Исследовательские проекты по краеведению
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.zip | 1.58 МБ |
literaturnoe_kraevedenie.zip | 1.38 МБ |
Таловский муниципальный район Воронежской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бирюченская основная общеобразовательная школа
Районная экологическая конференция «Природа родного края»
номинация «Как прекрасен этот мир»
Исследовательская работа
«Всё остается людям»
(Писатель Г.Н. Троепольский, рассказавший о природе Воронежского края)
Выполнил:
ученик 7 класса
Казьмин Александр,
Руководитель:
учитель русского языка и
литературы
Рындина И.В.
2016 год
с. Бирюч
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………. 3-4
Биография Г. Н. Троепольского……………………………………… 5-6
«Во имя жизни на Земле»…………………………………………….. 7-10
Заключение…………………………………………………………….. 11
Используемая литература …………………………………………….. 12
Приложение…………………………………………………………….. 13
Введение
Богато литературное наследие Воронежского края. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Изучать их биографию, творческий путь, погружаться в мир примечательных человеческих судеб - довольно интересное и увлекательное занятие.
При изучении литературного наследия, в работе с различными справочниками и энциклопедиями передо мной неожиданно раскрываются новые биографические факты, иногда переплетения человеческих судеб заставляют задуматься, открыть что-то новое, еще неизвестное читателям и слушателям.
Тема исследовательской работы «Всё остается людям» (Писатель Г.Н. Троепольский, рассказавший о природе Воронежского края). Я решил рассказать о воронежском писателе, который всю жизнь выступал в защиту природы.
Проблематика исследовательской работы состоит в изучении нового и интересного о родных просторах, а также бережном отношении к окружающему миру.
Выполняя исследовательскую работу, я поставил перед собой цель:
изучить творчество воронежского писателя Г. Н. Троепольского как певца земледельческого труда, очарованного красотой родной природы.
Задачи:
- исследовать биографию и творческую деятельность Г. Н. Троепольского;
- изучить информацию из различных источников;
- через исследовательскую работу познакомить всех с творчеством Г. Н. Троепольского, его отношением к природе родного края.
Объект исследования - бережное отношение писателя ко всему живому.
Предмет исследования: произведения Г. Н. Троепольского: повесть «В камышах», публицистический очерк «О реках, почвах и прочем».
Теоретическая значимость моего исследования заключается в знакомстве с произведениями Г. Н. Троепольского о родной природе и ее защите.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям Г. Н. Троепольского.
Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о писателе Троепольском как защитнике природы родного края.
В работе использовались различные методы исследования: метод изучения литературы и Интернет-ресурсов, классификация собранного материала в хронологическом порядке.
Глава 1. Биография Троепольского Г.Н.
Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 г. в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка Грибановского района Воронежской области) в семье священника.
Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, в 1931-1954 колхозным агрономом. На всю жизнь осталось в нем уважение к крестьянскому труду.
По обстоятельствам времени Г.Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях: начинал в Новохоперской гимназии (3 класса), продолжал в Новогольской школе 2-й ступени, а после ее закрытия окончил в Новохоперске последний класс. Уже со средним образованием он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (с. Алешки Борисоглебского уезда).
Изучая биографию писателя, я узнал, что после окончания школы будущий литератор учился в сельскохозяйственном училище в г. Борисоглебске. Затем работал учителем в сельских школах. Потом перешел на агрономическую работу. Ставил опыты по агротехнике, занимался селекцией.
Троепольский учительствовал недалеко от родных мест - в селах Питим и Махровка. Весной 1931 года он получил возможность работать по агрономии, сначала младшим научным сотрудником, а затем - заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции.
С 1936 года Г. Троепольский в г. Острогожске заведует опорным пунктом той же станции, а с 1937-го до января 1954 года он - заведующий Острогожским государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам; здесь же вел и селекцию проса, один из выведенных им сортов был районирован в Центральной Черноземной зоне («Острогожское-9»). Материалы наблюдений и селекции в Острогожском сортоучастке Г. Троепольский обобщил в нескольких научных работах.
Почти четверть века было отдано агрономии, четверть века прожито в небольшом городе Острогожске. Лишь в 1959 году, будучи профессиональным писателем, Г. Троепольский переехал в Воронеж, здесь он и прожил в доме по ул. Чайковского свои плодотворные годы.
Подспудно литература влекла Г. Троепольского с юношества. Еще в школе он пытался вместить в слова открывшуюся ему красоту родной земли, картины деревенского быта, и десятилетия спустя в роман «Чернозем» вошли и строки шестнадцатилетнего юноши, написанные в 1921 году.
На всю жизнь осталась в Троепольском добрая память о молодом учителе Новогольской школы Григории Романовиче Ширме. Он увлекал учеников своей любовью к великой русской литературе, преданностью ее заветам. Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под его влиянием: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».
Учителю и ученику, народному артисту СССР, художественному руководителю Государственной академической капеллы Белорусской ССР Г. Р. Ширме и писателю Троепольскому, суждена была через много лет счастливая встреча.
В пору учительства Троепольский продолжал писать. Однажды он показал свои опыты случившемуся в Махровке писателю Н. Никандрову. Известный по тем временам писатель посоветовал не спешить, не посылать рукопись, «а писать вам надо обязательно». Видимо, разглядел Никандров в молодом Троепольском человека, способного к серьезной взыскательной самооценке, к честному обращению со словом. И не ошибся.
Писатель скончался в июле 1995 г. Остались его книги, благодарные читатели, ученики… Осталась его вера в победу мудрости, доброты и человечности.
На доме №8 по улице Чайковского, где жил писатель, установлена мемориальная доска [Приложение 1]. В 2005 году имя Троепольского присвоено Воронежской детской библиотеке.
Одна из улиц г. Воронежа (в пос. Подгорное) названа в честь писателя.
Книги писателя переведены на 52 языка.
Глава 2. «Во имя жизни на Земле»
«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. В литературу Троепольский принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...»
«Жизнь идет, - любит повторять писатель, то с радостью и надеждой, то с печалью и болью. – Жизнь идет. Она стучится в сердце каждого. Иное сердце отзовется, а иное останется глухим. Но все равно жизнь идет» [2, с. 346].
Идет жизнь – значит, шумят благодатные дожди, дышит чернозем, торжествует здравый смысл природы и человека.
«Тетради охотника» образовали повесть «В камышах» (1963). Тут не однообразие формы, тут стремление к достоверности, тут нежелание или даже невозможность отделить повествователя от материала, превратить его в стороннего наблюдателя. Тихон Иванович Перегудов ведет свою лодочку сквозь камыши, и душа его покойна и счастлива, и радостен его рассказ о красоте Тихой Ольхи, о друзьях-охотниках, людях такой близкой и понятной крестьянской судьбы.
Речка Тихая Ольха, озера, протоки, «необозримые пространства камышей» для Перегудова не просто место очередной охоты; здесь бороздили воду долбленки отца, дедов и прадедов, здесь заветная часть родины, всей жизни, запасник красоты и воли, край нетронутой, не испорченной человеком природы.
«Спокойна здесь Тихая Ольха. Камыши отражаются как в зеркале, высокой стеной: вверху камыши, внизу камыши. Заглушите моторчик, послушайте реку вечером и смотрите на воду. Месяц трепещет в ней, как большая серебряная плотва: то он дрожит, то бьется. Плеснет рыба, оставив круги. Они все шире и шире – так и кажется, вот-вот они зазвучат. А месяц, шалун, уже бросился в тот круг и притворяется себе, будто попался, запутался, – играет. Так охотники и говорят: «Месяц играет».
У Троепольского мир природы учит и лечит человека, помогает ему жить.
Человек старается отвечать тем же. Любимые герои писателя счастливы, когда заново открывают для себя красоту, обдуманность, целесообразность обступающего их живого мира.
Сорок лет охоты за плечами Перегудова, а он по-прежнему чувствует себя на Тихой Ольхе учеником. Его потрясает нежная свадьба серых цапель, ему бесконечно интересны и жучки-вертячки с их поразительными глазами, и на редкость самостоятельные цыплята болотной курочки… «Здесь ничего не стараешься запомнить, но ничего и никогда не забываешь» [1, с. 69].
И «ворона ищет счастья» [1, с. 8], - сочувственно усмехнется Перегудов, посматривая на воронье житье. «Даже мертвый стебель не сдается!» - поразится он стойкости старого стебля камыша, ждущего, когда окрепнет молодой отросточек от его корня. И порадуется он трогательной взаимопомощи птиц, предупреждающих друг друга о приближении коршуна. И навсегда запомнит величественные «в своем неповиновении» «любому бурану» камыши: «Их можно только согнуть, но сломать – никогда» [1, с.149-150].
Очеловеченная природа – обычное дело, но эта вечная живая новизна мира неисчерпаема, лишь бы глаза видели, лишь бы душа в ответ не смолчала.
Знания, опыт, весь уклад жизни агронома, усвоенное миропонимание естественника многое предопределили во взглядах писателя, обострив чуткость к судьбам всего живого. Троепольский не устает напоминать о бесконечном разумнейшем многообразии жизни, о её внутренней организованности и саморегуляции. Его страшит, когда человек встревает в дела природы своими скороспелыми проектами.
В середине 1960-х на всю страну прозвучало публицистическое слово Троепольского: «О реках, почвах и прочем» (Новый мир. 1965. №1), «Сколько воды человеку нужно?» (Правда. 1966. 4 сент.) и «Об осушении и "осушении"» (Там же. 1966 г. 5 сентября). Эти «экологические» статьи прозаика вызвали большой общественный резонанс и заметно осложнили жизнь самому Троепольскому, посмевшему объявить войну чиновникам и губителям природы.
«…Еду на лодке по Тихой Сосне. По той самой реке, которую в повести «В камышах» назвал Тихой Ольхой. Такое изменение я сделал тогда только потому, что персонажи были или вымышлены полностью, или обобщены, отражали черты нескольких лиц. Не ведал я того, что вместо милых сердцу людей мне придется писать о губителях рек…
Итак, еду. Не радует звук моторчика «чайка». Река уже не та. Прошло только два года, и уже она не та. В низовье уровень ее упал на два с лишним метра… Обнаженные корни деревьев и камыша… Как мертвые спруты, лежат корневища белых лилий. За селом Рыбное на обнаженных кручах налимьи норы зияют, как раны, а на отвесных берегах жуткие космы погибшей осоки и прибрежного камыша. Рыба ушла… Потом – так называемый прокоп для спрямления русла: глубокий фиорд с отвесными стенами, на верху которых гигантские брустверы. Здесь воды на полметра, а тины – больше. Рыбы – тоже никакой… В прокопе у Байдака гудит бурун – это уничтожена естественная вековая плотина, устроенная самой природой. Тут нанесена реке смертельная рана… Кто это сделал? Зачем?..»
Статья Троепольского «О реках, почвах и прочем» и поныне сохраняет свою актуальность. Это один из лучших образцов публицистической литературы шестидесятых годов. Статья покоряет полным знанием предмета, последовательным отношением к народу как к хозяину земли, рек и лесов, страстным утверждением «закона многообразия» в сельском хозяйстве, во всех делах человеческих. «Всякое приведение к рецептам и однообразию методов и приемов, - писал Троепольский, - подавляет инициативу умных и иногда выдвигает на первый план сильно неумных» [4, с. 209].
«…Можно перечислить десятка полтора высохших маленьких рек только в одной Воронежской области. То же происходит и в других областях Центрально-Черноземной полосы России.
Профессор А.А. Дубянский, ученый с мировой известностью, непререкаемый авторитет в области гидрогеологии, утверждает, что режим питания наших степных рек подземными водами изменяется в отрицательную сторону.
Совершенно очевидно, что общая площадь водного зеркала степных рек уменьшается катастрофически даже и не в геологическом представлении. Это отчетливо заметно за время одной человеческой жизни, а в ряде случаев за полтора-два десятилетия…»
«…Вопрос о воде и почвах чрезвычайно важный во всех смыслах для развития сельского хозяйства Черноземного края, а следовательно, и для благополучия его жителей в настоящее время и в будущее, близкое и далекое. Полагаю, что все члены исполкома полностью согласны с этим. Мне не хотелось бы сомневаться в том, что в своем решении исполком будет исходить именно из этой концепции. Ведь осушено тринадцать рек! Что сталось с ними? Загублены или не загублены они? Как такое «комплексное мероприятие» отразилось на благополучии населения? Надо или не надо так резко понижать уровень воды в реках степи и увеличивать расходы воды? Создается такое впечатление, будто бы эти вопросы не поднимались ни в печати, ни в письмах населения в разные организации…»
Троепольский и в публицистике оставался самим собой. Все написанное, высказанное, сделанное объединяет, сращивает ясная программа: учет всего бесконечного разнообразия и целесообразности живой жизни, уважение и любовь к ней, уроки у неё, отпор любому шаблону, стискивающему живое вещество, отказ от одностороннего подхода к человеку и его делу.
Писатель прожил долгую жизнь, оставаясь человеком деятельного добра, неравнодушным, смелым и честным. Воронежцы всегда гордились своим земляком, поэтому Г. Н. Троепольский стал одним из первых Почетных граждан Воронежа.
Заключение
Очень важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей родины, гордиться своим краем. Литература родного края - это часть национальной литературы.
На основании данного исследования я могу сделать вывод, что литературная жизнь воронежского писателя Гавриила Николаевича Троепольского, действительно очень интересна и познавательна. Подробно изучив творческий путь Г. Н. Троепольского, я узнал, что он прожил трудную, неспокойную, но достойную жизнь. Он оставил литературные произведения, научно-публицистические очерки о родной воронежской земле, был её защитником, благодетелем.
«Жить жизнью народа - его горестями и радостями - это самая большая правда для литератора», - сказал как-то Троепольский.
Несомненно, имя Г. Н. Троепольского не должно быть забыто, а его творческие работы должны издаваться, чтобы наши потомки знали, помнили и ценили своих воронежских писателей-борцов родной природы, ценителей и открывателей красоты живого мира.
Интернет-ресурсы:
1.Краеведческийинтернет-ресурс «Детям о Воронежском крае» http://www.okrae.odbvrn.ru/aboutproject
2.http://www.troepolskiy.com/biograf/index.htm
3.Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru
4.http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/troepolski_gn.php
Используемая литература:
1. Г. Троепольский. В камышах. Воронеж, 1969.
2. Г. Троепольский. Здравый смысл. М., 1975.
3. Г. Троепольский. Сочинения в трех томах. Том 2, Воронеж, 1977.
4. «Новый мир», 1965, №1.
5. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Библиографический словарь. Том 3. П - Я.
6. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Приложение 1
Мемориальная доска на ул. Чайковского, д. №8
д. №8 на ул. Чайковского
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бирюченская основная общеобразовательная школа
Таловского муниципального района
Воронежской области
«Литературное краеведение»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Великая сила слова…»
Выполнил: Казьмин Александр Александрович,
ученик 7 класса МКОУ Бирюченской ООШ
Руководитель: Рындина Инна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Бирюченской ООШ
Бирюч
2015
Содержание
стр.
Введение 3-4
Глава 1. Малая моя родина 5
1.1 Поэты земли бирюченской 5-9
1.2 Валентина Пискарева - моя родственница 9-10
Заключение 11-12
Используемая литература 13
Приложение 14-28
Введение
У меня не вызывает сомнения, что в наш суровый век, простое человеческое слово, тихое, негромкое слово поэта, заставляет плакать и радоваться, сопереживать страданиям, восхищаться подвигами, удивляться силе человеческого духа, приобщает наше поколение к истокам самосознания, без которых немыслимо полноценное духовное и творческое развитие личности.
Ни для кого не секрет, что нашим поколением потеряно искусство жить в ладу с природой, а значит, и с самим собой, друг с другом.
Сегодня очень важно наполнить нашу жизнь благородными чувствами, которые окрашивали бы все, что мы в этом возрасте познаем и делаем. Это жизненно необходимо как для меня, так и для моих сверстников.
Поэтому в своей работе я обращаюсь к творчеству местных поэтов, очень опытных и мудрых людей, которые считают, что очень важно заронить в сердца современных детей ростки чувства любви к своей Родине, «малой» и «большой». А патриотизм – это чувство любви к природе родных мест. Я считаю, что стихотворения о родной земле, о красоте родной природы воспитывают в нас не только любовь к малой Родине, но и стремление к таким идеалам, как добро, правда, истина, красота, справедливость. Они изначально заложены в человеке, а стало быть, являются природными и естественными идеалами. Для нас это станет опорой в жизни, духовным становлением.
Проблема: сегодня в российском обществе актуальна проблема сохранения культуры родного края.
Объектом исследования является творчество поэтов с. Бирюч.
Предмет исследования – произведения местных поэтов.
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью помочь сверстникам приобщиться к духовным ценностям на основе творчества местных поэтов.
Теоретической основой проведенного исследования послужили сборники стихов местных поэтов.
Основная часть материалов данного исследования, была получена в ходе бесед с жителями села. Также использованы сборники стихов, статьи из районной газеты «Заря» разных лет. К материалам, собранным в ходе исследования, относятся: фотографии, статьи, сборники стихов.
В работе использовались следующие методы научного исследования: наблюдения, работы с архивными документами, сравнения, анализа и обобщения, информирования.
Новизна исследования заключается в раскрытии фактов и подробностей жизни и творчества местных поэтов.
Гипотеза – даже поэты-самородки могут внести большой вклад в развитие и становление поэтического искусства такой большой страны как Россия. Через анализ стихотворений мы сможем расширить наши представления о родном крае, лучше понять самобытную культуру, народную мудрость.
Цель работы: изучить духовное наследие местных поэтов, ибо считаем, что поэзия – это наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться наш народ.
Задачи исследования:
∙ изучить архивный материал сельской библиотеки;
∙ систематизировать изученный материал;
∙ проанализировать выбранные стихотворения, выявить систему духовно-
нравственных ценностей местных поэтов;
∙ помочь сверстникам на основе творчества местных авторов приобщиться к духовным ценностям.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Малая моя родина
Среди полей, в глубокой сини
И для тебя, и для меня
Родной Бирюч – село в России,
Где рождены и ты, и я.
В.И.Фуфаев
Чувство любви к своей родине, доброта, нежность передается человеку с первой колыбельной песней. Каждому из нас дороги те места, где живут родные, близкие и друзья. Как и у всех, у меня тоже есть дорогой уголок – это мое родное село Бирюч. Бирюч - старинное русское село, мизерная часть великой нашей России.
Я люблю свой край за морозную зиму, за жаркое лето, за дождливую осень, за весну, когда по дорожкам бегут веселые ручейки. Мое село красиво в любое время года.
Так часто бывает, что удивительные люди живут рядом с нами, но мы о них так мало знаем! А переверни страницы биографии любого представителя старшего поколения – и откроется мир необыкновенный.
Много добрых, хороших, отзывчивых и талантливых людей проживает здесь. Бирюченская земля - благодатная земля. Здесь, полтора столетия назад, нашли приют вольные люди. Они, и следующие поколения сделали все для того, что бы поселок жил, работал, творил. Наша благодатная земля (воткни в чернозем сухую ветку – и распустится зеленая листва) родила на свет Божий не только знатных хлеборобов, животноводов, руководителей, педагогов. Неожиданно, а может быть закономерно, проросла в родную землю и потянулась к небу поэтическая речь. Вот так необъяснимо и как будто невзначай появляются в нашем крае поэты.
Может быть, мне придется уехать далеко от родного Бирюча, но навсегда в моем сердце останется его незабываемый и милый образ, как у тех поэтов, которые родились здесь, но покинули эти места давно, но любят и воспевают её в своих произведениях.
Как научиться хранить в себе способность открытия нового в старом – способность, обогащающую нас и легко утрачиваемую в суете будней? Обычно мы мало внимательны ни с чем несравнимой красе, своеобразию, к великолепной новизне родного края. Но сейчас, кажется, я слышу дыхание родной земли. Меня переполняет необъяснимое чувство: хочется смеяться и плакать одновременно. Трудно выразить словами такое состояние.
Отклик своему чувству находишь в стихотворениях местных самодеятельных авторов. В такие минуты в памяти сердца невольно возникают стихотворные строки о любви к Родине моих земляков-поэтов.
Перед тобой, читатель, редкая книга. Ты не найдешь ее на шикарных развалах современного книжного рынка. Стихи наших авторов – соль земли. Это девственно чистая, по-детски наивная деревенская поэзия, где неожиданным образом раскрывается больно ранимая, неиспорченная душа сельского жителя.
Виктор Фуфаев, Валентина Пискарева, Дарья Фуфаева, Лидия Вахнина, Мария Сулина, Наталья Михеева - эти люди, именно они напитали здешний воздух поэзией. Их родовая причастность к дому, где родился, к деревьям, к которым прижимался щекой, к тропинкам и дорогам, по которым пробежало босоногое (в прямом смысле) детство и безмерная любовь к отчему краю – все это вылилось в до боль знакомые поэтические строки. («Селянам мил, как солнца луч...)
Несказанно богат литературными талантами край мой бирюченский. Виктор Иванович Фуфаев родился 20 апреля 1946 года в селе Бирюч.
Мать - Фуфаева Ксения Семёновна, рядовая колхозница. Отец - Фуфаев Иван Иванович, работал в колхозе учетчиком, участник Великой Отечественной войны, артиллерист, офицер, умер в 1967 году.
За плечами Виктора Ивановича, старшего сына, годы учебы: семилетка в родном селе, Хреновской лесной техникум, и, наконец, Мичуринский плодоовощной институт, откуда он вышел с дипломом агронома-садовода. Много лет проработал по своей специальности.
Проживает в селе Волошино Острогожского района Воронежской области.
Проникновенно пишет он о родном крае:
Люблю свою землю, отчизну,
Село, где родился и рос,
И маму люблю больше жизни,
И дождик с грозой и без гроз.
И меньших люблю своих братьев,
Пернатых и всяких зверей,
Березы люблю в палисаде,
В лесу и в защите полей…
( «Люблю» - [5] – стр.45)
Стихи Виктора Фуфаева поучительны для молодого поколения, в них любовь к матери, Родине любимой – едины:
Три песни в сердце сохраню.
Для мамы – первую пою.
Вторую – Родине, где рос
Среди полей, её берез.
И эта песня будет ей –
России-матери моей.
А третья песня у меня
Планете-матери Земля.
И к маме, Родине, Земле
Любовь живет всегда во мне.
Ведь я их сын, мне воспевать
И Русь, и шар земной, и мать.
( «Маме. Родине. Земле.» - [5] – стр.19)
В его стихах и чувство Родины, и судьба личности, и движение русской природы, и великая любовь к детям:
Цветы на каждую поляну
Разлили синь и свет ввели.
Над ними, что аэропланы,
Во всю работают шмели.
Вновь обновляется природа
Из точек Родины моей.
С былинкой старой, прошлогодней
Уносит зиму муравей.
( «Цветы» - [5] – стр.73)
Лидия Николаевна Вахнина (в девичестве Невзорова) родилась 22 марта 1958 года в селе Бирюч в крестьянской семье. Работала страховым агентом, библиотекарем в местной школе. Занятия фотографией сподвигли Лидию Николаевну на написание книги. Так появились небольшие стихотворения, которые вошли в издание «Стишки для внучат», выпущенного в Таловской типографии. Её стихи печатались и в областной газете «Здравствуй». В 2014 году Лидия Николаевна Вахнина награждена Национальной литературной премией «Поэт года 2014».
В её стихах звучат ноты любви к семье, Родине, воспоминания о близких:
С замиранием листаю старинный альбом,
Вспоминая родные и милые лица.
Сколько судеб и чувств и открытости в нём,
Глаз любимых, где радость и счастье искрится…
( «Семейное фото» - [7] )
Моя землячка Дарья Тихоновна Фуфаева (в девичестве Пузырева) – человек удивительной, яркой судьбы. Родилась она в Бирюче в далеком 1922 году, здесь окончила семилетку. Всю свою жизнь пользовалась уважением односельчан. Избиралась депутатом местного органа власти, председателем избирательной комиссии, была секретарем, председателем Бирюченского сельсовета.
Для неё самой стало открытием, что в свои 80 лет вдруг … начнет писать стихи. И скоро уже красивые, ровные строчки стихов заняли целую тетрадь.
Дарья Тихоновна пишет о том, что видит, что чувствует, что трогает и волнует сердце, - о природе, о родном селе, о людях, о современном мире – таком родном и на удивление понятном ей, близком, потому что в нем живут её дети, внуки, правнуки, юная поросль родного Бирюча.
Как я люблю тебя, Бирюч,
Село мое родное!
Твои поля, твои луга
И небо голубое…
Люблю я родину свою,
Клочок большой России,
Где родилась я, где росла
И где детей растила.
(«Как я люблю тебя, Бирюч…» - [Приложение])
Мария Михайловна Сулина (в девичестве Фуфаева) родилась 1 июня 1948 года в селе Бирюч. Всю свою жизнь она посвятила родному краю, семье. Работала телятницей в колхозе, тридцать лет руководила художественной самодеятельностью на селе.
С любовью к матери сравнивает автор любовь к «малой» родине. С нежностью и любовью говорит она о родном крае как о самом близком и дорогом, что есть в жизни человека, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сторонка, домик, тропинка):
Любимый мой край,
Сторонка родная,
Все мило и дорого в нём.
Родительский домик с крылечком
И вишня цветет под окном.
Тропинка знакомая с детства
К родному порогу ведёт,
И чудится мне,
Что откроются двери,
И мама меня позовёт…
(«Любимый мой край…» - [Приложение])
Четырехстопный ямб с пиррихиями создает впечатление изящества и гармонии. Художественные детали конкретны, зримы, осязаемы (дом, крыльцо, порог). Они не могут не привлечь внимание человека, ощущающего себя частью родной земли. Поэтому трепетны и поэтичны. Нельзя не откликнуться на зов души местного поэта.
Природа родного края для Марии Михайловны – это всегда память о детстве. Здесь ей всё знакомо, и потому в стихах живёт ощущение покоя, гармонии и светлой радости. Эту простую истину несёт через всю свою жизнь. Эта мысль проходит через всё её творчество как гимн Родине.
Эпитеты, инверсии («любимый край, сторонка родная, тропинка знакомая с детства») придают стихотворению особую выразительность, нежность и эмоциональность.
Наталья Николаевна Михеева (в девичестве Сулина) родилась 7 апреля 1971 года в селе Бирюч. Здесь вышла замуж, родила и воспитала двоих детей, и здесь же 27 лет трудится учителем начальных классов, пойдя по стопам тёти (Черноуховой (Сулиной) Валентины Ивановны – учитель начальных классов Бирюченской школы и отца (Сулин Николай Иванович – учитель физкультуры Бирюченской школы с 1970 по 2004 гг.).
Наверное, нет такого поэта, который бы не писал о любви к своим близким. Ведь поэзия – это состояние души, а душа – это любовь. Не меньше половины всего написанного, так или иначе, связано с семьей, родственниками, знакомыми, друзьями.
Проникновенны, до боли в сердце близки, трогательны стихи Натальи Николаевны о маме:
… Не грусти, что голова седая,
Что тебе уже не двадцать пять,
Ты для нас такая ж молодая,
Как и много лет тому назад.
Ты для нас любимая, родная,
Самый главный в жизни человек…
(«В день рождения маме» - [9], стр.141)
Рассматривая творчество местных поэтов, я поразился тому, насколько ярко и чувственно они раскрывают каждую тему. Их лирика совершенно особая. В каждой строчке поэты передают свои самые сокровенные переживания.
1.2 Валентина Пискарева – моя родственница
Пискарева Валентина Михайловна (в девичестве Невзорова) родилась 29 мая 1948 года в селе Бирюч Таловского района Воронежской области. Окончила филологический факультет Воронежского пединститута. Почти 30 лет отработала в школе ст. Вешенской.
Ныне Валентина Пискарева - на пенсии, но поэзия - состояние души, потому что стихи всегда были неотъемлемой частью её жизни, и в настоящее время она может посвятить поэзии больше времени. Тем не менее, она - увлекающийся человек, любит рыбалку, грибную охоту. Публикуется в районной газете, её стихи звучали на радио.
Как человека творческого её всегда привлекала к себе поэзия. Наряду с «большой родиной» (всей нашей страной) есть и «малая родина» - это край, где родился и вырос, первые детские впечатления о неповторимой красоте обычных, на первый взгляд, цветов, деревьев, реки, родника. Место, из которого в молодости уехал навсегда…
… Простую свою родословную
Из русской глубинки веду…
Вспоила вода родниковая,
Вскормила родная земля,
Взрастили с любовью, заботою
Родители – учителя…
Бирюч, Александровка, Троицкий –
Три таловских малых села
Любимой Воронежской области,
Где детство своё провела…
В Осинках, в Маклике, в Тишанке я
Творила свой путь трудовой…
Мне после любимой воронежской
Милее земли в мире нет…
Я славлю любимую Родину,
Великий российский народ…
( «Моя биография» - [2] – стр.4)
С нежностью и дочерней любовью она пишет о маме, которая много лет отдала школе и детям:
Голова твоя давно седая,
Но тебя я помню молодой.
Обо мне заботилась, родная,
Я в большом долгу перед тобой.
Ты мне песни с колыбели пела,
Сердца отдавала теплоту.
Я хочу, чтоб отплатить успела
За свою любовь и доброту…
Ты еще других детей учила
В сельской школе много-много лет
И свое здоровье положила
На алтарь их жизненных побед…
∗ ∗ ∗
И пускай, дорогая, из окон
В душу льется любви твоей свет.
Улыбайся ты мне издалека,
Каждым утром встречая рассвет.
( «Песнь о маме» - [2] – стр.76)
В строчках этого стихотворения – все то до боли родное, сокровенное. Нельзя не откликнуться на зов души поэта.
Заключение
Я закрыл последние страницы сборника стихотворений местных поэтов и задумался над властью слова. Благодаря текстам, мы узнаем мысли авторов. Тревога и боль за судьбу русского человека и земли, на которой мы живем, передалась и мне, читателю. И я подумал о том, какое счастье, что были и есть такие талантливые, совестливые, небезразличные люди, как наши местные поэты; какое счастье читать их стихотворения – пусть порой незатейливые, но в большинстве своем глубокие, мудрые, заставляющие нас думать, делающие нас умнее, добрее, чище. В стихотворениях, как в зеркале, отражается наша жизнь и мы, такие, как есть.
Не потому ли нам так легко запоминаются стихотворения наших поэтов, не потому ли сразу находит слово отклик в сердце каждого из нас?
Поэзия местных авторов через силу своего воздействия на душу человеческую, взращивает ее, незатейливо воспитывает, умудряет, врачует, укрепляет. Она как цвет незаметных и неведомых полевых цветов, а духовный смысл ее, как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы – запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее.
Читая стихи наших поэтов об отчем крае, о жизни людей, о родной природе, о детях - вы почувствуете, как горячо любят авторы свою родину и какие прекрасные посвящают ей стихи.
Рассмотренный материал позволяет сказать, что стихотворения бирюченских поэтов искренни и убедительны, впечатляющи. Мы понимаем, что нет ничего дороже родной земли, значит, никакие усилия не покажутся чрезмерными, чтобы ее сберечь и сохранить. Любовь к Родине равнозначна любви к матери, которую любят не за то, что она богата, красива и умна, но за то, что она есть.
Своими стихотворениями авторы прививают любовь к родной природе; приучают видеть, слышать природу, подмечать ее красоту, гармоничность, ощущать поэзию природы во всякое время года; призывают нас жить по совести, честно трудиться и любить землю, на которой нам суждено жить.
Меня приятно удивило, что многие стихотворения, несмотря на кажущуюся примитивность, имеют четкую систему стихосложения. Картины жизни нашей малой родины настолько обыкновенны, что сразу и не привлекают внимания. Но благодаря простому, естественному языку, поражающим воображение метафорам, неожиданным эпитетам, художественным деталям, образам, фигурам, выражениям осознается вдруг незаметная красота родного края.
Работая со стихотворениями, я по-новому увидел и познал не только наших поэтов, но и нашу землю, самого себя. Я понял, что каждый человек должен оказать хотя бы капельку нравственного влияния на потомков. Эти капельки образуют духовный родник человечества, к которому еще не раз будет возвращаться мир.
Выполнив эту исследовательскую работу, я ещё раз убедился в том, что творчество поэтов-земляков заслуживает нашего внимания.
Идет время, и уже молодая поросль Бирюча (Мякшева Ирина, Михеева Татьяна, Фуфаева Ирина) пытается создавать поэтические шедевры в школьных тетрадках. Так и должно быть! Поэзия - вечна.
Используемые источники
Используемая литература
Приложение 1
Сказка про Серого Зайку
Флейта и Ветер
Музыка космоса
Сказка "12 месяцев". История и современность
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись