотелось плакать. Всё изменилось после того, как мальчик познакомился с учителем музыки Антонином Карловичем Качмариком, который пригласил Магомеда на кружок, где мальчик стал постигать азы музыкального искусства. Сразу же Антонин Карлович обнаружил в нём незаурядные музыкальные способности, которые необходимо было развивать. Попав в волшебный мир музыки и добрые руки учителя, Магомед воспрянул духом. Через год он научился играть на кларнете и стал, по его словам, «первой скрипкой в оркестре».
С каждым днём Антонин Карлович становился для мальчика всё ближе и ближе и вскоре стал настоящим другом и наставником. Магомед старался во всём помогать учителю, так как тот был совершенно слеп. Он провожал его домой или в другую школу, где Антонин Карлович тоже вёл уроки музыки. Защищал от проделок одноклассников, которые, пользуясь беспомощностью учителя, обманывали его. Терпел насмешки мальчишек, прозвавших его «поводырём», и даже побои местных подростков. Но любовь и уважение к учителю помогали ему быть выше насмешек и грубости.
Благодаря учителю Магомед добился больших успехов в музыке, поэтому решил с ней связать свою дальнейшую судьбу. Ему хотелось продолжить учёбу в Дербентском музыкальном училище, но сделать это было нелегко: Магомед не являлся выпускником профильной школы. И здесь ему помог любимый учитель. В музыкальном мире города его имя знали все: «многие именитые виртуозы» были «обязаны начальным шагам в мире гармонии звуков первому Устазу, этому скромному слепому музыканту».
Теперь Магомед, став уже директором школы искусств, ни на минуту не забывает о своём наставнике – «поводыре», который, даже будучи мёртвым, продолжает вести его по жизни, указывая верный путь и предостерегая от ошибок.
Такой же любящей детей и вызывающей в них ответную любовь предстаёт перед читателями в эссе «Вера» учительница начальных классов, которая, как могла, учила детей «добру и любви». Немало горьких слёз пролили её ученики, когда учительницу «выгнали» из школы: она осмелилась в советские времена организовать кружок по изучению Библии. Через четыре года повествователь случайно встретил её в интернате для глухонемых детей, где она, лишённая властями возможности обучать детей, имеющих слух, продолжала и здесь выполнять свою миссию – учила глухонемых детей, «азбуке любви», «азбуке глубокой, необъятной и вечной, как мир».
Читая эти произведения, я мысленно представляла себе свою первую учительницу – Моромову Марию Анатольевну, и только теперь осознала, насколько мне повезло с первым учителем. Мария Анатольевна умела каждого успокоить, каждому помочь, если у нас что – то не получалось. А главное – учила нас быть великодушными и терпимыми друг к другу. День за днём она щедро дарила нам крупинки добра, хранившиеся в её сердце. Конечно, мы не всегда были послушными: как и всем детям, нам хотелось пошалить. Иногда мы ссорились, получали двойки, но благодаря Марии Анатольевне никто не чувствовал себя отверженным и одиноким. Все знали, что здесь их любят и всегда помогут, если с кем – то вдруг случится неприятность.
Теперь мы учимся уже в десятом классе, но Мария Анатольевна по – прежнему рядом с нами. Она от всей души радуется нашим успехам и огорчается, если у нас что – то не получается. Я нередко обращаюсь к ней за советом. Её чуткость и отзывчивость помогают мне справиться со своими переживаниями и сомнениями. Оказавшись в сложной ситуации, я всегда мысленно спрашиваю себя, а как бы поступила на моём месте Мария Анатольевна. Это помогает мне сделать правильный выбор. Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне радость общения с таким прекрасным человеком, как Мария Анатольевна, моя любимая учительница. Она навсегда останется для меня примером для подражания, моим кумиром, близким и родным человеком.
Так хочется, чтобы Мария Анатольевна всегда гордилась нами, своими учениками…
Учительница первая моя!
Ваш образ светлый, словно талисман,
Хранит от неудач меня.
Ни злоба, ни обман
Мне не страшны, пока
Вы помните о нас, своих учениках.
Пусть жизнь течёт, как бурная река,
Но в Ваших мы останемся глазах
Всё теми ж шаловливыми детьми,
Какими к вам пришли мы в первый класс.
Мы обещаем стать достойными людьми,
Чтоб не было Вам стыдно никогда за нас!
Две лягушки
На берегу Байкала
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Шум и человек
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью